Психодиагностика для определения уровня интеллектуальной, мотивационной, психологической готовности детей к школе
тест (1 класс) по теме

Маркарян Анна Вячеславовна

Психодиагностика

для определения уровня интеллектуальной, мотивационной, психологической готовности детей к школе.

 

Разработано педагогом-психологом

НОУ УМЦ «Вдохновение» Маркарян А.В.

(на основе работы Г.Е. Акимовой)

 

Ход работы: обследования проводятся, начиная со второй недели обучения в течение сентября.

Форма обследования: групповая, желательно наличие 1-2 помощников проводящему обследование. Частота предъявления проб — 1 раз в неделю в течение 30-40 минут.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_akimovoy.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Психодиагностика

для определения уровня интеллектуальной, мотивационной, психологической готовности детей к школе.

Разработано педагогом-психологом

НОУ УМЦ «Вдохновение» Маркарян А.В.

(на основе работы Г.Е. Акимовой)

Ход работы: обследования проводятся, начиная со второй недели обучения в течение сентября.

Форма обследования: групповая, желательно наличие 1-2 помощников проводящему обследование. Частота предъявления проб — 1 раз в неделю в течение 30-40 минут.

Описание проб:

I неделя

  1. «Графический диктант» (оценивается умение ребенка действовать по инструкции, уровень произвольной регуляции, пространственная ориентация, уровень отвлекаемости, утомляемости).

Стимульный материал: для каждого испытуемого — лист бумаги в клетку, на котором заранее поставлены точки, отмечающие начало работы (с одной стороны листа упражнения, с другой — для контрольного выполнения).

Инструкция испытуемым: «Сейчас вы будете рисовать под диктовку рисунок из прямых линий. Поставьте ручку в отмеченную на вашем листе точку. Проведите линию на одну клеточку вниз, теперь на две клеточки вправо, теперь на три клеточки вниз, теперь на две клеточки влево... Ручку от рисунка не отрывайте, провели линию — ждите следующей команды».

Во время установочного упражнения помощник проводящего обследование проверяет правильность выполнения задания. Затем дается указание испытуемым перевернуть листки и приготовиться к выполнению контрольного задания. Образец диктанта в приложении.

Оценка результатов:

5 баллов — безошибочное выполнение задания, высокий уровень произвольной регуляции, умение действовать по инструкции;

3 балла — 1-2 ошибки, достаточный уровень произвольной регуляции;

2 балла — 3 и более ошибок;

1 балл — если ошибок больше, чем правильно выполненных элементов, низкий уровень произвольной регуляции;

0 баллов — полное непонимание испытуемым инструкции, ребенок практически не включился в выполнение задания.

Примеры качественной оценки выполнения задания даны в приложении 1.

  1. «Запомни рисунки» (оценивается способность к произвольному запоминанию, объем кратковременной памяти).

Стимульный материал: таблица размером 45×75 см., состоящая из 12 клеток с предметными и символическими изображениями (образец в приложении 2). Каждому испытуемому дается заготовка таблицы для ответов размером 8×10 см.

Инструкция испытуемым: «Сейчас вы увидите таблицу с различными рисунками. Вы должны постараться запомнить как можно больше рисунков. После того, как я уберу таблицу, вы возьмете карандаши и в своей маленькой табличке зарисуете что вы запомнили, стараясь каждый рисунок располагать на своем месте, т.е. там, где он был на большой таблице».

Время предъявления: 30 секунд.

Оценка результатов: по количеству правильно воспроизведенных рисунков. Может учитываться также правильность расположения рисунков. N — 6 и более правильных ответов.

II неделя

  1. «Сложи круг» (оценивается способность производить определенные действия в уме, развитие пространственного воображения).

Стимульный материал: каждому испытуемому дается бланк с фигурами

Инструкция испытуемым: «В каждой строчке из фигур справа выберите и отметьте крестиком такие, из которых можно составить круг, данный на образце слева».

Оценка результатов: за правильно выполненную строку — 1 балл;

5 баллов — безошибочное выполнение задания, высокий уровень умения соотносить части и целое, развитие пространственного воображения;

4 балла — достаточный уровень;

3 балла – средний уровень;

1-2 балла — низкий уровень.

  1. «Корректурная проба» (оценивается устойчивость внимания, способность к распределению внимания, работоспособность ребенка).

Стимульный материал: фигурные таблицы

Инструкция испытуемым: «Наверху вашего бланка нарисованы 4 фигуры. Поставьте карандашом в квадрате горизонтальную линию, в треугольнике — вертикальную (первоклассникам показывается направление по горизонтали и вертикали на образце на доске), в круге — косую, ромбик оставьте пустым. По команде «Начинайте!» вы в каждой фигуре вашего бланка, просматривая строчки слева направо, будете ставить свой значок. Работать надо быстро и аккуратно».

Ход работы: 1 минута отводится на упражнение, время контрольного выполнения — 2 минуты.

Оценка результатов: по количеству просмотренных знаков и количеству ошибок. Например, ребенок просмотрел 30 знаков и допустил 2 ошибки. В пересчете на 100 знаков это составит:

х = (2 × 100) / 30 = 6,67

Помимо этого рассчитывается коэффициент продуктивности умственной работоспособности по формуле:

УР = с / (с + а),

где УР — умственная работоспособность;

с — количество просмотренных строк;

а — количество ошибок.

III неделя

  1. «Тест моторной персеверации» (оценка моторики ведущей руки, уровня сенсомоторной координации).

Стимульный материал: каждому испытуемому выдается лист бумаги в широкую линейку. В начале первой строки — образец из чередующихся треугольников, в начале второй строки — образец из чередующихся фигур (см. приложение 2).

Инструкция испытуемым: «По моей команде вы начнете заполнять первую строку фигурами по образцу: треугольник вершиной вниз, треугольник вершиной вверх и т.д. Когда я скажу «Стоп», вы перестанете работать, когда я вновь дам сигнал «Начали!», вы начнете заполнять вторую строку фигурами по образцу, который вы видите в начале строки».

Время работы: по 1 минуте на заполнение каждой строки.

Оценка результатов: по количеству выполненных знаков, качеству их выполнения, а также по проценту ошибок.

  1. «Продолжи ряд» (оценивается уровень развития логического мышления, мыслительных операций — анализ, обобщение, нахождение закономерностей — на образном материале).

Стимульный материал: 5 рядов по 3 фигуры в каждом наборном полотне либо на увеличенной таблице. С фигурами каждого ряда происходят какие-либо изменения: перестановки элементов либо изменение положения фигур, уменьшение или увеличение количества элементов в фигуре и др. Каждому испытуемому выдается листок для ответов. (Выбор рядов можно варьировать, усложняя или упрощая, в зависимости от конкретной ситуации).

Инструкция испытуемым: «Сейчас я покажу вам ряд из трех фигур. Вторая фигура в ряду похожа на первую и, в то же время, немного отличается от нее. Третья фигура похожа на вторую, но и чем-то отличается от нее. Какой должна быть, по-вашему, четвертая фигура в этом ряду? Зарисуйте эту четвертую фигуру в своем листке для ответов».

В начале пробы дается установочная серия из двух рядов, затем контрольная серия из трех рядов.

Оценка результатов: по количеству правильных ответов (по 2 балла за каждый правильный ответ, 1 балл — за частично выделенную закономерность).

5-6 баллов — высокий уровень;

3-4 балла — средний уровень;

1-2 балла — низкий уровень.

  1. «Палочки и крестики» (оценивается уровень саморегуляции, стиль учебной деятельности).

Стимульный материал: тетрадный лист в клетку с полями (для каждого испытуемого), на первой строчке сверху написан образец задания: 1+1+1–1+1+1–1+1+1 и т.д..

Инструкция испытуемым: «По моему сигналу вы начнете писать палочки и крестики как на образце, соблюдая следующие правила: переходи на другую строчку после знака «–» (минус), не пиши на полях, пиши каждый знак в одной клеточке, соблюдай расстояние между строчками в 2 клеточки». Правила разъясняются с помощью классной доски на образце.

Оценка результатов: 5 баллов — ребенок точно следует инструкции на протяжении всего задания, сам находит и исправляет ошибки, старается делать аккуратно, не спешит сдать работу по окончании, пытается еще раз проверить написанное;

4 балла — делает ошибки, но не замечает их, не старается исправить, не очень заботится о качестве выполнения задания, но стремится к успеху;

3 балла — безразличен к результату работы, не стремится исправлять ошибки, не соблюдает все правила инструкции;

2 балла — следует лишь некоторым правилам, но и их быстро забывает, делает работу хаотично.

Наблюдения за детьми в процессе диагностики

«Хочет ли ребенок идти в школу?» (тест для первоклассников)

Обратитесь к нему со словами: «Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты или нет с этими словами?»

  1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
  2. Мне интересно, какие у нас будут уроки.
  3. Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс.
  4. Мне бы хотелось, чтобы урок длился дольше, чем перемена.
  5. Интересно, что в школе предлагают на завтрак?
  6. Когда я пойду в школу, то буду хорошо учиться.
  7. Самое лучшее в школьной жизни — это каникулы.
  8. Мне кажется, в школе больше интересного, чем в детском саду.
  9. Мне хочется в школу, потому что ребята из моего дома уже учатся.
  10. Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году.

Если ребенок согласится с высказыванием, обведите его номер, а потом посчитайте количество положительных ответов.

При сумме 1-3 балла — ребенок полагает, что неплохо живет и без школы.

4-8 баллов — да, в школу хочется, но только в основном, он мечтает пока о новых играх и друзьях.

9-10 баллов — не стоит беспокоиться.

«Что я знаю о школе?»

  1. Как обращаются к учительнице?
  2. Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?
  3. Что говорят, если нужно выйти в туалет?
  4. Что такое урок?
  5. Как узнают, что время начинать урок?
  6. Что такое перемена?
  7. Для чего нужна перемена?
  8. Как в школе называется стол, за которым дети пишут?
  9. Где пишет учитель, когда объясняет задание?
  10. Что такое отметка?
  11. Какие отметки хорошие, а какие плохие?
  12. Что такое школьный дневник?
  13. В классе учатся дети одного возраста или разного?
  14. Что такое каникулы?

Важно, чтобы ребенок ответил принципиально верно, можно и без уточнений.

Ответы:

  1. По имени-отчеству и на «Вы».
  2. Молча поднять руку так, чтобы ее было видно.
  3. Поднять руку и сказать: «Извините, можно выйти?»
  4. Это то время, в течение которого дети учатся чему-либо новому: слушают объяснения учителя и ответы учеников, делают упражнения и не выходят из класса.
  5. Звенит звонок или колокольчик, коридоры пустеют, дети бегут в классы.
  6. Перемена — это перерыв между уроками.
  1. Перемена нужна для того, чтобы дети могли выйти из класса, поиграть, позавтракать.
  2. Дети пишут за партой.
  3. Учитель пишет на доске.
  4. Отметка – это цифра, которой оценивают успехи – правильно или неправильно, хорошо или плохо ученик выполнил задание.
  5. 1 (“единица”) – хуже не бывает;

2 (“двойка”) – плохо;

3 (“тройка”) – посредственно, удовлетворительно, не очень хорошо;

4 (“четверка”) – хорошо;

5 (“пятерка” ) – отлично.

В других странах бывают другие оценки: от 1 до 20 во Франции, в России в прошлом веке, наоборот, 1 была самой хорошей оценкой, а 5 – самой плохой, так же и в современной Германии.

  1. Дневник – это такая тетрадка, где имеется расписание уроков, дети записывают задание на дом, а учитель ставит отметки.
  1. В одном классе учатся обычно дети одного возраста – одного года рождения.
  2. Каникулы – это перерыв в учении на несколько дней в связи с праздниками, а также на все лето, после летних каникул дети идут в следующий класс.

Если ребенок ответил правильно на:

11-14 вопросов – в школьных правилах для него не будет неожиданностей.

7-10 вопросов – неплохо, но можно еще поговорить или почитать о школе.

4-6 вопросов – необходимо поподробнее поговорить о школьных правилах и вернуться к игре.

1-3 вопроса – а ходили ли Вы сами в школу? Поиграйте в ту же игру и попросите быть учителем кого-либо из знакомых!

ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА.

Изучение особенностей общения ребенка проводится методами наблюдения в естественных условиях по следующей схеме:

  1. Общение со взрослыми
  1. Как ребенок обращается к взрослому, называет ли взрослых по имени, отчеству, может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу, как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое, употребляет ли вежливые слова, какие и в каких ситуациях.
  2. Умеет ли разговаривать со взрослыми спокойно, глядя ему в лицо, слушать взрослого не перебивая, дожидаться своей очереди, чтобы что-то сказать.
  3. Насколько внимателен ребенок к взрослому, умеет ли вовремя прийти ему на помощь. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручения. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению к взрослому. Как и в каких ситуациях.
  1. Общение со сверстниками
  1. Насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться и прощаться, называет ли сверстников по имени, умеет ли общаться вежливо, спокойно, употребляет ли в общении вежливые слова, какие и в каких ситуациях.
  2. Внимателен ли к сверстнику: замечает ли его настроение, старается ли ему помочь, умеет ли не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать, считаться с его мнением.
  3. Как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, каким образом он их разрешает. Как себя ведет в конфликтной ситуации: кричит, дерется, обзывает, уступает, обращается за помощью к взрослому.
  4. Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные и доброжелательные по отношению ко всем детям; равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.

КАК РЕБЕНОК ВЫБИРАЕТ ПАРТНЕРОВ ПО ОБЩЕНИЮ

Подготовить несколько вариантов вопросов для выбора партнера в разных видах деятельности, например: “С кем хочешь играть? Кого хочешь поздравить с днем рождения? С кем ты хочешь пойти в школу? Сидеть за одним столом?” и т. д.

После того, как ребенок дал ответы, с ним беседуют о причинах выбора партнера. Для определения устойчивости общения и критериев общения опрос повторяют через 1-2 месяца.

Результат опроса относится к одной из 4-х групп:

  1. Осознанного мотива выбора нет, выделяется лишь общее положительное отношение к сверстнику, обычно отвечают: “Просто нравится”.
  2. Выбор производится на основе выделения положительных качеств сверстников: внешность, успешность выполнения той или иной деятельности, умение дружно играть, не драться, не ссориться, делиться игрушками.
  3. На первое место ставится интерес к совместной деятельности (обычно это игра).
  4. Выбор на основе выделения дружеских отношений.

В этом исследовании следует обратить внимание на осознанность выбора партнера (ребенок может указать причину), при этом предпочтение отдается 4 группе.

ТИП ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ

Тип общения ребенка:

  • практическое общение;
  • познавательное общение;
  • личностное общение.

Изучение волевых проявлений ребенка может осуществляться различными способами. Прежде всего, это наблюдение, которое проводят по следующей схеме:

  1. Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные взрослым, а также самостоятельно ставить цель и достигать результата. Причины, по которым цель не достигается.
  2. Умеет ли ребенок сдерживать эмоции (не заплакать, если больно) и непосредственные желания (помочь старшим, когда хочется играть, не перебивать старших и т.п.).
  3. Какие волевые качества у ребенка сформированы:
  • дисциплинированность: подчиняется ли ребенок общественным правилам поведения и деятельности; выполняет ли требования взрослого и на сколько точно он это делает; каковы причины невыполнения требований взрослого; как реагирует на требования (выполняет сразу, охотно, точно и правильно; выполняет не точно, после напоминаний; не выполняет; появляется негативная реакция); насколько осознанно выполнение общественных правил поведения и деятельности;
  • самостоятельность: умеет ли ребенок действовать без посторонней помощи (постоянно; в зависимости от ситуации и вида деятельности), не умеет;
  • настойчивость: умеет ли ребенок достигать цели в условиях неуспеха, затруднений, препятствий, доводить дело до конца; как реагирует на препятствие в деятельности;
  • организованность: умеет ли ребенок рационально организовывать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять;
  • инициативность: умеет ли ребенок выполнять деятельность по своей инициативе, в каких видах деятельности это проявляется и каким образом.
  1. Какие волевые привычки сформированы у ребенка: культурно-гигиенические, привычка к регулярному труду, к напряженной деятельности.

“ПОДАРОК”

Ребенку предлагают сделать подарок (бабушке, маме, знакомым и т.п.) своими руками. Это может быть рисунок. При этом ребенок сам выбирает способ исполнения (карандаши, фломастеры, краски), и основной замысел работы (сюжет, исполнение рисунка и т.д.). Перед работой просят рассказать ребенка о том, что и как он планирует сделать.

Дальше ведется наблюдение за процессом исполнения работы, отмечается сохранение первоначального замысла:

1 уровень – сохраняет до конца работы полностью;

2 уровень – возможны изменения некоторых деталей при сохранении первоначального замысла;

3 уровень – отказ от первоначального замысла, замена его другим;

4 уровень – полный отказ от работы.

Результаты психодиагностики наблюдений фиксируются в таблице:

№ п/п

Фамилия, имя, возраст

«Гра-фичес-кий дик-тант»

«Запом-ни рисун-ки»

«Сло-жи круг»

«Коррек-турная проба»

ТМП

«Палочки-крестики»

Наблюдения

моти-вация

обще-ние

воле-вые прояв-ления

Тесты для родителей

«Готовы ли Вы быть родителями школьника»

  1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
  2. Я опасаюсь, что мой ребенок будет часто обижать других детей.
  3. На мой взгляд, четыре урока — непосильная нагрузка для маленького ребенка.
  4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
  5. Ребенок может хорошо учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.
  6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться писать, читать и считать.
  7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
  8. Боюсь даже думать о том, что мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
  9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
  10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
  11. Начальная школа, по-моему, мало способна чему-либо научить ребенка.
  12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
  13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
  14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
  15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе».

Для обработки результатов воспользуйтесь таблицей. Для этого зачеркните номера тех вопросов, на которые Вы ответили положительно, а затем сосчитайте количество зачеркнутых номеров по каждому столбику отдельно. Полученную сумму запишите в нижней пустой клеточке каждого столбика. В графе «Всего» поставьте общее количество зачеркнутых цифр.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Всего:

Что означают полученные цифры?

Если сумма положительных ответов 4 или менее баллов — у Вас есть все основания с оптимизмом ждать первого сентября. Вы сами вполне готовы принять новую социальную роль вашего ребенка;

5-10 баллов — Вам желательно лучше подготовиться к возможным трудностям;

10 баллов и более — подумайте над своими ответами еще раз, возможно, Вам следует посоветоваться с психологом.

Что же означают суммы в столбиках таблицы? Обратите внимание на те, где сумма 2-3 балла.

1 столбик — по-видимому, необходимо заняться играми и заданиями, развивающими внимание, память, мышление, тонкую моторику.

2 столбик — обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок взаимодействовать с другими детьми.

3 столбик — можно предположить некоторые сложности, связанные со здоровьем Вашего ребенка, но есть еще время заняться закаливающими и общеукрепляющими упражнениями.

4 столбик — возможно, что у ребенка возникнут трудности во взаимопонимании с учителем.

5 столбик — Ваш ребенок недостаточно самостоятелен, может быть он излишне привязан к матери. Подумайте, может быть стоит отложить школу на год? Полезно также поиграть в школу.

Тесты для родителей

«Готов ли Ваш ребенок к школе?»

  1. Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
  2. Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней интересно учиться и он много узнает?
  3. Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
  4. Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
  5. Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинкам не короче чем из 5 предложений?
  6. Может ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
  7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
  8. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
  9. Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?
  10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
  11. Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?
  12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
  13. Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
  14. Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?
  15. Знает ли ребенок название диких и домашних животных?
  16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» —помидор, морковь, лук)?
  17. Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно — рисовать, лепить, собирать мозаику и т.д.?
  18. Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнить словесные инструкции?

Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

15-18 баллов — можно считать, что Ваш ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу.

10-14 баллов — Ваш ребенок многому научился, но рекомендуем обратить внимание на те вопросы, на которые Вы ответили отрицательно.

Меньше 9 баллов — постарайтесь уделить больше времени занятием с Вашим ребенком! По возможности посетите психолога!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность детей к школе

Материал подобран для проведения родительских собраний в 1 классе....

Программа психологических развивающих занятий "Психологическая готовность детей к школе"

Программа предназначена для групповой психологической работы с детьми 6-7 лет. Программа содержит учебно-тематический план занятий на учебный год. Занятия могут проводиться как с учащимися первого кла...

«Психологическая готовность детей к школе»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«Педагогическая психология»на тему:«Психологическая готовность детей к школе»...

Психологическая готовность детей к школе

При подготовке ребенка к школе важно сформировать у него не только потребность в познании нового, трудолюбие усидчивость, но и способность к волевым усилиям, социальную зрелость. Успешно учитья в школ...

Психологическая готовность детей к школе

Психологическая готовность детей к школе...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Методичсекие материалы о ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ...

Социально – психологическая готовность детей к школе. Условия формирования и учет в педагогической деятельности

Социально – психологическая готовность - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития психического и личностного развития ребенка и выступающее как важнейший итог псих...


 

Комментарии

Маркарян Анна Вячеславовна

Также в работе представлены 2 теста для родителей "Готовы ли Вы стать родителем первоклассника?"

Маркарян Анна Вячеславовна

Также в работе представлены 2 теста для родителей "Готовы ли Вы стать родителем первоклассника?"