Конспект урока по ОРКСЭ тема "Семья"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Семья.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: формировать образовательные компетенции учащихся (информационные, коммуникативные и др.) через доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.
Учебные задачи, направленные на достижение:
1) личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
2) метапредметных результатов обучения:
познавательные УУД - развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, использование) ;
регулятивные УУД - формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения ;
коммуникативные УУД - формирование умения взаимодействовать в группах.
–3) предметных результатов обучения:
- раскрытие понятия «семья», выявление его отличительных признаков,
- обогащение словарного запаса, развитие речи, мышления, творческого воображения,
- воспитание уважения к членам своей семьи.
Используемое оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, музыкальное сопровождение.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте поприветствуйте друг друга, настройте себя на рабочий лад: улыбнитесь друг другу, прикоснитесь своей ладошкой к ладошке своего соседа по парте и пожелайте друг другу успехов.
II. Подготовка к изучению нового материала
- Ребята, сегодняшний урок я начну с загадок. Отгадайте их и скажите, о чём именно пойдет речь на уроке?
Кто в семье со всеми дружен?
Кто всегда нам очень нужен?
Кто готовит, шьет, стирает
И почти не отдыхает?
Кто заботится о нас
Каждый день и каждый час? (Мама)
Детям он решит задачу,
Отвезет семью на дачу.
Починить готов утюг,
Если тот сломался вдруг.
Сильный, ловкий и отважный,
После мамы - самый важный! (Папа)
Он стар, но это ничего,
Его добрее нет.
Он папа папы моего
А для меня он… (Дед)
Она совсем не старая,
Хотя уже седая.
Я сяду с нею рядышком:
Расскажи мне сказку, дорогая… (бабушка)
Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас ещё прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне… (сестренка)
Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна… (Семья)
- И так вы молодцы, отгадали загадки, скажите мне, пожалуйста, о чём пойдёт речь? Правильно речь пойдёт о семье?
III. Сообщение темы урока.
Что мы должны узнать по данной темы? (Что такое «семья»? Для чего люди создают семью? Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить?)
IV. Актуализация знаний обучающихся
- Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи.
-Какое определение вы бы дали понятию «семья»? (Семья – это дом, в котором ты живешь, папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат)
(ответы 2 учащихся)
- Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова С.И и узнаем о происхождении этого слова.
Работают с толковым словарём:
Словарь Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
- Итак, семья - это люди, которые никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.
- А у вас семья большая? Расскажите о своей семье. (Ученики рассказывают о своих семьях).
-Кого вы представляете, когда слышите «моя семья»?
-А для чего человеку семья? (Ответы детей)
- В ваших ответах прозвучала одна простая и верная мысль – для счастья.
Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.
В семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.
Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.
Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства.
В России существует праздник Всероссийский день семьи. Отмечают его 8 июля. Символом праздника стала ромашка - этот простой полевой цветок издревле считался на Руси символом любви. Праздник совсем молодой, отмечать его стали с 2008 года, но корни его уходят в далекое прошлое.
Историческая справка. (Презентация).
Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр, который во время сражения убил змея, но вовремя битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает. И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни.
Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не могли смириться, с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание.
Но вскоре начались в Муроме несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию.
Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. Пётр и Феврония - православные покровители семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака.
- Ознакомившись с историей возникновения праздника День семьи, давайте, подумаем, что объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?
Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. У каждого члена семьи – должна быть своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство. |
Ответ: Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.
- Давайте, с вами подумаем, какая семья может считаться
« дружной»? (На доску вывешивается карточка с надписью «дружная семья»)
- О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них «Как появилась дружная семья».
Легенда о дружной семье. (Презентация)
«Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…»
IV.Физкультминутка
Наша дружная семья:
Мама, папа, брат и я.
Спортом любим заниматься,
И, конечно, закаляться.
Мы - счастливая семья,
Мама, папа, брат и я.
Индивидуальная работа с доски подбором качеств дружной семьи.
- Все внимание на доску, ребята, какими качествами должна обладать дружная семья?
- Прочитайте названия этих качеств: ДОБРОТА, ЗАБОТА, ПОМОЩЬ, ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ДОВЕРИЕ, ДРУЖБА.
- На основании этих качеств выделим основные правила в семье:
- Уважайте мнение всех членов семьи.
- Старайтесь понять каждого и если надо простить.
- Никогда не смейтесь над кем-то.
- Уважайте родственников.
- Почитайте родителей, и т. д.
-Вот когда каждый член семьи если будет следовать этим правилам, то в семье всегда будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.
- Какие важные вопросы должна решать каждая семья? (Презентация)
- Итак, семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.
V. Изучение нового материала, работа с учебником
Прочитайте, и объясните , как связаны друг с другом слова: род, семья, любовь.
- А зачем человеку нужна семья? (Ответы детей)
Читает подготовленный ученик.
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно! Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
- В ваших ответах прозвучала одна простая и верная мысль – для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья: счастье материнства и отцовства.
- В вашей жизни какую роль играет семья? Какие ценности должны преобладать в семье, чтобы она была счастливой?
- Любовь - это главное качество, которое объединяет всех членов семьи. Если человек ощущает на себе любовь и заботу близких, знает, что в любой жизненной ситуации он найдет помощь и поддержку в семье, то он чувствует себя уверенным, защищенным, сильным. Важно, чтобы теплота человеческих отношений, взаимопонимание, привязанность, сочувствие среди членов семьи были взаимными. Тогда семья будет крепкой и дружной, и не страшны ей никакие невзгоды.
Послушайте китайскую притчу. (Презентация)
Жила-была на свете одна семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что эта семья была особая – мир и лад царили в ней и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого императора. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в то село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился император. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Лишь три слова были начертаны на бумаге.
Император прочел и с удивлением спросил: «И всё?»
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил: « И мира тоже».
- Интересно как вы думаете, какие слова были написаны на листочке? (Любовь, прощение, терпение).
- Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи. А чем семья отличается от другой группы людей? Можно ли наш класс назвать семьей? (Нет, потому что у класса нет совместного хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношений).
Вывод. Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье.
VI. Физкультминутка (Для глаз).
- Итак, мы выяснили, что семья – это прочный союз любящих, духовно близких и равноправных людей, у которых нормой отношения являются уважение, доверие, взаимопомощь, общие взгляды. В каждой семье существуют свои традиции.
VII. Работа по книге.
- Прочитаем статью, и ответим на вопрос, зачем семье нужны традиции?
-Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.
-Традиции семьи – понятие широкое. В него входят семейные праздники, семейные обеды и многое другое, объединяющее всех членов семьи.
- У вас в семье, какие традиции? (Ответы учащихся).
VIII. Закрепление пройденного материала
- Теперь, ребята давайте мы с вами нарисуем рисунок на тему «Моя семья».
IX. Итог урока. Ребята, я считаю, что урок не прошел бесследно. Вы многое узнали, были активными. Хочу поблагодарить вас, и закончить урок такими словами пожеланиями.
Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи.
Приложение.
Рисунки учащихся на тему «Моя семья».
Используемая литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"
Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть, как учитель формирует у учащихся УУД на различных его этапах....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.
Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.
Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."
Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"
Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.
Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24
Цель урока: раскрытие понятия духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...











