ОРКСЭ , Урок №2, модуль «Основы православной культуры» Тема: «Культура и религия»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Кожина НадеждаВладимировна

Урок №2 по учебному предмету ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры»

Тема: «Культура и религия», технологическая карта урока к учебнику Васильевой О.Ю.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока184.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №2, модуль «Основы православной культуры»

Тема: «Культура и религия»

Учитель ОПК: Кожина Надежда Владимировна, 2024 г.

Технологическая карта урока.

  1. Организационная информация

Название предметного модуля

Название раздела

ОРКСЭ.

Модуль « Основы православной культуры»

Автор УМК

Васильева О.Ю., учебник в 2х частях, Ч.1

  1. Методическая информация

1.

Тема урока

Культура и религия

2.

Содержание темы урока

Культура. Культурный человек. Традиция. Религия. Религиозная культура. Вера. Православная культура вокруг нас. Православные праздники.

3.

Методы и приемы реализации содержания урока

Беседа, смысловое чтение, самостоятельная работа с материалом учебника, работа в парах, творческая работа с иллюстративным материалом, словарями, ИКТ.

4.

Возраст обучающихся:

10-11 10-11 лет, 4 класс

5.

Целевые ориентиры:

Цель : формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями «культура», «религия», «православие».

Задачи :

- формировать представление о разнообразии культурных традиций; показать связь культуры и религии; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура», «религия», «православие».

- расширение кругозора, умение вести диалог; усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культуры.

- воспитывать бережное отношение к духовным и материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни.

- расширить словарный запас обучающихся.

Целевой ориентир на личностный результат:

Бережное отношение к духовным ценностям, доверие и уважение к истории и культуре православного народа.

Целевой ориентир на метапредметный результат:

  • самостоятельность суждений; в волевой сфере: осознанность поведения и самоконтроля.
  • умение работать в группах в роли лидера и простого участника группы
  • умение осуществлять самоконтроль и контроль результатов работы партнёров
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования других точек зрения

  • расширение кругозора, развитие у обучающихся речи, живого образного мышления.

Целевой ориентир на предметный результат:

Усвоение первоначальных сведений об особенностях культуры православной религии ; взаимосвязь русской культуры и православия; умение наблюдать , фиксировать , сравнивать ,выделять характерные особенности православной культуры . Знакомство с культурными традициями православия. Бережное и уважительное отношение к культуре православия.

6.

Планируемые результаты:

Иметь представление о культуре, традициях, религии, православной вере. Расширение кругозора, развитие у обучающихся речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений; волевой сферы: осознанности поведения и самоконтроля.

Личностный результат

Воспитывать доброжелательность, милосердие, терпимость. Расширять кругозор, словарный запас.

Метапредметный результат

Умение работать в группах.

Формирование умения выделять главную мысль в тексте, умение выделять ключевые слова.

Предметный результат

Познакомить с понятиями «культура», «религия», «православие».

7.

Материально-техническое оснащение

Доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Культура и религия», рабочие листы, словари.

8.

ЦОРы (цифровой образовательный ресурс)

;eid=34&displayformat=dictionary «Клевер» Лаборатория урок 2

;displayformat=dictionary ссылка на дополнительное задание к уроку 2

Приложение. Культура и религия
Приложение

Приложение. Культура и религия

Викторина

Приложение. Культура и религия

«В помощь учителю Православной культуры»

рабочий лист к уроку 2

презентация к уроку 2

душеполезное чтение. Детская страничка. История, подаренная Ангелом

9.

Список использованной литературы

1. Методические материалы Стрельцовой И. М, г. Ефремов.; Разумной Н.В., Абрамовой Л.Т. находящиеся в свободном доступе в сети Интернет.

2. Методические рекомендации по реализации модуля «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ».- Выпуск 1. Авторы-составители Г.А. Шешерина, И.Н. Кирсанов, Р.Х. Лубянкина, Иерей Игорь Груданов.- Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010. – 96 с.

3. Учебник по курсу «Основы православной культуры» (4 класс, в 2х частях). М.: Просвещение, 2023, Ч.1 – 127 с., О. Ю. Васильева

Основные этапы организации учебной деятельности

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

#1054;рганизационный момент. Мотивация учебной деятельности обучающихся

2. Проверка домашнего задания.

Учитель задает вопросы по пройденной теме:

Что такое Родина?

Показать на карте РФ, какие народы проживают нашей страны.

Что объединяет народы России?

Какие ценности являются значимыми во все времена?

Какая культура является культурой большинства жителей России?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Работают с картой.

3. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

Учитель создает проблемную ситуацию.

Отгадайте ребус

(Слайд 2)

Называют отгадку (Культура)

Добавляем слово на доску:

КУЛЬТУРА

Формулируют с помощью учителя тему и цели урока.

Отвечают на вопросы.

Рассказывают, что знают о культуре, опираясь на ранее полученные знания

4. Усвоение новых знаний

- Да, сегодня мы будем говорить о культуре и не только, но начнем мы именно с этого слова. Давайте найдем значение этого слова в словаре.

- Составим с вами синквейн слова «КУЛЬТУРА».

Учитель формулирует задание.

Синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

-Ребята, вы часто слышите слова «культурный человек». Кого так называют? (слайд 3)

- Давайте прочитаем в учебнике на стр. 12, что об этом писал А.П. Чехов. (слайд 4)

- Первоначально слово «культура», пришедшее к нам из латинского языка, было связано с земледелием (слайд 5), а в современном мире оно означает всё, что создано человеком в области науки, техники, искусства, человеческих взаимоотношений (слайд 6).

- Важно было все эти знания передавать следующим поколениям.

Для этого как раз и существует «традиция» (слайд 7). Ещё одно латинское слово, буквально означающее «предание», то есть передача культуры от старшего поколения к младшему. Давайте посмотрим в учебнике на стр. 13 объяснение этого слова Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

- Ребята, почему важны традиции? Русский народ создал удивительные православные традиции (слайд 8). Какие вы знаете православные традиции?

Рождество, славление Христа, колядки (слайд 9)

Прощеное воскресение (слайд 10)

Великий пост, «постное меню» (слайт 11)

Благовещение, традиция выпускать птиц (слайд 12)

Пасха, освящение крашеных яиц и куличей (слайд 13)

- В нашей стране живут люди, у которых разные религии. Но в основе культуры русского народа лежит православная вера (слайд 14).

«Вера»- это то, во что верит человек, его убеждения.

Веру в Бога вместе с её внешними проявлениями, делами, поступками человека называют «религией» (слайд 15). Верующий человек старается выразить свои религиозные чувства и убеждения в делах. Мы видим множество примеров того, как эти убеждения воплощаются в великолепные произведения искусства: в иконы (слайд 16), в картины (слайд 17), в замечательные здания храмов и монастырей (слайд 18), а так же в прекрасную музыку.

- Давайте прочитаем с вами в учебнике раздел «Это важно» на странице !7 о религии.

- О чем нам говорит религия?

Верно, религия нам говорит о взаимоотношениях Бога и человека, объясняет нам о том, как возник мир, каков смысл жизни человека, что такое добро и зло.

Религия- это очень древнее явление. Не было такого периода в жизни человечества, когда её не существовало. Это говорит о том, что человек всегда ощущал потребность связи с Богом. Несмотря на различные изменения, происходившие со странами и народами, религия оставалась важной частью жизни людей, даже когда вера в Бога подвергалась гонениям.

- В мире существует много религий, даже в нашей стране живут люди разных религиозных убеждений. Какие религии вы можете назвать?

- Существуют три мировые религии: Христианство, ислам и буддизм.

Иудаизм, христианство и ислам считают образцом по-настоящему верующего человека древнего праведника по имени Авраам. Именно по этому эти религии называют авраамическими.

Христианская традиция, которую изучаем мы, называется православием.

Существуют и другие направления христианства. Самые известные из них возникли в Западной Европе: католичество и протестантизм. Они серьезно отличаются от православия и не являются традиционными вероисповеданиями в нашей стране, хотя немногие их последователи живут в нашей стране.

Итак, сделаем вывод, что мы уже узнали о культуре и религии:

- Что такое культура?

- Как человек создает культуру?

- Почему важны традиции?

- О чем говорит религия?

Отвечают на вопросы учителя.

Работа в группах. Каждая группа работает с Толковым словарем или Энциклопедией. Отыскивают и зачитывают значение слова «Культура».

Высказывают свои предположения. Например, синквейн может звучать так:

#1050;ультура

#1052;атериальная, духовная

#1042;озникла, создана, сохранилась

#1046;изнь дана на добрые дела.

#1062;енность

Работа с учебником стр.12

Работают с учебником стр. 13

Изучают содержание учебника стр. 14-16, отвечают на вопросы, высказывают свои предположения

На доску дополняется словарик новых слов:

ТРАДИЦИИ

ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА

РЕЛИГИЯ

ВЕРА

ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА

Демонстрация слайдов из сети Интернет или фото в учебнике

Работают парами с текстом учебника стр. 17

Ответы учеников на вопросы учителя

Ответы учеников на вопросы учителя

5. Первичное закрепление знаний

- Выполните задания в рабочих листах, работаем самостоятельно. Затем проверяем ответы друг друга. (Приложение 1. Рабочий лист)

Работа в парах. Оценивают работы товарищей.

6. Итог урока.

Рефлексия

- Подведем итог урока. Считаете ли вы себя культурным человеком? Почему?

- В заключении урока давайте составим синквейн со словами «Православная вера», так как мы составляли в начале урока со словом «культура»

При необходимости в ходе урока учитель может использовать дополнительный материал из Приложения #1044;ополнительная информация.

-Подведем итоги нашей работы. Дополните, пожалуйста, фразы

1. На уроке мне больше всего понравилось…

2. На уроке мне не понравилось…

3. Из урока мне запомнилось…

4. Мне захотелось узнать больше о...

Ответы учащихся.

Коллективная работа. Составляют синквейн и записывают его на доске. Например:

  1. Религия
  2. Христианская, православная, традиционная.
  3. Возникла. сохранилась, передается.
  4. С Богом пойдешь-до блага дойдешь.
  5. Традиция.

Подводят итог урока. Оценивают свою работу и работу товарищей

#1044;омашнее задание.

- Выберите и запишите себе любое задание:

Учебник стр. 19. Подготовьте ответы на вопросы :

1) №2: Есть ли в вашей семье какие-либо традиции? Если есть, то подготовьте об этом рассказ или презентацию.

2) №3: Являются ли ваши родители (бабушки, дедушки) верующими людьми? Если «да», то какую религию они исповедуют? Что вы знаете об этой религии?

3) Или прочитайте текст на «раздаточном материале» священника Николая Епишева «История, подаренная Ангелом» и ответьте на вопросы к тексту. (Приложение 3. «История, подаренная Ангелом» Никаолай Епишев)

- Спасибо за работу на уроке! Расскажите дома своим родителям, что нового и интересного вы сегодня узнали.

Учащиеся выбирают и записывают домашнее задание.

Приложение 1. Рабочий лист.

Приложение 2. Дополнительная информация.

Культура

Жизнь требует от человека определенного отклика на происходящее. Пошел дождь — нужно взять зонт, а для начала его изобрести. Стало холодно — нужно надеть теплую одежду, а до этого ее изготовить, а еще раньше — придумать технологию изготовления. Появился рядом другой человек — нужно начать с ним взаимодействовать, а до этого — выработать способы, определить цели такого взаимодействия. Речь идет о человеческой культуре.

Исходя из сказанного, кратко культуру (лат. — возделывание) можно определить как сознательную реакцию человека и определенного человеческого общества на факты, события и обстоятельства жизни.

Основными составляющими культуры являются:

  • жизненные ценности (ключевые понятия, цели, ориентиры);
  • нормы поведения (система нравственных норм, норм этикета и др.);
  • артефакты (произведения культуры).

Произведения культуры обычно определяются жизненными ценностями и нормами поведения, которые есть в данном обществе.

Некоторые формы культуры не прижились и/или не сохранились в человеческой памяти. А многие прижились, сохранились, сформировали культурную традицию.

Традиция — это набор культурных обычаев какого-то человеческого сообщества: страны, региона, народа, семьи, которые передаются из поколения в поколение.

Традиции позволяют новому поколению не затрачивать время и силы на открытие того, что уже давно открыто, а воспользоваться тем, что создано раньше. И употребить время и силы на поддержание и развитие культуры.

Культуру можно условно разделить на материальную и духовную.

Материальная культура — это искусственно созданный человеком предметный мир, который удовлетворяет его материальные потребности. К сфере материальной культуры относится техника, технологии, дома, дороги, мебель, одежда, здания, транспортные средства, предметы быта, приборы и оборудование, инструменты, сооружения...

К сфере духовной культуры можно отнести мораль, образование, науку, философию, религию, искусство. То, каким образом человек воздействует на свой внутренний мир и на мир вокруг, чтобы удовлетворить свои духовные потребности, — это и есть духовная культура.

Духовная культура возникает потому, что человек не ограничивает себя только внешним опытом. А признает основным духовный опыт, из которого он живет, любит, верит и оценивает все вещи. Этим внутренним духовным опытом человек определяет смысл и высшую цель материального мира.

Духовная культура проявляется через различные способы реализации (выражения) добра: ответственность, порядочность, милосердие, жертвенность, совестливость.

Говоря, в первую очередь, о духовной культуре, академик Д. С. Лихачев писал:

«Культура – это святыни народа, святыни нации».

Культура призвана возвышать человека, развивать его, делать духовно богаче.

Религия

Жизнь требует от человека ее осмысления. Во все времена были люди, которые осмысляли и воспринимали жизнь религиозно. Религия (одно из значений, лат. — связывать, воссоединять) — форма и способ связи человека и Высшего Существа (Бога). Это система представлений о Боге, мире и человеке.

Религия утверждает, что ни мир, ни жизнь людей не существуют сами по себе, автономно. Но наоборот — зависят от Бога.

На вопросы: «Кто такой Бог? Каковы отношения между Ним и человеком и как они реализуются? Каково предназначение человека?» — каждая религия отвечает по-своему.

Целый ряд религий предполагает существование множества божеств, которых человек должен умилостивить, принося жертвы.

Есть монотеистические религии, которые исповедуют, что Бог — один единственный (от греч. монос — один; теос (феос) — Бог). Это христианство, ислам и иудаизм — авраамические религии, они имеют общего родоначальника, праведного Авраама (XIX-XVII вв. до н.э.). Вместе с тем представления о едином Боге у них различаются. Взгляды на предназначение человека и на норму взаимоотношений между Богом и человеком у них тоже различны.

Источники (то есть то, откуда произошла религия) религий не одинаковы. Православное христианство считается религией богооткровенной, т.е. не выдуманной людьми, а данной им Самим Богом. Бог Сам открывает знания о Себе, Сам определяет цель, способы и содержание общения с человеком, Сам активно участвует во взаимодействии с ним.

Другие религии рассматриваются православием или как результат только лишь человеческого восприятия действительности, или как итог повреждения, искажения богооткровенной религии.

Есть распространенное мнение, что все религии говорят об одном и том же разными способами. Но человек, исповедующий православное христианство, считает такое утверждение ложным. Невозможно считать одинаковыми представления об одном Боге в трех Лицах (в православии) и об одном Боге в одном лице (в исламе, иудаизме). Невозможно отождествить представление об Иисусе Христе как об истинном воплотившемся Боге (в православии), представление о Нем как пророке-чудотворце (в исламе) и отвержение Его (в иудаизме).

Вместе с тем у большинства религий есть и общие ценности:

  • духовное измерение жизни (в противовес материализму);
  • близкие по содержанию нравственные нормы.

Так получается платформа для взаимопонимания и взаимодействия разных религий. Религиозные люди могут найти много общего и с нерелигиозными людьми, ориентированными на высокие нравственные идеалы.

Религия немыслима без веры в Бога. Поэтому часто «религия» и «вера» употребляются как синонимы.

Вера в Бога — это уверенность в Его существовании, доверие Ему, Его промыслу (то есть Его замыслу о человеке и помощи на этом пути). Это верность Богу и Его Заповедям.

Вера требует своего проявления. «Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» — говорит Библия (Соборное послание апостола Иакова, 2 -я глава, 17-й стих).

Религиозная культура

Проявление веры в Бога возможно рассматривать как религиозную культуру — составляющую духовной культуры.

Религиозная культура может выражаться в:

  • системе ценностей;
  • нравственных нормах и способах поведения;
  • письменности и литературе;
  • живописи;
  • архитектуре;
  • прикладном искусстве;
  • музыкальном творчестве;
  • обрядовых традициях.

На протяжении всей истории человечества великие писатели, поэты, композиторы, художники обращались к религиозной теме в своем творчестве. Таким образом религиозная культура стала неотъемлемой частью мировой культуры.

Православная культура

Православная культура – не только то, что можно увидеть и услышать в православных храмах: иконы, фрески, архитектура; церковные песнопения, священные тексты. Но и то, что реализуют своей жизнью, творчеством и образом мыслей православные христианине: богословские истины, моральные принципы, христианские обычаи.

В России православие и его культура имеют особую значимость. Благодаря православному христианству сформировалась основа богатейшей культуры России — как собственно православной, так и светской, и народной. Это признается и научным сообществом, и представителями государственной власти. Так, 6 мая 2012 года на церемонии возвращения чтимого списка (копии) Иверской иконы Божией Матери Русской Православной Церкви президент России В. В. Путин отметил:

«Сегодня не лишним будет вспомнить, что без Русской Православной Церкви невозможно себе представить ни российской государственности, ни нашей культуры».

Во всех странах мира, где исповедуется православие — Греции, Кипре, Польше и др. — есть основной общий стержень православной культуры, но есть и свои особенности. А в России сложилась уникальная традиция русского храмового зодчества, школы иконописи, церковная литература, знаменное пение.

Немалая часть устного народного творчества (пословиц и поговорок, былин, сказаний и др.) создана под влиянием православия и стала частью православной культуры.

Православие оказало влияние и на светскую культуру России — на творчество выдающихся писателей (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского и др.), живописцев (И. Е. Репина, В. Д. Поленова, В. М. Васнецова, М. В. Нестерова и др.), композиторов (П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и др.).а

Под влиянием православной культуры сложились светские нормы нравственности и традиционные духовно-нравственные ценности России: человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством (см. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года). Таким образом, понимание основ православия дает ключ к пониманию культуры России в целом.

Культурный человек (человек как носитель культуры)

Культура важна не только сама по себе, но и как ценность, которую воспринимает человек и пропускает через себя. В противном случае культура осталось бы только «на бумаге» — внешним, безжизненным явлением. Эти слова относятся как к светской культуре, так и к религиозной. В том числе, и к православной культуре.

Если человек вобрал в себя и реализует (применяет) в жизни высокие проявления нравственности, образованности, воспитанности, — его называют культурным человеком.

Культурный человек может быть как религиозным, так и нет. Культурный человек необязательно обладает энциклопедическими знаниями в разных областях, но всегда — внешне и внутренне — проявляет уважение к людям, чуткость, сострадательность.

Как воспитать культурного человека? С раннего детства прививать ему высокую культуру.

На это, в частности, нацелен предмет «Основы религиозных культур и светской этики» и, в том числе, модуль «Основы православной культуры».

На основе выбора родителей (законных представителей) ребенок будет приобщаться к культурным традициям основных религий России или высоким светским нормам нравственности.

Православная культура вокруг нас

Православная культура окружает ребенка везде в повседневной жизни.

Представим, что ребенок идет в воскресенье (день недели, в который православные христиане вспоминают воскресение из мертвых Господа Иисуса Христа) 2022 года (летоисчисление от Рождества Христова) по Богородской (в честь Пресвятой Богородицы) улице города Троицка (в честь Святой Троицы) и слышит колокольный звон (призыв обратиться к Богу) Тихвинской церкви (в честь Тихвинской иконы Божией Матери), подает монетку бездомному, сидящему около храма (проявление милосердия — важнейшей христианской добродетели) и слышит слово «спасибо» (от «Спаси Бог») или «благодарю» (воздавать благодарность, одаривать благом в ответ— важнейшее понятие и действие в православной традиции).

Даже не осознавая, ребенок приобщается и становится передатчиком православной культуры. А наш предмет помогает ему лучше понимать значение окружающих понятий.

Выбирая модуль «Основы православной культуры», родители (законные представители), причем, зачастую, некоренные жители нашей страны, хотят чтобы их дети приобщились именно к традиционной системообразующей культуре России.

Библиотека для учителя

«Всё человеческое закончится ничем»: 25 сильных цитат Святейшего Патриарха Алексия II

Видео (для учителя)

Воспроизвести видео

Культура и религия. Видеоролик к учебному курсу «Основы православной культуры»

Воспроизвести видео


Приложение 3. «История, подаренная Ангелом» Никаолай Епишев

ИСТОРИЯ, ПОДАРЕННАЯ АНГЕЛОМ

Солнце взошло и через открытое окно заглянуло в комнату. Его лучи забегали по лицу Алеши и разбудили его. Он встал, быстро оделся и выбежал во двор умываться. Холодная вода из колодца быстро прогнала остатки дремы. По дорожке к калитке шла бабушка Неонила, торопясь к обедне.

– Бабушка, бабушка! – радостно закричал Алеша, подбегая к ней и обнимая ее.

Перекрестив внука, бабушка сказала:

– Алеша, я пошла на службу в церковь, скоро приду, а ты оставайся со своим Ангелом Хранителем.

Бабушка ушла в церковь, и тут только Алеша сообразил, что не успел спросить у бабушки, где же этот Ангел, который должен с ним остаться? Оглянувшись вокруг и увидев, что рядом никого нет, он подумал, что Ангел, наверное, хочет поиграть с ним в прятки, и пошел искать его.

Где бы он мог быть? Проходя мимо умывальника, Алеша заметил, что большой черный жук барахтается в воде и никак не может выбраться.

«Как же ты попал сюда?» – подумал Алеша, подставляя жуку широкую, похожую на мост щепку. Взобравшись на нее, жук отряхнулся от воды, расправил крылья и, благодарно жужжа, полетел к лесу. Алеша помахал ему вслед и отправился дальше. Ангела нигде не было видно. Проходя мимо кустов смородины, Алеша услышал жалобное и тихое мяуканье. Заглянув под куст, мальчик увидел соседского котенка Барсика. «Маленький, потерялся, наверное, и дороги домой не нашел», – подумал Алеша.

«Как же ты один всю ночь в темноте просидел?» Он взял котенка на руки и побежал к соседскому дому. Войдя во двор, Алеша увидел на крыльце миску с молоком и посадил рядом с ней Барсика.

«Ешь, Барсик!» – Алеша погладил котенка, и тот благодарно замурлыкал...

А где же Ангел? Алеша направился к своему дому. Подойдя к калитке, он увидел двух маленьких птичек, которые вились и щебетали у корней большого дерева. Подойдя поближе, Алеша увидел совсем маленького птенца, выпавшего из гнезда. Птицы-родители с тревожным щебетом метались над своим птенцом, не зная, как ему помочь. Алеша посмотрел вверх и подумал: «Какое высокое дерево! Пожалуй, эта задача будет потруднее, чем вытащить из воды жука и отнести домой соседского котенка». Перекрестился Алеша, посадил птенца за пазуху и со словами: «Господи, благослови!» осторожно полез вверх. Лезть было трудно, птенец за пазухой изредка бился и пощипывал Алешу своим клювом. «Подожди, не мешай», – шептал мальчик, осторожно переставляя ноги. Ну, вот и гнездо. Еще миг, и птенец сидит на своем месте, а счастливые родители с радостным щебетом кружат вокруг гнезда.

– Что ты там делаешь на дереве? – вдруг слышит Алеша вопрос и видит, что под деревом стоит бабушка Неонила и смотрит на него.

– Бабушка, бабушка, здесь птенец упал! – Алеша, как мог, быстро слез с дерева и подбежал к бабушке. – Где же он?

– Кто – он? – спрашивает бабушка.

– Да Ангел, с которым ты меня оставила!

Бабушка улыбнулась и присела на лавочку возле калитки.

– Садись, Алеша! Слушай. Давным-давно жил на свете преподобный Агафон. Жил он в уединении и приходил в город только за тем, чтобы продать свое рукоделие и купить хлеба. Однажды, придя в город, он увидел на площади больного, оставленного всеми. Почувствовав глубокое сострадание к нему, он на деньги, полученные от продажи рукоделия, нанял хижину и стал ухаживать за больным, пока тот не поправился, а затем, радуясь сделанному добру, возвратился к себе в пустыню… Вот так, Алеша, – сказала бабушка, прижав к себе внука и целуя его в лоб, – сострадание к страждущим и желание помочь слабым делает человека подобным Ангелу.

Николай Епишев

Задания к тексту.

  1. Светской или религиозной культуры придерживалась бабушка Алеши? Почему вы так считаете? Найдите подтверждение в тексте Урока 2 вашего учебника (стр.12-19).
  2. Почему бабушка привела Алеше пример про святого Агафона?
  3. Можно лисказать, что Алеша был подобен ангелу?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пасха презентация к уроку по модулю "Основы православной культуры" курс ОРКСЭ

В данной презентации говорится о праздновании православного праздника Пасхи. Цель формирования понимания значения "ПАСХА" для православных людей....

Конспект урока по курсу ОРКСЭ 4 класс (модуль "Основы православной культуры")

Урок по курсу ОРКСЭ (Модуль "Основы православной культуры") 4 класс....

Презентация урока по курсу ОРКСЭ 4 класс (модуль "Основы православной культуры")

Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ (Модуль "Основы православной культуры") 4 класс....

УРОК ОРКСЭ 4 КЛАСС. МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ».

УРОК ОРКСЭ 4 КЛАСС, МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. ТЕМА "ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭТИКИ"...