Главные вкладки

    Рабочая программа предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" для обучающихся 2 класса.
    рабочая программа по обж (2 класс) на тему

    Бородина Галина Юрьевна

    Подготовка обучающихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obzh_na_sayt.docx34.39 КБ

    Предварительный просмотр:

             Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

    для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

                                            «Специальная (коррекционная) школа-интернат г. Саянска»

    Рабочая программа

    предмета

    «Основы безопасности жизнедеятельности»

    Учитель: Бородина Г. Ю.

    Класс: 2

    Год составления программы:2016

                                                                   Пояснительная записка.

    Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде — природной, техногенной и социальной.

    При разработке содержания данной учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:

    • учет основных закономерностей развития теории безопасности;

    • интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);

    • направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

    При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:

    • непрерывность обучения со 2  по 9 класс с использованием возможностей федерального и регионального компонентов базисного учебного плана;

    • постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности выпускников школы соответствовал принятому в Российской Федерации;

    • обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, а региональный уровень — повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учетом региональных особенностей (это должно учитываться при разработке региональных учебных программ).

    Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:

    -  формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;

    - выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

    -  формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

    Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:

    усвоение знаний:

    — об опасных и чрезвычайных ситуациях,

    — о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,

    — о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,

    — об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,

    — о здоровом образе жизни,

    — об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,

    — о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

    — развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

    — формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

    — воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;

    развитие умений:

    — предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,

    — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

    Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа

    Количество учебных часов

    1четверть

    2 четверть

    3 четверть

    4 четверть

    год

    Общее количество  часов

    9

    7

    8

    9

    33

    Количество часов для проведения практических занятий

    -

    -

    -

    7

    7

    Количество часов для проведения экскурсий

    -

    -

    3

    2

    5

    Диагностика

    0

    1

    -

    1

    2

    Окружающая среда – что это?

    3

    -

    -

    -

    3

    Современное жилище.

    4

    -

    -

    -

    4

    Огонь – друг и враг человека.

    2

    1

    -

    1

    4

    Природа

    -

    3

    -

    -

    3

    Водоёмы

    -

    2

    1

    1

    4

    Домашние животные

    -

    -

    3

    -

    3

    Правила поведения учащихся на улице и дороге.

    -

    -

    5

    5

    10

    Практические занятия

    -

    -

    -

    7

    7

    Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

    Должны знать:

    Должны уметь:

    • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

    • основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности;

    • систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;

    • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

    • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

    • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

    • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

    • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

    • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

                                                 Календарно-тематическое планирование

    раздела

    Кол-во часов в разделе

    Наименование раздела и темы

    Краткое описание темы.

    Часы учебного времени

    Дата

    1 четверть

    9

    М - 1

    Основы безопасности и личности, общества и государства.

    Р-1

    Основы комплексной безопасности.

    1

    Окружающая среда – что это?

    3

    1.1

    Взаимодействие человека с окружающей средой. Какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни.

    Беседа, рассматривание иллюстраций; ответы на вопросы.

    1

    02.09

    1.2

    Что такое безопасность и что такое чрезвычайная ситуация?

    Работа с демонстрационным материалом и раскрасками. Как избежать паники при чрезвычайных ситуациях.

    1

    09.09

    1.3

    Сигналы: 01, 02, 03, 04. Единый предупредительный сигнал «Внимание всем».

    Работа с демонстрационным материалом; изготовление сигнальных карточек.

    1

    16.09

    2

    Современное жилище.

    4

    2.1

    Особенности жизнеобеспечения современного жилища. Чем оно опасно для человека.

    Какие аварии могут подстерегать человека дома? Номера аварийных телефонов. Рассматривание различных ситуаций.

    1

    23.09

    2.2

    Виды опасных и вредных факторов современного жилища.

    Работа с демонстрационным материалом. Д/и «Опасность бытовой химии».

    1

    30.09

    2.3

    Как правильно пользоваться электроприборами, газом, водой.

    Работа с загадками, рассматривание различных ситуаций.

    1

    07.10

    2.4

    Какие ещё опасные ситуации могут возникнуть дома, как их можно избежать и как действовать в чрезвычайной ситуации.

    Рассматривание иллюстраций, чтение стихов, д/и «Я дома один».

    1

    14.10

    3

    Огонь – друг и враг человека.

    3

    3.1

    Отчего может возникнуть пожар в помещении, на транспорте. Чем он опасен?

    Беседа по теме; разыгрывание различных ситуаций; рассматривание картинок. Что такое план эвакуации.

    1

    21.10

    3.2

    Отчего может возникнуть пожар на природе. Чем он опасен?

    Запоминание правил, помогающих предотвратить пожар; правила поведения при пожаре.

    1

    28.10

    2 четверть

    7

    3.3

    Какие противопожарные меры мы должны знать и как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте.

    Рассматривание иллюстраций; разыгрывание различных ситуаций; правила тушения огня до приезда пожарных.

    1

    11.11

    4

    Природа

    3

    4.1

    Экстремальная ситуация человека в природной среде – что это? (жара, холод, ветер, переутомление, отравление и др.).

    Рассматривание и разыгрывание различных экстремальных ситуаций.

    1

    18.11

    4.2

    Съедобные и несъедобные ягоды, плоды, грибы. Пожар в лесу.

    Классификация, правила поведения при пожаре в лесу, запоминание правил, помогающих предотвратить пожар в лесу.

    1

    25.11

    4.3

    Водная переправа. Меры безопасности при пользовании водной переправой. Умей ориентироваться (простейшие способы ориентирования).

    Что такое аварийный запас. Рассматривание разных способов ориентирования: по солнцу, веткам деревьев, муравейнику и т. д. Правила безопасности при переправе; выбор лучшего места для переправы.

    1

    02.12

    5

    Водоёмы

    4

    5.1

    Наши озеро, река, пруд. Меры безопасности в осеннее и зимнее время.

    Правила безопасности на воде; спасательные средства; правила поведения у водоёмов.

    1

    09.12

    5.2

    Предосторожности при движении по льду, катании на лыжах и коньках. Беда на льду.

    Рассматривание иллюстраций, разыгрывание различных ситуаций и беседа по теме.

    1

    16.12

    5.3

    Диагностика.

    Проверка знаний обучающихся.

    1

    23.12

    3 четверть

    5.4

    Способы самоспасения, помощь терпящим бедствие. Основные подручные спасательные средства.

    Д/и «Всё сумею, всё смогу».

    1

    13.01

    6

    Домашние животные

    3

    6.1

    Меры безопасности при обращении и уходе за домашними животными.

    Каких домашних животных знаете, как о них нужно заботится, бывают ли они опасными, как избежать опасности.

    1

    20.01

    6.2

    Животные в городе и сельской местности.

    Чем отличаются животные в городе и сельской местности, главные правила безопасности при обращении с животными.

    1

    27. 01

    6.3

    Обращение с домашними и дикими животными. Практическая работа по уходу за животными

    Классификация животных; рассматривание иллюстраций, беседа по ним. Выполнение практической – смена воды, корма и очистка поддона в клетке с животным

    1

    03.02

    7

    Правила поведения учащихся на улице и дороге.

    Детский дорожно-транспортный травматизм

    5

    7.1

    Почему на улице опасно. Разбор дорожно-транспортных происшествий (по материалам ГИБДД).

    Д/и «Опасная улица», чтение и разбор дорожно-транспортных происшествий.

    1

    10.02

    7.2

    Мы – пешеходы. Разбор наиболее опасных маршрутов из школы. Места игр и катания на велосипедах, коньках и санках.

    Д/и «Мы пешеходы»; беседа по рассмотренным ситуациям. Экскурсия.

    Безопасные места для игр и занятий спортом.

    1

    17.02

    Знакомство с дорожными знаками для регулирования дорожного движения.

    7.3

    Сигналы регулирования дорожного движения. Светофор и его сигналы. Дорожные знаки.

    Беседа по теме; рисование дорожных знаков и светофора. Экскурсия.

    1

    03.03

    Будь внимательным и осторожным!

    7.4

    Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Движение группами. Переход дороги.

    Игра «Дорожные помощники». Кто такой регулировщик. Что такое дорожная разметка и островок безопасности.

    1

    10.03

    7.5

    Повторение. ПДД

    Повторение ПДД. Экскурсия.

    1

    17.03

    4 четверть

    8 ч

    8

    Практические занятия

    7

    8.1

    Отработка действий учащихся по предупредительному сигналу «Внимание всем!»

    Д/и «Внимание всем!».

    1

    07.04

    8.2

    Что делать, если в школе возникает пожар?

    Чтение стихов, рассматривание различных ситуаций, д/и «Мы пожарники».

    1

    14.04

    8.3

    Мы пешеходы.

    Экскурсия. Д/и «Мы пешеходы»

    1

    21.04

    8.4

    Знакомство с транспортом населённого пункта.

    Проведение экскурсии по городу, наблюдение за транспортом.

    1

    28.04

    8.5

    Как вести себя в транспорте.

    Рассматривание иллюстраций; д/и «Мы- пассажиры»

    1

    05.05

    8.6

    Наши озеро, река, пруд. Меры безопасности в весеннее время.

    Правила безопасности на воде; спасательные средства; правила поведения у водоёмов.

    1

    12.05

    8.7

    Конкурс рисунков «Безопасная дорога»

    Самостоятельная работа, рассматривание рисунков детей, повторение правил безопасного поведения на дорогах.

    1

    19.05

    8.8

    Диагностика

    См.приложение.

    1

    26.05

    Перечень учебно-методических средств обучения:

    Литература:

    1. «Безопасная дорога», Г.Косова; Издательский дом «Проф - Пресс» - 2007г.
    2. «Основы безопасности жизнедеятельности» - учебник для образовательных учебных заведений 2-4 классы, Издательский дом «Дрофа», 1998г.
    3. «Поурочные разработки по ОБЖ, 2 класс», Т.Н.Максимова, Москва, «ВАКО», 2010г.

    Наглядность

    1.Фильмы для показа:

     - Порезы, ссадины, ушибы.

     - Землетрясения.

     - Правила поведения на воде.

     - Правила поведения в лодке.

     - Помощь утопающему.

     - Лесной пожар.

     - Ядовитые грибы и ягоды.

     - Правила поведения в лесу.

     - Правила поведения на льду.

     - Велосипед, ролики, и т.д.

     - Домашние и дикие животные.

     - Правила перехода через дорогу.

     - Безопасность в наземном транспорте.

     - Правила обращения с электроприборами.

     - Пожарная безопасность.

     - Опасные места в доме.

            - «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы» - рекомендован для показа в учебных заведениях; Видеостудия МЧС России, Видеостудия «Премьер – Уч – Фильм».

    2. Демонстрационный материал

     -«Правила дорожного движения» ( 11 плакатов), Д.М.Гурьев, И.Ф.Сидреев

     -«Азбука безопасности» - чрезвычайные ситуации в стихах и картинках, ОАО «Радуга» - 2010г.

    Оборудование

    Знаки дорожного движения 

    Светофоры (макеты)

    Клетка с животными (игрушка) со всем необходимым оборудованием

    Корзины (для грибов)

    Муляжи грибов (ядовитые и съедобные)

    Спасательные жилеты, спасательные круги

    Диагностические задания по ОБЖ во 2 классе

    1. полугодие:

    1.Подчеркни, какие опасности можно отнести к чрезвычайным:

    Землетрясение, наводнение, пожары, шторм, отравление человека, аварии.

    2.Соедини сигналы с их названиями:

    1. скорая помощь
    2. газовая служба
    3. пожарная охрана
    4. милиция

    3.Подчеркни, от чего может возникнуть пожар:

    Электрические приборы, спички, печь, покрасили окна, газ, бенгальские огни, помыли посуду.

    4.Если верно, то поставь рядом знак +, если неверно, то поставь знак - .

    - Чтобы бельё быстрее высохло, суши его над плитой.

    - Включай и выключай электрические приборы сухими руками.

    - Зажигай бенгальские огни у новогодней ёлки.

    - Уходя из дома, выключай электроприборы.

    - Спичками маленьким детям пользоваться запрещается.

    - Топить печку детям разрешается.

    - Если почувствовал запах газа, зажигай спичку.

    - Почувствовал запах дыма, горелой бумаги, резины или заметил пожар – сообщи взрослым.

    5.Опасные ситуации. Если согласен, то напиши  «ДА»:

    - Если едешь в лифте, не раскачивай кабину лифта.

    - Не открывай незнакомому человеку дверь.

    - Познакомься на улице с прохожим и иди с ним, куда он скажет.

    - На все вопросы и просьбы незнакомых людей отвечай «НЕТ».

    - Если возник пожар, то залезь под диван.

    - Если квартиру заливает вода, сообщи об этом старшим.

    - Если незнакомый человек взял тебя за руку и повёл в неизвестном направлении, позови на помощь старших.

    2 полугодие:

    1.Соедини сигналы с их названиями:

    1.                                                               скорая помощь
    2.                                                               газовая служба
    3.                                                               пожарная охрана
    4.                                                               милиция

    2. Подчеркни съедобные грибы зелёным цветом, а несъедобные грибы – красным:

    Мухомор, бледная поганка, ложные опята, маслята, подберёзовик, подосиновик, лисички, рыжики, сыроежки.

    3. Правила поведения на воде. Если разрешено, поставьте рядом (Р), если запрещено, поставьте рядом (З):

    - Приходить к воде без взрослых.

    - Купаться в специально оборудованных местах.

    - Загорать на пляже.

    - Нырять в непроверенных местах.

    - Заплывать за буйки.

    - Купаться под присмотром взрослых.

    - Играть возле обрывов и крутых склонов рек и озёр.

    - Ходить на лыжах, кататься на коньках по тонкому льду.

    - Ходить по льду без взрослых.

    4. Если верно, то поставь рядом знак +, если неверно, то поставь знак - .

    - Пешеход ходит по дороге……….

    - Машины движутся по проезжей части………..

    - Пешеход переходит улицу только по пешеходному переходу……….

    - Пешеход переходит улицу только на жёлтый цвет……….

    - Нельзя играть на проезжей части и тротуаре………………

    - При переходе через проезжую часть сначала посмотри налево, а потом направо……………….

    5. Допиши предложения:

    - Ожидать транспорт необходимо на…………………., не выходя на проезжую часть.

    - Не начинать посадку в транспорт до тех пор, пока он не ……………………… .

    - Если свободных мест мало, то надо уступать места…….., ……….., и пассажирам с …………….. .

    - В салоне автобуса, троллейбуса или трамвая надо вести себя ……………………………….. .

    - В транспорте надо держаться за………………………………………… .

    - Не отвлекай водителя ……………………………………………… .

    - Из окна транспорта нельзя ……………………………………. .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа-надомное обучение для обучающегося 2 класса

    Данная программа составлена  для обучающегося 2 класса  коррекционной школе VIII вида. Программа рассчитана на один год.  В введении написаны количество часов на обучающегося нача...

    Рабочая программа по математике для обучающихся 2 класса МБС(к)ОУ VIII вида

    Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.Рабочая про...

    Адаптированная рабочая программа для умственно отсталого обучающегося 2 класса

    Программа предназначена учителю, который работает с умственно отсталым учеником....

    Адаптированная рабочая программа для умственно отсталого обучающегося 2 класса

    Программа предназначена учителю, который работает с умственно отсталым учеником....

    Рабочая программа по технологии для обучающихся 2 классов

    Рабочая программа по технологии для 2 класса разработана на основе авторской программы  Е.А. Лутцевой и Т.П. Зуевой  по технологии (Сборник рабочих программ.  М.: Просвещение ("Шко...

    Рабочая программа по чтению для ученицы 2 класса, обучающейся по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с УО.

    Рабочая программа по чтению для ученицы 2 класса, обучающейся по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с УО....

    Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

    Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...