Рабочая программа предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" для обучающихся 2 класса.
рабочая программа по обж (2 класс) на тему

Бородина Галина Юрьевна

Подготовка обучающихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh_na_sayt.docx34.39 КБ

Предварительный просмотр:

         Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

                                        «Специальная (коррекционная) школа-интернат г. Саянска»

Рабочая программа

предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности»

Учитель: Бородина Г. Ю.

Класс: 2

Год составления программы:2016

                                                               Пояснительная записка.

Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде — природной, техногенной и социальной.

При разработке содержания данной учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:

• учет основных закономерностей развития теории безопасности;

• интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);

• направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:

• непрерывность обучения со 2  по 9 класс с использованием возможностей федерального и регионального компонентов базисного учебного плана;

• постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности выпускников школы соответствовал принятому в Российской Федерации;

• обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, а региональный уровень — повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учетом региональных особенностей (это должно учитываться при разработке региональных учебных программ).

Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:

-  формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;

- выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

-  формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:

усвоение знаний:

— об опасных и чрезвычайных ситуациях,

— о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,

— о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,

— об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,

— о здоровом образе жизни,

— об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,

— о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

— развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

— формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

— воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;

развитие умений:

— предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,

— принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа

Количество учебных часов

1четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

Общее количество  часов

9

7

8

9

33

Количество часов для проведения практических занятий

-

-

-

7

7

Количество часов для проведения экскурсий

-

-

3

2

5

Диагностика

0

1

-

1

2

Окружающая среда – что это?

3

-

-

-

3

Современное жилище.

4

-

-

-

4

Огонь – друг и враг человека.

2

1

-

1

4

Природа

-

3

-

-

3

Водоёмы

-

2

1

1

4

Домашние животные

-

-

3

-

3

Правила поведения учащихся на улице и дороге.

-

-

5

5

10

Практические занятия

-

-

-

7

7

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Должны знать:

Должны уметь:

• потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

• основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности;

• систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;

• наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

• предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

• принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

• действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

• пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

• оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

                                             Календарно-тематическое планирование

раздела

Кол-во часов в разделе

Наименование раздела и темы

Краткое описание темы.

Часы учебного времени

Дата

1 четверть

9

М - 1

Основы безопасности и личности, общества и государства.

Р-1

Основы комплексной безопасности.

1

Окружающая среда – что это?

3

1.1

Взаимодействие человека с окружающей средой. Какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни.

Беседа, рассматривание иллюстраций; ответы на вопросы.

1

02.09

1.2

Что такое безопасность и что такое чрезвычайная ситуация?

Работа с демонстрационным материалом и раскрасками. Как избежать паники при чрезвычайных ситуациях.

1

09.09

1.3

Сигналы: 01, 02, 03, 04. Единый предупредительный сигнал «Внимание всем».

Работа с демонстрационным материалом; изготовление сигнальных карточек.

1

16.09

2

Современное жилище.

4

2.1

Особенности жизнеобеспечения современного жилища. Чем оно опасно для человека.

Какие аварии могут подстерегать человека дома? Номера аварийных телефонов. Рассматривание различных ситуаций.

1

23.09

2.2

Виды опасных и вредных факторов современного жилища.

Работа с демонстрационным материалом. Д/и «Опасность бытовой химии».

1

30.09

2.3

Как правильно пользоваться электроприборами, газом, водой.

Работа с загадками, рассматривание различных ситуаций.

1

07.10

2.4

Какие ещё опасные ситуации могут возникнуть дома, как их можно избежать и как действовать в чрезвычайной ситуации.

Рассматривание иллюстраций, чтение стихов, д/и «Я дома один».

1

14.10

3

Огонь – друг и враг человека.

3

3.1

Отчего может возникнуть пожар в помещении, на транспорте. Чем он опасен?

Беседа по теме; разыгрывание различных ситуаций; рассматривание картинок. Что такое план эвакуации.

1

21.10

3.2

Отчего может возникнуть пожар на природе. Чем он опасен?

Запоминание правил, помогающих предотвратить пожар; правила поведения при пожаре.

1

28.10

2 четверть

7

3.3

Какие противопожарные меры мы должны знать и как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте.

Рассматривание иллюстраций; разыгрывание различных ситуаций; правила тушения огня до приезда пожарных.

1

11.11

4

Природа

3

4.1

Экстремальная ситуация человека в природной среде – что это? (жара, холод, ветер, переутомление, отравление и др.).

Рассматривание и разыгрывание различных экстремальных ситуаций.

1

18.11

4.2

Съедобные и несъедобные ягоды, плоды, грибы. Пожар в лесу.

Классификация, правила поведения при пожаре в лесу, запоминание правил, помогающих предотвратить пожар в лесу.

1

25.11

4.3

Водная переправа. Меры безопасности при пользовании водной переправой. Умей ориентироваться (простейшие способы ориентирования).

Что такое аварийный запас. Рассматривание разных способов ориентирования: по солнцу, веткам деревьев, муравейнику и т. д. Правила безопасности при переправе; выбор лучшего места для переправы.

1

02.12

5

Водоёмы

4

5.1

Наши озеро, река, пруд. Меры безопасности в осеннее и зимнее время.

Правила безопасности на воде; спасательные средства; правила поведения у водоёмов.

1

09.12

5.2

Предосторожности при движении по льду, катании на лыжах и коньках. Беда на льду.

Рассматривание иллюстраций, разыгрывание различных ситуаций и беседа по теме.

1

16.12

5.3

Диагностика.

Проверка знаний обучающихся.

1

23.12

3 четверть

5.4

Способы самоспасения, помощь терпящим бедствие. Основные подручные спасательные средства.

Д/и «Всё сумею, всё смогу».

1

13.01

6

Домашние животные

3

6.1

Меры безопасности при обращении и уходе за домашними животными.

Каких домашних животных знаете, как о них нужно заботится, бывают ли они опасными, как избежать опасности.

1

20.01

6.2

Животные в городе и сельской местности.

Чем отличаются животные в городе и сельской местности, главные правила безопасности при обращении с животными.

1

27. 01

6.3

Обращение с домашними и дикими животными. Практическая работа по уходу за животными

Классификация животных; рассматривание иллюстраций, беседа по ним. Выполнение практической – смена воды, корма и очистка поддона в клетке с животным

1

03.02

7

Правила поведения учащихся на улице и дороге.

Детский дорожно-транспортный травматизм

5

7.1

Почему на улице опасно. Разбор дорожно-транспортных происшествий (по материалам ГИБДД).

Д/и «Опасная улица», чтение и разбор дорожно-транспортных происшествий.

1

10.02

7.2

Мы – пешеходы. Разбор наиболее опасных маршрутов из школы. Места игр и катания на велосипедах, коньках и санках.

Д/и «Мы пешеходы»; беседа по рассмотренным ситуациям. Экскурсия.

Безопасные места для игр и занятий спортом.

1

17.02

Знакомство с дорожными знаками для регулирования дорожного движения.

7.3

Сигналы регулирования дорожного движения. Светофор и его сигналы. Дорожные знаки.

Беседа по теме; рисование дорожных знаков и светофора. Экскурсия.

1

03.03

Будь внимательным и осторожным!

7.4

Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Движение группами. Переход дороги.

Игра «Дорожные помощники». Кто такой регулировщик. Что такое дорожная разметка и островок безопасности.

1

10.03

7.5

Повторение. ПДД

Повторение ПДД. Экскурсия.

1

17.03

4 четверть

8 ч

8

Практические занятия

7

8.1

Отработка действий учащихся по предупредительному сигналу «Внимание всем!»

Д/и «Внимание всем!».

1

07.04

8.2

Что делать, если в школе возникает пожар?

Чтение стихов, рассматривание различных ситуаций, д/и «Мы пожарники».

1

14.04

8.3

Мы пешеходы.

Экскурсия. Д/и «Мы пешеходы»

1

21.04

8.4

Знакомство с транспортом населённого пункта.

Проведение экскурсии по городу, наблюдение за транспортом.

1

28.04

8.5

Как вести себя в транспорте.

Рассматривание иллюстраций; д/и «Мы- пассажиры»

1

05.05

8.6

Наши озеро, река, пруд. Меры безопасности в весеннее время.

Правила безопасности на воде; спасательные средства; правила поведения у водоёмов.

1

12.05

8.7

Конкурс рисунков «Безопасная дорога»

Самостоятельная работа, рассматривание рисунков детей, повторение правил безопасного поведения на дорогах.

1

19.05

8.8

Диагностика

См.приложение.

1

26.05

Перечень учебно-методических средств обучения:

Литература:

  1. «Безопасная дорога», Г.Косова; Издательский дом «Проф - Пресс» - 2007г.
  2. «Основы безопасности жизнедеятельности» - учебник для образовательных учебных заведений 2-4 классы, Издательский дом «Дрофа», 1998г.
  3. «Поурочные разработки по ОБЖ, 2 класс», Т.Н.Максимова, Москва, «ВАКО», 2010г.

Наглядность

1.Фильмы для показа:

 - Порезы, ссадины, ушибы.

 - Землетрясения.

 - Правила поведения на воде.

 - Правила поведения в лодке.

 - Помощь утопающему.

 - Лесной пожар.

 - Ядовитые грибы и ягоды.

 - Правила поведения в лесу.

 - Правила поведения на льду.

 - Велосипед, ролики, и т.д.

 - Домашние и дикие животные.

 - Правила перехода через дорогу.

 - Безопасность в наземном транспорте.

 - Правила обращения с электроприборами.

 - Пожарная безопасность.

 - Опасные места в доме.

        - «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы» - рекомендован для показа в учебных заведениях; Видеостудия МЧС России, Видеостудия «Премьер – Уч – Фильм».

2. Демонстрационный материал

 -«Правила дорожного движения» ( 11 плакатов), Д.М.Гурьев, И.Ф.Сидреев

 -«Азбука безопасности» - чрезвычайные ситуации в стихах и картинках, ОАО «Радуга» - 2010г.

Оборудование

Знаки дорожного движения 

Светофоры (макеты)

Клетка с животными (игрушка) со всем необходимым оборудованием

Корзины (для грибов)

Муляжи грибов (ядовитые и съедобные)

Спасательные жилеты, спасательные круги

Диагностические задания по ОБЖ во 2 классе

  1. полугодие:

1.Подчеркни, какие опасности можно отнести к чрезвычайным:

Землетрясение, наводнение, пожары, шторм, отравление человека, аварии.

2.Соедини сигналы с их названиями:

  1. скорая помощь
  2. газовая служба
  3. пожарная охрана
  4. милиция

3.Подчеркни, от чего может возникнуть пожар:

Электрические приборы, спички, печь, покрасили окна, газ, бенгальские огни, помыли посуду.

4.Если верно, то поставь рядом знак +, если неверно, то поставь знак - .

- Чтобы бельё быстрее высохло, суши его над плитой.

- Включай и выключай электрические приборы сухими руками.

- Зажигай бенгальские огни у новогодней ёлки.

- Уходя из дома, выключай электроприборы.

- Спичками маленьким детям пользоваться запрещается.

- Топить печку детям разрешается.

- Если почувствовал запах газа, зажигай спичку.

- Почувствовал запах дыма, горелой бумаги, резины или заметил пожар – сообщи взрослым.

5.Опасные ситуации. Если согласен, то напиши  «ДА»:

- Если едешь в лифте, не раскачивай кабину лифта.

- Не открывай незнакомому человеку дверь.

- Познакомься на улице с прохожим и иди с ним, куда он скажет.

- На все вопросы и просьбы незнакомых людей отвечай «НЕТ».

- Если возник пожар, то залезь под диван.

- Если квартиру заливает вода, сообщи об этом старшим.

- Если незнакомый человек взял тебя за руку и повёл в неизвестном направлении, позови на помощь старших.

2 полугодие:

1.Соедини сигналы с их названиями:

  1.                                                               скорая помощь
  2.                                                               газовая служба
  3.                                                               пожарная охрана
  4.                                                               милиция

2. Подчеркни съедобные грибы зелёным цветом, а несъедобные грибы – красным:

Мухомор, бледная поганка, ложные опята, маслята, подберёзовик, подосиновик, лисички, рыжики, сыроежки.

3. Правила поведения на воде. Если разрешено, поставьте рядом (Р), если запрещено, поставьте рядом (З):

- Приходить к воде без взрослых.

- Купаться в специально оборудованных местах.

- Загорать на пляже.

- Нырять в непроверенных местах.

- Заплывать за буйки.

- Купаться под присмотром взрослых.

- Играть возле обрывов и крутых склонов рек и озёр.

- Ходить на лыжах, кататься на коньках по тонкому льду.

- Ходить по льду без взрослых.

4. Если верно, то поставь рядом знак +, если неверно, то поставь знак - .

- Пешеход ходит по дороге……….

- Машины движутся по проезжей части………..

- Пешеход переходит улицу только по пешеходному переходу……….

- Пешеход переходит улицу только на жёлтый цвет……….

- Нельзя играть на проезжей части и тротуаре………………

- При переходе через проезжую часть сначала посмотри налево, а потом направо……………….

5. Допиши предложения:

- Ожидать транспорт необходимо на…………………., не выходя на проезжую часть.

- Не начинать посадку в транспорт до тех пор, пока он не ……………………… .

- Если свободных мест мало, то надо уступать места…….., ……….., и пассажирам с …………….. .

- В салоне автобуса, троллейбуса или трамвая надо вести себя ……………………………….. .

- В транспорте надо держаться за………………………………………… .

- Не отвлекай водителя ……………………………………………… .

- Из окна транспорта нельзя ……………………………………. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» 4 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» авторы: Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. Москва. ПросвещениеРабочая программа рассчитана...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей

Изучение математики в 1 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:закладывать основы математических знаний, умений;корректировать  и развивать познавательную  деятельность...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Изучение математики в 3 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-труд...

Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» 1 класс (33 часа, 1 час в неделю)

 Программа по ОБЖ включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, основы ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с Т...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР, Федерального государственн...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с...