Аттестационная работа по психологии "Развитие межличностных отношений младших школьников в семье и в школе"
методическая разработка по теме

Кулагина Ирина Леонидовна

В работе рассматриваются межличностные отношения в семье.

а) Семья как социальный институт.

б) Особенности общения с ребенком в семье.

В )Стили семейного воспитания.

г) Диагностика межличностных отношений в семье.

д) Организация профилактической и коррекционной развивающей работы.

Межличностные отношения в школе со сверстниками и учителями.

а) Особенности взаимоотношений  в школе с учениками и учителями.

б) Организация диагностической работы.

в) Профилактическая и коррекционная развивающая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_mezhlichnostnyh_otnosheniy.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

 

Аттестационная работа

  педагога- психолога МБОУ НОШ №17                         г.Бор Нижегородской области   Кулагиной Ирины Леонидовны

          Тема работы : «Развитие межличностных  отношений младших  школьников  в  семье  и  в  школе».

Февраль  2010 г.

Тема: «Развитие межличностных отношений младших школьников в семье и в школе».

План.

1.Описание образовательного учреждения. Тема работы школы. Приоритетные направления работы педагога-психолога.

2.Межличностные отношения в семье.

а) Семья как социальный институт.

б) Особенности общения с ребенком в семье.

В )Стили семейного воспитания.

г) Диагностика межличностных отношений в семье.

д) Организация профилактической и коррекционной развивающей работы.

3.Межличностные отношения в школе со сверстниками и учителями.

а) Особенности взаимоотношений  в школе с учениками и учителями.

б) Организация диагностической работы.

в) Профилактическая и коррекционная развивающая работа.

4.Приложения.

5.Литература.

1. Описание образовательного учреждения. Тема работы школы. Приоритетные направления работы педагога-психолога.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  начальная общеобразовательная школа№17 находится по адресу:г.Бор,ул.Баринова,д.6

В школе обучается 196 человек,8 классов(1А,1Б,2А,2Б,3А,3Б,4А,4Б).

Количество семей , имеющих учащихся школы 194.

Из них 31  семья  является неполной. Асоциальных, педагогически несостоятельных и ведущих аморальный образ жизни семей нет.

Обучение в школе осуществляется в 2 смены.

Педагогический состав:12 постоянных и 3 совместителя. Школа полностью укомплектована педагогическими работниками(1педагог-психолог, социальный педагог, вожатая, школьный библиотекарь).

Для полноценного обучения в школе есть учителя-предметники(учитель музыки, физической культуры, английского языка, информатики).

Все учителя имеют высшее и среднее специальное образование.

Тема работы школы на 2009-2010 уч.год:

Нравственное воспитание младшего школьника, как основа развивающейся личности.

Приоритетные направления работы педагога-психолога.

Согласно общей темы  работы школы, основной целью работы психолога является:

-создание благоприятных психологических условий для эффективного развития и обучения учащихся школы, повышения качества обучения.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

-отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения;

-содействие средствами практической психологии полноценному психическому и личностному развитию ребенка;

-сохранение психологического здоровья детей.

Перспективными направлениями работы психолога являются:

1)психологическое просвещение родителей;

2)психолого-профилактическая и психолого-диагностическая деятельность:

-исследование межличностных отношений детей в семье , в классе с учащимися и учителями ,исследование отношения ребенка к самому себе ( самооценка ) в 3 классах;

-исследование личностного развития ( отношения с окружающими взрослыми , сверстниками , к самому себе) в 4 классах;

-исследование внимания , смысловой памяти ,структуры интеллекта у учащихся 4 классов при переходе в среднее звено;

3)коррекционная и развивающая работа.

- игровые упражнения с учащимися 3 классов,способствующие сотрудничеству во взаимодействии.

Подробный анализ работы за 2 года и план работы по всем направлениям за 3 года в Приложении.

Одним из направлений психолого-профилактической , коррекционной и развивающей работы является исследование межличностных отношений ребенка в школе и дома. Это направление и является темой данной работы. Цель этого направления : исследование и оказание помощи младшим школьникам в налаживании межличностных отношений.

 2. Межличностные отношения в семье.

1)Семья как социальный институт.

Что такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь ее потери ? Можно ли прожить полноценную жизнь , не имея семьи ? На эти и другие вопросы пытается давать ответы человек в течение стольких тысячелетий , сколько существует сама планета Земля. Семья-группа живущих вместе близких родственников.

Семья является объектом исследования многих наук-социологии , экономики , права , этнографии и др. Каждая из них в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны фундамента. Экономика-потребительские аспекты семьи и участие ее в производстве материальных благ.Этнография-особенности жизни и быта семей с различными этническими характеристиками. Педагогика-воспитательные возможности семьи.

Семья как социальный институт имеет свои тенденции развития. Новым направлением в развитии психологии семейных отношений является разработка ее методологии , которая позволяет избежать фрагментарности , случайности , интуитивности. Согласно основному методу семейные отношения представляют собой структурированную целостность , элементы которой  взаимосвязаны. Это супружеские , родительско-детские , детско-родительские , детско-детские , прародительские отношения. Нас больше интересуют проблемы взаимоотношений детей и родителей.

Эти взаимоотношения трансформировались на протяжении истории :

-инфантицидный тип – детоубийство , насилие ( с древности до 4 в. н. э. ) ;

- бросающий – ребенка отдают кормилице в чужую семью , в монастырь и пр. ( 4 – 7 в. в. ) ;

- амбивалентный – дети не считаются полноправными членами семьи , им отказывают в самостоятельности , в случае сопротивления жестко наказывают ( 14 -17 в. в. ) ;

- навязчивый –ребенок становится ближе родителям , его поведение строго регламентируется ;

- социализирующий – усилия родителей направлены на подготовку детей к самостоятельной жизни , дети – объект воспитания и обучения ( 19 – нач. 20 в. ) ;

- помогающий – родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка с учетом его особенностей ( середина 20 в. – настоящее время ).

В 19 веке появляются эмпирические исследования эмоциональной сферы семьи , которые были отражены в работах Фредерика Ле Пле.

В работах Ж. Пиаже , З. Фрейда и их последователей исслелования концентрируются на изучении взаимодействия , согласия , близости членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях , на организацию устойчивости семьи как группы.

В России семейные отношения стали объектом изучения лишь в середине 19 века.

В настоящее время проблемами семьи занимаются Ю. И. Алешина , В. Н. Дружинина , С. В. Ковалев , А. С. Спиваковская.

Семья прямо или косвенно отражает все изменения , происходящие в обществе , хотя и обладает устойчивостью. Несмотря на все изменения , потрясения , семья как социальный институт ослабило свое положение , что отрицательно повлияло как на семью , так и на общество в целом.

Семья – это часть общественной системы. Общество , влияя на семью , формирует определенный ее тип. Российские психологи выделяют несколько типов семей.

Семья патриархальная или традиционная.

Это наиболее архаичная форма отношений в семье. Она опирается на зависимость жены от мужа и детей от родителей. Дети вырастают в такой семье с низкой самооценкой. У них не развивается интерес к проявлению собственного мнения , уничтожается чувство собственного достоинства.

Детоцентристская семья.

Возникший в середине 19 в. в Европе детоцентристский или современный тип семьи характерезуется возвышением частной жизни человека , чувственной стороны брака и интимности.

Родители с гипертрофированным чувством долга по отношению к детям обеспечивают удовлетворение всех потребностей человека , ограждают его от забот , усилий и трудностей. Дети страдают от отсутствия самостоятельности , инициативы , ответственности. Много проблем у детей и в школе , и за ее пределами. Ведь они любят повелевать ,командовать , в общении с друзьями у них часты истеричные нотки , хамство , грубость.

Постсовременная семья.

С середины 70 – х годов 20 в. формируется новый тип семьи, называемый супружеским или постсовременным. Норма семейной жизни меняется : родители не в полной мере подчиняют свои интересы интересам детей. Члены семьи руководствуются не только обычаями и традициями , но и идеалами , нравственно – этическими ценностями. Такую тактику семейного воспитания называют сотрудничеством.

Главные ценности семьи- сочувствие, сопереживание, отзывчивость.

Важно, чтобы нравственные ценности и микроклимат семьи были истинными. Если слово родителей будет подкреплено делом, в такой семье не возникнет проблем в воспитании ребенка.

Какая же она семья 21 века? Молодым людям, только что вступившим в брак, был задан вопрос: что такое семья для вас? В опросе участвовало 32 пары:

- 10 пар ответило, что семья для них-это любовь друг к другу;

-12 пар отметило, что главным и значимым критерием существования их семьи станет взаимопонимание;

- 8 пар определили, что главным  в существовании семьи является уважение друг к другу;

- 2 пары предположили, что краеугольным камнем и основой прочности их семьи будет отсутствие лжи в отношениях мужа и жены.

Из 32 пар 28 хотел бы иметь детей. Это тоже является отличительной чертой современной семьи. Некоторых, в первую очередь, больше интересует карьера. А многие не могут позволить себе иметь детей из-за материального недостатка. И это, конечно, не лучшим образом сказывается на нашей жизни.

-А. С. Макаренко считал , что духовный облик детей , формирование их характера определяется всем строем семейной жизни , который он назвал « общением , тоном семьи». Существует закономерная связь между психологическим климатом и результатами воспитания детей : крепкая , истинная , нравственная емья воспитывает прямой и искренний характер.

 Ребенок максимально нуждается во взрослом. Многие исследователи ( Р. Спитц , Д. Боулби ) отмечали , что отрыв ребенка от семьи вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка , что оставляет отпечаток на всю его жизнь. Л. С. Выготский считал , что отношение ребенка к миру зависит от его отношений в семье. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым , чтобы создать эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития личности.

2)Особенности общения с ребенком в семье.

Общение- многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в современной деятельности.

Три составляющие общения.

1. Общение как коммуникация(обмен информацией и переживаниями).

2. Общение как межличностное взаимодействие.

3.Общение как понимание людьми друг друга (взаимовосприятие).

Вступая в общение, каждый человек подбирает такие слова, которые помогают установить и поддержать обратную связь с собеседником. В семье большое значение имеет стиль взаимоотношений.Надо помнить, что соблюдение норм вежливости предохраняет от многих конфликтов, создает доброжелательную атмосферу, улучшает настроение.

Потребность в общении, духовном контакте, когда «душа с душою говорит», эмоционально обогащает людей, развивает их лучшие человеческие качества.

Искусство общения с людьми кроме, вести разговор включает в себя и умение внимательно слушать собеседника. Этому всему ребенок учится в семье.

« Если дети живут в обстановке критики , они учатся критиковать и осуждать других людей ;

Если дети живут в обстановке вражды и злобы ,они учатся быть злыми , учатся драться ;

Если дети живут среди насмешек  , они становятся нерешительными и излишне скромными ;

Если дети живут в обстановке стыда и смущения , чувство собственного достоинства уступает место чувству вины». ( Дороти Нолт )

Для того , чтобы ребенок желал общаться с родителями , необходимо помнить , что его основой являются 6 принципов общения родителей с детьми , которые можно записать в виде рецепта : взять принятие , добавить к нему признание , смешать с определенным количеством родительской любви и доступности , добавить собственной ответственности , приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом. Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье.

Самым веским является принцип принятия ребенка.

Принятие ребенка – это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает , что его любят , несмотря ни на что. Принятие – это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе и в своих силах. Ребенок должен чувствовать , что родители стараются понять все его поступки , даже неправильные , но при этом они ему не угрожают , не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины , а вместе с ним пытаются понять , что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем.

Родительская любовь должна искать в своем ребенке достоинства , недостатки искать не нужно , они , как правило , всегда на поверхности. Родители должны помнить , что недостатки поддаются исправлению только тогда , когда это делается без сарказма и иронии , издевательства и обвинений. Они исправляются при наличии любви.

Очень значимым и важным принципом в общении детей и родителей является принцип доступности.

Во время психологических консультаций многие родители объясняют проблемы в воспитании собственного ребенка тем , что им не хватает времени на общение с детьми , они много работают.

Быть доступным – это значит , в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела ,свою работу , чтобы пообщаться с ребенком.

Краеугольным камнем хороших отношений ребенка с родителями является признание ими своего малыша. Признание формирует у детей чувство собственной значимости и необходимости в своей семье. Признание ребенка предполагает одобрение , положительную реакцию семьи на любое , пусть самое незначительное усилие со стороны ребенка , которое делает его лучше., добрее.

Огромное значение в воспитании ребенка имеет формирование у него привычки быть ответственным

Чем раньше ребенок начнет проявлять ответственность за свои поступки и слова , тем больше шансов на то , что он сможет превратиться в уравновешенную и зрелую личность. Для соблюдения ребенком ответственности и формирования у него самодисциплины необходимы определенные условия. Одним из главных условий является наличие у ребенка в семье определенных обязанностей , которые он должен выполнять ежедневно. При этом родители должны проявлять терпимость и терпение.

Авторитет родителей – важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Мнение родителей о родных и близких , окружающих людях , коллегах , поведение родителей в кругу семьи и вне его , поступки родителей , их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни , отношение родителей друг к другу – все это слагаемые родительского авторитета. Существует много ложных оснований авторитета.

Авторитет подавления.

Родители по каждому поводу раздражаются , сердятся , повышают голос , прибегают к физическим методам воздействия.

При этом ребенок вырастет безвольным , забитым или , наоборот , самодуром , мстящим тоном , не терпящим возражений , слышат в разговоре только себе.

Авторитет родительского положения.

Некоторые родители , занимающие высокие посты , демонстрирует свое положение и заслуги на каждом шагу. Дети часто начинают пользоваться родительскими заслугами , становятся хвастливыми и высокомерными.

Авторитет педантизма.

Родители , не считаясь с мнением ребенка , отдают приказы и требуют точного и беспрекословного их выполнения. Дети либо подчиняются , либо сопротивляются взрослым.

Авторитет назидания.

Ребенка мучают бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Дети озлобляются , перестают слушать и слышать своих родителей.

Авторитет любви.

Это показная демонстрация родительской любви , заласкивание ребенка , выполнение его желаний в ответ на проявление нежности к родителям. В таких семьях чаще всего вырастают циники , агрессивные люди.

Авторитет доброты.

Послушание детей приобретается родительской добротой , мягкостью , уступчивостью , беспринципностью. Родители боятся конфликтов и уходят от них , принося себя в жертву. Дети в такой семье капризны , требовательны , командуют родителями.

Авторитет подкупа.

Хорошее поведение ребенка покупается подарками или обещаниями каких – либо благ. В таких условиях дети , исходя из личной выгоды , лавируют , приспосабливаются.

Идеальный вариант родительского авторитета определить сложно.

3) Стили семейного воспитания.

Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того , в каком типе личности заинтересовано общество. Вопросу изучения стилей воспитания в различных исторических эпохах уделяли большое внимание различные ученые. Среди них Я. А. Коменский , И. Г. Песталоцци , Ж.Ж/ Руссо и др.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку , применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия , которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние тип темперамента родителей , их совместимость , традиции , на которых воспитывались сами родители , научно – педагогическая литература , которую используют родители в воспитании своего ребенка , их образовательный уровень , нравственные устои семьи.

Попустительский стиль.

Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную свободу. Взрослые часто заняты собой. Их мало волнует душевное состояние их ребенка , они безразличны к его потребностям и запросам. Главный метод воспитания в такой семье- кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом , что непроизвольно культивируют поиск у ребенка наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими , что стимулирует проявление у детей таких качеств, как угодничество , лесть , подхалимаж. В результате такого воспитания формируется конформный социально – психологический тип личности.

Дети такого типа не любят ни умственный , ни физический труд. Эта тенденция проявляется во все возрастные периоды жизни.

Состязательный стиль.

При состязательном стиле семейного воспитания родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребенка поощряется. Родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими детьми. В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимания на человеческие качества своего малыша. Защиту своего ребенка от всех нападок они ставят на первое место , не обращая внимания при этом на то , прав их ребенок или не прав. Дети стараются демонстрировать свою эрудицию и способности , поэтому уже в начальной школе им трудно общаться с другими учащимися. В любой деятельности ребят привлекает результат. Они все делают , чтобы их заметили. В детском коллективе такие учащиеся претендуют на лидерство и официальное признание. Учащиеся такого типа глубоко переживают свои ошибки и промахи. В воспитании таких учащихся необходимо обратить внимание на формирование критического мышления , осмысления своих поступков в различных ситуациях.

Рассудительный стиль.

Родители предоставляют ребенку полную свободу действий , дают возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок. В воспитании ребенка родители не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниями. Родители считают , что ребенок может сам выбрать себе деятельность по душе , они вправе лишь дать ему рекомендацию или совет. У родителей и детей складываются теплые и добрые взаимоотношения. Родители заботятся о том , чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось ни посторонними людьми , ни родственниками. Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными. В результате такого стиля семейного воспитания формируется сенситивный социально – психологический тип личности.

Предупредительный стиль.

В процессе предупредительного стиля семейного воспитания формируется инфантильный социально – психологический тип.

Такой стиль семейного воспитания обусловлен некоторыми причинами : одной из причин может быть болезненность ребенка с раннего детства , а второй – особенности характера родителей.

Ребенок в такой семье практически лишен активной деятельности , родители сами определяют , что может быть интересно ребенку , сами являются инициаторами детских игр , сами регламентируют поведение детей в деятельности. Родители стараются оградить ребенка от каких бы то ни было наказаний со своей стороны , а также со стороны чужих взрослых и детей. На воспитание нравственных ценностей родители обращают очень мало внимания. У таких детей формируется ситуативная мораль , попадая в ту или иную социальную группу , они следуют нравственным принципам той группы , слепо следуют чужому мнению. В детском коллективе такие дети на лидерство не претендуют. Они следуют либо за лидером , либо за большинством. Такие учащиеся весьма прагматичны ; если они знают , что их ждет после выполнения какого – нибудь действия , то они с удовольствием пойдут на его выполнение , или откажутся от выполнения , если действие ничего им не сулит.

Контролирующий стиль.

В процессе контролирующего стиля семейного воспитания формируется « тревожный» социально – психологический тип личности. Этому способствуют следующие причины :

- ребенок воспитывается в детском доме или растет в семье опекунов , и они жестоко обращаются с ним ;

- ребенок длительное время находится без родителей ;

- сами родители воспитывались в семьях , в которых к детям относились достаточно жестоко .

В таких семьях свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Дети хорошо знают свои слабые стороны и совсем лишены возможности демонстрировать свои лучшие качества.

Поскольку родители всегда не довольны поведением своего ребенка , дети растут неуверенными , не знают , как и где нужно себя вести. Они часто конфликтуют со своими сверстниками и даже с учителями. Это влияет на их статус в коллективе , что приводит к тому , что они становятся в классе изолированными детьми.

Сочувствующий стиль.

Сочувствующий стиль семейного воспитания формирует интровертированный социально – психологический тип личности.

Условием формирования такого стиля воспитания является отсутствие материального достатка в семье , отсутствие духовной близости членов семьи , отсутствие в семье одного из родителей.

В семьях такого стиля воспитания ребенок с раннего детства предоставлен сам себе. Ребенок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность , активно помогая своим родителям. Такие дети очень жалеют своих родителей за то , что им приходится много работать. Попадая в детский коллектив , ребенок ведет себя настороженно , долго присматривается к окружающим людям , не желает говорить о себе и своей семье. Родители любят своего ребенка , но никогда его не балуют. Дети хорошо это видят и понимают своих родителей. Одним из недостатков таких учащихся является отсутствие инициативы , они не умеют постоять за себя , могут терпеть поражение в конфликтной ситуации.

Гармоничный стиль.

Гармоничный стиль воспитания формирует гармоничный тип личности. Ребенок в семье рождается , воспитывается и растет в теплой и дружественной атмосфере. Дети такого воспитания проявляют свою рассудительность и мотивируют свои поступки. Они умеют дружить верно , в общении с друзьями всегда откровенны и правдивы , всегда откровенны и правдивы , всегда открыто делятся своими проблемами , не скрывают своих истинных чувств и желаний. Личностные качества таких учащихся отличаются послушанием и уступчивостью , ответственностью и самоконтролем.

Нельзя сказать , что проанализированные стили воспитания ребенка в семье строго регламентированы , и ребенок абсолютно соответствует описанной выше характеристике. Однако , многое из того , что сказано , поможет педагогу , психологу построить процесс воспитания и обучения гораздо эффективнее и целесообразнее , избежать ошибок и неудач в воспитательной работе , предугадать ошибки родителей в семейном воспитании и попытаться помочь в их преодолении.

В семьях детей, с которыми я работаю, наблюдаются все стили семейного воспитания. Из 25 семей в 10 семьях преобладает гармоничный стиль, в 5 семьях- состязательный стиль, в 4 семьях- рассудительный стиль, в 3 семьях- предупредительный стиль, в 1 семье- контролирующий, сочувствующий и попустительский стили. Есть семьи, в которых сочетаются несколько стилей.

Дети из семей, в которых преобладают попустительский, контролирующий, предупредительный и состязательный стили, имеют проблемы во взаимоотношениях не только со сверстниками, но и с родителями. Нередко в этих семьях бывает нервозная обстановка, что отрицательно сказывается на самочувствии ребенка, на его успеваемости, на его психическом состоянии.

Поэтому я, как учитель и психолог, прикладываю все усилия, чтобы изменить обстановку в семье в лучшую сторону. Для этого я провожу индивидуальные консультации и беседы с родителями и детьми .А знание стилей семейного воспитания помогает мне понять причины трудностей, возникающих в семьях моего класса, с которым я работаю третий год.

4) Диагностика межличностных отношений в семье

Проблемой межличностных отношений в семье в нашей школе я  начинаю заниматься во 2 классе. Для этого я  использую проективный тест «Рисунок семьи». При групповом выполнении теста время ограничивают 15 – 30 минутами.

Применение теста предполагает использование дополнительных заданий , выраженных в следующих инструкциях :

Инструкция 1:

«Нарисуй свою семью , где все заняты обычным делом».

Инструкция 2 :

«Нарисуй свою семью , как ты ее себе представляешь».

Инструкция 3 :

«Нарисуй свою семью , где каждый член семьи изображен в виде фантастического существа».

Инструкция 4 :

«Нарисуй свою семью в виде метафоры , некоего образа , символа , который выражает особенности вашей семьи».

Ребенку дают для выбора 6 ситуаций , 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи , 3 – позитивные.

Для интерпретации надо знать :

- возраст ребенка ;

- состав его семьи , возраст братьев и сестер ;

- сведения о поведении ребенка в семье , в школе.

Обработка теста проводится по следующей схеме : размер рисунка , размеры членов семьи , расстояние между членами семьи, вид изображения , степень проявления положительных эмоций.

Интерпретируя тест , на основании особенностей изображения можно определить :

1) степень развития изобразительной культуры ;

2) особенности состояния ребенка во время рисования ;

3) особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье.

Техника «Рисунка семьи» в отечественной психологии нашла применение в клинических исследованиях. А. И. Захаровым предложен вариант методики , состоящий из 2 заданий. Для выполнения 1 ребенку нужно нарисовать в 4 «комнатах» , расположенных  на «2 этажах» , по одному из членов семьи , включая себя. Второе задание – выполнение рисунка в свободной форме без каких – либо дополнительных инструкций.

В 3 и 4 классе ребята по исследованию межличностных отношений в семье продолжается. Причем добавляется работа по исследованию межличностных отношений в школе со сверстниками и учителями. Для этого мы используем  «Тест незаконченных предложений».

Предложенная В. Михалом последовательность из 24 предложений является модификацией теста Сакса SSCT для детей.Тест направлен на диагностику отношения ребенка к родителям , к братьям , сестрам , к группам детей , учителям , школе , своим способностям , а также на выявление целей , ценностей конфликтов и значимых переживаний.

Социальную позицию ребенка исследует предложения , направленные на изучение его отношения к группе сверстников , учителям , родителям. Случаи , когда во всех окончаниях фраз этой группы имеются признаки напряженности , конфликта , должны привлекать внимание психолога , т. к. дезадаптация во всех сферах межличностных отношений являются симптомом аномального развития личности.

Для исследования межличностных отношений в семье также можно использовать метод Кормана и метод Бернса ( кинетический рисунок семьи КРС ).

 Эффективность работы с родителями страдает прежде всего от того , что чаще всего мы не знаем проблем конкретной семьи , ее психологического состояния , особенностей родительского отношения к детям , типов семейного воспитания. Существует много способов и приемов диагностики семьи и семейного воспитания – от бесед с родителями до рисунков и сочинений детей о семье. Однако дефицит времени и трудоемкость разнообразных методов затрудняют их использование. Р. В. Овчаровой был разработан метод экспресс – диагностики родителей , который можно проводить со всеми родителями сразу в течение 20 – 30 минут и получать из него основную информацию о семье.

Эта методика состоит из 2 частей :

- самодиагностика типового семейного состояния ;

- самодиагностика родительского отношения к детям.

Описание и интерпретация всех перечисленных тестов есть в Приложении.

5) Организация профилактической и коррекционной развивающей работы.

После проведенной диагностической работы следует профилактическая и коррекционная развивающая работа. Во 2 классе мною были исследованы межличностные отношения в семье. Во 2 «А» классе близкие семейные отношения были отмечены в 25 семьях(100%), во 2 «Б» классе_ в 20 семьях(77%), в 6 семьях(23%) не было сплоченности и близости среди членов семьи. С целью улучшить обстановку в проблемных семьях мною было проведено родительское собрание на тему «Взаимоотношения в семье» ( содержание см. в Приложении ).

Затем были проведены индивидуальные консультации, на которых мы пытались с родителями выяснить причины сложностей во взаимоотношениях и определить план действий.

В 3 классе было проведено повторное исследование межличностных отношений ребенка в семье (а также в школе). Было выявлено, что в3 «А» и 3 «Б» классах близкие семейные отношения преобладают во всех семьях. Положительный результат есть, что не может не радовать. Но работу необходимо продолжать, т. к. в некоторых семьях есть проблемы во взаимоотношениях с папами( связано с разводом, а также детям не нравится то, что папы их часто ругают). Поэтому в 3 классе также проводится родительское собрание по теме «Межличностные отношения в семье и в школе с учащимися и учителями» ( см.в Приложении )и индивидуальные консультации.

Мною были изучены различные типовые программы по проблеме межличностных отношений. Их обзор я предлагаю в данной работе.

Изучив с помощью экспресс – метода большое количество проблемных семей младших школьников и обобщив их типичные трудности , была разработана адресная программа коррекции недостатков семейного воспитания. В программе использованы материалы С. С. Столина , О. В. Карбановой.

Цель программы : ликвидация причин неэффективного родительского отношения к детям , гуманизация взаимоотношений родителей с детьми.

Задачи коррекции :

- повышение сензитивности к ребенку ;

- выработка адекватного представления о детских возможностях и потребностях ;

- ликвидация психолого – педагогической неграмотности ;

- продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.

Предметы коррекции:

1) межличностные отношения в семье;

2) авторитарное подавление ребенка;

3) равнодушие родителей к проблемам ребенка;

4) гиперсоциализация в отношении к ребенку.

Очень интересной и содержательной является программа Содержание программы в Приложении.

Очень заинтересовала меня программа «Школа родительской любви» ( в Приложении ).

Помочь родителям сознательно строить и совершенствовать родительско – детские отношения – такова цель программы.

Данный курс рассчитан на родителей , искренне заинтересованных в улучшении и совершенствовании своих отношений с детьми. Программа ориентирована не только на приобретение готовых психологических знаний и советов , но и осознание родителями необходимой творческой работы над собой. Занятия в «Школе родительской любви» дадут возможность определить направление поисков в творческом воспитании и преобразовании семьи. Самостоятельная работа с рекомендуемой литературой поможет их самообразованию.

Программа содержит 2 раздела:

1. Психологическая информация ( беседы , краткие сообщения , экспресс- консультации , справки ).

2. Практические занятия ( тренинги , игры , творческие задания).

Для эффективной работы в группах необходимо выполнение принципов:

- принцип добровольного участия;

- принцип диалогизации взаимодействия;

- принцип самодиагностики.

Система занятий «Школы родительской любви» помогает родителям лучше узнать особенности своих детей и регулировать уровень своих требований и ожиданий , лучше понять чувства своего ребенка и свои собственные , обогатить свой эмоционально – чувственный опыт , что дает возможность более глубоко понять ребенка , его нужды и потребности , правильно строить свои отношения с членами семьи.

Некоторые занятия из этой программы я провожу в рамках родительских собраний в 3 классе и планирую на следующий год в 4 классе. Эффективность этих занятий уже есть, т.к. многие родители стали более открытыми и у них появилось желание заниматься самообразованием.

В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали занимать родительские тренинги.

Тренинги – это активная форма работы с теми родителями , которые осознают проблемные ситуации в семье , хотят изменить свое взаимодействие с ребенком , сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.

В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает и результаты не заставят себя долго ждать. Тренинг проводится с группой , состоящей из 12 – 15 человек. Чтобы тренинг имел конечный положительный результат , он должен включать в себя 5-8 занятий.

Тренинг проводится психологом или человеком , который имеет право дать возможность родителям на время ощутить себя ребенком , пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

В тренинге могут участвовать и дети. Совместное участие в тренинге даст возможность родителям взглянуть на некоторые для них обыденные ситуации глазами самого ребенка и открыть для себя мир , в котором он живет. Такой тренинг называется тренингом родительской эффективности.

Содержание игрового тренинга в Приложении.

        

3.Межличностные отношения в школе со сверстниками и учителями.

1) Особенности взаимоотношений в школе с учениками и учителями.

В жизни каждого ребенка однажды происходит очень важное событие: он вступает в новый коллектив – идет в школу , знакомится с ребятами во дворе и т. д. Не всегда новый круг общения сразу же становится близким , очень часто ребенку бывает трудно найти настоящего друга , и новые впечатления не приносят ему ничего , кроме обид и разочарований. В чем причины этого ? Естественное состояние ребенка – тянуться к ровесникам , к играм с ними. А если он не ищет друзей , стремится к одиночеству , значит , нарушилась гармония его отношений с окружающим миром , с самим собой. Попадая в новый коллектив , даже коммуникабельные дети порой теряются. Причины подобных отклонений в поведении ребенка могут быть самыми разными: излишняя привязанность к кому – нибудь из членов семьи , избалованность , чрезмерная опека родителей , ограничение общения малыша из –за боязни отрицательного влияния на него со стороны друзей , запрет на игры со сверстниками дома по причине болезни кого – либо из членов семьи , усталости родителей после трудового дня.

У ребенка насильственно изолированного от сверстников , не

удовлетворяется естественная потребность общения.

Со временем малышу надоедают даже самые любимые игрушки , и он начинает испытывать эмоциональный дискомфорт. Привыкнув к уединению, ребенок вряд ли сможет наладить контакт с другими детьми. Ему приходится самостоятельно решать такие сложные даже для взрослого проблемы, как подход к новым людям, выбор друга.

Причиной трудностей в общении могут быть различные травмирующие обстоятельства. Ребенка могли обидеть, обозвать, дать нехорошее прозвище. Первые контакты малыша с ровесниками часто заканчиваются печально. Одна из наиболее распространенных причин этого – излишняя застенчивость. Такая проблема возникает, как правило, если родители ребенка очень властны и нетерпимы. Другая причина того, что ребенок не может установить контакт с другими детьми, - это его чрезмерный эгоизм и стремление к лидерству.

Есть дети, которым удается общение только с людьми определенного круга. Одни из них не могут сойтись со сверстниками, но быстро находят общий язык с детьми значительно младше или старше себя. Другие стремятся общаться только с мальчиками или с девочками, третьи предпочитают общество взрослых. Ребята, стремящиеся к общению с детьми старше себя, очень часто обгоняют в развитии своих сверстников, игры с которыми им просто неинтересны.

Тяготение к играм только с мальчиками или только с девочками объясняется особенностями воспитания и темперамента ребенка. Поведение таких детей требует коррекции. Важно с раннего возраста ориентировать его на общение с разными людьми.

 Дети, предпочитающие находиться в обществе взрослых, очень сильно привязаны к родителям, поэтому трудно сходятся со сверстниками.

В любом детском коллективе есть популярные и непопулярные дети. Различия этих детей проявляются в эмоциональном отношении к сверстникам. Во – первых, популярные дети, в отличие от непопулярных, практически никогда не бывают безразличными к действиям сверстника, проявляют интерес к тому, что он делает. Они одобряют и поддерживают других детей, в то время как непопулярные осуждают и навязывают свой замысел.

Во – вторых, популярные дети сопереживают другим в ответ на оценку взрослого. Непопулярные дети либо остаются безразличными к оценке сверстника, либо реагируют неадекватно.

В – третьих, популярные дети даже в позиции «обиженного» предпочитают разрешать конфликты мирным путем, не обвиняя и не наказывая других.

Чуткость, отзывчивость, дружелюбие, познавательные и коммуникативные способности делают ребенка популярным и предпочитаемым среди сверстников. Именно об этих качествах мы разговаривали с детьми, которые после проведенной социометрии во 2 классе, оказались в группе «риска». Из 25 человек их было 7. В 3 классе эта группа уменьшилась до 3 человек. Это дети, у которых есть проблемы в учебе, отсутствие интересов, сложности в налаживании контакта со сверстниками. Работа с этими детьми продолжается.

Межличностные отношения ребенка в школе с учащимися и учителями напрямую зависит от воспитания в семье. Поэтому профилактическую и коррекционную работу необходимо проводить не только с детьми, но и с родителями.

2)Организация диагностической работы.

Универсальной методикой для исследования любых межличностных отношений, в частности отношений со сверстниками и учителями является тест незаконченных предложений В. Михала( модификация теста Сакса SSCT). Именно этой методикой я пользуюсь в своей работе. (Описание теста в Приложении).

Для исследования проблем взаимоотношений в детском коллективе можно использовать рисуночный тест « На перемене».

Учащимся класса предлагается нарисовать свой класс на перемене, на рисунке определить местоположение каждого ученика класса и подписать его имя.

Также можно использовать рисуночный тест «Кораблик». Учащимся предлагается отправиться на лайнере в кругосветное путешествие. В каютах можно жить по 2 человека. Необходимо расселить весь класс по принципу психологической совместимости и обосновать свое мнение.

Очень интересны проективные методики для учащихся и для родителей( в Приложении ).

Анкета «Анализ удовлетворенности жизнью в детском коллективе».

Детям предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия по шкале: 4 – совершенно согласен, 3 – согласен, 2 – трудно сказать, 1 – не согласен, 0 – совершенно не согласен.

Показателем удовлетворенности ( У ) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов ребенка на общее количество ответов.

Методика «Недописанный тезис»

Ребенку предлагается начало фразы, окончание которой они дописывают самостоятельно.

Например: Хороший класс – это…

 

Больше всего мне хочется, чтобы в классе…и т.д.

Методика опроса ( очень разнообразный по содержанию и простой по организации метод ).

Дети получают задание – написать, что, по их мнению, в классе хорошо и что плохо (что радует, что огорчает).

Для исследования межличностных отношений ребенка с учителем используется методика «Изучение представлений детей об отношении к ним педагога».

Детям предлагается рассмотреть 3 ситуации из жизни класса. Ответы заносятся в таблицу и выясняют, адекватно ли ребенок оценивает отношение педагога к себе и сверстникам. В зависимости от ответа ребенок может быть отнесен к одной из 3 групп по характеру эмоциональной направленности на педагога.

Существует еще несколько тестов для исследования межличностных отношений ребенка.

Среди них тесты: «Какой у тебя характер?», «Нравишься ли ты людям?», «Вы и ваше окружение», «Коммуникабельны ли вы?», «Хороший ли вы друг?»

Описание всех перечисленных тестов и методик в Приложении.

3)Профилактическая и коррекционная развивающая работа.

Чтобы помочь детям в налаживании межличностных отношений в коллективе сверстников я провожу беседы с учителями, а также индивидуальные консультации с родителями. Во время этих консультаций я  знакомлю  их с нехитрыми правилами:

1.С самого раннего возраста малыша надо стараться создавать такие условия, чтобы у него была постоянная возможность общения с ровесниками.

2. Не надо чрезмерно опекать детей, не стоит подавлять их волю, чаще предоставлять возможность действовать самостоятельно.

3. Нужно помочь ребенку найти постоянного партнера по развлечениям из числа соседских мальчиков и девочек.

4. Следует помогать устанавливать между детьми дружеские контакты, играть, веселиться, придумывать разные истории вместе с детьми.

5. Не нужно резко менять круг общения детей, т. к. частая смена коллектива отрицательно влияет на ребенка.

Я предлагаю родителям памятки, которыми они будут руководствоваться при воспитании своих детей. В Приложении представлена памятка «Законы родительской истины».

После проведенной диагностики выявляется группа детей, у которых есть проблемы во взаимоотношениях. Далее дети посещают развивающие занятия, которые проводятся 1 раз в неделю. Для проведения этих занятий я создала рабочую программу « Межличностные отношения» на основе типовых, которые предложены ниже. Целью этой программы является налаживание взаимодействия в паре или мини-группах ( в семье, в школе со сверстниками и учителями ).

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Дети с удовольствием их посещают. Ждать результата пока рано, поскольку занятия только начались. Но то, что дети хотят ходить на эти занятия и за время их проведения не произошло ни одного конфликта ( из 10 человек четверо являются конфликтными), девочки стали дружить с мальчиками ( до этого игнорировали друг друга), это говорит о многом. Эффективность занятий определяется с помощью наблюдения, а также по входным и итоговым диагностическим срезам. Содержание программы в Приложении.

Программа «Царство – Государство».

Цель:

- создание условий для самовыражения девочек и мальчиков ( с акцентом на половой идентификации участников ) и налаживания контакта между ними.

В ходе обустройства государств участникам предлагалось:

- построить государство с учетом того, что здесь живут именно мальчики ( девочки ), что нравится мальчикам, что интересно им и т. д.;

- перечислить особенности и достоинства своего государства, а затем обратить внимание на особенности и достоинства государства соседнего, перечислить, что в нем нравится, что кажется непонятным и т. д..

По ходу игры выявляются противоречия и «подводные камни», существующие в отношениях данной группы детей.

Психологические занятия «Девчонки + мальчишки = ?»

Задачи:

- помочь детям осознать различия в их отношении к представителям своего и противоположного пола;

- способствовать получению опыта сотрудничества и конкурнции в ситуации межполового взаимодействия;

- способствовать формированию у девочек и мальчиков позитивных установок по отношению друг к другу в ходе совместного принятия группового решения.

Курс по развитию навыков позитивного общения.

Приемы управления группой здесь в корне отличаются от общепринятых «педагогических» приемов дисциплинарного регулирования в процессе урока. Координационно – управленческая деятельность ведущего группы направлена исключительно на поддержание активности и заинтересованности участников группы.

Для предотвращения травли в классе «отверженных» детей необходимо начинать воспитательную работу чуть ли не с первого дня их пребывания в школе.

Необходимо учить детей взаимодействовать друг с другом на переменах. Задача взрослых – учить детей совместным играм. Также в классе можно читать и обсуждать истории, в которых звучит тема отвержения, обсуждать способы разрешения конфликтов.

Для преодоления негативного отношения одноклассников к отвергаемым детям необходимо «лечить» весь коллектив. Основным направлением психологической работы должны быть мероприятия по развитию терпимости. Для этого используются упражнения для младших школьников «Дети- изгои» по темам: «Мы разные», «Мы видим мир по-разному, но между нами много общего», «Взаимоотношения с окружающими», «Самооценка и отношение окружающих».

Подводя итог работы, хотелось бы сказать, что проблемы во взаимоотношениях были, есть и будут всегда. От этого никуда не деться. И моя задача, как психолога, сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и в школе, и дома. Я должна помочь ребенку в принятии им его социальной позиции, т. е. положение ребенка, имеющего круг прав и обязанностей. Сюда входит отношение ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, сверстникам, родителям, к самому себе.

А для этого я призываю на помощь родителей, учителей и других детей.

Классным руководителям я предлагаю проводить различные совместные мероприятия ( соревнования, конкурсные программы, создание коллективных рисунков, поделок и т. д.). Эти мероприятия сближают детей друг с другом, детей с родителями, детей с родителями и учителями.

Являясь не только психологом, но и учителем, у меня есть возможность давать детям огромный материал о взаимоотношениях со взрослыми и детьми на уроках окружающего мира, гражданского образования и литературного чтения.

Например, во 2 классе по окружающему миру мы проходили тему «Моя семья».

По гражданскому образованию во 2 классе есть темы: «Мир семьи», «Я и мое имя», «Свет мой, зеркальце, скажи»; в 3 классе: «Моя родословная», «Наша школьная семейка», «В кругу родном и тесном», «Мы и наши соседи».

С родителями работа осуществляется во время родительских собраний, индивидуальных консультаций.

Таким образом, работа по развитию межличностных отношений идет со всеми участниками образовательного процесса. А исследования показали, что результаты этой работы положительны. Близкие семейные отношения наблюдаются во всех семьях у учащихся 3 классов (по сравнению с прошлым годом). А о развитии межличностных отношений со сверстниками в 3 классах говорить еще рано. Предположительно, результаты станут известны к концу этого года или к началу следующего учебного года. Надеюсь, что рабочая программа, которую я составила на основе типовых, принесет свои плоды. Работу по развитию межличностных отношений младших школьников в семье и в школе буду продолжать и дальше, соответственно, внося определенные коррективы в зависимости от различных ситуаций.  

Литература.

1.Аржакаева Т.Девчонки + мальчишки = ? / / Школьный психолог- 2003-№11.

2. Артамонова Е. И. Психология семейных отношенийс основами семейного консультирования.- М.: Академия, 2002.

3. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. Практическое пособие .- М.: Педагогическое общество России, 2003.

4. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком…Как?-М, 2000.

5. Громова Т. Царство- государство./ / Школьный психолог.- 2003-№11.

6. Даминова П.С., Поверинова Н. А. Программа «Школа родительской любви»./ / Классный руководитель.- 2004-№7.

7. Дереклеева Н. Родительские собрания. Начальная школа./ / Школьный психолог- 2004-№45.

8. Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Степанова Е. Н.- М.: Т.Ц. Сфера, 2002.

9. Кравцова М. «Дети- изгои. Психологическая работа с проблемой»- М.: Генезис, 2004.

10. Луговская А. Если малышу трудно подружиться.- М.: Эксмо, 2002.

11 . Никитина Н. Н., Шустова И. Ю. Технологии организации коллективного взаимодействия школьников.// Классный руководитель.- 2004-№ 7.

12. Никитина Н. Н., Шустова И. Ю. Технологии организации коллективного взаимодействия школьников.// Классный руководитель.- 2005-№ 2

13. Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для кл. руководителей./ Под ред. Н. П. Майоровой.- СПб.: Изд. «Образование-Культура», 2002.

14. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе.- М.: ТЦ Сфера, 2005.

15. Психологические тесты для всех./ Сост. Т. В. Орлова.- К.: ООО «Таир»,1997.

16. Радченко С. В. Проблемы общения в онтогенезе. М.: 1996.

17. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога.: Учеб. пособие: В 2 кн.- М.: Изд. ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003.

18. Смирнова Е. О. Ранний онтогенез межличностных отношений.// Вопросы психологии.-1994-№ 6.

19. Смирнова Е. О., Соколова М. В. Структура родительского отношения и его динамика в онтогенезе ребенка // Психология детско- родительских отношений, М.: 2002.

20. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации.- Екатеринбург: АРД ЛТД, 1996.

21. Шнейдер Л. Б. Псигология семейных отношений.- М., 2000.