Презентация "Дети с нарушениями слуха"
презентация к уроку на тему

Семенихина Жанна Дмитриевна

Презентация "Дети с нарушениями слуха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_narusheniyami_sluha.pptx334.45 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дети с нарушениями слуха

Слайд 2

Сурдопедагогика — отрасль специальной педагогики, которая занимается вопросами изучения нарушений слуха. Субъектом изучения этой науки являются слабослышащие и глухие. Термин «сурдопедагогика» произошел от слова « surdus », что в переводе с латинского означает - «глухота».

Слайд 3

Задачи сурдопедагогики: изучение особенностей развития личности, имеющей нарушения слуха, в тесном сотрудничестве со смежными дисциплинами, такими как медицина, педагогика, психология, социология и др. разработка и совершенствование существующих программ, направленных на диагностирование и оказание ранней коррекционной помощи детям с нарушениями слуха; разработка и внедрение новых методов и приемов обучения лиц, имеющих нарушения слуховой деятельности, а также усовершенствование уже существующих; осуществление образовательной деятельности для лиц с нарушениями слуха с учетом особенностей их нарушения и применением специализированных методик, совершенствование части существующей системы специального образования, связанной с изучением нарушений слуха; усовершенствование технических средств, способствующих компенсации и коррекции утраченной и нарушенной функции слуха, и т.д.

Слайд 4

Выдающиеся ученые - сурдологи Рау Фёдор Андреевич (1868 – 1957) Рау Наталия Александровна (1870 – 1947) Зыков Сергей Александрович (1907 – 1974) Леонгард Эмилия Ивановна

Слайд 5

Причины нарушений слуха В настоящее время наиболее часто выделяются три группы причин и факторов , вызывающих патологию слуха или способствующих ее развитию (Тарасов Д. И. и др., 1984; М. Я. Козлов, А. Л. Левин, 1989). К первой группе относят причины и факторы наследственного характера, которые приводят к изменениям в структуре слухового аппарата и развитию наследственной тугоухости. Вторую группу составляют факторы эндо– или экзогенного воздействия на орган слуха плода (при отсутствии наследственно отягощенного фона), обуславливающие появление врожденной тугоухости. К третьей группе отнесены факторы, действующие на орган слуха здорового ребенка в один из периодов его развития и приводящие к возникновению приобретенной тугоухости.

Слайд 6

Слухопротезирование детей Слухопротезирование – подбор врачом-сурдологом индивидуальных слуховых аппаратов и адаптация к ним лиц с нарушениями слуха, осуществляется на основе отиатрического и аудиолого-педагогического обсдедования . Индивидуальные слуховые аппараты Карманные аппараты Заушные аппараты Внутриушные аппараты Кохлеарная имплантация – это операция, в ходе которой во внутреннее ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающих восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва. В отличие от слухового аппарата, который усиливает акустические сигналы, имплант преобразует их в электрические импульсы, стимулирующие слуховой нерв.

Слайд 7

Классификации нарушений слуха Л. В. Неймана (1977) Различаются два вида слуховой недостаточности – тугоухость и глухота. Под тугоухостью понимается такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов. Выделяют три степени тугоухости: 1-я степень тугоухости – снижение слуха не превышает 50 дБ; 2-я степень тугоухости – средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ; 3-я степень тугоухости – потеря слуха превышает 70 дБ. Под глухотой понимается такая степень снижения слуха, при которой самостоятельное овладение речью (спонтанное формирование речи) оказывается невозможным . Выделяют четыре группы глухих: 1-я группа – дети, воспринимающие звуки самой низкой частоты, т. е. 125 – 250 Гц; 2-я группа – дети, воспринимающие звуки до 500 Гц; 3-я группа – дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц; 4-я группа – дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т. е. 2000 Гц и выше.

Слайд 8

педагогическая классификация Р. М. Боскис (1963) Выделяются две основные группы детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие. К группе глухих отнесены дети, состояние слуха которых не создает возможности для спонтанного формирования речи (без специального обучения). К группе слабослышащих отнесены дети с нарушенным слухом, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в небольшой степени. По времени наступления потери слуха Р. М. Боскис выделила группу ранооглохших детей, т.е. тех, которые родились глухими или потеряли слух в период, предшествующий формированию речи (до двух лет), и позднооглохших, потерявших слух в период, когда речь уже была сформирована.

Слайд 9

Методы выявления нарушения слуха у детей Предложена государственная система раннего выявления детей с подозрением на снижение слуха, которая предусматривает: в роддомах — выявление детей, относящихся к группе риска по тугоухости и глухоте; в детских поликлиниках по месту жительства — обследование слуха детей с факторами риска в 1, 2, 4 и 6 месяцев по специально предложенной скрипинг-методике с использованием звукореакто-теста (ЗРТ) – специального портативного аудиометра с дальнейшим направлением в специализированное медицинское учреждение – сурдологический кабинет (центр, отделение); в сурдологических кабинетах — проведение комплексного медико-педагогического обследования с целью установления диагноза (или снятия подозрения на снижение слуха) и организации дальнейшей коррекционной помощи.

Слайд 10

Методики воспитания и обучения детей с нарушением слуха Различали два метода обучения глухих – «жестовый» и «чистый устный» методы. Жестовый способ предполагал обучение глухих на основе жестового языка и дактилологии С помощью чистого устного метода глухих учили говорить «без рук», используя только устную и письменную речь (методика Э. И. Леонгард ) . Билингвистический метод основан на признании права глухого человека на выбор своего стиля жизни, способа общения, на реализацию себя как своеобразной и самоценной личности. Верботональная методика , разработанная специалистами центра « Суваг » (Загреб, Хорватия). Коррекционно-реабилитационная работа основана на развитии слухового, тактильно-вибрационного восприятия речевых и неречевых звуков, максимальном использовании остаточного слуха и системы специальных упражнений фонетической ритмики для формирования произношения

Слайд 11

Образовательные учреждения для детей с нарушенным слухом Детский сад компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей (принимают глухих и слабослышащих детей с полутора-двух лет. Процесс воспитания и обучения в зависимости от сроков поступления в детский сад (с двух или трех лет) рассчитан на пять лет или на че­тыре года) Детские сады комбинированного вида. В состав таких детсадов наряду с общеразвивающими группами входят и компенсирующие - для детей с нарушениями слуха Детские сады (группы) общеразвивающего вида. Для детей с нарушениями слуха могут быть организованы индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом (сурдопедагогом, логопедом), педагогом-психологом Дошкольные группы, отделения в специальных (коррекционных) школах, школах-интернатах для неслышащих , слабослышащих и позднооглохших детей (рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе детей дошкольного возраста) Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «начальная школа — детский сад» компенсирующего вида для глухих или слабослышащих детей (в структуре данного учреждения могут быть группы детей преддошкольного возраста, детского сада, а также классы начальной школы для слабослышащих или для глухих детей) Сурдологические центры и кабинеты. Центры диагностики и консультирования, психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции.

Слайд 12

Модели интеграции временная интеграция : объединение со слышащими детьми не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий; частичная интеграция: включение 1-2 ребенка лишь на часть дня в массовые группы; комбинированная интеграция : 1-2 ребенка наравне со слышащими воспитываются в общеразвивающих группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога; полная интеграция : ребенок с нарушенным слухом воспитывается в дошкольном учреждении общеразвивающего вида. Отдельно получает коррекционную помощь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей детей с нарушением слуха по использованию слухового аппарата.

В данной статье даны полезные советы родителям о  слуховых аппаратах...

Примерный речевой материал по развитию речи для учащихся с нарушением слуха

  К моменту поступления в школу слабослышащие дети практически не владеют языком или владеют им в минимальной степени. У детей надо создать словарный запас, начиная с простейших частотны...

Читательское развитие и приобщение к чтению детей с нарушением слуха

Работа над чтением с детьми с нарушением слуха....

Коррекционно-развивающие игры – как один из методов обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

Применение коррекционных игр на уроках у младших школьников I,II вида.Игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной кате...

развитие речи дошкольников с нарушениями слуха

Презентация предназначена для формирования понятия "корова" в рамках темы "Домашние животные" с детьми с нарушениями слуха....

Тревожность у детей с нарушением слуха школьного возраста.

В работе о тревожности у детей с нарушением слуха в школьном возрасте. Причины тревожности. Результаты диагностики....

Конспект интегрированного индивидуального занятия с ребенком с нарушением слуха.

Конспект занятия с ребенком с кохлеарным имплантом (этап опознавания  2-х словной фразы).Возраст ребенка -5,5 лет,слуховой возраст -2,5 года,из них с КИ-1,5 года....