ОРКСЭ УМК "Школа России" 4 класс "Этика"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ
Дата: 24.09.2024 Школа: МАОУ «Академический лицей № 95» Класс: 4-7 Урок: 2 Время: 9:00 – 9:40 Кабинет: 101 | Студент: Гнётова Анастасия Сергеевна Группа: 43 Учитель: Миронова Елена Борисовна Методист: Сачкова Татьяна Андреевна |
Тема урока: «Возникновение религий.»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся представления об истории возникновения первых религий.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
2.Знать основателей мировых религий, их основными учениями. |
Развивающие:
| Личностные: 1. Представление образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. 2. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. |
Воспитательные:
|
УМК: «Школа России» учебник «ОРКСЭ (ОМРК)» 4 класс, Беглов А.Л., презентация, рабочий лист.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф Группа словесных методов: беседа | 1. Приветствует учащихся. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Эмоционально настраивает класс на урок. -Доброе утро, ребята! Меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок «Основы мировых религиозных культур». - Прозвенел и смолк звонок Начинается урок Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. - Предлагаю установить несколько правил для того, чтоб наш урок прошёл продуктивно и увлекательно. А для того, чтоб узнать, что это за правила, вам необходимо посмотреть на слайд и к каждому началу предложения найти свою концовку. Кто готов начать работу, поднимите правую руку. - У каждого из вас были хорошие предположения, давайте проверим, правильные ли правила были составлены. - Отлично! Можем начинать наш урок. | Приветствуют учителя. | УУКД: воспринимать и выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения УУРД: владеть способами самомотивации и рефлексии | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Группа словесных методов: беседа | 1.Актуализирует знания обучающихся. - Давайте вспомним материал с прошлого урока. - Что такое культура? - Как связаны религия и культура? - Кто такой «культурный человек»? - Как должен вести себя культурный человек? - Вы без затруднении вспомнили материал прошлой темы. - Давайте подведём итог по прошлой теме : «Религия относится к духовным ценностям, религиозные чувства возникли у человека на раннем этапе его истории. Изначально люди верили, что окружающий мир населён добрыми и злыми духами, также они почитали священных животных. Постепенно на смену вере в духов пришла вера в богов, отсюда и начали появляться различные религии.» | Вспоминают прошлый материал. Отвечают на вопросы учителя. - Культура – материальные и духовные ценности, которые создаёт человек на протяжении своей истории. | УУПД: выявлять причинно-следственные связи; анализировать, систематизировать, интерпретировать информацию УУКД: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения УУРД: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии | Презентация |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов. | 1.Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. - Услышав небольшой вывод, попробуйте предположить тему нашего урока. - Хорошие предположения. А тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «Возникновение религий». - Какую цель можно поставить на данный урок? - А для того, чтоб вам было проще её поставить, давайте воспользуемся словом-помощником со слайда: Я узнаю… - У каждого из высказавшихся я услышала хорошую цель на урок. - Для того, чтоб наш урок был более структурированным, предлагаю составить план: Познакомиться с… Узнать… Выполнить…работу. Подвести … - Вы прекрасно справились! | Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении. - Тема урока : Возникновение религий. - Как возникли религии. - Познакомиться с мировыми религиями. - Узнать, какие существуют религии. - Выполнить самостоятельную работу. - Подвести итоги. | УУПД: извлекать и интерпретировать информацию. УУКД: высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; УУПД: аргументировать свою позицию, мнение. УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий. | Презентация |
«Открытие» детьми нового знание (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, П Группа словесных методов: учебный диалог; работа с книгой Группа наглядных методов Взаимопроверка | 1.Организовывает работу обучающихся. Объясняет новый материал. - Обратите внимание, на ваших столах лежат рабочие листы, прошу вас подписать своё имя и фамилию в правом верхнем углу. - Первобытные люди заботились о душах своих предков, верили, что эти души умерших людей продолжают участвовать в жизни своей семьи и своего племени. - Люди верили в духов, а также почитали животных, считая их священными. - Откройте учебник на странице 10 и прочитайте 1 и 2 абзац. - Закройте учебники, возьмите свой рабочий лист и отметьте только предложения, которые правдивы. - На выполнение у вас 40 секунд. - Обменяйтесь в парах и проверьте ответы соседа с образца на слайде. - Вижу, многие закончили. Обменяйтесь обратно листами. - Посмотрите на картинки на слайд. Предположите, что значит слово «пантеон». -Проверим ваше предположение. - Как думаете, как называется религия, в которой почитается много богов? - Отлично! Ваши предположения оказались верными! - Сейчас вам нужно изучить текст на с.11 и заполнить пропуски во 2 задании рабочего листа. На это у вас будет 3 минуты. По преданию родоначальником евреев считается патриарх ______. Он ушёл от предков и поселился в земле Ханаан, которую иудеи с тех пор стали называть _____________________ (обещанной). Через некоторое время евреи оказались в положении рабов в Египте. ________ Бог велел вызволить еврейский народ из рабства, он повёл свой народ обратно, во время странствий на горе _______ он получил от Бога каменные таблички – ___________, на которых были записаны заповеди Бога еврейскому народу. Моисей заключил с Богом договор – _______, по которому Бог оберегает свой народ, а народ будет верен своему Богу и соблюдать его заповеди. - Обсудите в парах, что у вас получилось. Поднимите руки «домиком» те пары, у которых сошлись ответы. Прочитайте готовый текст. | Отвечают на вопросы учителя. - Пантеон – это группа богов, принадлежащих к одной религии или мифологии. - Многобожие. - По преданию родоначальником евреев считается патриарх Авраам. Он ушёл от предков и поселился в земле Ханаан, которую иудеи с тех пор стали называть Землёй Обетованной (обещанной). Через некоторое время евреи оказались в положении рабов в Египте. Моисею Бог велел вызволить еврейский народ из рабства, он повёл свой народ обратно, во время странствий на горе Синай он получил от Бога каменные таблички – скринжали, на которых были записаны заповеди Бога еврейскому народу. Моисей заключил с Богом договор – Завет, по которому Бог оберегает свой народ, а народ будет верен своему Богу и соблюдать его заповеди. | УУКД: корректно аргументированно высказывать своё мнение. УУПД: применять базовые логические действия: сравнение. УУКД: ответственно выполнять свою часть работы. УУПД: применять базовые логические действия: сравнение. УУКД: корректно аргументированно высказывать своё мнение. УУКД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её решению. | Презентация Учебник Рабочий лист |
Физминутка (1 мин) | ||||||
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий. | Ф, И Группа словесных методов: учебный диалог Группа практических методов: выполнение заданий в рабочем листе Внешний контроль Взаимоконтроль | 1. Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний. - Как вы думаете, что такое заповеди? - В начале урока я говорила вам о правилах, законах, иудеи их называли заповедями. - Сейчас, я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент, в котором будет рассказываться о заповедях, которые Бог передал Моисею. Внимательно слушайте и выполняйте задание 3 в рабочих листах. Прочитайте задание, которое вам нужно выполнить. - Какие высказывания вы закрасили, какие их них являются заповедями. Как вы думаете, что они означают? - Вы справились с этим заданием. Оцените себя в левом столбце за второй этап «Узнал», раскрасьте вторую часть зелёным цветом, если вы успешно справились с 1, 2, 3 заданием в рабочих листах и вам всё понятно, жёлтым – допускали 1-2 ошибки, красным – допустили более 2 ошибок. | Выполняют задания на закрепление. - законы Бога Смотрят видеофрагмент. Выполняют задание. - Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле. - Не кради. - Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Оценивают свою деятельность. | УУПД: представить информацию в разных формах. УУКД: высказывать своё мнение. | Презентация Рабочий лист |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация нового способа действий | И, П Группа практических методов: самостоятельная работа Взаимопроверка | 1.Организует самостоятельную работу обучающихся. - В ваших листах есть тест. Вам будет дана 1 минута на его выполнение. - Время вышло. Обменяйтесь листами со своим соседом. Проверьте работу вашего товарища с ответами на слайде. - Поставьте рядом веселый смайлик, если не было ошибок. Если ошибки всё же были - грустный смайлик. | Слушают учителя. Выполняют тест. Оценивают работу друг друга.
| УУПД: применять изученный метод познания. УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности. УУРД: находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины. | Рабочий лист Презентация |
Включение в систему знаний повторение (7-8 минут). | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление изученного. | Ф, Г Группа практических методов: выполнение задания Внешний контроль Группа словесных методов: беседа | 1.Организует закрепление ранее изученного материала. - Сейчас мы поработаем в группах по 4 человека. Обратите внимание на слайд, вспомните правила работы в парах. - У каждой группы есть план анализа иллюстрации из учебника и название той иллюстрации, которую вам нужно проанализировать. Ответьте на вопросы по плану, на это у вас будет 2 минуты. План анализа: 1. Что изображено на иллюстрации? 2. Какую основную мысль несёт в себе иллюстрация? 3. Как иллюстрации связана с темой урока? - Оцените себя в левом столбце за четвёртый этап «Анализировал», раскрасьте четвёртую часть зелёным цветом, если вы успешно справились с анализом иллюстрации в группах, жёлтым – возникали трудности, красным – было сложно проводить анализ и работать в группе. | Выполняют задание. Ответы обучающихся. | УУКД: воспринимать и формулировать суждения. УУКД: корректно аргументированно высказывать своё мнение. | Презентация |
Рефлексия деятельности (5 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения коррекции выявленных ошибок Формирование способности к осуществлению контрольной функции | Ф Группа словесных методов: беседа | 1. Организует работу по рефлексии и самооценке деятельности обучающихся на уроке. - Наш урок подходит к концу. Давайте с вами подведём итоги. - Как называлась тема сегодняшнего урока? - Вспомните цель, которую вы поставили себе на сегодняшний урок. Поднимите правую руку, если считаете, что смогли достичь данную цель. - Что такое единобожие? - Как по преданию появилась первая религия – иудаизм? - А теперь под заданиями обведите ту фразу, которая лучше описывает вашу работу на уроке. 1. Я усвоил материал и успешно справился с заданиями. 2. Я усвоил материал, но при выполнении заданий возникли трудности. 3. Я не усвоил материал и не справился с заданиями. - Спасибо за урок! - Желаю вам продуктивного дня! | Анализируют свою деятельность и деятельность группы по достижению цели. - Возникновение религий. | УУКД: выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды УУРД: давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения. | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по ОРКСЭ " Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ по программе "Школа России" полностью соответствует всем требованиям ФГОС....
Рабочая программа по ОРКСЭ Школа России 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ Школа России 4 класс...

Рабочая программа по ОРКСЭ. Школа России
Аннотация к рабочей программе «Основы религиозных культур и светской этики» 4 классыНаименование программыРабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики» Д...
Рабочая программа По курсу ОРКСЭ (ДНКР Духовно-нравственная культура России) для 4-х классов по учебнику Кураева А.В "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а та...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Путешествие по странам мира. Границы России" (4 класс), УМК "Школа России"
Цель урока: формирование представления о морях, омывающих берега России и странах, которые имеют с Россией сухопутные и морские границы.Задачи урокаДидактические:Расширение у учащихся знаний о странах...



