Презентация семинара "Учитель и проблемы дисциплины"
презентация к уроку по теме

 

Материал направлен на обучение педагогов навыкам экстренного педагогического воздействия в ситуациях, связанных с поведением детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon seminar_uchitel_i_problemy_discipliny.ppt2.87 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар для педагогов МБОУ СОШ № 13

Слайд 2

Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах. Вера Семушкина опаздывает на все уроки английского и не торопится поднимать руку при опросе. Почему? Света Петрова очень любит, когда ее хвалят учителя, и сделает ради похвалы любую работу. Почему? Дина Смольникова всегда с готовностью остается после уроков для любой внеклассной работы. Почему ? Коля Харитонов тихо бормочет ругательства на геометрии. Почему?

Слайд 3

Любое поведение учеников подчинено общей цели — чувствовать себя принадлежащими к школьной жизни. Базовая цель поведения ученика - чувствовать свою причастность к жизни школы — означает «чувствовать свою важность и значимость». Если им неизвестны или недоступны способы приемлемые, они используют то, что учитель называет «нарушением дисциплины» или «плохим поведением».

Слайд 4

Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей: привлечение внимания власть месть избегание неудачи.

Слайд 5

Есть дети, которые своим поведением все время стремятся привлечь внимание, причем требуют его все больше и больше. Их «корзинка» никогда не наполняется, в ней как будто дыра, через которую уходит все внимание, полученное от окружающих. Суть их выходок – демонстративность.

Слайд 6

Власть — некоторые ученики «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Своим поведением они фактически говорят: «Ты мне ничего не сделаешь» — и разрушают тем самым установленный в классе порядок.

Слайд 7

Месть — для некоторых учеников главной целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут как учителю, так и кому-то из ребят или всему миру.

Слайд 8

Избегание неудачи — некоторые ученики так боятся повторить свое поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям учителей, родителей или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они мечтают, чтобы все оставили их в покое, и оказываются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими методическими ухищрениями педагога.

Слайд 9

Выбирая техники и приемы педагогического воздействия, учитывайте 3 фактора: возраст ученика, что для него будет наиболее действенным и впечатляющим, что подходит вашему стилю преподавания и вашей личности.

Слайд 10

Описывайте поведение ребенка безоценочно. Ведя разговор о проступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось «здесь и сейчас». Будьте твердым, но доброжелательным .

Слайд 11

Учитель может переживать гнев, возмущение, страх или беспомощность. То, что вы чувствуете, нормально. Но! Отрицательные эмоции можно контролировать (разрядка: физ. упражнения, домашняя работа, общение с друзьями и т.д)

Слайд 12

Мы ошибаемся, когда: повышаем голос, произносим фразу типа: «Учитель здесь пока еще я», оставляем последнее слово за собой, используем такие позы и жесты, которые «давят»: сжатые челюсти и сцепленные руки, разговор «сквозь зубы», разговариваем с сарказмом, даем оценку характеру ученика, действуем с превосходством, используем физическую силу, втягиваем в конфликт других людей, непричастных к нему, настаиваем на своей правоте, читаем морали, ставим учеников в угол, оправдываемся, защищаемся, формулируем обобщения типа: «Вы все одинаковы», изображаем негодование, придираемся, изводим кого-то придирками, передразниваем учеников, сравниваем одного ученика с другим, командуем, требуем, давим.

Слайд 13

Поговорить о некрасивом поведении ученика или его неверном решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки. В тот момент, когда вы оба — и учитель, и ученик — возбуждены, вам не удастся взаимодействовать конструктивно.

Слайд 14

Ученики, особенно властолюбцы, не успокаиваются, пока не устроят представления. Вместе с тем они знают, что учитель сильнее и имеет свои «козыри», чтобы вынудить их поступить правильно. В результате такие ученики все-таки сделают то, о чем вы их просите, но «по-своему».

Слайд 15

Дети делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы позволяем себе вести себя агрессивно, то и они позволяют себе это.

Слайд 16

Стратегия 1. Минимизация внимания Игнорируйте демонстративное поведение Установите зрительный контакт Становитесь рядом Упоминайте имя ученика Посылайте «секретный сигнал» Делайте письменные замечания Используйте «Я-высказывание»

Слайд 17

1. С одержит объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: «Когда ты шепчешься с Леной во время объяснения...» 2. Н азывает чувства учителя в этот момент: «...я чувствую сильное раздражение...» 3. О писывает эффект от плохого поведения: «...потому что я теряю мысль...» 4. С одержит просьбу: «...пожалуйста, перестань».

Слайд 18

Разрешающее поведение Стройте урок на основе вопиющего поведения Доведите до абсурда демонстративную выходку Используйте «разрешенную квоту»

Слайд 19

Поступайте неожиданно! Выключите свет Используйте музыкальный инструмент Говорите тихим голосом Измените манеру речи Говорите со стеной (или с портретом) Временно прекратите вести урок

Слайд 20

Отвлеките ученика Задавайте прямые вопросы Попросите об одолжении Измените деятельность Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения Благодарите учеников

Слайд 21

Пересаживайте учеников Просите ученика сесть на другое место Просите ученика сесть на «Стул размышлений»

Слайд 22

Конфликт на базе поведения мстительного или властного типов развивается, проходя те же стадии, что и деятельность вулкана. Он также начинается со стадии «глухих раскатов» — когда ученики с помощью ужимок, гримас, бормотания и других мелких неприятных выходок упорно донимают учителя, втягивая его в конфликт. Наконец они «достают» нас, мы задеты и делаем замечание. Вот тут и начинается извержение — неуважительные, оскорбительные слова и действия бьют неудержимой струей. Рано или поздно наступает и третья стадия — разрешения. Это стадия результатов и выводов, когда мы пытаемся вернуться в норму и предохранить себя от будущей конфронтации.

Слайд 23

На каждой из стадий «извержения классного вулкана» от педагога требуются различные стратегии: стадия «глухих раскатов» — ищите изящный уход от конфликта, стадия «взрыва и извержения лавы» — используйте технику удаления, стадия разрешения конфликта — установите санкции, сделай выводы.

Слайд 24

Изящный уход — это дипломатический маневр, позволяющий всем участникам конфликта «сохранить лицо» и избежать скандала. Никто не победил и не проиграл — каждый получил возможность выйти из травмирующей, конфликтной ситуации.

Слайд 25

Признайте силу ученика Уберите зрителей Перенесите обсуждение вопроса на потом Назначьте специальное время для обсуждения вопроса Озадачивайте учеников: соглашайтесь с учеником, меняйте тему.

Слайд 26

Удаление в пределах классной комнаты Удаление в другие классы (кабинеты) Удаление в специальное помещение

Слайд 27

Измените восприятие Оказывайте ученикам поддержку Действуйте уверенно Показывайте ученикам, что вы заботитесь о них Учите детей управлять эмоциями Говорите вслух о чувствах учеников Создавайте условия для физического проявления эмоций

Слайд 28

Следует сказать, что для создания оптимальных условий работы учителя и ученика в школе необходимо: создать такие формы и приемы обучения, которые не позволят ни учителю, ни ученику думать на уроке о дисциплине; уметь соединить профессиональное и человеческое отношение к ученикам; использовать знания детской психологии в работе со школьниками различного возраста и предъявлять требования и педагогические подходы в соответствии с психологическими особенностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учитель и проблемы дисциплины

Данная презентация о том, как вести себя твердо, но доброжелательно с детьми, нарушающими правила поведения в классе. Каждый учитель должен уметь распознавать истинный мотив «плохого поведения» ребенк...

ПРОГРАММА Семинара «Учитель и проблемы дисциплины учащихся»

Семинар направлен на обучение педагогов навыкам экстренного педагогического воздействия в ситуациях, связанных с поведением детей...

Презентация к уроку по дисциплине ОРКСЭ 4 класс. Модуль "Основы светской этики".

Презентация на тему "Золотое правило нравственности"...

ПРОБЛЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ НА УРОКАХ. Практикум по решению педагогических ситуации для молодого педагога.

ШКОЛА МОЛОДОГО педагога            Тема: «Знания и умения учителя – залог творчества и успеха учащихся»Цель:Помочь молодому учителю адаптиро...

Презентация к классному часу «Дисциплина на улице, на дороге и в транспорте – залог безопасности».

Презентация к классному часу «Дисциплина на улице, на дороге и в транспорте – залог безопасности» с кроссвордом....

Методическая разработка (семинар для педагогов) "Учитель и проблемы дисциплины"

Каковы бы ни были цели плохих поступков учащихся, педагоги должны как-то взаимодействовать с ними. Если учителя  научатся идентифицировать цель нарушения поведения, то смогут конструктивно строит...

Воспитатель и проблемы дисциплины

Как вести себя воспитателю твёрдо, но доброжелательно с детьми, нарушающими правила поведения в классе, как корректировать поведение и повышать самоуважение учеников, которые плохо себя ведут?  П...