Урок по ОРКСЭ для 4 класса
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Смирнова Ольга Витальевна

Конспект урока поможет в легкой форме познакомить ребят  с Библейскими Заповедями, осмыслить моральные нормы, записанные в заповедях, которые  предъявляют к человеку в православной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse_zapovedi.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ОРКСЭ

Тема урока: Заповеди

Цель: Знакомство с Библейскими Заповедями, осмысление моральных норм, записанных в заповедях и предъявляемых к человеку в православной культуре.

Задачи:

Образовательные:

  • научить школьников читать Священное Писание, ориентироваться в его содержании;
  • формировать у учащихся представление о жизни людей в ветхозаветные времена;
  • подвести школьников к осознанию того, что Десять Заповедей – это духовная Конституция, основа общежития землян, нравственный закон, без которого мир погрузился бы в хаос.

Развивающие:

  • развивать самостоятельное мышление, умение формулировать мысли и чувства, способствовать осознанному выбору системы нравственных ценностей;
  • ознакомить детей с репродукциями картин художников, использовавших тему Десяти Заповедей в своём творчестве;

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся почтительное, бережное отношение к родителям;
  • воспитывать любовь и уважение к ближнему, умение прислушиваться к своеобразию другого человека, ценить его индивидуальность;
  • задуматься о причине страданий людей.

Коммуникативные:

  • обсуждение услышанного; выработка умения слушать и слышать других.

Личностные:

  • умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и зла.

Познавательные: 

  • отработка терминов и понятий; работа с иллюстрациями презентации.

Ход урока:

Дети читают слова:

1.Слово это серьёзное,

Главное, важное,

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

2.В нём забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нём стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

3.Это качество

В сердце у многих живёт

И о боли других

Позабыть не даёт.

4.И оно поважней,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец доброта!

Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем уроке.

О каком качестве идет речь? Да, о доброте. Почему-то в наше время доброта не очень ценится, люди стесняются быть добрыми. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?

Доброта... Добро... Что же это такое? Прочитаем два высказывания.

Ученики читают высказывания на слайде.

«Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; всё положительное, хорошее, полезное». (Л.Толстой)

«Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид». (Драматург В. Розов)

Это человеческое качество высоко ценилось во все времена.

Назовите какие качества являются для человека хорошими.

Ученики перечисляют их.

Учитель предлагает составить цветок на доске с перечисленными качествами человека.

Ребята, скажите, а легко ли быть таким, как наш цветок? Легко ли человеку стать таким? Сразу ли человек становится таким?

Конечно же, не сразу. Но к этому нужно стремиться и стараться жить по правилам. Чтобы стать таким нам помогает Религия и Вера в Бога.

Религия – вера в Бога, создает «мост» между Богом и человеком. Этот мост – наш жизненный путь. Бог дал нам совесть, чтобы уберечь и защитить нас на жизненном пути.

Но у кого-то совесть чуткая. У кого-то не очень. Не все различают, что хорошо, а что плохо.

Многие философы в истории человечества пытались сформулировать правила, которые люди должны выполнять для того, чтобы в обществе был порядок.

Для учеников школы тоже существуют правила.

- Какие правила вы выполняете? (ответы детей.)

Учитель. А сейчас немного пофантазируем. Представим, что мы путешествуем на корабле. Наш корабль попал в шторм и вы оказались на необитаемом острове. Изо дня в день вы смотрите на безбрежный океан в надежде, что появится какое-то судно. Наконец, вы начинаете осознавать, что, возможно, здесь предстоит прожить долгие годы. Приходит к вам и понимание того, что необходимы законы, по которым вы будете жить на этoм самoм островe. Законы – это правила, которые люди должны выполнять. Они есть в каждой стране. Как называется свод законов, по которым живут россияне? (Дети отвечают).

- Правильно, Конституция.

Учитель. Будущее любого общества – и нашей страны тоже – зависит от нравственного облика подрастающего поколения. Из вашей среды вскоре выдвинутся духовные и политические лидеры. Вы пополните ряды общественных деятелей, рабочих, создадите свои семьи. Какими будете вы – таким будет и общество, в котором вы живете; такими будут и армия, и президент, и благосостояние народа.

Однажды, 28 апреля 1798 года на военном британском корабле «Баунти» вспыхнул мятеж. Причиной мятежа (восстания) явилось жестокое обращение капитана с матросами. Мятежники в количестве 9 человек высадились на острове Питкэрн. 8 человек умерли от употребления самодельного спирта. В живых остался только один моряк, и это был Александр Смит. На острове, кроме него, жили аборигены – шестеро мужчин, десять женщин и девочка пятнадцати лет. Смит случайно наткнулся на Библию и прочитал ее. Я думаю, на Смита произвели сильное впечатление слова из книги пророка Исайи. «Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти». Бывший мятежник воспринял эти слова как обращение Бога лично к нему и принял Божие водительство.

В результате началось моральное и духовное перерождение этого человека. По вечерам он собирал вокруг себя аборигенов и читал им Библию.

Смит решил создать с аборигенами общество, которое жило бы по законам, изложенным в библейском учении. Каждое сообщество людей выбирает эталон (образец), в соответствии с которым строит свои нравственные и духовные основы.

Через 20 лет остров Питкэрн случайно обнаружили два военных британских корабля. Экипажи кораблей нашли на острове христианскую общину в полном смысле этого слова. На Питкэрне не было тюрьмы, потому что там не было правонарушений; не было больницы, потому что там не было больных; не было сумасшедшего дома, потому что там не было сумасшедших. Не было там и неграмотных, и нигде в мире жизнь и собственность человека не были в такой безопасности, как там. Отличительными чертами населения острова являлись миролюбие, высокая нравственность и благочестие.

Учитель. Как вы думаете, какой принцип лежал в основе тех законов, по которым жило население этого острова?»

Дети. Любовь к Богу и ближнему – основа десяти заповедей, по которым жило население острова.

Учитель. Ребята, а как Вы понимаете, что такое «заповедь»? Что обозначает это слово? Прочитаем, как объясняют это слово в толковых словарях.

Дети читают на слайдах:

Заповедь - Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого (чего)-нибудь. (С. И. Ожегов)

Заповедь – Изречение, содержащее религиозно-нравственное предписание.

Заповедь – Строго обязательное правило поведения (Малый толковый словарь русского языка)

Учитель: «Заповедь – религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества».

Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад Господь повелел пророку Моисею вывести свой народ из египетского плена. Моисей повел еврейский народ через пустыню, и, когда они подошли к горе Синай, то увидели, как задымилась и затряслась гора Синай.

Моисей поднялся на дымящийся Синай, для того, чтобы там встретить Бога. Господь возвестил пророку: «Скажи народу: если будете слушаться голоса Моего, то будете Моим народом». Моисей передал людям волю Божию, и они ответили: «Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны». Господь повелел готовиться к принятию Закона Божия постом и молитвой. Через три дня густое облако покрыло вершину горы. Сверкали молнии, гремел гром, от горы шел дым, и вся она колебалась. Моисей взошел на гору, и там Бог дал ему две скрижали (каменные доски), на которых были написаны Десять заповедей. Бог сам начертал заповеди на каменных плитах. Моисей вынес из огня эти скрижали народу.

Об этих Заповедях мы и поговорим сегодня.

Какие же это заповеди. Давайте будем разбираться.

№ Заповеди

Заповеди

Комментарий

Первая заповедь

Я Господь, Бог твой. Пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня

Это означает, что Бог является источником всех благ и руководителем всех человеческих поступков. И поэтому человек всю свою жизнь должен направить на познание Бога и своими благочестивыми поступками прославлять имя его. В этой заповеди указывается, что Бог един на всем белом свете и других богов иметь недопустимо. 

Вторая заповедь

Не сотвори себе кумира.

Богом запрещается человеку создавать себе воображаемых или вещественных кумиров и преклоняться перед ними. Кумирами для современного человека стало земное счастье, богатство, физическое удовольствие и фанатичное преклонение перед своими лидерами и вождями.

Третья заповедь

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

Человеку запрещается употреблять имя Господа неблагоговейно в житейской суете, в шутках или пустых разговорах. Грехами являются богохульство, кощунство, клятвопреступление, нарушение обетов, данных Господу и т.д.

Четвертая заповедь

Шесть дней работай, а день седьмой – Господу Богу твоему.

Это значит, что шесть дней в неделю человек трудится, а в седьмой день (субботу), должен изучать слово Божие, молиться в храме, а значит, посвящать день Господу. В эти дни нужно заботиться о спасении души своей, вести благочестивые беседы, просвещать ум религиозными знаниями, посещать больных и заключенных, помогать бедным и т.д

Первые четыре заповеди учат, каким должно быть отношение человека к Богу.

Пятая заповедь

Почитай отца своего и мать свою.

Пятая заповедь требует от детей не только уважения, покорности и послушания по отношению к родителям, но также любви, нежности, заботы о родителях, сбережения их репутации; требует, чтобы дети были для них помощью и утешением в преклонные годы.

Шестая заповедь

Не убивай.

Не убивай. Не ты дал жизнь, значит, не тебе ее отнимать! Заповедь говорит не только о бандитах. Христос сказал, что убийцей становится даже тот, кто смотрит на другого человека с ненавистью. Ведь если ты ненавидишь другого человека, то тебе уже хочется, чтобы его не стало.

Седьмая заповедь

Не прелюбодействуй.

Не прелюбодействуй. То есть не переступай через любовь. Не предавай.

Это заповедь о верности тому, Вторая заповедь Христа, кто любит тебя и любим тобою. Верность этой заповеди – залог сохранения семьи

Восьмая заповедь

Не кради.

Не кради. Тот, кто крадет – готов причинить страдания другому человеку. И о его переживаниях и трудностях он не думает. Значит, он считает себя достойнее, лучше его. И убийца и вор расценивают другого человека как помеху. Разница лишь в том, что вор решает обойти эту помеху, чтобы добраться до вожделенной вещи. Убийца же просто сметает эту помеху. Но.и убийца, и вор бесчеловечны.

Девятая заповедь

Не обманывай.

Не лги. Кажется, что ложь может помочь преодолеть отдельные неприятности, избежать наказания. Но это иллюзия. Рано или поздно обман раскроется, и его последствия будут гораздо хуже, чем те, страх перед которыми подтолкнул тебя ко лжи. Одна ложь порождает другую, и со временем лжец сам становится заложником своего обмана. Поскольку заповедь, запрещающую ложь, дает именно Бог, для христианина это становится напоминанием о том, что Бога не обманешь. Он видит любой обман.

Десятая заповедь

Не завидуй.

Здесь людям указывается на то, что надо учиться воздерживаться от зависти и не иметь нехороших желаний. Все предшествующие заповеди Христа учили преимущественно правильному поведению, а вот последняя обращается к тому, что может происходить внутри человека, к его чувствам, мыслям и желаниям. Человеку всегда нужно заботиться о чистоте душевных помыслов, ведь любой грех начинается с недоброй мысли, на которой он может остановиться, и тогда возникнет греховное желание, которое будет подталкивать на неблагоприятные поступки. Поэтому нужно научиться пресекать свои нехорошие мысли, чтобы не нагрешить.

Зависть мешает радости. Тебе подарили телефон. Ты радуешься ему. И вдруг оказывается, что у твоего друга тоже есть телефон — но дороже и моднее. Если ты разрешишь себе зависть – в ее черных лучах сразу поблекнет та радость, которая у тебя уже была. Зависть не знает границ. Всегда найдется кто-то, кто, как кажется, живет лучше тебя.

Итог урока

Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итог:
- Назовите имя человека, через которого Бог говорил с еврейским народом.
- Как одним словом называются правила данные Богом?
- Как называлась гора, где Бог дал Свои заповеди?
- Что обещал Бог народу, если они будут исполнять Его заповеди?
- Что ответил народ Богу?
- Какие явления были во время того, как Бог сошел на гору Синай?
- Как называются каменные плиты, на которых Бог написал 10 заповедей?
- Почему мы с вами тоже должны исполнять 10 заповедей?

Рефлексия

Добро начинается с мыслей, мысли перетекают в слова и затем в поступки. Мы сейчас вспомним как можно больше добрых слов. Будем работать в парах. Постарайтесь как можно больше сказать друг другу добрых слов.

Вывод:

- Каждый христианин должен соблюдайте заповеди, так как:

  1. Заповеди даны Богом
  2. Они учат отличать добро от зла
  3. Выполнение заповедей даёт человеку душевный покой, приближает его к Богу.

- Заповеди о любви к ближнему показывают нам границы, которые мы не должны переступать, если не хотим навредить другим людям и самим себе. В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и указал путь добродетельной жизни. Эти заповеди регулируют отношения между людьми и связаны с верой в Бога. Тогда отношения людей друг с другом обретают высший смысл, становясь непререкаемым законом. Ведь они - договор Бога с человеком.

 Дополнительный материал.

Детям раздают карточки, которые они зачитывают вслух, как дополнение к заповедям, о которых говорит учитель.

10 ЗАПОВЕДЕЙ НА ЯЗЫКЕ ДЕТЕЙ
Заповеди – это закон, правила, которые Бог дал людям для того, чтобы они могли различать добро и зло в своих поступках и намерениях. Объяснить ребёнку заповеди можно простыми словами и в стихотворной форме.

1. «Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня».

Это значит, что Бог Один и в Него нужно верить всей душой. Это также естественно, как верить папе и маме. Бог создал весь мир и заботится о каждом из нас. Нужно любить и почитать Бога, часто вспоминать о Нем, обращаться к Нему в молитве.

«Пусть только Господь царит в твоем сердце,
И только Ему открой сердца дверцу!
Пусть Бог будет смыслом всей жизни твоей!
Пусть Он управляет и властвует в ней!».

2. «Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им».

Кумир – это всё то, что становится для нас самым главным в жизни вместо Бога. Из-за кумира мы можем забыть о Боге и Его заповедях. Глупец тот, кто готов поменять маму на куклу или папу на компьютер. Например, Кай забыл о Боге – о добре и любви. Снежная королева стала для него кумиром. Разве был он счастлив в ледяном замке со своими идеальными правильными холодными игрушками? Только когда любовь Герды растопила лед в его сердце, он вспомнил о Боге и ожил. На первом месте в жизни христианина должен быть Бог, потом все близкие люди. Любые кумиры – люди или вещи опасны для нашей души, они могут сделать ее холодной и черствой.

«Господь твой пусть будет единственным Богом,
Хоть в жизни всегда разных идолов много,
Служи лишь Ему всей душою своей!
На Бога надейся, а не на людей!».

3. «Не поминай имени Господа Бога твоего всуе».

Это значит, что нельзя просто так произносить имя Бога. Произносить имя Божие следует со вниманием и благоговением. Любое обращение к Богу – это молитва. По меткому выражению одного священника, когда мы говорим: «Господи», мы как бы снимаем телефонную трубку и набираем номер, и на «том конце» нам немедленно отвечают: «Слушаю». Имя Бога надо хранить бережно в сердце и не выпускать оттуда понапрасну. Если ты по привычке в разговорной речи говоришь: «Господи», прибавь к этому слова: «помилуй» или «слава Тебе». Так упоминание имени Бога станет молитвой.

«Имя Божье напрасно ты не говори!
Уважение твое пусть в словах тех горит.
Пусть с любовью к Нему твое сердце стучит,
Благодарность и вера в нем вечно звучит!».

4. «Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему».

Это значит, что седьмой день (воскресенье) должен быть посвящен Богу. Каждый день мы молимся Богу, исполняем Его заповеди, но воскресный день сугубо посвящаем нашему Небесному Отцу. Исполняя четвёртую заповедь, в этот день нужно посетить храм и принять участие в богослужении и Причаститься Христу.

«С Богом жизнь для себя христианин выбирает,
И поэтому церковь всегда посещает.
Знать о Господе больше он очень стремится,
И из Библии мудрости Божьей учиться».
Посвящай время Господу – будешь успешен,
И Его вечной милостью нежно утешен».

5. «Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен».

Это значит, что маму и папу надо слушаться и помогать им. Родители помогают тебе, пока ты растешь и нуждаешься в их помощи и заботе, а потом дети помогают престарелым и уже немощным родителям на закате их жизни. Почитание – это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей взрослыми детьми, в том числе душевным вниманием и участием. К этой же заповеди относится уважение к учителям, наставникам, старшим.

«Относись с уважением к папе и маме!
Мудрость, опыт родителей стоят внимания!
Дорожи ими, слушайся и подчиняйся!
Как у Бога характер свой сделать пытайся!
И тогда будет жизнь твоя – благополучной.
Долгой будет она, и, при этом, нескучной».

6. «Не убий».

Самое ужасное, что может сделать человек по отношению к другому человеку – лишить его жизни. Жизнь – это дар Божий, и мы не в праве лишать другого человека этого дара. Что касается убийства захватчиков на войне, то это тоже грех, но меньший, чем предательство ближних, отказ защищать их.

Нужно помнить, что убивать людей можно не только оружием, но и словом, делом, подлыми поступками. Также нельзя мучить зверей, птиц, насекомых, домашних животных. Всех их создал Господь, а человеку заповедовал заботиться о них.

«Людей убивает
Не только оружье!
И жизнь сокращают
Порою не ружья,
А грубое слово,
Поступок бездумный
Жизнь рушит другого,
Стар он или юный.
Людей берегите,
Заботьтесь, любите,
Всех благословляйте
И радость дарите!».

7. «Не прелюбодействуй».

То есть не переступай через любовь. Не предавай. Это заповедь о верности тому, кто любит тебя, и любим тобою. Верность этой заповеди – залог сохранения семьи.

«Пройдут года. Ты вырастешь. Бог даст тебе супругу(а).
Полюбишь. Вступишь в брак. Всегда будь верен, предан другу.
Над отношеньями трудись. Жди Божьего ответа.
Не изменяй своей любви. Не нарушай завета».

8. «Не укради».

Украсть, взять чужое и не вернуть – очень плохой поступок. Некоторые думают, что взять себе вещь, которую нашел на улице – не воровство. Допустим, шел человек и нашел на улице хороший телефон. Он может взять его себе – поступить дурно, а может поступить благородно – найти хозяина этого телефона. Никогда не бери чужое и никогда не воруй – так ты сможешь проявить свою верность святому Богу.

«Тот, кто у людей забрал,
Вещи их, путем нечестным,
Человек тот вором стал,
Это станет всем известно».

9. «Не лжесвидетельствуй».

Порой тебе может казаться, что ложь может помочь преодолеть отдельные неприятности, избежать наказания. Но это иллюзия, потому что рано или поздно любой обман обязательно раскроется.

Также ни в коем случае нельзя придумывать о людях то, что ты не знаешь. Такие предположения называются клеветой и часто порочат совершенно невинного человека.

«Неправду о людях – не произноси!
Для этого помощи Божьей проси,
Чтоб видеть хорошее в ближних своих.
Не злое, а доброе думать о них!
Ложь может несчастье с собой принести,
А правда к победе твоей привести».

10. «Не пожелай ничего чужого».

Никогда никому не завидуй. Зависть лишает радости и не знает границ, ведь всегда найдется кто-то такой, кто, как кажется, живет лучше тебя. Помни пример жадной старухи из сказки Пушкина. Радуйся всему, что у тебя есть, радуйся за близких и друзей, у которых случилось что-то хорошее, благодари за это Бога.
Как же относиться к тому, что у ближнего есть хорошая вещь или талант, которого ты не имеешь? У христиан нет выражения «белая зависть», но есть сорадование – радость о благополучии ближнего. В отличие от мучающей зависти это добродетель.

«Не желай ничего, чем владеет ближний.
Не мечтай, что предмет у кого-то лишний.
Эти мысли тебе принесут страданья,
Ведь за грех принесёшь ты себе наказанье».

Оценили 0 человек

Показать список поделившихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Урок по ОРКСЭ 4 класс

Тема. Возникновение религий. Древнейшие верования....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Урок по ОРКСЭ 4 класс.Тема: От добрых мыслей до добрых дел.

На уроке закрепляется качества характера доброго человека и прослеживается отношение к этим качествам со стороны религии. ...

Урок по ОРКСЭ 4 класс "Россия - Родина моя"

Урок № 1по ОРКСЭ в помощь учителям начальных классов....

Урок по ОРКСЭ (4 класс).

Тема: "Любовь к Родине и патриотизм многонационального народа России". В уроке использованы интерактивные формы обучения....