Программа психокоррекционной помощи при недостатках развития памяти и внимания учащихся начальной школы.
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Бардина Ирина Борисовна

В процессе обучения по программе  учитываются  индивидуальные особенности  познавательных процессов  и осуществляется дифференцированный подход к детям  с различным когнитивным стилем( импульсивным и рефлексивным ).Для импульсивных детей рекомендуется замедление темпа учебного процесса , проговаривание учебных действий и операций . Для рефлексивных- дозирование учебной информации , характер заданий .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_psihokorrekts._pomoshchi.doc261.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                ПРОГРАММА    ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ

 ПОМОЩИ  ПРИ   НЕДОСТАТКАХ   РАЗВИТИЯ   ПАМЯТИ  И   ВНИМАНИЯ

                                    УЧАЩИХСЯ  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЫ .

О ПРОГРАММЕ

Для успешного вхождения младшего школьника в учебную деятельность необходимо целенаправленное формирование трех компонентов последней – интеллектуального , эмоционального , волевого – на протяжении всех лет начального обучения. При этом через совершенствование одного  из компонентов  развиваются два других . Особенно ярко это проявляется в процессе становления эмоционального и волевого компонентов .

Для развития интеллектуального компонента необходимо :

1. Давать учащимся знания о различных знаковых системах и способах перевода  из одной системы в другую (для кодирования)

2. Давать знания о том что такое прогноз, о соответствии причины и следствия , знакомить с возможными вариантами решения одной и той же задачи (для прогнозирования ).

3. Формировать определенный  уровень понятий , правил : расширять знания , позволяющие увидеть общее в предметах , явлениях , действиях .

Для развития эмоционального компонента необходимо :

1. Формировать осознанное отношение к прогнозированию , кодированию , переносу для достижения интересующей ученика цели .

2. Поддерживать положительный эмоциональный опыт при использовании свойств , создавая для этого условия учебной деятельности (занимательные задания , введение мотивов их выполнения )

3. Учить прогнозированию результата деятельности .( Увеличивается число учащихся , использующих несколько вариантов.)Для этого сначала надо ставить цель, а потом давать уже задание. Детей также учат нескольким вариантам выполнения задания .

Для развития волевого компонента необходимо :

1. Учить детей осознанно принимать предложенную цель задания  или самостоятельно ее ставить.

2. Варьировать объем заданий , степень их сложности , время выполнения , меру и форму помощи со стороны взрослого.

В процессе обучения по программе  учитываются  индивидуальные особенности  познавательных процессов  и осуществляется дифференцированный подход к детям  с различным когнитивным стилем( импульсивным и рефлексивным ).Для импульсивных детей рекомендуется замедление темпа учебного процесса , проговаривание учебных действий и операций . Для рефлексивных- дозирование учебной информации , характер заданий .

 Предлагается  специальная методика развития названных компонентов учебной деятельности, на материале уроков русского языка.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ  ЗАНЯТИЙ  - 20- 25 занятий  по 40 -60  минут. Два раза в

 неделю, в этом случае  цикл занятий завершается к концу  2 четверти .

МЕСТО  ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ  ПЛАНЕ – занятия проводятся  для  учащихся

  2 классов как  факультатив ( по согласованию  с родителями детей )

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ  РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ .

1 часть –диагностико-мотивирующая ( 5 занятий )

2 часть –формирующая ( 20 занятий)

3 часть – поддерживающая

НАПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Развитие основных свойств  памяти , внимания .

2. Развитие произвольности  за счет развития  и укрепления волевых качеств личности.

3. Снятие эмоционального напряжения .

МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ , ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОГРАММЕ .

1.Рисуночная арт-терапия .  Серия занятий на тему ( «Дорисуй предмет» , «Рисование

   по опорным точкам» ,  «Раскрашивание ребенком образов и предметов , обозначающих

   полярные понятия» , «Графическая  музыка» , «Пальцевая живопись», «Штриховка

   контурно изображённых предметов».)

2.Этюды и игры для снятия психоэмоционального  напряжения .(«Отдых» , «Сон тигра»,

.  «Отдых на берегу моря», «Заход солнышка», «Посиди на поляне» )

3 Коррекционно –развивающие  игры для развития внимания («Изображение животных»,

   «Корректурные пробы» , «Зеркало» , «Зашифрованное слово» ,«Четыре стихии», «Запре-

   щённые движения», «Слушай, хлопни»,«Брито стрижено»,«Разведчики»,«Кодирование»

   «Склеенные  слова» ,«Ищи  безостановочно», «Будь внимателен», «Изографы» )

4.Коррекционно- развивающие игры для развития памяти .( «Разведчики» , «Игры-запоми-

   налки», «Учим текст наизусть»,  «Слова» , «Составь предложение» , «Исправь ошибки»

    «Склеенные слова» )

5. Игры для развития логического мышления («Зашифрованное слово» , «Соедини части

    узнаешь целое»,«Составь предложение» ,«Придумай предложение»,«Исправь ошибки»

     «Найди слова»)

6.Дискуссии. Обсуждение вопросов  ,связанных с основной  темой занятия.

7. Музыкальное сопровождение ( Д.Шостакович ,П. Чайковский , А.Глазунов )

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ :

     Принцип добровольного участия  в работе группы . Такой подход способствует

 развитию  открытости  и  способности  к самостоятельному  принятию решений .

     Принцип обратной связи . В процессе занятий создаются условия  обеспечивающие

готовность детей давать обратную связь другим детям и педагогу, а также принимать её.

     Принцип  самопознания .В содержании занятий предусматриваются упражнения  ,

помогающие ребёнку  самостоятельно принимать решение и сравнивать себя с другими

 ребятами .

    Принцип  психологической  безопасности .    В соответствии    с этим      принципом  

 необходимо создавать  условия для равноправного межличностного общения на занятиях.

 В ходе выполнения заданий  каждый ребёнок принимает активное участие и имеет право

  высказаться .

     Принцип индивидуального подхода . Учитывать   индивидуально- типологические     особенности  и    возможности   детей , осуществлять дифференцированный  подход .

 

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ  ПО ПРОГРАММЕ

 Каждое занятие  начинается с упражнений на снятие эмоционального  напряжения с

  элементами  арт-терапии. Дети могут раскрашивать изображаемый предмет в тот цвет ,

  с которым  у них ассоциируется  то или  иное  эмоциональное  состояние. Что в свою

 очередь позволяет снять состояние  эмоционального  дискомфорта  , создание ситуации

  успеха .

      Основная  часть занятия  включает в себя коррекционно- развивающие  упражнения , игры  которые способствуют развитию у ребёнка  до возрастных норм состояния  школьно

-значимых  функций и коррекцию их недостатков . Игры и этюды на психомышечную тренировку   целью   которых    является    снятие     психоэмоционального  напряжения  , внушение желательного  настроения .

     Итоговая часть занятия  предполагает эмоциональную оценку  содержания  занятия с

использованием  цветовых карточек Люшера .

     Соблюдение  подобной структуры  занятий ,  помогает детям  спокойно  войти в новую

деятельность  и  сформировать  соответствующие  ожидания .

РЕКОМЕНДУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА

1. Р.И. АЙЗМАН , Г.Н. Жарова , М.К. Зотова  Определение и коррекция готовности детей

   к школе . Новосибирск . !990 год.

2. Л.Ф. Тихомирова  Развитие  познавательных способностей . Ярославль 1996 год.

3. П.А. Киселёв Как  развить  память  ребёнка . Спб. 1996 год

4. О.А. Степанова  Профилактика  школьных трудностей . М. 2003 год.

5. Е.А, Алябьева . Психогимнастика  в начальной  школе . М. 2004 год.

                                       СЦЕНАРИЙ  ЗАНЯТИЙ

ПО  ПРОГРАММЕ  ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ  ПОМОЩИ ПРИ  НЕДОСТАТКАХ

                            РАЗВИТИЯ  ПАМЯТИ  И ВНИМАНИЯ .

ДИАГНОСТИКО-МОТИВИРУЮЩАЯ ЧАСТЬ.

ЗАДАЧИ :

 

1. Определить уровень развития памяти, внимания .

2. Сформировать исходный уровень мотивации у школьника на работу с психологом .

    Занятия проводятся в индивидуальной форме. Длительность 20-30 мин.

ЗАНЯТИЕ №1

Цель: определить уровень развития памяти , уровень развития таких свойств внимания как               сосредоточенность, устойчивость , объем , распределение ,наличие самоконтроля .

Задания.

1.Упражнения на мышечную релаксацию.

2. « Сделай так же».

3. «Сосчитай ».

4. Итоги занятия (настроение в цвете).

ЗАНЯТИЕ №2

Цель : определить уровень развития переключения внимания и объема :способствовать развитию наблюдательности.

Задания.

1. Упражнения на мышечную релаксацию.

2. Отыскивание чисел.

3. «Скажи, что не нарисовано ».

4. Итоги занятия (настроение в цвете).

ЗАНЯТИЕ№3

Цель : определить уровень развития основных свойств внимания, памяти .Способствовать развитию наблюдательности.

Задания

1.Упражнения на мышечную релаксацию .

2. « Чем отличаются »

3. « Корректурные пробы».

4 Итоги занятия (настроение в цвете).

ЗАНЯТИЕ №4

Цель: определить уровень способности  контролировать свои действия.

Задания.

1.Упражнения на мышечную релаксацию.

2.« Исправь ошибки».

3. Итоги занятия ( настроение в цвете )

ЗАНЯТИЕ №5

Цель; определить степень волевых усилий , определить наличие саморегуляции и самоконтроля .

Задания.

1. Упражнения на мышечную релаксацию.

2. « Лабиринт».

3. «Найди одинаковые ».

4. Итоги занятия.

(Можно провести классическую диагностику  памяти и внимания,  затем перейти к

формирующей части занятий )

                              ФОРМИРУЮЩАЯ  ЧАСТЬ

Занятия проводятся в групповой форме при необходимости возможна индивидуальная .

Длительность 40-60 минут.

ЗАДАЧИ:

 

1.Коррекция основных свойств памяти и внимания .

2. Развитие произвольности памяти и внимания.

3. Снятие эмоционального  напряжения .

4. Развитие мелкой моторики пальцев рук .

В играх-заданиях обе задачи тесно переплетаются . Продолжительность  формирующей части может быть длительной . Если в результате 20 групповых занятий у большинства детей наблюдается более устойчивое внимание , расширяется его объем , концентрация становится  более интенсивной то индивидуальные занятия целесообразно продолжить только с теми детьми , у которых успехи менее заметны .Обычно это гиперактивные дети.

ЗАНЯТИЕ №1

ЦЕЛЬ :

           1.Развитие  наблюдательности и произвольности  у младших  школьников .                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

           2. Снятие эмоционального  напряжения .

           3. Обучение ауторелаксации.

ЗАДАЧИ :

           1. Сбросить интенсивность  физического и психического напряжения , норма-                                                                      

              лизовать мышечный  тонус , привлечь внимание и интерес ребенка к совместному

              занятию , настроить на активную работу .

             2. Коррекция основных свойств внимания.

             3. Развитие произвольности внимания.

МАТЕРИАЛЫ :

           

            - рабочие тетради , картинка «Березовая роща» , картинка «Солнце» , картинка

             «Птицы» , магнитофон ,  кассета  с записью  музыки , картинка с изображением

              предметов , ручка ,карандаши .

ХОД  ЗАНЯТИЯ .

     

1.Беседа «Какая бывает память ?»

 -Вы любите путешествовать ?

      Сегодня мы отправляемся в путешествие . Все , что встретится нам на пути  , мы       должны запомнить и вернувшись домой рассказать об этом родителям .

- С каким настроением мы отправляемся в это волшебное путешествие ?

-О том что мы рады и веселы догадалось солнышко , оно желает нам счастливого пути .          ( На доске рисунок с изображением солнышка )

- Тропинка  привела  нас в березовую рощу ( Картинка березовая роща )

- Дует легкий  ветерок, покачивая ветви берез. Давайте покажем , как качаются березки.  

                          Ветер дует нам в лицо

                          Закачалось  деревцо

                          Ветер  тише, тише , тише

                          Деревцо  все  выше , выше .

-Смотрите, какая красивая птица! (На картинку приложить рисунок птицы на 1-2 мин. ) Улетела . А вы запомнили , какая она была ?

- Да, память глаза (зрительная память) помогла нам запомнить ее образ .

-Ой , дождик ! Прячемся под деревьями .(на доске рисунок с изображением дождя над «березовой рощей», включен кран - течет вода .)

-Ветерок разогнал тучи. Снова светит солнце.(воду выключили , дождик убрали.)

-Вы помните шум дождя?

-Да , память уха ( слуховая память ) помогла запомнить этот шум .

-Идем дальше . Устали . Дошли до «Проката велосипедов».

-Кто умеет кататься на велосипеде? Покажите как это делается .

- Наши ноги запомнили нужные движения , и мы привычно вращаем педали велосипеда (двигательная память )

- Чтобы легче было шагать или ехать на велосипеде , мы поем песню.

- Органы речи помнят , как им надо работать, чтобы произносить слова (речедвигательная память).

-Мы доехали до речки. Как мы переедем на велосипеде через  нее? (по мосту )

-Почему не по воде ?

-Чтобы проехать по мосту, надо купить билет «Решить задачу »:                                           У животного 2 правые ноги , 2 левые , 2 ноги спереди ,2- сзади. Сколько ног у  животного? (4 ноги )

- Ваша память  сохранила все , что вы уже узнали , обдумали и поняли .Она помогла вам  по мосту (не по воде ) проехать через реку .

- За речкой большой лес . Какие грибы мы будем собирать?( Картинки грибов )

-Имеют ли грибы запах ?Кто помнит , как пахнут грибы? (Память на запахи )

-Мы доехали до незнакомого поселка. Нам необходимо купить хлеб. Здание с какой вывеской мы будем искать?

-А если вдруг нам стало плохо?

-А какие вывески на зданиях вы еще помните ?

- Возвращаемся обратно по тому же пути.( Дети пересказывают обратный путь )

2.Что изменилось?

   Представляется картинка  с изображением 3-4 предметов. Рассмотрите и назовите предметы .Затем предлагается картинка с 7-8 предметами. Есть ли среди них предметы, которые были на первой картинке.  (Запишите названия этих предметов в тетради  )

3.Измени предложение (множественное число на единственное число )

  В лесу росли грибы –   В лесу рос гриб.

  Ребята ехали на велосипеде .  - Ребенок ехал на велосипеде.

  Крупные  капли дождя упали на землю.- Крупная капля дождя упала на землю.

4. Итог занятия

 -Вы помните , с каким настроением отправлялись в путешествие ? Память чувств сохранила чувство радости и веселья.

-Какие виды памяти помогли нам вспомнить все что приключилось снами в пути  ?

 ( Обсуждение )

ЗАНЯТИЕ № 2

ЦЕЛЬ :

         1. Развитие произвольности , наблюдательности и основных свойств внимания

         2.Снятие эмоционального напряжения .

         3. Развитие мелкой моторики  пальцев рук.

ЗАДАЧИ:

         1.Коррекция  основных  свойств внимания .

         2.Формирование рисовальных движений , уверенности руки .

МАТЕРИАЛЫ:

          - рабочие  тетради , карточки , карандаши , ручки .

1. Упражнения на мышечную релаксацию ( с элементами изотерапии )

    кактус               звезда                   гриб                   тучка              солнце               ежик

    Подпиши рисунки  . Подчеркни гласные буквы красным карандашом ..

2. Игра  «Четыре стихии ».

    Ход игры . Играющие сидят в кругу .Ведущий договаривается с ними : если он скажет    слово «земля », все должны опустить руки вниз , если слово « вода» - вытянуть руки вперед , слово « воздух» поднять руки вверх, слово «огонь» -произвести вращение руками в локтевых суставах . Кто ошибется ,считается проигравшим.

3.Соедини части - узнаешь целое .

      НА   (РОД , СОС ,ВАГА)         НО (ЧИ , ЖИ , РА )              РУ ( ЧЕЙ , КИ, ЧКА )

   Запишите  слова . Подчеркните гласные буквы .

4.Спиши предложения . Посчитай и запиши цифрами количество слов в каждом      предложении.

      Лиса  семерых  волков проведет .

     Январь году – начало , зиме – середина .

      Зашумела  , разгулялась  в поле непогода .

      Принакрылась  белым снегом  гладкая дорога .

5.Игра «Запрещенные движения »

  Все участники игры  встают в круг .Ведущий стоит в центре и выполняет движения   руками , головой , корпусом тела , время от времени называя запрещенные движения : вверх , в правую \ левую сторону , вниз. Все остальные  должны копировать движения  ведущего , за исключением тех которые он объявляет.

6. Итог занятия . (настроение в цвете )

ЗАНЯТИЕ №3

ЦЕЛЬ :

           1. Развитие  произвольности , наблюдательности и основных свойств внимания.

           2. Повысить самооценку .

           3. Снятие  состояния эмоционального дискомфорта .

           4. Развивать мелкую моторику рук.

ЗАДАЧИ :

            1.Коррекция   внимания .

            2.Обучение приемам ауторелаксации , снятие эмоционального напряжения.

            3. Формирование рисовальных  движений , уверенности руки .

МАТЕРИАЛЫ:

             - рабочие тетради , ручки , карандаши , магнитофон , диск со спокойной музыкой

             корректурная таблица , карточки Люшера ,картинки.

ХОД ЗАНЯТИЯ :

1. Упражнение на мышечную релаксацию ( с элементами изотерапии ).

            1. Спираль ( закручивание ,раскручивание )

            2. Рисование замкнутых , петлеобразных линий .

улитка                             солнышко                         цветок                  недовязанный носок

             - подпиши рисунок

             - определи количество слогов , букв , звуков .

             - составь и запиши словосочетания с этими словами.

2. ИГРА «Четыре  стихии»

    Ход игры . Играющие стоят . Ведущий договаривается с ними : если он скажет слово

    «земля» , все должны  опустить  руки  вниз , если слово «вода» - вытянуть  руки вперед,

   слово «воздух» поднять руки вверх , слово «огонь» - произвести вращение руками  в

   локтевых  суставах . Кто ошибется , считается проигравшим .

3. Упражнение на развитие концентрации внимания . Посчитай сколько в корректурной

    таблице (таблица вывешивается на доску ) букв «а» .

4. ИГРА «Составление предложений».

  Даётся задание : составь как можно больше предложений , которые обязательно включа-

  ли  все эти  три слова .

 1. ОЗЕРО  МЕДВЕДЬ  КАРАНДАШ

 2. РЕКА   РУЧКА  СОБАКА

5. ИГРА «Что лишнее»?

   1, ПТИЦЫ  ЛИСИЦА  ОГУРЕЦ

   2. СОБАКА   ПОМИДОР  СОЛНЦЕ


  3. КОРОВА   БОТИНКИ   ТРАВА

   4. КУРИЦА   ПШЕНИЦА   ПОДУШКА

   5. ГУСЬ   ЛЯГУШКА   ТИНА

ЗАДАНИЕ : из предложенных трёх слов  надо оставить только те два , которые  имеют

в чем-то сходные свойства , а одно слово –«лишнее» , оно не обладает этим  общим признаком , поэтому его следует  исключить .

 Оставшиеся  слова  записать , составить 2-3 предложения из любых записанных слов.

6. ЭТЮД «Сон» (элементы аутогенной  тренировки).

   Ребята,  посмотрите на картинки  , как сладко на них спят дети . И нам пора отдохнуть .

   Лягте на парту (включается  музыка ).   Отдыхайте .   Все  мышцы  расслаблены . Так

  приятно лежать и слушать  тихую  музыку . Всё тело  мягкое  как  вата .. и шея и руки , и

  ноги и лицо (музыка звучит громче) ( 1-2 мин) А теперь  все отдохнули и пора вставать.

  Встаем  спокойно ,  осторожно.

7 .ИТОГ ЗАНЯТИЯ

   -Понравилось вам занятие ?

    В следующий раз вас ждут другие игры .

  - Настроение в цвете .

   

 

ЗАНЯТИЕ № 4

ЦЕЛЬ:                                                                                                                                                                                

            1.Развитие  концентрации внимания .  

            2. Развитие переключаемости внимания с одного вида деятельности на другой .                                                                                                                                                                                                        

            3.Развивать глазомер , уверенность руки .

ЗАДАЧИ :

              1.Коррекция основных свойств  внимания .

              2. Формирование рисовальных движений, уверенности руки.

              3. Снятие эмоционального напряжения.

МАТЕРИАЛ:

            - рабочие тетради , корректурная таблица , карточки ,карандаши , ручки ,карточки  

               Люшера .                              

1. Упражнения на мышечную релаксацию ( с элементами изотерапии )

Пчела                        бабочка                     змея                           дым  из трубы

Подпиши  рисунки . Выдели  гласные .

2. Игра «Брито – стрижено »

   Вспомните сказку где упрямая жена  наперекор мужу делала все наоборот.

   Все участники игры встают и внимательно слушая команды ведущего , выполняют все

   Наоборот: если ведущий поднимает руки все должны их опустить , он быстро махнет                  

    рукой  справа налево , все – слева на право . Эксперт следит за правильным движением                

    всех   и определяет количество ошибок.

3. Спишите слова подчеркните  буквы которыми они отличаются .

    Лук – лак . Осы – усы .Сын- сыр . Бак – мак .Том – сом .Лук- сук .Рок – ток .

4. Корректурная таблица.

    Посчитай  сколько гласных букв «и»

5. Придумайте предложение из следующих слов :

    ШКОЛЬНИК   КАРАНДАШ    ЦВЕТОК

    ДЕНЬКИ   ЛУЖАЙКА    МАЙ

6. Выучи, запиши по памяти:  

 

    Лес совсем уж стал сквозистый,

    Редки в нем листы.

    Скоро будет снег пушистый

    Падать с высоты.

7. Итог занятия  (настроение в цвете)        

                           

ЗАНЯТИЕ № 5

ЦЕЛЬ :

           1. Развитие произвольности , наблюдательности и основных свойств внимания .

           2. Снятие состояния эмоционального  дискомфорта.

           3. Развитие  способности устанавливать связь между предметами , творчески мыс-

               лить ,   создавать новые целостные образы из разрозненных предметов .

                                             

ЗАДАЧИ:

            1.Снятие эмоционального напряжения .

            2.Формирование рисовальных движений , уверенности руки .

            3.Обучение приемам ауторелаксации

            4.Коррекция основных свойств внимания .

МАТЕРИАЛ :

             - рабочие тетради , карандаши , корректурная таблица, магнитофон , диск    со

               спокойной музыкой .

1.Упражнения на мышечную релаксацию ( с элементами изотерапии )

    1. Спираль ( закручивание, раскручивание )

    2. Дорисовать группы точек до образа.

        Педагог рисует точки , служащие для ребенка зрительным ориентиром. Обводя их

        он получает образ .

           клубничка                                жучок                     солнце                     рыбка

      а -  Подчеркни гласные буквы .

      б -  Составь и запиши словосочетания с этими словами .

            (  спелая клубничка , пятнистый жучок  и т.д )

2.Этюд  « Слушай,  хлопни »

     Давайте встанем , слушайте внимательно .Когда я хлопну в ладоши один раз , то вы               должны остановиться  и принять позу «аиста»   ( стоять на одной ноге , руки в стороны ) , а      если  я  хлопну два раза , то  вы  должны принять позу  «лягушки» ( присесть , пятки вместе ,     носки  и колени в стороны , руки между ногами на полу ) .А если вы услышите три  хлопка  то  вы встаете и продолжаете  ходьбу   дальше (  2-3 раза )

  Вы   такие молодцы , все  внимательно  слушали  мои  задания  и правильно выполняли .

3.ИГРА « Зашифрованное слово »

   ХОД  ИГРЫ.  Задание ; из каждого слова взять только первые слоги , составить новое    

                      слово.

                     АВТОМОБИЛЬ ,  ТОРМОЗ                        АВ – ТОР

                     КОЛОС  РОТА    ВАЗА                               КО-РО-ВА

                     МОЛОКО  НЕРЕСТ  ТАРАКАН                МО-НЕ-ТА

                     КОРА  ЛОТО  БОКСЁР                               КО-ЛО-БОК

                     БАРАН  РАНА  БАНЩИК                           БА-РА-БАН

                     КОНЬ  ЛЕТО   СОЛОМА                             КО-ЛЕ-СО

                     ВОРОБЕЙ  РОБОТ  НАДЕЖДА                  ВО-РО-НА

4 Игра   «Ищи безостановочно »

             ( корректурная таблица  посчитай буквы « п» )

5. Игра « Составление  предложений »

               ДЕРЕВО, ТИГР, ЧЕЛОВЕК.

6.. ЭТЮД « Сон тигра ».( элементы аутогенной тренировки )

      Тигрята , посмотрите на эту картинку , как сладко спят на ней  детки. И нам пора отдохнуть . Лягте на парту ( включается музыка ) Отдыхайте . Все мышцы расслаблены .Так приятно лежать и слушать тихую музыку. Все тело мягкое как вата ..и шея и руки , и ноги и лицо.(музыка звучит громче ) (1-2 мин.) А теперь все отдохнули и пора вставать.

Вставайте спокойно , осторожно.

7. ИТОГ  ЗАНЯТИЯ    

                                                                                                                         

           -Понравилось вам быть тигрятами? В следующий раз вас ждет другая игра .

           - Настроение в цвете.

 

   

   

   

ЗАНЯТИЕ  № 6

ЦЕЛЬ :

           1. Развитие  концентрации  внимания .

           2. Повысить самооценку .

           3. Снятие  состояния эмоционального дискомфорта .

           4. Развивать глазомер , уверенность  руки  и точность движений .

ЗАДАЧИ :

           1. Коррекция  основных  свойств  внимания .

           2. Развитие  концентрации  внимания .

           3. Обучение  приемам  ауторелаксации .

           4. Формирование рисовальных  движений , уверенности  руки .

МАТЕРИАЛЫ :

           

            - рабочие  тетради , ручки , карточки Люшера , магнитофон , кассета со спокойной

              музыкой , корректурная  таблица .

ХОД ЗАНЯТИЯ .

1.Упражнения на мышечную релаксацию ( с элементами изотерапии ).

           

            1.Спираль ( закручивание , раскручивание )

            2.Рисование по  опорным  точкам .

               Педагог  рисует контур  предметов точками  и предлагает  провести по ним

               сплошную линию . Затем ребенок  раскрашивает  и подписывает рисунок .

         

Девочка                          медведь                         собака                              земляника

           -  определи  количество слогов , букв , звуков

           -  составь и запиши словосочетания  с этими  словами .

2. ИГРА  « Зеркало»

   ХОД ИГРЫ .   Выбирается  водящий , остальные дети -  зеркала . Водящий  смотрится в

    зеркала и они отражают все его движения .Взрослый  следит  за правильностью отраже-

    ния.

3. ИГРА « Ищи безостановочно »

     

   (корректурная таблица посчитай буквы  «м» )

4.  ИГРА «Зашифрованное  слово »

     

   ЗАДАНИЯ : из каждого слова взять вторые слоги , составить новое слово .

  СОЛОВЕЙ    АВТОМОБИЛЬ                                   ЛО –ТО

  ЗМЕЯ             РАМА                                                   Я  - МА

  ПУГОВИЦА  МОЛОТОК  ЛАВА                             ГО – ЛО – ВА

  УКОР              БУЗИНА       ТИНА                            КОР – ЗИ –НА

  ПОВОРОТ      ПОРОША      КАНАВА                     ВО – РО- НА

  СОЛОМА       СЛЕЗА                                                 ЛО –ЗА

  МУКА             БАРАН          ОТДАШ                        КА – РАН – ДАШ

5. ИГРА « Составление предложений ».

    -   МОСТ,    ЧЕЛОВЕК,    ТЕТРАДЬ.

6. ЭТЮД  « Посиди на мостике »  (Элементы аутогенной тренировки).

     Вы все замечательно выполняли задания, но думаю, что уже устали и пора отдохнуть,

    расслабиться. Сядьте  ровно на стуле, руки положите на колени, кисти рук  свисают

    вниз, спина и шея расслаблены, голову опустите, подбородок касается груди , глаза

    закройте. Вы путешественники. Путешественники сидят и отдыхают. Так хорошо,

    тихо, спокойно. Путешественники  отдохнули. Открывайте глаза.

7. ИТОГ  ЗАНЯТИЯ

    - настроение в цвете.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 7

ЦЕЛЬ:

           1. Развитие концентрации внимания .

           2. Снятие состояния эмоционального дискомфорта .

           3. Развивать глазомер , уверенность руки и точность движений, умение составлять

                целое из частей.

           4. Повысить самооценку .

ЗАДАЧИ:

            1. Развитие концентрации внимания.

            2. Обучение приемам ауторелаксации .

            3. Развитие мелкой моторики.

МАТЕРИАЛЫ:

             - рабочие тетради, ручки, магнитофон , кассета со спокойной музыкой ,

               таблица для кодирования.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Упражнение на мышечную релаксацию (с элементами изотерапии ).

    Составление предметов  и образов из геометрических фигур

Грибок                                домик                      парусник                 машина

   - Дорисуй, раскрась, подпиши картинки.

   -составь и запиши словосочетания с этими словами, подчеркни гласные которые

    смягчают согласные звуки.

2. ИГРА « Маленькие  разведчики ».

   ХОД ИГРЫ. Каждый из стоящих в ряду ребят принимает, какую либо позу. Один из      играющих, поглядев на них секунд 40-50 (руководствуясь сигналами) копирует позу каждого, в то время как остальные стоят спокойно.

- Кто был сегодня самым внимательным? Кто запомнил больше всего картинок?

3. ИГРА   « Кодирование -2 ».

.

     Предлагаются слова только из указанных в образце букв. Ребенок ставит  под ними      

  соответствующую  цифру и записывает рядом  слово  не по буквам , а по цифрам .

  Например: сорт – 9854 .

  Запиши слово цифрами.

4. ИГРА  « Составление предложений »

    - ПЛАН, ТРАВА, РАЗВЕДЧИК

    - ДОМ, СОЛНЦЕ, РУЧЕЙ

5.ЭТЮД « Посиди на поляне ».

   Вы все замечательно выполняли задания, работали как настоящие разведчики, но ду-

   маю, что уже устали и пора отдохнуть, расслабиться. Сядьте ровно на стуле, руки    

    сложите на колени, кисти рук свисают вниз, спина и шея расслаблены, голову опустите  

    подбородок  касается груди. Глаза закройте .  Вы разведчики .   Разведчики сидят и

    отдыхают.

    Так хорошо тихо спокойно. Разведчики слушают тишину. Разведчики отдохнули.

    Открывайте глаза. Вы полны сил.

6.ИТОГ ЗАНЯТИЯ

  - Понравилось вам быть разведчиками ? В следующий раз мы с вами опять поиграем в

    другую игру .

  - Настроение в цвете.

( таблица для кодирования )

Н       М     Е         Т       Р      А     Л    О    С

1         2      3         4       5       6       7    8     9

- - - - - - - - - -  - - -- - -- - - - - - -- - -- -- - -- --

 МЕТРО-                                НОС –

МОСТ -                                  СТОЛ-

ТРОС -                                    МЕЛ –

МЕСТО -                                 ЛЕС –

СЛОН -                                    СЕЛО –

ТОРТ-                                       РОТ-

ЗАНЯТИЕ № 8

ЦЕЛЬ:

                   1. Развитие концентрации внимания .

                   2. Снятие состояния эмоционального дискомфорта.

                   3. Выявить понимание детьми эмоциональных состояний людей , научить

                       раскрывать образ с помощью цвета .

                   4.Развивать мелкую моторику , память.

ЗАДАЧИ:

                  1. Коррекция основных свойств внимания , памяти.

                  2. Обучение приемам  ауторелаксации .

                  3. Формирование рисовальных движений , уверенности руки.

МАТЕРИАЛЫ:

                   -  рабочие тетради, карточки, ручки , карандаши , карточки Люшера ,

                   карточки для кодирования, магнитофон, кассета со спокойной музыкой.

ХОД ЗАНЯТИЯ

   

1.Упражнение на снятие эмоционального напряжения . Работа с пиктограммами.

   Вопросы к детям :

   Какие  люди тебе больше всего нравятся?

   Каким чаще всего бываешь ты?

   Подпиши пиктограммы.

   

  Ребятам предлагается дорисовать к каждой пиктограмме туловище , раскрасить одежду

     человечка карандашами , цвет которых ( по мнению ребенка   )подходит к эмоциональ-

     ному состоянию данной пиктограммы .

  РАДОСТЬ             ОГОРЧЕНИЕ               ГНЕВ                  УДИВЛЕНИЕ

2.  ИГРА « Узнай по голосу ».

    ХОД ИГРЫ. Дети встают, выбирают ведущего. Он стоит, отвернувшись от ребят и

    старается узнать ребят по голосу.

3.ИГРА  « Зашифрованное слово ».

  ХОД ИГРЫ. Дети должны из каждого слова  взять последние слоги, составить новое

  слово.

    МЕБЕЛЬ  РУЖЬЕ                                                                         БЕЛЬ –Е

    СОЛОМКА   ПОРА   МЕЛЬ                                                         КА –РА – МЕЛЬ

    ЛИСА   БЕЛЬМО  БУКЛЕТ                                                          СА –МО –ЛЕТ

    ПУЛОВЕР  ПАЛЬТО  БИЛЕТ                                                      ВЕР – ТО – ЛЕТ

    СМОЛА     СЛЕЗА  БЕРЕТ                                                            ЛА –ЗА – РЕТ

4.ИГРА «Составление предложений ».

  СМОЛА  СЛЕЗА  БЕРЕТ

  СОМОЛЕТ  ЛАЗАРЕТ  КАРАМЕЛЬ

5. ИГРА « Кодирование -1 ».

    ( из теста Векслера с изменением )

  Предлагается бланк с цифрами от 1 до 10 в произвольном порядке. Всего 5-10 рядов  по

  10 цифр. Дан образец кодирования цифр определенными значками.

  Расставить значки под цифрами , как показано на образце.

 

6. ЭТЮД  « Заход солнышка ».

   Мы с вами хорошо сегодня поработали. И нам, разведчикам, пора   отдохнуть. Вы мо –

   жете  закрыть глаза, вдохнуть глубоко и выдохнуть ( 2-3 раза ). Расслабили все мышцы

   рук, ног, мышцы лица. Теплый лучик солнца пробежал по вашему телу. Вы хорошо

   отдохнули. Вы полны сил. Открывайте глаза.

7. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

    -Понравилось вам быть разведчиками?

    - Настроение в цвете.

 

1    2   3    4    5   6    7    8   9

*    +   -     \    =   №  /\    ``  ?

2

4

3

7

5

6

1

9

8

2

3

1

5

2

6

4

8

5

9

7

1

4

6

8

9

5

3

2

7

5

2

5

3

7

6

1

4

8

2

1

9

3

6

5

1

8

3

1

2

4

5

4

2

3

9

8

6

5

8

7

8

1

3

5

7

2

9

6

2

3

4

9

5

4

1

6

3

7

1

9

7

2

1

6

8

5

4

3

2

1

3

4

7

5

6

1

9

8

2

7

ЗАНЯТИЕ № 9

ЦЕЛЬ:

           1.Развитие концентрации внимания .памяти.

           2.Снятие состояния эмоционального дискомфорта .

           3.Развитие мелкой моторики.

ЗАДАЧИ:

           1.Коррекция основных свойств внимания , памяти .

           2.Снятие эмоционального напряжения.

           3.Формирование рисовальных движений , уверенности руки .

МАТЕРИАЛЫ:

            - рабочие тетради, карточки, ручки, карандаши, магнитофон, диск с

              музыкой, карточки для кодирования.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Упражнение на снятие эмоционального напряжения. Работа с рисунками.

  ( Раскрашивание ребенком образов или предметов, обозначающих полярные понятия)

   Педагог предлагает  раскрасить:

   - зонтик, уснув под которым                                    - зонтик, уснув под которым

      увидишь добрые и весёлые сны                               увидишь только страшные сны

2. ИГРА « Узнай по голосу ».

   

  ХОД ИГРЫ. Дети встают, выбирается ведущий. Он стоит, отвернувшись от ребят  и

  старается узнать ребят по голосу.

3.ИГРА « Зашифрованное слово ».

 

 Дети самостоятельно должны почувствовать « спрятанное » слово. Не нужно им указы-

  вать, какой слог из данных слов нужно взять, чтобы составить нужное слово.

  ПЛАСТИНКА   КАРТИНКА   ПАВЛИН                                ПЛАС-ТИ-ЛИН

 

  ПАСТУХ  ПЛАТИНА  ЛАГЕРЬ                                              ПАС-ТИ-ЛА

  САПОГИ   ПАРАШЮТ  ФАНТАЗИЯ                                      СА-РА-ФАН

  КОСАРИ   ЗАМОРОЗКИ  ЛЁТЧИК                                          СА-МО-ЛЁТ

  МУКА     РАГУ    ДИВАН                                                           КА-РА-ВАН

  ОБРУЧ   ПОЧЕМУЧКА                                                              РУЧ-КА

  КАРТА  ПУТИНА НАЛЁТ                                                         КАР-ТИ-НА

4. ИГРА  « Кодирование -2».

  Предлагаются  слова, состоящие только из указанных в образе букв. Ребенок ставит под

  ними соответствующую цифру  и записывает рядом слово не по буквам, а по цифрам .

  Например: сорт- 9854 .

   Запиши слово цифрами, как показано на бланке.

5.ИГРА  «Загадки».

   Я очень люблю загадки, которые  придумывают сами дети. Давайте поиграем в загадки.

    Только загадывать вы будете жестом, движением, а мы будем внимательно смотреть

   запоминать и отгадывать.

    Сначала все подумайте, что вы хотите загадать: предмет или действие. Представьте как

    будете  изображать.

    ( Педагог отмечает образность, выразительность показа)

6.ЭТЮД «Сон на берегу у моря».

    Педагог включает музыку.

  А теперь расслабьтесь. Можете закрыть глаза. Отдыхайте…. Как хорошо, тепло.

  Солнышко согрело  ваши  ладошки, руки, пяточки, ноги, животики, щёчки… Тепло

  Уютно, приятно. Ласково  плещется море, летают чайки. Песок горячий. Как спокойно.

  (1,5 – 2 мин.)

  Все отдохнули. Вставайте. Стряхните песок с одежды. Посмотрите друг на друга, все

  ли в порядке. Мне очень понравилось как вы сегодня работали . Молодцы .

7.ИТОГ ЗАНЯТИЯ

 -Вам понравилось сегодня занятие?

- Настроение в цвете.

К     Л      С      Н      У      Т      А      И     О

1      2       3       4      5       6       7      8       9

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -  -- - - -  -

КУСТ-                                         ТИНА –

ТАНК -                                        СУК –

ОКНО-                                         ЛИСТ-

КИТ -                                            УСТА –

СОН –                                           НОТА-

ЗАНЯТИЕ №10

ЦЕЛЬ:

         1. Развитие произвольности , наблюдательности и основных свойств внимания.

         2. Развитие зрительной памяти .

         3. Учить детей штриховать в зависимости от направления контура .

ЗАДАЧИ:

         1.Коррекция  основных свойств внимания ,памяти .

         2. Снятие эмоционального напряжения .

         3. Формирование рисовальных движений  , уверенности руки .

МАТЕРИАЛЫ:

          - рабочие тетради, карточки, ручки, карандаши, листы бумаги с рисунками,

             магнитофон, диск с музыкой, изографы.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

1. Упражнение на снятие эмоционального напряжения . Работа с рисунками .

  ( Раскрашивание ребенком образов или предметов , обозначающих полярные понятия )

Педагог предлагает раскрасить:

- волшебный ковер доброго                                                 - волшебный ковер злого

  волшебника.                                                                            волшебника .

2. ИГРА  « Четыре стихии ».

 

  ХОД  ИГРЫ: Когда я буду говорить «земля» вы все должны опустить руки вниз . Когда

  говорю «вода» - вытянуть руки вперёд. Когда «воздух»  - поднимете  руки вверх , а

  «огонь» - производите  вращение руками.(Победителя  приветствуют аплодисментами ).

3.ИГРА  « Зашифрованное  слово».

  ( Работа с изографами)

  Дети  расшифровывают изограф, записывают слова в тетрадь. Придумывают предло-

  жения с этими  словами (возможна  запись предложений).

4. ИГРА «Загадки».

    Я  очень люблю  загадки, которые придумывают сами дети. Давайте поиграем  в загад-

    ки. Только  загадывать вы будете жестом, движением, а мы будем внимательно смот-

    реть, запоминать и отгадывать.

    ( Педагог  отмечает  образность, выразительность показа ).

5. ИГРА  «Слова».

   

 ИНСТРУКЦИЯ  РЕБЁНКУ: Запиши как можно больше слов  относящихся к теме:

  1. Школа

  2. Осень.

  3. Книга.

 

  На каждую  тему  даётся  5 минут . Эту  игру можно  проводить в несколько  приёмов

  Предлагая  для  работы  школьникам по 2-3 слова .

6.ЭТЮД «Отдых».

 

  ( Музыкальное  сопровождение)

 Мы  все  устали  и надо  отдохнуть . Сядьте удобно ,  опустите голову вперёд , руки    положите на колени . Послушайте  спокойную  музыку ,  расслабьтесь , отдохните .

 Представьте что  рядом  сидит  ваша  мама и гладит вас  по головке ( 1,5-2 мин )

      Отдохнули, а  теперь  пора  возвращаться  в  школу.

7.ИТОГ  ЗАНЯТИЯ

- Настроение в цвете.

 

ЗАНЯТИЕ №11

ЦЕЛЬ:

          1. Развитие  зрительной памяти.

          2. Развитие произвольности, наблюдательности и основных свойств внимания .

          3.Развивать умение соотносить цветовую гамму с образом, его эмоциональным

             состоянием.

          4. Учить детей штриховать в зависимости от направления контура .

ЗАДАЧИ:

           1. Снятие эмоционального напряжения.

           2. Формирование  рисовальных движений, уверенности руки.

           3. Коррекция  основных  свойств внимания, памяти.

МАТЕРИАЛЫ:

           

            - рабочие тетради,  ручки,  карандаши, листы бумаги с рисунками, карточки,

               магнитофон, изографы, диск с музыкой ,корректурная таблица на каждого

               ученика.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

1. Упражнение на снятие эмоционального напряжения. Работа с рисунками.

    ( Раскрашивание ребенком образов или предметов,  обозначающих полярные понятия)

    Педагог предлагает раскрасить:

   

    - сказочную птицу                                           - сказочную  птицу

      доброго  волшебника                                       злого  колдуна

2.ИГРА  « Изображение животных».

   ХОД  ИГРЫ: Представить себе какое- либо животное ( хитрая лиса, страшный тигр,

   сильный медведь, грозный лев, хвастливый петух, трусливый заяц, бедный козлик ,

   глупый волк), а затем изобразить характерные позы и движения.

   ( словосочетания записать в тетрадь)

3. ИГРА  « Зашифрованное слово».

   ( Работа с изографами)

  Дети     расшифровывают      изограф, записывают   слова в тетрадь. Придумывают

  предложения  с этими словами  (возможна  запись предложений).

4. ИГРА  «Корректурные  пробы».

   Девочки.

  Предлагаются бланки  с изображением девочек, расположенных по 8 в каждом ряду

  (5-10 рядов). Бланк прилагается.

  Варианты заданий.

  - подчеркни (сосчитай) девочек с черными бантиками ( белыми );

  - подчеркни (сосчитай) девочек с белыми волосами и белыми бантиками.

  - подчеркни и сосчитай девочек с белыми волосами и черными  бантиками .

  - подчеркни и сосчитай  девочек с черными волосами и белыми бантиками.

5. ИГРА - ЗАПОМИНАЛКА.

   

   ПАЛЬМА. Не отвлекаясь, думайте о пальме. Старайтесь представить её по фильмам,

   по картинкам или вспомнить ту пальму, которую вы видели. Как вы ее видите? А те-

   перь   для  опыта   взгляните  на четыре картинки с надписями: 1) Ничего  не   вижу.

   2) Вижу пятно,  похожее на  пальму . 3) Вижу  пальму  как на  картинке  или экране.

   4Вижу настоящую пальму, которую хочется потрогать.

         Полюбовавшись пальмой, попробуем оживить ещё семь других слов. Не забудьте

  Отметить против каждого слова, как вы его видите.

                                  ничего      !   вижу какое-то ! вижу как на         !  вижу как наяву

                                 не вижу      !    пятно              ! картинке , фото   !  

 

КУЗНЕЧИК

ОЗЕРО

ЁЛКА
ДОМ
ВЕЛОСИПЕД

ЛОДКА

ЛУНА

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Заполнили табличку? Вспомните слова, которые вы представили себе, запишите или

нарисуйте их.  

-Сколько слов вы запомнили? Если меньше 4- получите  3 балла. За 4   –     6 баллов ,

  за  7 –    10 баллов.

6. ЭТЮД «Сон тигра».

   Ребята посмотрите, на картинку, как сладко на ней спят тигрята. И нам пора отдохнуть.

   Лягте на парту (включается музыка). Отдыхайте. Все мышцы расслаблены. Так

   приятно лежать  и слушать тихую музыку. Все тело  мягкое как вата  и шея и руки, и

   ноги и лицо. (Музыка звучит громче )(1-2 мин.) А теперь вы отдохнули пора вставать.

   Вставайте спокойно и осторожно.

7. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

 -  Понравилось вам  сегодняшнее занятие? В следующий раз вас ждут другие игры.

  - Настроение в цвете.

ЗАНЯТИЕ №12

ЦЕЛЬ:
       1.Развитие  зрительной памяти .

        2.Развитие наблюдательности и основных свойств внимания .

        3.Снятие эмоционального напряжения , развивать умение соотносить цветовую

           гамму с эмоциональным состоянием .

        4.Развивать  мелкую моторику.

ЗАДАЧИ:

         1.Коррекция  основных свойств  внимания, памяти.

         2. Обучение приемам ауторелаксации.

         3.Формирование рисовальных движений  уверенности руки.

МАТЕРИАЛЫ:

         - рабочие тетради, ручки,  карандаши, листы с рисунками,  изографы, корректурные

           таблицы  на  каждого  ученика.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Упражнение на снятие  эмоционального напряжения. Работа с рисунком.

  (Раскрашивание  ребенком образов или предметов, обозначающих полярные понятия)

  Педагог  предлагает раскрасить:

   -доброго  волшебника                                   - злого  колдуна

2.ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Слушай команду».

   Под музыку ребята шагают около стульев. Когда музыка закончится, они должны вы-

   полнить команду,  которую даст педагог ( сесть на стул , поднять руки , присесть , нак-

   лониться и т.п.) ( 2-3 раза )

3.ИГРА «Зашифрованное слово».

  ( Работа с изографами)

  Дети расшифровывают  изографы, записывают слова в тетрадь , придумывают   пред-

  ложения ( возможна запись в тетрадь )

4. ИГРА «Корректурные пробы».

    Хрюши.

   Предлагаются бланки с изображением поросят , расположенных по 10 в  каждом  ряду

  ( 5-12 рядов)

  - подчеркни (сосчитай) веселых (грустных) поросят;

  - подчеркни весёлых ( грустных) поросят с двумя ушками ( одним ушком )

  - подчеркни веселых (грустных) поросят  с двумя  ушками без челки (с чёлкой)

5.ИГРА – ЗАПОМИНАЛКА.

  Мы   уже   «оживляли» слова, видели их   наяву . Но   слова можно еще и услышать ,

  попробовать на вкус, понюхать и потрогать .Вспомните комара . Его можно и увидеть

  и услышать его тонкий  писк. Представьте и услышите его .

Если постараться , то можно услышать и другие слова . Например, такие , как звонок, сорока , автомашина , стакан .

     Но и это не все . Слова можно ещё и потрогать . Представьте ,что вы дотронулись до них  ,и они тоже ожили. Мысленно  погладьте свою кошку , и её образ  возникнет перед вами . Можно  мысленно потрогать колючего ёжика. И это воскресит в вашей памяти образ ежа.

     Итак, потрогайте следующие слова : кружка , одеяло , карандаш , мяч . Потрогайте и представьте их.

     Но это ещё не все.

Многие слова можно  понюхать и даже попробовать на вкус. Представьте себе, как нежно

пахнет  ландыш. Представьте себе  запах и вкус мандарина, свежего  огурца, чеснока . И

все эти  слова  тоже  оживут.

     А  теперь  вспомните  все  слова  которые  вы  сегодня  слышали,  нюхали ,трогали.

Запишите слова в тетради.

5 слов – 3 балла

5-8 слов – 7 баллов

9-12 слов – 15 баллов

13-15 слов – 20 баллов

 Готовьтесь к очередному  единоборству.

6. ЭТЮД «ОТДЫХ».

   Педагог. Вы все замечательно  поработали , но думаю ,что уже устали  и пора отдохнуть, расслабиться . Сядьте на стульчик , поставьте ровно ноги  руки положите на колени , спина и шея расслаблены , голову опустите , подбородок касается груди , глаза

закрыты. Вы отдыхаете. Так хорошо. Вы слушаете музыку . Вы отдохнули . Откройте глаза.

7.ИТОГ  ЗАНЯТИЙ

 - Вы отдохнули. Наше занятие сегодня закончилось.

 -Настроение в цвете.

ЗАНЯТИЕ №13.

ЦЕЛЬ:

         1. Развитие концентрации внимания , переключение внимания с одного вида

             деятельности на другой .

         2. Развитие памяти.

         3. Учить  воспринимать  музыку и находить соответствующие ей образы. Снятие

             эмоционального напряжения.

         4. Развитие мелкой моторики.

ЗАДАЧИ:

          1. Коррекция  основных свойств внимания, памяти.

          2. Снятие состояния эмоционального напряжения.

          3. Формирование уверенности руки.

МАТЕРИАЛЫ:
                 - рабочая тетрадь, карандаши, ручки, листы бумаги, магнитофон, карточки

                   Люшера, бланки кодирования .

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Упражнение на мышечную релаксацию (с элементами изотерапии )

    Графическая музыка.

    Ребёнку предлагается под музыку,  закрыв глаза проводить на бумаге линии в соот-

    ветствии с восприятием мелодии. Найти в этих линиях  образы и обвести их каран-

    дашами  разного  цвета. Одна и та же  линия, может, использоваться в создании нес-

    кольких образов. ( Музыка без текста)

2. ИГРА «Зашифрованное слово».

    (Работа с изографами)

    Расшифруй  изограф, запиши слово, составь предложения ( возможна запись

    предложения)

3. ИГРА «Кодирование-1».

    Предлагается бланк с цифрами  от 1 до 10 в произвольном порядке. Всего 5-10

    Рядов по 10 цифр. Дан образец кодирования цифр определенными значками.

   ( Упражнение развивает и зрительно-двигательную координацию.)

   Расставить значки под цифрами, как показано на образце.

4.ИГРА «Слушай, хлопни».

  Встаньте. Слушайте внимательно. Когда я хлопну в ладоши один раз, то вы должны

  принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны), а если я хлопну два раза,

   то вы должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени   в стороны, руки между ногами на полу ). А если вы услышите три хлопка то вы просто

   продолжаете ходьбу дальше . (3-4 раза).

 

5. ИГРА-ЗАПОМИНАЛКА.

   Прочитайте предложенные  слова и попробуйте  представить их (вижу –форма цвет ,

   слышу , трогаю , чувствую вкус,  чувствую запах ).Конечно если их можно так пред-

   ставить. Подумайте, как их можно представить.

    ТИГР
   ПОМИДОР
   ФИАЛКА
   ВИЛКА
   МЯЧ
   СЛИВА
   АРБУЗ

Вспомните и запишите слова.

Подведем итог за игру. Меньше 4 слов- 3 балла

                                         От 4 до 6 слов – 7 баллов

                                         Все 7 слов -12 баллов

7.ИТОГ ЗАНЯТИЯ

  Настроение в цвете.

ЗАНЯТИЕ № 14

ЦЕЛЬ:

        1. Развитие концентрации внимания

        2. Общее развитие памяти.

        3. Снятие состояния эмоционального дискомфорта.

        4. Развитие уверенности руки. Учить детей штриховать в зависимости от направления

            контура.

ЗАДАЧИ:

        1, Коррекция основных свойств  внимания, памяти.

        2. Формирование  рисовальных движений, уверенности  руки.

        3. Снятие эмоционального напряжения.

МАТЕРИАЛЫ:

             - рабочая тетрадь,  ручки, карандаши , калька, рисунки ,

             магнитофон, диск со спокойной музыкой, карточки Люшера .

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Упражнение .(Штриховка контурно изображенных предметов )

  Ребёнку предлагается перевести через тонкий лист бумаги какой-нибудь предмет

  ( фрукты и т. д.), а затем заштриховать его  разнообразной штриховкой по желанию,     следуя направлению контура .

2.ИГРА  «Зеркало».

   ХОД ИГРЫ. Выбирается водящий, остальные дети – зеркала. Водящий смотрится в

   зеркала и они отражают  все его  движения.   Взрослый  следит за  правильность отраже-

    ния.

3. ИГРА «Выделение признаков  предметов».

    1. Что можно  сказать о форме ,цвете , вкусе  ? (возможен показ картинок )

         ЯБЛОКО    ГРУША     АРБУЗ     ЛИМОН      ПОМИДОР

    2. Сколько  букв  имеют  слова:

         СНЕГ      МОРЖ     КИТ      МЕТР

         Сколько  в них слогов?

     3. Назовите  несколько признаков  слов:

          СТОЛ      ЛОЖКА      СТУЛ         ТЕЛЕВИЗОР

     4.  Назови каждую группу слов:

          ГРАБЛИ    ЛОПАТА  - это …

          СТОЛ     ДИВАН    - это …

          БОТИНКИ     ТУФЛИ – это…

          ПРЯТКИ     ЖМУРКИ  - это …

5. ИГРА – ЗАПОМИНАЛКА.

   Начнем с зарядки для памяти. Нам нужно  запомнить шесть слов. Строго по порядку :

   ДЕНЬ
  СОЛНЦЕ

   ВЕРБЛЮД
  ПЕСОК
  ВЕТЕР
  ВОДА

   Чтобы лучше запомнить эти слова по порядку, давайте вместе  придумаем и представим

    маленький «мульти-пульти», в котором участвуют и наши слова:

        «Жаркий День в пустыне. Нещадно печет  Солнце. По пустыне топает Верблюд.

   Кругом куда  ни глянь – Песок. Дует горячий Ветер. И очень хочется пить. Но где

   Вода?»

        После того как мы придумали этот мультфильм,  в котором играют все наши слова

  Нам легко их запомнить. Все слова в нашем рассказе расположены по порядку.            Вспоминая мультфильм мы вспоминаем наши слова по порядку .

 Записали слова.

   4слова – 2 балла

   5 слов- 4 балла

   6 слов не по порядку – 6 баллов

   все слова по порядку – 10 баллов .

6. ЭТЮД «Пустыня».

    Лягте на парту  расслабьтесь. Представьте, что вы  находитесь в жаркой пустыне.

    Сильно печет солнце. Вдалеке вы увидели, верблюда  он тихо идет к вам  по песку.

    Вы лежите на горячем  песке. Песок горячий, но мягкий вам хорошо и тепло.

    Дует  ветер. Вы отдохнули... Открываете глаза  перед вами верблюд.

7. ИТОГ ЗАНЯТИЯ,

    - настроение в цвете.

ЗАНЯТИЕ № 15

ЦЕЛЬ:

         1. Развитие  зрительной  памяти.

         2. Развитие  концентрации и переключаемости  внимания.

         3. Снятие  эмоционального  напряжения.

         4. Развивать  мелкую  моторику.     Учить детей штриховать в зависимости

             от направления  контура.

ЗАДАЧИ:

           1. Коррекция  основных  свойств  внимания, памяти.

           2. Снятие  эмоционального  напряжения.

           3. Формирование рисовальных движений уверенности руки.

МАТЕРИАЛЫ:

           - рабочие тетради,  карандаши, ручки, листы бумаги,  корректурные таблицы на

           каждого  ученика,  изографы, карточки с рисунками, карточки Люшера.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Упражнение (штриховка  контурно  изображенных предметов )

    Педагог    предлагает    ребенку    перевести    через     тонкий     лист  бумаги  

    животное,  а затем  заштриховать его разнообразной  штриховкой по  желанию, следуя  

   направлению  контура.

2. ИГРА «Четыре стихии».

    ХОД ИГРЫ. Играющие  стоят. Ведущий договаривается  с ними : если он  скажет

    слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода»- вытянуть  руки

    вперёд, слово «воздух» поднять руки вверх, слово  «огонь»- произвести вращение  

    Руками в локтевых суставах. Кто ошибется, считается проигравшим.

3.ИГРА «Зашифрованное слово».

   ( Работа с изографами)

 Дети расшифровывают  изографы, записывают слова в тетрадь, придумывают  

  предложения (возможна  запись  в тетрадь ).

4. ИГРА «Корректурные пробы».

   Бурёнки.

   Предлагаются  бланки  с изображениями  бурёнок, расположенными по 8 в ряду

   ( 5-10 рядов). Варианты заданий:

   - подчеркни (сосчитай) бурёнок  с одним  рогом (с двумя)

   - подчеркни (сосчитай) бурёнок  с одним  ушком (с двумя)

   - …с одним  рогом, одним  ушком (и наоборот ) и другие варианты.

5.ИГРА – ЗАПОМИНАЛКА

    Начнём с зарядки для  памяти. Нам нужно запомнить 6 слов строго по порядку.

Мы с вами опять для лучшего  запоминания этих слов должны придумать мультфильм.

БИЛЕТ
ЗООПАРК
СЛОН
БАНАН
КЛЕТКА
ВОЛК

МЯСО

На этот раз придумайте сюжет сами. Если сможете, то нарисуйте своих героев.

Придумали или нарисовали свой фильм?

А теперь  переверните рисунок и вспомните  все слова, заданные для запоминания.

Вспомнили?     Написали? Тогда  дело за  оценкой.

Менее 4 слов – 2 балла

За 4-5 слов – 4 балла

Если вспомнили все, но не по порядку – 7 баллов

За все слова -10 баллов.

7. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

  - настроение  в цвете.

   

ЗАНЯТИЕ №16.

ЦЕЛЬ:

        1. Развитие  памяти.

        2. Развитие наблюдательности  и основных свойств  внимания .

        3. Учить распознавать  музыку и находить  соответствующие ей образы .

        4. Развивать мелкую  моторику рук .

ЗАДАЧИ:

          1. Коррекция  основных  свойств  внимания, памяти.

          2. Формирование  рисовальных  движений, уверенности руки.

          3. Снятие  эмоционального  напряжения.

МАТЕРИАЛЫ:

           - рабочие  тетради , ручки,  карандаши, листы бумаги,  карточки Люшера.

             магнитофон,  диск со спокойной музыкой, бланки для кодирования.

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

1.Упражнение на снятие эмоционального напряжения «Графическая музыка».

   (Лучше  использовать мелодию без текста)

   Ребенку предлагается  под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в

   соответствие с восприятием  мелодии. Найти в этих линиях образы и обвести их

   карандашами разного  цвета. Одна  и та же линия может использоваться  в создании  

   нескольких  образов.

2. ИГРА  « Изображение  животных».

   

  ХОД ИГРЫ: Представить  себе какое – либо животное ( хитрая лиса,  хвастливый

петух, трусливый  заяц, задиристый козлик, грозный лев, сильный  медведь ) ,  а

затем  изобразить  характерные позы и движения.

(словосочетания можно записать в тетрадь)

3. ИГРА  «Зашифрованное слово».

   ( работа с изографами)

 

 Дети  расшифровывают изограф, записывают  слова в тетрадь. Придумывают  

  предложения с этими  словами (возможна  запись предложений)

4. ИГРА – ЗАПОМИНАЛКА.

    «Слова  крестики».

   В этой  игре  вам нужно будет запомнить 10 слов по  порядку. Но  это не всё. Пока вы

  читаете  или слушаете эти  слова, вам нужно рисовать крестики ( + ).Чем больше

   крестиков  вы нарисуете, пока  запоминаете слово, тем больше баллов получите.

  При этом на запоминание каждого слова даётся  только 3-4 секунды. И     ещё   – вы

  должны успеть  нарисовать крестиков больше, чем слов.

  А теперь – за дело.

  Запоминаем  слова  и рисуем  крестики:

  ЛЕВ
 АВТОМОБИЛЬ
 ВИНОГРАД
 ФИКУС
 ЛИНЕЙКА
 ИГОЛКА
 КНОПКА

  КАРАНДАШ

  ТРАКТОР

  КЛЮЧИ

  Запишите слова.

  Прошло 28  секунд. Ваше  время истекло . Оцените   свои  ответы . Сколько      вы

  запомнили слов?

  Меньше 5- 3балла.

  5-6 слов – 7 баллов.

  Все слова, но не по  порядку -10 баллов.

  Все слова и по порядку – 15 баллов.

5. ИГРА. «Кодирование».

   Предлагаются  слова, состоящие только из указанных в образце букв. Ребенок ставит

   Под  ними соответствующую цифру и записывает рядом  слово не по буквам, а   по

   цифрам. Например: сорт – 9854. Бланк (образец) прилагается.

  Запиши слово цифрами, как показано на образце.

6. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

   - настроение в цвете.

   


ЗАНЯТИЕ № 17 .

ЦЕЛЬ:

        1. Стимулировать внимание, развитие активного  внимания.

        2. Развитие памяти

        3. Учить  распознавать  музыку  и находить соответствующий ей образ.

        4. Развивать  мелкую  моторику рук.

ЗАДАЧИ:

         1. Снятие эмоционального  напряжения.

         2. Коррекция  внимания, памяти.

         3. Формирование  рисовальных движений  уверенности  руки.

МАТЕРИАЛЫ:

           -  рабочая тетрадь, карандаши, ручки, листы  бумаги, магнитофон,  диск c

            музыкой,  карточки Люшера, карточки со склеенными словами.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

1. Упражнение на снятие эмоционального напряжения .  «Графическая музыка».

   (Лучше  использовать  мелодию без текста)

   Ребенку предлагается под  музыку, закрыв  глаза, проводить на   бумаге линии   в

   соответствие  восприятием  мелодии. Найти в этих линиях  образы и обвести их

   карандашами разного цвета. Одна  и та  же  линия  может  использоваться  в создании

   нескольких  образов. (Возможна  запись полученных образов в тетрадь )

2.ИГРА «Пишущая  машинка».

   Ребята встают в круг  и начинают печатать предложенную фразу: «Травка зеленеет

   Солнышко  блестит». Ребята по очереди называют буквы, а когда надо  поставить знак

   препинания  они   должны   вместе  хлопнуть   в   ладоши.

3.ИГРА – ЗАПОМИНАЛКА.

  «Крестик и нолик».

  В этой игре  вам нужно будет запомнить 10 слов по порядку. Теперь за 5-6 секунд,

  отпущенные вам в этой игре, вы должны рисовать вперемежку  крестики и нолики

  ( + 0 +0).

    ЗВОНОК

    ДОКТОР
   ТОРТ
   ПАЛЬМА
   ЯБЛОКО
   УЧЕНИК
   РУССКИЙ
   ЗИМА
   МЕСЯЦ
   ПЕНАЛ

 Запишите слова.

Время прошло. Оцените свои ответы. (Ответы оцениваются как  на занятии № 16 )

4. ИГРА «СЛОВА».

   ИНСТРУКЦИЯ  РЕБЕНКУ: напиши как можно больше слов относящихся к теме

  1.ГОД

  2.ПРАЗДНИК

  3. ЗИМА

5.ИГРА «Будь внимателен».

   Дети  стоят  группой, свободно. Звучит музыка . Дети   маршируют   под   музыку

   свободно у кого как получается. Ведущий   дает  разные  команды. Дети     реализуют

  движения  в соответствии с командой.

  КОМАНДА                                                 ДВИЖЕНИЯ

   

 «Зайчики»                                         Дети прыгают , имитируя движения  зайца .

 «Лошадки»                                        Дети  ударяют    ногой   об пол , как   будто

                                                             лошадь бьет копытом

 «Раки»                                                Дети пятятся как раки назад.

 «Птицы»                                            Дети  машут руками  ( полёт птицы)

 «Собачки»                                          Дети сгибают руки (имитация  движения –

                                                             « собака служит» ) и лают.

 «Курочки»                                           Дети ходят, «ищут зёрна»  на полу  и произносят

                                                               звуки «ко –ко -ко !»

6. ИГРА «Склеенные слова».

    Детям  предлагаются  карточки , содержащие «склеенные» слова .Задача игрока –

    Отделить  слова  друг от друга  вертикальной чертой  и посчитать  общее количество

    Слов  в каждой  строке.

6. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

    - Настроение в цвете.

ЗАНЯТИЕ №18

ЦЕЛЬ:

         1. Развитие памяти

         2. Развитие   произвольного  внимания .

         3.  Учить  самостоятельно, создавать образ.

         4.  Развитие мелкой моторики.

ЗАДАЧИ:

           1. Снятие эмоционального  напряжения. Дать возможность почувствовать себя

               уверенным человеком.

           2. Коррекция  основных свойств внимания, памяти.

           3.Формирование рисовальных  движений, уверенности  руки.

МАТЕРИАЛЫ:

            - рабочие  тетради, ручка, краски, листы бумаги, линейки, карточки Люшера,.

              магнитофон.

ХОД    ЗАНЯТИЯ.

1. Упражнение на снятие эмоционального  напряжения. «Пуантилизм   - пальцевая

    живопись».

   Педагог предлагает детям нарисовать предмет, накладывая цветовые пятна одним

   или несколькими пальчиками .( предварительно можно нарисовать контур предмета)

2. ИГРА «СЛОВА».

   Напиши как можно больше слов относящихся к теме:

    СЕМЬЯ

    ЗДОРОВЬЕ

    СОРЕВНОВАНИЕ

3.ИГРА «Четыре стихии».

 

  ХОД ИГРЫ, Ведущий договаривается  с ребятами : если он скажет слово « земля»  все

   Должны опустить руки вниз, если слово « вода»-вытянуть руки  вперёд слово « воздух»

   - поднять руки вверх слово «огонь» – произвести вращение руками в локтевых суставах.

   Кто ошибётся,считается проигравшим.

4. ИГРА – ЗАПОМИНАЛКА.

    Эта игра отличается от  предыдущих  игр. Чтобы начать её, необходимо иметь линейку.

    Задача состоит  в следующем: поставьте линейку на ладонь и, пока она стоит вы дол-

    жны запомнить слова. Если палка упадёт, вы получаете штраф. Поэтому прежде чем

     начать запоминать слова потренируйтесь держать линейку.

            Итак, начали игру. Вы держите на ладони линейку и слушаете слова. Постарайтесь

    «подвесить» на линейку слова как на гирлянду.

     МИСКА
    ЛЕНТА
    САПОГ
    ВЕЛОСИПЕД
    КЕФИР
    ГВОЗДЬ

     ПУГОВИЦА

     ШАРЫ

     ВАЗА

     САМОЛЁТ

   Теперь положите линейку на стол ,и вспомнив  запишите слова:

   Как всегда, оцените ответы.

   Меньше 5 слов – 3 балла

   За 6 слов – 7 баллов.

   За все слова,  но не по прядку – 10 баллов.

   За все слова- 15 баллов.

  ( Эту игру с другими словами вы можете повторить дома .)

5. ИГРА «Зеваки».

   ХОД ИГРЫ , Дети идут по кругу , друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего

   («Стоп!») останавливаются, делают четыре хлопка , поворачиваются на 180 и начинают

   движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала .

         Если  ребенок  запутался  и ошибся,  он  выходит  из игры  и садится на стул.  Игра

  может закончиться , когда в игре останется 2-3 ребёнка .

6. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

 - Настроение  в цвете.

ЗАНЯТИЕ № 19.

 

ЦЕЛЬ :


       1. Развитие концентрации внимания.

        2. Развитие памяти.

        3. Учить самостоятельно, создавать образ.

        4. Развивать мелкую моторику  рук.

        5. Развивать умение  работать в группе.

ЗАДАЧИ:

         1. Коррекция  основных свойств внимания, памяти.

         2. Формирование  рисовальных движений, уверенности руки.

         3. Снятие эмоционального  напряжения.

МАТЕРИАЛЫ:

          - рабочая тетрадь, ручки, краски,  листы бумаги, карточки с текстом ,

          карандаши, карточки  Люшера, карточки со склеенными словами .

ХОД  ЗАНЯТИЯ

  1. Упражнение на снятие эмоционального напряжения.  « Пуантилизм – пальцевая

       живопись»

     Педагог предлагает детям  нарисовать предмет,  накладывая цветовые пятна  одним

     или несколькими  пальчиками.

2.  ИГРА  «Пишущая  машинка».

     Ведущий, предлагает участникам  игры напечатать  слова известного  стихотворения

     « У лукоморья  дуб зеленый …»

          Участники  игры  по очереди называют буквы . Когда слово кончается ,все должны

     встать , а когда надо поставить знак препинания , все топают ногой в конце строки все

     должны хлопнуть в ладоши.

     Кто ошибётся,  выходит из игры .

3. ИГРА  «Найди ошибки».

    Учащимся предлагается текст. Ведущий предупреждает учащихся , чтобы они  слушали

    Внимательно, поняли содержание и главную мысль.

          Затем предлагается этот же текст, но с  несколько изменёнными деталями.

    Задача учащихся найти  и исправить все ошибочные суждения.

   ( Каждый работает самостоятельно, должен отметить все неточности)

   Следует обсудить, кто, сколько неточностей заметил.

    Побеждает тот, кто правильно заметил все ошибки.

   

4.ИГРА – ЗАПОМИНАЛКА.

   

  Нам нужно  запомнить 10 слов . Чтобы лучше запомнить эти  слова  по порядку

  Давайте вместе придумаем и представим  маленький  мультфильм  , в котором будут

  участвовать наши слова.

  ЛЕС
 ПОЛЯНА
 ВЕСНА
 РУЧЬИ
 СОБАКА
 СТАРИК
 РОМАШКИ
 ДЕВОЧКА
 ТУЧА
 ДОЖДЬ

   Придумали или нарисовали свой фильм? А теперь вспомните и запишите все слова.

   Менее 4 слов – 2 балла.

   За 4-5 слов – 4 балла.

   За 6-7 слов -6 баллов.

   За все слова, но не по порядку – 7 баллов

   За все верно написанные – 10 баллов.

5. ИГРА «Склеенные  слова».

    Детям  предлагают  карточки, содержащие «склеенные» слова. Задача игрока  отделить

    слова  друг от друга  вертикальной  чертой  и посчитать общее  количество  слов    в

    каждой строке.

6. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

- Настроение в цвете .

ЗАНЯТИЕ № 20

ЦЕЛЬ:


       1. Установить уровень устойчивости  внимания учащихся.

        2. Изучить сосредоточенность, объём, распределение внимания.

        3.Установить  уровень слуховой памяти зрительной  памяти моторно-слуховой

           памяти.

ЗАДАЧИ:

         1. Определить  уровень развития  памяти и внимания.

         2.  Сравнительный  анализ результатов.

МАТЕРИАЛЫ.:

         -диагностический  материал для исследования памяти и внимания.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. ДИАГНОСТИКА  ВНИМАНИЯ.

    Методика «Исправь ошибки».

   Учащиеся за 5 минут должны найти все ошибки и подчеркнуть их  и исправить.

                 Плохой  сторош.

У одной хазяйки мышы  съели в погребе сала. Тогда она заперла в погреп кошку .

А кошка  села и сало  , и мясо , и ещё выпела малако. Хозяйка рассерделась на

 кошка .

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ:

- не заметили 2 ошибки- хорошее внимание

- не заметили 3-4 ошибки – средний уровень внимания .

- не заметили 5 и более ошибок – низкий уровень внимания .

2. КОРРЕКТУРНАЯ  ПРОБА

   ИНСТРУКЦИЯ : По сигналу «Начали» надо зачеркнуть все встречающиеся буквы

   «С» и «М» .Через каждую минуту по сигналу «стоп»   ученик    должен    поставить

   вертикальную черту , у которой его застал сигнал. Общая продолжительность работы

   - 3 минуты.

  ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА :

 

                                     100хколичество строк, неверно отмеченных

  Процент ошибки  =---------------------------------------------------------

                                      Общее количество просмотренных строк

  Чем больше работоспособность и чем меньше количество ошибок,  тем более

   устойчивым является  внимание.

3. ДИАГНОСТИКА  СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ ,

   

   Школьникам  зачитывают 10 слов :

  СТЕКЛО  ГОРА  ДЕРЕВО  ПАЛКА  ПТИЦА  КАРАНДАШ  САМОЛЁТ  ТЕЛЕФОН

  ЯБЛОКО  ТОРТ

     После этого они должны по памяти воспроизвести те слова , которые  запомнили .

     6  правильно  воспроизведённых слов свидетельствуют о хорошем развитии слуховой

     памяти.

4.  ДИАГНОСТИКА  ЗРИТЕЛЬНОЙ  ПАМЯТИ.

    Учащимся  предлагается  зрительно воспринять слова ( слова записаны  в столбик )

    КУСТАРНИК
   ШКОЛА  
   ПЛАМЯ
   ЦВЕТЫ
   ШАРЫ
   ДЕРЕВО
   КАПУСТА
   КАРТОН
   КОРА
   ЗВОНОК

   Затем  просят записать школьников  те слова, которые они запомнили.

   6 воспроизведённых слов  свидетельствуют о  хорошем развитии зрительной памяти.

5.  ДИАГНОСТИКА  МОТОРНО-СЛУХОВОЙ  ПАМЯТИ ,

    Читаем  вслух следующий  ряд  слов :

  ТЕЛО  НЕВОД  ПУЛЯ  СОБАКА  КАМЕНЬ   ПЕСОК  ЗАГАДКА   ЛАМПА

  КНИГА  ВЕТКА

   Просим  детей  прописывать слова в воздухе (моторно- слуховое восприятие )

   Затем просим  детей записать  эти слова  по памяти .

6. ИТОГ ЗАНЯТИЯ .

   Сравнительный    анализ  результатов позволит  узнать , как сформирована память

    и  внимание учащихся .     Такое    знание  даст   возможность    диференцированно    

    подойти к  каждому  ученику , и при   необходимости    продлить индивидуальные  

    занятия .

   ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ    ЧАСТЬ     КОРРЕКЦИОННОЙ     РАБОТЫ

  Поддерживающая  часть коррекционной  работы проводится дома самостоятельно

  под руководством родителей .Образцы таких  занятий педагог (психолог) даёт на

  индивидуальной консультации .

      Психологической  особенностью некоторых детей является  их гиперактивность.

  С такими детьми необходим индивидуальный дополнительный  курс (5-10 занятий)

  аналог формирующей части.

                              АНАЛИТИЧЕСКАЯ  ЗАПИСКА

К  ПРОГРАММЕ   ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ  ПОМОЩИ  ПРИ НЕДОСТАТКАХ
                        РАЗВИТИЯ  ПАМЯТИ  И  ВНИМАНИЯ.

На  занятиях  по программе  психокоррекционной  помощи  при  недостатках  развития

памяти  и  внимания   были  зачислены    дети  по  просьбе   педагогов  и   родителей .

В группу было зачислено 10 учащихся .

       В  диагностико- мотивирующей  части  занятий программы , в  результате  диагностического   исследования   во  время  проведения  игр – занятий , а   так    же  в

результате , индивидуальной  диагностики на определение уровня  развития   памяти  и

внимания   были  выявлены  дети  имеющие  недостатки  в  развитии  интеллектуального  ,

эмоционального и  волевого  компонента .

      Формирующая  часть  занятий  проводилась  в  групповой    форме . Длительность

занятия 40-60  минут .

Задачи:

1. Коррекция  памяти  и основных  свойств  внимания .

2. Развитие  произвольности  внимания .

3. Снятие  эмоционального  напряжения.

        В  играх-  заданиях  все  эти  задачи  тесно  переплетаются  друг с другом . Так  как

при совершенствовании  одного из  компонентов (интеллектуального ) развиваются  два  других (эмоциональный  и волевой ) .В результате  проведения  формирующей  части занятий у многих ребят  наблюдается  более  устойчивое  внимание  , расширился объём

и концентрация  внимания , увеличилась  работоспособность , улучшилась  память .

      Уважение , внимание ,забота, а так же  упражнения  для  снятия  психоэмоционального  напряжения   которые  использовались  на  занятиях , способствовали повышению  у  ребёнка чувства  собственной  ценности , что  привело  к  формированию позитивной

самооценки и соответствующей  «Я – концепции». Ученики  стали   активно  работать  на

уроках  , позитивно  справляться  с  трудностями «У меня не получилось  написать  красиво , значит  мне  нужно  постараться».

       Особо следует  отметить , то  что на занятии использовалось  большое  количество игр

 и это  очень  нравилось детям . Информацию об этом  даёт  эмоциональный  фон группы в

 цвете , который  заполнялся  каждым  ребёнком  после  занятия .

        Есть  дети  с  менее  заметными  успехами . С  этими  детьми  необходимо  и  дальше

  продолжить  индивидуальные  занятия .

       Таким  образом , своевременно начатая  и проводимая  систематически  , в соответствии  с   предложенной  программой  работа  позволяет  развивать   у  учащихся

познавательные  процессы .  И  помогает  школьникам более успешно  овладеть  общеучебными  и предметными  умениями  и  навыками .

                                                                                                   Психолог   И.Б.Бардина.