Разработка урока "Христианская семья"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Красикова Ольга Владимировна

Разработка урока "Христианская семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hristianskaya_semya.docx227.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                           

Муниципальное образовательное учреждение

«Мостовская основная общеобразовательная школа»

Регистрационный номер работы  54915.2.1.2024

Методическая разработка по предмету

«Основы религиозных культур и светской этики»

Тема : «Христианская семья»

 4 класс

                                    Урок разработали

   учителя начальных классов:

Красикова Ольга Владимировна,

Поважнюк Анастасия Сергеевна

                                                                                     

с. Мостовка, 2024 г.

     

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в

Дальневосточный Федеральный Округ

Министерство образования и науки Российской Федерации

ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания

и работы с детьми и молодёжью до 20 лет

«За нравственный подвиг учителя»

Красикова Ольга Владимировна, Поважнюк Анастасия Сергеевна

Название работы: «Христианская семья»

Номинация:

Лучшая методическая разработка по предмету: Основы религиозных культур и светской этики.

Краткая аннотация работы

      Урок разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основными положениями учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Урок соответствует целям, обеспечивающим реализацию личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов к обучению обучающихся.

При планировании урока большое внимание уделяется организации работы обучающихся на уроке, предполагается смена деятельности детей на уроке. Использование игровых моментов на разных этапах урока позволяет активно включить учащихся в учебную деятельность, активизировать познавательную деятельность. Игра помогает донести трудные материалы в доступной форме.
         В нашем обществе не во всех семьях закладываются правильные основы воспитания, поэтому детей, начиная с малого возраста, нужно призывать задумываться об основополагающих семейных ценностях: любви, доверии, уважении,  взаимопомощи, доброте и понимании. В настоящее время, когда во многих российских семьях остаются невостребованными духовно-нравственные ценности, роль школы по формированию у детей ценностного отношения к семье и семейным традициям возрастает. Большие возможности в семейном воспитании, в воспитании будущего семьянина открывает педагогу реализация курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Данная методическая разработка помогает  духовно-нравственному воспитанию школьников. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.

В совместной деятельности с учителем обучающиеся найдут ответы на вопросы: как должна рождаться семья, как люди должны относиться друг к другу  в семье; как создать крепкую и дружную семью; познакомятся с образцом супружеских отношений в православной семье на примере семьи последнего русского царя Николая II .

Урок построен на принципах наглядности и прочности, дифференцированного подхода, доступности, сохранения и укрепления здоровья.

В уроке  использованы элементы технологий личностно-ориентированного подхода в обучении, информационно-коммуникационные технологии, здоровье сберегающие технологии. Применение данных технологий позволяет осуществлять развивающее обучение, совершенствовать речемыслительную деятельность обучающихся, коммуникативные умения и навыки, прививать навыки здорового образа жизни, активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить мотивацию к изучению темы.

На уроке применяются следующие методы обучения:

- по источнику знаний: словесный, практический, наглядный, работа с учебником;

- по уровню познавательной активности: репродуктивный, частично-поисковый;

- по способу организации работы: под непосредственным руководством учителя, совместная работа, самостоятельная работа, групповая, парная;

- по характеру стимулирования: поощрение, поддержка, взаимоконтроль.

Формы организации деятельности обучающихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая. 

Использование различных форм организации деятельности обучающихся в рамках урока способствует достижению поставленных учителем целей и задач, влияет на взаимоотношения не только обучающихся и педагога, но и на взаимоотношения между самими обучающимися.  

Урок сопровождается презентацией, включающей необходимый материал к основным этапам урока: 

- психологический настрой на урок;                                                                                                

- тема урока и цели;
-  актуализация знаний учащихся;

- изучение нового; 
- задание для закрепления изученного;

- физкультминутка;

- рефлексия;

-домашнее задание.

Оформление слайдов привлекает внимание учеников начальной школы, эффекты анимации акцентируют внимание детей на главном. Содержание слайдов направлено на обеспечение условий для успешного достижения детьми целей урока. Урок с применением интерактивной доски позволяет сделать учебное занятие мобильным, ярким и насыщенным за счёт рационального использования учебного времени, позволяет учителю разнообразить приёмы обратной связи, провести самоконтроль учебных достижений школьника.

Технологическая карта урока

Предметная область: ОРКСЭ «Основы православной культуры»  

Автор учебника: А.В. Кураев

Тема урока: Христианская семья

Тип урока: Изучение нового материала.

Класс: 4

Цель урока:  Создание содержательных и организационных условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний по теме « Христианская семья»

 Задачи урока:

 1. Объяснить, что такое христианская семья; рассказать, какие качества необходимы  ее членам - мужу и жене, детям.

 2.  Поговорить с ребятами о том, что такое настоящая любовь, без которой невозможна счастливая семья; рассказать о Таинстве венчания.

 3.  Обсудить с детьми ценности христианской семьи на примере жизни святых Петра и Февронии и святых царственных страстотерпцев.

 4.  Рассказать о радости, которую дает многодетная семья.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- развитие  положительной  мотивации  и познавательного интереса к изучению темы;
- развитие чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания  чувствам родных людей;
-развитие навыков сотрудничества с педагогом и сверстниками;
- осознание своей социальной роли в семье  и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.
- умение ценить и принимать следующие семейные  ценности:  «любовь», «верность», «семья».

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

а) познавательные:
-развитие умения ориентироваться в учебнике и других источниках: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, отвечать на простые и сложные вопросы учителя,  находить нужную информацию в учебнике;
-развитие умения наблюдать и делать самостоятельные простые выводы, строить логическую цепь рассуждений;
-формирование способности решать проблемы поискового характера;
-развитие операций мышления: сравнения, анализа, синтеза, сопоставления и др.

б) регулятивные:

- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи в результате поисковой деятельности;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.

в) коммуникативные:

-формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её;
-формирование умения работать в группах, распределять роли и функции в совместной деятельности

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формирование умения использовать полученные знания для объяснения окружающим «Что значит христианская православная семья?»;
-развитие умения выражать свои мысли убедительно, опираясь на доказательство;
-развитие умения понимать и принимать  ценностные составляющие христианской семьи;
-развитие умения понимать значения религиозной морали в выстраивании  благоприятных отношений в семье.


Оборудование:  интерактивная доска , презентация к уроку, семейные фотографии учащихся, ромашки,  видео, карточки, толковый словарь В.И.Даля , С.И. Ожегова.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1.Организационный момент

 Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно- значимом уровне.

Приветствую учащихся.

Создаю эмоциональный настрой на урок.

Слайд 1

Настроенье у нас отличное,

А улыбка дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Нам урок начинать пора!

– С каким настроением пришли на урок? ( «Радуга настроения».)

– Пора зажечь огонек добра.

Посмотрите на огонек. Вы спокойны, вам  хорошо и уютно. Закройте глазки. Откройте ваши ладошки. И вот уже кончики ваших пальцев чувствуют тепло нашего огонька. Тёплая волна побежала к самому сердечку. С каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами. Ваше сердце наполнено любовью.

Вы готовы подарить свою любовь родным и близким, тем, кто рядом с вами сейчас. Попросите прощения у того, кого вы обидели неосторожным словом или нечаянным поступком.

Откройте глазки. Пожелаем друг другу хорошей работы.

Дети слушают и  выполняют действия учителя.

- Дети обмениваются теплом своих сердец ( заранее приготовленные сердечки)

Личностные:

положительное отношение к уроку, понимать необходимость учения;

следовать в поведении моральным и этическим требованиям.

Метапредметные:

учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2. Мотивация к учебной деятельности

 Цель:

мотивировать обучающихся к изучаемой теме

Создаю условия для формирования внутренней потребности учеников во включение в учебную деятельность с просмотра мультфильма

-Начнем наш урок с просмотра фрагмента мультфильма «Кукушка и Скворец»

Смотрят мультфильм

https://www.youtube.com/watch?v=3KsdH-TEgiw

Личностные:

 развивать  положительные  мотивации  и познавательный интерес к изучению темы;

3.Формулирование темы, цели и задачи урока

 Цель:

 создание условий для формулирования темы и цели урока

детьми

Создаю условия к подведению темы и цели урока.

Слайд 2

-Вы посмотрели мультфильм.

Ребята, кто из вас догадался о теме нашего урока?

Если взять любовь и верность,

К ним добавить чувство, нежность

Всё умножить на года,

То получится …(семья)

- Посмотрите, ребята, какие разные семьи на слайде.

Игра «Верно-неверно»

- Я буду  говорить вам фразы, а вы, если согласны со мной делайте хлопок руками, а если не согласны тихо сидите:

Семья – это все мои друзья и знакомые?

Семья – это папа , мама, я?

Семья – это группа живущих вместе близких родственников?

Всем людям нужна семья?

Семья – это любовь?

-Молодцы , ребята!

Семья – это дом,

Где тепло и уют,

Где любят тебя и ,

Конечно же ждут.

Слайд 3

Ни одна семья невозможна, если нет любви.

(два сердечка вывешиваются на доску)

На доске появляется макет дома, родители, ребенок.

-Да, сегодня мы поговорим непросто о семье, а узнаем  что такое  православная христианская семья.

Слайд 4

- Уточним понятия «семья» и «христианская семья».

- Узнаем, как проходит обряд венчания в церкви, обряд крещения.

- Поразмышляем о правах и обязанностях каждого члена семьи.

- Познакомимся с семейными традициями.

-Будем говорить о семье.

(дети открывают учебник на странице 129, называют слова, выделенные особым шрифтом

 (семья, венчание, крещение, семейные традиции)

Подготовленный ученик читает стихотворение:

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя .

4. Актуализация опорных знаний.

 а) определение понятия «семья»

Цель:

создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения.

5.Физкультминутка

6. Изучение нового материала на примере жизни царской семьи

 Таинство венчания

 «Семья без детей, что цветок без запаха»;

таинство крещения.

Семейные традиции

7. Закрепление изученного.

Слайд 5 

2024 год в России объявлен Годом семьи.

Указ об этом подписал президент России В.В. Путин. Год семьи направлен на защиту традиционной семьи и сохранение традиционных семейных ценностей.

Семья – любви великой царство.

В ней вера, праведность и сила.

Семья – опора государства

Страны моей, моей России.

- А сейчас узнаем, как раскрывается понятие слова «семья» в разных источниках.

Слайд 6

А сейчас мы отдохнём.

Слушайте внимательно, выполняйте старательно:

- Те, у кого есть старший брат, хлопните в ладоши.

-  У кого есть сестра, помашите рукой над головой.

- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.

- Кто похож на папу , поднимите правую руку.

- Кто похож на маму, поднимите левую руку.

 - У кого нет секретов от родителей, потопайте.

- Кто любит свою семью, дорожит ей, поднимите руки.

-Молодцы!

Слайд 7

Примером настоящей христианской семьи была семья последнего русского царя Николая II.

Учитель продолжает рассказ о царской семье:

- Семья государя была истинно верующей, православной. День в семье начинался с молитв. Вся семья регулярно ходила на богослужения в церковь. Воспитание детей было очень строгим. Одевались все очень просто, деньгами их не баловали. Государыня следила , чтобы дети не бездельничали. Все заботились друг о друге, дети с любовью и вниманием относились к родителям. Отец для всей семьи был сердечным другом, перед которым преклонялись и которого почитали. Все члены семьи были горячими патриотами, любили Россию и всё русское.

Ценности христианской семьи согревают нас, как лучики солнца.

-Предлагаю выбрать те лучики солнца, которые помогут созданию счастливой христианской семьи.

Учитель читает определение христианкой семьи из учебника ОРКСЭ:

Слайд 8

«Семья - это маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды…»

-Какое есть в Церкви важное христианское Таинство при создании семьи? 

-Давайте  узнаем, что это такое? (учебник стр.129)

Демонстрация  презентации  

( открывается фотография с изображением обручальных колец, венцов, венчальных свечей, венка из полевых цветов)

Слайд  9

« Венчание»     

Учитель рассказывает о венчании.

 -  издавна на Руси     православные люди, решившие создать семью, венчались  в церкви.   Венчание будущих супругов  совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. К церемонии бракосочетания надо относиться серьёзно. Жених и невеста заключают завет и дают торжественные обещания друг другу «любить , уважать и заботиться друг о друге , пока смерть не разлучит их». Независимо оттого, что может произойти в будущем мужчина и женщина обещают не покидать друг друга «в здоровье и болезни, в богатстве и бедности, в радости  и скорби». Они дают свои обещания перед людьми и Богом, подтверждая таким образом , что только смерть может аннулировать их завет.

- Обратите внимание на следующий слайд.

Слайд 10

- Какие предметы вы видите?

Слайд 11

«Семья без детей…

- Работа с пословицей.

- Ребята,   для работы я приготовила – русскую народную пословицу. Но там только первая  часть народной мудрости, а вторую постарайтесь дополнить.

 («Семья без детей, что цветок без запаха.»)

-   К какой  же мысли привела  нас русская пословица?

 -   Правильно, ребята, ведь дети являются очень важной частичкой дружной семьи.

-   Рождение детей наполняет  жизнь семьи светом, радостью и смыслом.

Слайд 12

- А сейчас мы познакомимся с таинством крещения .

 Ребята, издавна на Руси семьи были большие и крепкие. Уважали и почитали старших.

- Кто помнит, в какой христианской заповеди Божией говорится о почитании родителей.

- Давайте  почитаем вместе.  

Слайд 13

ЧТИ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЕРЬ ТВОЮ,  ДА БЛАГО ТИ БУДЕТ, И ДА ДОЛГОЛЕТЕН БУДЕТИ  НА ЗЕМЛИ.

 - Если  заповедь эта исполняется, то семья хорошая и крепкая.

-    Ребята,  как Вы думаете, что еще  делает  семью дружной и крепкой.

- Семейные традиции делают нашу семью дружной, крепкой, защищенной от всех невзгод

               *  Дисциплина в семье.

               *  Молитва.

               * Праздники

Слайд 14

Работа с пословицами и поговорками :

-Создать семью нелегко, а сохранить ее еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, недостает житейской мудрости.

 Именно этому учат нас русские пословицы и поговорки.

-Давайте их вспомним.

Слайд 15

Закончите пословицу о семье:

Где любовь да совет, там и горя … (нет).

Где мир и лад, не нужен и … (клад).

Лучший клад, когда в семье … (лад).

В гостях хорошо, а дома … (лучше).

В своём доме и стены … (помогают).

В семье разлад, так и дому … (не рад).

Доброе братство лучше … (богатства).

Вся семья вместе, … (так и душа на месте).

Родительская любовь крепче каменных …(стен ).

Кто родителей почитает, вовек не (пропадает).

Всякий дом хозяином ….(держится).

Без хозяина дом …..(сирота).

Нет милее дружка, чем родная….( матушка).

Работа в группах:

-Завершая наш урок,

Я предлагаю вам поиграть в «Строителей».

Для этого нам нужны 3 группы  .

Задание для 1 группы: на «кирпичике», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом «Дом».

- «Дом» – это… .

Задание для 2 группы: написать слова, которые ассоциируются со словом «Семья». «Семья – это… .

Задание для 3 группы: составьте небольшие «Правила поведения в счастливой семье»

- Все группы готовы, осталось только построить дом.

- Строительство дома начинается с фундамента.

- Молодцы, фундамент дома готов. Начинаем строительство стен дома.

Молодцы, строительство 1 стены в доме завершено.

Молодцы, строительство стен в доме завершено. Осталось покрыть дом крышей.

Как вы думаете, что будет служить крышей нашего дома?

Что лежит в основе семейных отношений? Вспомните тему сегодняшнего урока. Разрешите мне самой покрыть наш дом крышей?

(Крышу в форме сердца учитель ставит сам.)

- Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.

- Ребята, а вы знаете, какой семейный праздник отмечают в нашей стране ?

Слайд 16

-Когда его отмечают?

-Какой цветок является символом этого праздника?

(заготовленные цветы ромашек дети садят в саду около дома)

Дети отвечают.

(на столах у учеников разные источники информации)

-Толковый словарь В.И.Даля: «Семья-совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми; женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью.»

 -Толковый словарь С.И. Ожегова:

«Семья – это группа близких родственников, живущих вместе»

Библия: « оставит человек отца  своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Послание апостола Павла к Ефесянам гл.5, ст.22-33)

Дневник русской императрицы, супруги государя Николая II Александры Феодоровны:

«Брак- это благословение Божие человеку. Смысл брака- в том, чтобы он делал жизнь и мужа и жены более полной, чтобы ни один из них не проиграл. А оба выиграли»

- Учебник А.В. Кураева «Основы православной культуры»:

«Семья - это маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды…» 

Дети выполняют упражнения.

- Подготовленные ученики рассказывают о царской семье:

-Николай Александрович и Александра Фёдоровна Романовы были хорошим примером христианской семьи.

Своих детей-дочерей Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию и сына Алексея - они приучали жить по христианским заповедям. Царская семья - это идеал любви и образец семейной жизни. Будущие супруги встретились, когда Николаю было 16 лет , а Александре Фёдоровне-12 лет. И между ними зародилась дружба, которая с годами крепла, перерастая в самоотверженную любовь. В 21 год он пришел к своим родителям за благословением на брак с его любимой. Но ответ отца был краток: «Ты еще молод, ты - наследник Российского престола, ты обручен с Россией, а жену мы еще успеем выбрать.» И еще 5 лет ждали молодые люди, когда им разрешат создать семью.

Дети собирают лучики солнца, на  которых написаны ценности христианской семьи и крепят на доску

(любовь , лень,  доверие, помощь, вежливость, надежда, зло, терпение, милосердие, прощение, забота, грубость, жадность, уважение, тактичность, трудолюбие…)

- Венчание.

Дети читают.

Ответы детей: кольца, свечи, венок, венцы.

- Просмотр слайда о таинстве крещения:

C:\Users\АНАСТАСИЯ\Downloads\Скриншот 13.03.24_20.42.35.png

Ответы детей:

(это порядок, нам надо слушаться  своих родных)

(почаще бывать в церкви и общаться с богом).

(совместно проведенные праздники) (мои любимые.  День рождения. Новый год. Пасха…)

Дети по очереди передают мягкое игрушечное сердечко, выходят к доске и рассказывают о традициях своей семьи.

I группа

Дети  зачитывают ответы:

Дом – это… (крепость, очаг, начало начал, кров, причал).

II группа

Дети зачитывают ответы: Семья – это… (мама, папа, я, бабушка, дедушка, сестра, брат, тётя, дядя, другие родственники).

III группа

Дети расскажут нам «Правила поведения в счастливой семье»

 Можно быть: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе, любить свою семью.

Нельзя: огорчать; ругаться; предавать; грубить; повышать голос; быть агрессивным; выплёскивать на других свой гнев, обиду; бездельничать, когда взрослые трудятся.

любовь

- Да

- 8 июля в честь союза Муромских святых Петра и Февронии.

- Ромашка

Познавательные: перерабатывать полученную информацию; делать выводы на основе обобщения знаний; уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные:

уметь ценить и принимать следующие семейные  ценности:  «любовь», «верность», «семья».

Коммуникативные:

формировать умение договариваться, находить общее решение, уметь оформлять свои мысли в устной  и письменной   форме.

Предметные:

понимать и принимать  ценностные составляющие христианской семьи;

Личностные:

воспитание уважительного отношения к старшим и близким людям.

Предметные:

понимать значения религиозной морали в выстраивании  благоприятных отношений в семье.

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; владеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний.

Личностные:

проявлять интерес к учебному материалу.

 

Познавательные:

умение вести диалог с учителем, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя,  уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Личностные:

проявлять интерес к учебному материалу.

 

Личностные: готовность слушать собеседника, проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению темы.

Познавательные: делать выводы на основе обобщения знаний.

8.Рефлексия.

 Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

Организую рефлексию, самооценку учебной деятельности, подвожу итог.

Слайд 17

Выберите любое начало предложения и закончите его:

-Сегодня мы поняли…

-Сегодня  мы задумались…

-На будущее нам надо иметь в виду…

-Больше всего нам понравилось…

-Самым интересным сегодня для нас было…

-Самым сложным для нас сегодня было…

- Рядом с домом мы посадим дерево.

 Оцените свою работу,

Прикрепив лист зелёного цвета на дерево, кому всё было ясно на уроке и может сделать для себя выводы;

- жёлтого цвета- не совсем разобрался;
- красного цвета- не понял

Дети делают самооценку.

Регулятивные:  прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала, развивать умения давать оценку своей работы.

Коммуникативные:

формировать умение

 договариваться,

 находить общее решение, уметь

 оформлять свои мысли в устной

  и письменной   форме.


6. Домашнее задание

Даю комментарий к домашнему заданию, предлагаю на выбор домашнее задание.

1)  Какие обязанности выполняете вы сами? Всегда ли это получается? Напишите небольшое сочинение о своих обязанностях, которые вы сможете выполнять, согласуясь  с кем-нибудь из взрослых. Красиво оформите свое сочинение.

2) Найдите пословицы о семье.

3)Проявите любовь к своим ближним.

-А что бы вы еще предложили?

Семья - это дом,
Где тепло и уют,
Где любят тебя,
И, конечно же, ждут.
Семья - это те,
Без кого мы не можем,
Они нам всех ближе,
Родней и дороже.
Семья - это радость
Улыбок и встреч,
Которые надо
Ценить и беречь.

Нарисовать рисунок о своей семье, найти и прочитать стихи, рассказы о семье.

Регулятивные:

формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу, самостоятельность

Источники: 

  1. Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.  4–5 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М. : Просвещение 2012.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ - Под ред. члена-корреспондента АН СССР Н. Ю. Шведовой. - 20-е издание, стереотипное – Москва «Русский язык», 1989
  3.  http://sbornik-mudrosti.ru/poslovicy-i-pogovorki-o-zdorove/
  4. http://bebi.lv/2009-09-30-19-29-49/dobrye-russkie-poslovitsy-o-semye-dlya-detey.html
  5. https://infourok.ru/konspekt-uroka-s-prezentaciey-hristianskaya-semya-klass-po-kursu-orkse-629794.html
  6. https://infourok.ru/metodi-priyomi-tehnologii-formi-raboti-i-vidi-urokov-primenyaemie-uchitelem-na-sovremennih-urokah-inostrannogo-yazika-v-usloviya-1301176.html
  7. https://www.imbf.org/semyam/kak-byt-schastlivym-hristianskaja-semja.html
  8. http://fb.ru/article/164436/istoriya-petra-i-fevronii-istoriya-svyatyih-petra-i-fevronii-muromskih


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к разработке уроков «Здоровые дети - в здоровой семье» «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»

В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты. Ребенка надо приучат...

Разработка сценария "Семья. Семейные традиции"

Беседа о семье, семейных традициях...

Методическая разработка "Дружная семья - мама, папа, я"

Широкий спектр возможностей настоящего времени несет с собой различные опасности. Для того, чтобы оставаться успешным в современном обществе, необходимо проявлять высокую требовательность к себе, умет...

Методическая разработка урока "Семья -малая церковь" в рамках курса "Основы православной культуры"

Церковь Христова состоит из Малых Церквей- которые есть не что иное, как православные семьи. Значение семьи трудно переоценить. Все наше общество семьей,  семейными ценностями. До тех пор пока су...

Методическая разработка "Праздник семьи"

Используется материал во внеурочной деятельности...

Методическая разработка "Моя семья- моё богатство"

Занятие по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление)...

Методическая разработка Моя семья (члены семьи, этикет знакомства)

В данной методической разработке я рассказываю о жизни кота в домашних условиях и уличного кота. Подвожу детей к здоровому образу жизни....