Как помочь ребенку освоить навыки позитивного общения.
статья по обж на тему

Харламова Екатерина Леонидовна

Опыт групповой работы с детьми по преодолению агрессивных реакций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_rebenku_osvoit_navyki_pozitivnogo_obshcheniya.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку освоить навыки позитивного общения.

      Дети и подростки, пережившие опыт жестокого обращения, часто ведут себя агрессивно, что проявляется в частых и жестоких драках, оскорблениях, протестном поведении. Такое поведение создает опасность для окружающих и

препятствует социальной адаптации самого ребенка.

     Методы физического воздействия представляются детям допустимыми и часто единственно возможными, переживания окружающих (боль, страх, обида) могут игнорироваться и недооцениваться.

     Постоянно дерущиеся дети в младших классах отвергаются как сверстниками, так и учителями, их родители подвергаются осуждению и критике и со стороны администрации школы, и со стороны родителей других учеников. К ним приклеиваются ярлыки «невоспитанных», «жестоких», «садистов». Негативное отношение к ребенку зачастую сказывается и на его успеваемости, он может стать изгоем в классе.

    Агрессивное поведение ребенка дома пугает родителей, вызывает у них опасения по поводу его дальнейшей судьбы, становится источником массы проблем. Выраженная агрессивность даже маленького ребенка может вызывать непосредственный страх у взрослых за собственную безопасность или провоцировать повышение их собственной агрессивности по отношению к ребенку.

      Групповая работа с детьми может играть важную роль в преодолении агрессивных реакций. С одной стороны, в группе отчетливо проявляются все характерные трудности ребенка в общении с окружающими людьми (прежде

всего со сверстниками), с другой – групповая работа предоставляет хорошие возможности отработать некоторые проблемы, связанные с агрессивностью.

     В групповой работе у ребенка в относительно безопасных условиях появляется возможность попробовать другие, неагрессивные формы поведения, закрепить их, получить от сверстников не только негативные, но и позитивные отклики – таким образом, повысить уверенность в себе и иногда даже найти друзей.

     Основной целью групповых занятий является преодоление эмоционально-поведенческих нарушений, связанных с последствиями жестокого обращения с ребенком в семье, и обучение детей социально приемлемым формам реагирования на конфликтные ситуации в процессе общения со сверстниками.

Преодоление таких проявлений последствий жестокого обращения с ребенком в семье, как агрессивное поведение, выражающееся в частых и жестоких драках, происходит за счет обучения детей в игровой форме навыкам релаксации; распознавания и отслеживания своих переживаний; управления своими эмоциями; формирования новых моделей поведения.

   При формировании группы для агрессивных детей необходимо учитывать, что их не должно быть много, чтобы дети были примерно одного возраста.

    Важным условием эффективности групповой работы является безопасная атмосфера, способствующая формированию чувства защищенности.  Созданию

этой атмосферы способствуют проговоренные правила, уважительное отношение к детям со стороны ведущих, игровые упражнения, направленные на сплоченность и поддержку друг друга.

     Для того чтобы работа по преодолению последствий физического насилия имела смысл, с родителями до начала работы группы должна быть достигнута договоренность о категорическом прекращении применения физических наказаний.

    До начала работы группы проводятся индивидуальные встречи с каждым ребенком, чтобы подготовить его к этой работе. На этих встречах педагог обсуждает с ребенком цели, регламент, правила предстоящей работы. Важно дать ребенку уверенность в том, что педагог не будет его осуждать, всегда окажет ребенку поддержку и защиту.

     Наибольшей результативности групповая работа достигает, если в ходе занятий с детьми удается проговорить, проиграть или в других формах проработать конкретный негативный опыт, который лежит в основе эмоциональных и поведенческих трудностей ребенка.

    Реализация всей программы работы с агрессивными детьми требует от педагога подготовленности и преодоления значительных организационных сложностей. Часто довольно сложно подобрать детей одного возрастного периода, имеющих сходные проблемы, достаточно мотивированных (в первую очередь это касается их родителей) на регулярное длительное посещение групповых занятий. Вместе с тем всегда есть возможность проводить сокращенный вариант программы, который может быть не позволит достичь всех заявленных целей, однако в любом случае даст ребенку возможность

почувствовать себя в безопасной атмосфере, опробовать новые – неагрессивные – формы поведения, лучше узнать себя, получить позитивное отношение и поддержку.

Список источников:

Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребен-

ком. Причины. Последствия. Помощь. – М.: Национальный фонд защи-

ты детей от жестокого обращения; Генезис, 2005. – 256 с.

Райкус Дж.С., Хьюз Р.С. Cоциально-психологическая помощь

семьям и детям групп риска: практическое пособие: В 4 т. / Пер.

В. Прохожий. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого

обращения, 2008. – Т. 1: Концептуальные основы социальной работы

с детьми. – 288 с.

Райкус Дж.С., Хьюз Р.С. Cоциально-психологическая помощь се-

мьям и детям групп риска: практическое пособие: В 4 т. / Пер. В. Про-

хожий. – СПб.: Питер, 2009. – Т. 2: Планирование и семейно-ориентиро-

ванная социальная работа. – 256 с.: ил.

 Раннее выявление семейного неблагополучия. Организация

помощи семьям (работа со случаем): Тематический обзор: Методиче-

ские материалы Всероссийской конференции «Российская система

защиты детства: ключевые проблемы, опыт, перспективы». – М.: Наци-

ональный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2009. – 199 с.

Теги

жестокое обращение

      Групповая работа

игровая форма

 безопасная атмосфера

проработать негативный опыт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ученику освоить УУД

Памятка для учителя...

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...

Статья: Как помочь ребенку освоить принцип деления чисел, записывая их столбиком.

Данный мтериал поможет родителям, или лицам их заменяющим, помочь ребенку овладеть навыками деления чисел, записывая их столбиком....

«Общение с воспитанником – способ преодоления недоверчивого отношения к взрослому (как помочь ребенку поверить в добро)»

Консультация«Общение с воспитанником – способ преодоления недоверчивого отношения к взрослому (как помочь ребенку поверить в добро)» Кредо тактики «помощи» - ребёнок многое может сделать сам и бы...

Памятка для учителей "Как помочь ученику освоить УУД"

Рекомендации для педагогов по развитию универсальных учебных действий....

Рекомендации родителям учащихся 3 классов на тему «Как помочь ребенку успешно освоить учебную программу и стать более самостоятельным и культурным человеком?»

Рекомендации родителям учащихся 3 классов на тему«Как помочь ребенку успешно освоить учебную программу и стать более самостоятельным и культурным человеком?»...