Сценарий "Квест игры по пожарной безопасности"
методическая разработка по обж (1, 2, 3, 4 класс)

Решетова Галина Анатольевна

Игровые методы обучения. Ситуационно-ролевые познавательные игры позволяют проводить учебно-воспитательную работу по правилам пожарной безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_kvest.docx240.82 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий квест-игры

 по пожарной безопасности

 2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ежегодно в Российской Федерации происходит свыше 150 тысяч пожаров, во время которых погибает более 10 тысяч человек, в том числе около 500 детей.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что работа по противопожарной пропаганде среди детей и подростков требует постоянного внимания и улучшения. Борьба с огнем требует от человека больших усилий. В этой борьбе выявляется сила, характер, эмоционально-волевая стойкость человека. Поэтому в работе по пожарной безопасности особое внимание следует уделять психологической подготовке всего населения и в первую очередь детей и подростков.

Работа по противопожарному воспитанию детей в школе осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности».

В школьном возрасте принято выделять три периода: младший, средний и старший школьный возраст. Каждый возрастной период школьника отличается своими физическими и психическими особенностями, социальным статусом в школе и в жизни, а, следовательно, и играми, представляющими собой пожарную или иную опасность. В младшем школьном возрасте дети больше ориентируются на мнение учителя, родителей и других ребят, старших по возрасту. В среднем школьном или подростковом возрасте начинает формироваться чувство взрослости, появляются новые притязания, формируется самооценка, идет бурное физическое развитие и становление биологической зрелости.

В работе с учащимися необходимо использовать игровые методы обучения. Ситуационно – ролевые познавательные игры позволяют проводить учебно-воспитательную работу по ППБ с учащимися по интенсивной технологии в нетрадиционной форме, отказавшись от преимущественного объяснительного способа сообщения знаний. В играх участвуют различные группы учащихся, при этом развивается навык общения, творческая активность личности, умение оценивать себя и окружающих. Игры по ППБ способствуют закреплению прочных навыков и умений по безопасному обращению с огнем.

Пожар, авария или другая экстремальная ситуация естественно сопровождается эмоциональной напряжённостью, что для детей может иметь непредсказуемые последствия (шок, заикание и т.п.). Для предотвращения таких явлений необходимо приучить детей спокойно относиться к подобным "ЧП", то есть проводить своеобразную профилактику эмоциональной напряжённости. Этот вид профилактики основан на реорганизации объективного содержания деятельности и строится, прежде всего, на использовании систем специальной тренировки. Дезорганизация деятельности вследствие внезапно возникающей необходимости выполнить то или иное задание легче устраняется в том случае, если сам фактор неожиданности становится предметом обучения.

Необходимым условием для упорядочения поведения в усложненных ситуациях (при пожаре) является умение целесообразно распределить время и самостоятельно построить чёткую программу действий. Формулирование такого умения редко выделяется в виде специальной учебной задачи, хотя низкая эффективность стихийного развития этого процесса очевидна. Новизна ситуации, необходимость поиска нетривиального решения в трудной задаче, повышенная значимость или ответственность деятельности теряет свой стрессовый характер, если обучающийся, воспитанник владеет сформированными способами преодоления сложностей. При этом важно знать разнообразие способов решения одной и той же задачи, чтобы при изменении условий выбрать наиболее подходящий путь спасения из создавшейся экстремальной ситуации. Программа поможет привить школьникам культуру безопасности и сохранения здоровья и осознать, в чем заключается ценность человеческой жизни.

ЦЕЛЬ:

  1.  Систематизировать знания учащихся об основных причинах возникновения пожаров в повседневной жизни.
  2. Закрепить правила пожарной безопасности и правила личной безопасности при возникновении пожара в доме.
  3. Научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

  • знакомство с ролью огня в жизни человека: как положительной, так и отрицательной;
  • знакомство с основными причинами возникновения пожара и мерами предосторожности для его исключения;
  • знакомство с первичными средствами пожаротушения;
  • знакомство с правилами пожарной безопасности. 
  • обучать детей правилам пожарной безопасности в различных жизненных ситуациях

Развивающие:

  • развитие умения анализировать различные ситуации и умения самостоятельно принимать решение.
  • развитие речи, мышления, памяти.

Воспитательные:

  • воспитание осторожного обращения с огнём.
  • воспитание самостоятельности, внимательности, чувства ответственности, мужества, находчивости.  
  • воспитание бережного отношения  к своему здоровью и здоровью окружающих.
  • воспитание уважения к опасной профессии пожарного.
  • воспитывать чувство ответственности, активную гражданскую позицию, осознанное желание соблюдать правила пожарной безопасности
  • показать детям возможность тушения огня разными средствами (вода, песок, земля, плотная ткань)

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КВЕСТ-ИГРЫ :

  1. Игра проводится на пришкольном участке

  1. Все дети распределяются на 6 команд (разновозрастные).

  1. На старте все команды получают конверт, в который вложено название команды и маршрутный лист (приложение 1).

  1. Получив конверт, команда узнает свое название и девиз. Девиз разучивается в течение 5 минут. Затем каждая команда представляется.

  1. Игра включает в себя движение каждой команды по индивидуальному  маршруту из 6 станций (приложение 2)

  1.  Каждая команда получает «Лист оценки» (приложение 3)

  1. По сигналу команды начинают движение по маршруту. На каждой станции руководитель после выполнения заданий оценивает работу команды и проставляет баллы в оценочный лист.

  1. После прохождения всех станций команды встречаются на старте и передают оценочные листы жюри, которое подсчитывает  количество баллов  каждой команды
  2. После подсчета результатов команды награждаются грамотами победителя отдельно по каждой станции и за всю игру.

ОПИСАНИЕ СТАНЦИЙ

- Станция «Знаковая»

Команда получает набор карточек, на которых изображены знаки по правилам безопасности жизнедеятельности. Участники должны из всех знаков выбрать только те, которые относятся к правилам пожарной безопасности. Потом к выбранным знакам должны подобрать описание изображенного на знаке правила пожарной безопасности.

C:\Users\user\Desktop\фото1.jpg

- Станция «Художественная»

Дети получают конверт с вырезанными картинками и два лист «Огонь - друг», «Огонь –

враг». Из вырезанных фигур участники команды должны составить два плаката

C:\Users\user\Desktop\фото2.jpg

- Станция «Сплочённая»

Команда выстраивается в колонну. По сигналу каждый подбегает к телефону и громко должен сообщить о пожаре по алгоритму: фамилия, имя, город, улица, дом, квартира, домофон (если есть)  Затем из спичек составить на время поговорку: «В спичках огонь, спички не тронь»

- Станция «Загадочная»

Участники команды отгадывает загадки и ребусы, связанные с темой квеста.

(Приложение 5)

- Станция «Спортивная»

Команда на время проходит полосу препятствий

- Станция «Музыкальная»

Участники команды получают по одной частушке (приложение 6). Дается время на подготовку, а затем  дети выступают, каждый со своей частушкой.

Приложение

Приложение 1

название

«ИСКОРКИ»

девиз

 «Огонь – опасная штука
Он над собой не любит шуток»

название

«ПОЖАРНЫЕ»

девиз

«Наш отряд следит всегда,

Чтобы не было огня!»

название

«ОГОНЬ»

девиз

«Крепко помните, друзья,
Что с огнем шутить нельзя».

название

«ПЛАМЯ»

девиз

«При пожаре, при пожаре

Знает каждый гражданин.

При пожаре, при пожаре

Набираем «01».»

название

«УГОЛЬКИ»

девиз

«Запомнить твёрдо нужно нам –

Пожар не возникает сам!»

название

«СПАСАТЕЛИ»

девиз

«Легче, чем пожар тушить,
Нам его предупредить».

Приложение 2

C:\Users\user\Desktop\приложение2.jpg

Приложение 3

Лист оценки

Команда «Искорки»

Название станции

Количество баллов

Примечание

Знаковая

Художественная

Сплочённая

Загадочная

Спортивная

Музыкальная

ИТОГО

Приложение 5

  1. балл за каждую правильно отгаданную загадку

1.В маленьком амбаре

Держат 100 пожаров

(Спичечный коробок)

2.Шипит и злится, воды боится.

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает                                         (Огонь)

3.Где с огнем беспечны люди,

Обязательно он будет                                 (Пожар)

4.Дым увидел, не зевай,

Нас скорее вызывай                                         (Пожарные)

5.Раскаленная стрела

Дуб свалила у села                                         (Молния)

6.Летела мошка, осиновая ножка

На стог села, все сено съела                         (Спичка)

7.Нашумела, нагремела

Все промыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округе полила                                        (Гроза)

8.То назад, то вперед

Ходит, бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море                                         (Утюг)

9.Я мохнатый, я кудлатый,

Я зимой над каждой хатой,

Над пожаром, пароходом,

Не бываю без огня.                                         (Дым)

10.Таять может, да не лед.

Не фонарь, а свет дает.                                 (Свеча)

11.Заклубился дым угарный,

Гарью комната полна.

Что пожарный надевает?

Без чего никак нельзя?                                 (Противогаз)

12.Я мчусь с сиреной на пожар,

Везу я воду с пеной.

Потушим вмиг огонь и жар

Мы быстро, словно стрелы                         (Пожарная машина)

Приложение 6.

1.Если вдруг пожар случится,

Ты, подружка, не зевай

«01» звони быстрее

И подмогу вызывай.

2.В школе вдруг пожар случится

Знаем мы как дважды два:

Запасная дверь сгодится,

Быстро мы бежим туда.

3.Разводить огонь у дома

Строго запрещается,

Так как может тот огонь

Перекинуться на дом.

4.Захламлять подвал не надо

Разными предметами,

А то вдруг пожар случится-

Не сумеем убежать.

5.Если вдруг увидишь дым,

Что-то загорается,

Позвони по «01»,

Сразу всё уладится.

6.То, что спички не игрушка,

Знает каждый, знают все.

Не давайте спички детям,

А то быть большой беде.

7.Всем, друзья, вы расскажите,

Чем пожарные живут.

Они днём и ночью тоже

Ваши жизни берегут.

8.Если видишь, что малышка

Любит спичками играть,
Почитай ей лучше книжку,

Спички нужно отобрать!

9.Коль погладил утюгом,

Отключи его потом!
   А забудешь отключить,

Может он и дом спалить.

10. Только с папой или с мамой

Жги бенгальские огни
     И петарды! Скажем прямо:

«Все опасные они!»

11.Мама хвасталась соседу:

«Я пойду сегодня к деду!»
       Тут напомнил ей сосед:

«Уходя – гасите свет!»

12.Мама варит у плиты,

Нос не суй в кастрюлю ты,
     Чтоб понюхать, посмотреть!

Могут волосы сгореть.

13.У костра в лесу ты грелся

И собрался уходить.
       Чтобы лес не загорелся,

Угли надо затушить!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра по пожарной безопасности-окончание

Игра-соревнование по пожарной безопасности в помещениях.(окончание)...

Игра-соревнование " Пожарная безопасность"

Цель: 1) закрепить и обобщить знания детей по правилам пожарной безопасности, способствовать формированию своей безопасности дома; 2)развивать творческие возможности, интерес к тематике; 3)воспитыва...

Игра интерактивная "Пожарная безопасность"

Для детей старшего дошкольного возраста....

Методическое пособие Дидактические игры по пожарной безопасности.

Методическое пособие Дидактические игры по пожарной безопасности для учащихся 1-2 классов....

Своя игра по пожарной безопасности.

Презентация по пожарной безопасности....

Интеллектуальная игра по пожарной безопасности для начальной школы «Знатоки пожарного дела»

Цель: Привлечение учащихся к участию в пропаганде правил пожарной безопасности.Задачи:- проверить знания учащихся по основам пожарной безопасности в процессе игры – состязания;- повысить ин...

КВЕСТ-ИГРА ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Квест-игра для начальной школы по пожарной безопасности....