Конспект урока по ОРКСЭ тема "Семья"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Коспект урока по предмету ОРКСЭ тема "Семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семья511.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Семья.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: формировать образовательные компетенции учащихся (информационные, коммуникативные и др.) через доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.

Учебные задачи, направленные на достижение:

1) личностных результатов обучения:

формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

2) метапредметных  результатов обучения:

познавательные УУД - развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, использование) ;

регулятивные УУД -  формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения ;

коммуникативные УУД - формирование умения взаимодействовать в группах. 

–3) предметных результатов обучения:

раскрытие понятия «семья», выявление его отличительных признаков,

- обогащение словарного запаса, развитие речи, мышления, творческого воображения,

- воспитание уважения к членам своей семьи.

Используемое оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, музыкальное сопровождение.

ХОД УРОКА   

 

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте поприветствуйте  друг друга, настройте себя на рабочий лад: улыбнитесь друг другу, прикоснитесь своей  ладошкой к ладошке своего соседа по парте и пожелайте друг другу успехов.

II. Подготовка к изучению нового материала

- Ребята, сегодняшний    урок  я    начну  с  загадок.  Отгадайте их и скажите, о чём именно пойдет речь на уроке?

Кто  в  семье  со  всеми  дружен?

Кто  всегда  нам  очень  нужен?

Кто  готовит,  шьет,  стирает

И  почти  не  отдыхает?

Кто  заботится  о  нас

Каждый  день  и  каждый  час? (Мама)

        

Детям  он  решит  задачу,

Отвезет  семью  на  дачу.

Починить  готов  утюг,

Если  тот  сломался  вдруг.

Сильный,  ловкий  и  отважный,

После  мамы  -  самый  важный!   (Папа)

Он  стар,  но  это  ничего,

Его  добрее  нет.

Он  папа  папы  моего

А  для  меня  он…  (Дед) 

Она  совсем  не  старая,

Хотя  уже  седая.

Я  сяду  с  нею  рядышком:

Расскажи  мне сказку, дорогая…  (бабушка)

Радость  в  глазах,  в  глазах  удивленье,

В  семье  у  нас ещё  прибавленье!

В  доме  у  нас  появилась  девчонка!

Теперь  я  ей  брат,  а  она  мне…  (сестренка)

Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой —

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна…    (Семья)

- И так вы молодцы, отгадали загадки, скажите мне, пожалуйста, о чём пойдёт речь? Правильно речь пойдёт о семье?

III. Сообщение темы урока.

     Что мы должны узнать по данной темы? (Что такое «семья»? Для чего люди создают семью? Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить?)

IV. Актуализация знаний обучающихся

- Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи.

-Какое определение вы бы дали понятию «семья»?  (Семья – это дом, в котором ты живешь, папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат)

 (ответы 2 учащихся)

- Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова С.И и узнаем о происхождении этого слова.

Работают с толковым словарём:

Словарь Ожегова С.И.: 
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

- Итак, семья - это люди, которые никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.

- А у вас семья большая? Расскажите о своей семье. (Ученики рассказывают о своих семьях).

-Кого вы представляете, когда слышите «моя семья»?

-А для чего человеку семья? (Ответы детей)

 - В ваших ответах прозвучала одна простая и верная мысль – для счастья.

  Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

В семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.

Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства.

В России существует праздник Всероссийский день семьи. Отмечают его 8 июля. Символом праздника стала  ромашка - этот простой полевой цветок издревле считался на Руси символом любви. Праздник совсем молодой, отмечать его стали с 2008 года, но корни его уходят в далекое прошлое.

Историческая справка. (Презентация).

   Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр, который во время сражения убил змея, но вовремя битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает. И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни.

Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не могли смириться, с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание.

Но вскоре начались в Муроме несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию.

Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. Пётр и Феврония - православные покровители семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака.

  - Ознакомившись с историей возникновения праздника День семьи, давайте,  подумаем, что объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. У каждого члена семьи – должна быть своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.

Ответ: Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.

- Давайте, с вами подумаем, какая  семья может считаться

 « дружной»? (На доску вывешивается карточка с надписью «дружная семья»)

- О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них «Как появилась дружная семья».

Легенда о дружной семье. (Презентация)

     «Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…»

IV.Физкультминутка              

Наша дружная семья:

Мама, папа, брат и я.

Спортом любим заниматься,

И, конечно, закаляться.

Мы - счастливая семья,

Мама, папа, брат и я.                

 Индивидуальная работа с доски  подбором качеств дружной семьи.

- Все внимание на доску, ребята, какими качествами должна обладать дружная семья?

Прочитайте названия этих качеств: ДОБРОТА, ЗАБОТА, ПОМОЩЬ, ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ДОВЕРИЕ, ДРУЖБА.

- На основании этих качеств выделим основные правила в семье:

  • Уважайте мнение всех членов семьи.
  • Старайтесь понять каждого и если надо простить.
  • Никогда не смейтесь над кем-то.
  • Уважайте родственников.
  • Почитайте родителей, и т. д.

-Вот когда  каждый член семьи если будет следовать этим правилам, то в семье всегда  будут  царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

- Какие важные вопросы должна решать каждая семья?  (Презентация)

        

- Итак, семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.

V. Изучение нового материала, работа с учебником

    Прочитайте, и объясните , как связаны друг с другом слова: род, семья, любовь.

- А зачем  человеку  нужна  семья? (Ответы детей)

Читает подготовленный ученик.

Семья  -  это  счастье,  любовь  и  удача,

Семья  -  это  летом  поездки  на  дачу.

Семья  -  это  праздник,  семейные  даты,

Подарки,  покупки,  приятные  траты.

Рожденье  детей,  первый  шаг,  первый  лепет,

Мечты  о  хорошем,  волненье  и  трепет.

Семья  -  это  труд,  друг  о  друге  забота,

Семья  -  это  много   домашней  работы.

Семья  -  это  важно! Семья  -  это  сложно!

Но  счастливо  жить  одному  невозможно!

Всегда  будьте  вместе,  любовь  берегите,

Обиды  и  ссоры  подальше  гоните,

Хочу,  чтоб  про  вас  говорили  друзья:

Какая  хорошая  ваша  семья!

- В ваших ответах прозвучала одна простая и верная мысль – для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья: счастье материнства и отцовства.  

- В вашей жизни какую роль играет семья? Какие  ценности должны  преобладать  в  семье,  чтобы  она  была  счастливой?

        - Любовь  -  это  главное  качество,  которое  объединяет  всех  членов  семьи.  Если  человек  ощущает  на  себе  любовь  и  заботу  близких,  знает,  что  в  любой  жизненной  ситуации  он  найдет  помощь  и  поддержку  в  семье,  то  он  чувствует  себя  уверенным,  защищенным,  сильным.  Важно,  чтобы  теплота  человеческих  отношений,  взаимопонимание,  привязанность,  сочувствие  среди  членов  семьи  были  взаимными.  Тогда  семья  будет  крепкой  и  дружной,  и  не  страшны  ей  никакие невзгоды.

Послушайте китайскую притчу. (Презентация)

Жила-была на свете одна семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей  всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что эта семья была особая – мир и лад царили в ней и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.

        Дошел слух об этой семье до самого императора. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в то село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился император. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Лишь три слова были начертаны на бумаге.

Император прочел  и с удивлением спросил:  «И всё?»

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил: « И мира тоже».

- Интересно как вы думаете, какие слова были написаны на листочке? (Любовь, прощение, терпение).

- Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи. А чем семья отличается от другой группы людей? Можно ли наш класс назвать семьей? (Нет, потому что у класса нет совместного хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношений).

                Вывод. Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье.

VI. Физкультминутка  (Для глаз).            

                 

    - Итак, мы выяснили, что семья – это  прочный  союз  любящих,  духовно  близких  и  равноправных  людей,  у  которых  нормой  отношения являются   уважение, доверие, взаимопомощь,  общие  взгляды.  В каждой семье существуют свои традиции.

VII. Работа по книге.

- Прочитаем статью, и ответим на вопрос, зачем семье нужны традиции?

-Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

-Традиции семьи – понятие широкое. В него входят семейные праздники, семейные обеды и многое другое, объединяющее всех членов семьи.

- У вас в семье, какие традиции? (Ответы учащихся).

VIII. Закрепление пройденного материала

- Теперь, ребята давайте мы с вами нарисуем рисунок на тему «Моя семья».

IX. Итог урока. Ребята, я считаю, что урок не прошел бесследно. Вы многое узнали, были активными. Хочу поблагодарить вас, и закончить урок такими словами пожеланиями.

Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи.

        

Приложение.

Рисунки учащихся на тему «Моя семья».

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_3236.JPG                  C:\Users\Admin\Desktop\IMG_3238.JPG

        

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_3235.JPG

        

Используемая литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"

Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть,  как учитель формирует у учащихся УУД на различных  его этапах....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...