Развитие внимания в младшем школьном возрасте.
статья на тему

Произвольное, непроизвольное внимание. Условия для успешного формирования произвольного внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_vnimaniya_v_mladshem_shkolnom_vozraste_2.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие внимания в младшем школьном возрасте и приёмы его  организации.

         Среди таких, давно обозначенных психических процессов, как память, мышление, восприятие внимание занимает особое место.

         Внимание – это психический процесс, который предполагает концентрацию и направленность сознания на какой-нибудь предмет.

         В психологии обычно различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

         Непроизвольное внимание – это внимание, которое направляется на объект без всяких усилий со стороны человека. Непроизвольное внимание  вызывают раздражители (громкие звуки, яркий свет и краски, резкий запах, а самый сильный раздражитель, всегда привлекающий внимание человека, - это его имя). Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех её объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.

          Произвольное внимание – это внимание, которое человек направляет на объект волевым усилием. Практически невозможно для человека долгое время удерживать своё внимание на каком-либо одном предмете. Произвольное внимание очень короткое и имеет тенденцию переключаться (рассеиваться). Длительная и напряжённая концентрация внимания на каком-либо одном предмете возможна, но крайне вредна для психики человека.

         Послепроизвольное внимание характеризуется длительной, высокой сосредоточенностью, с ним обоснованно связывают наиболее интенсивную и плодотворную деятельность, высокую производительность всех видов труда. То есть если в целенаправленной деятельности для личности интересными и значимыми становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только её результат, то есть основание говорить о послепроизвольном внимании: деятельность так захватывает человека, что ему не требуется заметных волевых усилий для поддержания внимания.

          Преобладающим видом внимания младших школьников в начале обучения является непроизвольное, физиологической основой которого служит ориентировочный рефлекс. В этом возрасте сильна реакция на всё новое, яркое, необычное. Ребёнок не может ещё управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Даже при сосредоточенности внимания учащиеся не замечают главного, существенного. Это объясняется особенностями их мышления. Наглядно-образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что учащиеся всё своё внимание направляют на отдельные, бросающиеся в глаза предметы или их признаки. Возникающие в сознании детей образы, представления вызывают сильные переживания, которые оказывают тормозное влияние на мыслительную деятельность. Поэтому если суть предмета находится не на поверхности, если она замаскирована, то младшие школьники инее замечают её. С развитием и совершенствованием мышления младшие школьники всё в большей степени становятся способными сосредоточить своё внимание на главном, основном, существенном.

         Развитие простейших форм непроизвольного внимания, связанных с силой и другими особенностям раздражителей, сводится, прежде всего, к развитию ощущений, к  улучшению работы наших органов чувств. Но помимо развития ощущений необходимо воспитывать хорошую восприимчивость и наблюдательность.

         Речь учителя должна быть чёткой и выразительной, чтобы побуждать учащихся сосредоточенно слушать.

         Важным приёмом привлечения внимания является нахождение связей между данным неинтересным материалом и тем, что представляет для ученика известный интерес.

         Занимательность преподавания, наглядные пособия, опыты, экскурсии – всё это вызывает непроизвольное внимание.

         На протяжении младшего школьного возраста внимание развивается. Ребёнок быстро реагирует на то, что его интересует, что связано с его потребностями. Если ребёнок увлёкся чтением книги, то его непроизвольное внимание будет очень устойчивым, что связано с возникновением стойкого доминирующего очага возбуждения в коре головного мозга ребёнка.  Поэтому очень важно развивать познавательные потребности ребёнка.

           Большое значение развитию произвольного внимания младших школьников придавал К. Д. Ушинский. Он выступал против того, чтобы весь учебный процесс в начальной школе строился только на интересе и занимательности: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не боятся наскучить детям, но помните, что не всё может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребёнка делать не только то, что занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность». К. Д. Ушинский подчёркивал, что «одного пассивного внимания ещё недостаточно, и даже развитое преждевременно, чрезмерно и без содействия активного внимания может превратиться в болезненное состояние души, которая делается какою-то бессильной, ленивой, требует беспрестанно раздражения интересными рассказами или интересным чтением».

            Как  показывают исследования учёных, развитие произвольного внимания в случае руководства этим процессом в первые годы обучения может происходить довольно интенсивно. Большое значение имеет развитие у учащихся умения работать целенаправленно. Первоначально цель перед учениками ставят взрослые (родители, учителя), и, если это необходимо, взрослые оказывают помощь детям в её достижении.

            Высшей ступенью произвольного внимания является способность ученика руководствоваться самостоятельно поставленными целями.

            Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием у младших школьников ответственности за усвоение знаний. Учащиеся с ответственным отношением к учению умеют заставить себя внимательно выполнять любое задание, как интересное, так и неинтересное. Ученики же без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом.

            Для успешного формирования произвольного внимания необходимо соблюдать следующие условия:

  • наличие активной мыслительной и двигательной активности, развитие мыслительных операций.

Если учащиеся рассматривают предметы и явления, и при этом имеют возможность действовать с ними, то в таком случае они очень внимательны. Анализ, сравнение предметов, выделение существенных признаков, главного в материале, классификация предметов, установление причинно-следственных связей, а также другие виды мыслительной деятельности невозможны без глубокого сосредоточения внимания на соответствующих предметах, явлениях. Активная мыслительная деятельность требует внимания.

  • доступность учебного материала;
  • присутствие эмоций и чувств в процессе учебной деятельности.

Внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами детей. Всё то, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание. Младшие школьники с огромным вниманием слушают занимательный рассказ учителя и не отвлекаются довольно длительное время.

  • учёт интересов и потребностей младших школьников на уроках.

Интересы и потребности учащихся оказывают на внимание большое влияние. То, что увлекает детей, как бы само собой приковывает их внимание.

  • использование элементов творческой деятельности младших школьников.

Особенно внимательными учащиеся бывают в процессе творческой деятельности, так как здесь сливаются воедино мышление, чувство, воля.

  • контроль и самоконтроль за выполнением своих действий.

            Большое значение  в формировании произвольного внимания имеет чёткая внешняя организация действий ребёнка, сообщение ему таких образцов, указание таких внешних средств, пользуясь которыми он может руководить собственным сознанием. Кроме того учитель должен прибегать к разнообразным видам учебной работы, сменяющим друг друга на уроке и не утомляющим детей.

            Итак, у детей младшего школьного возраста ведущим видом является непроизвольное внимание, а произвольное внимание является важным приобретением этого возраста. А так как непроизвольное внимание доминирует над произвольным, то строить учебный процесс надо, опираясь на эту особенность, но не забывая о развитии произвольного внимания.

Используемая литература:

  1. Гонобошин  Ф. И. Внимание и его воспитание. – М., 1972.
  2. Левитина С. С. Можно ли управлять вниманием школьника? – М., 1980.
  3. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения в 6 томах. – Педагогика, 1988.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2-3 классы). Программа составляет 20 занятий, продолжительность 1 час.

Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школьника развиваются свойства внимания, его виды...

Родительское собрание-практикум "Развитие внимания детей младшего школьного возраста"

Дать родителям информацию о признаках и причинах невнимательности;Обучить приемам развития внимания;Дать советы по организации помощи невнимательному ребенку при выполнении домашних заданий....

Доклад "Развитие внимания детей младшего школьного возраста"

Внимание... Как оно важно для развития наших детей! Какие упражнения можно проводить с детьми для этого,читайте в  этой статье....

Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста

Упражнения на внимание нужны как во время уроков, таки во внеурочное время. Дети с удовольствием выполняют эти упражнения....

Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста

Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста...

Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста

Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста Упражнение «Мой любимый фрукт»Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, р...