Использование психогимнастики в работе с детьми младшего школьного возраста.
методическая разработка на тему

Психогимнастика  нужна  в  основном  работникам,  имеющим  дело  с  детьми, у  которых  чрезмерная  утомляемость, истощаемость, непоседливость, вспыльчивость, замкнутость  и  т.д. Она  важна  особенно  в  наше  время,  когда  нагрузки  на  детей  растут,  а  возможности  для  отдыха  и  для  эмоциональной  и  двигательной  разрядки  становятся  меньше. Предлагается примерный перечень упражнений, которые могут использоваться в работе с детьми.

 

 

<?xml:namespace prefix = o /??>

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование психогимнастики

в работе с детьми младшего школьного возраста.

Психогимнастика -  это  курс  специальных  занятий (этюдов,  упражнений  и  игр), направленных  на  развитие  и  коррекцию  различных  сторон  психики  ребенка (познавательной, эмоционально-личностной  сферы).

В психогимнастике большое значение придается общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Имеется много  причин, вызывающих нарушения общения. Нарушения взаимоотношений могут быть следствием двигательной расторможенности, а также неумения словесно общаться.  По мере развития личности,  у ребенка повышаются способности к произвольной  саморегуляции и самоконтролю. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности.

 Ребенок может получить опыт управления своими эмоциями посредством ярких образов фантазии и двигательной активности. Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния в работе с детьми  возможно через использование приемов психогимнастики.

Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. Такие  занятия  показаны  детям  с  чрезмерной  утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с  неврозами, нарушениями  характера, легкими  задержками  психического  развития.

Не  менее  важно  использовать  психигимнастику  в  психопрофилактической  работе  с  практически  здоровыми  детьми  с  целью  психофизической  разрядки.

Дети  изучают  различные  эмоции  и  учатся  управлять  ими, овладевают  азбукой  выражения  эмоций. Психогимнастика  помогает  детям  преодолевать  барьеры  в  общении, лучше  понять  себя  и  других, снимать  психическое  напряжение, дает  возможность  самовыражения.

Нарушения  выразительности  моторики  заслуживают  пристального  внимания  потому, что  неумение  правильно  выразить  свои  чувства, скованность, неловкость  или  неадекватность  мимико-жестовой  речи  затрудняют  общение детей  со  сверстниками  и  взрослыми.

Педагог должен знать, что психогимнастика – это не физкультура, не механическое повторение физических упражнений. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ. Отсутствие каких-либо внешних атрибутов – еще одно условие. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т.е. обозначаются физическими действиями. А с помощью комментариев ведущего к этим процессам подключается и внутреннее внимание детей. Каждое упражнение включает фантазию, эмоции и движения ребенка для того, чтобы он учился произвольно воздействовать на каждый элемент этой триады.

Компоненты психогимнастики.

Мимика  говорит  нам  без  слов  о  тех  или  иных  чувствах  и  настроениях  человека. Если  человек  улыбается, значит, он  радуется; сдвинуты  брови  и  вертикальные  складки  на  лбу  свидетельствует  о  недовольстве, гнев. О  многом  может  сказать  взгляд  человека. Он  может  быть  прямой, открытый, доверчивый, ласковый, хмурый, испуганный, невыразительный. Общее  выражение  лица  может  быть  осмысленное, грустное, угрюмое, брезгливое, самодовольное, безразличное. Мимика  бывает  живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, напряженной, спокойной.

Жесты  делятся  на  условные, указывающие, подчеркивающие, ритмичные, показывающие  и  эмоциональные. Жестикуляция  может  быть  живой, вялой, бедной, порывистой, робкой, энергичной.

Даже  маленькие  дети  знают  жестикуляцию  и  умеют  ею  пользоваться.

Исключение  составляют  лишь  те  дети, которые  отстают  в  развитии. Им  в  возрасте  6 лет  трудно, например, показать  размер  маленького  комарика (муравьишки, и  т.п.).

Пантомимика - это  выразительные  движения  изредка  слагаются  из  жестов, часто  из  мимики, из  поз. Все  отрицательные  эмоции  «съеживают»  фигуру  человека,  а  все  положительные - ее  «развертывают».

Осанка  и  поза  имеют  большое  значение  в  создании  облика  человека. Осанка  образуется  из  положения  головы  и  туловища. Голова  может  быть  поставлена  прямо, склонена  набок, втянута  в  плечи, откинута  назад. Поза  у  человека  бывает  однообразной, разнообразной,  естественной, искусственной, грациозной, скованной. Общий  вид  характеризуется,  как  напряженный,  расслабленный,  естественный, величественный,  распрямленный,  сутулый.

В  последовательности  психогимнастических  упражнений  особенно  важно  соблюдение  чередования  и  сравнения  противоположных  по  характеру  движений:

- напряженных  и  расслабленных,

- резких  и  плавных

- частых  и  медленных,

- дробных  и  цельных  гармоничных,

- свободного  передвижения  в  пространстве  и  столкновения  с  предметами, сопровождаемых  переменно  мышечным  напряжением  и  расслаблением.

Такое  чередование  движений  рефлекторно  влияет  на  гармонизацию  психической  деятельности  мозга:  упорядочивается  психическая  активность  ребенка,  улучшается  его  настроение,  сбрасывается  инертность.

Психогимнастика немаловажное значение имеет и для создания облика человека, то есть его осанки и позы. Все отрицательные эмоции “съеживают” фигуру человека, в данном случае ребенка, и никакие специальные занятия корригирующей направленности не смогут исправить осанку. Только положительные чувства ее развертывают. Положительные чувства ребенок получает в игре, поэтому используются разнообразные игры для предотвращения и исправления отклонений в формировании осанки: “Встань прямо”, “Держи голову прямо”, “Хорошая и плохая осанка” и другие.

На занятиях используются дыхательные упражнения: “Задувание свечи”, “Шипящее дыхание” и другие, а также, медитативная музыка, которая приводит ребенка в состояние полного расслабления, при котором восстанавливается естественное физиологическое дыхание, происходит максимальный отдых детей в минимально короткий промежуток времени. Игры на расслабление “Цветы”, “Птички”, “Шум моря”, “Солнышко”, а также игры на развитие мышления, внимания, памяти.

Дети наслаждаются приятными эмоциями и опущениями, представляя себя в том или ином образе. С детьми разучиваю различные позы: “Горы”, “Дерево”, “Кошка”. Дети с удовольствием принимают эти позы.

Упражнениями на расслабление решается задача быстрого восстановления функций организма после физической нагрузки, повышения работоспособности детей и перевод их из одного эмоционального состояния (возбуждения) в другое (спокойное). Как показала практика, целесообразно использовать следующие упражнения на расслабления: потряхивание расслабленными кистями рук и ног: “Стряхни водичку с рук, ног”, “Стряхнули снег с ботинок” - эти упражнения направлены на то, чтобы вызвать мышечное ощущение расслабления конечностей.

Примерный перечень упражнений,

которые используются в работе с детьми младшего школьного возраста.

«Тянем – потянем»

Движения помогут детям быстро настроиться на выполнение важной работы.

1. встаньте или сядьте, выпрямив спину, и вытяните перед собой руки.

2.поднимите правую руку вверх. Левой рукой двигайте правую в разных направлениях: приближая к голове, от головы, пытаясь опустить руку вниз. Отвести ее за спину. При этом вытянутая правая рука оказывает легкое сопротивление левой.

3. движение в каждом направлении делаем по четыре раза и обязательно на длинном выдохе. Выдох поможет вам почувствовать расслабление мышц руки.

4. верните в исходное положение и вытяните руки перед собой. Повторите упражнение. Поменяв руки. После этого вытяните их перед собой и почувствуйте полную расслабленность плечевого пояса. Полезно также активно повращать или потрясти плечами.

«Позитивные точки»

Упражнение поможет быстрее включиться в учебный процесс.

Можно выполнять стоя и сидя.

1. положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальная ось точек – посередине зрачка.

2. подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации.

«Думающий колпак»

Можно выполнять стоя и сидя.

1.держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок.

2. возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди.

3. массируйте уши сверху  вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка.

4. дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упражнение 4 раза.

Эти движения обостряют слух, помогают работе  кратковременной памяти, повышают умственные и физические способности.

«Энергетическая зевота»

Кто не зевал на уроке? Думаете, это от скуки? Вовсе нет, просто организму не хвата6ет кислорода, чтобы активно перерабатывать поступающую информацию. А когда теряется смысл, действительно становится скучно. Для поднятия работоспособности используем упражнение.

1. Можно выполнять стоя и сидя. Положите ладони на щеки.

2. откройте и закройте рот, чтобы почувствовать под руками соединения верхней и нижней челюстей. Переместите пальцы на эти точки.

3. представьте, что вы зеваете: широко откройте рот и на высоте «зевака» массируйте пальцами, найденные точки. При этом попробуйте произносить длинный звук

«ва-а-а-у-у-у»

4. повторите упражнение 3 – 6 раз. При правильном выполнении упражнения вы непременно зевнете по-настоящему.

Еще один прием, помогающий улучшить концентрацию внимания, повысить активность и энергичность, помочь более гибко принимать решения. Пейте воду!

Особенно это важно делать перед началом и в процессе любой умственной деятельности или в ситуации возможного стресса. Все электрохимические процессы, происходящие и в мозге, и в теле, зависят от проходимости нервных импульсов. Вода – наилучший проводник электрического сигнала в нашем теле. Она необходима для оптимальной работы лимфатической системы, выполняющей защитную функцию организма. Вода наполняет клетки крови кислородом, что снижает нагрузку на сердце и легкие. Для работоспособного и энергичного состояния необходимо пополнять свои водные запасы. Соки, чаи и другие напитки не выполняют тех замечательных функций, которые несет вода.

Заключение

Психогимнастика  нужна  в  основном  работникам,  имеющим  дело  с  детьми, у  которых  чрезмерная  утомляемость, истощаемость, непоседливость, вспыльчивость, замкнутость  и  т.д. Она  важна  особенно  в  наше  время,  когда  нагрузки  на  детей  растут,  а  возможности  для  отдыха  и  для  эмоциональной  и  двигательной  разрядки  становятся  меньше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена танцевально-двигательной терапии и приемам работы с детьми младшего школьного возраста....

Возможности использования сказки в работе с детьми младшего школьного возраста

Данная публикация описывает личный опыт использования в социально-реабилитационной работе воспитателя сказкотерапии. В материале представлены авторские разработки дидактичекого материала по воспитател...

Статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Статья предназначена  педагогам дополнительного образования, учителям начальной школы. Посвящена проблеме сохранения и приумножения здоровья детей начальной школы. Из опыта работы эколого-биологи...

Использование компьютера в работе с детьми младшего школьного возраста

Сегодня, когда компьютер прочно вошёл в повседневную жизнь, когда наши дети свободно используют его возможности и Интернет для игр и развлечений, нам, учителям, необходимо научиться исп...

Использование компьютера в работе с детьми младшего школьного возраста

laquo;Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему»СократСегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - эт...

Использование компьютера в работе с детьми младшего школьного возраста

Использование комьютера в работе с детьми младшего школьного возраста В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информац...

Использование комьютера в работе с детьми младшего школьного возраста

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использо...