Технологическая карта урока «Святые земли Суздальской».
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

---

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15.seydhanova.docx193.61 КБ

Предварительный просмотр:

Худолей Д.В.

Учитель начальных классов

МБОУ «СШ №1 г. Суздаля»

Технологическая карта урока «Святые земли Суздальской».

Тема урока: Святые земли Суздальской.

Целевая аудитория- 4 класс

Предмет: ОРКСЭ

Цель: познакомить со святыми города Суздаля и формировать представление о них как о христианах, показавших пример духовного служения Богу и людям.

Задачи:

личностные – воспитание положительных качеств личности на основе знакомства с жизнью местных святых;

метапредметные – учиться работать по предложенному учителем плану, развивать умение слушать собеседника, вести диалог, анализировать и обобщать полученную информацию;

предметные – узнать, что означает понятие «святой»; познакомиться со святыми суздальской земли, и научиться объяснить почему их причислили к лику святых.

Виды деятельности: беседа, устный рассказ, работа с иллюстративным материалом, работа с текстом, выполнение проблемного задания, подготовка ответа на проблемный вопрос. Предварительно отдельным ученикам даются темы для подготовки докладов.

Основные термины и понятия: святой, лик, святители, преподобные, местно чтимые святые, Христа ради юродивые.

Оборудование: учебник, ПК, мультимедиа, раздаточный материал.

Технологическая карта урока «Святые земли Суздальской».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

#1054;рганизационный. (1мин)

Приветствие учащихся.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка готовности к уроку.

Развитие внимания на основе проверки наличия учебного материала.

#1055;одведение к теме урока через проблемный вопрос.(5мин)

-Что вы можете сообщить о святых людях?

-Каких местно чтимых святых вы знаете?

-Постарайтесь после прослушивания сообщений ответить на вопрос: «Почему этих людей называют святыми?»

Отвечают на вопросы учителя, определяют тему урока.

#1047;накомство со святыми нашего края.

Слушает сообщения учащихся, организует работу с таблицей

Сообщения учащихся.

(Приложение1)

Выполнение заданий в таблице.

(Приложение2)

Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Овладевать знаниями об особенностях и традициях Православия и их понимании.

4. Ответ на проблемный вопрос.

Учитель слушает ответы учащихся и побуждает аргументировать точку зрения.

Формулируют ответы на вопрос урока

Овладение логическими действиями построения рассуждения и высказывания.

Излагать и аргументировать свою точку зрения.

Формирование представлений о Православии и его роли в истории Российской государственности.

#1056;абота с текстом учебника и с таблицей.

Организует работу с учебником и таблицей

Работа в группах.

Чтение текста учебника.

Выполнение заданий в таблице.

(Приложение2)

Овладение основными понятиями Православной культуры.

Овладение понятиями Христианства и Православия и историей Православия в России.

#1047;накомство с малоизвестными святыми города Суздаля. (Презентация)

Рассказывает о малоизвестных местных святых используя презентацию (приложение3)

Слушают учителя

7. Продолжение работы с таблицей.

Организует работ с таблицей

Выполнение заданий в таблице.

(Приложение2)

Овладение логическими действиями с известными понятиями.

#1056;ефлексия.(5мин)

-Сегодня мы узнали о …..

-Чему мы можем у них поучиться?

-Где находятся их мощи?

-Как можно к ним обратиться за помощью?

-Святые дают нам пример христианской жизни, отношения к людям, основанного на милосердии, любви, сострадании.

Развитие понимания значения нравственности в жизни человека и общества.

Использованная литература.

  1. Библия для детей «Ветхий и Новый Заветы».-«Белый город»,2007г.
  2. Бородина А.В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России, 2013г (для учащихся 4-х классов).
  3. Основы православной культуры. Учебно – методические материалы. – Краснодар. 2006г.

Приложение 1

Дополнительные материалы для учителя и учеников

  1. Краткое житие святителя Арсения Элассонского

СВЯТОЙ АРСЕНИЙ СУЗДАЛЬСКИЙ ЕЛАССОНСКИЙ
20 мая (7 мая по старому стилю)
Арсения Елассонского - автора сочинения о России конца XVI — начала XVII вв. можно назвать иностранцем только условно. Он принадлежал к высшим русским церковным иерархам и был не только участником многих исторических событий, но и непосредственно влиял на ход политического процесса. Арсений Елассонский (ок. 1550—1626) родился в Фессалии в семье греческого священника, молодым человеком принял постриг и вскоре был посвящен в иеродиаконы. Благодаря покровительству своего [464] учителя, впоследствии ставшего константинопольским патриархом Иеремией I, Арсений в 1580-е гг. возводится в епископы Елассоны и Димоника. В 1586 г. Арсений Елассонский в первый раз приезжает в Москву в составе посольства константинопольского патриарха к царю Федору Ивановичу. Затем по просьбе львовского православного епископа он становится преподавателем греческого и церковнославянского языков в местной братской школе и работает над составлением “Грамматики доброглаголиваго еллинословенскаго языка” (издана во Львове в 1591 г.), что свидетельствует о серьезном интересе просвещенного иерарха к славянской культуре. В 1588 г. Арсений во второй раз отправляется в Москву с новым вселенским патриархом Иеремией II, принимает участие в установлении московского патриаршества и во время прощального приема просит у царя разрешения остаться в России.
В Москве для греческого епископа около 1596 г. была создана особая должность — архиепископ кремлевского Архангельского собора. С этого времени Арсений принимает активное участие в русской церковной политике, особенно обострившейся в период Смуты.

В начале царствования первого Романова престарелый архиепископ получает почетные назначения на кафедры в Тверь и Суздаль, но в конце 1621 - начале 1622 г. отправляется в Суздальскую епархию, где и оканчивает свои дни в заботах об устроении и украшении местных монастырей и храмов.

Высокообразованный архиепископ оставил после себя богатое литературное наследие. К сожалению, далеко не все из него дошло до нашего времени и опубликовано. Из исторических сочинений первым вошел в научный оборот своеобразный памятник — подробнейшее стихотворное описание пребывания греческого посольства в Москве в 1588—1589 гг.

Главный исторический труд Арсения — его мемуары о пребывании в России — дошел до нас не в авторском варианте, а в обработке его соотечественников.

В храме Успения Божией Матери покоятся мощи святителя Арсения Элассонского

2. КРАТКОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ЕВФИМИЯ, АРХИМАНДРИТА СУЗДАЛЬСКОГО (ПРЕПОДОБНЫЙ – МОНАХ, ДОСТИГШИЙ СВЯТОСТИ)

Преподобный Евфимий Суздальский родился в 1316 году в Нижнем Новгороде. С раннего детства он был научен грамоте и получил духовное воспитание. Его поведение с детства сильно отличалось от поведения сверстников – мальчика не привлекали шумные игры и развлечения, каждую свободную минуту он посвящал чтению Библии и душеполезных книг. Школой благочестия стал христианский храм, который он постоянно посещал. В его душе зрело решение последовать примеру святых, которые отреклись от мирских удовольствий и проводили время в молитвах и посте.

Он принял постриг в Нижегородском Печерском монастыре от его основателя, святого Дионисия (впоследствии архиепископа Суздальского; † 1385, память 26 июня и 15 октября). После этого для Евфимия началась другая жизнь, наполненная ежедневными молитвами и трудными иноческими трудами. Евфимий взял на себя выполнение самых тяжелых послушаний, никогда не роптал: носил воду для братии, колол дрова, выполнял работу на кухне и в поле, при этом осознавая, что он служит Всевышнему. Подвиги преподобного Евфимия были так велики, что святой Дионисий советовал ему их уменьшить.

В 1352 году суздальский князь Борис Константинович решил основать в своем городе мужской монастырь и обратился в Нижегородскую Печерскую обитель с просьбой прислать инока для создания монастыря. Выбор святого игумена пал на преподобного Евфимия. После прибытия преподобного Евфимия в Суздаль в северной части города, за рекой Каменкой, суздальский святитель Иоанн (память 15 октября) при громадном стечении народа водрузил крест на месте будущего монастырского собора.

Сам князь начал копать землю под фундамент, а преподобный Евфимий вытесал для себя три гробовых камня, дав обет остаться в новой обители до конца жизни. Впоследствии тело святого было захоронено в приготовленный им гроб.

Так было положено основание Спасо-Преображенского Евфимиева монастыря, куда вскоре под руководство преподобного собралось более трехсот иноков. В монастыре был принят общежительный устав. Особенно преподобный следил за тем, чтобы каждый из иноков был готов исполнить любое послушание. Святитель Иоанн возвел Евфимия в сан архимандрида. По благословению святителя Иоанна под руководством преподобного Евфимия была построена Покровская женская обитель.

Преподобный Евфимий часто пешком ходил за духовным советом в Троице-Сергиеву обитель к преподобному Сергию Радонежскому († 1392, память 25 сентября, 5 июля), который жил в это же время и являлся его духовным наставником.

Святой Евфимий был строгим подвижником и великим молитвенником. Он неустанно трудился на пользу всей братии.

Скончался преподобный Евфимий в 1404 году, 1 апреля. 4 июля 1507 года при копании рва для нового соборного храма были обретены его нетленные мощи. Прославлен святой на Соборе 1549 года.

3. ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОЙ СОФИИ (В МИРУ СОЛОМОНИИ) СУЗДАЛЬСКОЙикона пр Софии.jpg

Преподобная София, в миру великая княгиня Соломония Сабурова, была первой женой великого князя московского Василия Иоанновича (1505–1533). Он выбрал ее в супруги из пятисот самых красивых девиц. Но брак оказался бездетным, о чем великокняжеская чета сильно скорбела. После 20 лет супружества, несмотря на увещания духовенства, великий князь решил вступить во второй брак с литовской княжной Еленой Глинской.

Все Вселенские патриархи осудили поступок великого князя. Митрополит Варлаам и преподобный Максим Грек, заступившиеся за княгиню Соломонию, были заключены в темницу.

25 ноября 1525 года великая княгиня Соломония была пострижена в монашество с именем София в Московском Рождественском монастыре. После пострига ее отправили в Суздальский Покровский монастырь. Покорясь воле Божией, София нашла утешение и умиротворение в усердной молитве, в трудовых подвигах и соблюдении строго поста.

Инокиня София, познав тщету скоропреходящих земных благ, всей душой возжелала Царствия Божия и правды его (Мф.6:33). В то время, как в миру умножались беззакония, она в своем уединении украшалась добродетелями и постепенно восходила к духовному совершенству. Князь Курбский в послании к Иоанну Грозному (1533–1584) назвал княгиню-инокиню «преподобномученицей».

Преподобная София скончалась в 1542 году и была похоронена в Суздальском Покровском монастыре. Степенная книга гласит об этом: «Пожив благодарно и богоугодно к Богу отъиде». Уже ближайшие потомки молитвенно почитали преподобную Софию. В рукописных святцах она именуется как «святая праведная княгиня София инокиня, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворица». При царе Феодоре Иоанновиче (1584–1598), сыне Грозного, ее уже чтили как святую. Царица Ирина Феодоровна отправила в дар на ее гробницу «бархатный покров с изображением Спасителя и святых».

Патриарх Иосиф (1642–1652) писал Суздальскому архиепископу Серапиону о совершении молебнов и панихид над гробом преподобной Софии.

В описании города Суздаля ключарь Анания сообщил о чудесных исцелениях при гробнице преподобной Софии. Так, в 1598 году у ее гробницы прозрела княжна Анна Нечтева, шесть лет страдавшая слепотою. В 1609 году, во время нашествия поляков на Россию, преподобная София спасла Суздаль от разорения. Она явилась в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому. От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь. Много и других чудес совершилось по молитвам преподобной Софии.

4. КРАТКОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОЙ ЕВФРОСИНИИ СУЗДАЛЬСКО

(преподобная - монахиня достигшая святости)

Преподобная Евфросиния, княжна Суздальская, родилась в 1212 году. В Святом Крещении носила имя Феодулия и была старшей дочерью святого мученика Михаила, великого князя Черниговского (память 20 сентября). Благоверный князь Михаил и его супруга Феофания долго не имели детей и часто посещали Киево-Печерскую обитель, где молились Господу о даровании им чад. Благоверная княжна Евфросиния была их первой дочерью, испрошенной у Господа в молитвах. Трижды являвшаяся им Пресвятая Богородица сообщала, что их молитва услышана и Господь дарует им дочь.

Феодулия воспитывалась в глубокой вере и благочестии. На ее воспитание большое влияние оказывал образованный боярин Феодор (память 20 сентября). Разностороннее образование и редкая красота княжны привлекали многих.

Княжна была сосватана за святого благоверного князя Феодора († 1233; память 5 июня), брата святого Александра Невского, но жених ее скончался в самый день свадьбы. Княжна осталась в Суздальском женском монастыре в честь Положения Ризы Божией Матери, где вскоре приняла постриг с именем Евфросиния в честь Евфросинии Александрийской.

Совсем еще юная инокиня с удивительной ревностью исполняла правила монашеской жизни, заметно превосходя остальных насельниц обители твердостью разума, духовной зрелостью и крайней воздержанностью. Подвижницу посетил Сам Господь, заповедав ей бодрствовать и утверждаться в подвиге. Преподобная Евфросиния до конца земной жизни соблюдала наставления Спасителя, преодолев бесчисленное множество коварных искушений. О редкой подвижнической жизни преподобной Евфросинии вскоре узнали в Суздале и за его пределами. Множество народа посещало обитель, чтобы услышать поучения преподобной Евфросинии о любви, молитве, послушании и смирении. Часто после таких бесед многие принимали иноческий образ и начинали более ревностное служение Богу. Сама игумения монастыря прибегала к советам преподобной. После кончины игумении преподобная Евфросиния стала настоятельницей монастыря.

В особом откровении Господь предсказал блаженной игумении о мученической кончине ее родного отца, а также о нашествии татар на Русь. В 1238 году несметные полчища татаро-монголов действительно напали на Русское государство. Уничтожая всё на своем пути, они подошли к Суздалю. Город ими был полностью разрушен и сожжен, и только обитель преподобной Евфросинии уцелела по ее молитвам.

Преподобная преставилась к Богу 25 сентября 1250 года. У ее гроба верующие продолжали получать благодатную помощь в исцелении различных недугов. 18 сентября 1698 года по благословению патриарха Адриана митрополит Суздальский Илларион совершил прославление преподобной Евфросинии.

Мощи прп. Ефросиньи положены в Ризоположенском соборе женского монастыря Суздаля.

5. Святитель Иоанн, епископ Суздальский,

Он с юных лет поступил в один из монастырей города Суздаля. За добродетельную и смиренную жизнь святитель в 1350 году был поставлен первым епископом Суздальским и Нижегородским. Епископ Иоанн удостоился великой милости Божией: во время Божественной литургии Суздальский князь Борис Константинович видел, как Ангел Божий сослужил святителю. Святитель Иоанн известен своей любовью к беднякам и больным; за бедных он ходатайствовал перед князьями об уменьшении налогов, для больных устраивал богадельни и больницы. Много заботился святитель о просвещении христианской верой языческих народов. После присоединения Суздаля к Московской митрополии святитель Иоанн принял схиму и удалился в Боголюбский монастырь. Там он жил уединенно и мирно скончался. У гроба святителя засвидетельствованы многочисленные исцеления.

Мощи свт. Иоанна Суздальского почивают вместе с мощами свт. Феодора в церкви в честь Казанской иконы Божией Матери на Торговой пл. Суздаля.

6. Святитель Феодор, епископ Суздальский

Он был родом из Греции. Прибыл в Киевскую Русь из Константинополя в свите духовных лиц, сопровождавших святителя Михаила, митрополита Киевского (†992; память 30 сентября/13 октября), который крестил великого князя Владимира в 987 году в Корсуни

После Крещения киевлян летом 988 года великий князь Владимир вместе с сыновьями и первым митрополитом Киевским Михаилом объезжали русские города, ревностно распространяя христианство. В 990 году митрополит Михаил посвятил в сан епископа сопровождавшего его святителя Феодора и назначил его на кафедру в Ростове Великом.

Рукописное житие святителя Леонтия Ростовского (†1164; память 23 мая/5 июня) свидетельствует: «Бысть первый епископ Ростову Феодор и крести Ростовскую землю и Суздальскую».

Ростовские жители вначале, будучи еще язычниками, довольно враждебно встретили и самого архипастыря, и все его начинания. Множество обид пришлось вынести святителю от идолопоклонников. В 992 году епископ Феодор вынужден был покинуть Ростов Великий.

Святитель Феодор поселился в местности, где позднее возник город Суздаль. В кратком рукописном сказании о святителе Феодоре, хранившемся в ризнице суздальской соборной церкви, повествуется: «Приям святитель Феодор паству словесных овец в Суждальской стране и, видя их помраченными, начал, возлагая на Бога упование, сеяти семя слова Божия, идольские капища разрушая; храмы же святые во славу Божию созидая и украшая. Зряще бо народи богоугодное житие его и кроткий нрав, и слыша богодухновенное учение его, по премногу удивляшися, обращахуся в веру Христову и приимаху Святое Крещение». Суздальская местность обязана христианским просвещением святителю Феодору, который поэтому и был именован впоследствии Суздальским.

Епископ Феодор преставился в Суздале примерно около 1023 года.Дата прославления святителя точно неизвестна, но в соответствии с древним преданием обретение его святых мощей произошло еще до нашествия хана Батыя, то есть до 1237 года.

В 1794 году нетленные мощи святителя Феодора были положены в раку из позолоченного серебра и открыто почивали с тех пор по левую сторону от иконостаса в суздальском соборном храме в честь Рождества Богородицы.

Над мощами святителя еще с 1635 года существует настенная надпись:
«В лето 6948 первый благоверный и великий князь Владимир просвети Суздальскую землю Святым Крещением и паству вручи епископу Феодору».

В советское время Собор был закрыт и начал приходить в запустение. Мощи святителя были выставлены в музее. Лишь в 60-х годах 20-го века началась реставрация собора, а первые торжественные богослужения в соборе прошли в 1991 году. К счастью мощи святителя Феодора сохранились и были переданы Церкви. Однако, в настоящее время собор Рождества Богородицы находится в совместном ведении Православной Церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, и хотя в храме проводятся регулярные службы, но в остальное время он открыт только как музейная экспозиция. Поэтому ныне честные мощи святителя Феодора почивают в Казанском храме на Торговой площади города Суздаля.

Все материалы взяты ПРАВОСЛАВНЫЙ ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ [Электронный ресурс ] Режи доступа:

Приложение 2.

Соедините слово и его значение:

Святые г. Суздаля

Вид святости

За что был причислен к лику святых

София Суздальская

Преподобный

Святой архиерей, епископ, митрополит

Трофим Суздальский

Преподобная

Монахиня, достигшая святости

Евфимий Суздальский

Святитель

Святой архиерей, епископ, митрополит

Иоанн Суздальский

Блаженный, Христа ради юродивый

Совершивший особый трудный подвиг, представляясь людям безумными по своим поступкам

Феодор Суздальский

Преподобная

Монах, достигший святости

Евфросиния Суздальская

Святитель

Монахиня, достигшая святости

Арсений Элласонский

Преподобный

Святой архиерей, епископ, митрополит

Иоаким Николо - Шартомский

Святитель

Монах, достигший святости

Приложение 3

Презентация «Малоизвестные святые Суздаля»:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Кладовые Земли". 3 класс.

Окружающий мир. Урок - исследование.  УМК "Перспектива". 3 класс...

Технологическая карта урока "За землю нашу русскую "

Учащиеся познакомятся  с «военной историей» Древнерусского государства.Урок способствует формированию отрицательного отношения к насилию, грабежу, завоеваниям в современном мире....

Технологическая карта урока ИЗО. Тема «Праздник Святой Пасхи ».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока: «Праздник Святой Пасхи»  Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: приобщение детей к культурному наследию народа, к истокам православной духовности...

Технологическая карта урока технологии «Валентинка ко Дню Святого Валентина» (УМК "Школа России", 4 кл.)

Тип урока: урок комбинированныйЦель урока: формировать навыки шитья петельным швом при создании объемной валентинкиЗадачи урока:Дидактические: уметь координировать свои действия, доводи...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Библейские сказания. Сельма Лагерлёф "Святая ночь"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции: знакомство обучающихся с библейскими сказаниями: Сельма Лагерлёф «Святая ночь».Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с би...

Технологическая карта урока литературного чтения. С. Лагерлёф Святая ночь. 4 класс. УМК "Школа России"

Тема урока: "С. Лагерлёф Святая ночь."Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Формирование читательской компетенции, умение определять основную мысль произведения.Задачи у...