Человек в религиозных традициях мира.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Урок ОРКСЭ
Тема: Человек в религиозных традициях мира.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ
МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
Урок ОРКСЭ
Тема: Человек в религиозных традициях мира.
Вишневская Ирина Леонидовна,
учитель начальных классов
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ШКОЛА №4 ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ»
Ясиноватая 2020
Тема: Человек в религиозных традициях мира.
Цель: освоение учащимися знаний об основных традициях и действиях верующего человека в религиозных традициях мира; развитие у учащихся ценностного отношения к поведению религиозных людей.
Задачи:
1 Сформировать представления о молитве, таинствах, намазе, мантре.
2 Воспитание уважительного отношения к священным религиозным традициям.
3 Способствовать развитию коммуникативных способностей учеников, умению
аргументировано отстаивать свою точку зрения.
4 Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учеников.
5 Воспитывать толерантность, уважительное отношение к мировым религиям и их представителям.
Оборудование урока: ПК, проектор, тетради, аудиозаписи молитв иллюстрации по теме.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
– Ребята у нас на уроке присутствуют гости, Повернитесь к ним, улыбнитесь и поздоровайтесь. Присаживайтесь.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте,
И на уроке не зевайте!
II. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
– Ребята, на сегодняшнем уроке нам предстоит разобраться, как человек представлен в религиозных традициях мира.
Для начала, я хочу познакомить вас с одной притчей.
В одном городе проживал мудрец. Слух о его мудрых советах разлетелся по всему миру. Один человек очень завидовал такой славе и решил проучить мудреца.
Человек поймал мотылька на лугу и сомкнул его в ладонях. Пришёл к мудрецу и спросил, живой ли мотылёк в его руках или мёртвый. А сам подумал, если скажет, что живой, сразу прихлопну мотылька и опровергну его слова. И тогда все увидят, что не такой он уже и мудрый.
Мудрец внимательно посмотрел на человека и понял, что тот задумал, и казал ему: «Всё в твоих руках».
СЛАЙД 2
– Какова основная мысль притчи?
– Что значат для вас слова «Всё в твоих руках».
– Каждый человек, когда приходит в мир, имеет выбор стать ему добрым или злым, стать умным или остаться глупым, быть отзывчивым или чёрствым.
– На уроке нам предстоит найти ответы на следующие вопросы:
– Кто такой человек?
– Что связывает человека и религию?
– Что является одним из главных действий верующего человека?
– Как о человеке и его роли говорят в разных религиозных традициях?
– Прежде чем начать работу, назовите основные религиозные культуры.
СЛАЙД 3
(Православная, исламская, буддийская, иудейская)
III. Работа над новым материалом.
– Для того, чтобы материал урока усвоился лучше, работать будем составлять кластеры. Вспомогательные слова находятся на доске. (Молитва, намаз, мантра, таинства, обряды, Библия, Коран, Тропитака, понятие о Боге, Тора)
1. Человек в православной культуре.
СЛАЙД 4
Чтение учителем стихотворения «Человек»
Человек есть Образ Божий.
И слуга, и господин
Меж собою так похожи –
Бог для всех людей один!
И богатый, и бедняк –
Бог к ним милостив и благ.
Бог их любит, бережёт.
И к спасению ведёт.
– В православной религии говориться о большой любви Бога к человеку.
– А как появился человек на Земле?
СЛАЙД 5
( Просмотр видеофрагмента «Предвечный совет»)
– Что было решено на Предвечном совете? (Создать человека «по образу Нашему и по подобию Нашему»)
СЛАЙД 6
– Зачем Бог создал человека?
– Какими качествами наделил Бог человека?
– В чём состоит подобие Божие в человеке?
– Ребята, сможете ли вы сразу ответить на эти вопросы или затрудняетесь?
– Я предлагаю просмотреть видеофрагмент о Богоподобии человека, а потом вернуться этим вопросам.
СЛАЙД 7
( Просмотр видеофрагмента Богоподобии человека)
( Учащиеся отвечают на поставленные вопросы)
– Как же человек общается с Богом? (Он молится)
–Давайте дадим определение «молитва» (Обращение верующего к Богу)
– Когда человек молится? (Когда ему плохо, когда чего-то просит, когда за что-то благодарит)
СЛАЙД 8
(Прослушивание записи «Православная молитва»)
– Люди разных религий также читают молитвы
– Для того чтобы быть ближе к Богу у православных христиан существую таинства, в других культурах – обряды.
СЛАЙД 9,10,11,12
– Запишите в тетради подзаголовок «Таинства», далее записываем и обсуждаем:
– Таинство крещения;
– Таинство причащения;
– Таинство покаяния;
– Таинство венчания.
– Это только некоторые таинства в православной религии.
– Как вы думаете, откуда люди узнают, как им поступать, как правильно жить по законам их религии? ( Из священных книг)
– Как называется священная книга в православии?
Это удивительная древняя книга, в которой собраны небольшие по объему 66 книг. Она писалась примерно 1600 лет и ее писали около сорока людей разного сословия: врач, пастух, рыболов, царь, сборщик налогов и многие другие люди... (Библия)
– Каждый христианин должен каждый день читать Библию.
СЛАЙД 13
Составление кластера
Православие
молитва таинства понятие Бога Библия
Представление учащимися проекта « Праздники православной культуры»
2. Человек в иудейской культуре.
– История происхождения человека у иудеев такая же, как и в православной культуре. Еврейский народ верит в то, что он избранный.
– Главное предназначение для иудеев – хранение Завета с Богом.
– Для иудеев молитва имеет тоже большое значение.
СЛАЙД 14
(Просмотр видеофрагмента «Иудейская молитва»)
СЛАЙД 15
– Иудеи по закону субботний день посвящают Богу. Соблюдение субботы называется шаббат. Иудеи в этот день не выполняют никакой работы и молятся в синагогах.
СЛАЙД 16,17,18,19
Обряды:
– Появления нового взрослого еврея;
– Свадебный обряд;
– Обряд жертвоприношения (Капарот);
– В иудейской культуре есть тоже священная книга, и она называется... (Тора).
СЛАЙД 20
Составление кластера
Иудаизм
молитва обряды понятие Бога Тора
Представление учащимися проекта « Праздники иудейской культуры»
IV. Физкультминутка.
V. Продолжение работы по теме урока.
3. Человек в исламской культуре.
– В исламе считается, что человек создан Богом (Аллахом),аналогично с предыдущими культурами, на шестой день.
Всё что создано Аллахом, создано ради человека, он должен слушаться Бога и выполнять его волю.
– Священная книга мусульман – Коран, в нём по дням прописано как нужно служить Аллаху.
– В исламской религии существуют обязательные молитвы 5 раз в день (намаз).
СЛАЙД 21
(Просмотр видеофрагмента «Мусульманская молитва»)
Формы служения Богу:
– В священный месяц Рамадан мусульманин должен воздерживаться от пищи и питья до наступления темноты;
– Раз в год мусульманин обязан принести пожертвование в свою общину;
– Пожертвование называется закят – это определённый процент от дохода. Малоимущие освобождены от закята.
СЛАЙД 22,23,24,25
Обряды:
– Пятикратная молитва;
– Имянаречение;
– Свадьба;
– Паломничество в Мекку.
– Священной книгой у мусульман является…(Коран)
СЛАЙД 26
Составление кластера
Ислам
намаз обряды понятие Бога Коран
Представление учащимися проекта « Праздники мусульманской культуры»
4. Человек в буддийской культуре.
– Буддизм – это самая древняя религиозная культура. По мнению буддистов, мир никто не «сотворял». Реки, озёра, материки, животные и всё, сто находится вокруг было всегда.
– Люди – это лишь оболочка для несовершенной души.
– У буддистов тоже есть некое подобие молитвы, но она не обращена к Богу, поскольку понятие Бога у буддистов нет. Эта молитва обращена на самоустановку, к своему сознанию и называется она мантра.
СЛАЙД 27
(Просмотр видеофрагмента «Буддийская молитва»)
– Как вы думаете, что значит самоустановка или мантра? (Освободиться от посторонних мыслей, достичь просветления)
– Мантра – это священные слоги, которые произносят вслух, про себя или шепотом. Буддисты верят, что произнесение мантр помогает очистить ум от трех «ядов»: гнева, неведения и алчности.
СЛАЙД 28,29,30,31
Обряды:
– Дзу-урал – светильный обряд;
– Вымаливание хорошей погоды;
– Ритуал медитации;
– Свадьба.
– У буддистов есть своя священная книга, она называется... (Трипитака).
СЛАЙД 32
Составление кластера
Буддизм
мантра обряды нет понятия Бога Трипитака
Представление учащимися проекта « Праздники буддистской культуры»
5. Обобщение.
СЛАЙД 33
– Перед началом работы мы поставили вопросы к уроку
– Кто такой человек?
– Что связывает человека и религию?
– Что является одним из главных действий верующего человека?
– Как о человеке и его роли говорят в разных религиозных традициях?
– Ребята, сможете ли сейчас ответить на эти вопросы? (Учащиеся своими словами отвечают на вопросы урока)
VI. Рефлексия
СЛАЙД 34
–А теперь проведём небольшой самоанализ.
Мне больше всего понравилось...
Мне больше всего запомнилось...
Что меня удивило?
Активен ли я был на уроке или мне нужно больше стараться?
СЛАЙД 35
Спасибо вам за работу и ваше внимание.
VII. Домашнее задание.
Рассказать родителям о том, что вы узнали на уроке.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Молитва
намаз
мантра таинства обряды
Библия
Коран Тропитака
понятие о Боге
Тора
Православие
Иудаизм Ислам
Буддизм
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человек в религиозных традициях мира
Презентация к уроку РКСЭ модуля Основы мировых религиозных культур...

Конспект урока по теме "Человек в религиозных традициях мира".
Виды деятельности на уроке - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, подготовка рассказа.Основные термины и понятия урока - молитва, таин...

Человек в религиозных традициях мира. 4 класс.
Презентация предназначена для урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме "Человек в религиозных традициях мира"....
Урок по ОРКСЭ "Человек в религиозных традициях мира".
Авторская разработка....

Человек в религиозных традициях мира
Однажды Иисуса Христа спросили о том, какая самая главная среди множества заповедей. Он сказал, что важней всего любовь к Богу и к человеку: «Люби ближнего, как самого себя»....

Конспект по предмету "Основы мировых религиозных культур", тема: "Человек в религиозных традициях мира"
Данный конспект является зачётной работой курса повышения квалификации "Научно-методические основы преподавания модуля "Основы мировых религиозных культур" комплексного курса ОРКСЭ"...

