Кружок “ Дружина юных пожарных”
рабочая программа по обж

Лоба Татьяна Александровна

Рабочая программа "Кружок "Дружина юных пожарных". 2-4 классы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyup.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок “ Дружина юных пожарных” рассчитан на 3 года на 34 часа в учебный год:

2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • привитие навыков осознанного безопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара;
  • формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
  • улучшения правовой и экологической  подготовки школьников;
  • овладения умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
  • воспитывать в детях ориентировку на лучшие нравственные качества:  мужество, находчивость,  самоотверженность, скромность;
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения,;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.

Метапредметные результаты:

          Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно планировать свою деятельность при случае ЧС;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

           Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

          Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, а именно: активизировать познавательный интерес к трудной профессии пожарного, применять знаниями при построении алгоритма действия при пожаре;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

  • применять и эффективно использовать спасательную технику, средства пожаротушения, приборы, оборудование и средства связи;
  • предвидеть возможность возникновения пожара и прогнозировать его последствия;
  • убеждать окружающих в необходимости проведения профилактической работы и привитию им навыков пожаробезопасного поведения;
  • планировать профилактическую деятельность с ровесниками и дошкольниками;
  • применять на практике методы и формы пропаганды пожарной безопасности;
  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
  • контролировать личное морально-психологическое состояние при пожарах и других чрезвычайных ситуациях;
  • выявлять нарушения правил пожарной безопасности;
  • различать знаки пожарной безопасности;
  • воспользоваться знаниями основ профессии пожарного при выборе своей профессии.

Учащийся получит возможность научиться:

  • сообщать по телефону в пожарную службу о пожаре, свою фамилию и имя, адрес проживания;
  • грамотно действовать в случае возникновения горения или задымления;
  • спасать (выводить) из горящего или задымленного помещения младших;
  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Содержание программы

1 год обучения

История пожарной охраны.  4 часа

Цели и задачи пожарных дружин. Ознакомление с историей создания и развития пожарной охраны. Пожарная охрана нашей страны. Экскурсия в ПЧ.

Характеристика пожароопасных веществ. 4 часа

Пожароопасные вещества и материалы.  Пожарная опасность жидкостей, газов и пылей. Твёрдые пожароопасные вещества. Первичные средства пожаротушения.

Пожарная профилактика. 8 часов

Причины пожаров. Профилактическая работа юных дружинников. Противопожарный режим в сельской местности. Противопожарный режим в жилых помещениях. Противопожарный режим при печном отоплении. Требования пожарной безопасности при эксплуатации электрических сетей и приборов. Требования пожарной безопасности при проведении новогодней елки. Противопожарная безопасность в школе.

Противопожарный режим в детском помещении. 11 часов

Требования к содержанию территорий, зданий, помещений. Школьные лаборатории и мастерские. Детские сады и ясли. Экипировка спасателей. Средства защиты органов дыхания.  Меры пожарной безопасности при использовании предметов быта. Средства пожарной связи и сигнализации.

Средства поиска пострадавших. Средства тушения пожара. Средства защиты органов дыхания. Средства для подачи воды к месту пожара.

Огнетушители. 7 часов

Классификация огнетушителей.  Огнетушители. Устройство. Огнетушители. Правила пользования. Оказание первой медицинской помощи. Знаки пожарной безопасности. Пожарная безопасность в местах массового скопления людей. Травмы, полученные при пожаре. Итоговое занятие. Игровая программа «Знаете ли вы правила пожарной безопасности?»

2  год обучения

Цели и задачи ДЮП, обязанности и права члена дружины. 4 часа

Знакомство с профессией пожарного. Пять правил пожарной безопасности. Если в доме начался пожар. Огонь – друг и враг человека.

Пожарная охрана в России, история развития и ее задачи. 4 часа

Как правильно покинуть задымленную квартиру. Действия во время грозы. Действия при пожаре в лесу. 30 апреля – Всероссийский День пожарной охраны.

Причины возникновения пожаров. 4 часа

Безопасное обращение с электричеством в доме. Что делать, если пожар только начался. Что делать, если пожар сразу потушить не удалось. Правила выхода из задымленной квартиры.

Средства пожаротушения. 3 часа

Почему нельзя пользоваться лифтом во время пожара. Как правильно позвонить в пожарную охрану. Летний отдых и пожарная безопасность.

Знаки пожарной безопасности. 2 часа

От чего происходят пожары. История создания пожарной охраны.

Понятие о пожарной профилактике. 5 часа

Безопасное использование бытовой техники. Оказание помощи при ожогах. Главные причины лесных пожаров. КТД «береги лес от пожара». Правильные действия во время грозы.

Противопожарный режим в школе. 4 часа

Что делать, если квартиру покинуть нельзя. Причины возгорания телевизора и способы его тушения. Действия при пожаре в доме. Чем опасен дым?

Действия при возникновении пожара. 4 часа

30 апреля – Всероссийский День пожарной охраны. Основные факторы пожара. Какие горящие предметы нельзя тушить водой. Правила и способы эвакуации при пожаре.

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим на пожаре. 4 часа

Наиболее доступные средства тушения огня. Причины утечки газа. Первая медицинская помощь при отравлении угарным и бытовым газом. Итоговое занятие. Квест «Место для оборудования кострища».

3 год обучения

Пожарно-профилактическая подготовка. 14 часов

Пожарная охрана в России, история её развития. Цели и задачи пожарной охраны. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных дружин в  России. Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания. Что такое огонь? Основные характеристики горючей среды и источников зажигания. Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах. Правила пожарной безопасности в школе и в быту. Эвакуация при пожаре из здания школы. Меры пожарной безопасности при использовании предметов быта. Требования пожарной безопасности при эксплуатации электрических сетей и приборов. Пожар. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания. Что делать при возникновении пожара? Что делать при возникновении пожара? Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

Тактико-техническая подготовка. 20 часов

Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения. Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование. Костюм пожарного. Основы профессии пожарного. Первичные средства тушения пожаров. Первичные средства тушения пожаров. Первичная доврачебная помощь при пожаре. Противопожарное водоснабжение. Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт. Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников. Катастрофические пожары на территории РФ. Противопожарная профилактика. Подготовка театрализованного представления по противопожарной  безопасности. Сказка «Огнехвостик». Подведение итогов. Театрализованное представление сказки «Огнехвостик». Итоговое занятие. Викторина «Моя безопасность».

Формы промежуточной аттестации: тестирование.

Вид оценивания: зачёт/не зачёт

Тематический план

Первый год обучения

(34 часа – 1 час в неделю)

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

Теоретические занятия

Практические  занятия

I.

ИСТОРИЯ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

1

Цели и задачи пожарных дружин.

1

0,5

0,5

2

 Ознакомление с историей создания и развития пожарной охраны.

1

0,5

0,5

3

Пожарная охрана нашей страны

1

0,5

0,5

4

Экскурсия в ПЧ.

1

0,5

0,5

II.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЖАРООПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ

5

Пожароопасные вещества и материалы.

1

0,5

0,5

6

Пожарная опасность жидкостей, газов и пылей.

1

0,5

0,5

7

Твердые пожароопасные вещества.

1

0,5

0,5

8

Первичные средства пожаротушения.

1

0,5

0,5

III.

ПОЖАРНАЯ ПРОФИЛАКТИКА

9

Причины пожаров.

1

0,5

0,5

10

Профилактическая работа юных дружинников.

1

0,5

0,5

11

Противопожарный режим в сельской местности.

1

0,5

0,5

12

Противопожарный режим в жилых помещениях.

1

0,5

0,5

13

Противопожарный режим при печном /каминном отоплении.

1

0,5

0,5

14

Требования пожарной безопасности при эксплуатации электрических сетей и приборов.

1

0,5

0,5

15

Требования пожарной безопасности при проведении новогодней елки.

1

0,5

0,5

16

Противопожарная безопасность в школе.

1

0,5

0,5

IV.

ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ РЕЖИМ В ДЕТСКОМ ПОМЕЩЕНИИ

11ч

17

Требования к содержанию территорий, зданий, помещений.

1

0,5

0,5

18

Школьные лаборатории и мастерские.

1

0,5

0,5

19

Детские сады и ясли.

1

0,5

0,5

20

Экипировка спасателей.

1

0,5

0,5

21

Эвакуация при пожаре из здания школы

1

0,5

0,5

22

Средства защиты органов дыхания.

1

0,5

0,5

23

Меры пожарной безопасности при использовании предметов быта.

1

0,5

0,5

24

Средства пожарной связи и сигнализации.

1

0,5

0,5

25

Средства поиска пострадавших.

1

0,5

0,5

26

Средства тушения пожара.

1

0,5

0,5

27

Средства для подачи воды к месту пожара.

1

0,5

0,5

V.

ОГНЕТУШИТЕЛИ

28

Классификация огнетушителей

1

0,5

0,5

29

Огнетушители. Устройство.

1

0,5

0,5

30

Огнетушители. Правила пользования.

1

0,5

0,5

31

Оказание первой медицинской помощи.

1

0,5

0,5

32

Знаки пожарной безопасности.

1

0,5

0,5

33

Пожарная безопасность в местах массового скопления людей. Травмы, полученные при пожаре

1

0,5

0,5

34

Итоговое занятие. Игровая программа «Знаете ли вы правила пожарной безопасности?»

1

0,5

0,5

Тематический план

Второй год обучения

(34 часа – 1 час в неделю)

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

Теоретические занятия

Практические  занятия

I.

Цели и задачи ДЮП, обязанности и права члена дружины

1

Знакомство с профессией пожарного

1

0,5

0,5

2

Пять правил пожарной безопасности

1

0,5

0,5

3

Если в доме начался пожар

1

0,5

0,5

4

Огонь – друг и враг человека

1

0,5

0,5

II.

Пожарная охрана в России, история развития и ее задачи

5

Как правильно покинуть задымленную квартиру

1

0,5

0,5

6

Действия во время грозы

1

0,5

0,5

7

Действия при пожаре в лесу

1

0,5

0,5

8

30 апреля – Всероссийский День пожарной охраны

1

0,5

0,5

III.

Причины возникновения пожаров 

9

Безопасное обращение с электричеством в доме

1

0,5

0,5

10

Что делать, если пожар только начался

1

0,5

0,5

11

Что делать, если пожар сразу потушить не удалось.

1

0,5

0,5

12

Правила выхода из задымленной квартиры.

1

0,5

0,5

IV.

Средства пожаротушения

3 ч

13

Почему нельзя пользоваться лифтом во время пожара

1

0,5

0,5

14

Как правильно позвонить в пожарную охрану

1

0,5

0,5

15

 Летний отдых и пожарная безопасность.

1

0,5

0,5

V.

Знаки пожарной безопасности

16

От чего происходят пожары.

1

0,5

0,5

17

История создания пожарной охраны.

1

0,5

0,5

VI.

Понятие о пожарной профилактике

18

Безопасное использование бытовой техники.

1

0,5

0,5

19

Оказание помощи при ожогах.

1

0,5

0,5

20

Главные причины лесных пожаров

1

0,5

0,5

21

КТД «береги лес от пожара»

1

0,5

0,5

22

 Правильные действия во время грозы.

1

0,5

0,5

VII.

Противопожарный режим в школе

4 ч

23

Что делать, если квартиру покинуть нельзя.

1

0,5

0,5

24

Причины возгорания телевизора и способы его тушения.

1

0,5

0,5

25

 Действия при пожаре в доме.

1

0,5

0,5

26

Чем опасен дым?

1

0,5

0,5

VIII.

Действия при возникновении пожара

27

30 апреля – Всероссийский День пожарной охраны

1

0,5

0,5

28

 Основные факторы пожара

1

0,5

0,5

29

 Какие горящие предметы нельзя тушить водой

1

0,5

0,5

30

 Правила и способы эвакуации при пожаре

1

0,5

0,5

IX.

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим на пожаре

4 ч

31

Наиболее доступные средства тушения огня

1

0,5

0,5

32

 Причины утечки газа

1

0,5

0,5

33

 Первая медицинская помощь при отравлении угарным и бытовым газом.

1

0,5

0,5

34

Итоговое занятие. Квест «Место для оборудования кострища».

1

0,5

0,5

Тематический план

Третий год обучения

(34 часа – 1 час в неделю)

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

Теоретические занятия

Практические  занятия

I.

Пожарно-профилактическая подготовка

14 ч

1

Пожарная охрана в России, история её развития. Цели изадачи пожарной охраны.

1

0,5

0,5

2

 Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных дружин в  России.

1

0,5

0,5

3

Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания.

1

0,5

0,5

4

Что такое огонь? Основные характеристики горючей среды и источников зажигания

1

0,5

0,5

5

Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год

1

0,5

0,5

6

Рассказы о некоторых характерных пожарах

1

0,5

0,5

7

Правила пожарной безопасности в школе и в быту

1

0,5

0,5

8

Эвакуация при пожаре из здания школы

1

0,5

0,5

9

Меры пожарной безопасности при использовании предметов быта.

1

0,5

0,5

10

Требования пожарной безопасности при эксплуатации электрических сетей и приборов.

1

0,5

0,5

11

Пожар. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания.

1

0,5

0,5

12

Что делать при возникновении пожара?

1

0,5

0,5

13

Что делать при возникновении пожара?

1

0,5

0,5

14

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

1

0,5

0,5

II.

Тактико-техническая подготовка

20 ч

15

Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения.

1

0,5

0,5

16

Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения.

1

0,5

0,5

17

Пожарные автомобили и противопожарное оборудование.

1

0,5

0,5

18

Пожарные автомобили и противопожарное оборудование.

1

0,5

0,5

19

Костюм пожарного.

1

0,5

0,5

20

Основы профессии пожарного.

1

0,5

0,5

21

Первичные средства тушения пожаров.

1

0,5

0,5

22

Первичные средства тушения пожаров.

1

0,5

0,5

23

Первичная доврачебная помощь при пожаре.

1

0,5

0,5

24

Первичная доврачебная помощь при пожаре.

1

0,5

0,5

25

Противопожарное водоснабжение.

1

0,5

0,5

26

Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт.

1

0,5

0,5

27

Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт.

1

0,5

0,5

28

Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников.

1

0,5

0,5

29

Катастрофические пожары на территории РФ.

1

0,5

0,5

30

Противопожарная профилактика.

1

0,5

0,5

31

Подготовка театрализованного представления по противопожарной  безопасности. Сказка «Огнехвостик».

1

0,5

0,5

32

Подготовка театрализованного представления по противопожарной  безопасности. Сказка «Огнехвостик».

1

0,5

0,5

33

Подведение итогов. Театрализованное представление сказки «Огнехвостик».

1

0,5

0,5

34

Итоговое занятие. Викторина «Моя безопасность».

1

0,5

0,5

Формы отслеживания результатов

Организация и проведение  тестов, интеллектуальных марафонов, участие в городских конкурсах.

Организация и проведение  игровых программ, викторин по теме «Пожарная безопасность».

Организация участия в написании статей, оформлении плакатов для детских изданий.

Формы подведения итогов реализации рабочей программы:

игровая программа  «Знаете ли вы правила пожарной безопасности?», квест  «Место для оборудования кострища», театрализованное представление «Огнехвостик»,  викторина «Моя безопасность».

Список литературы:

  1. Виноградова С.В. Юные друзья пожарных. Программа работы кружка. – Волгоград, Учитель, 2007.
  2. Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности. – Москва, Творческий центр,  2005.
  3. Казаков В.И. безопасное поведение в ЧС. Пособие для учителя. -  Екатеринбург, Учебная книга, 2006.
  4. Казаков В.И. Пожарная безопасность для школьника. Программно – методические материалы. -  Екатеринбург, Учебная книга, 2005.
  5. Кузнецов М.И. Личная безопасность школьника. Памятка. – М., НЦ ЭНАС, 2005.
  6. Атаманюк В.Г., Шостак А.Я. Подготовка учащихся к защите от оржия массового поражения. Пособие для учителя. – Москва, «Просвещение», 1978.
  1. Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный пожарный".       Составитель: Филиппова Н.А.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти

«Школа №33 имени Г.М.Гершензона»

РАССМОТРЕНО                                                         УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО                                         Директор  __________Т.В. Юдина

протокол                                                                                   

№ __ от __. __.2020                                                                  «___»________________ 2020









Рабочая программа 

по внеурочной деятельности

кружок «_ДЮП___________________________»

направление «___Социальное___________________»

Для обучающихся __2 - 4____ классов


Составитель

Лоба Татьяна Александровна, 

учитель начальных классов












2020  - 21 учебный год



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы кружка «Дружина юных пожарных» 3 класс

Направление: социальное, оздоровительное Тип программы: образовательныйВозраст:  9-10 летПрограмма рассчитана на 1 год....

Внеурочное планирование проекта "Дружина юных пожарных"

Приложение № 1     к рабочей программе по внеурочной деятельности  проекта «Дружина юных пожарных »...

Смотр-конкурс дружин юных пожарных (2015 год)

Сценарий городского смотра-конкурса дружин юных пожарных, посвящённого 25-летию образования МЧС России "Юные спасатели"....

Сценарий агитбригады Дружины Юных Пожарных

Сценарий агитбригады Дружины Юных Пожарных...

Дружина юных пожарных.

Дружина Юных пожарных....

Рабочая программа дружины юных пожарных

создание условий для организации деятельности школьников по изучению правил пожарной безопасности и привлечения их к организации пропаганды пожаробезопасного поведения среди учащихся и населения...

ДРУЖИНА ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА             Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок, часто последствия таких пожаров ...