Формирование нравственности у школьников.Основные методы нравственного воспитания
статья на тему

Леденева Оксана Юрьевна

Раскрывается проблема нравственного воспитания. Кратко рассматриваются основные методы нравственного воспитания: метод убеждения, метод коррекции поведения, метод игровых ситуаций, метод стимулирования, метод  воздействия на эмоциональную сферу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Леденёва Оксана Юрьевна,

педагог-психолог,

 МОУ СОШ №1 п. Пангоды,

Надымский район, ЯНАО

Формирование нравственности у школьников. Основные методы нравственного воспитания

В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания. Нравственные ориентиры претерпевают многочисленные изменения, зачастую это выражается в бездуховности, безверии, агрессивности. Как и во всем мире, половая мораль стала в России достаточно свободной.

Поэтому проблемы нравственного воспитания  школьников актуальны в наше время. Нельзя не согласиться с В. Г. Белинским «Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное».

 Психолог А.З. Рахимов считает, что после школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности.

Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно.

 В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль – это нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение.

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека».

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Одна из задач нравственного воспитания школы – правильно организовать деятельность ребёнка.

Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.

В воспитательной деятельности большое место занимают основные формы  метода убеждения. Этические беседы обогащают моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, знакомят с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей. Повышению эффективности этических бесед способствуют высокий нравственный и культурный уровень взрослого, его эмоциональность в подаче материала, умение вызвать учащихся на откровенность, заставить проникнуться доверием к воспитателям.

Наряду с систематическими беседами проводятся и эпизодические беседы, связанные с обсуждением поступков учащихся. Такой разговор следует проводить сразу после совершения поступка.

Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей.

В целях убеждения используются книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи.

Метод коррекции поведения  направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношения к людям.

В качестве модификации этого метода можно рассматривать пример. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Поэтому пример - наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся.  

Жизнь  дает  не  только  положительные,  но  и  отрицательные  примеры. Вовремя  к  месту  приведенный негативный  пример  помогает  удержать  воспитанника  от  неправильного  поступка,  формирует  понятие  о  безнравственном.

Необходимо использовать примеры из жизни и деятельности некоторых знаменитостей.

Процесс нравственного воспитания обязательно включает в себя приучение воспитанников к выполнению норм и правил общественной морали, выработку и закрепление у них устойчивых привычек поведения. Достигается это прежде всего упражнением.

Целесообразны упражнения в форме организации положительных поступков. Например, ученику поручается навести больного товарища, помочь отстающему в учении.

Серьёзное влияние  на формирование поведения оказывает выполнение различных общественных поручений. Ещё Н.Г. Чернышевский утверждал, что «…занятия важными общественными делами есть наилучшая школа для развития в человеке всех истинно человеческих достоинств».

Метод игровых ситуаций

Игровые ситуации позволяют легко, увлекательно, без назойливого дидактизма взрослых усваивать на практике правила поведения. «Игра, - говорил А.С. Макаренко, - имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». Игра учит проявлять инициативу, действовать в интересах коллектива, подчиняться и руководить.

Методы стимулирования

 В основе этих методов лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования распространены поощрение и наказание. Поощрение применяется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Наказание состоит в наложении дополнительных обязанностей; лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения. Наказание должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их.

Методы воздействия на эмоциональную сферу

 Предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. Внушать - это, значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека.  

   В своей работе с целью развития нравственности  у младших школьников традиционно использую технику коллажа. Перед Днём Победы учащиеся 4-х классов в группах делают коллажи на тему «Миру Мир!!!». Технология «коллажирование» является эффективным методом работы с личностью. Данная технология выявляет актуальное содержание самосознания, личностные переживания и позволяет решать большой круг задач, а именно: выразить свое понимание темы, свои мысли, свои взгляды; развить художественные способности и повысить самооценку; проработать мысли и чувства.

Нужно  отметить,  что  в  реальных  условиях  педагогического  процесса  методы  воспитания  выступают  в  сложном  и  противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет  гармонично  организованная  их  система. Методы нравственного воспитания должны быть взаимосвязаны с жизнью.

 Воспитывать надо постоянно, требовательно, настойчиво, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.  

Список  литературы:

  1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании // Педагогика, 2005, №2. - С. 67-68.
  2. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образовании, 2003, №3. - С. 9-12.
  3. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
  4. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека // Стандарты и мониторинг в образовании, 2002, №6. - С. 3-6.
  5. Хаткевич О.А., Минич О.А. Поговорим о нравственности. - Минск: ООО «Красико-Принт», 2004. - 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы нравственного и гражданского воспитания в начальной школе в условиях модернизации образования.

Жизнь заставляет  пересматривать подходы к образованию. По требованиям новых стандартов перед  школой стоит задача подготовить  такого человека, который не только над...

Из опыта формирования нравственного поведения младших школьников методом игры

Игра - личностно ориентированный метод воспитания. Косвенность воздействия этого метода позволяет ребенку чувствовать себя не объектом воздействия взрослого, а полноправным субъектом деятельности. Нек...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...

Методы нравственно-патриотическое воспитание обучающихся начальных классов.

В статье рассмотрены основные аспекты нравственно-патриотического воспитания в младших классах. Подчеркнута актуальность патриотического воспитания, основанного на истории родного края. Даны рекоменда...

Эффективные методы нравственного воспитания детей

аспекты нравственного воспитания...