Роль учителя в оказании психологической помощи первоклассникам в период адаптации
статья (1 класс) по теме

Елисеева Наталья Павловна

 

Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значимая ступень в его детстве. Успешная адаптация первоклассника к школе, его эмо­циональное благополучие, ощущение психологического ком­форта среди сверстников в большей степени зависит от учителя начальных классов, его знания и умения оказывать индивиду­альный подход к детям. Следовательно, эмоционально-личностное отношение учителя к ребенку, знание его индивидуальных особенностей и умение оказать современную психологическую поддержку определяет в значительной степени психосоциальную адаптацию первоклассника к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль учителя в оказании психологической помощи первоклассникам в период адаптации.

Учитель начальных классов МОУ СОШ№11

Елисеева Н.П.

Психологическая поддержка в развитии и социализации детей, являясь компонентом системы образования, способствует решению таких важных задач, как: переход образовательных учреждений на стратегию гуманистической педагогики; совер шенствование образовательного процесса; развитие профессио нального сообщества специалистов различных областей знаний; осуществление социальной политики государства в реализации прав и интересов ребенка; психологическое восстановление и оздоровление, социальная адаптация учащихся образовательных учреждений.

Психологическая поддержка как специфический вид психопрактики соответствует логике личностно развивающего обучения. Переход к такой парадигме остается во многих обра зовательных учреждениях лишь декларируемой ценностью, в других - реализация подхода осуществляется методом «проб и ошибок».

В современной педагогической психологии наметилась тенденция актуализации исследований, посвященных изучению проблемы адаптации школьника и разработке психологических программ, способствующих достижению полноценного развития и самореализации личности. Однако проблема психологиче ской помощи эмоциональному развитию первоклассников на этапе адаптации к обучению в школе изучена недостаточно. Эмоциональная сфера представляет собой целый класс явлений, охватывающих и примитивные влечения, и сложные формы эмоциональной жизни. Она осуществляет активацию, побужде ние и аффективную оценку действительности, организуя цело стные формы поведения разрешающие простые и сложные адаптационные задачи. Младший школьный возраст характери зуется повышенной эмоциональностью, ранимостью, восприим чивостью к деструктивным внешним влияниям. Дети в 6-7 лет часто переживают тревогу, страх и стресс, связанные с учебной ситуацией, слабо контролируют свое эмоциональное состояние и не владеют собой. Это вызывает, в свою очередь, неадекватное поведение у первоклассников: вербальную и невербальную аг рессию, направленную как на себя, так и на окружающих, раз личные невротические реакции, реакции протеста и т.п.

Успешная адаптация первоклассника к школе, его эмо циональное благополучие, ощущение психологического ком форта среди сверстников в большей степени зависит от учителя начальных классов, его знания и умения оказывать индивиду альный подход к детям. Именно учитель играет важную роль в формировании отношений между детьми на этапе вхождения в новый, для них коллектив.

Важная цель воспитательной работы в первые месяцы пребывания первоклассника в школе - привить ему чувство, что его класс, школа не являются чуждой ему группой людей. Это доброжелательный, чуткий коллектив сверстников. Так как учи тель для ученика - высший авторитет, то и воспитательная работа должна проводиться, прежде всего, личным примером учи теля, отзывчивого, доброго человека, готового прийти на помощь без упреков ребенка в лени и нерадивости. Отношение учителя к ребенку - индикатор отношения к нему и его одноклассников. Поэтому от негативного отношения учителя ребенок страдает вдвойне.

Следовательно, эмоционально-личностное отношение учителя к ребенку, знание его индивидуальных особенностей и умение оказать современную психологическую поддержку определяет в значительной степени психосоциальную адаптацию первоклассника к школе.

Необходимость работы в режиме психологической поддержки требует повышение профессиональной психологической компетенции учителя как реализатора поддерживающих развивающих педагогических технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая поддержка первоклассников в период адаптации.

В данной работе речь идет об особенностях периода адаптации первоклассников, пути решения психологических проблем....

Система оказания помощи первоклассникам в период адаптации

Период адаптации первоклассников к школе длится несколько месяцев. Задача учителя помочь ребёнку в этот  сложный период, чтобы адаптация к школе прошла безболезненно Эта работа поможет учителям н...

Психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации

Психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации....

Советы родителям первоклассника «Помощь первокласснику в период адаптации к школе»

Советы родителям первоклассника по теме "Помощь первокласснику в период адаптации к школе" рекомендавана учителям начальных классов и их родителям для оказания психологической поддержки учащимся перво...

Психологическая поддержка первоклассника в период адаптации

Рекомендации психолога родителям первоклассников...

Ономастическая лексика как средство сохранения психологического здоровья первоклассников в период адаптации к обучению в школе

в статье рассмотрено понятие «психологическое здоровье» личности. Описаны цели и задачи адаптационного периода первоклассников. Приведён ряд занятий, способствующих достижению поставленных...