Выступление на форуме: «Психологическое сплочение коллектива учащихся в процессе внеклассной воспитательной работы».
консультация на тему

Круглова Ольга Валерьевна

«Сплочение коллектива учащихся в процессе внеклассной воспитательной работы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon splochenie.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

«Сплочение коллектива учащихся в процессе

внеклассной воспитательной работы».

Школьный ученический коллектив представляет особую организационную форму коллективного объединения всех учащихся на основе учебной деятельности. Большое место в жизни школьного коллектива, кроме того, занимает внеклассная деятельность учащихся, которая осуществляется по классам, а также охватывает учащихся всей школы или нескольких классов.

Ученический коллектив имеет признаки любого коллектива. Однако ему присущи специфические особенности, в качестве которых можно выделить следующие:

1. Деятельность ученического коллектива направлена на самих себя, на воспитание каждой личности и всех учащихся, подготовку их к труду и общественной работе, тогда как деятельность других коллективов направлена на объекты, лежащие за их пределами (производство, спорт, оборона страны и т.д.).

2. В ученическом коллективе объектом и субъектом обучения и воспитания являются учащиеся, а центральной фигурой этого процесса выступает педагог, так как деятельность учащихся не сводится к самообучению и самовоспитанию. Процесс обучения и воспитания невозможен без взаимодействия "учащийся - педагог".

3. Особенность ученического коллектива состоит и в том, что основной вид деятельности школьников - учение, которое организует и сплачивает их единством цели, формами и методами обучения и воспитания.

4. Ученический коллектив характеризуется однородным возрастным составом, обеспечивающим общность интересов, взаимопонимание и относительную психологическую совместимость.

Процесс формирования коллектива требует постоянной и систематической работы, как коллектива педагогов, так и самих учащихся.

Эта работа связана, прежде всего, с реализацией следующих психолого-педагогических условий:

- поддержанием благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

- учетом личностных особенностей каждого учащегося;

- реализацией отношений сотрудничества педагога и коллектива учащихся;

- использованием форм и методов, позволяющих поставить учащихся в активную позицию в процессе коллективной деятельности.

Реализация этих условий предполагает построение системы работы с коллективом, которая может включать в себя различные формы организации внеучебной деятельности. Такие, как: специально подобранные тренинговые занятия, которые ориентированы на улучшение групповой атмосферы, получение дополнительной информации учащимися друг о друге, на сплочение коллектива, установление прочной обратной связи, повышение активности членов коллектива; деловые игры, главная цель которых - выработка совместного коллективного решения, вовлечение всех членов коллектива в дискуссию; организация и проведение общественных мероприятий и т.д.

Рассмотрим подробно формы организации учебной деятельности:

Групповые занятия по формированию сплоченности коллектива являются своеобразным мостиком в личностном развитии, который обеспечивает преемственность прошлого и будущего в настоящем. Они способствуют развитию рефлексии, навыков групповой работы, креативного стиля мышления. Также способствует формированию положительной групповой динамики и соответствующего благоприятного социально - психологического климата. На занятиях происходит усвоение и закрепление ценностей (норм) коллектива, как неотъемлемой составляющей класса.

Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Классный час является прямой формой общения педагога с учениками. Возможны совершенно различные виды классных часов. Классный час может проводиться в форме классного собрания, воспитательного часа, экскурсии или тематические лекции. Преимущества хорошо организованного и продуманного классного часа очевидна. В рамках классного часа можно общаться одновременно со всеми учащимися класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать за их реакцией. Результативность классного часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства учащихся, так и на мнение небольшой группы ребят. Иногда, в ходе индивидуальной работы с учеником, педагог часами не может добиться такого успеха, который можно получить в ходе классного часа. Ведь для ребят, особенно подростков, мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.

Организация и проведение общественных мероприятий также является формой работы по сплочению ученического коллектива. В процессе общих дел у учащихся появляется взаимопонимание и взаимоподдержка друг друга.

Чтобы помочь ребенку чувствовать себя комфортно в классе, а также строить и поддерживать приемлемые отношения с педагогом и одноклассниками, были разработаны следующие рекомендации:

1. Создать в классе единую систему традиций и ценностей.

Для этого можно предложить детям ответить на вопросы анкеты:

Каким, по твоему мнению должен быть дружный класс?

Как сделать так, чтобы класс стал дружным?

Какие традиции есть в нашем классе?

Назови твои "можно" и "нельзя" в классе.

Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными?

2. Ввести традицию обратной связи.

В конце каждой четверти и в конце года дети пишут записки, где могут задать вопрос, написать что-то наболевшее, о чем не могут сказать вслух. На основе этого педагог планирует воспитательную работу.

3. Создать "ящик пожеланий".

Проводить как можно больше традиционных внеклассных мероприятий, например:

  • Традиция учащихся класса под названием "Я пришел в этот день в этот мир"(совместно отмечать праздники, дни рождения).
  • Традиция быть всем классом всегда рядом с тем, у кого в жизни наступили трудные дни.
  • Традиция походов и экскурсий на природу, по памятным местам своего отечества, своей страны.

4. Особую работу следует вести с " отвергнутыми" детьми.

Попытаться привлечь их к совместной деятельности класса.

Найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности.

Чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

5. Работа в группах.

На уроках можно организовать работу по подгруппам, причем в каждой должны быть как "сильные", так и "слабые" ученики. Группа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивация на достижение, а между группами необходим момент соперничества.

6. Распределение между учащимися поручений.

Для этого ученики на доске пишут слова, которые являются знаковыми для определения будущих поручений. Затем ребята определяют, какое постоянное поручение в классе они хотели бы выполнять.

- дежурные по классу, по школе, по этажу;

- медицинская служба класса - фиксируют пропуски занятий, сдают медицинские справки в мед кабинет, организуют посещение больных ребят;

- библиотечная служба класса - помощь в подборе литературы для сценариев классных дел, анализ читательских интересов класса;

- дежурные по столовой и гардеробу;

- хозяйственная служба класса;

- служба озеленения;

- сценарная группа и т.д.

 

Список используемой литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Просвещение, 2001. – С.24.

2 Голованова, Н.Ф. Общая педагогика [Текст]/Н.Ф.Голованова. Санкт- Петербург,2005. – С.227.

3 Донцов А.И. О понятии группы в социальной психологии [Текст] / А.И. Донцов//Социальная психология: Хрестоматия /Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.:Просвещение, 2003. – 234 с.

4. http://www.proshkolu.ru/user/olganikina/blog/134149/

5. http://ruk.1september.ru/article.php?ID=200801304

6. http://www.bestreferat.ru/referat-138152.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сплочение коллектива учащихся в процессе внеклассной работы"

Все мы знаем, что каким вырастет ребёнок, как  сложится его дальнейшая жизнь, в большей степени зависит от семейного воспитания, но немаловажную роль играет ра...

Психологическая игра « Мы » по сплочению коллектива в классе

ЦЕЛЬ: игра направлена на сплочение класса. Задачи:-Создать условия для доверительных взаимоотношений.-Предоставить возможность вступить во внутригрупповое сотрудничество и взаимодействие.-П...

Проект: "Сплочение коллектива учащихся и их родителей через вовлечение в совместную творческую деятельность"

Педагогический проект: "Сплочение коллектива учащихся и их родителей через вовлечение в совместную творческую деятельность"...

Психологические игры на сплочение коллектива для детей - групповая сплоченность

Цели: Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это — проблема. В этой игре все участники получа...

Формирование сплоченности коллектива учащихся младших классов

Детская группа является формой жизнедеятельности и общения детей в школе. Правильно организованный детский коллектив (не любая группа детей, а коллектив в строгом смысле этого слова как содружество ли...

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся как основа воспитательной работы в школе

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися...

Формирование сплоченности коллектива учащихся младших классов

Важным периодом становления личности ребенка приходится в его школьные годы. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие л...