открытый урок по модулю «Основы мировых религиозных культур» "Священные сооружения"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Прилагается материал про мечети храмы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Тема: «Священные сооружения»
Возраст учащихся: 4 класс
Место проведения: классный кабинет
Время: 40 минут
Учитель: Покладова Юлия Алексеевна
Оборудование: учебник, ПК, раздаточный материал, мультимедиа, видео, презентации, 3д пазлы «Соборы и Мечети».
Цель урока: Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.
Задачи:
- Сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий – церковь, мечеть. ступа
- Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям.
- Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры.
- Воспитание толерантности.
- Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.
- Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Структура урока:
- Организация деятельности учащихся.
- Проверка усвоения материала прошлых уроков и домашнего задания.
- Введение в тему. Постановка проблемы.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление материала.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов.
Ход урока.
- Организация деятельности учащихся.
Здравствуйте, подравняйтесь. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Проверка рабочего места.
2) Проверка усвоения материала прошлых уроков и домашнего задания
А) На прошлых уроках мы с вами говорили о том, как возникла религия, какие бывают религии и кто является основоположником тех или иных религий.
- Назовите, какие мировые религии вам известны и вспомните, кто считается основателями мировых религий. У меня на столе карточки, они перепутаны. Мне надо разбить их по религиям. Работа на доске. ( Составление цепочек)
Христианство-Иисус Христос-Библия-Заповеди
Ислам-Пророк Мухаммед- Коран – Суры
Буддизм- Будда-Трипитака-Тексты
3) Введение в тему.
Мы знаем, что люди приходили поклонялись и проводили ритуалы в определенных местах, Где происходит общение верующего человека с богом? Как называются такие места? (закрепление)
Стоунхендж
Стена Плача
Синагога
Это священные сооружения которые были построены очень давно. Посмотрите в учебник и давайте подумаем, чем мы будем заниматься на этом уроке? Что хотелось бы вам узнать на втором уроке по этой теме? Давайте поставим тему и цель урока.
(дети ставят цель и тему урока)
4) Объяснение нового материала.
Уже в далёкой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам и для этих целей они сооружали определённые строения. Остатки некоторых из них дошли до наших дней, но в наши дни таких зданий становится все больше и больше, красивые, высокие, цветные или белые. Сегодня мы углубимся в эту тему и побываем в виртуальной прогулке по святым сооружениям.
Презентация
Первые христиане не строили СПЕЦИАЛЬНЫХ ХРАМОВ, они собирались в жилых домах. Во времена преследования христиане были вынуждены скрываться, и они собирались на молитвы в катакомбах. А позднее появились церкви Они разные, но есть общие черты. Здание храма венчает купол с установленным на нём крестом. Посмотрите на форму купола. Понять, почему купол именно такой формы, нам поможет небольшой эксперимент. (зажигается свеча). Форма купола символизирует пламя горящей свечи.
Стены храма расписаны фресками. Самое священное место в храме – алтарь. Священник молится именно там, и без его благословения никто не может туда входить. Это не секретная комната, просто человек должен понимать, что не всё ему позволено. Часто алтарь отделён от остальной части храма преградой – иконостасом. В центре иконостаса находятся Царские врата.
Священные здания мусульман называются мечети. Купол мечети имеет полукруглую форму и увенчан полумесяцем. Рядом с мечетью находится минарет. Внутри мечети нет изображений живых существ, они украшены лишь специальными надписями и орнаментами..В мечеть входят без обуви, пол заслан коврами. Женщины не молятся рядом с мужчинами.
Буддийские священные сооружения. Как, вы уже знает, тело Будды было сожжено на погребальном костре, а его прах ученики поместили в ступы (первоначально их было 8). - На что похожа ступа?
Она похожа на половину шара, на купол, полусферу. Так вот, именно такую форму должно было иметь погребальное сооружение Будды. По легенде, он сам объяснил своим ученикам, как должно выглядеть его погребальное сооружение. Он постелил на землю плащ и перевернул на него круглую чашу. Называется такое сооружение «ступа» - что значит «погребальный холм». Внутри ступы нет пространства, в неё нельзя войти. Наверху купола ступы установлена небольшая надстройка – «дворец богов» - для хранения реликвий буддийской религии. И еще одна отличительная особенность ступы – шпиль, устремленный в небо. Но позже стали строить и другие сооружения – пагоды.
-Я предлагаю вам, сегодня побыть строителями, когда вы заходили в класс, вы вытянули номера. Я попрошу собраться в команды по номерам, вам даны 3д пазлы. Из которых надо соорудить, построить священное сооружение Христианской веры или Исламской веры.(дети собирают 6 зданий)
-Саяра, найди из всех зданий то,о котором нам расскажешь. (сообщение о Вознесенском Соборе)
Вознесенский собор – настоящая жемчужина архитектуры, которая манит туристов со всего мира своей недоступной красотой. Он представляет собой незаменимое место для почитания и поклонения, а также ключевую достопримечательность города. Увидев этот великолепный храм своими глазами, невозможно быть равнодушным к его превосходству и неповторимости. Великолепие собора впечатляет своей красотой и изящностью архитектурных форм. Он представляет собой уникальное сочетание различных архитектурных стилей, времен и культурных традиций. Массивные колонны, барельефные украшения, витражные окна впечатляют своим великолепием и тонким притягательным изображением.
Здание собора уникально тем, что многое здесь осуществлено впервые в строительной практике. Как, например, применение железобетонных конструкций, антисептиков для обработки древесины. Но самым важным моментом является то, что впервые семиреченские строители возводили высотное здание, выше – 41 м.
Никита готовит сообщение о Мечети Кул-Шариф
Мечеть Кул-Шариф
Попасть в мечеть можно бесплатно. Там же можно взять платки и накидки. Построена мечеть из белого мрамора. Имеет 8 минаретов – башен, полумесяцы на вершине которых обращены в сторону Мекки, главного города мусульман. Минареты очень высоки, 57 м. Главный купол бирюзового цвета. Его форма напоминает шапку казанских ханов. Окна по краю купола по форме напоминают цветок тюльпана – символа новой жизни в мусульманстве. Мечеть состоит из 5 ярусов: Музей ислама, Гостевой холл, Молельный мужской зал, Женский молельный зал, Балконы для посетителей – туристов. Мечеть выполнена в светлых тонах. Это создаёт ощущение воздушности, праздничности. Пол устлан коврами ручной работы из Ирана. Витражи в окнах тоже выполнены вручную. Зал восхищает своим великолепием. На потолке огромная двухтонная люстра из чешского хрусталя, в ней при включении загорается 300 ламп. Потолок расписывали на холстах татарские художники, затем холсты подняли вверх. По периметру зала белоснежные колонны поддерживают балкон. Балкон огорожен от мужского зала узорчатой перегородкой в арабском стиле. На балконе молятся женщины. Вместимость составляет 300 человек.
-Ну а теперь я предлагаю вам, отправится со мной на виртуальную прогулку по Смольному Собору и Мечети Хазрет Султан (видео)
Давайте сравним, чем похоже и чем отличаются?
5) Закрепление материала.
- Со священными сооружениями, каких мировых религий мы познакомились? Я думаю, теперь вы легко сможете определить, какие священные сооружения находятся перед нами.
- В чём особенность каждого из сооружений?
- Откройте учебник, рассмотрите картинки, о чем мы с вами сегодня не говорили? Священные сооружения буддийской веры: Ступа и Пагода
6) Домашнее задание.
Подготовьте дома сообщение об этих сооружениях, сообщение, доклад, презентация с защитой.
7) Рефлексия урока.
- Какие священные сооружения религий мира мы знаем? (мечеть, церковь, пагода, ступа)
- Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики внешнего вида этих сооружений?
(красивые, величавые, великолепные, необычные,…)
- Нужны ли человечеству такие архитектурные сооружения, почему? (ответы детей)
- Как должны к ним относится люди? (беречь, охранять,…)
- Зачем нам необходимо беречь подобные архитектурные сооружения? (ответы детей)
- Правильно ребята, охрана и бережное отношение памятников культуры это долг каждого человека перед самим собой и перед потомками. А скажите, можем ли мы в одном городе увидеть священные сооружения разных мировых религий? (конечно, можем) А почему так бывает? (ответы)
-В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу…
-Вспомните тему и цели урока, нам удалось добиться целей? Если у нас с вами все получилось, то поднимите смайлик желтый с улыбкой, если что-то не понравилось или не получилось, то поднимите грустный, зеленый смайлик.
-А я попрошу подойти ко мне, взяться за руки. Люди обращаются к богу, чаще когда у них горе, беда. Вы знаете сейчас идет война и мне хотелось бы именно на этом уроке, когда мы говорим о добре и зле, о вере в бога, пожелать нашим солдатам, всем людям на Земле, чистого неба над головой, мира, здоровья, побольше детского смеха в домах. А что бы вы хотели пожелать людям? (пожелания детей)
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"
В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Презентация к уроку ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды" Часть 1
Презентация коротко расскажет о том, как стали возникать ритуалы, пояснит, что это такое. Яркое оформление иллюстрауиями поможет более восприимчивому пониманию, что такое ритуалы, и как они совершалис...

Презентация к уроку ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды" Часть 2: христианство.
Презентация рассказывает о семи таинствах православного христианства: крещение, миропомазание, соборование, исповедь, венчание, елепомазание, священство. Презентация составлена по материалам учеб...

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103 Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...

Урок ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") Священные соружения
Урок знакомит детей со священными сооружениями различных религий мира...

конспект и презентация к уроку ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур" по теме ««Праздники и календари (ислам, буддизм)» . Урок 24.
Гомелевская В.В.Учитель начальных классов Технологическая карта урока ОРКиСЭМодуль «Основы мировых религиозных культур и светской этики»«Праздники и календари (ислам, будд...

Презентация к уроку "Основы мировых религиозных культур" Священные книги
В период пандемии, когда нельзя соединять учащихся из разных классов для урока ОРКСЭ , презентации стали актуальны для он-лайн уроков. Спасибо nsportal за возможность использовать ресурсы других учите...
