Психологическая игра "Цветы планеты Дружба"
материал на тему

Мощевитина Ирина Александровна

Коммуникативная психологическая игра для учащихся 3-4 классов.

Цель: развитие навыков эффективного общения и умения действовать сообща.

Предполагаемый результат: снижение конфликтности в классе, готовность к открытому общению, осознание каждым участником своей индивидуальности и принадлежности к единому коллективу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskaya_igra.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая игра «Цветы планеты Дружба»

Цель: развитие навыков эффективного общения и умения действовать сообща.

Задачи игры:

  • диагностика и развитие внутригрупповых отношений; создание ситуаций, требующих сотрудничества и взаимопомощи;
  • создание ситуаций, в которых появляется возможность подчеркнуть индивидуальные (положительные) особенности каждого участника;
  • создание предпосылок терпимого отношения к членам группы;
  • способы решения конфликтных ситуаций, модели эффективного общения.

Игра дает возможность детям:

  • ощутить атмосферу доверия;
  • проявить свои возможности;
  • научиться работать в коллективе;
  • лучше узнать одноклассников.

Описание проблем или задач развития, на решение которых направлена данная игра: В классе отсутствуют доброжелательные отношения между одноклассниками. Возможны частые конфликты между отдельными учениками, между группами учеников.

Предполагаемый психологический результат

Снижение конфликтности в классе, снятие напряженной обстановки, готовность к открытому общению, осознание каждым участником своей принадлежности к единому коллективу.

Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета

Всем детям класса предлагается отправиться в путешествие на планету "Дружба". Но по мере движения к этой планете, дети встречаются с различными препятствиями. Преодолеть их они смогут, лишь выполняя различные задания, работая в группах или все вместе. Пройдя все испытания, дети находят семена, из которых, вернувшись в реальный мир, они смогут вырастить всем классом цветы дружбы на память о планете.

Участники:

Игра предназначена для учеников 3-х классов; желательно, чтобы в игре принимали участие все дети класса;

классный руководитель принимает участие в игре (участник);

один ведущий и один помощник (педагог, работающий с учащимися данного класса).

Время игры - 1 – 1, 5 часа.

Для проведения игры потребуется два помещения: в одном проходит введение в игру (это может быть класс), во втором разворачивается основное игровое действие (актовый или спортивный зал).


Схема игры

№ этапа

Время на проведение

Содержание каждого этапа

Задачи, решаемые на этапе

Материалы, необходимые для проведения этапа

Введение в игровую ситуацию

10 минут

История планеты Дружба. Участникам необходимо пройти «таможенный контроль»: показать свою полезность группе. Подготовка и отправление в путешествие.

Создание эмоциональной атмосферы новизны, ожидания, интриги. Настрой на совместную деятельность.

Музыкальное сопровождение;

клубок веревки

Планета «Единства»

10 минут

Посадка на планету (нахождение общих интересов, привычек, качеств). Создание «букетов»: понимание, что без отдельной части невозможно создание целого.

Создание условий, требующих сотрудничества в микрогруппе

Открытки – мандалы, каждая разрезана на 4 части

Планета «Сотрудничества»

20 минут

Сотрудничество (понимание, что добиться цели, можно только общими усилиями). Извлечение субъективного опыта, связанного с конфликтами.

Создание условий для совместной творческой работы в микрогруппах, сплочения группы

Столы, стулья;

цветные листочки (для деления на группы);

лист с заданием (по количеству групп);

цветные карандаши;

колокол (для подачи звукового сигнала)

«Черная дыра»

10 минут

Путешественники попадают в ситуацию выбора. Нахождение компромисса в разрешении конфликтных ситуаций.

«Мост дружбы».

Создание ситуации, предполагающей терпимое отношение к членам группы, дающей возможность почувствовать себя частью одного коллектива

Музыкальное сопровождение, елочная иллюминация, бланки для выполнения задания «Чехарда» по числу участников

Планета «Дружба»

20 минут

Восстановление планеты Дружба. Нахождение семян цветов.

Создание ситуации, дающей возможность каждому почувствовать себя нужным, замеченным

Ватман с нанесенным контуром планеты; шаблоны-цветы; фломастеры, цветные мелки, клей, цветная бумага, ножницы

Обсуждение игры

10 минут

Вопросы для обсуждения:

Какие испытания были сложными?

Какие качества помогли справиться с испытаниями?

Какие качества вы увидели в себе и своих одноклассниках?

Как вы думаете, изменилось что-нибудь в ваших отношениях друг к другу?

Мешочек с семенами;

горшок или ящик с землей;

вода для полива

Сценарий игры

Ведущий: На одной далекой-далекой планете росли удивительные цветы – цветы Дружбы, их аромат помогал людям понимать друг друга и жить без ссор, конфликтов и войн. Они росли здесь в большом количестве, и добрые волшебники прилетали сюда за чудесными цветами и разносили их по другим планетам. Но однажды в результате солнечного затмения и метеоритного дождя волшебные цветы погибли. И все чаще люди стали ссориться и враждовать.

На планете много кратеров и, может быть, в них под метеоритными обломками и звездной пылью сохранились семена этих удивительных цветов. Но найти семена смогут лишь ребята, которые знают, что такое дружба и сами умеют по-настоящему дружить.

Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие на планету Дружба, а так, как она находится в космосе, то путешествовать мы будем на межпланетном корабле.

Но прежде, чем подняться на борт корабля, каждый из вас должен решить, что он умеет делать и чем сможет помочь команде во время опасного путешествия. Ведь наша задача – не только найти цветы, но сделать это всем вместе и выжить.

После этого каждый должен назвать свое умение или качество, которое будет полезно в путешествии. Начинает ведущий. Сказав о себе, он передает клубок веревки стоящему рядом ребенку. Тот говорит свое предложение и передает клубок дальше, разматывая его. Таким образом все участники окажутся связаны между собой.

Ведущий: Вот так связаны между собой все люди – деятельностью, событиями, желаниями, целями, поступками.

Далее все участники, не отпуская «связывающую их нить», переходят в актовый зал, где по условиям игры находится межпланетное пространство.

Всё помещение зала разделено на 3 сектора. Переходя из одного в другой сектор, дети «путешествуют» по разным планетам.

1 сектор – Планета «Единства»

Ведущий: Мы сможем совершить посадку на эту планету, если найдем то, что нас объединяет.

Первый игрок называет любые две свои особенности или привычки – по одной на каждую руку (например, «У меня зеленые глаза» – на левую руку и «Мои любимые цветы – фиалки» – на правую руку). Участники, у которых есть эти же черты, берут ведущего за нужную руку и говорят «У меня тоже зеленые глаза»/ «Мне тоже нравятся фиалки», а на свою другую руку придумывают свои свойства (например, «Я люблю кататься на коньках» или «Кроме обычной школы я учусь еще и в музыкальной») и так до тех пор, пока все участники не возьмутся за руки и не образуют одно целое.

Ведущий: Несмотря на то, что мы все разные, непохожие друг на друга, у нас есть одинаковые привычки, способности, желания – и это помогает нам понимать друг друга.

Дети «приземляются» на планету (заходят в этот сектор), при посадке каждый получает часть картинки (открытка – мандала, разрезанная на 4 части).

Ведущий: Каждый из вас получил только часть картинки, к которой нужно найти недостающие кусочки. Для этого надо посмотреть на картинки всех ребят и встать рядом с теми, у кого находятся остальные части вашего рисунка.

Ребята смотрят на картинки друг друга. Те, кто нашел «свои» части, образуют микрогруппы (четверки) и целое изображение рисунка.

Ведущий: Посмотрите, каждая маленькая часть картины разноцветная и яркая, но если объединить части – получается более красивый узор. Так и люди: в каждом есть что-то хорошее, а вместе мы можем больше.

Все люди – разные, не похожие друг на друга, поэтому нам интересно вместе. И хотя мы все разные, у нас много общего – это помогает нам понимать друг друга.

На этой планете мы нашли узоры – миражи, но цветов Дружбы здесь нет. Поэтому мы отправляемся дальше.

2 сектор – Планета «Сотрудничества»

В этом секторе 3 «посадочных места»: стол, вокруг него стулья; на столе – лист с заданием (см. Приложение 1), цветные карандаши.

Этапы работы:

1. Ребята делятся на группы следующим образом: на входе в «планету» ведущий раздает участникам разноцветные листочки (желтые, зеленые, голубые) и предупреждает, что до сигнала колокола разворачивать листочки НЕЛЬЗЯ. Таким образом, получится 3 группы, оставшиеся ребята – наблюдатели за соблюдением правил.

2. Каждая группа усаживается за свой стол. Им будет нужно раскрасить узор. Выполнять задание нужно в полном молчании. Договариваться о чем-либо НЕЛЬЗЯ.

3. После сигнала колокола нужно развернуть свои листочки, на которых записаны инструкции, касающиеся какой-то одной части задания. Этой информацией ни с кем делиться НЕЛЬЗЯ.

Инструкции на листочках

 Центральный крест должен раскрасить именно ты;

 Мальчики во внутреннем круге должны быть синие и желтые;

 Мальчики должны быть красные и зеленые;

 Юбки у девочек должны быть фиолетового цвета;

 Все девочки должны быть разные (отличаться по цвету);

 У всех мальчиков, стоящих справа от девочек, должно быть что-то одинаковое.

После окончания выполнения задания нужно обсудить, что происходило с участниками. Какие способы поведения в этой непростой ситуации выбирали:

рисуем по очереди;

рисуем, не обращая внимания на других;

стараемся присмотреться, прислушаться друг к другу;

соперничаем: «я первый», «нет, я».

Ведущий: Мы все разные, каждый из нас неповторим, мы слышим, понимаем, чувствуем каждый по-своему. Когда наши интересы не совпадают, и каждый видит только свою цель, могут возникать ссоры, конфликты. Но можно попробовать понять другого, прислушиваясь друг к другу. Это называется со-трудничество, со-переживание, со-чувствие.

Переходят в следующий сектор.

3 сектор – «Черная дыра»

Вход в этот сектор украшен цветной иллюминацией (можно использовать елочную гирлянду), внутри – круг из стульев. Дети заходят и рассаживаются, в этот момент наступает тишина (выключить музыкальное сопровождение), приглушить свет.

Ведущий: Мы попали в зону черной дыры. Дальнейшее движение корабля невозможно. На корабль действует гравитационное поле. Ослабить его можно, только пройдя испытание. Задание имеет 3 уровня сложности:

  • Если группа выбирает легкое задание, черная дыра позволяет в спасательной капсуле покинуть зону только одному участнику;
  • Если группа выбирает задание средней сложности, черная дыра позволяет покинуть зону половине участников;
  • Если группа выбирает трудное задание и
  • справляется с ним, гравитационное поле черной дыры разрушается, и наш корабль може продолжить движение;
  • если мы не справимся с заданием, нам придется остаться в зоне черной дыры, посылать сигналы SOS и надеяться на спасение.

Некоторое время ребята обсуждают случившееся. Далее игра может развиваться по-разному.

На самом деле, при выборе задания любого уровня сложности, задание имеет один вариант.

Задание: Черную дыру еще называют пространством непослушания, здесь живут непослушные слова. Слова решили поиграть в чехарду и перепутались. Задача ребят – помочь словам из 1-й строки найти свою пару во 2-й строке, и тогда вернется смысл и разрушится сила притяжения черной зоны.

«ЧЕХАРДА»

1) Злой кабан, Пароход, Соловей, Дикобраз, Кошка, Маша, Буратино, Портной, Ёж, Чиж, Рак, Стол, Чайник, Мальчик;

2) Сидел на ветке, томился в клетке, точил клыки, давал гудки, чтение учила, хвостик свой ловила, шил себе штаны, все поел блины, накрыт к обеду был, усами шевелил, летал под облаками, гонялся за мышами, прыгал во дворе, булькал на костре.

Подсказка для Ведущего

Сидел на ветке                        Чиж

томился в клетке                        Соловей

точил клыки                                Злой кабан

давал гудки                                Пароход

чтение учила                                Маша

хвостик свой ловила                Кошка

шил себе штаны                        Портной

все поел блины                        Буратино

накрыт к обеду был                Стол

усами шевелил                        Рак

летал под облаками                Чиж

гонялся за мышами                Ёж

прыгал во дворе                        Мальчик

булькал на костре                        Чайник

Попросить детей по желанию образовать пары (первый ребенок – начало фразы, второй – ее окончание), берутся за руки и поднимают руки вверх, изображая «мост дружбы».

Ведущий: Вот и черная дыра позади, и она не так страшна, когда рядом друг, и может протянуть тебе руку помощи.

Переходят в следующий сектор (возвращаются в сектор 2).

Планета «Дружба»

Снова зайти во 2-й сектор, но с другого входа. Помощник ведущего соединил столы в один общий стол, вокруг него стулья; на столе – лист ватмана, на нем контур планеты, цветные карандаши, мелки, цветная бумага. Ребята рассаживаются вокруг стола.

Ведущий передает по кругу коробку с шаблонами (заготовками) цветов. Ребятам предлагается взять себе один цветок.

Ведущий: На этой далекой планете когда-то росли удивительные цветы – цветы Дружбы, их аромат помогал людям понимать друг друга и жить без ссор, конфликтов и войн. Они росли здесь в большом количестве, и добрые волшебники прилетали сюда за чудесными цветами и разносили их по другим планетам. Но однажды в результате солнечного затмения и метеоритного дождя волшебные цветы погибли. Но запах цветов еще остался, и сейчас он нам поможет. Найти семена этих цветов смогут лишь те ребята, которые знают, что такое дружба и сами умеют по-настоящему дружить и находить хорошие черты во всех окружающих людях.

Представьте, что каждый из вас – цветок. Попробуйте с помощью художественных средств (карандаши, цветные мелки, цветная бумага) показать душу своего цветка (на выполнение задания 10-15 мин., во время выполнения задания звучит спокойная музыка).

Сейчас каждый из вас будет подходить, и пока я буду приклеивать его цветок, остальные будут называть те качества, способности, умения, которыми этот человек может украсить планету Дружба. Давайте о каждом скажем что-нибудь хорошее (приклеивая Цветок, подписать имя Ребенка).

Посмотрите, какая планета у нас получилась. Она будет напоминать вам, что каждый из вас – удивительный и неповторимый. И только рядом с другими вы чувствуете себя уютно и безопасно.

Нам удалось вернуть планете ее цветущий вид. В награду за помощь нам дарят мешочек с семенами цветов. Мы покидаем волшебную планету и возвращаемся в свой класс. Теперь мы можем посадить семена, и только от нас (благодаря нашей взаимовыручке, взаимопомощи) зависит, вырастут ли в нашем классе Цветы Дружбы.


Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания "Планета дружбы"

Программа воспитания для учащихся начальной школы...

Программа летнего лагеря "Планета дружбы"

Цели, задачи, программа  летнего лагеря "Планета дружбы"...

Классный час - час общения "Планета дружбы и добра"

Классный час проводится в октябре месяце, на этапе начала формирования классного коллектива "Планета дружбы и добра". К этому моменту учитель может определить способности ребят, склонности к тому, или...

Коррекционно-развивающее интегрированное занятие во 2 речевом классе "Планета Дружба"

Интегрированное занятие логопед-психолог-учитель как вариант работы с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС...

Большая психологическая игра "Книга дружбы"

Участникам предлагается создать символ их дружбы. Но это не так просто. Сначала ребятам предстоит завоевать части, из которых они смогут сложить символ....

Конспект урока Планета дружбы

Урок  направлен на развитие общения детей со сверстниками и формирование благоприятного психологического климата, дружеских взаимоотношений в коллективе. На уроке закрепляются знания понятий &laq...

Методическая разработка на тему: "Классный час в форме тренинг-игры "Планета Дружбы"".

Классный час в форме тренинг-игры "Планета Дружба" направлен на развитие сплоченности, умение общаться в коллективе, улучшение социально-психологического климата, обогащение сознания учащихс...