Занятие кружка "Тропинка к своему Я"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Мулахметова Светлана Михайловна

Занятие по курсу "Тропинка к своему Я" (уроки психологии в начальной школе) на тему "Почему родители наказывают детей?" в 3 классе. Основная цель занятия: родители, как и все люди, имеют право на ошибки, могут устать и не всегда поступать правильно. Главное - это научиться прощать друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тропинка к своему Я25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие кружка внеурочной деятельности

 «Тропинка к своему Я»

Тема: Дети и взрослые. Почему взрослые наказывают детей?

Цель: предоставить учащимся возможность отреагировать свои чувства в отношении родителей, учителя, помочь осознать требования взрослых, принять взрослых такими какие они есть.

Ожидаемые результаты:

Коммуникативные УУД: 

  • учиться понимать эмоции и поступки других людей
  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  • учиться контролировать свою речь и поступки
  • учиться толерантному отношению к другому мнению
  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении
  • осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
  • формулировать своё собственное мнение и позицию

Ход занятия:

  1. Приветствие

Цель: обозначить начало занятия, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, подчеркнуть безопасность.

Правило конфиденциальности: то, что обсуждается на занятиях, не должно выходить за пределы класса.

  1. Введение в тему. Развёртывание темы

Цель: настройка на совместную работу, эмоциональное включение детей в тему занятия, развитие воображения.

Разминка

 «Сонное дыхание»

Дети закрывают глаза. Представьте, что вы спите и подышите так, как дышат люди во сне. Теперь как дышат люди, переживающие большую радость, сильно взволнованы,  рассержены. Как меняется дыхание в зависимости от настроения человека? 

«Мешок хороших качеств» (называют значимые (желаемые) качества для ребёнка)

На доске список хороших качеств: 

аккуратный, активный, бережливый,  благодарный, вдумчивый, вежливый, великодушный, верный, весёлый, внимательный, воспитанный, добрый, дружелюбный, заботливый, искренний, ласковый, мудрый, порядочный, спокойный,  скромный, справедливый, терпеливый, честный.

- Я буду бросать вам мяч, а вы должны выбрать одно хорошее качество для одного человека. Для кого – я вам скажу (мама, папа, сестра, брат, бабушка, друг, учитель)

«Занятия взрослых» (метод свободных ассоциаций)

 - Чем обычно занимаются дома мама, папа, в школе учителя?

  - Я буду называть разные чувства, а вы вспомните занятия, действия, поступки взрослых, с которыми связано названное чувство.

 - Радость, грусть, удивление, гнев, страх, уважение, раздражение, тревога, спокойствие, ревность, нежность, счастье.

 «Я сделал дело хорошо»

- Я буду бросать мяч, и каждый, кому он достанется, должен быстро назвать одно из школьных или домашних дел, которые ему удалось сделать на этой или прошедшей неделе хорошо.

 - А было ли у кого-нибудь такое дело, которое не получилось сделать хорошо?

 - Как взрослые отреагировали на это?

 - А кого-то наказывали?

  1. Основная часть. Индивидуализация темы

Цель: актуализация индивидуального опыта, научить детей понимать своё эмоциональное состояние, выражать свои чувства и понимать чувства других людей.

- Как взрослые наказывают вас?

- Почему бывает, что взрослые  иногда наказывают детей?

- Помогают ли наказания вам исправляться?

- Продолжите фразы:

«Если ребёнок в чём-то провинился, нужно…»

«Когда я провинюсь, мои родители…»

«Когда мои дети будут себя плохо вести, я…»

- Что вы чувствуете, когда вас наказывают?

- Как вы думаете, можно ли совсем обойтись без наказаний.

- Можно ли наказать ребёнка, не обижая его?

- Какими способами можно помочь ребёнку исправиться?

- Почему взрослые наказывают детей?  (неприятности на работе, плохое настроение)

(Взрослые как и все люди могут ошибаться и не всегда поступать правильно. Главное – понять почему человек так поступил и простить его).

  1. Завершение занятия

Цель: углубление самопознания, снятие эмоционального напряжения, закрепление положительных эмоций, релаксация, подведение итогов

Направленное рисование (облегчает процесс самораскрытия детей и процесс принятия решений).

Работа со сказкой  «Простить маму» (А.Шмидт) стр. 179

Рисование своих чувств, эмоций под  музыкальное сопровождение.

- Что чувствуете теперь?

Что вы поняли из нашего разговора?

Помогло ли вам наше занятие? Чем?

- Как вы поняли, почему взрослые наказывают детей?  

Наши дети становятся жертвами наших былых отношений с родителями. Чтобы воспитывать ребенка «по-новому», чисто, светло — нужно самому стать чистым и светлым человеком, не обремененным обидами и претензиями, агрессией и непрощением. И освободиться от этого — просто. Как бы странно для тебя это ни звучало, но действительно — освободиться от обид и простить родителей гораздо проще, чем жить с постоянной болью в сердце, с ненавистью или с непринятием.
Потому что освободиться — значит простить. А простить — значит понять. Понять, почему они это делали. Зачем они это делали.
А они просто были такими, какими были. И воспитывали нас так. как умели. Как могли, будучи такими, какими они были. (Как делаем сейчас и мы.) И не наученные никем, не подготовленные никем к воспитанию ребенка — они неминуемо (как и мы сейчас), делали ошибки, чаще всего даже не замечая, что делают их.
Мало того, наши родители еще меньше нас были научены воспитывать детей. Если ты делаешь ошибки в воспитании сейчас, во время, когда появилось огромное количество литературы о воспитании детей, когда есть программы на радио и на телевидении, посвященные воспитанию детей, есть тренинги, помогающие овладеть грамотным обращением с ребенком — то что могли знать наши родители, жившие во времена ограниченности и дефицита?
Они были еще менее подготовлены, менее развиты. Поэтому и делали это так, как могли делать.
И все. что они делали по отношению к тебе, они делали (как и ты сейчас!) — из самых лучших побуждений. Они делали это потому, что желали тебе добра, хотели сделать тебя хорошим человеком. И они свято верили — что именно этими методами и делаются по-настоящему хорошие люди!
Мало того, само время, в которое жили наши родители, их родители — наши бабушки и дедушки, во многом определило их неумелость, поспешность, неграмотность воспитания. Поколения наших родителей, наших дедушек и бабушек выросли в стране, в которой всегда был нужен маленький, исполнительный человек, послушный, «как все». Никто не ставил задачи формирования яркой, сильной личности, отстаивающей свои взгляды и убеждения Такой — какими нужно быть сейчас, в настоящее время.
Поколения людей в нашей стране воспитывали послушных, удобных детей. Сама страна формировала послушных удобных людей, исполнителей, «винтиков», послушно поднимающих руки на голосовании и соглашающихся с политикой партии и правительства На это работала целая система воспитания, начиная от детских и молодежных организаций, заканчивая семьей.
Наши дедушки и бабушки, наши папы и мамы не знали, что мы, их дети и внуки, будем жить в другом строе, где нельзя быть маленьким и послушным, где нужно быть уверенным, сильным, активным, где нужно уметь стоять за себя, отстаивать свои позиции, достигать свои цели. Наши родители выполняли, хоть и неосознанно, социальный заказ социума, страны, в которой они жили. И мы. современные родители, до сих пор «заражены» этой целью, хотя не осознавали ее.
Кроме того, поколения наших родителей и бабушек выросли во времена трудностей, лишений, ограничений, когда нужно было просто выживать, прокармливать семью и детей. Даже рамки жизни на одну зарплату с невозможностью дополнительного заработка — уже ужесточали их жизнь и ожесточали сердца
Наши родители, жившие в ситуации недостаточности, материальных ограничений, вынужденные, как говорится, в поте лица добывать хлеб свой — не успевали, не имели сил и возможностей заниматься нами, выражать нам любовь и поддержку в той степени, в которой мы нуждались в них.
Мне хорошо запомнился один из участников тренинга, мужчина, с горечью рассказывавший о равнодушии, бесчувственности родителей. Они работали на заводе и, как все заводские, имели небольшой земельный надел. На нем сажали картошку, овощи — времена были трудные, дачные участки и такие вот наделы были необходимостью того времени. И с весны по осень каждый день после работы семья — родители и мальчик-школьник — встречались у проходной, чтобы вместе идти работать на этом участке. Всегда — в пять часов вечера
— Я ушел в армию, меня не было дома два года Наконец, я вернулся, пришел домой, из дома позвонил маме на завод.
— Мама. — радостно сказал я, — я вернулся!
— Хорошо, — сказала она — Тогда в пять часов у проходной...
Рассказывая об этом случае, мужчина не мог сдержать горечи: так встретить его после двухлетней разлуки!
Да. наши родители действительно были иногда сухими, бесчувственными. Но какими они могли еще быть, озабоченные выживанием'? Не дай Бог нам жить в такие трудные времена, когда «не до жиру — быть бы живу!» Можем ли мы осуждать их за это? И даже после времен бедности и лишений многие наши родители вынуждены были гнаться за материальным достатком (чтобы и нам создать более обеспеченную жизнь!) — и всегда ценой ограничения времени на общение, близость, понимание, так необходимые нам. И мы сами сейчас продолжаем гнаться за материальным достатком, находимся в постоянной гонке по жизни. И нам некогда — и нечего отдать, выразить нашим детям Потому что сердца наши наполнены не любовью, а постоянной суетой, тревогами, сомнениями о завтрашнем дне. желании больше заработать. Мы не далеко ушли от наших родителей. Так имеем ли мы право осуждать их? 
Наши родители были такими, какими были. Они были такими, как их воспитали. Наших родителей такими воспитали их родители, которых воспитали их родители, которых воспитали такими их родители. Можно дойти, как говорится, до пятого колена, хоть до предков- неандертальцев Можно всех обвинять. Но зачем?
Нет смысла кого-то обвинять. Есть смысл нам сами делать по-другому, «по-новому». Они не виноваты в том. что проявлялись так. как проявлялись. В этом скорее, их беда Как можно их за это осуждать? Можно только пожалеть, что они были такими, какими были. Что они прожили такие жизни, какие прожили. Что они и сейчас получают последствия своего воспитания Можно только сочувствовать людям, которые прожили свои жизни не наполненными любовью.
Обвинять родителей за то. что они так относились к тебе — все равно, что обвинять их, что они говорили с тобой на том языке, на котором они с тобой говорили — на русском, украинском или казахском
Они говорили на нем, потому что сами родились в семье, где говорили на этом языке. И ты, родившись у этих родителей, — тоже начал говорить на нем и сейчас говоришь. И никто не виноват в этом. Просто ты попал в место, где говорили на таком языке. Но сейчас ты вырос и узнал, что есть еще другие языки. И ты можешь научиться говорить на этих языках, если начнешь учиться.
И в воспитании то же самое. Язык критики, язык непринятия, на котором с тобой говорили твои родители, которому научили их родители, уже устарел. И ты можешь научиться другому языку. Языку любви.
Но прежде надо взять на себя ответственность за те отношения, которые ты хочешь создать с твоим ребенком. И не оправдываться тем, что тебя этому не научили, что твои родители тебе что-то не дали. Они дали то. что могли. Но ты сейчас, осознав все их и свои ошибки, можешь дать своим детям гораздо больше 
Есть еще один способ простить наших родителей. Этот способ — почувствовать к ним благодарность.
Наши родители совершили самый главный и замечательный по отношению к нам поступок —
они дали нам жизнь.
ОНИ ДАЛИ НАМ ЖИЗНЬ.
ОНИ ВПУСТИЛИ НАС НА ЭТОТ СВЕТ.
Только благодаря им мы живем сейчас и можем любить и радоваться, и рожать детей, и узнавать новое.
Они открыли нам целый мир под названием ЖИЗНЬ.
И этот их поступок — оправдывает, прощает им все последующие ошибки и прегрешения Тем более что за всеми их поступками и прегрешениями не было злых умыслов Они любили нас как могли. И воспитывали, как умели. И очень старались воспитать нас хорошими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию кружка "Сувениры своими руками"

Технология изготовления цветов из гофрированного картона. Магнитик на холодильник....

Технологическая карта внеклассного занятия "Я - хозяин своего здоровья".

Зачётная  работа на курсы повышения квалификации....

Занятие Сделаем сами своими руками

Занятие предназначено для детей младшего возраста...

Коррекционные занятия Занятие по книге О.В. Хухлаевой "Тропинка к своему Я" "ДРУЖБА - это помощь"

Коррекционные занятияЗанятие по книге О.В. Хухлаевой "Тропинка к своему Я""ДРУЖБА - это помощь"...

Презентация внеурочного занятия в 3 классе занятия "Догадайся сам,загадай своим друзьям"

Цель: создание условий для развития творческого потенциала учащихся с помощью  самостоятельного создания загадок про овощи и фрукты. Учебные задачи :...

Конспект занятия: «Учимся контролировать свои эмоции»

Треннинг "Учимся контролировать свои эмоции"...

Открытое занятие «Новогодние игрушки своими руками»

Цель занятия: Формирование интереса к истории, традициям и обычаям празднования Нового года в  процессе изготовления новогодних игрушек.Задачи занятия:Обучаемые:закрепить умение использовать...