Пути и способы развития внимания у детей с ЗПР через уроки и коррекционно - развивающие занятия
статья (1,2,3,4 класс) по теме

Иванова Ирина Ивановна

аттестационная работа на курсах повышения квалификации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestacionnaya_rabota.doc615.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ  ДПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО ) ОБРАЗОВАНИЯ

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема:  Пути и способы развития внимания у детей с ЗПР через уроки и     коррекционно – развивающие занятия.

Выполнила:

учитель социального класса

МОУ «Школа – интернат №37 VIII вида»

Иванова И.И.

Группа №181

г.Челябинск - 2009

Содержание.

Введение                                                                                                        3

Глава 1. Особенности внимания детей с ЗПР.                                        3

  1. Понятие о внимании, его роли в учебной деятельности.
  2. Свойства и виды внимания.                                                        4
  3. Характеристика категории ЗПР.                                                7
  4. Особенности внимания детей с ЗПР.                                                9

Глава 2. Пути и способы развития внимания у детей с ЗПР

 через уроки и коррекционно – развивающие занятия.                        10

2.1. Условия протекания эксперимента. Характеристика используемых методик.

2.2. Анализ результатов работы. Пути и способы развития внимания на уроках и специальных коррекционно –

развивающих занятиях.                                                                        11

2.3. Пути и способы развития внимания на уроках и

специальных коррекционно – развивающих занятиях.                        12

 Заключение                                                                                                 28                                                                                

Литература                                                                                                 29        

Введение

Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал, что внимание – это единственная дверь, через которую внешние воздействия проходят в наше сознание. От того, какое у человека внимание, во многом зависят его успехи в учёбе и труде. В работах таких психологов, как Т.Рибо(1976), Н.Н.Ланге(1976), У.Джеймс(1976), Э.Титчер(1976), можно обнаружить немало интересных высказываний о роли внимания в осуществлении различных психических функций. Эти высказывания не потеряли значения и в настоящее время, когда проблема внимания вновь оказалась в фокусе интенсивного изучения психологов, психофизиологов, клиницистов. Внимание играет важную роль в познании окружающей действительности и в практической деятельности человека. Из всей совокупности действующих в данный момент на человека раздражителей наиболее полно и отчётливо воспринимаются, а также запоминаются те, которые привлекают его внимание. Таким образом, внимание необходимо во всякой познавательной деятельности. Вместе с тем, внимание к наиболее существенным свойствам предметов позволяет наилучшим образом учесть их в практической деятельности, организует эту деятельность в соответствии с особенностями обстановки и стоящими перед человеком задачами. При клинических и психологических обследованиях детей с задержкой психического развития неизменно обнаруживается нарушение целенаправленного внимания.  Ни одно психическое явление невозможно вне связи с вниманием, поэтому понятно значение внимания для всех психических процессов. Для учителя особенно важно значение развития свойств внимания для успешной учебной деятельности, особенно у детей с ЗПР. Вот почему возникла необходимость изучить особенности внимания и способы его развития. В характеристиках детей значительное место уделяется оценке способности концентрировать внимание, удерживать инструкцию и сохранять высокий уровень активности при выполнении регламентированных заданий. Выявить эти способности и развить наилучшим образом возможно не только  на  специальных коррекционно-развивающих занятиях , но и на уроках.

Глава 1. Особенности внимания детей с ЗПР.

  1. Понятие о внимании , его роли в учебной деятельности.

          Внимание -  особое состояние активности человека в виде направленной сосредоточенности на каком-либо объекте. Внимание является регулирующей подсистемой личности, одной из важных предпосылок всех видов сознательной деятельности, в первую очередь познавательной. Уже в начале прошлого века были сформулированы основные положения о различных формах внимания – произвольном и непроизвольном, пассивном и активном, направленном и ненаправленном. Т.Рибо писал, что маленьким детям свойственно непроизвольное внимание. Произвольное формируется на основе непроизвольного в результате воспитания. Э.Титченер указал на экспериментальные подходы к измерению внимания: затруднения условий восприятия выявляют «напряжение» внимания. Формулировка Н.Н.Ланге : «Внимание есть некоторый процесс усиления или изменения восприятия» (1976г. с 116) – сохраняет своё значение. Внимание выражается  в ясности и отчётливости психических процессов и в точном выполнении связанных с ними действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются большой ясностью и отчётливостью; при наличии внимания процессы мышления протекают быстро и правильно. Внимание имеет избирательный характер : из большого числа объектов мы выбираем некоторые, на которых и сосредоточивается наша деятельность. В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека. Внимание, как отдельный, рядоположенный другим психический процесс не существует, но представляет собой вполне особенное состояние, характеризующее все эти процессы в целом. Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в её сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени. Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.

  1. Свойства и виды внимания.

         Внимание человека обладает пятью основными свойствами : устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределяемостью  и  объёмом.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбуждённость, заторможенность…); третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности); четвёртые – с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество-рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Человек может сосредоточить внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо  увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на определённой части читаемого текста, даже на отдельном предложении или слове, а также более или менее распределено по всему тексту. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он ожжет переводить своё внимание с одного объекта на другой, причём такой перевод может быть как произвольным, так и непроизвольным. В первом случае индивид невольно переводит своё внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором – сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком–нибудь объекте. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

Распределение внимания – его следующая характеристика. Она состоит в его способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Когда речь идёт о распределении внимания между разными видами деятельности, это  не всегда означает, что они выполняются параллельно. Такое бывает, редко , и подобное впечатление создаётся за счёт способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание. Распределение внимания зависит от психологического и физиологического  состояния человека.

Объём  внимания – это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объёма внимания людей – 5-7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку а очень короткое время предъявляется большое количество информации.

Итак: сосредоточение, устойчивость, переключение -положительные свойства внимания.

Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость -отрицательные свойства внимания.

Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях, как спокойствие, сосредоточенность, устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица, устойчивость позы, организованность жестов, твёрдость и уверенность речи.

Отрицательные свойства внимания сочетаются с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, неуравновешенностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, меняющейся улыбкой, удивлением, неуверенностью, тревожностью.

          Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются природное и социально – обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врождённой способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны.

Социально- обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитании, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков и др.

Непроизвольное внимание не связано с участиями воли, оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно выбирает объект, на который оно направляется. Произвольное внимание развивается из непроизвольного. В то же время произвольное внимание переходит в непроизвольное уже не требуя специальных усилий. Непроизвольное внимание обычно обусловлено непосредственным интересом. Произвольное внимание требуется там, где такой непосредственной заинтересованности нет, и мы сознательным усилием направляем наше внимание в соответствии с задачами, которые перед нами встают, с целями, которые мы ставим. Внимание произвольное – есть внимание планомерное. Это – контроль за действием, выполняемым на основе заранее установленных критериев и способов их применения. Непроизвольное внимание тоже есть контроль, но контроль, идущий за тем, что в предмете или обстановке «само бросается в глаза». И маршрут, и средства контроля здесь следуют не по заранее намеченному плану, а диктуются объектом.

Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное  внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе – с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое – либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

  1. Характеристика категории ЗПР.

       Ни одно психическое явление невозможно вне связи с вниманием, поэтому понятно значение внимания для всех психических процессов. Для учителя особенно важно значение развития свойств внимания для успешной учебной деятельности, особенно у детей с ЗПР. Рассмотрим, в чём заключается сущность ЗПР. Одной из ведущих причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название ЗПР. В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: созревание организма и развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия), речи, эмоционально – волевой сферы личности происходит неравномерно и в замедленном темпе, отставая от нормы на 1-2 года. Ограничение познавательных и психических возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. У ребёнка с задержкой психического развития  гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая деятельность. Слабо развитая произвольная сфера не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряжённую учебную деятельность. Он очень быстро устаёт, истощается. В связи со сниженными интеллектуальными процессами учащийся не в состоянии самостоятельно , без специальной педагогической помощи усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Очень часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и содержательному анализу речи, слов, звуков : ребёнок плохо овладевает навыками чтения, с трудом усваивает письменную речь. Дети с ЗПР уже более длительного времени углублённо изучаются специалистами разных областей знания : медиками, психологами, педагогами (Т.А.Власов, М.С.Певзнер, В.И.Лубовский, К.С.Лебединская, У.В.Ульянова, И.А.Коробейников, А.Н.Цымбалюк, Т.Т.Артемьева и др.). в результате клинико – психолого – педагогических исследований были определены сущность и структура данного дефекта, его симптоматика, этиология : выявлено, что состояние ЗПР  - неоднородный феномен, различающийся и по степени и по характеру отклонений:

Дети с высоким уровнем развития познавательной деятель ности. Это 3% учащихся с задержкой психического развития, которые по показателям познавательной деятельности приближаются к нормально развивающимся школьникам. Для них было характерно умение ориентироваться в учебных за даниях и выполнять их в соответствии с инструкцией. В нача ле выполнения экспериментальных заданий они проявляли интерес, любопытство, но удержать его долго они не могли. Интерес по мере выполнения задания исчезал, а положитель ные эмоции сменялись отрицательными ,т.е. у этих детей на первый план выступали астенические проявления.

Дети со средним уровнем развития познавательной дея тельности. Названную группу составили 16% младших школьников с задержкой психического развития. Для этой категории детей были характерны такие личностные особен ности, как тревожность, неуверенность в себе. Учащиеся дан ной группы долго не приступали к выполнению заданий, бо ясь, что они недопоняли инструкцию и не смогут правильно его выполнить. Интерес, положительные эмоции быстро сме нялись отрицательными. Происходило эмоциональное пре сыщение, разрыв связи «удивление - любопытство - любоз нательность - увлечение », результатом чего является сниже ние познавательной активности. Эти дети по - разному вели себя: одни из них вялые, безучастные; другие — наоборот, чрезмерно возбуждены, демонстративно беспокойны. Они обидчивы, раздражительны, вспыльчивы.

Дети с низким уровнем развития познавательной деятель ности. Данную группу составили 81% младших школьников с задержкой психического развития. Учащиеся рассматри ваемой группы имели низкий уровень саморегуляции, про дуктивность познавательной деятельности была низкой из -за астенических проявлений, снижения работоспособности, замедленного темпа деятельности. В некоторых случаях дети данной группы бурно реагировали на ситуацию неуспеха, иногда приобретающего отчетливо истерический оттенок.

         В целом,  у детей с ЗПР не сформирована готовность к школьному обучению. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности.

  1. Особенности внимания детей с ЗПР.

        При ЗПР недостаточный уровень внимания – одна из существенных и заметных для педагога особенностей познавательной деятельности. Дети с ЗПР на уроках крайне рассеянны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5-10 минут. Они не умеют последовательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое. Если учесть, что внимание – одно из важнейших условий любой деятельности, то становится понятно, что обучение таких детей, дидактическое влияние на них крайне затруднено. Динамика  уровня внимания как активизированного состояния психики у детей с ЗПР неодинакова. У одних детей  максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно  снижаются по мере продолжения работы; у других сосредоточение внимания наступает лишь после некоторого периода деятельности; у третьих отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания. При клиническом изучении интеллектуальных дефектов неизменно отмечаются нарушения целенаправленного внимания. Даже в тех случаях, когда ребёнок сосредоточен на выполнении задания, эта сосредоточенность может не отражать истинной концентрации внимания и направленности на решение поставленной задачи. Снижение внимания усугубляет колебания скорости восприятия. Зависимость восприятия от уровня избирательного внимания требует особого контроля за тем, чтобы внимание ребёнка было сосредоточено на выполняемом задании. Отвлечение внимания, снижение уровня концентрации наблюдается при утомлении детей. Они перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы, а работы пестрят множеством ошибок и исправлений. Частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивности, смена рабочих и нерабочих настроений тесно связаны с нервно – психическим состоянием детей и возрастают порой без видимых причин. Однако и внешние обстоятельства, например, сложность задания, большой объём работы, выводят школьника из равновесия, заставляют нервничать, снижают энергетику  внимания. Особенно резко нарушения внимания проявляются после занятий, требующих интенсивного умственного напряжения. Собственное бессилие, невозможность сосредоточиться на задании вызывают у одних раздражение, у других категорический отказ от работы, особенно если требуется усвоить новый учебный материал. Вслед за этим у детей развивается крайняя неуверенность в своих силах, неудовлетворённость учебной деятельностью. С точки зрения объекта восприятия  для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации. Даже во время  увлекательного, интересного, эмоционального рассказа такие дети начинают зевать, отвлекаться на посторонние дела, теряют нить повествования. Особенно ярко проявляются эти особенности , когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы. Требуется немало усилий для возврата детей в рабочее состояние. Изучение внимания детей с ЗПР имеет значение не только непосредственно для понимания особенностей этих процессов. Количественная характеристика внимания может быть показателем умственной работоспособности.

Глава 2. Пути и способы развития внимания у детей с ЗПР через уроки и коррекционно – развивающие занятия.

2.1. Условия протекания эксперимента. Характеристика используемых методик.

Работа велась два года на базе 1-2 класса коррекционной школы №34 VII вида. В  классе обучалось 10 человек. Из них -  1 девочка и 9 мальчиков (из них 1 – второгодник, 1- вышедший с домашнего обучения). В классе большую часть составляют дети с церебрастеническими состояниями. В соответствии с клиническими данными церебрастенические состояния сопровождаются повышенной утомляемостью.

Работа проводилась по следующему плану:

  1. Подбор диагностического материала.
  2. Проведение диагностического исследования.
  3. Обработка результатов диагностического исследования.
  4. Работа по формированию внимания.
  5. Разработка рекомендаций для педагогов, работающих с детьми младшего школьного возраста.

Для выявления уровня внимания в начале и в конце учебного года провожу диагностику, включая следующие вопросы:

  1. Умение сосредотачиваться
  2. Устойчивость внимания
  3. Объём внимания
  4. Переключаемость с одного объекта на другой

Для диагностики применяю следующие методики:

  1. Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант)
  2. «Исправь ошибки»
  3. Таблицы Шульте (числовой и буквенный вариант)
  4. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания ( модификация метода Пьерона-Рузера) –кодировка

2.2. Анализ результатов работы.

Результаты диагностики на начало обучения в школе.

высокий

выше среднего

средний

ниже среднего

низкий

объём

0

0

0

1

9

переключаемость

0

4

2

3

1

устойчивость

0

0

1

1

8

Из таблицы видно, что у детей класса лучше всего была развита переключаемость внимания, что характерно для детей, поступающих в школу, но и она находилась лишь на среднем уровне развития (с уклоном в сторону низких показателей), а хуже всего был развит объём и устойчивость (наибольшее значение низких показателей). Это обстоятельство очень затруднило процесс обучения в первом классе.  По результатам диагностики была составлена коррекционная программа. Работа по преодолению трудностей в обучении шла по двум направлениям: тренировка каждого свойства внимания в отдельности и их комбинирование  на различных занятиях.

С целью отслеживания динамики была проведена повторная диагностика.

высокий

выше среднего

средний

ниже среднего

низкий

объём

0

0

1

3

6

переключаемость

0

6

3

1

0

устойчивость

0

0

2

2

6

График динамики развития объёма внимания

График динамики развития переключаемости  внимания

График динамики развития устойчивости внимания

В результате проделанной работы можно наблюдать, хоть и незначительные, но улучшения в развитии внимания детей класса.

2.3. Пути и способы развития внимания на уроках и специальных коррекционно – развивающих занятиях.

Необходимые условия для развития внимания на уроках.

Успешное овладение ЗУН может происходить только при наличии высокого уровня развития внимания. Так как у детей посторонние раздражители вызывают значительное замедление выполняемой ими деятельности и увеличение числа ошибок. При обучении необходимо исключить действие каких-либо раздражителей.

Следует подчеркнуть что устойчивость и концентрированность произвольного внимания зависят от того, в какой мере те или иные сведения значимы для ребенка( имеются в виду интересы и потребности, обусловленные индивидуальным жизненным опытом и другими факторами).Важным является формирование связей между материалом, не имеющим для ре бенка значения и теми сведениями, которые для него значимы, интересны. Существует циклическая связь- то, что уже знакомо и значимо, скорее попадает в фокус внимания, а объем знакомого определяет внимание к новому. Таким образом, усвоение нового осуществляется на основе известного и все способы, которые усиливают способность видеть, слышать, узнавать, запоминать, приведут к дальнейшему развитию произвольного внимания во взаимосвязи с развитием познавательной активности в целом. Главное-саму деятельность организовать таким образом, чтобы она требовала от ребенка глубокого внимания , чтобы оказалось невозможным быть рассеянным.Причем эти условия не должны быть какими- то искусственными, надуманными, а должны вытекать из обычной жизни ребенка.

Важным условием мобилизации внимания учащихся на уроке является темп работы. Утомление главный враг внимания. Поэтому на уроке необходимо разнообразить содержание учебного материала и приемы работы. Однако разнообразие не должно быть чрезмерным. Слишком частая смена видов работы не приучает учащихся к устойчивости внимания и может вызвать затруднения с переключением. Остановимся кратко на некоторых частях урока. Особенно большое значение имеет его начало. От того, насколько правильно, а потому и успешно начат урок, зависит нередко весь его дальнейший ход. Учителю приходится учитывать, что переключение внимания трудное дело-Урок пройдет значительно лучше если с самого его начала внимание учащихся будет привлечено , во- первых, сообщением учителя о цели урока, во- вторых, чем либо интересным,  не только рассказом и показом учителя, но и увлекательной задачей которую им надо решить.

Настроить детей на серьезную спокойную и обдуманную работу помогут пословицы

а) Ни тренировку объема внимания:

Посмотрите на эту странную надпись и скажите, на каком языке она написана?

 

БЕЗ ТРУДА

НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ

ИЗ ПРУДА

 Сколько слов содержится в этой фразе?

ДмвсЕкмЛрУск

якВоРЕямтМюЯ

рвлкгджуфрвкш

ыПбОжТЕвлХыЕ

вреклффвожшй

мвыоЧталАдвжС

Эти пословицы могут служить девизом урока.

Тут сразу же мобилизуется внимание, которое и дальше будет поддерживаться. Если учителю удалось мобилизовать внимание в начале урока , то ему уже легче заставить детей не отвлекаться и в дальней шей работе.

Внимание у учащихся значительно слабее привлекается к учебному материалу, если они только пассивно слушают объяснение учителя.  Они значительно лучше сосредоточиваются, если не только слушают, но и смотрят на опыты , а тем более, если сами проводят их . Уроки посвященные свойствам материалов, изучению правил рабочего чело века, сельскохозяйственный труд не будут скучны для детей.

Для воспитания внимания нужно правильно организовать восприятие материала ( анализ образца на уроках труда). Детям надо не только сказать: Посмотрите на это изделие,  обратите внимание на такую -то деталь, а надо поставить перед ними определенную задачу,  найти деталь определенной формы, ответить на какой-то вопрос.

Приемом, позволяющим мобилизовать внимание детей при объяснении учителя и делающим весьма эффек тивной эту важную часть урока является игровой момент. Эмоциональная форма организации , созданная с его помощью,  побуждает уяснить причину ошибки,  найти правильное решение вопроса.

Соразмерность трудности работы силам учащихся дает возмож ность выполнить важнейшее условие мобилизации внимания -активную деятельность учащихся на протяжении всего урока. Когда задание для детей слишком трудно, они, сделав ряд безуспешных попыток, и убе дившись, что оно им не по силам, теряют к нему интерес, при легком же задании, ребенок тоже отвлекается, работает рассеянно. Особенно же внимателен ученик бывает тогда, когда чувствует, что успешно справляется с заданием, видит   , что цель близка, хотя она и требует с его стороны значительных усилий. Чтобы задания удовлетворяли ука занному условию, их необходимо дифференцировать. При таком методе

ведения занятий все в классе работают интенсивно, внимательно. Воспитание в ребенке с ранних лет критического отношения к своей работе помогает воспитанию его внимания. Умение дать отчет о выполненной работе и рассказать о предстоящем , способствует преодолению нерешительности , растерянности , укрепляет веру в собственные возможности. Деятельность его становится все более целенаправленной,

Еще одним приемом,  необходимым для развития внимания, является поощрение,  похвала , подбадривание за малейшие успехи,  развитие у ребенка веры в свои силы. Некоторых детей, излишне активных и переоценивающих себя , напротив, надо сдерживать, учить сначала думать, а потом делать, разъяснять ошибки , допускаемые из-за спешки.

К внешним условиям, благоприятствующим внимательной работе надо отнести и гигиенические условия и оптимизацию рабочего места , всё  необходимое для работы должно быть под руками, так как поиски нужных предметов отвлекают внимание.

Для привлечения непроизвольного внимания большее значение имеет применение различных форм наглядности. Она вызывает живой интерес к учебному материалу , облегчает его понимание и усвоение. Наглядность не должна все время находиться перед глазами,  быть излишней. Применяя на уроке наглядность, надо учить детей подмечать существенное- главное в ней , а не отвлекаться на детали, имеющие второстепенное значение.

Еще один путь развития внимания на уроке- коллективная работа. Это своего рода игра - соревнование ., но требующее от детей внимания, знаний, взаимовыручки. Детям на таких уроках не хочется отвлекаться. Каждая группа получает задания, которые должны выполнить за определенное время. При выполнении задания можно обращаться за помощью друг к другу. На уроках коллективной работы детям можно и нужно делать то, что на обычных не разрешается: двигаться и говорить, подсказывать и слушать подсказки.

Виды заданий на развитие внимания на уроках.

На уроках математики:

1) На этапе устных упражнений и оргмомента – числовые таблицы Шульте.

 1 класс                2 класс

7

9

2

 3

1

8

5

4

6

9

5

11

23

20

14

25

17

19

13

16

21

7

3

1

18

12

6

24

4

22

15

10

2

8

                                                         

- Найдите числа  по порядку от 1 до ….., называя их вслух .

Затем, можно продолжить работу по этим таблицам:

- Найти сумму(разность) чисел 1 и 2 строки каждого столбца

- Числа 1 столбика увеличить, уменьшить на…., в…..

2) Графические диктанты.

Под диктовку учителя двигаться по клеткам в заданных направлениях.

3) Копирование

3)Кодирование.

 - Расположите числа в порядке возрастания и вы узнаете тему нашего урока:

2

6

1

4

5

3

7

е

о

д

я

т

с

к

Десяток

- Зашифруйте слова: круг, угол, луч

о

к

у

г

р

ч

л

1

2

3

4

5

6

7

2534      3417       736

С  этими числами возможны различные задания ( прочитать, разложить на разрядные слагаемые, назвать общее количество сотен, десятков, единиц )

- Кодирование числовых  выражений ( как индивидуальные карточки, так и коллективная шифровка)

на доске:

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

=

+

-

у  ребёнка:

     

4) Подсчитывание

- Раскрасьте столько предметов, сколько напи сано под каждым рисунком.

- Попробуйте, не водя рукой по рисункам, сосчи тать количество тонких параллельных линий в каж дом из них

5) Угадывание по описанию

Что это за число?

На один больше пяти.

Сосед восьмёрки справа. А слева?

На два меньше трёх. А на один больше?

На два меньше количества людей в квартете. А на три больше, чем в дуэте?

Сосед тройки справа. А четвёрки слева?

На один меньше, чем дней в неделе. На пять больше, чем месяцев во времени года.

6) Расстановка чисел в определённом порядке.

- Расставьте числа каждого ряда в порядке воз растания:

3861729

10   4   6   5   1   8   2

5   2   4   9   1   7   11

7) Игра   «Пропусти  число»

Участники  игры  находятся  в  кругу.

условия игры: ведущий предлагает подросткам посчитать по кругу вслух, причем числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, следует пропускать. Тот игрок, который называет запрещенное число, выбы вает из игры.

Побеждает  тот,   кто остается  последним.

8)        Игра   «Числа»

Участники  игры  находятся  в  кругу.

условия игры-, ведущий предлагает участникам игры посчитать вслух от 1 до 30, причем числа, содержащие 4 или делящиеся на 4, произносить нельзя. Вместо этого надо сделать хлопок. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Побеждает  тот,   кто  остается  последним.

9)Путаница ( на любом этапе урока).

-Подсчитывание количества спрятанных предметов.

- Не водя рукой, напишите, где кончается каж дая линия. Например, 1 - 6

На уроках чтения, русского языка:

1)Таблицы Шульте (буквенный материал)

в

и

с

м

А

ж

у

ч

х

е

л

ш

п

щ

о

д

ц

ф

т

к

б

н

р

з

г

2) «Корректурная проба» 

Суть этого приема заключается в том, что ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Выполняя такое упражнение, ребенок может почувствовать, что значит "быть внимательным", и развивать состояние внутреннего сосредоточения.

Материалы:

Любые печатные тексты (книги, газеты, журналы), карандаша и ручки.

Условия проведения.

Корректурные упражнения должны проводится ежедневно по 5 минут в течении 2-4 месяцев.

ЕКРНСОАРНЕСВАРКВРЕОЕОШЛЧЛОИ

ВМТАВНШЛЧЛОИМАУЧОИПОЕОНАЫОИМА

АКСНВЕРАМПАОБАСЗЕАЮРАЦКАЧПШАЫТА

ОВРКАНВСАЕРНТРОНКСЧОДВИОЦФОТЗОС

КАНЕОСВРАЕТГЧКЛИАЫЗКТРКЯБДКПКШУ

ВРЕСОАКВМТАВНШЛЧВИЦФВДБОТВЕИСМВ

НСАКРВОЧТНУЫПЛБНПМНКОУЧЛЮНРАВНЩ

РВОЕСНАРЧКРЛБКУВСРФЧЗХРЕЛЮРСРКИЭВ

ЕНРАЕРСКВЧБЩДРАЕПТМИСЕМВШЕОЛДТЕЫБ

ОСКВНЕРАОСВЧБШЛОИМАУЧОИПОЕОНАЫБ

3)Методика «Исправь ошибки» (на любом этапе урока)

-для развития устойчивости внимания:

В парке.

В суботу мы гуляли в парке. Вот алея берёз и лип. Летом там жужжали пчёлы. Хороши русские берёзы.


-для развития слухового внимания:

Ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать слова правильно.

1.        Мы собираем васильки,

На головах у нас щенки.        (венки)

2.        На островок налетел ураган,

На пальме остался последний баран,    (банан)

3.        У вратаря большой улов,

       Влетело в сетку пять волов.        (голов)

БУЛКА - в одной из сказок Пушкина она грызёт золотые орешки.

ТРУС - без него не выловишь и рыбку из пруда.

ТЕНЬ - время суток между утром и вечером.

НОТА - жильё лисы.

СОР - его в известной басне выронила ворона.

4)Кодирование

Прочитать пословицу.

5)Путаница( на любом этапе урока)

- Найдите замаскированные изображения и запишите слова существительные

-Разгадывание буквенных  путаниц

6)  Чтение слов цепочек с общим корнем и с чередующимися буквами(разминка)

ТАЧКА - ТОЧКА - БОЧКА - НОЧКА - ПОЧКА - ДОЧКА НАПИСАЛ - ЗАПИСАЛА - РАСПИСАЛСЯ - ПОДПИСЫВАЕТ

7)Нахождение  слов. Это упражнение использую на всех этапах урока.

-среди напечатанных без пробелов букв:

Найдите и выпишете слова, исправьте возможные в них ошибки.

ВУКПРСАБАКАЖЮТР

ЯЫЙЦЁОРТПЕТУХЬЖЭЪ

 МИДВЕДЬЙФЫУЪЭЮЬ

 ЛЗАЯЦУКАПРОДШГ

8) Отделение в сплошном тексте слов  друг от друга.

- Отделите, друг от друга слова и составьте из них пословицу.

ВСЕГДААЛЕНЬБЕРЁТТРУДТОЛЬКОДАЁТ (ТРУД ВСЕГДА ДАЁТ, А ЛЕНЬ ТОЛЬКО БЕРЁТ)

9) Словарный диктант с комментированием. 

Этот метод направлен на повышение устойчивости внимания. Суть его заключается в следующем. Учитель читает вслух слово. Затем вызывает нескольких учащихся, каждый из которых поочередно называет приставку, корень, суффикс, окончание, объясняя попутно их правописание. Если ученики еще не знакомы с таким разбором слова, можно попросить их назвать, сколько слогов в слове, сколько гласных, согласных букв в слове, сколько звуков и т.п. После этого учитель просит взять ручки и записать прокомментированное слово. Этот методический прием хорошо известен педагогам. Но он становится способом, диагностирующим и развивающим внимание только в том случае, если выполняются следующие условия:

-учитель читает слово только один раз;

-учащиеся могут взять ручки только после прослушивания комментариев;

 -учитель внимательно следит за тем, чтобы учащиеся не заглядывали в тетради друг к другу

Анализ первичных данных дает информацию о качестве сосредоточения и устойчивости внимания учащихся. Успешность выполнения этой работы и характер допущенных ошибок позволяет судить об организации коллективного внимания учащихся.

10) Игра"Разведчики"(на этапе знакомства с новым произведением, перед чтением) Кто быстрее в тексте найдёт ответ на вопрос.

. Е.Л.Шварц "Сказка о потерянном времени".

•        Сколько раз Петя позвонил в дверь?
Учащиеся находят строчку и зачитывают.

11)        Анаграммы (рассыпанные слова).

 Это  слова (например фамилии авторов, названия произведений, имена героев)объединенных общим признаком.

Расшифруйте слова, найдите среди них одно лишнее.

ИАКБНИ (Бианки)  

КВАСЛАДО (Сладков)

УРЧШИНА (Чарушин)

КОВЫЛР (Крылов)

  1. Что обозначают эти слова?
  2. Какую фамилию вы бы исключили из этого списка? Почему?

12) Вставка пропущенных букв в словах.                                                                                      

Затем выпишите эти буквы по порядку. При правильном выполнении задания у вас получится новое слово

ПА- РОН

 П-РАТ

о-онь

К -ОТ

(тигр)

13)Расстановка букв в определённом порядке(алфавитном)

С В А Я О К Б

 Ю Г П Э М И Р

 Ц Т Н Д 3 Е Л

14) Составление цепочки слов.

Составьте цепочку из 10 слов, обозначающих животных, так чтобы последняя буква предыду щего слова была первой в последующем.

Напри мер: слоН - НосороГ - ГраЧ - ЧерепахА и так далее.

15) Безошибочное переписывание строчек хаотично расставленных букв.

        ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР

16) Нахождение отличий.

Например, после подбора однокоренных слов к слову снег, рассмотреть рисунки, найти отличия и одинаковые снежинки.

17)Сбор рассыпанных букв, слов

На специально организованных коррекционных занятиях .

В работе на уроках и коррекционных занятиях применялись развивающие задания из комплекта учебно-методических пособий курса «РПС» О. А. Холодовой для 1, 2 и 3 классов соответственно, пособия Винокуровой Н. К. «Развиваем способности детей» для 1, 2, 3 классов, сборника тестов, задач, упражнений Винокуровой Н. К. «Подумаем вместе», а также была использована «ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ» - автор-разработчик: педагог-психолог МОУ «Купинская средняя  общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области» Мирошниченко Валентина Владимировна.

Вывод по II главе.

1). Целенаправленная систематическая разнообразная работа по развитию у учащихся основных свойств внимания дала стойкую положительную динамику.

2). В результате проведённых мероприятий было отмечено, что у учащихся класса развиваются объём, переключаемость и устойчивость внимания, что говорит об эффективности коррекционной работы ,необходимой для лучшего усвоения программного материала, а, значит,  повышается качество обучения в данном классе.

3). Развитие основных свойств внимания у учащихся позволяет наиболее полно учитывать личностные особенности детей, даёт широкое поле для творчества педагога по формированию учебных навыков.

Заключение.

Наблюдая за детьми в любой деятельности можно заметить, как  меняется направленность глаз, выражение лица, включение ребенка в познавательную деятельность. Любая деятельность успешна, если ее сопровождает внимание.

Внимание - важнейший психический процесс, тесно связанный с общей направленной активностью, с намерениями, с мотивацией. Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Внимание существенно отличается от всех психических процессов. Его своеобразие заключается в том, что оно не самостоятельный вид психической деятельности, а организация других психических процессов, при которой определенные восприятия, представления, мысли или чувства осознаются отчетливее других, отходящих на второй план.

"Внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира".

К. Д. Ушинский.

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования, не только нам, взрослым людям, но и нашим воспитанникам. Неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передать. Мы хотим, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

У детей с ЗПР недостаточный уровень внимания, о чём свидетельствуют психолого- клинические исследования учёных, занимающихся данной проблемой, и результаты проведённых нами исследований. Работая с детьми с ЗПР сталкиваешься с тем, что на уроках дети крайне рассеянны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать 10-15 минут. Если учесть, что внимание – одно из важнейших условий любой деятельности, становится понятным, что обучение таких детей крайне затруднено. Поэтому возникла необходимость глубокого изучения внимания детей с ЗПР с целью утверждения мысли о том, что при глубоком, продуманном развитии свойств внимания, значительно улучшается познавательная деятельность. Проведённые нами исследования позволили доказать этот факт.

Литература.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания у детей с ЗПР на уроках математики

Материал по развитию внимания у детей с ЗПР на уроках математики...

Коррекционно - развивающее занятие для учащихся начальной школы "Развитие внимания и памяти".

Подробный конспект коррекционно - развивающего занятия для детей начального школьного возраста по развитию основных функций внимания и памяти. Может использоваться в работе учителем - дефектологом, пе...

«Дидактическая игра как способ развития внимания у детей младшего школьного возраста». (методическое пособие)

Пояснительная записка.Решающее значение в развитии ребёнка младшего школьного возраста принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний ,умений и навыков .Но совершенно особое место в жизни ребёнка з...

Коррекционно-развивающее занятие "Развитие внимания и памяти" для младших школьников

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности ребенка в освоении нового. Од...

Использование дополнительных методик в обучении детей с нарушениями слуха на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях.

Как показывает практика, традиционные методики обучения детей со сложной структурой дефекта часто не дают высокого коэффициента полезного действия. В статье рассмотрен ряд методик, которые могут в той...

Открытое коррекционно-развивающее занятие "Развитие и коррекция познавательной деятельности" по теме: "Развитие устойчивости внимания. Качество характера"

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Развитие и коррекция познавательной деятельности" по теме: "Развитие устойчивости внимания. Качество характера"...