Статья «Гендерный подход в воспитании учащихся младших школьников».
статья на тему

Предаль Светлана Павловна

Осуществлять гендерный подход в образовании детей — значит ставить личность и индивидуальность ребенка в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._gendernoe_vospitanie_v_shkole.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Гендерный подход в воспитании       учащихся младших школьников».

     Гендерное воспитание в школе и педагогика в целом  нуждаются в осмыслении своих позиций в вопросах полоролевой социализации воспитанников, так как воспроизводимые школой жесткие стандарты в отношении женственности и мужественности становятся объективным препятствием для эффективной социализации школьников.

     Создание условий для максимальной самореализации юношей и девушек в процессе педагогического взаимодействия является важнейшей целью гендерного образования.

     Гендерное воспитание в школе позволяет сформировать представление о том, что пол не является основанием для дискриминации в какой-либо сфере жизни и дает возможность выпускникам школ осуществить свободный выбор путей и форм своей самореализации.

    Гендерный подход предполагает гармонизацию поло-ролевого взаимодействия на основаниях эгалитаризма как принципа равных прав и возможностей личности независимо от половой принадлежности. Осуществлять гендерный подход в образовании детей — значит ставить личность и индивидуальность ребенка в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола.

    Целью гендерного воспитания в школе должно быть преодоление гендерных стереотипов, которые мешают успешному развитию личности ребенка, мальчика и девочки. Внедрение гендерных подходов в школе благоприятствует развитию партнерских отношений между полами, воспитывает их в духе толерантности.

    Понимание гендерных проблем, овладение основными положениями гендерной концепции становится актуальной задачей в сфере воспитания и образования молодежи, а также в сфере подготовки специалистов, которые профессионально занимаются ее образованием.

А это:

  • коррекции дошкольного образования и общеобразовательных программ в школах, средних специальных и высших учебных заведениях;
  • введения специальных курсов в систему подготовки педагогических кадров школ и высших учебных заведений;
  • разработки гендерно ориентированных учебников для средней школы, направленных на преодоление стереотипных представлений о социальных ролях мужчин и женщин;
  • обеспечения научно-методической базы.

     Цель гендерного воспитания в школе — воспитание у молодых людей гендерной культуры, которая понимается как интегральное образование личности, отражающее меру и способ ее гендерной социализации, эффективность взаимодействия с лицами противоположного пола и готовность к осуществлению семейных функций.

    В качестве ведущих целей актуальности гендерного воспитания  выступают: расширение профессиональных знаний и умений педагогов в области гендерной педагогики и психологии; формирование направленности гендерного самосознания педагогов и установки на гендерную толерантность; формирование потребности в оказании психолого-педагогической поддержки принятия и освоения школьниками гендерных ролей; стимулирование интереса педагогов к гендерной проблематике.

   В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:

в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;

организации внимания;

в формах активации эмоций;

в мотивации деятельности и оценки достижений;

в поведении.

 Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.

Девочки:

быстрее схватывают новый материал;

легче усваивают алгоритмы и правила;

любят задания на повторение;

чаще используют ближнее зрение;

воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;

лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;

новую информацию анализируют с помощью левого полушария;

 Мальчики:

труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;

им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»;

лучше выполняют задания на сообразительность;

не терпят однообразия;

 ·   лучше выполняют задания при ярком свете

      Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития, то есть понимать способ мышления.  

    К сожалению, на сегодняшний день не существует специальных развивающих программ, которые способствовали бы оптимизации гендерного общения и формированию гендерной идентичности.

   Памятка для педагогов при общении с мальчиками и девочками.

   Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

    Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.

    Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые.

   Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.

    Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

   Старайтесь, давая задание мальчикам, как в детском саду, в школе, в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

   С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

   Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

   Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

   Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

   Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней, – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.

   Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.

   Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого “эмоционального” полушария мозга). Мальчик в этом случае истощается интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

    Никогда не забывайте, что мы ещё очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – “не навреди!”  

                        Беседа с детьми младшего школьного возраста.

       Беседа направлена на уточнение знаний детей о своей половой принадлежности. Понятий о внешности человека. В беседе совершенствуется речевая активность детей и осуществляется попытка привлечения внимания детей к половым и возрастным различиям людей. При анализе учитывается понимание ребёнком роли мужчины и женщины.

      Кто такой человек? Кто мальчик, девочка? Чем, по –  вашему, мальчик отличается от девочки? Важно ли выглядеть внешне привлекательным? На кого бы вы хотели быть похожими,  на красивую маму или красивого папу? Почему? Когда вы вырастите. То кем станете: юношей или девушкой, дядей или тётей, мужчиной или женщиной, мамой или папой?

       У мальчиков и девочек, мужчин и женщин есть много общего. Назовите, что одинаковое у мальчиков и девочек?  (глаза, нос, уши, руки, ноги …)

       С какой девочкой вам хотелось бы дружить? С драчливой,  крикливой, неаккуратной  или доброй, нежной, внимательной? О девочках и женщинах говорят, что они женственные. Они ухаживают за малышами, животными, учатся быть заботливыми, внимательными.

     Что значит быть мужественным мальчиком, мужчиной? Мужественность – это уважительное отношение к девочке как к будущей маме, это смелость, умение отвечать за свои поступки, защищать слабых. Мальчики берут на себя сложные, трудные, не всегда интересные, но необходимые обязанности и поручения.

       

Составление рассказов.

     Для составления рассказов дети разделены на две группы по половым различиям. Девочкам предлагается составить рассказ о мальчиках, с помощью которого выясняется понимание девочками маскулинных черт мальчиков.

 Мальчикам предлагается составить рассказ о девочках для выяснения понимания мальчиками феминных черт девочек.

 Примерный  рассказ о мальчиках.

     Мальчики — это мужчины. У них короткие волосы, нет платьев, а есть костюм и брюки. У них нет каблуков, и они не носят красивых серёжек, бантиков. Мальчики всегда играют в мальчишеские игры, в машинки, конструкторы. Нам не нравится, когда мальчики дерутся между собой и могут обидеть девочку.

 Вообще мальчики относятся к девочкам хорошо. Они живут дружно. Когда их просят, помогают маме и папе. Они красивые. Они должны защищать девочек, уступать место. Они должны быть как папа. Но девочки всегда послушнее мальчиков.

Примерный рассказ о девочках.

     У девочек длинные волосы. Они ходят в платьях и юбках. У них туфли с каблуком. Девчонки любят рисовать, играть в куклы. Они любят играть в мамочек. Они качают кукол, кормят их, и играют как будто они – воспитательница наша. У них красивые глаза. Но они часто плачут, они плаксы. Их надо защищать.

Анкета для родителей.

     В анкете  вопросы, с помощью которых выясняется осведомлённость и просвещённость родителей о проблемах психосексуального воспитания и полоролевого развития ребёнка в семье.

 ·  Стимулируете ли вы в процессе воспитания соответствие ребёнка к его половой роли?

 ·  Кто больше занимается в вашей семье воспитанием ребёнка?

 ·  К кому больше привязан ребёнок?

 ·  Важно ли  уделять внимание психосексуальному воспитанию детей?

 ·  Способны ли вы оветить на вопросы почему, как, откуда, какая должна быть девочка, каким должен быть мальчик?

 ·  Читаете ли вы с ребёнком литературу, касающуюся вопросов психосексуального воспитания?

 ·  Рассказываете ли вы своему ребёнку, как он появился на свет?

 ·  Имело ли для вас значение, кто у вас родится мальчик или девочка?

 ·  Огорчились ли вы при появлении ребёнка нежелательного пола?

 ·  Читаете ли вы литературу о том, как именно воспитывать девочку и как мальчика?

 ·  Проявляете ли вы любовь к своей второй половинке при детях?

 ·  Решаете ли вы свои проблемы при детях?

 ·  Как вы реагируете на вопрос ребёнка о  телесном различии полов?

Цикл занятий с детьми младшего школьного возраста.

      Занятия направлены на понимание и осознание ребёнком роли матери и отца, воспитание чувств любви и уважения к ним. Занятия знакомят ребёнка с проблемой проявления чувства мужественности и женственности, позволяют увидеть женскую красоту и испытать чувство благородства.

    Занятия построены в доступной, занимательной форме  с учётом индивидуальных, возрастных особенностей детей.

                                           «Девочки — будущие мамы»

  Цель: понимание ребёнком роли матери. Знакомство с механизмом рождения. Подготовка девочки к будущей роли матери.

 

Ход занятия

Беседа.

 Мама! Самое прекрасное слово на земле — мама. Это первое слово, которое произносит человек. Когда- то ваша мама была как вы девочкой. Потом она выросла. Встретилась с мужчиной, и они полюбили друг друга. Папа подарил маме кольцо и они поженились. Вы знаете, что такое свадьба? Видели ли вы когда-нибудь  жениха и невесту? Вскоре им захотелось, чтобы у них появились сынок или дочка. Однажды папа нежно поцеловал маму, крепко-крепко прижал её к себе и… что, вы думаете, произошло?

       Внутри мамы начал расти ребёночек. Настал день, когда он родился. Этот день называют Днём рождения. Знаете ли вы когда у вас День рождения?

       Дома появился маленький малыш, и папа с мамой, отдавая ему сою любовь и нежность, следили за тем, как он растёт и развивается. Мама очень бережно относилась к малютке, на руках качала его и пела ему колыбельные песенки. Кормила его из маленьких бутылочек. Рассказывала ему забавные стихи и читала сказки. А потом учила любить природу, уважать старших. Ребёнок постепенно рос и становился взрослым.

       Вот и вы, девочки, — будущие мамы. Что значит быть нежной? Как вы понимаете, что такое любовь? Как заботиться о маленьких?

  Упражнение  «Ласковое»

    Ребёнок-мама говорит ласковые слова о своём воображаемом ребёнке (кукле).

«Моя сказка»

 Девочкам предлагается придумать сказку на тему «Я — будущая мама»

 Чтение:

 –  Н.Найдёнова «Мама»

 –  С.Маршак «Усатый — полосатый»

 –  С. Михалков «Важные дела»

Занятие «Мальчики – будущие мужчины»

Цель: способствовать понимаю ребёнком роли мужчины и формированию у него мужественности. Воспитывать уважение к окружающим, заботу о них. Воспитание мужского характера.

Ход занятия

Пальчиковый тренинг  «Солдаты»

Беседа.

    Всё может родная земля: накормить  тёплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защититься она не может. С давних лет так повелось: как только на нашу землю приходил враг, все русские люди – стар, и млад – поднимались на борьбу.    

    Русские воины всегда славились мужеством и отвагой. Это были настоящие русские мужчины.

      Кто они настоящие мужчины? Кого должны и защищают мужчины? Какие обязанности и поручения берут на себя? Как должны вести себя настоящие мужчины по отношению к девочкам, женщинам, старикам? Какие качества должен воспитывать в себе мужчина?

     Мужчина должен быть твёрдым. Убить лень, одолеть все причины, мешающие довести принятое решение до конца, и заставить сделать то, что не хочется, -для этого нужна твёрдость.

     Мужчина должен быть решительным. Решения должны быть мгновенными и точными.   А что значит быть смелым? Мальчишка должен всегда даже в самых трудных случаях жизни, отстаивать правду, приобретать смелость ума. На спортивных занятиях, с любовью к физкультуре приобретается смелость тела.

     Мальчикам предлагается придумать ситуации, в которых проявятся лучшие мужские качества ( решительность, смелость, твёрдость, уважение, забота, преодоление трудностей, сила, выносливость.)

Упражнение «Волшебники» Предлагаемые ситуации:

 –  вы занимаете место в автобусе, на остановке вошла женщина с младенцем, ваши действия;

 –  бабушка с клюкой не может сойти со ступенек автобуса, что вы предпримете;

 –  вы видите женщину с девочкой, у которой в руках тяжёлая сумка с покупками, что вы сделаете;

Закончи предложение:

 –  когда я вырасту, я буду…

 –  самое интересное — это…

 –  моё самое любимое дело…

 –  мама сердится, если…

 –  мой лучший друг…

 –  мама меня хвалит за…

 –  я радуюсь, когда…

 –  быть вежливым, значит…

 –  проявление мужественности – это…

 –  настоящий герой – это…

Чтение

 ·  К.Д. Ушинский  «Сила не право»

 ·  Сказка  «Два брата»

 ·  Е. Пермяк «Для чего нужны руки»

 ·  В.Осеева «Сыновья»

 ·  В.Бороздин  «Тренировки»

     Гендерное развитие следует проводить целенаправленно и участвовать в нём должны педагоги, психологи и родители. Важно подсказать, показать и помочь находить красивое в жизни, в том числе – в человеке противоположного пола.

  Поэтому, как образовательный, так и воспитательный процесс  должен строиться с учетом всех перечисленных особенностей, с ориентацией на обе гендерные подгруппы. Все это, очевидно, должен знать и учитывать каждый педагог при организации своих занятий, воспитательной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в воспитании нравственности младших школьников.

Во все времена перед людьми стояла задача, как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе, то положительное, что уже испытано. Сейчас, когда столь бурно прот...

Гендерный подход в воспитании и обучении

В данной статье я обобщила теорию по вопросу "гендерный подход в воспитании и обучении",  собственный опыт и составила рекомендации для учителей....

Статья "Гендерный подход в воспитании учащихся с умеренной умственной отсталостью"

В статье размещены рекомендации о гендерном воспитании умственно отсталых детей....

Выступление на заседании МО классных руководителей "«Комплексный подход к воспитанию личности младшего школьника в коллективе»

Покинут счастьем будет тот,Кого ребенком плохо воспитали.Побег зеленый выпрямить легко,Сухую ветвь один огонь исправит.(Саади.)Покинут счастьем будет тот,Кого ребенком плохо воспитали.Побег зеленый вы...

Статья на тему "Особенности воспитания толерантности младшего школьника"

Статья, которая подскажет, как воспитать в человеке толерантные качества....

Гендерный подход в воспитании младших школьников

Отчет за год работы в гендерных классах...