Психологический инструментарий при работе с младшими школьниками
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Погодина Светлана Васильевна

Именно учебная деятельность способствует развитию основных психо­логических новообразований младшего школьного возраста: произвольности психических процессов, внутреннего плана действий, предпосылок теорети­ческого мышления. От учебной деятельности непосредственно зависит раз­витие личности младшего школьника. Успешное учение, осознание своих способностей и умений приводят к становлению чувства социальной и пси­хологической компетентности.При проведении психодиагностической работы с младшим школьником оформление документации предлагаем вести в соответствии со следующим содержанием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологический инструментарий по работе с младшими школьниками

К началу обучения в школе у ребенка создаются благоприятные психофизические предпосылки для осуществления учебной деятельности. В его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития (складывается внутренняя позиция школьника, учебная деятельность становится для него ведущей).

Именно учебная деятельность способствует развитию основных психологических новообразований младшего школьного возраста: произвольности психических процессов, внутреннего плана действий, предпосылок теоретического мышления. От учебной деятельности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Успешное учение, осознание своих способностей и умений приводят к становлению чувства социальной и психологической компетентности.

При проведении психодиагностической работы с младшим школьником оформление документации предлагаем вести в соответствии со следующим содержанием.

Диагностируемые

параметры

Рекомендуемые методики диагностические методы

Социальная    ситуация развития. Проблема, связанная с адаптацией ребенка к классному коллективу, взаимоотношениями с учителем, в семье

Социометрия;

Проективная беседа «Мой круг общения»;

Методика исследования межличностных отношений Р. Жиля.

CMAS (модиф. А.М.Прихожан)

Методика  Э.М. Александровской «Изучение социально- психологической адаптации»

Методика «Рисунок семьи»;

«Кинестетический рисунок семьи»;

Методика «Два дома»;

Методика изучения отношения ребенка к членам семьи Е. Антони и Е. Бине.

Тест-опросник   родительского отношения (ОРО);

Тест-анализ семейного воспитания (АСВ)

Тест  Р. Кеттелла (модиф. Э.М. Александровской, И.Н. Гильяшева),

Карта Стотта,

Ведущая деятельность.

Сформированность компонентов структуры учебной деятельности Возрастные   психические новообразования.

Предпосылки формирования учебной деятельности Произвольность поведения и познавательных процессов

Схемы   наблюдения   уровня сформированности учебной деятельности;

Проективная проба «Урок в моем классе»;

Проективная проба «Рисунок школы».

Методика «Лесенка побуждений»;

Методика «Составь расписание»;

Методика «Конверты»;

Методика Н.Г. Лускановой  по мотивации

Особенности мыслительной деятельности, внимания, памяти, воображения младшего школьника

 Методика «Классификация»;

 Методика обучаемости А.Я. Ивановой;

 Методика *10 слов» А.Р. Лурия;

«Корректурные пробы» (Бурдон, Н.И. Озерецкий),

 «Таблицы Шульте»,

Метод пиктограммы;

Методика воссоздающего воображения П.А. Шеварева

Тест умств. развития младшего школьника. (ТУРМШ) (Борисова Е.М. Арсланьян В.П.); Нейропсихологические методики

 ( Е.Д. Хомская, (альбом), Л.С.Цветкова, Э.Г. Симерницкая, Т.В. Ахутина),

Тест С.Д. Забрамной,

Тест Векслера,

ГИТ (Дж. Вана),

 Исследовани словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене);

Исследование прогностической деятельности (Л.И. Переслени);

Кубики Кооса,

Матрицы Равена,

Фигура Рэя-Тейлора (тест),

Психологическая готовность младшего школьника к обучению в средней школе

Программа школьной готовности А.Л. Венгера;

Тест школьной зрелости П.Я. Кэеса;

Программа школьной готовности   Н.И.   Гуткиной;

Тест школьной   зрелости   Керна-Йирасека;

Программа диагностики уровня развития поступающих в начальную школу Г. Витцлака;

Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС)

Диагностический комплект М.М. Семаго

Методика Г.Ф. Кумариной,

Инструментарий для коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками

Корректируемые

параметры

Методика

Мозаика для развития мелкой моторики;

Легоконструктор (комплект);

Пластилин;

Пирамидки (набор);

Кукольный театр (мягкие игрушки, надевающиеся на руку) - набор;

Ящик с материалами для индивидуальной коррекционной работы и развития мелкой моторики;

Мяч на резиновом шнурке для игры в помещениях;

Набор карточек для развития восприятия и внимания;

Набор фигур для изучения фигур, форм, симметриии, равновесия;

Набор для развития зрительной памяти «Домики и звери»;

Набор для развития внимания, памяти и алгоритма действия «Следуй за мной»;

Набор для развития внимания, памяти и мышления «Крестики-нолики»;

Набор для развития внимания, памяти и координации «Гонщик»;

Набор для развития внимания, памяти, логики «Четыре подряд»;

Набор для развития умения управлять своим дыханием «Подуй на шарик»;

Набор для развития координации движения «Ралли»;

Набор для развития координации движений «Книга- лабиринт»;

Набор для развития координации движений «Доска на четырех роликах»;

Комплект для развития координации движений «Черепаха»;

Комплект для развития координации движения «Шарик в лабиринте»;

Комплект для развития координации движений «Шарик в лабиринте – мини»;

Комплект для развития координации движений и профилактики плоскостопия «Кочки на болоте»;

Комплект для развития координации движений  «Неустойчивая тарелка»;

Кубики Никитина «Сложи узор» (напольные);

Кубики Никитина «Кубики для всех» (мягкие напольные);

Набор для конструирования «Мягкие кирпичи»;

Фломастеры, карандаши  (наборы);

Предлагаемый перечень диагностических методик, а также коррекционно-развивающие методы решения выявленных проблем можно найти в специальной литературе, список которой представлен ниже:

Список литературы

  • Акимова М.К., Борисова Е.М., Гуревич К.М. и др. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. Обнинск,1993.
  • Андрущенко Т.Ю. Графические приемы фиксации субъективных трудностей общения в предподростковом возрасте // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1991. № 1.
  • Андрущенко Т.Ю. Диагностика возрастного статуса первоклассника // Психолог в школе. Волгоград, 1998.
  • Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека / Под ред. И.А. Полищука, А.Е. Видренко. Киев, 1980.
  • Баркан АЛ. Особенности изобразительной деятельности первоклассников в период адаптации к школе // Вопросы психологии. 1987. № 4.
  • Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.
  • Бугрименко ЕА„ Венгер AJI., Поливанова KJI., Сушкова Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Метод, разраб. для школьного психолога. М., 1989.
  • Варга AJI., Сталин B£. Тест-опросник родительских отношений // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М., 1988.
  • Венгер АЛ. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.
  • Венгер ЛА., Венгер AJI. Домашняя школа мышления. М., 1985.
  • Венгер AJI. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста: Для психологов-консультантов. М., 1989.
  • Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6—7 лет к школьному обучению. М., 1993 (а).
  • Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993 (б).
  • Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»: Метод. руководство. Обнинск, 1993.
  • Евсикова Н.И. Метод пиктограммы // Основы возрастно-психологиче-ского консультирования / Под ред. А.Г. Лидерса. М., 1991.
  • Елфимова H£. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. М., 1991.
  • Захарова AJ3., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии. 1980. № 4.
  • Карпова А.Ф. Некоторые особенности воображения первоклассников // Учение и развитие школьников. Волгоград, 1980.
  • Коломинский ЯЛ. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969.
  • Максимов Л.К. Зависимость развития математического мышления школьников от характера обучения // Вопросы психологии. 1979. № 2.
  • Маркова А.К., Матис ТА.., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
  • Маркова А.К., Лидере А.Г., Яковлева EJI. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.
  • Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
  • Методика исследования межличностных отношений ребенка: Метод, пособие (Сер. «Психо диагностика детей и подростков») / Под ред. Л.И. Вас-сермана. М., 1994.
  • Методика исследования обучаемости А.Я. Ивановой. Руководство к использованию. СПб., 1995.
  • Методика  экспресс-диагностики  интеллектуальных  способностей (МЭДИС). Вып. 7./ (Сер. «Психодиагностика и психокоррекция») / Под ред. В.Г. Колесникова. М., 1994.
  • Носатое В.Т. Психологическая характеристика анализа как основа теоретического обобщения // Вопросы психологии. 1978. № 4.
  • Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987.
  • Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 1988.
  • Психологический анализ урока. Волгоград, 1995.
  • Психическое развитие младших школьников. Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1990.
  • Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппен-рейтер. М., 1972.
  • Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.
  • Репкина ГЛ., Заика EJ3. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. (Библиотека развивающего обучения.) Томск, 1993.
  • Романова E.G., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1991.
  • Тест школьной зрелости. Руководство к применению. Обнинск, 1992.
  • Шванцара И. и коллектив. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
  • Эйдемиллер ЭТ. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.; СПб., 1996.
  • Юферева Т Л. Методы обследования третьеклассников с целью определения их готовности к переходу в среднюю школу // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1988.

Психологический инструментарий по работе с подростками

В подростковом возрасте становление личности ребенка определяется его психофизическим развитием, формированием нового уровня психических функций, складывающимися характерологическими особенностями.

Ведущим, развивающим аспектом данного возрастного периода становится межличностное взаимодействие. В различных формах общения происходит развитие всех сторон личности подростка.

При проведении психодиагностической  и коррекционно-развивающей работы с подростками педагогам-психологам в кабинете предлагается иметь следующий набор методик.

Диагностируемые

параметры

Рекомендуемые методики

Социальная ситуация развития , особенности межличностного воздействия со сверстниками и взрослыми

Социометрия (Дж. Морено) ;

Проективная методика исследования межличностных отношений Р. Жиля;

«Несуществующее животное;

«Моя семья»;

«Дом, дерево, человек»;

проективная беседа «Мой круг общения »;

 тест-опросник «Подростки о родителях».

 Методика «Рисунок семьи»;

Кинестетический рисунок семьи»;

Карта Стотта,

CMAS (модиф. А.М.Прихожан)

Цветовой тест отношений (ЦТО);

Методика цветовой аналогии «Цветопись»;

Тест-анализ семейного воспитания (АСВ),

Методика Дембо-Рубинштейна (модиф. А.М. Прихожан);

Шкала взаимоотношений Ф.Фендлера (адапт. Ханиным);

Опросник Томаса «Способы реагирования личности на конфликтные ситуации»;

ДМО Лири;

Первоначальная профессиональная ориентация

Дифференциальный диагности ческий опросник (ДДО);

«Карта интересов» А.Е. Голомштока; Профессиональные ориентационные анкеты;

ОПГ;

Тест Консультант (компьютерный)

Изучение проявлений индивидуально- психологических характеристик подростка в контексте ведущей деятельности и тенденций становления возрастных новообразований

Тест эгоцентрических ассоциаций Пашуковой—Шустровой;

Метод незавершенных предложений;

Метод пиктограммы.

Адаптированный модифицированный детского личностного вопросника Р. Кеттелла;

 Методика аутоидентификации подростка Э.Г. Эйдемиллера;

Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревоги Ч.Д. Спилбергера;

Тест школьной тревожности Филлипса,

Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга; Опросник Басса-Дарки (агрессия);

Методика Хоппе (оценка уровня притязаний);

Методика изучения основных свойств личности (ОТКЛЭ);

Тест-опросник Леонгарда (акцентуации черт характера);

Опросник структуры темперамента (ОСТ);

Методика ценностных ориентаций Рокича;

Тест-опросник X. Шмишека (детский вариант);

Патохарактерологический диагно стический опросник для подрост ков (ПДО);

Диагностика аддиктивного поведения

Учебная деятельность и особенности развития познавательных процессов подростка

Схемы наблюдения уровня сформированности учебной деятельности;

Диагностика эмоцио нального отношения к учению; Методика «Составь расписание».

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ);

Тест структуры ин теллекта Р. Амтхауэра;

Школь ный тест умственного развития (ШТУР); Диагностика интеллекта методом рисуночного теста (Гудинаф);

тест Айзенка (IQ)

АСТУР

Предлагаемый перечень диагностических методик а также коррекционно-развивающие методы решения выявленных проблем можно найти в специальной литературе, список которой представлен ниже:

Список литературы

  • Акимова M, Борисова ЕМ., Гуревич КМ. и др. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. Обнинск, 1993.
  • Александровская ЭМ., Гилъяшева ИЛ. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттела: Метод. реком. Вып. 6. М., 1995.
  • Александровская Э.М., Кокуркина Н.И.  Психологическое сопровождение подростков в школе. М., 2000
  • Андреева АД. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем школьном возрасте // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1988.
  • Андрущенко Т.Ю. Графические приемы фиксации субъективных трудностей общения в предподростковом возрасте // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1991. № 1.
  • Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения. М., 1997
  • Байль Б. И др. Без паники: переходный возраст. М.,1998
  • Беляускаите. Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Диагностическая коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.
  • Блейхер В.М. Патологические нарушения у подростков. Л., 1973.
  • Вассерман Л.И., Горькавая ИА., Ромицына Е.Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение: Метод. пособие. М.; СПб., 1994.
  • Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М. 1999
  • Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков. Социальное здоровье России., М.,1997
  • Диагностика школьной дезадаптации . М., 1995
  • Гилъяшева И.Н., Игнатьева НД. Методика в исследовании межличностных отношений ребенка // Психодиагностика детей и подростков: Метод. пособие. Вып. 7. М., 1994.
  • Данилова Е.Е. Тест фрустрационных реакций Розенцвейга: Метод, реком. М., 1993.
  • Изучение акцентуаций характера у подростков в работе школьного психолога / Под ред. В.Э. Пахальяна. М., 1992.
  • Ингенкам К. Педагогическая диагностика. М., 1991.
  • Климов ЕА. Как выбирать профессию. М., 1990.
  • Коломинскии Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969.
  • Комплексная реабилитация детей с проблемами развития и поведения, пострадавших при межнациональных конфликтах М. 1997
  • Кулаков СА. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков. М., 1996.
  • Комплект материалорв научного-методического центра  ДАР им. Выготского. Программа формирования здорового жизненного стиля. М., 2000
  • Лейтц Г. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М., 1994
  • Леонгард Л. Акцентуированные личности. Киев, 1980.
  • Личко А.Е., Иванова Н.Я. Диагностика характера подростка: Метод. пособие. Вып. 10. М., 1995.
  • Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М., 1978.
  • Маркова А.К., Матис ТА., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
  • Немов Р.С. «Психология» в 3-х томах., М., 1997
  • Николаева Л.П. Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. М. 2000
  • Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987.
  • Основы возрастно-психологического консультирования: Учеб.-метод, пособие / Под ред. А.Г. Лидерса. М., 1991.

-      Основы теории и практики профориентации: Руководство к лабораторному практикуму. Л., 1990.

  • Патохарактерологические исследования у подростков / Под ред. А.Е. Личко, И.Я. Ивановой. Л., 1981.
  • Пашукова ТА. Исследование эгоцентризма с помощью эгоцентрического ассоциативного теста // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1991. № 2.
  • Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М. 1989
  • Петровский А.В. К разработке социально-психологического аподхода и групповой психотерапии/групповая терапия при неврозах и психозах., Л, 1975
  • Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики / Под ред. А.Г. Шмелева, В.В. Столина. М., 1989.
  • Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.,2000
  • Прихожан А.М. , Толстых Н.Н.  Дети без семьи, М. 1990

  • Прутченков Л.С. Трудное восхождение к себе. М. 1995

  • Психологическая коррекция умственного развития учащихся / Под ред. К.М. Гуревич, И.В. Дубровиной. М., 1990.
  • Психологический анализ урока. Волгоград, 1995.
  • Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте: Учеб.-метод, пособие / Под ред. В.А. Худика. Киев, 1992.
  • Раттер М. Помощь трудным детям. М. 1990.

  • Репкина ГЛ., Заика E. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: В помощь учителю начальных классов. Вып. 7. Томск, 1993.
  •  Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1991.
  •  Русалов В.М. Модифицированный личностный опросник Айзенка: Метод. пособие. Вып. 7. М., 1993.
  •  Рудестам К. Групповая психотерапия, Спб, 1998

  •  Сафонова и др. Ребилитация детей в приюте. М., 1995
  •  Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции
  • Социальная дезадаптация детей и подростков:причины, проявления, преодоление. М., 1995
  • Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М.,1995
  • Тест структуры интеллекта: Руководство к применению теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра / Под ред. М.К. Акимовой, В.Т. Козловой. Обнинск,1993.
  • Толстых Н.Н. Использование методики неоконченных предложений для изучения временной перспективы // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1988.
  • Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера. Л., 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое и психологическое здоровье – основа личностного развития младшего школьника

В настоящее время внимание многих педагогов и психологов во всем мире привлечено к проблемам детей дошкольного и младшего школьного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживает...

Особенности психологического консультирования педагогов при работе с младшими школьниками

Рекомендации педагогам и родителям по работе с младшими школьниками....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.

ЭТА РАБОТА ПОЗНАКОМИТ С НЕКОТОРЫМИ АСПЕКТАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ  В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ,С ВИДАМИ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ, КОТОРЫЕ ЗАТРУДНЯЮТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СО СЛАБОЙ НЕРВНО...

Психологические особенности и механизмы развития младшего школьника

Для описания процесса  развития психики необходимо рассматривать изменения, происходящие с  ребенком в период с 6-7 до 11-12 лет, то есть в период младшего школьного возраста....

Статья по коррекционной педагогике "Психологический аспект внимательности и рассеянности младших школьников".

Виды внимания: произвольное, непроизвольное, постпроизвольное. Качество внимания: емкость, распреденление, скорость, устойчивость, избирательность. Необходимость его развития и тренировки.  Психо...

Статья: психологические особенности и механизмы развития младшего школьника

Психологические особенности и механизмы развития младшего школьника...

Психологические особенности и механизмы развития младшего школьника

Психологические особенности и механизмы развития младшего школьника...