Дорога и жизнь
статья по обж (1, 2, 3, 4 класс)

Михалева Татьяна Валерьевна

Опыт работы по воспитанию безопасного поведения на улицах города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnost_mladshih_shkolnikov_na_ulitse.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Дорога и жизнь

Михалева Татьяна Валерьевна

учитель начальных классов

МБОУ «СШ №3» г. Смоленска

На современном этапе в Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма по своим масштабам огромна. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому проблема безопасного движения становиться всё более важной государственной задачей. Особое значение в  обеспечении безопасности на дорогах имеет заблаговременная и правильная подготовка детей. Необходимо с раннего возраста знакомить детей с правилами дорожного движения, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру.

Как же научить ребенка безопасному поведению на дороге? Выучить дорожные знаки? Да.   Но этого слишком мало. Нужно сделать так, чтобы правильное поведение на дороге стало неотъемлемой частью жизни каждого ребенка.

Прочные навыки безопасного  поведения детей на дороге формируются только повседневной систематической тренировкой! Во время каждой экскурсии с детьми, поездки по городу я учу их наблюдать за улицей, пешеходами  и транспортом, анализировать встречающиеся дорожные ситуации, видеть в них опасные элементы, безошибочно действовать в различных обстоятельствах.

Моя цель как педагога: формирование осознанно-правильного отношения обучающихся к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода.

Реализация выдвинутых  задач способствует выполнению поставленной цели:

 создать условия для углубления знаний о безопасном поведении на улицах и дорогах;

 развивать наблюдательность, зрительную память, внимание;

 закрепить знания о дорожных знаках и умение различать и

классифицировать их;

 учить предвидеть скрытую опасность;

  •  развивать самостоятельность и умение взаимодействовать с другими участниками дорожного движения.

Мы с классом много путешествуем по микрорайону, по родному  городу и пригороду. Перед выходом  в город, детям ставятся задачи, независимо от темы и цели экскурсии: быть внимательными при передвижении по городским улицам, запоминать дорожные знаки, места их  расположения, следить за действиями пешеходов, учителя и одноклассников при движении группой по тротуарам, через проезжую часть.

Обязательно проводится анализ путешествия по городу. Обучающиеся выполняют рисунки по итогам экскурсии. Этап рефлексии позволяет осознать и скорректировать свои действия на улицах населенного пункта. Моя задача лишь сфокусировать внимание детей на важных моментах:

- вспомнить какие дорожные знаки вы видели,

- где встретились регулируемые пешеходные переходы, а где нерегулируемые,

- в каком месте мы переходили дорогу, почему именно тут, что подсказало нам, что здесь можно безопасно перейти дорогу,

- как мы действовали перед переходом дороги,

- кто из пешеходов нарушил правила дорожного движения.

Если с классом мы отправляемся на экскурсию по городу в автобусе, то у каждого ребенка обязательно с собой планшет с бумагой и карандаши. Во время путешествия ребята фиксируют на бумаге карандашами маршрут движения с указанием достопримечательностей города, улиц, перекрестков, светофоров и т.д. Такой схематический план позволяет в последующие  дни обсудить маршрут движения, обратить внимание детей на расположение улиц, переулков в городе, и, соответственно, расположение дорожных знаков, дорожной разметки, поведение пешеходов и автомобилей.  Все вместе обсуждаем наиболее безопасные пути движения, в первую очередь пешеходов.

Применение  мнемотехники в данном случае позволяет воспроизвести    события, предметы, факты, явления для освоения правил дорожного движения на уровне личного опыта.  

Главной задачей учителя, все же, является подготовка ученика к самостоятельному, уверенному, грамотному и безопасному передвижению по городским улицам. Для этого нужно знать о взаимосвязи между возникновением дорожно – транспортных происшествий  и индивидуально-психологическими особенностями детей. Работу по профилактике ДТП провожу с учётом данных особенностей.

Ученик начальной школы:

-  имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно две трети того, что видят взрослые;

-  много отвлекающих факторов;

- большинство детей не сумеют определить, что движется быстрее: велосипед или легковая  машина;

- они ещё не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного. Мяч катящийся по проезжей части, может занять всё их внимание.

- дети не всегда могут  уверенно отличить правую сторону дороги от левой.

Существуют базовые навыки безопасного поведения ребенка на дороге. Для их формирования использую методические приемы:

  • в дорожной обстановке обучаю ориентироваться и оценивать дорожную ситуацию;
  • разъясняю необходимость быть внимательным, осторожным и осмотрительным на дороге;
  • воспитываю у ребят потребность быть дисциплинированным, вырабатываю у них положительные привычки в безопасном поведении на дороге;
  • разъясняю необходимость быть постоянно бдительным, на дороге;
  • указываю на ошибки пешеходов и водителей;
  • разъясняю, что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) и причины их;
  • закрепляю знания безопасного поведения с помощью игр, презентаций, чтения книг с использованием дорожно-транспортных ситуаций;
  • использую прогулки для закрепления и объяснения правил работы светофоров, показываю дорожные знаки и дорожную разметку, обсуждаю с ребятами дорожную обстановку.

Разнообразные  формы и методы работы над данной темой учат детей осознанно относится к соблюдению правил дорожного движения:  

- решение проблемных задач,

- создание альбома дорожных знаков,

- игра «Водитель и пешеход» (разыгрывание  и моделирование ситуаций),

- игра «Запиши алгоритм движения»,

- создание диалогов и их театрализованная постановка  (например: беседа с мамой, перед походом в магазин на соседнюю улицу; с другом, или ровесником,  при переходе через дорогу),

- соотнести картинку и описание ситуации,

- продолжи историю,

- создание лэпбука (карманы: дорожные знаки, я пешеход, я пассажир, отвлекалки,  …),

- экскурсии,

- создание сюжетных коллажей.

Работа по воспитанию дисциплинированного пешехода имеет важное значение, так как обеспечение безопасности детей на дороге, остается приоритетной проблемой общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Дорога, дети, жизнь".

Презентация имеет цель расширить представление детей о назначении  дороги, о правилах движения машин и пешеходов....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ ДНЮ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ДТП «ЗАКОН ДОРОГИ – ЗАКОН ЖИЗНИ!» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 - 4 КЛАССОВ

Цель: профилактика детского и подросткового дорожного травматизма.Задачи:1.  Формировать у учащихся ответственность за свою жизнь и жизнь других людей.2.  Повторить правила дорожного движени...

Методическая разработка родительского собрания "Правила дорог - правила жизни"

В Ордынском  районе прошел конкурс - фестиваль "Зеленая волна - 2016". К  данному мероприятию  я разработала родительское собрание "Правила дорог - правила жизни". Жюри оценило мою рабо...

Всероссийская социальная акция "Дорога - символ жизни!"

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма....

Методическая разработка родительского собрания "Правила дорог-правила жизни"

Родительское собрание во 2 классе«Правила дорог – правила жизни»Цели:разъяснить родителям необходимость изучения и отработки с детьми правил дорожного движения;раскрыть типичные ошиб...

Внеклассное занятие «Ладога-дорога жизни.» (80 - летию "Дороги жизни" посвящается...)

Знакомство учащихся со страницами истории Великой Отечественной войны...

История одной дороги в жизни миллионов семей

Аннотация проекта Проект «История одной дороги в жизни миллионов семей» знакомит нас с историями победителей-предков глазами потомков.Тип проекта: информационно-познавательный.Продукт...