Практические рекомендации «Активные формы работы на уроках курса ОРКСЭ»
учебно-методический материал по орксэ (4 класс)

Приёмы, позволяющие активизировать работу на уроках курса ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_formy_raboty_na_urokah_orkse.docx80.63 КБ

Предварительный просмотр:

Активные формы работы на уроках ОСЭ

Швайко Наталья Григорьевна (собрание материалов)

Много внимания уделяется групповой работе и работе в парах.

Сегодня я остановлюсь на некоторых формах и приемах работы в рамках данной технологии.

СЛАЙД. Формы работы:

Беседа. Но иногда встают такие вопросы (откуда причина всех бед?) Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.

Взаимные вопросы и задания группам. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. Распределение предпочтительно проводить в игровой форме (например, с помощью «черного ящика», «волшебной шляпы» или по аналогии с игрой в фанты).

Взаимообъяснение. НАПРИМЕР, УСТРОЙСТВО ХРАМА, ПРАЗДНИКИ

СЛАЙД. Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций.

СЛАЙД. Приемы работы

Творческая мастерская.

К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные работы. Например, календари и праздники религий мира, можно вытянуть жетоны, какую религию готовить и т.д.

Конечные результат: мини-проекты – книги, газеты, рисунки, фото выставка коллаж и пр.

Прием. Расшифруй слово. Используется при создании проблемной ситуации. (пример - листочки)

Прием. Ассоциации. Используется при объяснении нового материала, закреплении и рефлексии.

Обучающиеся в группах выбирают только те понятия или иллюстрации, которые относятся к изучаемой теме, объясняют значение понятий и выражают личностное отношение к данным явлениям. Группы на основе карточек составляют словарь по теме. Например: книга, трипитака, библия, завет, икона, коран, тексты, свеча, мечеть.

Составление словаря терминов и понятий.

Прием. Домино – состоит из карточек, каждая карточка разделена чертой на две части – на одной записано понятие, на другой – определение к другому понятию. (листочки-примеры)

  • СЛАЙД. ЭПИГРАФЫ
  • СЛАЙД. Прием. Кроссворды. (примеры - листочки)
  • СЛАЙД. Подбор ключевых понятий. (Родина, Отчизна,…)
  • СЛАЙД. ПОСЛОВИЦЫ (листочки – листочки)
  • СЛАЙД. РАБОТА С ТАБЛИЦАМИ (листочки – примеры)
  • СЛАЙД. Тесты (листочки – примеры)
  • СЛАЙД. Закончи предложение
  • СЛАЙД. Использование видео и аудиоматериалов. Данные материалы можно использовать на разных этапах урока: отрывки мультфильмов, фильмов, музыки. (Иисус Христос, гимны, запись молитв, песен, сказки - Морозко, Золотая Антилопа,..)

ПОДБОР КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ

Урок 2. "Культура и религия"

Ключевые понятия урока:

Родина, культура, религия

Родина – родители, друзья, соседи, земля, история, культура

Культура – правила, нормы, обычаи

Религия – вера, Бог, ангелы

РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ

  1. Восстанови пословицу, собери пословицу
  2. Подбери пословицу
  3. Соотнеси с понятием
  4. Раскрыть смысл пословицы

РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ

1. Подумайте, о чём говорится в пословицах:

а) У Бога всего много.

б) Любящих и Бог любит.

в) Тот не унывает, кто на Бога уповает.

г) Бог дал, Бог взял.

д) Кто любит Бога, добра получит много.

е) Кто к Богу, к тому и Бог.

2. Собери пословицы о Родине.

а) Родина, за, постоять, мать, за неё, умей.

б) Без родины, без песни, соловей, человек.

в) Родина, наша, чем, ничего. нет на свете, краше.

г) Мила, своя, и земля, горсти, в.

3. Смысловое значение. Пословицы и поговорки о совести, собранные В.И. Далем

Добро век не забудется.

Жизнь дана на добрые дела.

Добрая совесть — глаз Божий.

В ком стыд, в том и совесть (и страх).

Совесть без зубов, а загрызет.

Злая совесть стоит палача.

Душа не сосед, не обойдешь.

Виноватый винится, а правый ничего не боится.

  1. Работа над смысловым значением Заповедей.

Соотнеси пословицу и заповедь.

Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает

Не завидуй

Не ищи правды в других, коли её в тебе нет.

Не укради

Вору потакать – что самому воровать.

Не убивай

На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.

Не лги

Насилие яд для души

Почитай отца твоего и матерь твою.

  1. Прочитайте русские пословицы и поговорки. Какие пороки в них

высмеиваются? Подумайте и подберите добродетели, противоположные этим порокам.

пословица

порок

добродетель

1. На чужую кучу нечего глаза пучить

2. Над другом посмеялся, над собою поплачешь

3. Лишнего пожелаешь – последнее потеряешь

4. Без дела жить – только небо коптить

5. Как ни хорони концов, а выйдут наружу

РАБОТА С ТАБЛИЦАМИ

1. Распредели слова на две группы: молитва, дерзость, грех, соблюдение заповедей, смирение, пост, скупость, гордость, пост, обман, непослушание, обида, любовь к ближним, почитание законов, забота о родных.

Что помогает человеку быть ближе к Богу?

Что помогает человеку быть дальше к Богу?

Разделите слова на 2 группы:

Грехопадение, Воскресение Христово, Нагорная проповедь Христа, дарование людям закона Моисеева, Рождество Христово, крестная смерть Спасителя, крещение Христа в Иордане, великий поток, сотворение мира, искушение Христа в пустыне

События Ветхого Завета

События Нового Завета

;docid=c6aea5c4364901264514e5cbfe31b5fa&a=bi&pagenumber=11&w=524

РАБОТА С ТАБЛИЦАМИ

Урок 4. "Православная молитва"

1. Человек культурный и человек православной культуры. Они чем-то отличаются друг от друга? Оба работают над собой.

Отметь характерное свойство человека православной культуры. Закрась нужный квадрат (один).

Зачеркните тот квадрат (он один), в котором описано свойство, которое не может быть в человеке православной культуры

Много читает, ходит в театры и музеи, может рассказать о своих впечатлениях, дать оценку

Не толкается в общественных местах, при входе в общественный транспорт;

не хохочет во всё горло в общественных местах, не говорит громко, привлекая к себе внимание

Не ведёт пустых разговоров, не сплетничает, не разговаривает часами по телефону

Красиво ест, не объедается, не жадничает за столом, умеет пользоваться столовыми приборами, не выносит из-за стола куски

Внимателен к своему собеседнику, хорошо и заинтересованно слушает, не перебивает

Не спорит, уважительно относится к чужой точке зрения, умеет аргументировать свою точку зрения

Аккуратно, без вызова, но современно и, может быть, даже модно одет

Уважает чужой труд, бережно относится к его результатам, ему не придёт в голову портить вещи или памятники ни тем, чтобы у них что-нибудь отломить, ни тем, чтобы нарисовать графити

Выключает мобильный телефон на собраниях, лекциях, в театрах, тем более в церкви, не показывает, что он исключительно важный и занятой человек

Умеет сдержаться, не ответить хамством или просто грубостью на обидную выходку

Грамотно, красиво говорит и пишет, умеет высказать свои мысли на письме и устно

Умывается, чистит зубы, моет руки перед едой; следит за чистотой белья, одежды и обуви

Не показывает виду, но втайне гордится собой, что много потрудился, чтобы быть человеком культурным

Умеет признать свою вину, неправоту, не стыдится повиниться в этом, попросить прощения

Хранит память о предках, чтит их могилы, помнит о главных событиях отечественной и общечеловеческой истории, уважает жизнь, подвиги и добрые дела ушедших поколений

За лучшие качества, что находит в себе, за свои победы над собственными недостатками благодарит Бога

Соблюдает субординацию, знает своё место в общественной иерархии, но при этом не унижает себя, не лебезит, не заискивает перед вышестоящими и не унижает людей, уважает человеческое достоинство нижестоящих

Прочитай стихотворения. Определи и подпиши стиль обращения для каждого отрывка.

1. - Царь! - ответствует мудрец, -

Разочтёмся наконец,

Помнишь? за мою услугу

Обещался мне, как другу,

Волю первую мою

Ты исполнить, как свою.

Подари ж ты мне девицу. –

Шамаханскую царицу...

А.С. Пушкин

2. Майор к себе вызвал Леньку,

Взглянул на него в упор.

— По вашему приказанью

Явился, товарищ майор.

— Ну что ж, хорошо, что явился.

Оставь документы мне.

Пойдешь один, без радиста,

Рация на спине.

И через фронт, по скалам,

Ночью в немецкий тыл

Пройдешь по такой тропинке,

Где никто не ходил.

Будешь оттуда по радио

Вести огонь батарей.

Ясно?— Так точно, ясно.

— Ну, так иди скорей.

К. Симонов

3. Не смейте забывать учителей.

Ведь лучшее всё в нас —

От их усилий.

Учителями славится Россия.

Ученики приносят славу ей.

Не смейте забывать учителей.

А. Дементьев

4. Покосился повар:

"Ничего себе едок -

Парень этот новый".

Ложку лишнюю кладет,

Молвит не сердито:

- Вам бы, знаете, во флот

С вашим аппетитом.

Тот: - Спасибо. Я как раз

Не бывал во флоте.

Мне бы лучше, вроде вас,

Поваром в пехоте...

А. Твардовский

5. Завтра бой…

Шепчет юноша, скорбь затая,

Шепчет молитву.

Завтра утром в кровавую битву.

«Спаси, Господи, люди Твоя».

Завтра бой…

Федор Сологуб

Слова-подсказки: требование, просьба исполнить обещание, намек, молитва, приказ.

ТЕСТЫ

Урок 5. "Библия и Евангелие"

Тест

Как соотносятся между собой Библия и Евангелие?

а) Библия входит в состав Евангелия

б) Это две совершенно разные отдельные книги

в) Евангелие входит в состав Библии

г) Одна книга дополняет другую

Ветхий завет – это обещание Бога человеку, что…

а) В мир должен прийти спаситель

б) Прощения человеческому роду не будет

в) Близится конец света

г) Начнется новая жизнь

Евангелие в переводе означает «Благая весть». О чем эта «Благая весть».

а) О том, что в мир пришел Спаситель Иисус Христос

б) О рождении святых людей

в) О том, что добро победило зло

г) О хороших событиях

Что наиболее важное для христианина описано в Новом Завете?

а) Интересные истории и притчи

б) То, что подвиг Христа открыл человеку Небесное Царство

в) Обещания Богом Спасителя

г) То, что Христос приблизит людей к Богу

Тест

Вера в Бога

а) Никак не отражается на жизни человека.

б) Помогает людям жить, потому что вера укрепляет человека, делает его сильнее в сложных жизненных ситуациях, и человек знает, к Кому он может обратиться.

в) Делает жизнь человека труднее, потому что приходится соблюдать разные правила.

г) Вдохновляет людей на создание прекрасного: храмов, икон, картин, стихов, музыки...

Почему Бога называют Творцом?

а) Бог был Сам сотворен.

б) Он сотворил этот мир.

в) Он помогает людям в творчестве.

г) Он помогает людям в любви.

Почему всемогущий Бог не сделает так, чтобы в мире не было зла?

а) Он может все, кроме этого.

б) Господь дал людям свободу выбирать между добром и злом.

в) Он не хочет избавлять мир от зла.

г) Он хочет, чтобы в мире было и добро, и зло.

Тест

  1. Что заповедал делать Иисус Христос, чтобы зло не разрасталось в мире?

а) Злом отвечать на зло

б) С добрыми быть добрым, со злыми быть злым

в) Любить врагов

  1. Что составляет истинное богатство христианина?

а) То, что христианин лучше остальных

б) Духовные богатства, которые собираются на Небе, когда мы делаем добрые дела

в) Земные богатства

  1. Кого учил любить Иисус Христос?

а) Любить всех людей, даже врагов

б) Любить тех, кого нам хочется любить

в)Любить те, кто нас любит

  1. Какое сокровище нельзя украсть?

а) Которое никому не нужно

б) Которое человек собирает на Небе

в) Которое хорошо спрятано

Тест

  1. Как человек может сделать свою душу богаче?

а) Когда человека хвалят, его душа становиться богаче

б) Чем больше человек отдает людям, тем больше приобретает для своей души

в) Когда человек приобретает материальные блага, его душа становится богаче

  1. В чем главное отличие человека от животного?

а) Человек не отличается от животного ничем

б) Человек имеет дар слова, умеет мыслить, сострадать, делать добро, помогать нуждающимся

в) Внешний вид

  1. В чем проявляется «Образ Божий» в человеке?

а) В умении любить, в способности выбрать путь добрых дел и поступков

б) В недостойном поведении

в) В умении подстраиваться под текущую ситуацию

  1. Зачем Бог даровал человеку свободу?

а) Чтобы человек делал только то, что хотел

б) Чтобы человек свободно и добровольно вступал на путь истины и добра и мог, если захочет, выбрать для себя жизнь с Богом

в) Чтобы сделать жизнь человека проще

Тест «Устройство храма».

1. Что такое иконостас?

а) подставка для иконы

б) стена из икон, за которой находится алтарь

в) одна из боковых стен храма

2. Для чего нужен канун?

а) петь молитвословия, восхваляющие и славящие Бога

б) зажигать свечи для поминания умерших людей

в) в храме было ещё более красиво и весело от сияния многих свеч

3. Что значит кадить?

а) зажигать свечи

б) ходить во время службы

в) наполнять воздух благоуханным дымом

4. Почему врата в алтаре называют Царскими?

а) потому что в них в древности входили цари

б) потому что через них выносят Евангелие – благую весть о Христе-царе

в) потому что они богато украшены

Итоговый тест

Как вы думаете, почему христиане называют Бога «Отче», то есть «Отец»?

Потому что христиане считают, что Бог, как отец обязан помогать каждому человеку

Потому что хотят подчеркнуть, что, являясь детьми Бога, они лучше других

Потому что Бог любит людей, как отец

Что такое молитва?

Требование у Бога исполнения своих желаний

Обращение человека к Богу

Обращение Бога к человеку

Как вы понимаете слова «Да приидёт Царствие Твоё»?

Человек соглашается, чтобы Божия любовь и мир царили в его сердце

На земле Бог будет царствовать как земной правитель

На земле будет царствовать избранный иудейский народ

Молитву «Отче наш» еще называют Господней молитвой. Почему?

Она обращена к Господу.

Её даровал людям Господь Иисус Христос.

В ней говориться о Боге.

Урок 3. "Человек и Бог в православии"

Эпиграф к уроку:

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но всё в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Николай Гумилев

Урок 6. "Проповедь Христа"

Эпиграф к уроку:

Он поучал – не избирать

Путей широких, врат пространных,

Вводящих в пагубу, - входить

В сень узкими вратами

И трудно – тесным и путями;

Не осуждать, благотворить,

Радеть о скорбных, неимущих,

Благословлять врагов, клянущих

И ненавидящих любить…

Лев Мей

Урок 5. "Библия и Евангелие"

Эпиграф к уроку:

О, Книга книг! Кто не изведал,

В своей изменчивой судьбе,

Как ты целишь того, кто предал

Свой утомлённй дух - тебе!

Ты - правда тайны сокровенной,

Ты - откровенье, ты - завет,

Всевышним данный всей вселенной

Для прошлых и грядущих лет!

Брюсов В.Я.

Урок 4. "Православная молитва"

Эпиграф к уроку:

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

М.Ю. Лермонтов

Урок 9. "Православное учение о человеке"

Эпиграф к уроку:

Истлеет прах.

Но не исчезнет дух.

Он, облечённый,

Как в твердыню,

В слово, -

Свечою трепетною

Вспыхнет снова

Из вечности

Поверх земных разрух…

Эпиграф к уроку: Совесть всегда как друг остерегает прежде, нежели как судья наказывает.

Фонвизин Д. И.

ВОПРОСЫ

Контрольные вопросы

Отметьте, истинны или ложны следующие утверждения:

1. Нагорная проповедь прозвучала на берегу Галлилейского моря.

2. Духовный дом нашей веры может устоять только при условии послушания всему учению Христа.

3. Слово «блаженны» означает «счастливы».

4. Господь высоко ценит кротких людей и обещает им обновленную землю.

5. Только Бог может помочь человеку избавиться от греховных привычек.

6. Лучше терпеть несправедливые обвинения и гонения, чем отступать от принципов истины.

7. Христианство подобно свету в темноте.

8. Чтобы спасти грешников от их грехов, Христос отменил закон (10 Заповедей), которым они осуждены.

9. Иисус жил непорочной жизнью в человеческом теле и ожидает этого от нас.

10. Чтобы не оказаться несправедливым к другим, лучше предоставить Богу судить о делах и побуждениях людей.

11. Все, что сказал Иисус в этой проповеди, также верно и в наши дни.

12. Желаете ли вы быть «светом» и «солью» в этом мире?

КРОССВОРДЫ

Урок 11. "Заповеди"

3. Реши кроссворд:

Всенародное голосование.

Власть народа.

Основной закон государства?

Столица России.

Первый президент России.

Одна из ветвей власти России.

1.

Р

2.

О

3.

С

4.

С

5.

И

6.

Я

Урок 12. "Милосердие и сострадание"

Милосердие – милое, доброе, жалеющее сердце.

Сострадание - это умение понять боль другого человека и сочувствовать ему.

Притчи:

Придумай вопросы к словам кроссворда:

п

о

н

и

м

а

н

и

е

с

о

ч

у

в

с

т

в

и

е

м

о

р

а

л

ь

д

о

б

р

о

т

а

щ

е

д

р

о

с

т

ь

у

в

а

ж

е

н

и

е

с

о

с

т

р

а

д

а

н

и

е

с

в

о

б

о

д

а

с

о

п

е

р

е

ж

и

в

а

н

и

е

з

а

п

о

в

е

д

и

ПРОПОВЕДЬ – поучающая речь.

ЗАПОВЕДЬ – правило, закон, знание.

Закончи предложения:

1) В сострадании и милосердии нуждаются____________________________.

2) Каждый человек обязан быть милосердным, потому что______________.

3) Близкими нам являются _________________________________________.

4) Милосердие не выбирает людей по__________________________________.

Урок 13. "Золотое правило этики"

На доске выписаны слова:

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭТИКИ:

Для того, чтобы другие люди нас

любили, прощали, не осуждали, помогали нам ....

нужно, чтобы мы сами любили, прощали, не осуждали, помогали им

ИГРЫ и развлечения

Пасхальные игры.

Исключительно пасхальным развлечением было катание яиц, для чего приготовлялись специальные желобки, и опытные игроки выбирали яйца особой формы - что бы они легко разбивали другие яйца, а сами оставались целы.

РАБОТА С ПРИТЧАМИ

Способы использования притч в учебном процессе:

  • Составить характеристику героя;
  • Составить вопросы по тексту;
  • Инсценировка
  • Связь содержания притч с современной жизнью
  • Продумать концовку (незаконченный текст)
  • Выписать существенные качества;
  • Нарисовать иллюстрацию к тексту;
  • Вставить пропущенные слова;
  • Сформулировать основную мысль проблему;
  • Высказать свое мнение по поводу прочитанного;
  • Преобразовать текстовый материал в графический;
  • Составить план, конспект;
  • Словарная работа (поиск нужных или непонятных слов)

Урок 9. "Православное учение о человеке"

Чтение рассказа К.Ушинского «Чудный домик».

Чудный домик. К.Д.Ушинский Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются. В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, - на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.

Ответы: Домик – т _ _ о (тело) человека, Эконом – с _ _ _ _е (сердце), Зала – л _ _ _ _ е (легкие), Ставенки – г _ _ _ а (глаза), Хозяйка – д _ _ а (душа) человека

- А о ком же была вся загадка? Верно, о человеке.

Урок 10. "Совесть и раскаяние"

ГРИШИНА МИЛОСТЫНЯ
Все утро Гриша был весел и играл на дворе. Вдруг, в самый разгар его беготни за воробьями, у ворот показалась какая-то девочка в черной дырявой кофточке...
- Подай милостыньку Христа ради! — робко проговорила она.
Гриша в ту минуту собирался швырнуть камешком в воробьев, но остановился и подошел к девочке.
- Тебе хлеба надо? Да? — спросил он, зажимая камень в кулак. — Подставляй руку! И девочка доверчиво протянула к нему свою худенькую руку.
- На, бери! — крикнул шалун и положил ей в руку камень.
Девочка не бросила камня и ничего не сказала; она только посмотрела на серый камешек, потом взглянула на Гришу и, понурив голову, пошла дальше. Девочка ни словом, ни взглядом не обидела Гришу, а между тем Грише вдруг стало невесело.
Солнце так же ярко, небо так же ясно, и воробьи чирикают так же задорно — но Гриша и не смотрит на них... Гриша был вовсе не злой мальчик. Он просто слишком расшалился, захотел пошутить, но шутка вышла плохая.
Гриша бегом бросился в кухню, сам отрезал толстый ломоть хлеба и выбежал за ворота. Он взглянул направо, налево, — девочки нет.
Он все посматривал в поле, все думал: не покажется ли вдали девочка. Но ее нет!..
Подайте ему эту девочку! Подайте ему эту нищенку!.. Он даст ей хлеба, принесет ей булок, подарит ей все свои серебряные деньги, отдаст ей все свои игрушки, отдаст ей все, все — даже ружье и барабан!.. Но девочки нет! Гриша плачет, мнет в руках хлеб, и его горячие слезы капают на ломоть ржаного хлеба. И отчего она не бросила камень? Зачем ничего не сказала ему? Теперь ему, кажется, было бы гораздо легче, если бы девочка швырнула в него камнем или выбранила его как-нибудь... Но она только сквозь слезы посмотрела на него и на камешек и ушла... Отчего она так посмотрела на него?..
Грише хотелось бы хоть еще один разок увидеть эту девочку и вымолить у нее прощение за свою злую шутку...

(П. Засодимский)

Вопросы:

1. Какой поступок совершил Гриша? (злой)
2. А можем мы сказать, что он поступил бездушно? (да)
3. Почему Гриша заплакал и готов был расстаться с самыми дорогими вещами? (Он понял, что совершил злой поступок и пожалел об этом.)
4. Совершенно верно. Такое чувство ещё называют раскаяние. Гриша раскаялся в своей «злой шутке».
#1040; почему Гриша раскаялся? (Мальчик раскаялся потому, что ему стало стыдно, его стала мучить совесть?)
6. Как вы думаете, о каких нравственных качествах мы будем говорить сегодня? (О совести и раскаянии).

Притча об отце и сыне.

У доброго, всеми уважаемого отца был непутевый сын: людей обижал, старых не почитал, всякие несправедливые поступки совершал.
Совсем опечалился отец, подумал и сделал вот что. Взял большую гладкую доску и стал в нее гвозди вбивать: как совершит сын плохой поступок – вобьет один гвоздь, совершит другой – еще гвоздь, и так каждый раз по гвоздю.
Не успел оглянуться – как вся доска гвоздями утыкана стала. Призвал тогда отец сына и сказал: «Вот видишь, сынок, всю меру несчастья отцовского. Мне уж скоро в мир иной уходить. Как я могу такого недоброго сына людям оставить?»
Стыдно стало сыну, и он отвечает: «Клянусь, отец, отныне я буду только добрые дела творить». Так и повелось. Совершит сын доброе дело – отец один гвоздь вынимает, совершит другое – второй гвоздь долой, за ним третий и т.д. Быстро пролетело время. На доске не осталось ни одного гвоздя.
Гордый и довольный сын пришел к отцу и говорит: «Ну вот видишь, отец, я свое слово сдержал: люди видят от меня только хорошие дела, и доска осталась без единого гвоздя». На это отец с грустью ответил: «Это так, сынок. Гвоздей в доске не осталось ни одного, но посмотри на нее. Она вся испещрена зарубками от гвоздей. Так и раны на сердце отцовском оставляют рубцы навсегда. Ничто в нашей жизни не проходит бесследно».

1. Наступило ли раскаяние у сына перед отцом и людьми?
2. Исправил ли сын свои прошлые ошибки?
3. Стал жить сын в ладу со своей совестью?

Задание.

Внимательно посмотри на схему.

Покаяние (Раскаяние)

1. Сожаление о том, что сделано

2. Готовность исправить свой поступок и понести за него наказание

3. Твердое решение больше так не поступать

Как ты думаешь, почему для искреннего раскаяния важны все три составляющие?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Украл – Верни!
Солгал - Наберись
мужества и скажи правду!
Пожадничал - подари!
Сказал злое слово - попроси прощения!

Работа над притчей «Икона».

Косились в музее картины на икону и ничего не понимали:
- И зачем ее среди нас повесили? Ни ярких красок, ни красоты движения, ни живости изображения! Верно, черный квадрат?
Но черный квадрат ничего не отвечал. За молчанием он скрывал свою полную пустоту и поэтому слыл самым мудрым и даже таинственным. К тому же, благодаря своей цене, он был очень богат, и поэтому еще более уважаем.
Сама же икона была очень огорчена. И совсем не этими пересудами в
свой адрес. А тем, что люди шли мимо и просто смотрели на нее.
А она ведь была создана не для того, чтобы…

  • - Закончите притчу.

Урок 8. "Пасха"

Притча к уроку.

Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.

Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.

Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:

— Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?

Господь отвечал:

— Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы работы на уроках математики

Данная работа поможет разнообразить уроки, сделать их запоминающимися....

Использование активных форм работы на уроках русского языка

Методическая статья с фрагментами уроков русского языка...

Активные формы работы на уроке

Активные методы обучения (АМО) – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом....

Активные формы работы на уроках русского языка в начальной школе

Теоретические основы проблемы активности личности в обучении и активных методов обучения....

Формирование мотивации учения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке и во внеклассной деятельности

С целью развития познавательного интереса, формировния навыков беглого осознанного чтения, воспитания любви к книге были составлены кроссворды. Работа может быть индивидуальной, парной, групповой....