Психологическое сопровождение учащихся 4-х классов в период перехода из начальной школы в среднее звено старшей школы.
методическая разработка по теме

Седова Светлана Николаевна

 

Анализируя  результаты адаптации  учащихся 5 классов к обучению в СШ, исследуя научно-методическую литературу, а также опыт своей работы по психологическому  сопровождению учащихся 4-х классов  в период перехода из начальной школы   в среднее звено старшей школы  пришла к выводу, что необходимо систематизировать  профилактическую работу с учащимися на завершающей стадии обучения в начальной школе, направленную  на формирование их психологической готовности к переходу в среднюю школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vot_etot_proekt_k_attestacii.doc175.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое  сопровождение

учащихся 4-х классов  в период перехода из начальной школы

         в среднее звено старшей школы.                

Оглавление

  1. Введение.
  2. Реферативная часть.
  3. Проектная часть.
  4. Заключение
  5. Список литературы.
  6. Приложения.

Введение

В настоящее время в нашей стране интенсивно развивается школьная психологическая служба. Среди основных целей деятельности психологов в образовательных учреждениях - содействие развитию личности учащихся и сохранение их психологического здоровья (Положение о службе практической психологии, 2003). Одним из важнейших условий достижения данной цели является обеспечение адаптации детей к образовательной среде.          Адаптация ребенка к школе не заканчивается в первом классе, она продолжается фактически до окончания школы, т.к. образовательный процесс, по своей сути, предполагает непрерывные изменения обстановки и осуществляется в условиях непрерывного развития ребенка. Тем не менее, в процессе обучения выделяют периоды, наиболее сложные с точки зрения адаптации детей. Таким периодом является и переход учащихся из начальной школы в среднее звено.

Психологическая практика показывает, что для многих школьников в это время типичны снижение успеваемости, нарушения поведения, эмоциональная нестабильность, повышенная утомляемость. Выявление причин этих трудностей и поиск путей организации эффективного психолого-педагогического сопровождения учащихся в процессе перехода в среднюю школу являются актуальными задачами педагогической психологии. Необходимость решения данных задач подчеркивается и в письме Министерства образования Российской Федерации от 21.05.2004 № 14-51-140/13

«Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования - на основную».

     Переход детей из начального в среднее звено школы психологи и педагоги уверенно называют кризисом. Для этого, несомненно, есть определенные основания. Наблюдения за состоянием детей, отслеживание их школьной успешности показывают, что успеваемость у многих из них падает, интерес к  учебе снижается, отношения между детьми становятся более напряженными,   конфликтными, а они сами — тревожными, часто непредсказуемыми в своих  реакциях, значительно более отстраненными от взрослых. Все это признаки  кризиса. Но связан он не с закономерным рубежом психологического развития  детей. У этого кризиса другое происхождение, скорее, организационно-педагогическое. Он создается логикой обучения в школе, несостыковкой программ начальной и средней школы, неоправданно резким и непродуманным  переходом из одной социальной ситуации в другую. Он порожден взрослыми, а значит, они и ответственны за его преодоление. Проводимая мною работа в течение последних лет  на этапе перехода детей из начального в среднее звено есть попытка если не преодоления, то существенного смягчения психологических  последствий данного педагогического кризиса.

Анализируя  результаты адаптации  учащихся 5 классов к обучению в СШ, исследуя научно-методическую литературу, а также опыт своей работы по психологическому  сопровождению учащихся 4-х классов  в период перехода из начальной школы   в среднее звено старшей школы  пришла к выводу, что необходимо систематизировать  профилактическую работу с учащимися на завершающей стадии обучения в начальной школе, направленную  на формирование их психологической готовности к переходу в среднюю школу.

                

Теоретической основой проекта являются положения о сущности психологической помощи личности на разных этапах ее развития  (М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова и др.); концепции  сопровождения (М.Р. Битянова).

Цель проекта -  организация  работы по  психологическому сопровождению  учащихся 4-х классов  в период перехода из начальной школы в среднее звено старшей школы.

Для достижения цели необходимо решение ряда задач:

1) Выявление мотивационной, интеллектуальной и социально-психологической готовности детей к переходу в среднюю школу.

2) Подготовка учащихся и родителей выпускных классов к продолжению образования в школе II ступени.

3)  Разработка программы  психопрофилактических  мер по формированию  психологической  готовности учащихся четвертых классов к переходу в СШ

Объект проектной деятельности: учащиеся  4-х классов  начальной школы.

 

 Предмет проектной деятельности: формирование психологической готовности учащихся 4-х классов к переходу в среднюю школу 

        

Гипотеза:  профилактическая работа с учащимися на завершающей стадии обучения в начальной школе, направленная на формирование их психологической готовности к переходу в среднюю школу, может стать эффективным средством обеспечения адаптации школьников к новым условиям обучения.

Принципы проекта  психологического  сопровождения:

  1. «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
  2. активная позиция ребенка: главной задачей становится не решить проблемы за ребенка, а научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для становления способности ребенка к саморазвитию;
  3. превентивность: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.

Практическая значимость:

  1. Использование программы  психопрофилактических  мер по формированию  психологической  готовности учащихся четвертых классов к переходу в СШ  может существенно повысить успешность адаптации детей к условиям обучения в средней  школе.
  2.  Диагностические методики  и  программа психопрофилактических  мер по формированию  психологической  готовности учащихся четвертых классов к переходу в СШ   могут быть использованы другими  психологами  в  своей работе.

Этапы реализации проекта:

I Подготовительный

Задачи:

  1. Выявление  возможности школы для реализации предложенного направления работы.

II   Проектный

Задачи:

1. Разработка  проект  «Психологическое  сопровождение учащихся 4-х классов  в период перехода из начальной школы   в среднее звено старшей школы.        

              2.  Разработка план психопрофилактических  мер по формированию  психологической  готовности учащихся четвертых классов к переходу в СШ.   

III  Экспериментальный

Задачи:

  1.   Внедрение плана  психопрофилактических  мер по формированию  психологической  готовности учащихся четвертых классов к переходу в СШ.  

VI.   Итоговый

Задачи:

  1. Анализ  результатов.
  2. Подведение  итогов реализации  программы  психопрофилактических  мер по формированию  психологической  готовности учащихся четвертых классов к переходу в СШ.  

 

Ресурсы проекта. Для реализации проекта понадобится следующее оснащение:

  1. Кадровые ресурсы:
  1. администрация школы,
  2. классные руководители 4-х и 5-х классов,
  3. педагог-психолог,
  4. учителя – предметники,  
  5. родители
  1. Нормативно-правовые ресурсы:
  1. Федеральные государственные стандарты  общего  образования
  2.  Закон Российской Федерации "Об образовании",
  3. Конвенция о правах ребенка ООН,
  4. Закон РФ об основных гарантиях прав ребенка в РФ.
  1. Информационные ресурсы:
  1. теоретическая литература по вопросам адаптации детей к образовательной среде
  2. программы и методические разработки по психологическому  сопровождению  в период адаптации младших школьников к обучению в среднем звене
  1. Материально-технические ресурсы:
  1. канцелярские товары (карандаши, краски, бумага, клей и т.д.),
  2. наглядные и дидактические пособия,
  3. музыкальный центр, компьютер, принтер,
  4. цифровой фотоаппарат,
  5. доступ к мировой сети Internet.
  1. Условия проведения:  
  1. наличие актового зала,
  2. кабинета психолога.

6.   Финансовые ресурсы:

  1. стимулирующая  надбавка заработной платы участникам  реализации проекта

Календарный план реализации проекта:

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный

Работа с учащимися 4-х классов

Сформировать навык произвольности поведения,  

новое отношение к  старшей школе как к среде  жизнедеятельности и системе значимых отношений.

Специальный курс "Дорога в 5 класс»

апрель

Освоение   умений, навыков, которые обеспечат успешность обучения в средней школе.

 

Педагог-психолог

Изучить индивидуальные особенности будущих пятиклассников

Диагностика познавательных процессов, мотивации.

Март-апрель

Получение сведений о личностном развитии учащихся  4-х классов

Педагог-психолог

Сформировать положительное эмоциональное отношение к средней школе

Контрольная работа для выпускников начальной школы "Что я жду от 5-го класса?          

Апрель

Снятие у учащихся тревожных ожиданий, связанных с необходимостью перехода в пятый класс

Педагог – психолог

Классные руководители  4-х классов

Сформировать положительное эмоциональное отношение к средней школе.



День пятиклассника

Май

Формирование положительного отношения к средней школе.

Принятие четвероклассниками

роли ученика  старшей школы.

Завучи по УВР

Учителя начальной школы

Учителя – предметники старшей школы

Сформировать у учащихся 4-х классов  правильное представление о старшей  школе и обучении в ней.

Пресс- конференция для четвероклассников.

Май

Выставка сочинений пятиклассников «Как я стал пятиклассником»

Педагог - психолог

Сформировать у учащихся 4-х классов  правильное представление о старшей  школе и обучении в ней.

Чемпионат по ориентировке в старшей школе

Май

Получение сведений о старшей школе (нумерация кабинетов расписание и т.д.).

Педагог - психолог

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный

Работа с педагогами

Повысить уровень профессиональной и психологической компетентности педагогов.

Консультации по  результатам  исследования готовности учащихся  4-х классов к обучению в  среднем звене

апрель - май

Педагоги  получат сведения о личностном развитии учащихся

4-х классов.

Педагог-психолог

Повысить уровень психологической компетентности педагогов.

Презентация проекта «Психологическое сопровождение этапа перехода

 учащихся из начальной школы в среднее звено старшей школы» на педагогическом совете

май

Презентация опыта работы

Педагог-психолог

Работа с родителями

Познакомить родителей с планом  психологического  сопровождения  учащихся  4–х  классов    начальной   школы  в среднее  звено старшей  школы

Выступление на родительском собрании.

март

Мотивация родителей для участия в проекте

Педагог-психолог

Познакомить родителей с основами психологии  младшего  подростка









Размещение консультаций на информационных стендах для родителей  и на страничке  психолога на сайте школы (1 раз в месяц)

Темы: «Что такое готовность к обучению в 5 классе?», «Психолого-педагогический портрет четвероклассника», «Как помочь четверокласснику

стать успешным  пятиклассником» (Приложение)

Март - май

Составление сборника консультаций для родителей

Повышение уровня просвещения родителей по вопросам воспитания и обучения детей

Педагог-психолог

Познакомить родителей с основами психологии младшего подростка





Родительское собрание «Лаборатория нерешённых проблем» (задание на лето для родителей)

(Приложение)

Май

Составление буклета с заданиями  на лето для родителей «Как помочь четверокласснику

стать успешным  пятиклассником»

Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения  младшего подростка

Педагог-психолог

Классные руководители  4-х классов

Ожидаемые результаты от  реализации проекта:

Для учащихся:

  1. Сохранение и укрепление психического здоровья  учащихся.
  2. Повышение уровня психологической готовности учащихся 4-х классов  к обучению в старшей школе

Для родителей:

  1. Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения младшего подростка.
  2. Составление буклета с заданиями  на лето для родителей «Как помочь четверокласснику   стать успешным  пятиклассником» 

Для педагогов:

Критериями эффективности проекта будет высокий процент адаптации учащихся 5-х классов к новым условиям обучения, повышение психологической грамотности родителей учащихся  4-х классов, повышения психологической компетентности педагогов.

Для оценки эффективности  проекта предлагается следующий диагностический инструментарий:  

 

  1. Анкетирование родителей по вопросам психологии  и развития  ребенка в условиях семейного воспитания.
  2. Анкетирование педагогов об особенностях развития детей младшего подросткового возраста.

Прогноз возможных негативных последствий. Предполагаются  следующие возможные трудности во время реализации проекта  и пути их преодоления:

  1. Слабая мотивация участников проекта педагогов  и  родителей.

Пути коррекции: внедрение дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.

  1. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.

Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Большую роль в адаптации пятиклассников в условиях основной школы играет их психологическая готовность к переходу на вторую ступень общего образования, которая активизирует жизнь школьника, делает ее более результативной, творческой, лишенной психологического дискомфорта, способствует овладению новой социальной ситуацией развития. Психологическая готовность является важнейшим интегральным показателем психологических возможностей учащихся. Вот почему так важно заранее психологически подготовить младших школьников к жизни и деятельности на второй ступени общего образования.

Библиографический список

1. Азарова Т.Дорога в пятый класс / Татьяна Азарова // Школьный психолог. - 2000. - май (№ 19, 20, 21). - С. 24.

2.Андрияхина Н. Как помочь пятикласснику?: Занятие для учителей / Надежда Андрияхина // Школьный психолог. - 2003. - август (№ 10). - С. 13.

3. Битянова М.. Технология решения/ Марина Битянова // Школьный психолог. - 2001. - март (№ 10-11). - С. 8.

4.   Глассер У. Школа без неудачников. - М.: Прогресс, 1991.

5. Захаров А.И. Как помочь детям избавиться от страха. - СПб., 1995.

6. Здравствуй, школа! /Под ред. Н.В. Пилипко.. — М.: УЦ «Перспектива», 2002.  

7.  Иванова Н.В., Кузнецова М.П. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт // Журн. практ. психолога. 1997, N 2.

8. Коляда М. Г. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.

9. Кравцова М. Тревожные дети / М. Кравцова // Школьный психолог. - 2003. - 16-22 мая (№ 19). - С. 6-7.

10.  Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. - М.: Просвещение, 1993.

11. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000, 184 с.

12. Родионав В. Через три месяца – в пятый класс… советы для родителей / Вадим Родионов // газета "Первое сентября". - 2007. - май.

13. Ремшмидт  Х.  Подростковый  и  юношеский  возраст:   Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994,  с. 319.

14. Устинова Э.В.  Программа организации  адаптационного  периода учащихся пятых классов муниципального образовательного учреждения. Ж.: "Завуч начальной школы", М., 2003, N 5, с. 99 - 105.

15. Хмельницкая О.  Откуда берется школьная тревожность? / Оксана Хмельницкая // Школьный психолог. - 2005. - октябрь (№ 32). - С. 32-33.

Приложение

План подготовки и  проведения

пресс-конференции   для    четвероклассников

МБОУ СОШ № 7

Этапы подготовки и проведения

Сроки проведения

Участники

Ответственные

1.

Сочинение на тему «Как я стал пятиклассником»

11.05 – 17.05. 2011г.

учащиеся 5-х классов

Учителя русского языка и литературы

2.

Подбор и подготовка  наиболее рефлексивных  пятиклассников для пресс-конференции

12.05-16.05. 2011г

учащиеся 5-х классов

Психолог  Седова С.Н.

3.

Подготовка учащимися 4-х классов вопросов для пресс-конференции.

17.05. 2011г.

учащиеся 4-х классов

Классные руководители 4-х классов

4.

Подготовка зала для проведения пресс-конференции

18.05. 2011г.

Психолог, социальный педагог

5.

Проведение пресс-конференции

18.05. 2011г.

учащиеся 4, 5-х классов

Психолог, классные руководители

 4-х классов

Вопросы

учащихся 4-х классов пятиклассникам на пресс-конференцию

  1. Какие трудности испытали ребята в начале пятого класса?
  2. На сколько сложнее учиться в 5 классе, чем в 4-ом?
  3. Какие новые предметы изучают в 5 классе?
  4. Примерное количество уроков в день?
  5. Как узнать в каком кабинете проходят уроки?
  6. Большой ли объем домашнего задания?
    Сколько времени уходит на его выполнение?
  7. Какой предмет в пятом классе, на ваш взгляд, самый сложный?
  1. Чем занимаются на уроках труда мальчики и девочки?
  2. Трудно ли привыкать к новым учителям?
  1. В какую смену будут заниматься пятые классы?
  2. Необходима ли в пятом класса школьная форма?
  1. Платят ли в 5 классе стипендию отличникам?
       Если не секрет, то сколько?
  1. Как будет решаться вопрос с питанием в столовой?

      Какой полезный совет вы можете дать нам, четвероклассникам

Приложение

План

подготовки и проведения  «Дня пятиклассника»

Этапы подготовки и проведения

Сроки проведения

Участники

Ответственные

1.

Подготовка  учащихся 4-х классов  ко «Дню пятиклассника»:

  1. Пройти по школе и найти все кабинеты, где будут проходить уроки;
  2. Обсуждение  возможных трудностей;
  3. Записать расписание и кабинеты на этот день;

16.05. 2011г.

Классные руководители 4-х классов, учащиеся

4-х классов

Классные руководители 4-х классов

2.

Составление расписания   уроков на этот день, определение кабинетов, где будут проходить уроки.

11.05 – 13.05. 2011г.

Зам. директора по УВР начальной школы и средней школы

Зам. директора по УВР

начальной и средней школ

3.

Подготовка учителей-предметников к проведению «Дня пятиклассника»

13 .05 –16.05. 2011г.

Учителя-предметники, учителя 4-х классов, заучи начальной и средней школы

Зам. директора по УВР

начальной и средней школ

4.

Проведение «Дня пятиклассника».

17.05. 2011г.

Учителя-предметники, классные руководители 4-х классов,

психолог,

 зам. директора по УВР начального и старшего звена, ученики

Психолог, зам директора по УВР начального и среднего звена

5.

Наблюдение за четвероклассниками в «День пятиклассника».

17. 05.2011г.

Классные руководители 4-х классов,

психолог,

 зам. директора по УВР младшей и  средней  школы

Классные руководители 4-х классов,

психолог,

 зам. директора по УВР младшей и  средней  школы

6.

Обсуждение с ребятами:

  1. Как прошел день;
  2. Что понравилось;
  3. Какие были трудности;
  4. Как помогли друг другу и т.д.
  5. Написание   эссе о «Дне пятиклассника»

17. 05. 2 011г.

Классные руководители 4-х классов,

психолог,

 зам. директора по УВР младшей и  средней  школы

Классные руководители 4-х классов,

психолог,

 зам. директора по УВР младшей и  средней  школы

Приложение

Чемпионат  по  ориентировке  в  средней  школе.

Путевой  лист

отряда «_____________________________________________»

Класс _______________

  1. Какие  новые  предметы  добавятся  в  5  классе?

__________________________________________________________________________

  1. Какое  максимальное (наибольшее)  количество  уроков  в  день  ждет  вас  в  5  классе?

  1. В  каких  кабинетах  изучают  математику  в  средней  школе?

__________________________________________________________________________

  1. Что  изучают  в  кабинете  107 и  319?

  1. Какой  номер  кабинета  приемной  школы?

__________________________________________________________________________

  1. На  каком  этаже  находится  учительская?

__________________________________________________________________________

  1. В  каких  кабинетах  проходят  уроки  технологии?

  1. Сколько  кабинетов  информатики  в  школе?                                                                 Какие  номера  этих  кабинетов?

__________________________________________________________________________

  1. На  каких  этажах  располагаются  кабинеты  английского  языка?

Сколько   таких  кабинетов?      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено. Методическая разработка.

Методическая разработка посвящается проблеме адаптации учащихся начальной школы к средней школе. Раскрывает проблемы преемственности и возможные пути их решения, вопросы организации преемственности в ...

Программа тренинговых занятий "Профилактика дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено"

Данная программа направлена на предупреждение дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено....

Преемственность при переходе из начальной школы в среднее звено

Преемственность при переходе из начальной школы в среднее звеноПоступление  в  пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника, так как в этот период осуществляетс...

Трудности перехода из начальной школы в среднее звено

Переход из начальной школы в среднее звено – одна из наиболее  сложных  педагогических проблем.Какие же трудности возникают у школьников при переходе в 5 класс?Смена социальной обстано...

Статья "Проблемы перехода из начальной школы в среднее звено"

        Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – од...

Преемственность в воспитании при переходе из начальной школы в среднее звено.

В материале говорится о  трудностях перехода из начальной школы в среднее звено и о пути решешия этой проблемы....

Преемственность в обучении английскому языку при переходе из начальной школы в среднее звено, УМК «Форвард» под редакцией М.В. Вербицкой

В настоящее время учреждения образования используют коммуникативный метод обучения иностранным языкам, и главной задачей учителя стало обучение общению на иностранном языке. Научить ребёнка свободно в...