Адаптация первоклассников к школе
опыты и эксперименты (1 класс) по теме

Жутикова Любовь Сергеевна

Ситуация волнения и тревоги, связанная с новыми, непривычными условиями, является характерной для любого человека. Но для первоклассника она становится, под час, фрустрирующей, так как связана еще и с возрастными особенностями (смена ведущей деятельности и изменение социального окружения).

         Принять (прежде чем, освоить) роль школьника, под силу не каждому ребенку, пришедшему 1 сентября в школу. По нашим наблюдениям, у некоторых детей процесс адаптации затягивается до середины второго класса. Мы убедились в том, что поэтапная подготовка ребенка к принятию им позиции школьника, позволяет создать условия для того, чтобы процесс адаптации к школе был менее болезненным, и для самого ребенка (в первую очередь), и для его родителей, а также для педагогов.

В течение 16 лет в нашей школе, а теперь гимназии, практикуется «расширенный» адаптационный период(от 1,5 до 2 лет), целью которого является постепенное «вхождение» ребенка в школьную жизнь. В процессе этого периода происходит поиск оптимального способа сотрудничества взрослых и детей в новой ситуации. Он подразделяется на четыре этапа:

  • дошкольный,
  • первичной адаптации,
  • основной,
  • заключительный.

Преимущества такого поэтапного подхода к школьной адаптации ребенка заключаются в том, что:

  • ребенок имеет возможность «примерить» роль школьника, освоиться в школьной среде, привыкнуть к одноклассникам и педагогу еще задолго до поступления в школу;
  • учитель может заранее скорректировать собственную педагогическую позицию относительно нового класса и отдельных учеников тоже;
  • у родителей есть возможность освоить (или скорректировать) роль «родитель ученика» (с помощью педагога или психолога, если это необходимо);
  • психолог и социальный педагог имеет возможность своевременной профилактики школьной дезадаптации.

Таким образом, с введением «расширенного» адаптационного периода процесс адаптации протекает более естественно для всех участников учебно-воспитательного процесса (без  большого напряжения психических и физических сил).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тюменская область,

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский  

Адаптация первоклассников:

проблемы и решения

/из опыта работы/

Жутикова Л.С. – педагог-психолог

г. Советский


        Ситуация волнения и тревоги, связанная с новыми, непривычными условиями, является характерной для любого человека. Но для первоклассника она становится, под час, фрустрирующей, так как связана еще и с возрастными особенностями (смена ведущей деятельности и изменение социального окружения).

        Принять (прежде чем, освоить) роль школьника, под силу не каждому ребенку, пришедшему 1 сентября в школу. По нашим наблюдениям, у некоторых детей процесс адаптации затягивается до середины второго класса. Мы убедились в том, что поэтапная подготовка ребенка к принятию им позиции школьника, позволяет создать условия для того, чтобы процесс адаптации к школе был менее болезненным, и для самого ребенка (в первую очередь), и для его родителей, а также для педагогов.

В течение 16 лет в нашей школе, а теперь гимназии, практикуется «расширенный» адаптационный период(от 1,5 до 2 лет), целью которого является постепенное «вхождение» ребенка в школьную жизнь. В процессе этого периода происходит поиск оптимального способа сотрудничества взрослых и детей в новой ситуации. Он подразделяется на четыре этапа:

  • дошкольный,
  • первичной адаптации,
  • основной,
  • заключительный.

Перед поступлением детей в 1 класс в гимназии проводится исследование степени их готовности к школьному обучению: сформированность сферы пространственных представлений (зрительно-моторная координация), эмоционально-личностной сферы, памяти (зрительная и речевая), мышления (образное, интуитивное, логическое, абстрактное), речи по диагностическому комплексу Л.А.Ясюковой. Это позволяет прогнозировать возможные учебные трудности у будущих первоклассников, проводить коррекцию и развитие недостаточно сформированных предпосылок к учебной деятельности, педагогам осуществлять индивидуальный подход в обучении.

Для будущих первоклассников ежегодно организуются занятия в «Школе Развития», направленные на  психическое развитие ребенка, развитие адаптационных возможностей будущих первоклассников к школьному обучению, формирование готовности определенных систем и сфер психической активности для усвоения программы начального обучения, а также формирование адекватных мотивационных и поведенческих механизмов. 

Но главная задача первого этапа является не столько интеллектуальная подготовка детей к обучению в школе (так как большинство детей посещают детский сад), сколько - создание условий для «вживания» ребенка в новую роль школьника.

        «Школа Развития» работает по субботам в течение 10 недель.  Каждый «школьный день» состоит из 3-4 занятий и  десятиминутных  перемен между ними, которые не совпадают с переменами основной школы (это дает возможность организации  экскурсий знакомства со школой: медпункт, библиотека, кабинет директора, психолога, столовая, запасные выходы, туалеты и т.п). Занятия, небольшие по продолжительности (20-25 минут, из которых 10 минут отводится на динамические паузы), но систематические позволяют ребенку научиться слушать взрослого, выполнять его инструкции. Таким образом, время, в течение которого ребенок может работать, не отвлекаясь, увеличивается  постепенно.

По окончании занятий проводится праздник «Посвящение в школьники» (например, в виде путешествия групп-команд по «школьным станциям»). С целью определения уровня достижений и развивающего эффекта занятий проводится  заключительная экспресс-диагностика эмоционального состояния ребенка, его энергетики.

Итоги работы школы будущего первоклассника («Школы Развития») подводятся на родительском собрании будущих первоклассников, на котором родители не только получают полную информацию о готовности ребенка к школе с рекомендациями психолога и логопеда (приложение 2), но и могут высказать свое отношение к таким занятиям, внести свои предложения. Их мнение, выраженное в «Оценочных листах» (приложение 3), является одной из трех составляющих, с помощью которых определяется эффективность работы в «Школе будущего первоклассника». 

Сформированность готовности к школьному обучению

2009-2010 уч.год

2010-2011 уч.год

2011-2012 уч.год

из 69 дошкольников у 3% готовность выше нормы;

у 71% - соответствует норме;

у 26% - уровень готовности ниже среднего.

У 74% дошкольников уровень готовности к школе соответствует норме

из 69 дошкольников, у 9% готовность выше нормы,

у 51% - соответствует норме,

у 40% дошкольников уровень готовности ниже среднего.

У 60% дошкольников уровень готовности к школе соответствует норме

  из 97 дошкольников, у 10% готовность к школе выше нормы, у 58% - соответствует норме, у 32% дошкольников уровень готовности ниже среднего. У 68 % дошкольников уровень школьной зрелости соответствует среднестатистическим нормам.

Выводы: уровень готовности детей к обучению в школе колеблется в пределах от 60% до 74 %, что в целом  соответствует среднестатистическим нормам.

Второй этап - самый сложный для детей и самый ответственный для взрослых (с сентября по январь). Мы исходим из того, что для первоклассника очень важно «почувствовать себя принятым в школьную семью, реализовать свое желание быть услышанным и понятым».

        Главное действующее лицо на данном этапе – учитель. От его такта, профессионализма и чуткого отношения к детям зависит многое: и то, как сложится школьная жизнь самого ребенка, и отношение  родителей к нему. На первом родительском собрании учитель проясняет ожидания родителей первоклассников от обучения их ребенка в школе, знакомит с особенностями обучения и спецификой новых учебных программ.

По данным обследования уровня адаптации (которое проводится ежегодно в конце второй четверти) выяснилось, что для всех первоклассников (102 чел.  1а,б,в,г) основной этап адаптации к школе в целом сложился благополучно. У 11% первоклассников есть проблемы в той или иной сфере (возможная дезадаптация); причем, большинство их проблем кроется в семье (при положительном отношении к школе и нормальном уровне школьной тревожности 5 % детей «показывают» дезадаптацию).

Заключительной частью данного этапа (и началом следующего) является родительское собрание, на котором учитель рассказывает о первых трудностях и успехах детей, проявленных в ходе первого полугодия; определяет трудности родителей в общении с ребенком, в его воспитании, с тем, чтобы спланировать (совместно со специалистами службы сопровождения) дальнейшую работу.

Третий этап - психолого-педагогическое сопровождение школьников, испытывающих трудности (в течение второго полугодия первого класса, а для некоторых детей – еще дольше).

         Психолог на данном этапе работы выступает в роли координатора действий всех участников учебно-воспитательного процесса, оказывая им помощь в разработке «Индивидуальной стратегии сопровождения» ребенка (выделение причин трудностей, определение содержания коррекционно-развивающей работы, выбор оптимальных средств, мониторинг результатов). Проводятся психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк) по «Итогам адаптационного периода первоклассников», «Профилактика школьной дезадаптации первоклассников», на которых присутствуют все участники образовательного процесса. С учащимися 1-х классов педагог-психолог проводит коррекционно-развивающие занятия на развитие познавательных процессов.

Четвертый этап  – проходит в течение первого полугодия второго класса и завершается диагностикой уровня адаптации второклассников. Необходимость данного этапа возникла только в текущем учебном  году, поэтому разработка его содержания и описания является задачей будущего.

        Преимущества такого поэтапного подхода к школьной адаптации ребенка заключаются в том, что:

  • ребенок имеет возможность «примерить» роль школьника, освоиться в школьной среде, привыкнуть к одноклассникам и педагогу еще задолго до поступления в школу;
  • учитель может заранее скорректировать собственную педагогическую позицию относительно нового класса и отдельных учеников тоже;
  • у родителей есть возможность освоить (или скорректировать) роль «родитель ученика» (с помощью педагога или психолога, если это необходимо);
  • психолог и социальный педагог имеет возможность своевременной профилактики школьной дезадаптации.

        

Таким образом, с введением «расширенного» адаптационного периода процесс адаптации протекает более естественно для всех участников учебно-воспитательного процесса (без  большого напряжения психических и физических сил).

Приложение 1.

Организационная структура проведения адаптационного периода

          ДИРЕКТОР

                         ШКОЛЫ

согласовывают план проведения

каждого этапа  адаптационного                      

                      периода

        осуществляет  

                        контроль

 

      согласовывают

             орг. вопросы,  

    обеспечивают  

   аналитико-

  проектировочную

 деятельность

ПСИХОЛОГО-

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ

СЛУЖБА

       

        ЗАМЕСТИТЕЛЬ

                     ДИРЕКТОРА

                         ПО УВР

разрабатывает и предлагает адаптационные программы, проводит семинары и консультации, курирует ход

адаптационного периода, готовит материалы консилиумов, осуществляет мониторинг психоло-гического здоровья детей 

     

     

            ПЕДАГОГИ

устанавливает сроки адаптационного периода и его этапов, составляет расписание занятий в Школе будущего первоклассника, проводит консилиумы и осущест-вляет контроль за выполнением их решений

осуществляют весь комплекс

адаптационных мероприятий

непосредственно с детьми 

НАЧАЛЬНЫХ                                                                                                                                                                              КЛАССОВ

           представляют необходимую профессиональную информацию,

           готовят материалы для консилиумов, осуществляют  

           мониторинг социального и физического здровия детей

     

                       МЕДИЦИНСКИЕ                               СОЦИАЛЬНЫЙ

                          РАБОТНИКИ                                       ПЕДАГОГ                  

   

приложение 2.

Информация для родителей о готовности ребенка к школе.

Психологические качества

оч.низ.

ниже  N

N (норма)

выше N

высокий

Зрит. моторн. координация (1)

Кратковрем.речевая память (2)

Кратковрем.зрительн.память(3)

Речевое развит. (5,6(а+б),8)

Понят.интуит.мышление  (4,9)

Понят. лог. мышление (7,11)

Понят.речев.мышление(4,6а,7)

Понят.образн.мышлен(9,10,11)

Абстрактное мышление     (12)

Энергия            (ВК)    

Настроение         (СО)

приложение 3

Оценочный лист по результатам работы Школы будущего первоклассника.

Уважаемый родитель, просим Вас высказать свое мнение об эффективности занятий в Школе будущего первоклассника для Вашего ребенка.  Будем признательны Вам за искренние ответы.

  1. Мой ребенок посещал занятия в Школе будущего первоклассника:

     а. регулярно  

     б. почти всегда        

     в. от случая к случаю  

     г. посетил 1-3 занятия  

     д. не посещал.

  1. Думаю, что такие занятия:

     а. необходимы, так как позволяют детям привыкнуть к школе, учителю, будущим одноклассникам

     б. полезны для развития ребенка, повышают его готовность к школе

     в. в чем-то были полезны для моего ребенка

     г. нужны только тем детям, которые не посещали детский сад

     д. не нужны, бесполезная трата времени.

  1. Считаю, что организационная сторона (время и место проведения, количество занятий и т.п.):

    а. меня вполне устраивает

    б. в основном устраивает меня

    в. устраивает меня, кроме_________________________________________

    г. требует кардинального изменения (в чем?) ________________________

    д. оставляет желать лучшего (почему?) _____________________________

  1. На мой взгляд, собеседование (тестирование ребенка) перед занятиями:

       а. полезно в первую очередь для родителей (получить информация о готовности ребенка к школе)

       б. нужно учителю, чтобы обеспечить индивидуальный подход к обучению ребенка

       в. необходимо психологу, чтобы предупредить возможные школьные трудности ребенка

      г. можно было бы обойтись и без него

      д. было не нужно

  1. Мой ребенок:

      а. согласен был бы заниматься еще

      б. ходил на занятия с удовольствием

      в. ходил на занятия с разным настроением (иногда с желанием, иногда приходилось заставлять)

     г. постепенно потерял интерес к занятиям

     д. отказывался посещать эти занятия

  1. Больше всего моему ребенку в школе понравила(о)сь

     а. учиться, интересные задания

     б. чувствовать себя учеником

     в. учительница и будущие одноклассники

     г. отдыхать, играть на переменах

     д. другое _____________________________________

  1. Оцените по десятибальной системе эффективность занятий в Школе развития:

     а. я оценил(а) бы на      1  2  3  4         5  6  7   8  9  10

     б. мой ребенок «оценил» бы на         1  2  3        4  5  6  7  8  9  10

  1. Запишите здесь свои пожелания или то, что осталось не высказанным ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Карта готовности детей к школе

 1__  класс  учитель _________________________________

МБОУ гимназия, г. Советский  20____

                               

Название исследуемой функции

Зона/ уровень развития

Фамилия,

имя

Учебные трудности

Педагогические формы и методы воздействия

зрительно-моторная координация

с № -   41%

Нелепые ошибки при списы

вании с доски, из учебника

или прописей

Речевой самоконтроль (писать, проговаривая то, что пишет), проверка собственной работы и сличение ее с образцом.

Кратковременная  речевая  память

с  № -14%

Слабо воспринимает информа-цию на слух: не понимает  объяснения учителя, не удерживает в памяти инструкцию,  того, что слышит, каждый вопрос нужно повторять 2-3 раза

Заниматься с ребенком развитием произвольной речи и обогащением словарного запаса. Приучать его сначала осмысливать, перерабатывать

информацию, а уж потом запоминать.

кратковременная зрительная  память

с№ -0%

Нарушаются процессы восприятия и запоминания

информации.

Приучать к самоконтролю: просить их проверять правильность выполнения заданий; просить рассказывать выученный материал полностью, нельзя, чтобы они ограничивались коротким изложением того, о чем в целом, идет речь.

речевое развитие

с№ -23%

Медленное овладение чтением и письмом, слабая сформированность словарного запаса, способности к грамматически правильному построению предложений и речи в целом.

Расширение общей информиро-ванности ребенка с  использованием наглядно-действенных методов, учить мыслить.

+ Рекомендации логопеда.

                                                                                                     Т и п ы      м ы ш л е н и я

понятийное интуитивное мышление (способность самообучаться)

с№ -41%

Это база  для усвоения школьных знаний. Ребенок не способен понять суть выученного материала и использовать свои знания в своем личном опыте.

Стимулировать ребенка в наблюдениях за окружающим миром, он должен попытаться разобраться в тех или иных явлениях и использовать полученные знания на практике.

Контролировать понимание сути

материала, а не «зубрежку»

Понятийное  логическое мышление (по аналогии)

с№ -18%

Не умеет работать по правилу, применять его и делает ошибки, либо не понимает зону применения правила и использует там, где оно не работает.

Обучение работать по правилу, понимать суть законов, формул,

применять в  практике

понятийное речевое

мышление

с№ -18%

Нарушение в грамотном построении предложений, последовательности рассказа

Побуждать ребенка проговаривать вслух все свои действия, объясняя почему  он делает так, а не иначе.

Понятйное  образное мышление

с№ -9%

абстрактное мышление

с№ -68%

Мышление у этих детей преимущественно образное.

Занятия математикой (особенно устный счет на пальцах, палочках, опора на пример, свободный счет в уме), т.е. формирование внутреннего представительства числового поля (структуры множества натуральных чисел); сначала решение задач в общем виде (с буквами без чисел),затем конкретные численные решения. Программа Л.Г.Петерсон

энергия

П\воз – 23 %

Ослабление  памяти, внимания, мышления, возможны неадекватные реакции, снижение самоконтроля, импульсивность, нетерпеливость.

Восстановительные мероприятия: дозирование нагрузок, укрепление организма, полноценный отдых, соблюдение режима, успокаивающие

процедуры.

настроение

Пов.ут

- 23%

Повышенная тревожность, страхи, замедленная адаптация. Возможна замкнутость,необщительность, невыполнение требований взрослых.

Необходимо понять причины состояния и попытаться изменить окружающую среду, негативно влияющую на ребенка.

Отношение к школе

-17%

(4ч)

Не чувствуют ответственности ученика, в школу, в основном, ходят, чтобы поиграть и пообщаться, нравится, когда интересно и когда хвалят.  Негатив из-за страха  перед школой, высокий уровень ожиданий у ребенка  и его  родителей.

Не следует таких детей с первых дней активно включать  в общение и таким образом пытаться развивать речь, активность. Щадящий режим,  недопустимы резкость, авторитарные методы общения

Отношение к дому

23%

(5ч)

Состояние открытой конфронтации с родителями, дети дома предоставлены сами себе, брошены, слабые эмоциональные связи с родителями

Корректировка у родителей стиля воспитания (с гиперопеки на  демократический) и  взаимодействия  с детьми.

                                                                                                         

                                                                                                     1б – _____________

Фамилия Имя

д/сад

зрит-мот. координац

кратковр. реч. пам.

кратковр. зрит. пам

речевое развитие

понятийн. интуит. М

понятийн. логич. М

понятйн. речев. М

понятйн. образн. М

абстрактн мышление

количеств результат

энергия

настроен.

Отнош.к школе

Отнош.к дому

1.

У.

Род.

в№

с№

27

-

-

От-каз

+

2.

 А.

Дюйм

с№

в№

с№

с№

с№

24

П\воз

П\воз

+

+

3.

 М.

Ал.

с№

в№

27

+

+

4.

 Л.

Род.

с№

в№

в№

в№

29

П\воз

сер

+

5.

 Г.

Род.

в№

с№

с№

с№

25

П\воз

+

+

6.

 А.

Род.

в№

с№

с№

26

П\воз

И

+

7.

 А.

Топ.

с№

с№

с№

с№

23

П\воз

+

И

8.

 М.

Топ.

пато

в№

с№

с№

24

+

+

9.

 Н.

Род.

с№

в№

В

в№

в№

31

+

+

10

 Л.

Топ.

с№

пато

с№

с№

22

И

+

11

 А.

Ал.

с№

с№

с№

с№

с№

22

-

+

12

 М.

Ром.

в№

28

+

+

13

 И.

Мал.

с№

с№

с№

с№

23

П\воз

+

+

14

 В.

Ал.

в№

28

+

+

15

 В.

Род.

в№

в№

в№

В

с№

31

+

ч

16

 В.

Ром.

с№

в№

с№

в№

с№

26

+

И

17

 А.

Ал.

в№

в№

в№

с№

с№

28

+

И

18

 Д.

Род.

с№

в№

27

+

+

19

 А.

Светл

с№

с№

с№

с№

23

П\воз

+

-

20

 В.

Ал.

в№

в№

в№

в№

с№

30

Пов.ут

+

+

21

 Д.

Топ.

с№

в№

с№

26

+

+

22

 Н.

Светл

с№

с№

с№

с№

с№

22

П\воз

+

И

                                                 

___.___.20__ г.                          Педагог-психолог:                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Учитель : Шебина Маргарита Александровна                  ГБОУ школа №661   Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженнос...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существо...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...