Материал для учителей "Релаксация"
статья по теме

Рябинина Елена Алексеевна

В данной работе представлены релаксационные упражнения (методика их выполнения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon relaksaciya.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГИБКОСТЬ УЧИТЕЛЯ

   Основным условием развития интегральных характеристик личности учителя, в частности эмоциональной гибкости, является развитие самосознания учителя.

   Самосознание – это динамическая система представлений человека о самом себе, осознание их своих физических, интеллектуальных и других качеств, самооценка этих качеств, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Самосознание формируется в процессе социализации, воспитания, но имеет и определенные соматические и индивидуально-природные детерминанты.  С возрастом происходит развитие потребностей развивающейся личности. Именно в них и через них проявляется человек и соответственно изменяется его самосознание. В свою очередь и самосознание служит для них обратной связью. В отличие от ситуативных Я-образов (каким индивид видит, ощущает себя в данный момент времени) самосознание создает у человека ощущение своей определенности, самотождественности.

   Поскольку для понятия профессионального самосознания родовым является понятие самосознания личности, то, по-видимому, можно говорить  о совпадении общих принципов развития, закономерностей, механизмов этих двух категорий. Разумеется, это не исключает, а как раз подразумевается проявление каких-то специфических особенностей развития профессионального самосознания учителя как частного случая самосознания личности в целом. Поэтому имеет смысл, исследуя профессиональное самосознание учителя, опираться на изученные свойства и характеристики самосознания личности и искать особую специфику их проявления.

   Профессиональное самосознание учителя – осознание педагогом себя в каждом их трех составляющих пространства педагогического труда: в системе своей профессиональной деятельности, в системе педагогического общения и в системе  собственной личности.

   Структура профессионального самосознания учителя.

   Каждый компонент в структуре самосознания необходимо рассматривать двояко: с точки зрения динамической – протекания и развертывания процесса и с точки зрения результативной  - появления и наличия определенного продукта. В когнитивном компоненте профессионального самосознания учителя необходимо различать процесс самосознания и результат  - систему знаний о себе, индуцируемую в образ Я как  профессионального педагога.

   Образ Я педагога является обобщенной системой представлений субъекта о себе, образующейся в результате процессов осознания  себя в трех взаимодополняющих и взаимопересекающих систем: в системе педагогической деятельности, в системе педагогического общения и в системе личностного развития. Образ Я педагога имеет преимущественно когнитивный характер и является относительно устойчивым образованием, хотя, разумеется, подверженным периодическим колебаниям  под воздействием внутренних и внешних фактором. Нельзя говорить о высоком уровне самосознания в случае неглубокого или неверного понимания себя педагогом хотя бы в одной из указанных выше систем. Когнитивный компонент является в структуре самосознания ведущим.

   Аффективный компонент профессионального самосознания учителя характеризуется совокупностью трех видов отношений:

  1. отношением к системе своих педагогических действий, к целям и задачам, которые педагог ставит перед собой  и своей педагогической деятельности, к средствам и способам достижения этих целей; оценкой результатов своей работы;
  2. отношением к системе межличностных отношений с учениками, в которые вступает педагог в своей профессиональной деятельности; эмоциональной оценкой того, как он реализует основные функции педагогического общения – информационную, социально-перцептивную,  презентативную, интерактивную и аффективную;
  3. отношением к своим профессионально значимым качествам и в целом к своей личности профессионала, оценкой уровня своей личностной и профессиональной компетентности и соответствия своему собственному идеальному Я-образу педагога.

             Одним из важнейших понятий, связанных с аффективной подструктурой  профессионального  самосознания учителя, является понятие самооценки.

              Самооценивание, имеющее аффективную природу, только впоследствии благодаря использованию определенных эталонов – других субъектов и их оценок, даваемых индивиду, - приобретает когнитивные качества. Результатом процесса самооценивания становится устойчивое обобщение отношение личности к себе.

              Знание о себе, о своих личных и профессиональных качествах, адекватная оценка своей профессиональной компетентности, умений налаживать эффективное межличностное взаимодействие с учениками, а также возникающее на основе этих знаний и самооценивание эмоционально-ценностное отношение к себе детерминируют поведенческий компонент профессионального самосознания учителя. Основным психологическим механизмом этой подструктуры является удовлетворенность педагога собой и своей профессиональной деятельностью. Под удовлетворенностью понимается соотношение между мотивационно-ценностной сферой личности учителя и возможностью успеха деятельности по реализации ведущих мотивов.

             Учитель, чувствующий удовлетворенность собой и своей профессиональной деятельностью, не испытывает тревожности и внутреннего напряжения при общении с учениками. Обладая адекватной самооценкой и позитивным самоотношением, он с большей готовностью, чем его коллега с неадекватной самооценкой и высокой степенью неудовлетворенности, идет на контакт с детьми, демонстрирует способность к их безусловному принятию. Тем самым педагог, испытывающий убежденность в своей личной и профессиональной компетентности, оказывает позитивное воздействие на самооценку и самоотношение детей, стимулирует у них стремление к успехам в учебной деятельности и в конечном итоге оказывает развивающее воздействие на их личность.

         

             Существует  несколько методов релаксации, и все они в той или иной степени напоминают релаксационные упражнения йогов. Среди них наиболее являются следующие:

  1. Комплекс упражнений аутогенной тренировки по Шульцу.
  2. Прогрессивная мышечная релаксация по Якобсону.
  3. Активационный релаксационный метод Махача.
  4. Йога.

Основу этих методов составляют элементы релаксации и концентрации, а также ауторегуляционные дыхательные упражнения.

   Вашему вниманию будут предложены различные комбинации методов релаксации, которые позволяет вам продвинуться вперед и освоить ее без специального курса обучения при помощи инструктора.

Релаксационные упражнения (методика выполнения).

   Релаксацию лучше всего осваивать в положении лежа на спине. Позже, когда первые шаги будут позади, вы сможете разучивать релаксационные упражнения и в других положениях: стоя, сидя, лежа на боку, во время ходьбы.

   Для начала несколько рекомендаций.

  1. Прежде чем разучивать упражнения, внимательно прочтите методическое руководство. Потом мысленно определите для себя, как и в каком порядке будете разучивать упражнения. Читая описание каждого упражнения, старайтесь представить, как вы будете его выполнять.
  2. По мере разучивания особое внимание уделяйте накоплению практического опыта.

   Не спешите! Релаксационный метод исключает спешку. Ни в коем случае не старайтесь доказать себе, что за один прием вы в состоянии овладеть двумя элементами, что ничего сложного в этом нет. Это буде роковой ошибкой, которая перечеркнет уже достигнутые, и только намеченные результаты.

   Сосредоточьтесь на проработке отдельных элементов упражнений, чтобы повысить эффективность его выполнения. Забудьте жизненный принцип «Все нужно делать легко и быстро». На релаксационные упражнения он не распространяется, поскольку вы осваиваете их для успокоения, а не для того, чтобы нервничать еще больше, желая скорее добиться успеха.

  1. При разучивании упражнений необходимо сосредоточиться на то, что вы делаете. Вдумайтесь и в то, что на первый взгляд кажется само собой разумеющимся, и в то, что очень трудно выполнить. Это поможет вам в дальнейшем. Если же во время релаксационных упражнений будут лезть в голову какие-то посторонние мысли, постарайтесь не обращать на них внимания.
  2. Не забывайте, что релаксацию вы осваиваете сами для себя! Разучивая релаксационные упражнения и применяя уже освоенную релаксацию, постарайтесь обойтись без зрителей. Упражняйтесь всегда с закрытыми глазами, однако веки ни в коем случае не должны быть судорожно сжаты.
  3. Расслабление – как мышечное, так и психическое – дается нелегко, поэтому основными условиями выполнения релаксационных упражнений являются терпение и  упорство.
  4. Во время релаксации ваш организм находится в бодрствующем состоянии. Повторяя упражнения, сознательно контролируйте себя.
  5. Вашей целью является полное расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает  положительное влияние на психику и снижает душевное напряжение.
  6. Психическая  ауторелаксация может вызвать состояние «идейное пустоты». Это означает минутное нарушение психических и мыслительных связей с окружающим миром, которое дает необходимый отдых мозгу.
  7. В ходе релаксации вы можете воспринимать звуки окружающей среды. Разумеется, полностью отключиться от них просто невозможно. Однако, выполняя релаксационные упражнения, постарайтесь не замечать их – не обращать на них внимания.

Предварительная подготовка.

Выполнять упражнения релаксационной гимнастики желательно в отдельном помещении, без посторонних глаз. Подготовьте себе место для занятий на полу – ровно столько, сколько требуется для положения тела, лежа на спине. На пол постелите коврик. Во время выполнения комплекса упражнений не рекомендуется произносить вслух слова или отдельные звуки.

Исходное положение: лежа на спине, ноги разведены в стороны, стопы развернуты носками наружу, руки свободно лежат вдоль тела (ладонями вверх). Голова слегка запрокинута назад ( ни в коем случае не наклонена вперед). Все тело расслаблено, глаза закрыты, дыхание через нос.

Упражнения

  1. Лежите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте обойти мысленно всю комнату ( вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела – от головы до пяток и обратно.
  2. Внимательно следите за дыханием, пассивно осознавая, что дышите носом. Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своем спокойном дыхании в течение 1 – 2 минут  (как бы «уставившись» в одну точку). Постарайтесь не думать ни о чем другом.
  3. Сделайте не глубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, старясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза.

        Затем полежите спокойно несколько минут, расслабившись и  сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела.

           Теперь выполняйте упражнения для отдельных частей тела – с попеременным напряжением и расслаблением.
4.  
Упражнения для мышц ног. Напрягите сразу все мышцы ног – от пяток до бедер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряженное состояние, стараясь почувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы. При расслаблении вы ощущайте, что бедра, икры, ступни стали мягкими, как «тряпки». Повторите 3 раза.

    Затем полежите спокойно в течение нескольких минут, полностью расслабившись и ощущая  тяжесть своих расслабленных ног.

    Все звуки окружающей среды регистрируйте в сознании, но не воспринимайте. Эти звуки для вас – всего лишь фон, не больше. Вы их « не хотите воспринимать» - у вас « нет на это времени». Сосредоточьтесь только на напряжении и расслаблении мышц ног. То же самое относится и к мыслям, которые возникают, - вы их регистрируйте, но не осознаете. Ни к коем случае не пытайтесь их побороть! Борьба эта напрасна и приводит, как правило, к обратному эффекту. Ведь мысли неотвратимы и постоянно возвращаются. Поэтому их нужно только регистрировать.

5.  Напряжение только ягодичных мышц. Сжимайте ягодицы, стараясь прочувствовать напряжение, и расслабляйте их. Повторите 3 раза. Затем полежите спокойно в течение нескольких минут.

6.  Напряжение брюшного пресса ( ни в коем случае не поднимайтесь с коврика!). Фиксируйте напряжение несколько мгновений, а затем быстро расслабьтесь. Повторите 3 раза. Затем полежите спокойно несколько секунд, наслаждаясь приятным ощущение расслабленного живота.

7.  Растягивание мышц грудной клетки. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание – грудные мышцы напряжены. Прочувствуйте это напряжение, а затем, сделав резкий выдох, расслабьте грудную клетку. Повторите 3 раза. Наслаждайтесь приятным ощущением расслабленных мышц.

8.  Упражнение для мышц рук. Слегка приподнимите обе руки, раздвинув пальцы как можно шире – как будто играете на пианино, стараясь охватить как можно больше количество клавиш. Фиксируйте это положение пальцев в течение нескольких секунд, стремясь почувствовать напряжение. Затем расслабьтесь, руки свободно опустите на коврик. Повторите 3 раза.

   Следя за мышцами обеих рук, стараясь вновь почувствовать напряжение. Затем расслабьтесь. Прочувствуйте тяжесть своих расслабленных рук. Повторите 3 раза.

   А теперь поднимите плечи, стремясь коснуться ими ушей. Зафиксируйте это положение на несколько секунд, стараясь прочувствовать напряжение плеч. Мысленно определите для себя, что это ощущение вам давно знакомо: напрягать плечи приходится довольно часто в течение дня, причем делаете это вы совершенно бессознательно. А это не что иное, как напрасное расходование энергии…

   А теперь расслабьтесь. Повторите 3 раза. Затем спокойно полежите, наслаждаясь приятным чувством расслабления.

9. Упражнение для мышц лица. Начните с губ. С напряжением сомкните губы, фиксируя это положение несколько мгновений. Определите для себя, что и это ощущение вам знакомо. Правда, с той разницей, что напряженные губы отражают внутреннюю сосредоточенность. Затем расслабьте губы, увлажните их языком, следя за тем, чтобы язык не упирался в небо. Повторите 3 раза.

   Теперь наморщите лоб (нахмурьтесь) примерно на 30 секунд, а затем расслабьте лобные мышцы. Повторите 3 раза.

 10. В заключение мысленно «пробегитесь» по всем мышцам тела – не осталось ли где-нибудь хоть малейшего напряжения. Если да, то постарайтесь снять его, поскольку расслабление должно быть полным.

        Завершая релаксационные упражнения, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и на мгновение напрягите мышцы всего тела: при выдохе расслабьте мышцы. После этого долго, даже очень долго лежите на спине – спокойно, расслабившись, дыхание ровное, без задержек. Прочувствуйте, как по всему телу растекается согревающее ощущение спокойствия, приятного расслабления. Вы вновь обрели веру в свои силы, способны преодолеть стрессовую ситуацию – и возникнет ощущение внутреннего спокойствия. Так полежите еще несколько минут. После выполнения этих упражнений вы должны чувствовать себя отдохнувшим, полным сил и энергии.

   Теперь откройте глаза, затем зажмурьте несколько раз, снова откройте и сладко потянитесь, как после приятного пробуждения. Очень медленно, плавно, без рывков сядьте. Затем так же медленно, без резких движений встаньте, стараясь как можно дольше сохранять приятное ощущение внутреннего расслабления.

Литература

  1. Л. М. Митин, Е. С. Асмаковец  Эмоцональная гибкость учителя. – Москва, 2001.
  2. В. Н. Панкратов Искусство управлять собой: Практическое руководство. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001.

Доклад

«Профессиональное развитие учителя в эмоциональной сфере.

 Релаксация».

Учитель средней школы № 7

Рябинина Елена Алексеевна

2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для оформления классных стендов к Дню Матери.

Данный материал напомнит учащимся с классных стендов о добром празднике - Дне Матери....

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Материал ко Дню матери

В разработке имеются сценки, стихи ко Дню матери....

Материал ко Дню матери

В разработке имеются сценки, стихи ко Дню матери....

Стихотворение ко Дню Матери. "Ода матери" Баева И.В.

К празднику 8 марта или ко Дню Матери душевное стихотворение "Ода Матери" Автор Баева И.В....

Сценарий ко дню матери в начальной школе "При солнышке-тепло, при матери-добро!"

Данный сценарий может использоваться учителями начальной школы....