Главные вкладки

    Рабочая программа по теме:
    Программа по сказкотерапии для младших школьников

    Васильева Евгения Александровна

    Данная коррекционная программа рассчитана для детей младшего школьного возраста, для которых характерен низкий уровень самооценки.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

    СОГЛАСОВАНО

    Руководитель МО _____Е.Б.Сунцова

    «_____» ___________2012 г.


    Заместитель директора________Н.И.Фролова

    «____» ____________2012 г.

    УТВЕРЖДЕНА

    Приказом директора МБОУ «СОШ № 5»

    _______________ В.А. Кошкарева

    от _______ № ________________

    Программа групповых коррекционных занятий с элементами сказкотерапии

    для младших школьников

    2012-2013 учебный год

    Педагог-психолог: Е.А. Васильева

    Количество часов в неделю: 1 час

    Количество часов курса: 20часов

    Составлена в соответствии с:

    1. Конституцией РФ;
    2. Конвенцией ООН о правах ребенка;
    3. Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка РФ»;
    4. Законом РФ “Об образовании”.

    Рассмотрена на заседании методического объединения учителей.

    Протокол от «__»_________2012г. №__

    г. Нефтеюганск

    2012год

    СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

    1.   Пояснительная записка.
    1. Актуальность программы.
    2. Цель, задачи. Основной метод.

    1. Условия реализации программы.

    Основные блоки, цели, задачи и результаты выполнения программы.

    1. Тематическое планирование.
    1. Содержание коррекционно-развивающей работы по программе.

    1. Используемая литература.

    1.  Пояснительная записка.

     

    1.1. Актуальность проблемы.

    Данная коррекционная программа рассчитана для детей младшего школьного возраста, для которых характерен низкий уровень самооценки. Самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.

    Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с неадекватной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необходимость оказания своевременной социально - психологической помощи данной категории детей. С этой целью и была разработана программа коррекции низкого уровня самооценки у детей младшего школьного возраста.

    1.2. Основным методом в работе с детьми, имеющими неадекватную самооценку, была избрана сказкотерапия, как процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки.
    Сказки и сочинение историй в целях обучения и целительства применяются с глубокой древности. М. Эриксон, Н. Пезешкиан, Б. Беттелхеймс стали применять метафоры, сказки и притчи в качестве средств психотерапевтической интервенции. Н. Пезешкиан рассматривал притчи и поговорки как примеры живой образности речи, способствовавшей разрешению внутрипсихических конфликтов и снятию эмоционального напряжения. Сочинение и чтение сказок используется в игровой психотерапии для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, и для того, чтобы укрепить в ребенке оптимизм и надежду, показывая ему возможность благоприятного исхода. Ребенок не «расшифровывает» смысл рассказа, а постигает его благодаря активизации своего воображения. Метафорическая история «включает» воображение ребенка и приводит к позитивным изменениям благодаря опоре на внутренний потенциал силы, самосознания и роста (Кроули Р.).

    В основе данной программы лежат рассмотренные Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой в книге «Практикум по сказкотерапии» следующие положения:
    • сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
    • сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
    • сказкотерапия - процесс объективизации проблемных ситуаций. Самое важное - создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.
    • сказкотерапия - процесс активизации ресурсов, потенциал | личности.
    • сказкотерапия - процесс экологического образования воспитания ребенка.
    • сказкотерапия - процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.
    • сказкотерапия - терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное в ней появляется чувство защищенности.
    • сказкотерапия - природосообразная, органичная человеческому восприятию воспитательная система, проверенная многими поколениями предков.
    • сказкотерапия - созерцание и раскрытие внутреннего внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего.

    Цель коррекционной программы - формирование позитивной Я-концепции: повышение уверенности в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка и коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии и социально - психологических игр на основе эклектического подхода.

    Задачи программы:
    1. Формировать у детей адекватные эмоциональные реакций в отношении себя, своих возможностей;
    2. Формировать и закреплять саногенные состояния;

    3. Обучать детей техникам конструктивного разрешения межличностных конфликтов;
    4. Формировать у детей опыт конструктивного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками.

    2.  Условия реализации рабочей программы.

    2.1. Основные блоки, цели, задачи и ожидаемые результаты выполнения программы.

    блок

    цель

    задачи

    Ожидаемый результат

    Ознакомительно-организационный

    Настройка детей на занятия

    Диагностика самооценки «Лесенка»

    Создать доверительную атмосферу в группе.

    Знакомство с правилами группы.

    Установление межличностных контактов между детьми.

    Активное включение обучающихся в групповое взаимодействие.

    Коррекционно-развивающий

    Снятие психоэмоционального напряжения, коррекция эмоционально-личностной сферы ребенка

    Формировать у детей положительные эмоциональные реакции в отношении себя, своей внешности, формировать желание нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка.

    Развивать чувство уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка, его достоинств.

    Обучать детей адекватным способам и приемам выражения негативных эмоций, техникам конструктивного решения конфликтов в группе.

    Ученик, с адекватной самооценкой, владеющий техниками конструктивного решения конфликтов.

    Аналитико-рефлексивный

    Диагностика самооценки «Лесенка»

    Развивать коммуникативные умения и навыки в общении со сверстниками и взрослыми.

    Подвести итог всей проделанной работе.

    Анализ отношения участников к занятию, к окружающим, рассмотрение перспектив на дальнейшую работу.

    3.  Тематическое планирование.

    3.1. Содержание коррекционно-развивающей работы по программе.

    № занятия

    Тема

    Краткое содержание

    Предполагаемый результат

    Сроки выполнения

    1

    Давай познакомимся.

    Цель: Создание игровой доверительной атмосферы в группе. Установление межличностных контактов между детьми.

    Знакомство с правилами группы. Диагностика уровня самооценки детей.
    Методы: Методика диагностики самооценки «Лесенка», социально - психологические игры.
    Материалы и оборудование: медальоны с изображением сказочных героев, магнитофон, кассета с записью веселой и грустной Музыки, для каждого ребенка лист бумаги с изображением домика и грустные и веселые «лица».

    Активное участие каждого ребенка

    2

    3

    Мир эмоций.

    Цель: Снятие эмоционального напряжения.
    Методы: Социально - психологические игры, чтение сказки, беседа, рисунок «Мой страшный сон».
    Материалы и оборудование: карточки с изображением эмоций, плакат для игры «Сказочные герои», бумага, карандаши, ножницы, текст сказки «Сказка про Чебурашку».

    Преодоление своих страхов

    4

    5

    Научись любить себя.

    Цель: формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка.
    Методы: релаксация по представлению «Здравствуй Я, мой любимый», чтение сказки Г. X. Андерсена «Гадкий утенок», Шарля Перо «Золушка», рисунок «Это я теперь», «Я в будущем», социально-психологические игры.
    Материалы и оборудование: текст сказки, магнитофон и кассета с музыкой для релаксации, бумага и карандаши, карточки для игры «Какой я. Выбери», тюбики губной помады.

    Выявление своих  положительных и отрицательных  качеств

    6

    7

    8

    9

    Все в моих силах.

    Цель: развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах, формирование и закрепление саногенных состояний.
    Методы: чтение сказок, социально - психологические игры, беседа, рисунок «Как мы боремся с трудностями», диагностика уровня самооценки «Лесенка».
    Материалы и оборудование: тексты сказок, серединки и лепестки «цветика-семицветика», бумага и карандаши, одеяло.

    Актуализация потенциала ребенка, его достоинств.

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    Вместе тесно, а врозь скучно.

    Цель: обучение детей техникам конструктивного решения конфликтов в паре и группе.
    Методы: чтение сказки, социально - психологические игры, беседа.
    Материалы и оборудование: текст сказки, небольшие подушки.

    Ученик, владеющий адекватными способами и приемами выражения негативных эмоций

    16

    17

    Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много.

    Цель: развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
    Методы: чтение сказки, социально - психологические игры, беседа.

    Материалы и оборудование: текст сказки, карточки с изображением цифр, рукавички из бумаги, магнитофон, кассета с веселыми детскими мелодиями.

    Ученик, владеющий техникой конструктивного разрешения конфликтов

    18

    19

    Праздник. Заключительное занятие – рефлексия.

    Цель: подвести итог всей проделанной работе.
    Методики: праздник, беседа, социально - психологическая игра, диагностика самооценки «Лесенка».
    Материалы и оборудование: бланки для диагностики, рисунок домика с окошками по количеству участников, все для чаепития.

    Ученик, умеющий работать в паре.

    Установление доброжелательных отношений между детьми

    20

    Всего часов: 20

    1. Используемая литература.

    Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.  Практикум по сказкотерапии. СПб: Речь 2004.

    Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб: Речь. 2000.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа факультативного курса по краеведению для младших школьников «Мой родной край»

    Программа факультативного курса по краеведению для младших школьников «Мой родной край»  Пояснительная записка       Программа факультатива «Мой родной кр...

    Сказкотерапия для младших школьников

    В статье рассматриваются направления работы со сказкой, основные методы сказкотерапии. Представлен пример сказкотерапевтического занятия....

    Дополнительная образовательная программа по краеведению для младших школьников " С чего начинается Родина "

    Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Волгоградской области....

    Программа по здоровьесбережению для младших школьников

    Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В данной программе предлагается курс занятий «Школа докторов Природы...

    Сказкотерапия для младших школьников

    Жили-были... Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что-то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы, бабушки, воспитатели в детском саду. Дети выбирают ...

    Рабочая программа по краеведению для младших школьников

    Программа курса "Азбука родного края" составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию, на формирование гражданской позиции и духовно-нрвственных ценностей обучаю...