Конспект урока по ОРКСЭ "О чем рассказывает икона" 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Трач Елизавета Николаевна

Иконы сопровождали православного христианина от рождения и до смерти. Как истинную святыню её богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. По старинному русскому обычаю икона укреплялась на городских воротах, покровительствуя, таким образом, его жителям. Она вдохновляла русских воинов на полях ратных сражений. В горнице для иконы отводили красный угол - самое почётное место в доме.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Московской области

«КОРПОРАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Духовно-просветительский культурный центр имени просветителей славянских

Кирилла и Мефодия КУРО

ТЕМА:

«Священные образы. О чём рассказывает икона»

4 класс

                                                                      Автор: Трач  Елизавета Николаевна

учитель начальных классов

                                              Москва

                                               2024 г.

Задачи:

-дать знания об иконописи, её отличии от живописи, о содержании православных икон, средствах их создания, иконописцах;

-сформировать отношение уважения к объектам православного искусства на территории места проживания.

Тема: «Священные образы. О чём рассказывает икона»

Средства:

Учебное пособие, иллюстрации №№ 55-58; страницы учебника №№ 60-63.

Тип разработки: Урок открытия нового знания

Основные понятия: Святыня. Икона. Образ. Фреска. Мозаика.

Литература по теме:

  1. Шевченко Л. Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебник для учащихся начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Центр поддержки культурно-исторический традиций Отечества, 2020.
  2. Шевченко Л. Л. Основы православной культуры. Методическое пособие для учителя. – М.: Центр поддержки культурно-исторический традиций Отечества, 2023.
  3. Шевченко Л.Л. Духовно-нравственная культура. Основы православной культуры. Духовная азбука. Словари-минимумы. – М.: Центр поддержки культурно-исторический традиций Отечества, 2020.

ХОД УРОКА

1.Актуализация.  Проверка домашнего задания.

-Дети, ответьте на вопросы:

  • Что такое храм?
  •  Для чего люди приходят в храм?
  • Как называется главный собор Московского Кремля?
  • Какие Вы знаете соборы в Можайском г. о.?
  • Что называется в Православной Церкви Таинством?
  • Что вы видели в храмах?
  • Может ли православный христианин молиться без иконы? (слайд 3)

Дети отвечают на вопросы.

2.Введение новой темы: постановка проблемы.

чтение учителем отрывка из стихотворения 

М.Ю. Лермонтова «Казачья колыбельная песня”

“Дам тебе я на дорогу

 Образок святой:

 Ты его, моляся Богу,

 Ставь перед собой;

 Да, готовясь в бой опасный,

 Помни мать свою…

 Спи, младенец мой прекрасный,

 Баюшки-баю”

- Что давала мать сыну, который отправлялся в дальнюю дорогу, на войну?

- Что означает слово образок? (Образок - нательная икона с изображением святого заступника или семейного покровителя.) (Слайд 4)

Учитель. Иконы сопровождали православного христианина от рождения и до смерти. Как истинную святыню её богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. По старинному русскому обычаю икона укреплялась на городских воротах, покровительствуя, таким образом, его жителям. Она вдохновляла русских воинов на полях ратных сражений. В горнице для иконы отводили красный угол - самое почётное место в доме.

Постановка темы урока:

- Кто догадался, о чём мы узнаем на сегодняшнем уроке?

- Православный храм нельзя представить без икон и сегодня на уроке мы узнаем, о чём рассказывает православная икона, как готовится иконописец к написанию иконы, что такое фреска, мозаика, какие иконы находятся в храме города, в котором мы живём.

3.Объяснение нового материала. Знакомство с базовым текстом:

Чтение текста учебника «О чём рассказывает икона» стр. 60

(Ответы на вопросы стр. 61)

- Что называется иконой?

- Как готовился иконописец к написанию иконы?

- Что означает почитание иконы?

- Что называется фреской? Что мозаикой?

Рассказ подготовленного ученика об Андрее Рублёве и его творчестве:

Давным-давно жил в монастыре иконописец Андрей Рублев. Однажды задумал он написать радостную, добрую, светлую икону: изобразить самого Бога в образе святой Троицы (Бог Отец, Сын Божий и Святой Дух). Долго Андрей молился и вдруг увидел в сиянии света: три Ангела сидели перед чашей. Услышал слова: «Любовью должен соединяться человек с богом и ближними, тогда и уподобится он Святой Троице». Видение исчезло, и мастер приступил к работе. Так появилась икона «Троица» Андрея Рублева.

Чтение текста «Иконописцы» (стр. 62)

- Прочитайте текст «Иконописцы», рассмотрите иллюстрацию 57.

- Кто изображён на иконе? Почему Андрея Рублёва называют преподобным?

4.Работа над новым материалом.  

Представление иконы:

Работа с учебником стр.61.

Задание № 1. Прочитайте историю появления первой иконы.

- Рассмотрите иллюстрацию 56 и расскажи историю первой иконы. Объясните её название.

-Кто изображен на иконе? (Лик Христа)

-На чём изображен Лик?

-Почему он изображен на плате (полотенце)?

Задание № 2. Прочитайте стихотворение «Икона» К. Д. Бальмонта. Обсудите и подберите правильные ответы.

- Почему поэт называет икону тёмной? (Варианты ответов: икона старинная, от времени дерево темнеет. Следующая строчка даёт ответ»: «Сокрытого в небесной славе»)

- Почему он называет икону вечной? (На ней изображён Вечный Бог)

- Почему поэт называет икону живой? (С ней можно разговаривать, на ней изображён небесный мир)

- О какой мечте писал поэт? (О спасении)

Работа с учебником стр. 62. Представление иконы. Задание № 3

Дети читают описание иллюстрации 58.  Словарик иконописца.

Задание № 4 стр. 62.

- Назовите иконы, которые находятся в храмах Можайского г. о. Есть ли среди них икона «Спас Нерукотворный»?

Рассказ учителя.

Знакомство детей с храмами и иконами, которые находятся в родном городе.

 Икона «Спас Нерукотворный» в Спасо-Бородинском монастыре (Подмосковье, Можайский г. о.)

Россия, Подмосковье, Спасо-Бородинский монастырь на Бородинском поле, близ д. Семеновское, храм Спаса Нерукотворного.

Икона принадлежала Ревельскому полку. Перед походом 1812 года этой иконой генерал Александр Тучков благословил свою супругу и, с согласия сослуживцев, оставил икону у нее.

В память о погибшем в Бородинском сражении генерале и всех бородинских героях жена генерала начала строить храм. В 1818 году началось возведение усыпальницы Тучкова. Она была спроектирована в форме античного мавзолея и украшена лепкой и картинами на военную тему. В 1820 году ее освятил архиепископ Московский Августин (Виноградский). Над правым клиросом Маргарита Тучкова собственноручно установила полковую икону Спаса Нерукотворного Образа, впоследствии прослывшую чудотворной. В 1833 году был основан и Спасо-Бородинский женский монастырь, который стал популярен по всей России. Множество паломников посещало небольшой монастырь и поклонялось чудотворной святыне.

-Можайский округ славится различными храмами и соборами, но самым главным считается Никольский собор в г. Можайск.

Никольский собор. Икона Николая Чудотворца.

Рассказ учителя.

Самый захватывающий вид на величавое здание Никольского собора открывается, если въезжать в Можайск с запада по знаменитой Старой Смоленской дороге, по которой двинул на Москву свои войска Наполеон после Бородинского сражения. Ныне в пределах города Старая Смоленская дорога так и называется — Бородинская улица.

Обретение образа Николы Можайского

По легенде, однажды во время осады Можайска монголо-татарами, святитель Николай был воочию явлен горожанам в небе над Кремлевским холмом. В одной руке он держал меч, а в другой... крепость целиком — явился святой защитник Можайска, вскоре враг в панике бежал.

В знак благодарности местный умелец вырезал образ Николая Чудотворца из толстой дубовой доски. Так появился образ свт. Николая, известный как образ Николы Можайского. Выстроенная на холме в конце XVI века церковь была посвящена святителю Николаю.

Позже Никольским стали звать надвратный храм Воздвижения Креста Господня, построенный во второй половине XVI века и имевший придел, где хранился образ святителя Николая.

Этот храм обрушился по ветхости в 1844 году, был заменен новым и переосвящен в честь святых апостолов Петра и Павла, однако в городском обиходе сохранил имя Старо-Никольского. Таким образом, на Кремлевской горе около сорока лет стояли бок о бок два Никольских соборных храма — старый и новый.

Строительство Нового Никольского собора в Можайске началось в конце 70-х годов XVIII столетия и с перерывами продолжалось более трех десятилетий, вплоть до 1814 года. Это была самая цветущая пора екатерининской эпохи. Автором проекта предполагают Алексея Бакарева, одного из учеников Матвея Федоровича Казакова, либо знаменитого русского архитектора Василия Ивановича Баженова.

5.Подведение итогов урока: 

-Что называется иконой?

-О чём нам может рассказать икона?

-Как православным мастером создается икона?

-Что называют образом?

-Что называется фреской? Что – мозаикой?

-О каких иконах мы говорили сегодня на уроке?

-Какие иконы есть в вашем доме?

Дети отвечают на вопросы учителя.

6.Домашнее задание.

Подготовить рассказ про икону в вашем доме по выбору: Иисуса Христа, Богородицы Марии, Православных праздников, Святых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект-урока по ОРКСЭ ( модуль ОПК)- 4 класс. "Золотое правило этики"

Данный материал можно использовать при подготовке к уроку по ОРКСЭ в 4 классе ( модуль ОПК)...

Конспект урока по ОРКСЭ " Семейные праздники" 4 класс

Конспект урока по ОРКСЭ " Семейные праздники" в 4 классе. К уроку разработана презентация....

Конспект урока по ОРКСЭ "Защита Отечества", 4 класс.

Цель: привить чувство патриотизма и гордость за свою РодинуПланируемые результаты: Предметные:Иметь представление о святых защитниках Родины.Иметь представление о справедливых войнах.Уметь п...

Конспект урока по ОРКСЭ "Семейные традиции", 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование  нравственной  культуры  детей; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям. Планируемые результаты:Предметные:- знать ...