Описание работы по профилактики детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения в ГБОУ
методическая разработка по обж по теме

Антонова Наталья Викторовна

В материале описывается работа проводимая в гимназии   по профилактики детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения. Надеюсь будет вам полезна. Мтериал является дипломатом района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_raboty_po_profilaktiki_dtt.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение гимназия №

г. Санкт – Петербурга

Описание работы по профилактики детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения в ГОУ гимназии №

        

Выполнила:

Антонова Наталья Викторовна

воспитатель

 группы продлённого дня

Санкт – Петербург

2011

Введение

Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах города, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно – транспортных происшествий. Причём несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома, т.е. на улице (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева).

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети (Т.И. Данилова).

Россия занимает 4 место в мире по дорожно-транспортным происшествиям. Только в 2010 году на дорогах России погибло 26 084 человек из них 2365 детей, а 31547 детей получили ранения.

По  прогнозам  Всемирной  организации  здравоохранения  количество  пострадавших  в  дорожно-транспортных  происшествиях в ближайшие  годы  будет  расти.

Нынешним  детям  предстоит  жить  при  несравненно  большей  агрессивности  автомобильного  движения,  а  потому  с  каждым  днем   все  сложнее  обеспечить  их  безопасность (Ф.С. Майорова ).

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности детей,  на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.

Значительный пласт работы  – это профилактика детского дорожно-транспортного  травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на улице. Поэтому одной из важных составляющих частей воспитательного процесса в школе является работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Анализ статистических данных о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма, по городу Санкт – Петербургу, показал необходимость акцентирования внимания всего педагогического коллектива на такой приоритетной задаче, как охрана жизни и здоровья детей. Решение этой задачи предполагает формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах с помощью изучения Правил дорожного движения и их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности.

В течение  многих лет в Государственном образовательном учреждении гимназии № г. Санкт – Петербурга (далее – ГОУ гимназия №) проводится комплексная систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (далее - ДДТТ).

 Цель:  

  • создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах;
  • воспитания грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Охрана жизни и здоровья детей предполагает организацию обучения правилам дорожного движения таким образом, чтобы у каждого субъекта учебно-воспитательного процесса (учителя, воспитателя группы продлённого дня,  родителя или учащегося) сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении правил дорожного движения.

Сформировавшаяся за годы работа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики ДДТТ относительно всех субъектов учебно - воспитательного процесса и направлена на решение следующих задач.

Задачи:

  • предоставить обучающимся базовое образование в рамках государственных стандартов;
  • сформировать у обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (далее - ПДД);
  • отслеживать результативность работы всех участников образовательного учреждения с помощью системы мониторинговой деятельности администрации гимназии;
  • применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах, дорогах и во дворах;
  • поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения;
  • использовать материально-технический потенциал гимназии и особенности воспитательной системы образовательного учреждения для обучения безопасному поведению на дороге и воспитания грамотных участников дорожного движения

Основная часть

Организация работы образовательного учреждения по профилактике ДДТТ строится с учетом возрастных особенностей детей и представлена по направлениям.

Направления работы ГОУ гимназии №  по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

  • Методическая работа

- Разработка учебно-методического комплекса для учителей начальной школы и методическое обеспечение образовательного процесса в рамках образовательных программ по учебным дисциплинам.

- Теоретически обоснована, апробирована и рецензированная РГПУ им. Герцена  система  учебно-воспитательной работы в группе продленного дня, направленная на  обогащение представлений о правилах безопасного поведения на улице детей младшего школьного возраста, обеспечивающая преемственность ДОУ  и школы в этом вопросе (воспитатель ГПД Антонова Н.В.).

- Методическое сопровождение внеклассных мероприятий по безопасности дорожного движения (БДД).

- Создание информационной базы методических материалов по БДД для работы с учащимися и родителями "В помощь учителю» (см. приложение).

- Работа над сценариями внеклассных массовых мероприятий и видеоматериалов по БДД.

- Изучение ПДД в начальной школе в рамках учебных дисциплин образовательной программы (окружающий мир, литературное чтение, математика) и на интегрированных уроках (ПДД - изобразительное искусство;  ПДД – технология).

- Использование системы учебно-воспитательной работы в группе продленного дня, направленная  на  обогащение представлений о правилах безопасного поведения на улице детей младшего школьного возраста.

- Изучение ПДД в средней школе в рамках учебных дисциплин образовательной программы (основы безопасности жизнедеятельности, математика, физика) и учебного модуля "Дорожная безопасность" (СПб АППО).

- Разработка внеклассных программ: скорректированные программы по ОБЖ для 1 - 4 классов - раздел "Дорожная безопасность" (АППО-2004), индивидуальные программы внеклассных бесед по ПДД для 5-11 классов.

  • Организационная работа

- Организация и проведение внеклассных мероприятий по БДД (см. приложение)

- Организация и проведение конкурсов по БДД в рамках общешкольных мероприятий.

- Организация работы по созданию видеоматериалов по БДД (см. приложение).

- Организация работы по установке дорожных знаков, "лежачих полицейских" в микрорайоне гимназии, помощь в организации  установки регулируемого перехода между домами 25 и 26 по проспекту Кузнецова.

- Организация и проведение совместных акций с ОГИБДД Красносельского  района (см. приложение).

- Организация совместной работы учащихся с родителями по оформлению уголков БДД.

- Организация и проведение анкетирования родителей "Грамотный пешеход" (см. приложение).

- Организация консультаций психолога гимназии для детей с ослабленным вниманием и памятью.

- Организация проекта «Маршрут «Дом – Школа» (см. приложение).

- Организация работы по развитию материально-технической базы гимназии.

- Организация ежемесячного ТС «Дорожный патруль» и выпуск «молнии» по итогам (см. приложение).

  • Просветительская работа

- Оформление общешкольного информационного стенда для учащихся и родителей (см. приложение).

- Оформление уголка БДД в  классах начальной, средней и старшей  школы.

- Оформление выставок детских работ по ПДД.

- Проведение и оформление внеклассных массовых мероприятий по БДД (см. приложение).

- Проведение торжественных награждений победителей и участников мероприятий по БДД.

- Создание и демонстрация фото и видеоматериалов по БДД (см. приложение).

- Создание печатных материалов и презентаций по БДД (см. приложение).

- Пополнение видеотеки и обновление книгопечатной продукции по БДД и ПДД.

- Выставки художественной и методической литературы по тематике БДД (см. приложение).

        

- Тематические обучающие беседы по профилактике ДДТТ с педагогами гимназии.

- Совещания, консультации, открытые занятия, мастер-классы (см. приложение).

- Семинар-практикум для учителей начальных классов и воспитателей групп продлённого дня (см. приложение).

- Защита дипломной работы, в РГПУ им. Герцена, на тему: «Преемственность в обогащении представлений о правилах безопасного поведения на улице детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста», воспитателем группы продлённого дня Антоновой Н.В.в феврале 2011 года, (пед. стаж 7 лет, 1 квалификационная категория, специальность «Методист дошкольного образовательного учреждения», образование высшее)

- Дорожная служба (ЦУДД) - установка дорожных знаков, "лежачих полицейских" и пр.

- Всесоюзное Общество Автомобилистов (распространение наглядной литературы по ПДД, содействие в развитии материально-технической базы гимназии).

- Участие в городском конкурсе на лучший видео – ролик по БДД (см. приложение).

- Выпуск видео – ролика к Дню ГИБДД (см. приложение).

  • Содержание работы

В соответствии с планом профилактической работы по предупреждению ДДТТ в гимназии проводится работа по всем направлениям и со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса: с учителями, воспитателями ГПД,  родителями и  учащимися.

В целях повышения эффективности работы по профилактике ДДТТ педагогам гимназии оказывается методическая помощь и поддержка для проведения занятий с учащимися и родителями по правилам безопасного поведения на дороге. Вопросы изучения ПДД рассматриваются на заседаниях методических объединений учителей. Создана информационная база методических материалов (см. приложение) по БДД и собрана подборка методических рекомендаций по изучению ПДД в рамках учебных дисциплин (1-10 классы), а также информационных материалов «В помощь учителю» для работы с детьми начальной, средней и старшей школы по обучению безопасному поведению на дороге. Вопросы о состоянии работы по профилактике ДДТТ заслушиваются на педагогических советах и административных совещаниях.

Работа с учащимися строится с учетом возрастных особенностей детей. Обучение ПДД ведется с применением различных форм (индивидуальная работа, фронтальное или групповое обучение) и методов (словесный, наглядный, практический) работы, а так же использование игрового модуля «Азбука дорожного движения» позволяет организовывать занятия, интегрирующие разные виды предметно – практической, игровой и учебной деятельности по ознакомлению и профилактики БДД.  

В начальной школе изучение ПДД ведется в рамках как учебных дисциплин образовательной программы (окружающий мир, литературное чтение, математика) так и на интегрированных уроках (ПДД-изобразительное искусство; ПДД - технология).

В группе продлённого дня, воспитателем Антоновой Н.В, разработаны и апробированы конспекты занятий,  презентации,  перспективное планирование, подобрана  художественная и методическая литература, авторская диагностика и анкетирование педагогов, родителей, разработан семинар – практикум «Пятое колесо», конспект родительского собрания,  методические рекомендации для родителей, а так же картотека подвижных, настольных игр по направлениям для младших школьников (см. приложение).

В средней школе занятия по ПДД проводятся в рамках программы, утвержденной Министерством образования РФ по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (от 09.02.1998 Приказ №322) и в рамках учебных дисциплин образовательной программы (математика, физика). С 01.09.2009г. в образовательный процесс внедрен учебный модуль «Дорожная безопасность» для 5-9 классов (СПб АППО).

Вместе с тем, основным средством формирования устойчивых навыков безопасного поведения детей на улицах в нашей гимназии является внеклассная работа. Так, в течение учебного года учителями начальных классов проводятся занятия по обучению детей ПДД в рамках скорректированных программ по ОБЖ для 1-4 классов (20 часов) - раздел «Дорожная безопасность» (СПб АППО - 2004). Организуется самостоятельная игровая деятельность детей младшего школьного возраста по изучению правил дорожного движения с использованием настольных игр (см. приложение), а так же конкурсы творческих работ среди учащихся начальной школы по тематике дорожной безопасности «Дорога и мы».

В классах средней и старшей школы классными руководителями проводятся ежемесячные профилактические беседы с учащимися в соответствии с индивидуальными программами внеклассных бесед по ПДД, разработанными на учебный год.

Кроме того, перед поездками классов за пределы ОУ проводятся обязательные инструктажи по обучению детей младшего, среднего и старшего школьного возраста правилам безопасного поведения на дороге, культуры поведения на улице и в общественном транспорте. Проводятся обязательные беседы в классах (иногда с привлечением сотрудников ГИБДД) по фактам нарушения учащимися гимназии правил дорожного движения, которые выявляются во время проведения в районе операции «Внимание - дети!».

В основе работы с детьми по изучению ПДД лежит педагогика сотрудничества. При совместном написании сценариев, работе над видеоматериалами, составлением конкурсов, викторин, загадок учитываются возможности, способности детей и тот объем знаний по ПДД и культуре поведения в транспорте и на улице, которые они получили на занятиях, экскурсиях, консультациях, во время бесед.

В гимназии  активно работает творческий совет учащихся по выпуску ежемесячной  газеты «Дорожный патруль».

       Современные формы и методы обучения привлекают учащихся возможностью применить свои знания, умения и навыки в полезной и интересной работе. Так, ученики 10-х классов разработали яркую и живую схему «Безопасные маршруты к школе» для общешкольного стенда «ДОРОГА БЕЗ ОПАСНОСТИ» (см. приложение), а учащиеся ТС сняли видеофильм по ПДД «Твой безопасный путь в школу».

Вывод

Основным результатом работы нашего образовательного учреждения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма можно считать:

  • создание оптимальных условий для поддержания  низкого уровня дорожно-транспортного травматизма среди учащихся гимназии,
  • вовлечение наибольшего числа учащихся и их родителей в изучение ПДД,
  • создание информационного, кадрового, организационного и программно-методического обеспечения по вопросам воспитания грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
  • защита дипломной работы по данному направлению работы нашим сотрудником Антоновой Н.В.

Проводимая  работа позволяет наметить пути дальнейшей работы , связанные с разработкой работы по профилактики  представлений детей о правилах безопасного поведения в быту, природе, в общении с незнакомыми людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения

   Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий я...

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»

Данная программа составлена для учащихся специальной (коррекционной) школы. Включает комплекс профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения. Состоит из тематического планирования вос...

Тематика классных часов в начальной школе по Правилам дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

         Данная тематика классных часов позволяет учителю начальных классов вести системную работу с учащимися по Правилам дорожного движения. Особое внимание уделяется...

Внеклассное мероприятие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "Уважайте правила дорожного движения"

Внеклассное мероприятие по  профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Приурочено к открытию  площадки «Безопасный переход». В рамках социального проекта в нашей...

СОЦИАЛЬНАЯ АКЦИЯ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ – ВСЕ ВМЕСТЕ!» привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удержив

Привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей в салоне ...

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. "Дети, безопасность на дорогах"

Сценарий проведения школьного занятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма...