Мастер-класс «Профилактика и преодоление агрессии и негативных проявлений в поведении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка по теме

Рукавицына Анна Васильевна

Для  достижения положительных результатов в работе с детьми, имеющими особенности развития, ком­бинируются различные методы, техники и приемы, — как традиционные, так и нетрадиционные (аретерапевтические: сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №14 VIII вида»

города Губкина Белгородской области

Мастер-класс

«Профилактика и преодоление агрессии  и негативных проявлений в поведении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

        

                                                    Подготовила: педагог-психолог

МБС(К)ОУ «С(К)ОШ №14 VIII вида»

                           Рукавицына А.В.

2013г.

Цель: Расширить представление педагогов-психологов об использовании арттерапевтических технологий в работе с детьми с ОВЗ.

Предоставить возможность почувствовать на собственном опыте действенность этих техник. Создать психологически комфортные условия для снятия психоэмоционального напряжения у специалистов.

Раздаточный и демонстрационный материал:

Вводная часть:

Психологические особенности детей данной категории и особенности применения артерапевтических методов в работе с данной категорией детей.

Приоритетной задачей в образовании детей с интеллектуальной недостаточностью является задача их социальной адаптации. Социальная адаптация личности представляет собой единство трех социально-психологических механизмов: когнитивного, включающего все психические процессы, связанные с познанием; эмоционального, включающего различные эмоциональные состояния и моральные чувства; практического (поведенческого), осуществляющего связь адаптации с социальной практикой.

У детей с нарушениями интеллекта вне специально организованного обучения не происходит существенных изменений в состоянии эмоциональной сферы, наблюдаются трудности в регуляции поведения. Им присуще резко выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств, крайний характер проявления агрессии, гнева. Недифференцированно воспринимается оценка себя окружающими. Непонимание «языка эмоций» отражается на всей ситуации социального общения, на процессе социальной адаптации и интеграции в общество.

Для того чтобы достичь положительных результатов в работе с детьми, имеющими особенности развития, комбинируются различные методы, техники и приемы, — как традиционные, так и нетрадиционные (аретерапевтические: сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия).

Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

        По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Дети должны научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Научиться этому позволяют сказки. Поэтому  для профилактики и преодоления агрессии и негативных проявлений у воспитанников коррекционной школы эффективнее всего испорльзовать арттерапевтические методы. На своих занятиях я использую музыкальное и изобразительное искусство, сказкотерапию и их сочетание. С помощью сказки  можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми, то есть адаптироваться в социуме.

Однако без помощи взрослых «особый» ребенок не может освоить нравственный смысл даже сказочных образов. Какие же сказки лучше подбирать, сочинять? Для «особых» детей лучше подбирать сказки, легкие для их восприятия, без философского смысла, эмоционально насыщенные, с хорошим концом, не сложные для разыгрывания, о животных, если волшебные сказки, то недлинные. Со сказкой можно работать по разному: рассказать сказку, переписать (устно) сказку, поставить с помощью кукол, сочинить сказку.

Анализируя сказки, мы рассматриваем скрытые жизненные уроки. Однако можно специально создавать сказочные задачи для тренировки мышления и воображения, для сбора идей, для разрешения проблем, с целью психодиагностики.

Сказочная задача формируется таким образом, чтобы ребенок мог спроецировать, перенести на нее свой жизненный опыт. И самое важное, что она не имеет единственного правильного решения. Цель сказочной задачи — простимулировать процесс «регенерации идей» для разрешения непростых жизненных ситуаций, рассмотреть явление с множества сторон, найти как можно больше потенциальных решений.

Практическая часть

Работа по сказке «. ВОЛШЕБНЫЙ КАМЕШЕК»

Цель: Коррекция агрессивного поведения; снятие нервно-психического напряжения. Задачи:

  1. Обучение позитивным способам разрешения гнева.
  2. Стабилизация нервных процессов.
  3. Развитие саморегуляции.
  4. Повышение внимания друг к другу.
    Используемые методы и техники — мультимодаль-

ный подход:

  • Сказкотерапия.
  • Драмотерапия.
  • Игротерапия.
  • Медитация.

Этап 1. Ритуал «входа» в сказку.

Релаксационное упражнение

«Волшебный камешек»

Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхождение в сказку.

Содержание этапа: Ведущий: «Расслабьтесь, положите руки на бедра ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на ладошку ляжет волшебный камешек. Постарайтесь сразу ощутить, какой он: теплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжелый или легкий, гладкий или шершавый?» Ведущий кладет каждому в ладонь камень и спрашивает участников об их ощущениях. При этом участники не должны открывать глаза и двигаться. Психолог напоминает, что тело нужно расслабить. После ответов дети открывают глаза и рассматривают свой камень, ведущий говорит: «Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу перенесли в сказку».

Материалы, оборудование: Природные камни по количеству участник

Этап 2. Чтение сказки «Волшебный камешек»

Цель: Ознакомление с содержанием сказки, ее героями, последовательностью событий.

Волшебный камешек (Е. Л. Набойкина)

Жил-был мальчик Саша. И пел он красиво, и лепил хорошо. А рисовал лучше всех. И даже на прогулках умел в лужах не вымазаться, да только друзей у него не было, потому что он обзывался и дрался. Подойдет к нему Пашка  и скажет: «Чур, я первый сегодня в столовую иду». А Саша его — плохим словом назовет. Идет Настя, нечаянно заденет Сашу за плечо. А он как даст ей кулаком в спину. Заплачет Настя от боли, а Саша только смотрит со стороны хмуро. И ругали Сашу за это, и наказывали. Ничего не помогало.

И вот однажды играл Саша во дворе один, скучно одному играть. Рядом на скамеечке старик читал газету. Смотрел, смотрел он на Сашу и говорит: «Невесело одному играть. Я знаю, почему ты один. Потому что ты дерешься и обзываешься. Я помогу тебе, я знаю один секрет». Старик дал Саше маленький блестящий камешек. «Это не простой, а волшебный камень, — сказал он, — положи его в карман. Когда ты снова захочешь ударить или обозвать кого-нибудь, сильно сожми камень в руке и скажи про себя три раза заклинанье „крабле-крубле"».

Взял Саша камешек и поблагодарил старика.

Утром, когда мальчик пришел в школу, подошла к нему Верочка. «Подвинься, Саша, я сяду с тобой рядом», — сказала она. И, как прежде, Саша хотел толкнуть девочку, но вспомнил про волшебный камешек. Он сделал, как учил его старик: сжал камешек в руке и трижды шепотом повторил «Крабле-крубле». И... о чудо! Он не толкнул Верочку! Вера достала новый альбом, и они стали вместе рисовать.

Теперь Саша не дерется, не кусается, и все дети дружат с ним.

Этап 3. Анализ сказки

Цель: Осмысление детьми основной идеи сказки, эмоциональных переживаний главного героя; развитие познавательной активности; стимулирование ответов детей на вопросы по содержанию сказки.

Содержание этапа: Ведущий задает вопросы: «Кто главный герой сказки? Почему мальчик играл один? Что он чувствовал? Каким одним словом можно назвать Сашу выразив его отношение к окружающим? Чему научил Сашу старик? Какие отношения сложились у мальчика с детьми потом? Почему дети стали дружить с Сашей?»

Этап 4. Драматизация сказки «Волшебный камешек»

Цель: Развитие произвольности поведения; формирование адекватных форм реагирования при сильном эмоциональном возбуждении (негодовании); развитие внимательного отношения к окружающим.

Содержание этапа: Участники проигрывают сказку. При необходимости ведущий принимает участие. Распределять роли между участниками игры рекомендуется исходя из личностных особенностей детей и актуальных задач.

Этап 5. Игра «Шариковая груша»

Цель: Переживание состояния эмоционального накала чувства злости; эмоциональная разрядка.

Содержание этапа: С помощью ведущего участники надувают шары, скрепляют их скотчем между собой таким образом, чтобы получилась «груша» (к 1-му шару прикрепить 2 шара, к прикрепленным двум — еще по 2 шара, то есть 4 и т. д.). «Грушу» подвешивают к потолку на уровне роста участников. Участники  должны лопнуть все шарики, не используя никаких предметов (пальцами, зубами, плечами друг друга и т. п.).

Материалы, оборудование: Воздушные шары, скотч, нитки, веревочка.

Этап 7. Ритуал «выхода» из сказки.

Релаксационное упражнение

«Волшебный камешек»

Цель: Закрепление нового опыта; повышение внимания друг к другу.

Содержание этапа: Повторение ритуала «входа» в сказку с дополнением. Ведущий говорит: «Эти камешки остаются вам. Прошепчите над камешком пожелание участнику из группы и подарите его ему. Будьте внимательны, у каждого в руках должен оказаться камешек с пожеланием».

Материалы, оборудование: Природные камни по количеству участников.

Этап 8. Рефлексия. Дополнительное рисование.

Ведущий просит оставить свои впечатления от занятия на бумаге. Рисунок посылается по кругу – один участник начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д

Обсуждение членами группы рисунка начинается с рассказа членов группы о том, что они хотели изобразить, какие чувства вызывает рисунок.

Литература:

1.Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / учеб. для студ. сред. и высш.пед. учеб. Заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская – М.: Академия, 2001. – 248 с.

2.Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии. / Копытин А.И. - СПб. : Питер, 2002. - 368 с

3. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. – Спб: Речь, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоции и поведение ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Важной задачей педагогов и психологов школ является помощь детям в  обретении более гармоничного  внутреннего мира, повышения их  мотивации  к личностному росту, в целом улучшение...

Социально-психолгические критерии здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в классе, группе.

Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего ...

Формирование понятия о компонентах здорового образа жизни у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

На общешкольном мероприятии "По тропе здоровья" у обучающихся  с ОВЗ формировалось понятие о конпонентах здорового образа жизни путём составления "Ромашки Здоровья"....

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР....

Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ посредством внеурочной деятельности»

Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся ...

Профилактика и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

     Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с ОВЗ» была разработана мной в соавтор...