Психологическая готовность и проблема адаптации к началу школьного обучения
статья по теме

Психологическая готовность и проблема адаптации к началу школьного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problema_adaptacii_k_obucheniyu_v_shkole.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая готовность и проблема адаптации к началу школьного обучения

       Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения сложатся у него с учителями и сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. Но далеко не каждая семья может представить, как поведет себя ребёнок в тех ситуациях, в которые он попадает в школе.

Успешность обучения ребенка в школе зависти от его психологической зрелости или психологической готовности к школьному обучению.

Психологическая готовность к школе включает в себя:

1. Личностною готовность: умение строить отношения с учителем, умение общаться со сверстниками,отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).

 Попадая в школу, ученик хочет он того или нет, должен научиться подчинять своё поведение целому ряду поставленных перед ним требований, которые зачастую расходятся с его желаниями

2. Интеллектуальную готовность: наиболее важные показатели это развитие мышления и речи. Полезно научить ребенка строить несложные рассуждения, выводы используя слова ….потому, что… если…,то…. Учите ребенка задавать вопросы. Для развития речи необходимо после чтения задать ребенку несколько вопросов, попросите пересказать.

  1.  Понимание на слух, Словарный запас, Развитие речи и мышления, Наличие фонематического слуха, Зрительно-двигательная координация (управление движением руки и пальцев: уверенно владеет карандашом, ножницами)

 3. Мотивационную готовность.

  1. Это желание учиться, получать знания, умение слушать учителя и выполнять его задания (не всегда интересные).

Без мотивационной готовности, даже если ребенок умеет читать и считать, он не сможет хорошо учиться, т.к. обстановка и правила поведения в школе ему  будут в тягость.

Важен не объем знаний ребенка, а их качество. Важно не учить, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.

Компоненты готовности к школе возникают естественным путём

Процесс адаптации связан с отвыканием от привычных условий жизни и соответственно привыкание к другим. Приходя в школу, первоклассник сталкивается с качественно новой средой, и ему нужно время, чтобы адаптироваться к ней.

Одним из основных критериев, протекания процесса адаптации  является состояние здоровья ребенка и изменения его показателей под влиянием учебной нагрузки.

Большого внимания заслуживает состояние зрения, слуха, моторики (сформированность мелких движений кистей рук и пальцев). Учёными доказано, что недоразвитие тонкой моторики (движение пальцев) отрицательно скажется на его умственном развитии и речи.

Непосильности учебных нагрузок и режима обучения может проявляется в повышенной утомляемости, сонливость, снижение массы тела, эмоциональной возбудимости, нарушениями сна, аппетита. Ребенок становится плаксивым, раздражительным, постоянно жалуется на головную боль и усталость.

Процесс адаптации состоит из трех этапов и составляет 5-6 недель. Т.е. период до 10-15 октября. А наиболее сложными являются 1-4 недели – 1 фаза.   Основное изменение в жизни первоклассника – это смена привычного образа жизни как на физическом так и на эмоциональном уровне. Сталкиваясь с новой обстановкой, организм ребенка мобилизуется, приходит в состояние боевой готовности.

Что же ожидает ребенка поступившего в 1 класс. В первую очередь он сталкивается с необходимостью общения с большим количеством детей и взрослых. (преподаватели музыки, физкультуры, рисования)

 Если ребенок посещал детский сад то у него есть опыт общения со взрослыми, а если нет то ему будет достаточно трудно адаптироваться. С первых дней в школе ребенок знакомится с большим количеством норм, традиций и правил, ученик может испытывать трудности в их усвоении. Обычно ребенок имеет представление о том, что его ожидает в первом классе, его к этому готовят, рассказывают, настраивают. Зачастую ребенок воспринимает школу, 1 сентября как большой праздник и идёт туда с этой установкой. Позднее у него может наступить разочарование, т.к  реальность не соответствует ожиданиям, может возникнуть эмоциональный спад.

К развитию трудностей школьной адаптации могут быть подвержены дети:

  1. с недостаточной способностью к обучению;
  2. недостаточно подготовленные к школьному обучению;
  3. с соматической ослабленностью;
  4. с нарушением формирования отдельных психических функций и познавательных процессов;
  5. с нарушением формирования школьных навыков (дислексия – трудности в овладении чтением, пониманием прочитанного; дисграфия – расстройства письма, замена букв, пропуски, перестановка букв и слогов; дискалькулия -  нарушение способностей выполнения счетных операций.)
  6. с двигательными нарушениями;
  7. с эмоциональными расстройствами.

Может проявится в нежелании ходить в школу, плаксивости, утомляемости.

Чтобы процесс адаптации вашего ребенка к школе протекал без серьёзных срывов и болезней, следует обратить внимание на следующие правила.

Правило 1. Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и в какую-либо секцию или кружок.

Само начало школьной жизни считается стрессом для 6-7 летних детей. Ребенок должен иметь возможность гулять, отдыхать и делать уроки без спешки. Если же занятия музыкой и спортом вам кажутся необходимой частью воспитания вашего малыша, начните водить его туда за год до начала учебы или же со 2 класса.

Правило 2. Помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни.

С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение. Если вы до этого не придерживались режима дня, постарайтесь его ввести. Ваша дочь или сын нуждаются в регулярном и продолжительном сне. Хорошей помощью организму будет привычка к дневному сну. Не заставляйте ребенка сразу же садиться за уроки.

Правило 3. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут.

Поэтому когда вы будете делать уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Начинать  выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

Правило 4. Мудрое отношение родителей к школьным отметкам исключит треть возможных неприятностей ребенка.

Все родители хотят гордиться своими детьми. И бывают родители, которые так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь ребенка. Вспомните своих одноклассников и друзей. Сколько успешных людей вы знаете, которые в школе совсем не числились в отличниках. Хвалите своего ребёнка за его школьные успехи. Помогайте со сложными предметами. Только помните, что никакое количество 5 не может быть важнее счастья вашего ребенка.

Правило 5. Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то - нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. От бесконечных упрёков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя. Поэтому если вы хотите, чтобы  из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...

Карта-характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения

Согласно этой карты Вы можете самостоятельно (насколько это возможно) оценить готовность Вашего ребенка к школе....

КАРТА-ХАРАКТЕРИСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

в карте представленны краткие характеристики первоклассника, после обследования....

Карта--характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения (по Овчаровой Р.В.)

Карта-характеристика готовности ребенка к школьному обучению...

Карта - характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения (по Овчаровой Р.В.)

Карта - характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения(по Овчаровой Р.В.)...

Психодиагностика. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации

Психологический практикум Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа, диагностика и методические рекомендации...

Семаго Н., Семаго М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации

Технология оценки готовности к школьному обчению. Предлагаемая методика позволяет оценить сформированности предпосылок к учебной деятельности ребенка, его готовность к началу школьного обучения. В нее...