Конспект урока по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Конспект урока по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание", класс - 4.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 44.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок Тема: «Милосердие и сострадание»
Цель урока: сформировать представление о милосердии и сострадании как главных качествах человеческой души и осознание необходимости деятельного сострадания к людям, нуждающимся.
Задачи урока:
1. Создать условия для осмысления понятий «милосердие», «сострадание», «милостыня» через работу со словарями, с текстами, в том числе притчами.
2. Знакомство с евангельским сюжетом о добром самарянине.
3. Способствовать развитию мыслительной деятельности: памяти, внимания, умения сравнивать, анализировать и делать выводы;
4. Формирование читательской грамотности.
5. Учиться работать в команде.
6. Знакомство с традициями милосердия в современном российском обществе через беседу с приглашенным гостем – сестрой милосердия.
7. Совершить посильное совместное доброе дело.
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал для работы, словарь С.И. Ожегова, В.И. Даля, «Дерево Милосердия» листья-карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
- Добрый день всем! Меня зовут Анастасия Дмитриевна.
- Ребята, я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глаза! Давайте сегодня подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь!
- Сегодня у нас необычный урок, много гостей, повернитесь и поздоровайтесь с ними, подарите им свои улыбки!
- А теперь тихонько садитесь на свои места.
- Сегодня я хочу познакомить вас с тем, что вы ещё не знаете и научиться чему-то у вас. Надеюсь, наша встреча будет интересной и полезной.
- Представляю вам еще одного гостя – ПрямУшко Екатерина Игоревна, она является педагогом православной гимназии святого князя Владимира и сестрой милосердия. Подробнее о своей работе она расскажет позже.
- Ребята, сегодня вы будете работать в группах. Напомните мне, какие качества нужно проявлять, работая в группе? (Дети называют: уважение, сотрудничество, вежливость, умение слушать другого, уважать мнение другого и т.д.)
- Молодцы! Начинаем работать.
II. Введение в тему
- Сегодня мы с вами поговорим о двух очень важных качествах человека – ключевых словах нашего урока. А какие же это слова, мы определим вместе с вами. Для этого прочитаем стихотворение. (Слайд 1)
Жизнь нуждается в милосердии.
Милосердием мы бедны,
Кто-то злобствует, кто-то сердится,
Кто-то снова в тисках беды.
Жизнь нуждается в сострадании.
Наши души как топоры…
Слишком многих мы, словом, раним,
Позабыв, что слова остры.
1. Беседа
- Скажите, в чём нуждается мир? (В милосердии и сострадании) (Слайд 2)
- Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?
- Все верно! Сегодня тема нашего урока «Милосердие и сострадание». (Слайд 3)
- Как вы думаете, что такое милосердие и сострадание?
- Почему мир нуждается в милосердии и сострадании?
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? Какую цель мы поставим перед собой?
(Примерные ответы детей: Что такое милосердие? Что такое сострадание? Как проявляется милосердие? Кто нуждается в милосердии?)
- Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с понятиями «милосердие» и «сострадание», постараемся осмыслить эти понятия и вместе подумаем, какие добрые дела мы с вами можем совершить.
- А еще узнаем: Кого называют ближним? Как христианин должен относиться к людям?
- Что нам поможет решить эти задачи, с помощью чего мы обо всем узнаем?
III. Открытие нового знания.
- Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. (Слайд 4)
- С чем у вас ассоциируются это слово? (высказывание мнений детей).
- Давайте попробуем разобраться, как получилось слово «милосердие».Назовите корень этого слова.
- Все верно! Здесь два корня -мил и -серд. (Слайд 4)
- А кто знает, от каких слов образовалось слово милосердие? (милый, сердце)
- Милосердие – это дословно - милое (в смысле доброе) сердце или милующее сердце.
- Молодцы, а как образовалось слово – «сострадание»? (Слайд 5)
- Посмотрите на похожие слова, сочувствие, соучастие, сопереживание. Что в них общего? (Слайд 5)
- Какое значение дает приставка со?
- Ребята, «со» – означает причастность к чему-либо, присоединение, общее участие. (Слайд 5)
- А где мы можем узнать значение этих слов? (в толковых словарях русского языка)
- Я предлагаю провести исследовательскую работу. У каждой группы есть словарь. Найдите определения этих слов в словарях русского языка.
1. Работа со словарём.
1 группа работает со значением слова «милосердие»«Школьный толковый словарь русского языка».
2 группа работает со значением слова «милосердие» словарь С.И. Ожегова.
3 группа работает со значением слова «сострадание» словарь С.И. Ожегова.
4 группа работает со значением слова «сострадание» словарь К.Д. Ушакова.
- Зачитайте значения слов.
Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. (Толковый словарь русского языка» под редакцией С.И. Ожегова)
Милосердие – готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами. (Школьный толковый словарь русского языка)
Сострадание– это жалость, сочувствие, вызываемые несчастием другого человека. (Толковый словарь русского языка» под редакцией С.И. Ожегова)
Сострадание – сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастием другого человека. (Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова) (Слайд 6)
- А какие слова в определениях слов являются ключевыми, как вы думаете?
- Ребята, у каждой группы есть на столе лист. Вам необходимо еще раз прочитать значение слова и под лучиками выписать ключевые слова.
(На партах у каждой группы лист со словами милосердие и сострадание. Дети выписывают ключевые, главные слова в определениях слов)
- Давайте прочитаем, что у вас получилось.
- Молодцы, вы все верно говорите!
2. Работа с утверждениями.
- Ребята, посмотрите у вас на партах карточка с утверждениями. (На каждой парте карточка с утверждениями)
- Прочитайте внимательно утверждения и вычеркните те, которые нельзя отнести к милосердию.
Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; подарить то, что самому не нужно; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; поделиться последним куском хлеба; творить добро на показ; посетить больного; дать добрый совет.
- Первая группа прочитайте одно утверждение, которое вы вычеркнули? Почему вы его вычеркнули, объясните? (вторая, третья, четвертая группы также по одному утверждению зачитывают и объясняют)
- Отлично, молодцы!
- Ребята, совершая добрые дела, многие люди ожидают похвалы, благодарности. И не получив этого, сами стараются к месту и не к месту напомнить об этом. Я предлагаю вам сейчас послушать стихотворение Агнии Львовны Барто.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение А. Барто «Друг напомнил мне вчера…» (Приложение № 2)
- Так надо ли рассказывать, что ты поступил милосердно, сострадал кому – либо?
- Вывод: Верно, оказание помощи своим родным, друзьям, незнакомым людям, животным должно быть бескорыстным, а не за похвалу, не на показ.
3. Работа с пословицами и поговорками.
- Еще испокон веков в людях ценились такие качества, как доброта, сострадание, милосердие, и в народном устном творчестве немало пословиц и поговорок, свидетельствующих об этом. Я предлагаю вам собрать части пословиц, которые у вас находятся в конвертах. (Приложение № 3)
Будь милостив к младшим и | у кого есть милосердие. |
Настоящий воин тот, | и Бог подает. |
Когда хочешь себе добра, | слушайся старших. |
Милостивому человеку | то никому не делай зла. |
- Давайте проверим! (Слайд 7 - проверка с доски)
- Первая группа прочитайте одну пословицу. Как вы ее понимаете?
1. Будь милостив к младшим и слушайся старших.
«Будь милостив к младшим и слушайся старших» — это пословица, которая призывает проявлять милосердие и уважение к старшим. Она призывает проявлять заботу о тех, кто нуждается в помощи, и следовать рекомендациям старших.
- Вторая группа прочитайте вторую. Как вы ее понимаете?
2. Настоящий воин тот, у кого есть милосердие.
«Настоящий воин тот, у кого есть милосердие» - пословица подразумевает, что настоящий воин не только силен физически и умеет сражаться, но и способен проявлять сострадание к людям, даже к врагам. Воин защищает слабых и борется за справедливость.
- Третья группа прочитайте ту, которая еще не прозвучала. Как вы ее понимаете?
3. Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
«Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла» —что если хочешь, чтобы к тебе относились хорошо, то сам относись также к другим людям.
- Ребята, запомните золотое правило нравственности. Вы о нем еще не раз услышите: поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступали.
(Слайд 8)
- Почему это правило назвали «золотым»? (важное, главное, значимое, все должны соблюдать)
- Молодцы! И четвертая группа прочитайте последнюю пословицу. Как вы ее поняли?
4. Милостивому человеку и Бог подает.
«Милостивому человеку и Бог подает» - тот, кто милостив к другим, тем более, к не знакомым, попавшим в трудное положение, то сама Божия благодать будет пребывать с нами.
- Молодцы, вы все верно говорите.
- Ребята, одно из дел милосердия — милостыня. (Слайд 9)
- А как вы думаете, что такое милостыня? (высказывают предположения)
- Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: «всякому просящему у тебя – дай». (Слайд 9)
- Тот, кто милостив к другим, тем более, к незнакомым, попавшим в трудное положение, то ему помогает сам Бог. Ведь этот человек исполняет Его заповедь.
- Давайте мы с вами немного отдохнем и продолжим работу.
V. Физкультминутка. (Если устанут)
Прилетели ангелочки-
Становились на носочки!
Вверх руками потянулись
И друг другу улыбнулись.
Крылышки расправили-
В стороны направили,
Наклонились до земли,
Словно тяжести несли.
Ножкой топнули,
Ручками хлопнули,
Полетели в высоту,
Чтобы там поймать звезду.
Глубоко вздохнули,
Плечи развернули,
Повели руками
Чуть над головами.
А теперь им всем пора
Делать добрые дела.
4. Осмысление понятия «ближний»
- Бог дал людям заповеди, которые записаны в Библии.
- Как вы думаете, что такое заповеди? (законы, правила) (Слайд 10)
- Для чего они нужны? (чтобы люди могли различать добро и зло в своих поступках и намерениях)
- Однажды Иисуса Христа спросили, а какая самая главная среди множества заповедей.
- Как вы думаете, что ответил Иисус Христос? (ответы детей)
- Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». (Слайд 11)
- И тогда Ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. (Слайд 11)
- А кто такой ближний по-вашему? (мама, папа и т.д. если скажут раньше,то…)
- Да, правильно, ближние – это не только твои родные, а люди, которые нуждаются в твоей помощи.
- Христос часто учил не напрямую, а иносказательно, через притчи.
В Библии есть поучительная притча о человеке, который стал примером милосердия для всех времён и народов. Называется она «Притча о милосердном самарянине». Вот краткий её пересказ. Я предлагаю прочитать на листах, которые вы получили.
5. Притча о добром самарянине (Приложение 4)
– Во время чтения притчи вам необходимо подчеркнуть незнакомые слова, что непонятно. (Учитель читает, дети подчеркивают)
«Притча о милосердном самарЯнине».
На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили, сняли с него одежду и оставили едва живым. По случаю один священник шёл той дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил мимо. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на место языке, остановился, сжалился и, подойдя, перевязал избитому раны. И, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, дал содержателю гостиницы денег и сказал ему: «Позаботься о нём; и если расходы будут более, того, что я, дал, то, когда я возвращусь, отдам тебе долг».
- Какие слова во время чтения вам были не понятны?
- Давайте разберем непонятные слова.
6. Словарная работа (Слайд 12)
Притча - рассказ с нравоучением.
Священник - священнослужитель в храме, посредник между Богом и человеком
Левит - священнослужитель низшего духовного сана у древних евреев.
Самарянин - означает чужак, человек другой веры.
Ближний - всякий человек, который нуждается в помощи.
- Ребята, посмотрите на доску. Какая картина соответствует прочитанной притче? (Слайд 13)
7. Беседа по притче (Слайд 14)
- Что случилось с человеком? (На него напали разбойники)
- Какое качество проявили проходящие мимо прохожие? (Равнодушие)
- В чем заключалось равнодушие?
- Кто оказался ближним пострадавшему человеку?
- Ребята, как бы вы ответили на вопрос: «А кто мой ближний?»
- Как по-вашему мнению, кто такой добрый самарянин? (добрый самарянин – незнакомец, чужак, который пришёл на помощь) (Слайд 15)
- Именно он оказался милосердным и сострадательным по отношению к не знакомому человеку.
- Скажите, что же означает притча Христа? (Слайд 16)
«Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи». Если человеку больно становится неважно, какая у него вера или цвет кожи. Даже если человек виноват перед тобой, все равно в минуту, когда он попал в беду, надо забыть обиды и протянуть ему руку помощи.
- Каждый из нас может оказаться как на месте путника, попавшего в беду, так и на месте тех людей, которые неожиданно встретили его на своём пути. И тогда каждому из нас придётся держать важный экзамен: спешить дальше по своим делам или остановиться и оказать неотложную помощь попавшему в беду человеку…
- Если человек окажет помощь ближнему, как подсказывает его совесть, - тогда есть надежда, что и ему самому будет оказана помощь, если он попадёт в беду. А если пройдёт мимо - на что тогда ему надеяться в будущем?
- Вспомним заповедь, которую дал людям Иисус Христос, рассказавший притчу о милосердном самарянине: «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Евангелие от Матфея, глава 7, стих 12). (Слайд 17)
- Вспомним, мы говорили, как принято называть этот закон? (золотое правило нравственности)
VI. Первичное закрепление.
- Мы сегодня с вами затронули очень важные слова «Милосердие» и «Сострадание». Скажите, как вы теперь понимаете данные слова?
- Сегодня мы также узнали золотое правило нравственности. Напомните, как оно звучит? «Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла»
- Проявлять деятельное сострадание должен каждый из нас, но есть люди, которые посвящают свою жизнь делам милосердия. Об этом вам расскажет наш гость Екатерина Игоревна.
2. Екатерина Игоревна (рассказывает о сестрах милосердия + проводит творческую работу)
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
1. Итог урока.
- Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока?
- Сумели мы узнать более подробно, что означает слово «милосердие»?
- Что нам помогло?
- Появилось ли у вас желание кому-нибудь помочь?
- Что вы можете для этого сделать?
- Запомните, что помогать просто, полезно, правильно и приятно.
2. «Дерево Милосердия».
- Мы сегодня обговорили много примеров добрых дел. А теперь подумаем, какие добрые дела нас ждут впереди.
- Напишите на листочках от Дерева Милосердия, какое доброе дело вы хотели бы совершить уже сегодня или в ближайшее время.
- Я искренне надеюсь, что сегодняшний урок оставит в вашем сердце и памяти только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее.
- Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными.
- И хочу подарить вам «Памятки жизненных правил», которые вы прочитаете сегодня вечером вместе с родителями и обсудите их.
ПАМЯТКА ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ.
1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.
2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
3. Научитесь прощать людям их слабости, умейте повиниться и прощать обиды.
4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
5. Не стесняйтесь проявлять своё сочувствие, сопереживание окружающим.
6. Старайтесь приходить на помощь в нужный момент.
7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"
С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»
Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»...

План-конспект урока музыки в 3 классе по теме: "Частушки и сострадания"
Работа предназначена для учителей музыки и начальной школы по УМК "Начальная школа 21 века" автор Усачёва, 3 класс. План-конспект в виде урока творч...
Конспект урока ОПК для 4 кл. по теме "Милосердие и сострадание" (учебник А.Кураева)
Конспект урока ОРКСЭ (модуль "ОПК") по теме "Милосердие и сострадание" учебник А.Кураева...
конспект урока ОРКСЭ " Милосердие и сострадание"
Данный материал содержит разработку урока ОРКСЭ в 4классе по теме : " Милосердие и сострадание"...

Конспект урока и презентация к уроку по курсу "ОРКСЭ" на тему " Милосердие, сострадание и взаимопомощь в разных религиях мира". 4 класс
Этот материал можно использовать не только на уроках "ОРКСЭ", но и для проведения внеурочной деятельности, для проведения классных часов и родтельских собраний...

Конспект урока ОПК «Милосердие и сострадание»
Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М. Просвещение...

