Адаптация первоклассника. Рекомендации родителям
консультация (1 класс) на тему

Александрова Алла Борисовна

Данный методический материал преследует две цели. С одной стороны, он может быть полезен школьному психологу, который планирует работу с первоклассниками в течение адаптационного периода начала школьного обучения,  - здесь достаточно полно представлены методы и приемы диагностической работы с детьми. С другой стороны, это материал для родителей, т.к. в ходе консультации анализируются причины, по которым ребенок может долго не привыкать к школе или приспосабливаться с большим трудом.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адаптация первоклассника к школе – В презентации использованы фотографии первоклассников МОУ СОШ № 2 с 2011-2012 учебного года.

Слайд 2

Адаптация первоклассника к школе - приспособление организма и психики ребенка к изменению привычного образа жизни, сопровождающееся специфическими их реакциями

Слайд 3

Итоги адаптационного периода у первоклассников МОУ СОШ № 2 2013-2014 учебный год

Слайд 4

Показатели первичной психологической адаптации ребенка (сентябрь-октябрь) 1.Адекватное поведение («внутренняя позиция ученика»): -выполнение школьных правил; -признание авторитета учителя; -желание учиться

Слайд 5

2. Установление контактов с учителем и одноклассниками: -желание общаться; -умение общаться

Слайд 6

3. Овладение навыками учебной деятельности: -посадка за партой; -удерживание ручки; -ориентация на строку; -умение слышать инструкцию; -умение выполнять инструкцию


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Критерии вторичной психологической адаптации ребенка (ноябрь-декабрь) 1. Успешное усвоение учебного материала: - работа на уроках; - самостоятельное выполнение домашних заданий

Слайд 2

Результаты анкетирования учителей Количество детей 1 «А» класс 1 «Б» класс Дети адаптированы 17 чел. 19 чел. Дети с некоторыми отклонениями в адаптации 5 чел. 2 чел. У д етей еще продолжается период адаптации 4 чел. 2 чел.

Слайд 3

Результаты анкетирования родителей Количество детей 1 «А» класс 1 «Б» класс Дети адаптированы 72 % 61 % Дети с некоторыми отклонениями в адаптации 28 % 39 % У д етей еще продолжается период адаптации - -

Слайд 4

2. Отсутствие ухудшения здоровья: -не более одного перенесенного заболевания за полгода; -сохранение аппетита и сна; -отсутствие жалоб на усталость; -отсутствие нервных проявлений (тики, энурез , заикание, страхи и т.п.)

Слайд 5

3. Улучшение работоспособности ребенка на протяжении полугода

Слайд 6

Работоспособность возможность ребенка выполнять заданную деятельность на заданном уровне эффективности в течении заданного отрезка времени


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кривая работоспособности

Слайд 2

Работоспособность наших первоклассников Количество детей 1 «а» класс 1 «б» класс Высокий уровень работоспособности 21 чел. 14 чел Средний уровень работоспособности 3 чел. 9 чел. Низкий уровень работоспособности 1 чел. -

Слайд 3

Причины отклонений в адаптации Нарушение психоневрологической сферы (проблемы периодов беременности, родов, раннего развития, органические поражения головного мозга, наследственность) Что делать? – специальное лечение, консультация невролога

Слайд 4

2. Неблагополучные семейные условия (асоциальная семья, поведение родителей без учета появления в семье первоклассника) Что делать ? – Изменить уклад жизни семьи

Слайд 5

3. Психологическая неготовность к школьному обучению (низкий уровень развития познавательных функций, неуспешность в обучении) Что делать? – коррекция развития ребенка

Слайд 6

4. Неадекватная самооценка ребенка (эгоцентризм, замкнутость, тревожность и т.п.) Что делать? – коррекция самооценки

Слайд 7

5. Негативное отношение к школе (нежелание/протест ходить в школу, жалобы на различные боли по утрам, негативные эмоции) Что делать ? – выявление и устранение причин сложившейся ситуации

Слайд 8

Наши первоклассники рисуют школу

Слайд 9

6. Проблемы со здоровьем (реакция организма на «школьный перегруз» болезнями, нервно-психическими отклонениями) Что делать? – консультация невролога

Слайд 10

Вес ребенка как показатель адаптации Количество детей 1 «А» класс 1 «Б» класс Вес увеличился или остался на прежнем уровне 24 чел. 22 чел. Вес снизился 2 чел. 8 % 1 чел. 5 %

Слайд 11

Сила для ума: дыхательные пробы Результаты пробы говорят о способности ребенка использовать дыхание для обеспечения учебных потребностей : лучшее интеллектуальное развитие будет у школьников с хорошо развитыми двигательными навыками. Дети 7- 8 лет, занимающиеся спортом, демонстрируют более высокий уровень развития способностей. Нормы : проба Штанге – от 25 сек проба Генчи – от 12 сек

Слайд 12

7. Возраст начала обучения ( недостижение ребенком 7 лет на 1 сентября) Что делать? – «щадящий педагогический режим» (больше внимания, поддержки, помощи)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

8. Недоразвитие мелкой моторики (усталость руки, тремор руки, «писчий спазм», неправильный способ удерживания ручки, слабая ориентация на строку) Что делать?– развитие мелкой моторики

Слайд 2

9. Недоразвитие зрительно-моторных координаций (трудно срисовать, списать, найти отличия, запомнить расположение фигур в пространстве) Что делать? – развитие зрительно-моторных координаций

Слайд 3

10. Несформированная мотивация (чрезмерная ориентация на оценку, избегание ситуации ошибки, зависимость от мнения родителей, неумение преодолевать трудности) Что делать? – коррекция мотивации

Слайд 4

Мотивация наших первоклассников Количество детей 1 «А» класс 1 «Б» класс Учебные и социальные мотивы 11 чел. 8 чел. Оценочные и позиционные мотивы 13 чел. 14 чел. Игровые и внешние мотивы - 1 чел.

Слайд 5

Тревоги наших детей Количество детей 1 «А» класс 1 «Б» класс Некоторые проявления тревожности в начале школьного обучения 3 чел. 2 чел.

Слайд 6

Особые случаи (медлительные дети, леворукие дети, дети с проблемами звукопроизношения, нервные дети, гиперактивные дети, своевольные дети, застенчивые дети) Что делать? - консультация психолога

Слайд 7

Леворукий ребенок: рекомендации Если у ребенка что-то не получается, нужно взять его руки в свои и несколько раз вместе повторить нужное движение. При обучении письму можно воспользоваться калькой . Не забывайте – окно и лампа находятся справа от руки ребенка. Знайте, что счет «в уме» для левшонка занимает больше времени, чем у правшей, поэтому помогите ему овладеть таблицей сложения. Развесьте в разных местах квартиры таблички с математическими примерами на сложение в пределах 10-20 (1-2 классы). Место в классе – ряд у окна, место слева (1 вариант)

Слайд 8

Кружок «Веселый язычок»: исправляем недостатки звукопроизношения Делаем гимнастику для язычка, мышц губ и щек; Учимся правильно использовать слова в речи, изменять их; Развиваем мелкую моторику рук; Учимся находить нужный звук в слове; Учимся различать звуки на слух и правильно их произносить Количество детей 1 «А» класс 1 «Б» класс Нарушения ЗКР 12 чел. 46 % 10 чел. 43 % Чистая речь 14 чел. 13 чел.

Слайд 9

Уважаемые родители! Помните! Главное средство помочь вашему ребенку успешно учиться – это нормализовать режим . Это Вы можете!

Слайд 10

Режим дня первоклассника Режимные моменты Возрастная норма Сон ночной Сон дневной (по необходимости) С 20.30 до 7 часов (10,5 часов) После обеда (1 – 1,5 часа) Прием пищи 5 раз в день (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин) Учебные занятия в школе 4 часа (с 9 до 13 часов) Прогулка, спорт, подвижные игры 4 часа в день Домашние занятия (приготовление уроков) 1 – 1,5 часа

Слайд 11

Консультация для родителей составлена педагогом-психологом МОУ СОШ № 2 г. Торопца Тверской обл. А.Б. Александровой (2011-2014 учебные годы). При подготовке были использованы фотоматериалы сети Интернет, а также фотографии детей и педагогов МОУ СОШ № 2 г. Торопца Тверской обл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация первоклассника (рекомендации для родителей)

             Первоклассник - новый этап в жизни вашего ребенка… и вашей семьи, так как первый год обучения в школе является не только одним из самых слож...

Адаптация первоклассников. Советы родителям.

Школьная адаптация и связанные с ней трудности обучения у учащихся первых классов  Советы для родителей первоклассников....

Особенности адаптации первоклассников. Рекомендации для родителей.

Первый учебный год  - это перелом в жизни ребёнка. Он является одним из самых напряжённых  для всей семьи первоклассника....

Адаптация первоклассников. Советы родителям.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим...

Адаптация первоклассников. Рекомендации родителям

Дети, впервые переступившие порог школы, из организованного мира семьи, детского сада попадают в совсем новые условия разновозрастной многоликой школьной среды....

Адаптация первоклассников. Рекомендации родителям

Еще недавно ваш ребенок был совсем крохой и постоянно нуждался в поддержке и защите взрослого. С вашей помощью он осваивал первые шаги, получал простейшие навыки самообслуживания и поведения в обществ...

Буклет для родителей "Адаптация первоклассников" рекомендации

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...