Пожарным можешь ты не быть, но правила пожарной безопасности ты знать обязан
план-конспект урока по обж (2 класс) на тему

Сигарева Елена Константиновна

Пожарным можешь ты не быть, но правила противопожарной безопасности            ты знать обязан!

 

Цели: - показать роль огня в жизни человека ;  как положительную, так и отрицательную.

- выявить причины , приводящие к возникновению пожара;- убедить в недоступности шуток с вызовом пожарной команды; -познакомить детей с профессией пожарного, учить детей ценить мужество и героизм людей этой профессии; - составить памятку, как вести себя при пожаре.

 

Ход классного часа.   

 

  1. Введение в тему.

Учитель: Прежде чем я сообщу тему занятия, отгадайте загадки:

 

  1. Накормишь – живет, напоишь – умрет. (огонь)

 

  1. Я мохнатый, я кудлатый,

Я зимой над каждой хатой,

Над пожаром и заводом,

Над костром и пароходом.

Но нигде-нигде меня

Не бывает без огня. (дым)

 

  1. Добывается в Сибири,

Бежит в трубе по дну морей,

Появляется в квартире

Под кастрюлею твоей (Газ)

 

  1. Это тесный – тесный дом:

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть , как костер. (Спички)

 

  1. Синенькая искорка бежит по проводам.

Помогает шить, стирать, пылесосу пыль глотать.

Работать за нас берется,

А в руки не дается . (Электричество)

 

- Ребята, как вы уже догадались, темой нашего занятия будет противопожарная безопасность.

 

Беседа.

 

Учитель: Сначала мы поговорим о значении огня и вспомним , как огонь попал к людям. (Дети говорят о том, что древние люди огонь добывали трением, высекали искры из камня.)

А знаете ли вы , кто такой Прометей? Это легендарный древнегреческий герой, подаривший огонь людям.

 

 

В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того , что видели вокруг. С ужасом смотрели на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего , что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага – люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав её в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и , наверное, впервые почувствовали себя людьми.

Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь. Назовите сферы применения огня . ( Приготовление пищи, двигатели внутреннего сгорания (машина), плавка металла, изготовление стекла и кирпича, обжиг керамических изделий, отопление жилища, теплоэлектростанции и др.)

 

Учитель: Можно еще долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту , и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем, шалости с огнем, могут привести к беде. Послушайте стихотворение.

 

Спички – лучшая игрушка

Для скучающих детей.

Папин галстук, мамин паспорт-

Вот и маленький костер.

Если тапочки подкинуть,

Или веник подложить,

Можно целый стул зажарить,

В тумбочке сварить уху.

Если взрослые куда – то

Спички спрятали от вас,

Объясните им , что спички

Для пожара вам нужны .

Г. Остер

 

Конечно же, это шуточное стихотворение, но можно ли шутить с огнем?

- К чему могут привести игры с огнем ? ( к пожару)

 

Пожар – неконтролируемый процесс горения, сопровождающий уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.   

 

Дома, в которых мы живем, обеспечены газом, электроприборами. Почти каждая семья пользуется разнообразными предметами бытовой химии. В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях. Причины пожаров во всех случаях одни и те же.

 

Причины пожаров.

- неосторожное обращение с огнем

- небрежное использование бытовых нагревательных приборов

- нарушение правил противопожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки.

- неумение правильно эксплуатировать газовые приборы

- возгорание телевизоров, радиоаппаратуры.

- неправильное устройство и неисправности печей и дымоходов.

- шалости детей с огнем .

 

статистика показывает , что обычно от 15 до 20 % общего количества пожаров происходит от шалости детей с огнем или нагревательными приборами. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый третий погибший в огне человек – ребенок.

 

3. Чтение и обсуждение стихотворения.

 

Не шали с огнем!

 

Огонек всегда такой

И хороший и плохой:

Он и светит, он и греет,

И проказничать умеет.

 

Трое маленьких зайчат

С огоньком сидят , шалят.

Им , зайчатам невдомек,

Что опасен огонек.

 

Возле газовой плиты

Расшалился – жди беды.

Лучше даже и не стой

Перед газовой плитой.

 

Каждый знает , что утюг

Добрый, но серьезный друг.

Тот , кто с утюгом знаком,

Не играет с утюгом.

 

Кто науку изучает,

Так приборы не включает:

Перегреется розетка

Загорается нередко

 

Чайник все кипел, кипел,

И весь выкипеть успел.

И от злости поволок

Черный дым на потолок.

 

- у окна, - сказала мать,-

обогреватель не включать!

- Поздно, - зайка говорит,-

занавеска- то горит!

 

Если загремит гроза,

В страхе закрывать глаза

Неразумно и смешно.

Надо закрывать окно!

 

Взгляд лесничего суров:

- здесь не место для костров!

Погасить велел костер

И закончил разговор.

 

Чтобы выросла пшеница,

Нужно много потрудиться.

И огня не разжигай

Там , где зреет урожай.

 

Сено вспыхнет непременно

От соседа – огонька…

А не дашь буренке сена,

Не получишь молока.

 

Побежал, как ручеек,

В старой травке огонек.

Разве скажет кто- нибудь

Где он свой закончит путь?

Д. Лапина, П.Юрциныш

 

( Читая четверостишия, показывать иллюстрации к ним. Прикрепить к доске. Проводится беседа по иллюстрациям, дети высказывают свое мнение о том ,к чему приводят шалости с огнем. )

 

4. Сообщение о краткой истории пожарного дела и о последствиях пожаров.

200 лет назад пожары обнаруживали с каланчи – высокой башни. ( показ рисунка )

                                               На площади базарной,

                                               На каланче пожарной

Круглые сутки

Дозорный из будки

Поглядывал

На север, на юг,

На запад , на восток-

Не виден ли дымок?

И если видел он пожар,

Плывущий дым угарный,

Он поднимал сигнальный шар

Над каланчой пожарной.

И два шара, и три шара

 Взвивалось вверх бывало,

И вот с пожарного двора

Команда выезжала.

                                                                       С.Я.Маршак

 

У пожарной части было два этажа. На втором этаже жили пожарные с семьями. На первом стояли повозки с бочками с водой, баграми , лестницами. Но самое главное здесь – лошади – самые лучшие, самые резвые. ( рисунок – повозка с бочками и лошадьми )

            Пожарная часть , выезжающая, в те времена на пожар, представляла собой довольно солидную процессию. Впереди на лихом коне – трубач (рисунок), громкими звуками предупреждающий прохожих о том, что пожарные с большой скоростью едут на пожар. Отсюда и пошло выражение: « Летит как на пожар ». Но дом зачастую не успевали спасти.

            На смену лошадям пришли мощные машины, а труба явилась родоначальницей сирен, которые устанавливаются на современных пожарных машинах. ( рисунок пожарной машины.)

 

- В « Судебнике» Ивана III , введенном в 1498 году, сказано о курцах; ( курцы-общеславянск. От основы курь- « дым, чад, смрад, сохранившееся в диалектах и некоторых слав. языках » « Зажигальщику живота не дать , казнить его смертною казнью»

- с 1689 года Петр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.

- в 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.

- Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 году, в ее состав входили 25 человек.

- 17 апреля 1918 года был подписан Декрет « О государственных мерах борьбы с огнем ». Этот день и стал днем образования пожарной охраны.

Учитель: От конных повозок с ручными пожарными насосами до мощных современных средств тушения пожаров – таков путь развития пожарной охраны. Сегодня эта специальная служба – одна из самых мобильных.

Чтобы стать пожарным , нужно многому научиться, быть отличным спортсменом..

Авария на Чернобольской АЭС в 1986 году показала, что работники пожарной охраны с честью выдержали серьезный экзамен на зрелость, отвели беду от сотен тысяч людей , проявив при этом героизм и мужество. Первыми к реакторам через несколько секунд по тревоге прибыли пожарные из охраны АЭС во главе с начальником караула Правиком. Его отряд первым ступил на линию огня. Из всех возможных решений Владимир Правик выбрал наиболее верное: направил свой отряд на крышу машинного зала . Они – герои! То что они сделали – подвиг! Дело в том, что именно в этом зале  находились все турбины, через него шли многочисленные кабели высоковольтной линии, которые от огня могли превратиться в бикфордов шнур. Вскоре на помощь караулу Правика прибыл караул лейтенанта Кибинка.

Могли ли они отступить? Могли ли они не делать того , что сделали и сохранить себе жизнь? Да, могли! Могли временно отступить до прихода подкрепления. Но об этом никто не подумал. Это были люди с повышенным чувством ответственности , люди , давшие присягу. И они вступили в бушующее пламя, в смертельную радиацию не по приказу командира, а по закону совести. Они бросились спасать станцию и людей, не думая о своей жизни. Они ясно осознавали опасность, но как настоящие воины не жалели себя.

Были. Как страшно звучит это слово по отношению к тем , кому не было и тридцати лет. Давайте и мы помолчим в память об этих смелых и мужественных людях.(минута молчания) спасибо.

Раздается телефонный звонок.

Учитель: « У меня зазвонил телефон…» Кому из вас с детства не знакомы эти строчки Корнея Чуковского? О чем эти детские стишки? Об играх с телефоном. А теперь признайтесь, шутники, кто вызывал пожарную команду ради шутки?

А знаете ли вы, почему такие действия не допустимы?

- бесполезные затраты бензина.

- изнашивается пожарный автомобиль

- но самое главное: в это время действительно где-нибудь может случиться пожар, и кому – то нужна помощь пожарной команды. За ложный вызов шутникам грозит большой штраф.

 

5.Коллективное составление памятки

«Правила поведения при пожаре»    

А сейчас, ребята, я приглашаю  к сотрудничеству. Давайте все вместе создадим памятку «Как вести себя при пожаре» Пожарные всегда спешат на пожар, но иногда они приезжают слишком поздно. Как говориться , « на пожарных надейся , а сам не плошай », то есть до того, как на пожар приедут пожарные , мы многое  сумеем спасти, затушить пожар, если будем правильно действовать.

Пожар – это опасность для здоровья и жизни людей, значит это – ЧС

( чрезвычайная ситуация ). А главное в чрезвычайной ситуации – не паниковать и правильно грамотно действовать.

- вызвать пожарных по телефону «01»

- если загорелся электроприбор, постарайся отключить его, вынув шнур из розетки сухими руками.

- небольшой очаг возгорания попытаться потушить, накрыв его одеялом и таким образом перекрыв доступ кислорода.

- если есть возможность, покинуть помещение через дверь или по пожарной лестнице.

- дышать следует через мокрую тряпку или полотенце, передвигаться, пригнувшись вниз к полу, так как едкий дым поднимается вверх.

- если нет возможности покинуть помещение, не открывать окна и форточки, так как приток воздуха усиливает горение.

- заткнуть щели под дверью мокрой тряпкой, чтобы препятствовать доступу едкого дыма.

- дышать через мокрую тряпку или полотенце и лечь на пол, ждать пожарных.

 

6. Викторина

Учитель: Я знаю, что вы грамотные люди в вопросах противопожарной безопасности. Хотите это подтвердить? Тогда я предлагаю вашему вниманию викторину.

  1. Какие вещи разрешается развешивать на электропроводах?
  2. какие гвозди можно забивать между проводами?
  3. какой тканью можно окутывать электрическую лампочку?
  4. какими обоями разрешается оклеивать провода?
  5. на каком рубильнике можно вешать одежду?
  6. в какой руке водитель автомобиля должен держать сигарету, проезжая по деревянному мосту?
  7. с какой стороны нужно разжигать костер в ветряную погоду?
  8. для чего прибивают железную подкладку к полу возле дверцы печки?

( отметить самого внимательного, находчивого, грамотного участника викторины)

    1. У вас загорелся телевизор. Какими должны быть ваши действия?

Ответ: - обесточить

           - накрыть влажной тканью

          - при необходимости позвонить « 01 »

    2. Кашу Саша решил на сковороде подогреть,

       при этом в соседней комнате песни попеть.

       Заигрался Саша и бдительность потерял,

       Правила пожарной безопасности не соблюдал.

      И вот огоньки заскакали кругом,

       И вспыхнул, как щепочки , бабушкин дом!

- На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия?

Ответ : - выключить газ

            - накинуть влажное полотенце.

  3. На тебе горит одежда. Что будешь делать?

Ответ: - надо упасть на пол ( землю, снег, траву)

            - накрыться влажной тканью

           - бежать нельзя

  4. Почему телефон пожарной службы – 01?

Ответ : - потому что 01 – простой, его всякий запомнит,

            -  01 – номер короткий, на пожаре дорога каждая минута,

             - 01 – номер удобный, его в темноте легко набрать на диске телефона.

  5. От чего гибнут люди при пожаре?

Ответ:  - от огня, от дыма, от ядовитых газов, от завалов. Дым  для человека представляет большую опасность. Когда горит изоляция проводов, синтетика, выделяется отравляющий газ, поражающий организм человека. Достаточно 1 – 2 вдохов, и человек теряет сознание, а потом к нему подбирается огонь.

   6. Как надо преодолевать задымленное место?

Ответ: пригнувшись , так как теплый дым поднимается вверх , задержать дыхание, использовать мокрое полотенце.

    7. Доврачебная помощь при ожогах. Ваши действия?

Ответ: - если ожог не значительный , надо подставить пораженное место под струю холодной воды на 10 – 15 минут. Если ожог сильный, осложнен пузырями, им охвачена большая площадь, надо наложить стерильную салфетку, дать пострадавшему таблетку анальгина или другое обезболивающее, доставить его в больницу.

 

В заключение нашего классного часа, хочется еще раз сказать – Соблюдай правила пожарной безопасности- пожарным можешь ты не быть , но правила помни! Будьте осторожны с огнем!

 

Говорим – огонь нам друг!

Но врагом он станет вдруг,

Если мы о нем забудем,

Отомстит он сразу людям.

 

Пожалеете о том

Вы в сражении с огнем

Тут он страшен и суров-

И от дома куча дров.

 

Ты о пожаре услыхал,

Скорей об этом дай сигнал-

Смело трубку в руки взять,

«01» сумей набрать

и назвать еще потом

город , улицу, и дом,

и квартиру, где живете,

и с каким она замком, и еще сказать: « даю

вам фамилию свою,

также номер телефона,

у которого стою».

 

Ростом спичка – невеличка –

Не смотрите, что мала.

Эта маленькая спичка

Может сделать много зла.

 

Крепко помните, друзья,

Что с огнем шутить нельзя.

 

 

Нам пришел приказ:

« За мужество и героизм, находчивость в борьбе с огнем, за знание и умение выходить из трудных ситуаций объявить благодарность 1- 4 классам.!»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pozharnym_mozhesh_ty_ne_byt.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пожарным можешь ты не быть, но правила противопожарной безопасности            ты знать обязан!

Цели: - показать роль огня в жизни человека ;  как положительную, так и отрицательную.

- выявить причины , приводящие к возникновению пожара;- убедить в недоступности шуток с вызовом пожарной команды; -познакомить детей с профессией пожарного, учить детей ценить мужество и героизм людей этой профессии; - составить памятку, как вести себя при пожаре.

Ход классного часа.        

  1. Введение в тему.

Учитель: Прежде чем я сообщу тему занятия, отгадайте загадки:

  1. Накормишь – живет, напоишь – умрет. (огонь)

  1. Я мохнатый, я кудлатый,

Я зимой над каждой хатой,

Над пожаром и заводом,

Над костром и пароходом.

Но нигде-нигде меня

Не бывает без огня. (дым)

  1. Добывается в Сибири,

Бежит в трубе по дну морей,

Появляется в квартире

Под кастрюлею твоей (Газ)

  1. Это тесный – тесный дом:

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть , как костер. (Спички)

  1. Синенькая искорка бежит по проводам.

Помогает шить, стирать, пылесосу пыль глотать.

Работать за нас берется,

А в руки не дается . (Электричество)

- Ребята, как вы уже догадались, темой нашего занятия будет противопожарная безопасность.

Беседа.

Учитель: Сначала мы поговорим о значении огня и вспомним , как огонь попал к людям. (Дети говорят о том, что древние люди огонь добывали трением, высекали искры из камня.)

А знаете ли вы , кто такой Прометей? Это легендарный древнегреческий герой, подаривший огонь людям.

В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того , что видели вокруг. С ужасом смотрели на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего , что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага – люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав её в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и , наверное, впервые почувствовали себя людьми.

Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь. Назовите сферы применения огня . ( Приготовление пищи, двигатели внутреннего сгорания (машина), плавка металла, изготовление стекла и кирпича, обжиг керамических изделий, отопление жилища, теплоэлектростанции и др.)

Учитель: Можно еще долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту , и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем, шалости с огнем, могут привести к беде. Послушайте стихотворение.

Спички – лучшая игрушка

Для скучающих детей.

Папин галстук, мамин паспорт-

Вот и маленький костер.

Если тапочки подкинуть,

Или веник подложить,

Можно целый стул зажарить,

В тумбочке сварить уху.

Если взрослые куда – то

Спички спрятали от вас,

Объясните им , что спички

Для пожара вам нужны .

Г. Остер

Конечно же, это шуточное стихотворение, но можно ли шутить с огнем?

- К чему могут привести игры с огнем ? ( к пожару)

Пожар – неконтролируемый процесс горения, сопровождающий уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.   

Дома, в которых мы живем, обеспечены газом, электроприборами. Почти каждая семья пользуется разнообразными предметами бытовой химии. В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях. Причины пожаров во всех случаях одни и те же.

Причины пожаров.

- неосторожное обращение с огнем

- небрежное использование бытовых нагревательных приборов

- нарушение правил противопожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки.

- неумение правильно эксплуатировать газовые приборы

- возгорание телевизоров, радиоаппаратуры.

- неправильное устройство и неисправности печей и дымоходов.

- шалости детей с огнем .

статистика показывает , что обычно от 15 до 20 % общего количества пожаров происходит от шалости детей с огнем или нагревательными приборами. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый третий погибший в огне человек – ребенок.

3. Чтение и обсуждение стихотворения.

Не шали с огнем!

Огонек всегда такой

И хороший и плохой:

Он и светит, он и греет,

И проказничать умеет.

Трое маленьких зайчат

С огоньком сидят , шалят.

Им , зайчатам невдомек,

Что опасен огонек.

Возле газовой плиты

Расшалился – жди беды.

Лучше даже и не стой

Перед газовой плитой.

Каждый знает , что утюг

Добрый, но серьезный друг.

Тот , кто с утюгом знаком,

Не играет с утюгом.

Кто науку изучает,

Так приборы не включает:

Перегреется розетка

Загорается нередко

Чайник все кипел, кипел,

И весь выкипеть успел.

И от злости поволок

Черный дым на потолок.

- у окна, - сказала мать,-

обогреватель не включать!

- Поздно, - зайка говорит,-

занавеска- то горит!

Если загремит гроза,

В страхе закрывать глаза

Неразумно и смешно.

Надо закрывать окно!

Взгляд лесничего суров:

- здесь не место для костров!

Погасить велел костер

И закончил разговор.

Чтобы выросла пшеница,

Нужно много потрудиться.

И огня не разжигай

Там , где зреет урожай.

Сено вспыхнет непременно

От соседа – огонька…

А не дашь буренке сена,

Не получишь молока.

Побежал, как ручеек,

В старой травке огонек.

Разве скажет кто- нибудь

Где он свой закончит путь?

Д. Лапина, П.Юрциныш

( Читая четверостишия, показывать иллюстрации к ним. Прикрепить к доске. Проводится беседа по иллюстрациям, дети высказывают свое мнение о том ,к чему приводят шалости с огнем. )

4. Сообщение о краткой истории пожарного дела и о последствиях пожаров.

200 лет назад пожары обнаруживали с каланчи – высокой башни. ( показ рисунка )

                                На площади базарной,

                                На каланче пожарной

Круглые сутки

Дозорный из будки

Поглядывал

На север, на юг,

На запад , на восток-

Не виден ли дымок?

И если видел он пожар,

Плывущий дым угарный,

Он поднимал сигнальный шар

Над каланчой пожарной.

И два шара, и три шара

 Взвивалось вверх бывало,

И вот с пожарного двора

Команда выезжала.

                                                С.Я.Маршак

У пожарной части было два этажа. На втором этаже жили пожарные с семьями. На первом стояли повозки с бочками с водой, баграми , лестницами. Но самое главное здесь – лошади – самые лучшие, самые резвые. ( рисунок – повозка с бочками и лошадьми )

        Пожарная часть , выезжающая, в те времена на пожар, представляла собой довольно солидную процессию. Впереди на лихом коне – трубач (рисунок), громкими звуками предупреждающий прохожих о том, что пожарные с большой скоростью едут на пожар. Отсюда и пошло выражение: « Летит как на пожар ». Но дом зачастую не успевали спасти.

        На смену лошадям пришли мощные машины, а труба явилась родоначальницей сирен, которые устанавливаются на современных пожарных машинах. ( рисунок пожарной машины.)

- В « Судебнике» Ивана III , введенном в 1498 году, сказано о курцах; ( курцы-общеславянск. От основы курь- « дым, чад, смрад, сохранившееся в диалектах и некоторых слав. языках » « Зажигальщику живота не дать , казнить его смертною казнью»

- с 1689 года Петр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.

- в 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.

- Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 году, в ее состав входили 25 человек.

- 17 апреля 1918 года был подписан Декрет « О государственных мерах борьбы с огнем ». Этот день и стал днем образования пожарной охраны.

Учитель: От конных повозок с ручными пожарными насосами до мощных современных средств тушения пожаров – таков путь развития пожарной охраны. Сегодня эта специальная служба – одна из самых мобильных.

Чтобы стать пожарным , нужно многому научиться, быть отличным спортсменом..

Авария на Чернобольской АЭС в 1986 году показала, что работники пожарной охраны с честью выдержали серьезный экзамен на зрелость, отвели беду от сотен тысяч людей , проявив при этом героизм и мужество. Первыми к реакторам через несколько секунд по тревоге прибыли пожарные из охраны АЭС во главе с начальником караула Правиком. Его отряд первым ступил на линию огня. Из всех возможных решений Владимир Правик выбрал наиболее верное: направил свой отряд на крышу машинного зала . Они – герои! То что они сделали – подвиг! Дело в том, что именно в этом зале  находились все турбины, через него шли многочисленные кабели высоковольтной линии, которые от огня могли превратиться в бикфордов шнур. Вскоре на помощь караулу Правика прибыл караул лейтенанта Кибинка.

Могли ли они отступить? Могли ли они не делать того , что сделали и сохранить себе жизнь? Да, могли! Могли временно отступить до прихода подкрепления. Но об этом никто не подумал. Это были люди с повышенным чувством ответственности , люди , давшие присягу. И они вступили в бушующее пламя, в смертельную радиацию не по приказу командира, а по закону совести. Они бросились спасать станцию и людей, не думая о своей жизни. Они ясно осознавали опасность, но как настоящие воины не жалели себя.

Были. Как страшно звучит это слово по отношению к тем , кому не было и тридцати лет. Давайте и мы помолчим в память об этих смелых и мужественных людях.(минута молчания) спасибо.

Раздается телефонный звонок.

Учитель: « У меня зазвонил телефон…» Кому из вас с детства не знакомы эти строчки Корнея Чуковского? О чем эти детские стишки? Об играх с телефоном. А теперь признайтесь, шутники, кто вызывал пожарную команду ради шутки?

А знаете ли вы, почему такие действия не допустимы?

- бесполезные затраты бензина.

- изнашивается пожарный автомобиль

- но самое главное: в это время действительно где-нибудь может случиться пожар, и кому – то нужна помощь пожарной команды. За ложный вызов шутникам грозит большой штраф.

5.Коллективное составление памятки

«Правила поведения при пожаре»          

А сейчас, ребята, я приглашаю  к сотрудничеству. Давайте все вместе создадим памятку «Как вести себя при пожаре» Пожарные всегда спешат на пожар, но иногда они приезжают слишком поздно. Как говориться , « на пожарных надейся , а сам не плошай », то есть до того, как на пожар приедут пожарные , мы многое  сумеем спасти, затушить пожар, если будем правильно действовать.

Пожар – это опасность для здоровья и жизни людей, значит это – ЧС

( чрезвычайная ситуация ). А главное в чрезвычайной ситуации – не паниковать и правильно грамотно действовать.

- вызвать пожарных по телефону «01»

- если загорелся электроприбор, постарайся отключить его, вынув шнур из розетки сухими руками.

- небольшой очаг возгорания попытаться потушить, накрыв его одеялом и таким образом перекрыв доступ кислорода.

- если есть возможность, покинуть помещение через дверь или по пожарной лестнице.

- дышать следует через мокрую тряпку или полотенце, передвигаться, пригнувшись вниз к полу, так как едкий дым поднимается вверх.

- если нет возможности покинуть помещение, не открывать окна и форточки, так как приток воздуха усиливает горение.

- заткнуть щели под дверью мокрой тряпкой, чтобы препятствовать доступу едкого дыма.

- дышать через мокрую тряпку или полотенце и лечь на пол, ждать пожарных.

6. Викторина

Учитель: Я знаю, что вы грамотные люди в вопросах противопожарной безопасности. Хотите это подтвердить? Тогда я предлагаю вашему вниманию викторину.

  1. Какие вещи разрешается развешивать на электропроводах?
  2. какие гвозди можно забивать между проводами?
  3. какой тканью можно окутывать электрическую лампочку?
  4. какими обоями разрешается оклеивать провода?
  5. на каком рубильнике можно вешать одежду?
  6. в какой руке водитель автомобиля должен держать сигарету, проезжая по деревянному мосту?
  7. с какой стороны нужно разжигать костер в ветряную погоду?
  8. для чего прибивают железную подкладку к полу возле дверцы печки?

( отметить самого внимательного, находчивого, грамотного участника викторины)

    1. У вас загорелся телевизор. Какими должны быть ваши действия?

Ответ: - обесточить

           - накрыть влажной тканью

          - при необходимости позвонить « 01 »

    2. Кашу Саша решил на сковороде подогреть,

       при этом в соседней комнате песни попеть.

       Заигрался Саша и бдительность потерял,

       Правила пожарной безопасности не соблюдал.

      И вот огоньки заскакали кругом,

       И вспыхнул, как щепочки , бабушкин дом!

- На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия?

Ответ : - выключить газ

            - накинуть влажное полотенце.

  3. На тебе горит одежда. Что будешь делать?

Ответ: - надо упасть на пол ( землю, снег, траву)

            - накрыться влажной тканью

           - бежать нельзя

  4. Почему телефон пожарной службы – 01?

Ответ : - потому что 01 – простой, его всякий запомнит,

            -  01 – номер короткий, на пожаре дорога каждая минута,

             - 01 – номер удобный, его в темноте легко набрать на диске телефона.

  5. От чего гибнут люди при пожаре?

Ответ:  - от огня, от дыма, от ядовитых газов, от завалов. Дым  для человека представляет большую опасность. Когда горит изоляция проводов, синтетика, выделяется отравляющий газ, поражающий организм человека. Достаточно 1 – 2 вдохов, и человек теряет сознание, а потом к нему подбирается огонь.

   6. Как надо преодолевать задымленное место?

Ответ: пригнувшись , так как теплый дым поднимается вверх , задержать дыхание, использовать мокрое полотенце.

    7. Доврачебная помощь при ожогах. Ваши действия?

Ответ: - если ожог не значительный , надо подставить пораженное место под струю холодной воды на 10 – 15 минут. Если ожог сильный, осложнен пузырями, им охвачена большая площадь, надо наложить стерильную салфетку, дать пострадавшему таблетку анальгина или другое обезболивающее, доставить его в больницу.

В заключение нашего классного часа, хочется еще раз сказать – Соблюдай правила пожарной безопасности- пожарным можешь ты не быть , но правила помни! Будьте осторожны с огнем!

Говорим – огонь нам друг!

Но врагом он станет вдруг,

Если мы о нем забудем,

Отомстит он сразу людям.

Пожалеете о том

Вы в сражении с огнем

Тут он страшен и суров-

И от дома куча дров.

Ты о пожаре услыхал,

Скорей об этом дай сигнал-

Смело трубку в руки взять,

«01» сумей набрать

и назвать еще потом

город , улицу, и дом,

и квартиру, где живете,

и с каким она замком, и еще сказать: « даю

вам фамилию свою,

также номер телефона,

у которого стою».

Ростом спичка – невеличка –

Не смотрите, что мала.

Эта маленькая спичка

Может сделать много зла.

Крепко помните, друзья,

Что с огнем шутить нельзя.

Нам пришел приказ:

« За мужество и героизм, находчивость в борьбе с огнем, за знание и умение выходить из трудных ситуаций объявить благодарность 1- 4 классам.!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Пожарным можешь ты не быть, но правила противопожарной безопасности ты знать обязан"

Показать роль огня в жизни человека; выявить причины, приводящие к возникновению пожара; составить памятку о поведении при пожаре....

ПОЖАРНЫМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЫ ЗНАТЬ ОБЯЗАН!

Классный час для учащихся начальной школы. Цели: показать роль огня в жизни человека; выявить причины, приводящие к возникновению пожара; составить памятку о поведении при пожаре....

Классный час "Пожарным можешь ты не быть, но правила противопожарной безопасности ты знать обязан" ________________________________________

Классный час "Пожарным можешь ты не быть, но правила противопожарной безопасности ты знать обязан"Цель классного часа: показать роль огня в жизни человека; выявить причины, приводящие к...

Пожарным можешь ты не быть, но правила противопожарной безопасности ты знать обязанПожарным можешь ты не быть, но правила противопожарной безопасности ты знать обязан.

Цель классного часа: показать роль огня в жизни человека; выявить причины, приводящие к возникновению пожара; составить памятку о поведении при пожаре. Задачи классного часа: знать правила против...

Классный час для 3 класса "Пожарным можешь ты не быть, но правила противопожарной безопасности ты знать обязан!»

Классный час для 3 класса "Пожарным можешь ты не быть, но правила противопожарной безопасности ты знать обязан!»...