Детско -родительские отношения как факторы школьной адаптации первоклассников
статья по теме

Невзорова Мария Борисовна

Доклад на тему ""Детско -родительские отношения как факторы школьной адаптации первоклассников"", для выступления на родительских собраниях, семинарах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя Общеобразовательная школа №10»

Доклад

"Детско-родительские отношения как факторы школьной адаптации первоклассников "

Подготовила: Педагог-психолог

                                                                  М.Б. Невзорова

2013 год

"Детско -родительские отношения как факторы школьной

адаптации первоклассников "

Актуальность исследования. Чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми привлекает внимание многих психологов различных школ и направлений. В этой области научная психология значительно отстаёт от практики, особенно заметен данный разрыв в отечественной психологии. Подчёркивая решающую роль отношений с близким взрослым для развития ребёнка, сами эти отношения не являются предметом исследования ни в деятельностном, ни в культурно - историческом подходе.

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяются предмет, объект, цели и задачи исследования, формулируются гипотезы и положения выносимые на защиту, называются использованные методы, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

Первая глава "Школьная адаптация и детско - родительские отношения" посвящена анализу теоретических и эмпирических исследований, посвященных проблемам социально - психологической адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения, а так же влияния детско - родительских отношений на развитие личности ребёнка. Определены понятия "социально - психологическая адаптация к школе" и "детско - родительские отношения".

В первом параграфе "Школьная адаптация как социально - психологическая проблема" представлен анализ сущности и специфики социально - психологической адаптации человека к изменившимся условиям жизни (А.В. Петровский, А.А Реан), обосновано положение о стрессогенном характере ситуации начала школьного обучения для ребёнка, показано, что исследования школьной адаптации, в отличие от школьной дезадаптации, немногочисленны. Определяется понятие "школьная адаптация", выделяются структура, поведенческие индикаторы, психологические факторы этого явления. Выделяются следующие уровни школьных трудностей, сопровождающие процесс социально - психологической адаптации ребёнка к ситуации школьного обучения: уровень ситуативных поведенческих реакций на конкретные школьные ситуации; уровень относительно устойчивых поведенческих реакций на типичные школьные ситуации; уровень устойчивых поведенческих реакций на ситуацию школьного обучения в целом. Выделяются и рассматриваются различные стратегии социально - психологической адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения.

Во втором параграфе "Социальные факторы школьной адаптации первоклассников" показано, что психологические факторы не всегда оказывают доминирующее влияние на эффективность адаптации ребёнка к ситуации школьного обучения к школе. Рассматривается влияние следующих социально -психологические факторов: стиль педагогической деятельности учителя: специфика отношений в системе "родитель - учитель" взаимодействие родителей и детей в процессе овладения ребёнком навыками учебной деятельности (К..В. Бардин). Отмечается многообразие возможных реакций родителей на школьные трудности ребёнка, автором выделяются следующие их виды:1. Адекватный, принимающий, ориентированный на преодоление; 2. Неадекватный, принимающий, фиксированный на собственных переживаниях; 3. Неадекватный, принимающий обвиняющий; 4. Неадекватный, принимающий, конфликтный; 5. Неадекватный, непринимающий, игнорирующий. Показано, что тип реагирования родителей на школьные трудности детерминирован как спецификой детско - родительских отношений, так и психологической готовностью / неготовностью родителей к школьному обучению ребёнка, которая определяется как особое состояние, позволяющее адекватно воспринимать ситуацию школьного обучения и способствующее формированию у родителей адаптивной формы социального реагирования на школьные трудности ребёнка.

Отмечается, что в социальной и педагогической психологии социальные факторы адаптации ребёнка к ситуации школьного обучения не рассматривались ранее в системе.

В третьем параграфе "Влияние детско - родительских отношений на развитие личности ребёнка" на основе анализа отечественной теории отношений понятие "детско - родительские отношения" определяется как процесс и результат индивидуального отражения семейных связей, опосредующие внутреннюю и внешнюю активность родителей и детей в их совместной деятельности. Обосновывается положение о детерминации специфики детско - родительских отношений отношениями в системе "родитель - ребёнок", рассматривается структура родительского отношения (Т.В.Архиреева, А.Я.Варга, В.В.Столин). Анализируются классические подходы к осмыслению факторного влияния детско - родительских отношений и стиля семейного воспитания на развитие личности ребёнка как в отечественной, так и в

зарубежной психологии. Выделяются несколько линий исследования стилей семейного воспитания. Описывается специфика отцовской и материнской любви, а так же различия их воспитательного воздействия на ребёнка (Э.Фромм). На основе анализа отечественной и зарубежной литературы выделяются наиболее существенные характеристики гармоничных детско - родительских отношений: 1. Удовлетворение в системе детско - родительских отношений базовых потребностей ребёнка таких как потребностей в безопасности и аффилиации, а так же потребностей, возникающих в процессе детско - родительского взаимодействия (принятия и признания индивидуальности ребёнка и сохранение своего "Я" как автономной реальности); 2. Достаточный уровень рефлексии родителей на индивидуальные особенности ребёнка, понимание их психофизиологической, психологической и социально - психологической природы; 3.Сознательная организация родителями конструктивного стиля взаимодействия адекватного индивидуальным особенностям ребёнка.

Отмечается, что детско - родительские отношения имеют особое значение для его совладания с трудными жизненными ситуациями, в том числе со школьными трудностями, возникновение которых в адаптационный период является закономерным.

Отмечается, что большинство типологий рассматривают три основные стиля совладающего поведения: проблемно - ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы, реализующийся в конкретных действиях; субъективно-ориентированный стиль, направленный на эмоциональное реагирование, не сопровождающегося конкретными действиями; копинг, ориентированный на избегание трудной ситуации, который проявляется в попытках не думать о проблеме вообще, вовлечении других в свои переживания, желании забыться во сне, стремлении компенсировать отрицательные эмоции едой. Показано, что отношения с другими людьми не только являются сферой реализации копинг - стратегий, но рассматриваются как ресурс совладания человека с трудными жизненными ситуациями. В третьем параграфе "Детско - родительские отношения и совладающее (копинг) поведение ребёнка" отмечаются возрастные особенности совладающего (копинг) поведения детей 7-8 лет. Показано, что в этом возрасте предпочтительными являются специфические виды совладающего поведения, направленные на избегание и отвлечение от трудной ситуации, восстановление физических сил, эмоциональное отреагирование, а так же стратегии призванные обратить на себя внимание взрослого, ориентированные на сотрудничество с ними. Применение когнитивных стратегий, направленных на решение проблемы является нетипичным для этого возраста (Р.М.Грановская, И.М.Никольская, W.Kliewer). Анализируется противоречие между требованиями ситуации школьного обучения и реальными возможностями совладания детьми со школьными трудностями, определяющее выбор ребёнком копинг - стратегий, направленных на получение социальной поддержки.

Социальная поддержка, которую оказывают ребёнку родители, способствует успешности совладания ребёнка с жизненными трудностями, помогают ему лучше адаптироваться к изменяющимся социальным условиям.

Представлен обзор различных подходов к рассмотрению влияния детско - родительских отношений на формирование особенностей совладающего поведения ребёнка (А.Адлер, Д.Боумбрин, К.Хорни, Э.Фромм, Э.Эриксон)

В третьей главе "Эмпирическое изучение типов детско - родительских отношений и совладеющего (копинг) поведения у родителей детей с разными уровнями успешности социально - психологической адаптации к школе" представлены результаты проведённого эмпирического исследования, их анализ и интерпретация.

На основе анализа анкетных данных даётся характеристика испытуемых. Представлена схема эмпирического исследования, которая включает три основных этапа. На первом этапе был произведён отбор испытуемых по отмеченным критериям. Второй этап включал стороннее наблюдение за детьми и родителями в адаптационный период, беседы с учителями и родителями относительно школьной успешности ребёнка. На третьем этапе измерялся уровень социально - психологической адаптации ребёнка к ситуации школьного обучению, в результате чего испытуемые были разделены на две группы -"адаптированные первоклассники" и "первоклассники с выраженными трудностями школьной адаптации", проведена психодиагностическая работа, направленная на изучение особенностей детско - родительских отношений и стилей совладеющего (копинг) поведения родителей первоклассников. Во втором параграфе "Методы эмпирического исследования" обоснованы использованные в работе психодиагностические и математические методы. Отмечается, что в современной психологии самоотчёт испытуемых рассматривается как общепринятый методологический путь исследования детско -родительских отношений и измерения копинг - реакций и конкретных действий человека в трудных жизненных ситуациях.

В третьем параграфе "Результаты эмпирического исследования" представлены результаты измерения уровня эффективности социально - психологической адаптации первоклассников, а так же психодиагностики детско - родительских отношений и совладающего (копинг) поведения родителей. В данной выборке 63,1% первоклассников демонстрируют высокий уровень адаптации к ситуации школьного обучения, выделяется значительная группа (36,9 %) первоклассников, у которых наблюдаются выраженные трудности школьной адаптации, эти дети составляют "группу риска" относительно возникновения полной школьной дезадаптации, не выявлено случаев полной школьной дезадаптации. Анализ структур заполненных "Карт наблюдений" показал, что для первоклассников с выраженными трудностями школьной адаптации типичной является структура, при которой выделяется доминирующий синдром. Выделены следующие частоты распределения доминирующих синдромов: "Тревожность по отношению к взрослым" - 29,3%; "Враждебность по отношению к взрослым" - 27,4%; "Недостаток социальной нормативности" - 23,4%; "Эмоциональное напряжение" - 19,9%. Типичной структурой заполненных "Карт наблюдений" адаптированных первоклассников является отсутствие выраженности доминирующего синдрома, выделяются лишь отдельные фрагменты поведения из различных синдромов. Выделены следующие частоты распределения фрагментов поведения: перепады активности, смена настроения (синдром "Депрессия") - 24,2%; стремление убедиться в "принятии" и любви взрослых (синдром "Тревога по отношению к взрослым") - 21,7%; стремление занять лидирующую позицию в группе одноклассников (синдром "Тревога по отношению к детям") -19,8%»; склонность к кратковременным и лёгким усилиям (синдром "Неугомонность") - 18,6%; желание завоевать симпатии учителя и одноклассников при недостатке собственной инициативы (синдром "Недоверие к новым людям, вещам, ситуациям") -15,7%. Эти данные говорят о том, что специализированная подготовка детей к школе в целом способствует успешности их школьной адаптации, но не исключает возможности возникновения у ребёнка школьных трудностей.

Отмечается наличие асимметрии родительских воспитательных ролей в связи с началом школьного обучения ребёнка. В подавляющем большинстве (93%) случаев матери включены в школьную жизнь ребёнка и активно взаимодействуют со школьными структурами.

Показана частотная выраженность различных особенностей детско - родительских отношений и совладающего (копинг) поведения в группах родителей адаптированных первоклассников и детей с выраженными трудностями школьной адаптации.

В четвёртом параграфе "Сравнительный и корреляционный анализ полученных данных" проведён анализ значимых различий в детско - родительских отношениях и совладающем (копинг) поведении между группами родителей адаптированных первоклассников и детей с выраженными трудностями школьной адаптации, рассматриваются значимые результаты корреляционного анализа. Сравнение показателей детско - родительских отношений и совладающего поведения родителей посредством U-критерия Манна-Уитни показало наличие значимых различий по изучаемым переменным между двумя группами родителей.

Для родителей адаптированных первоклассников типичным является эмоциональное принятие ребёнка. В структуре изучаемых факторов наиболее сильное влияние на успешность школьной адаптации ребёнка оказывает стиль совладающего поведения родителей. Эти результаты указывают на то, что детско -родительские отношения и совладающее поведения родителей как факторы успешности, либо неуспешности школьной адаптации первоклассников являются качественно различными. Отмечается наличие значимых корреляционных связей между переменными детско - родительских отношений и совладающего поведения родителей. На их основании выделяются группы родителей с различным сочетанием особенностей детско - родительских отношений и совладающего поведения коррелирующих с успешностью/неуспешностью школьной адаптации ребёнка.

  1. Родители, принимающие сущностность своих детей как данность, не зависимо от их школьных успехов или неудач (безусловное принятие), чувствительные к переживаниям ребёнка, ориентированные в ситуации школьных трудностей на поиск социальной поддержки (стремятся получить профессиональную помощь, либо дружеский совет).
  2. Родители, чьё отношение к ребёнку направляется ожиданиями его социальных успехов и достижений (условное принятие), предъявляющие достаточно высокие требования к нему, ориентированные в ситуации школьных трудностей ребёнка на рациональный анализ проблемы, поиск дополнительной информации и реализацию конкретных действий, направленных на разрешение школьных трудностей ребёнка.

Родители, склонные к неустойчивому стилю воспитания, проявляющие непоследовательность воспитательного воздействия на ребёнка, в ситуации школьных трудностей ребёнка предпочитающие стратегии эмоционально - ориентированного стиля совладающего поведения, направленные на эмоциональное реагирование, не сопровождающиеся конкретными действиями.

  1. Родители, не предъявляющие ребёнку адекватных его возрасту требований, не владеющие стратегиями проблемно - ориентированного копинга, но и не избегающие трудных стрессовых ситуаций, т.е. родители стремятся решить проблему, но сделать этого не могут
  2. Родители, не включённые в процесс воспитания ребёнка, в ситуациях школьных трудностей использующие копинг - стратегии, направленные на самообвинение.

В пятом параграфе - "Интерпретация результатов исследования" - представлено обсуждение результатов сравнительного и корреляционного анализа, в котором доказывается факторное влияние детско -родительских отношений и стиля совладающего (копинг) поведения родителей на эффективность социально - психологической адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения.

Показано, что детско - родительские отношения и стиль совладающего (копинг) поведения родителей могут оказывать влияние на эффективность адаптации ребёнка к ситуации школьного обучения как непосредственно, так и опосредованно, через интеграцию изучаемых факторов. Отмечается, что ситуация начала школьного обучения ребёнка "запускает" механизм совладающего поведения родителя, в котором происходит выбор различных копинг - стратегий, следовательно оценивается ими как трудная. Использование родителями различных копинг - стратегий определяет особенности взаимодействия родителя и ребёнка в ситуации школьных трудностей, основным показателем которого является инструментальная поддержка. Качественные характеристики детско - родительских отношений детерминируют содержание взаимодействия родителя и ребёнка, в качестве основной характеристики которого выступает эмоциональная поддержка. Сочетание изучаемых факторов интегрирует эмоциональную и инструментальную поддержку ребёнка в детско - родительском взаимодействии. В заключении кратко обсуждается научная значимость работы, основные итоги и направления практического использования полученных результатов, намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемы.

Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:

  1. Особенности детско - родительских отношений и совладающего входят в систему социальных факторов школьной адаптации первоклассников. Качественные особенности изучаемых факторов препятствуют, либо способствуют успешности школьной адаптации первоклассников.
  2. Качественными особенностями детско - родительских отношений как фактора успешности школьной адаптации являются: эмоциональное принятие ребёнка, высокий уровень родительских требований и запретов, отсутствие в семье конфликтов по поводу воспитания ребёнка. Качественными особенностями детско - родительских отношений как фактора трудностей школьной адаптации являются: эмоциональное отвержение ребёнка, недостаточный уровень требований к нему со стороны родителя, гипопротекция, неустойчивость стиля воспитания.
  3. Особенностями совладающего поведения родителей как фактора успешности школьной адаптации первоклассников являются: предпочтение родителями стратегий проблемно - ориентированного копинга, направленных на анализ причин возникновения трудной ситуации, поиск возможных способов решения проблемы, реализацию конкретных действий разрешения проблемы, а также стратегий копинга, ориентированного на социальное отвлечение, направленные на получение совета от близких людей или специалистов. Особенностями совладающего поведения родителей как фактора трудностей школьной адаптации первоклассников являются: невладение стратегиями проблемно - ориентированного копинга, предпочтение стратегий эмоционально - ориентированного копинга.
  4. В ситуации затяжного школьного стресса (т.е. у ребёнка наблюдаются выраженные трудности школьной адаптации) использование родителями копинг - стратегий, ориентированных на избегание стрессовой ситуации способствует уменьшению частоты возникновения у ребёнка школьных трудностей, например, снижается количество проявлений эмоционального напряжения, тревоги и враждебности ребёнка по отношению к учителю.
  5. Существует взаимосвязь между особенностями детско - родительских отношений и совладающего поведения родителей, которая является механизмом позитивного или негативного влияния родителей на эффективность школьной адаптации первоклассников.

5.1.Родительское отношение по модели "условное принятие" в сочетании с высокими требованиями к

ребёнку связано с преобладанием в совладающем поведении родителей стратегий проблемно -

ориентированного копинга. Данная специфика способствует успешности школьной адаптации

первоклассников.

5.2. Родительское отношение по модели "Безусловное принятие" связано с частым использованием

родителями копинг - стратегий, ориентированных на социальное отвлечение, что так же оказывает

позитивное влияние на успешность школьной адаптации ребёнка.

  1. Средняя степень выраженности проблемно - ориентированного копинга в совладающем поведении родителей так же связана с родительским отношением по модели "условное принятие", но данная специфика оказывает негативное влияние на успешность школьной адаптации первоклассников.
  2. Невыраженность в совладающем поведении родителей проблемно - ориентированного копинга связана с недостаточным уровнем требований к ребёнку, что способствует возникновению у него школьных трудностей.
  3. Родители, предпочитающие в стрессовых ситуация использовать копинг - стратегии ориентированные на избегание, не предъявляют к ребёнку достаточного количества требований, что негативно влияет на успешность школьной адаптации первоклассников.
  4. Недостаточно высокий уровень контроля за ребёнком, а так же проявляющаяся в родительском воспитании непоследовательность, связаны с выраженностью в совладающем поведении родителей эмоционально - ориентированного типа копинга, что усложняет процесс школьной адаптации первоклассников.

6. Матери чаще, чем отцы принимают участие в школьной жизни ребёнка, что подтверждает наличие ролевой и воспитательной асимметрии в современной российской семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме "Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни"

Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников....

Детско - родительские отношения в младшем школьном возрасте

Детско - родительские отношения в младшем школьном возрасте...

ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность заключается в том, что особую значимость приобретает изучение особенностей детско-родительских отношений и их влияние на становлении самооценки именно в младшем школьном возрасте, потому ...

Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть...

Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"

Цель: Прояснить представления родителей о распределении ответственности за воспитание детей между школой и семьей....

Психологические факторы эффективности адаптации первоклассника». (ШМО)

Агрессивные, эмоционально-расторможенные, слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети - это категория детей с особыми образовательными потребностями....

Беседа с родителями на тему "Общение как важнейший фактор становления детско-родительских отношений!"

Беседа с родителями на тему "Общение как важнейший фактор становления детско-родительских отношений!"...