Родительское собрание в 1 классе. Тема: «ПЕРВОКЛАССНИК - НОВЫЙ ЭТАП В ЖИЗНИ ВАШЕГО РЕБЕНКА И ВАШЕЙ СЕМЬИ».
методическая разработка (1 класс) на тему

Родительское собрание о психологической адаптации первоклассника к обучению в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervoklassnik_1_klass.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Мостовская средняя общеобразовательная школа»

                      Родительское собрание  в   1  классе.

                     Тема:    «ПЕРВОКЛАССНИК - НОВЫЙ ЭТАП В ЖИЗНИ
ВАШЕГО РЕБЕНКА И ВАШЕЙ СЕМЬИ
».

 

                               Классный руководитель: Михайлова Ирина Владимировна

2009

                           


Цель: информировать родителей об особенностях процесса психологической адаптации первоклассников к обучению в школе.
Ход собрания


1. Приветствие.
Здравствуйте! Сегодня
мы с вами поговорим о психологической адаптации первоклассников к обучению в школе.

В сем участникам предлагается упражнение «Снежинка».
Ведущий. Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие не смотреть ни на кого и слушать инструкцию. Перед каждым из вас на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1. Сложите лист пополам.

 2. Оторвите правый верхний уголок.
З. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок.
Продолжайте эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковыми. Нашли?
‚Участники отвечают, что не нашли.)
Ведущий. А почему? Как вы думаете?
Варианты ответов поступают самые разные, и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.
Этот вывод
начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.
Работа с изображением цветка.
1 Ведущий показывает изображение цветка.
Ведущий. Цветок это ваш ребенок, наш ученик.
Корни цветка
дошкольная зрелость.
Листья
общее психическое развитие и саморегуляция.
Именно они способствуют качественному развитию цветка,
ТО есть вашего ребенка. Посмотрите, на этом рисунке нигде не Обозначены навыки письма, чтения, счета. Если у ребенка хорошо развиты высшие психические функции, то эти навыки успешны сформируются и разовьются. Таким образом, развивает и вырастает ваш ребенок цветок вашей жизни.
2. Теоретическая часть.
Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Во-первых, именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка.
В то же время именно в 1 классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того чтобы дет наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенное психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.
Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистаii4 в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.
Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, чтобы ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.
Физиологическая адаптация.
Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:
1) Первые 2—З недели обучения получили название «физиологической бури». В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
2) Следующий этап адаптации
неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
3) После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.
Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первоклассников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-й четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых
значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники в 1-й четверти жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к регуляции поведения.
Будет нелишним вспомнить обо всем этом прежде, чем упрекать ребенка в лености и отлынивании от своих новых обязан посте й.
дети со сложностями в здоровье нуждаются в особом подходе и внимании Взрослых. Во-первых, нужно, по возможности, снизить для них психологическую нагрузку. для этого вторую половину дня им лучше провести дома, а не на продленке, причем желательно обеспечить им 2-часовой дневной сон. Во вторых, нельзя забывать, что физически ослабленные дети нуждаются в ежедневных прогулках на свежем воздухе и продолжительном ночном сне (примерно 11 часов). И конечно, нужно помнить о необходимости психологической поддержки. Ребенок должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят и уважают, несмотря на все школьные трудности.
Социально-психологическая адаптация.
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он про.. ходит через особый этап своего развития
кризис 7 (6) лет.
Изменяется социальный статус бывшего малыша
появляется новая социальная роль «ученик». То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а все что имеет отношение к учебе, становится более ценным.
Такие изменения происходят в психике ребенка при благоприятном развитии событий, его успешной адаптации к школьному обучению. Будете ли вы наблюдать их у собственного ребенка
это вопрос его психологической готовности к школе. О «внутренней позиции школьника» можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. При столкновении с такими трудностями нужно помочь ребенку принять «позицию школьника»: чаще ненавязчив беседовать о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что будет, если никто не станет их соблюдать. Можно поиграть дома с первоклассником в школу, существующую по правилам, которые нравятся ему самому или совсем без правил.
В период 6—7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса не- полноценности. Такое «приобретение» в
6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка.
Говоря о социально-психологической адаптации детей к школе, нельзя не остановиться на вопросе адаптации к детскому коллективу.
Обычно трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных в семье детей. Если у таких ребят не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников учителей такого же отношения, к которому они привыкли дома. Поэтому для такого ученика часто становится стрессом изменение ситуации, когда он осознает, что учитель одинаково ОТНОСИТСЯ ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются уступать им.
Не стоит удивляться, если через какое-то время родители детей, не имевших разнообразного опыта общения со сверстниками, столкнутся с их нежеланием ходить в школу, а также с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т. п.
Необходимо научиться адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего покажите ребенку, что Вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников. Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими Трудностями, продолжать водить его в школу, показать искреннюю веру в его возможности.
ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ Адаптации

З. Практическая часть.
Ведущий. А сейчас предлагаю вам прослушать всем известную сказку Колобок на психологический лад и попрошу принять активное участие в ее разборе.
Итак, начали.
Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них Колобок.
Первая заповедь: осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.
По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у
НИХ Колобок. Поставили они его на подоконник остужаться.
Вторая заповедь: не оставляйте маленьких детей без присмотра.
Покатился Колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.
Третья заповедь: научите ребенка общаться с окружающим миром.
Встретилась ему лиса
ласковая, хитрая.

Заповедь четвертая: научите ребенка распознавать добро
зло, истинные намерения людей.
Съела лиса Колобка.
Заповедь пятая: научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.
Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась.
 

4. Практические рекомендации.
Как оказать ребенку ПОМОЩЬ В адаптации к школе?
Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает (но не сравнивать с другими детьми, с эталонами).
Как Это можно сделать?
1. Не показывать ребенку свою озабоченность его школьными успехами.
2. Искренне интересоваться школьной жизнью ребенка и смещать фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т. п.
З. Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым обрести веру в себя.
Все это поможет снижению тревожности, а так как ребенок на уроках все же работает, то у него накапливаются некоторые достижения.
Таким образом, нельзя допустить, чтобы ребенок был замкнут на своих школьных неудачах.
Все замечания свести к минимуму, когда ребенок «фокусничает» а  главное
- к минимуму свести эмоциональность ваших реакций, ибо именно эмоциональности ребенок и добивается. Ваша эмоциональность для такого ребенка не наказание, а поощрение его ассоциативного способа привлечения внимания.

Наказывать за истерики можно одним способом лишение общения (причем спокойно, а не демонстративно).
Главная награда
это доброе, любящее, открытое доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает (хвалите его деятельность, работу, а самого ребенка, он все равно не поверит). Например: «Мне нравится твой рисунок», «Мне приятно видеть, как ты занимаешься своим конструктором» и т. д.