Родительское собрание «Впереди – пятый класс»
консультация (4 класс) на тему

Дорофеева Марина Михайловна

Цели: ознакомить родителей с возможными трудностями, воззникающими у детей при переходе в 5 класс; расскрыть особенности обучения в пятом классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_vperedi_pyatyy_klass.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание  «Впереди – пятый класс»

 Цель:

- ознакомить родителей с возможными трудностями, возникающими у детей при переходе в 5 класс,

- раскрыть особенности обучения в среднем звене школы.

Ход собрания

1.      Вступление

Скоро закончится  обучение ваших детей в 4 классе. Впереди – переход в 5 класс, на вторую ступень обучения. Пятый класс для ребёнка — это довольно сложный этап в его личностном и эмоциональном взрослении. Это этап изменений, затрагивающий не только личностные особенности ребёнка, но и все его психические функции и состояния.

Переход учащихся из начальной школы в среднее звено справедливо считается кризисным периодом. Этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

 2. Основная часть

Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.

На какие моменты стоит обратить внимание родителям?

- Переход в среднюю школу - это иногда в прямом смысле "новые стены". Ведь начальные классы расположены на  отдельном этаже  здания или в отдельном корпусе. Первое время ребятам  трудно привыкнуть к кабинетной системе, поэтому они должны знать, где расположено расписание уроков. В нём указаны предметы и номера кабинетов. Уже сейчас приходя в школу, вы можете научить своих детей «ориентироваться» в расписании.

- При переходе в среднее звено  происходит "смена статуса": в начальной школе четвероклассники были самыми старшими и умелыми, а в 5 классе оказываются в позиции самых маленьких.

- В пятом классе расширяется круг изучаемых предметов, объем и сложность материала, который нужно усваивать. То, что раньше давалось легко, теперь может потребовать гораздо больших усилий. Нежелательно в начале учебного года детей записывать на новые секции, в музыкальную школу, чтобы не было переутомления.

-Один из «подводных» камней - привычка к контролю

В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации с другими учителями (например, ребенок забыл физкультурную форму, не принес учебник иностранного языка). Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения.

В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями.  

С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет, и на классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе.

Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, должны  будут совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни.

Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Все это, естественно, ведет к дезадаптации. У нас с вами ещё есть время приучить детей к самостоятельности, развитию навыков самоконтроля.

-  При переходе в пятый класс происходит изменение требований. 

Еще усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетрадки, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделить зеленой ручкой, преподаватель математики – карандашом. И т.д. Как быть в этом случае? Во-первых, постарайтесь увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые по началу так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности – а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» - норма вещей. Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким

- Сами учителя очень различаются по своим особенностям - стилю общения, темпу речи, требованиям. Одному нравится, когда ученик при ответе высказывает собственное мнение. Другой - требует буквально придерживаться текста учебника. Один не придает особого значения аккуратному ведению тетради, другой постоянно снижает оценки за небрежность.

ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на качество успеваемости в пятом классе, существуют и другие.

Физиологические изменения

Ребенок начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени.

Неуверенность в себе

Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях «переходит» с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать. Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий.

Помочь ребенку преодолеть эти трудности, почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобравшись в их причинах.

Личные проблемы

Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста — психолога.

Отсутствие способностей

Скорее речь идет об отсутствии у ребенка каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах.

Отсутствие интереса

Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.

В этом случае родители могут постараться наглядно показать ребенку смысл изучения того или иного предмета. Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие применения школьных знаний: например, без таблицы умножения очень сложно сосчитать, сколько денег понадобится на покупку продуктов. А знание алфавита помогает ориентироваться в каталогах и энциклопедиях.

Разгадывание кроссвордов требует наличия определенных знаний на уровне школьной программы (географии, истории, литературы). Можно попросить у ребенка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках.

Какую же помощь могут оказать родители своим детям в период адаптации?

  • В период адаптации обеспечьте ребенку спокойную, щадящую обстановку, соблюдайте четкий режим, т. е. сделайте так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал вашу  поддержку и помощь.
  •  Если процесс адаптации затянулся более 2-3 месяцев, обращайтесь к учителю,  психологу.
  • Основное внимание уделяйте  развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.
  • Поддерживайте веру ребёнка в себя, в свои способности, возможности, в положительные стороны характера.
  •  На первых порах помогайте и в подготовке домашних заданий (даже, если  в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей  в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в среднем звене.
  •   Никогда не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Наоборот, между вами установятся доверительные отношения.
  •  Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка каждый день, а не только  в конце недели, подписывая дневник, и не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.
  • Не ждите следующего родительского собрания. Почаще получайте информацию "из первых рук". Найдите время подойти к классному руководителю. Учитель скажет вам правду и даст необходимый совет.
  • Если возникла проблемная ситуация, никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не спешите  выносить поспешный приговор. Лучше отправляйтесь в школу и вместе с учителем разрешите  возникшую ситуацию. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает, прежде всего, не школа, а семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.
  • Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей.
  • Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

3. Заключение

Мною как психологом запланирована работа по подготовке детей  к обучению в пятом классе. В феврале-марте будет проведена диагностика, которая поможет выявить интеллектуальные и личностные особенности учащихся влияющих на успешность обучения. С результатами психологического заключения вы будете ознакомлены в индивидуальном порядке. С учащимися, испытывающие затруднения будет проводиться индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа.  В четвёртой четверти для всех четвероклассников пройдёт ряд тренингов «По дороге в 5 класс». Ваша задача обеспечить явку детей на данные мероприятия. Спасибо за внимание. Буду рада услышать ваши предложения и пожелания на будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа к родительскому собранию "Впереди 5 класс"

Беседу "Впереди 5 класс" можно предложить родителям на последнем родительском собрании в начальной школе. Здесь же советы психологов "Поможем детям учиться" и обобщенный опыт родителей по воспитанию о...

Родительское собрание "Впереди пятый класс"

1 часть. Беседа на родительском собрании в конце 4 года обучения.2 часть. Презентация о навыках, которые должны быть у выпускников 4 класса....

Родительское собрание " Впереди 5 класс".

Родительское собрание«Впереди – пятый класс» «Пришла пора проститься с партой школьной,Доской, учебниками, классом дорогим.Признаюсь вам, сейчас, мне очень больноОстаться, без ребят, уж очень дор...

Родительское собрание "Впереди 5-ый класс"

Родительское собрание "Впереди 5-ый класс"...

Родительское собрание "Впереди 1-ый класс"

Родительское собрание "Впереди 1-ый класс"...

Родительское собрание "Впереди - пятый класс".

Цель:  - ознакомить родителей с возможными трудностями, возникающими у детей при переходе в 5 класс;- раскрыть особенности обучения в среднем звене школы....

Родительское собрание "Впереди - пятый класс"

Родительское собрание "Впереди - пятый класс" для родителей учеников 4 класса...