ОРКСЭ УМК "Школа России" 4 класс "Этика"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Нацвлишвили Анастасия Сергеевна

ОРКСЭ УМК "Школа России"  4 класс "Этика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx566.98 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

Дата: 24.09.2024

Школа: МАОУ «Академический лицей № 95»

Класс: 4-7

Урок: 2

Время: 9:00 – 9:40   Кабинет: 101

Студент: Гнётова Анастасия Сергеевна

Группа: 43

Учитель: Миронова Елена Борисовна

Методист: Сачкова Татьяна Андреевна

Тема урока: «Возникновение религий.»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представления об истории возникновения первых религий.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Дать представление о понятиях «многобожие», «единобожие», «пантеон», «иудаизм», «Завет», «заповеди».
  2. Познакомить обучающихся с основателями мировых религий, их основными учениями.

Предметные:

  1.  Уметь различать понятия «многобожие», «единобожие», «пантеон», «иудаизм», «Завет», «заповеди».

2.Знать основателей мировых религий, их основными учениями.

Развивающие:

  1.  Развивать способности определять собственное отношение к услышанному, прочитанному и формулировать свою точку зрения.
  2. Развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные:

1.  Представление образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

2.     Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение к разным религиозным культурам и религиозным чувствах других людей.
  2. Воспитывать уважительное отношение к друг другу через работу в парах, группах.

УМК: «Школа России» учебник «ОРКСЭ (ОМРК)» 4 класс, Беглов А.Л., презентация, рабочий лист.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин
)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Группа словесных методов: беседа

1. Приветствует учащихся. Проверяет готовность обучающихся к уроку.  

Эмоционально настраивает класс на урок.

-Доброе утро, ребята! Меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок «Основы мировых религиозных культур».

 - Прозвенел и смолк звонок

   Начинается урок

   Тихо девочки за парту сели,

   Тихо мальчики за парту сели,

   На меня все посмотрели.

- Предлагаю установить несколько правил для того, чтоб наш урок прошёл продуктивно и увлекательно. А для того, чтоб узнать, что это за правила, вам необходимо посмотреть на слайд и к каждому началу предложения найти свою концовку. Кто готов начать работу, поднимите правую руку.

- У каждого из вас были хорошие предположения, давайте проверим, правильные ли правила были составлены.

- Отлично! Можем начинать наш урок.

Приветствуют учителя.

УУКД:

воспринимать и выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения

УУРД:

владеть способами  самомотивации и рефлексии

Презентация

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Группа словесных методов: беседа

 1.Актуализирует знания обучающихся.

- Давайте вспомним материал с прошлого урока.

- Что такое культура?

- Как связаны религия и культура?

- Кто такой «культурный человек»?

- Как должен вести себя культурный человек?

- Вы без затруднении вспомнили материал прошлой темы.

- Давайте подведём итог по прошлой теме :

«Религия относится к духовным ценностям, религиозные чувства возникли у человека на раннем этапе его истории. Изначально люди верили, что окружающий мир населён добрыми и злыми духами, также они почитали священных животных. Постепенно на смену вере в духов пришла вера в богов, отсюда и начали появляться различные религии.»

Вспоминают прошлый материал. Отвечают на вопросы учителя.

 - Культура – материальные и духовные ценности, которые создаёт человек на протяжении своей истории.

УУПД: выявлять причинно-следственные связи; анализировать, систематизировать, интерпретировать информацию

УУКД:

воспринимать и формулировать суждения  в соответствии с целями и условиями общения

УУРД:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии

Презентация

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов.

1.Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

- Услышав небольшой вывод, попробуйте предположить тему нашего урока.

- Хорошие предположения. А тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «Возникновение религий».

- Какую цель можно поставить на данный урок?

- А для того, чтоб вам было проще её поставить, давайте воспользуемся словом-помощником со слайда:

Я узнаю…

- У каждого из высказавшихся я услышала хорошую цель на урок.

- Для того, чтоб наш урок был более структурированным, предлагаю составить план:

Познакомиться с…

Узнать…

Выполнить…работу.

Подвести …

- Вы прекрасно справились!

Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

 - Тема урока : Возникновение религий.

- Как возникли религии.

- Познакомиться с мировыми религиями.

- Узнать, какие существуют религии.

- Выполнить самостоятельную работу.

- Подвести итоги.

УУПД: извлекать и интерпретировать информацию.

УУКД:

высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности

общения;

УУПД:

аргументировать свою позицию, мнение.

УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий.

Презентация

«Открытие» детьми нового знание (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Группа словесных методов: учебный диалог; работа с книгой  

Группа наглядных методов

Взаимопроверка

1.Организовывает работу обучающихся. Объясняет новый материал.

- Обратите внимание, на ваших столах лежат рабочие листы, прошу вас подписать своё имя и фамилию в правом верхнем углу.

- Первобытные люди заботились о душах своих предков, верили, что эти души умерших людей продолжают участвовать в жизни своей семьи и своего племени.

- Люди верили в духов, а также почитали животных, считая их священными.

- Откройте учебник на странице 10 и прочитайте 1 и 2 абзац.

- Закройте учебники, возьмите свой рабочий лист и отметьте только предложения, которые правдивы.

- На выполнение у вас 40 секунд.

- Обменяйтесь в парах и проверьте ответы соседа с образца на слайде.

- Вижу, многие закончили. Обменяйтесь обратно листами.

- Посмотрите на картинки на слайд. Предположите, что значит слово «пантеон».

-Проверим ваше предположение.

- Как думаете, как называется религия, в которой почитается много богов?

- Отлично! Ваши предположения оказались верными!

- Сейчас вам нужно изучить текст на с.11 и заполнить пропуски во 2 задании рабочего листа. На это у вас будет 3 минуты.

По преданию родоначальником евреев считается патриарх ______. Он ушёл от предков и поселился в земле Ханаан, которую иудеи с тех пор стали называть _____________________ (обещанной). Через некоторое время евреи оказались в положении рабов в Египте. ________ Бог велел вызволить еврейский народ из рабства, он повёл свой народ обратно, во время странствий на горе _______ он получил от Бога каменные таблички – ___________, на которых были записаны заповеди Бога еврейскому народу. Моисей заключил с Богом договор – _______, по которому Бог оберегает свой народ, а народ будет верен своему Богу и соблюдать его заповеди.

- Обсудите в парах, что у вас получилось. Поднимите руки «домиком» те пары, у которых сошлись ответы. Прочитайте готовый текст.

Отвечают на вопросы учителя.

- Пантеон – это группа богов, принадлежащих к одной религии или мифологии.

- Многобожие.

-  По преданию родоначальником евреев считается патриарх Авраам. Он ушёл от предков и поселился в земле Ханаан, которую иудеи с тех пор стали называть Землёй Обетованной (обещанной). Через некоторое время евреи оказались в положении рабов в Египте. Моисею Бог велел вызволить еврейский народ из рабства, он повёл свой народ обратно, во время странствий на горе Синай он получил  от Бога каменные таблички – скринжали, на которых были записаны заповеди Бога еврейскому народу. Моисей заключил с Богом договор – Завет, по которому Бог оберегает свой народ, а народ будет верен своему Богу и соблюдать его заповеди.

УУКД: корректно аргументированно высказывать своё мнение.

УУПД: применять базовые логические действия: сравнение.

УУКД: ответственно выполнять свою часть работы.

УУПД: применять базовые логические действия: сравнение.

УУКД: корректно аргументированно высказывать своё мнение.

УУКД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её решению.

Презентация

Учебник

Рабочий лист

Физминутка (1 мин)

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий.

Ф, И

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа практических методов: выполнение заданий в рабочем листе

Внешний контроль

Взаимоконтроль

1. Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

- Как вы думаете, что такое заповеди?

- В начале урока я говорила вам о правилах, законах, иудеи их называли заповедями.

- Сейчас, я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент, в котором будет рассказываться о заповедях, которые Бог передал Моисею. Внимательно слушайте и выполняйте задание 3

в рабочих листах. Прочитайте задание, которое вам нужно выполнить.

- Какие высказывания вы закрасили, какие их них являются заповедями. Как вы думаете, что они означают?

- Вы справились с этим заданием. Оцените себя в левом столбце за второй этап «Узнал», раскрасьте вторую часть зелёным цветом, если вы успешно справились с 1, 2, 3 заданием в рабочих листах и вам всё понятно, жёлтым – допускали 1-2 ошибки, красным – допустили более 2 ошибок.

Выполняют задания на закрепление.

- законы Бога

Смотрят видеофрагмент. Выполняют задание.

- Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.

- Не кради.

- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Оценивают свою деятельность.

УУПД: представить информацию в разных формах.

УУКД: высказывать своё мнение.

Презентация

Рабочий лист

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий

И, П

Группа практических методов: самостоятельная работа

Взаимопроверка

1.Организует самостоятельную работу обучающихся.

- В ваших листах есть тест. Вам будет дана 1 минута на его выполнение.

C:\Users\user\AppData\Local\Packages\Microsoft.Windows.Photos_8wekyb3d8bbwe\TempState\ShareServiceTempFolder\2024-09-18.jpeg

- Время вышло. Обменяйтесь листами со своим соседом. Проверьте работу вашего товарища с ответами на слайде.

- Поставьте рядом веселый смайлик, если не было ошибок. Если ошибки всё же были -  грустный смайлик.

Слушают учителя.

Выполняют тест. Оценивают работу друг друга.

 

УУПД: применять изученный метод познания.

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности.

УУРД: находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины.

Рабочий лист

Презентация

Включение в систему знаний повторение (7-8 минут).

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление изученного.

Ф, Г

Группа практических методов:

выполнение задания

Внешний контроль

Группа словесных методов: беседа

1.Организует закрепление ранее изученного материала.

- Сейчас мы поработаем в группах по 4 человека. Обратите внимание на слайд, вспомните правила работы в парах.

- У каждой группы есть план анализа иллюстрации из учебника и название той иллюстрации, которую вам нужно проанализировать. Ответьте на вопросы по плану, на это у вас будет 2 минуты.

План анализа:

1. Что изображено на иллюстрации?

2. Какую основную мысль несёт в себе иллюстрация?

3. Как иллюстрации связана с темой урока?

- Оцените себя в левом столбце за четвёртый этап «Анализировал», раскрасьте четвёртую часть зелёным цветом, если вы успешно справились с анализом иллюстрации в группах, жёлтым – возникали трудности, красным – было сложно проводить анализ и работать в группе.

Выполняют задание.

Ответы обучающихся.

УУКД: воспринимать и формулировать суждения.

УУКД: корректно аргументированно высказывать своё мнение.

Презентация

Рефлексия деятельности

(5 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения коррекции выявленных ошибок

Формирование способности к осуществлению контрольной функции

Ф

Группа словесных методов: беседа

1. Организует работу по рефлексии и самооценке деятельности обучающихся на уроке.

 - Наш урок подходит к концу. Давайте с вами подведём итоги.

- Как называлась тема сегодняшнего урока?

- Вспомните цель, которую вы поставили себе на сегодняшний урок. Поднимите правую руку, если считаете, что смогли достичь данную цель.

- Что такое единобожие?

- Как по преданию появилась первая религия – иудаизм?

- А теперь под заданиями обведите ту фразу, которая лучше описывает вашу работу на уроке.

1. Я усвоил материал и успешно справился с заданиями.

2. Я усвоил материал, но при выполнении заданий возникли трудности.

3. Я не усвоил материал и не справился с заданиями.

- Спасибо за урок!

- Желаю вам продуктивного дня!

Анализируют свою деятельность и деятельность группы по достижению цели.

- Возникновение религий.

УУКД:

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению

и координировать свои действия с другими членами команды

УУРД:

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

ОРКСЭ . Тема: « Россия - наша Родина»

План конспекта урока по курсу ОРКСЭ....

Рабочая программа по ОРКСЭ " Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ по программе "Школа России" полностью соответствует всем требованиям ФГОС....

Рабочая программа по ОРКСЭ Школа России 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ Школа России 4 класс...

Рабочая программа по ОРКСЭ. Школа России

Аннотация к рабочей программе «Основы религиозных культур и светской этики» 4 классыНаименование программыРабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики» Д...

Рабочая программа По курсу ОРКСЭ (ДНКР Духовно-нравственная культура России) для 4-х классов по учебнику Кураева А.В "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а та...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Путешествие по странам мира. Границы России" (4 класс), УМК "Школа России"

Цель урока: формирование представления о морях, омывающих берега России и странах, которые имеют с Россией сухопутные и морские границы.Задачи урокаДидактические:Расширение у учащихся знаний о странах...