План – конспект родительского собрания по теме «Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников»
методическая разработка на тему

Цели:

·  познакомить родителей с понятием «темперамент»;

·  показать родителям необходимость индивидуального подхода к обучению и воспитанию детей;        

·  рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника;

·  дать рекомендации по выработке стиля поведения и общения взрослого с ребенком каждого типа темперамента.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект родительского собрания по теме

«Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников»

Цели:

  • познакомить родителей с понятием «темперамент»;
  • показать родителям необходимость индивидуального подхода к обучению и воспитанию детей;        
  • рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника;
  • дать рекомендации по выработке стиля поведения и общения взрослого с ребенком каждого типа темперамента.

Участники: классный руководитель, родители учащихся первых-вторых классов, психолог.

Подготовительная работа:

  1. Изучение литературы по теме собрания.
  1. Подбор текстов с описанием каждого типа темперамента со вместно со школьным психологом.
  1. Анкетирование родителей (см. Приложение 1).

Родители заполняют анкету дома и передают заполненный бланк учителю за две недели до начала собрания.

Оформление, оборудование и инвентарь:

  1. В классе организуются четыре места работы в микрогруппах. Эти места помечаются квадратами красного, зеленого, желтого и синего цветов;
  2. Памятки  для родителей;
  3. Запись на доске темы собрания;
  4. Тест «Ваши представления о мальчиках и девочках»;
  5. Листы с описанием каждого типа темперамента.
  6. Чистые листы, ручки.

Ход собрания

1.        Организационная часть.

«Входной билет» При входе в класс каждый родитель берет на столе в соответствии со своим желанием индивидуальный жетон- квадратик красного, зеленого, желтого или синего цвета, и занимает согласно избранному цвету место в одной из четырех микрогрупп. Классный руководитель присоединяется к любой группе.

Председатель родительского комитета открывает собрание, объявляет его тему и знакомит с порядком работы.

2.        Информация педагога - психолога по теме «Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника». (см. Приложение 2).

3. Тест-игра для родителей «Ваши представления о мальчиках и девочках»;

Один французский психолог составил тест, который раскрывает некоторые предрассудки взрослых в подходе к воспитанию мальчиков и девочек. Каждый родитель с помощью этого теста может проверить, насколько верны его представления об их психологических особенностях.

Предлагаем 20 утверждений психолога (см. Приложение 3), на которые нужно ответить да» (если вы согласны с этим утверждением) или «нет» (если придерживаетесь другого мнения).

После самостоятельной работы родителей педагог- психолог комментирует каждое утверждение (см Приложение 4). Родители высказывают свое мнение.

4. Работа в микрогруппах.

Педагог-психолог: Ребенок любого возраста любит ласковое, доброе к нему отношение, он любит, когда взрослые считаются с ним, с его мнением, уважают его личность и достоинство.

Кроме возрастных особенностей, педагогическая наука рекомендует учитывать в воспитании и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Индивидуальные особенности ребенка в первую очередь обусловливаются типом нервной системы. И. П. Павлов по тому, какова реакция организма на внешние раздражители, выделил четыре основных типа нервной системы: флегматик, сангвиник, холерик и меланхолик.

Каждая микрогруппа родителей получает один из четырех листов с описанием одного типа темперамента (см. Приложение 5)  для коллективного изучения и ответа на вопрос: «Каковы правила общения с детьми этого типа темперамента?

1-я группа текст «Флегматик»;

2-я группа - текст «Сангвиник»;

3-я группа - текст «Холерик»;

4-я группа - текст «Меланхолик».

Педагог-психолог анализирует мнения микрогрупп, делает обобщающие выводы.

5. Тест для родителей «Какой у вас психологический тип?».

В книге известного западного психолога Г. Юнга «Психологические типы» говорится об экстравертах («обращенных наружу») и интравертах («обращенных внутрь»). По мнению автора, есть два варианта приспособиться к окружающему миру. Один из них экспансия: постоянно общаться, расширять контакты, деловые связи, брать все, что дает жизнь. Таков экстраверт... Интраверты, наоборот, ограничивают свои контакты, замыкаются в себе, как бы прячась в скорлупу. Попытайтесь узнать, к какому типу вы относитесь, ответив «да» или «нет» на пункты предлагаемой вам анкеты (см Приложение 5 ).

Выделенные И. П. Павловым типы темперамента в чистом виде почти не встречаются, обычно у человека сочетаются черты отдельных темпераментов. И. П. Павлов в учении о темпераментах подчеркнул еще один очень важный момент для воспитания детей: тип нервной системы можно в какой-то мере изменить, то есть развить недостающие качества.

Назвать один тип темперамента хорошим, а другой плохим нельзя. Каждый темперамент содержит в себе такие предпосылки, которые в известных условиях нужны человеку. Например, есть профессии, для которых необходимы внимательность, тщательность и аккуратность (летчик, сборщик часов и др.) или, наоборот, большая эмоциональность (артист, художник) и т. д.

На основе темперамента идет формирование характера, в котором сочетаются наиболее устойчивые, существенные особенности личности. Темперамент является базой для формирования черт характера ребенка. Например, с раннего возраста у детей надо воспитывать такое нравственное качество личности, как доброта. Оно воспитуемо у детей с разными темпераментами.

Воспитание навыков культуры общения, готовности прийти на помощь товарищу, отзывчивости на чужую беду необходимо у детей с разными темпераментами. Однако средства воздействия со стороны родителей должны быть индивидуальны для каждого ребенка в зависимости от его темперамента.

6.        Вручение родителям результатов исследования темперамента, экстраверсии-интроверсии детей и памяток. (см. приложение 7). Вручение памятки педагогу. (см. приложение 8).

7. Подведение итогов собрания.

Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей! Мы желаем вам успехов!

8.        Решение родительского собрания.

  1. Учитывать в воспитании и обучении детей их возрастные и индивидуальные особенности, опираясь на советы и рекомендации психологов, педагогов.
  2. Использовать в общении с детьми полученные памятки.
  3. Изучать психолого-педагогическую литературу о возрастных и индивидуальных особенностях младшего школьника.

Список литературы

  1. Беликова, Т. В. Учитель и семья. — М., 1980.
  2. Гальперин, С. И, Физиологические особенности детей. - М.,1965.
  3. Крутецкий, В. А. Психология. -М., 1986.
  4. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника.-М., 1977.
  5. Матюхина, М. В. Психология младшего школьника. - М.,1970.
  6. Мир детства: младший школьник / под ред. А. Г. Хрипковой. - М., 1988.

        

Приложение 1.

Уважаемые родители! Для обеспечения индивидуального подхода к обучению, администрация МАОУ Лицей №2 просит Вас ответить на вопросы анкет. Администрация обязуется не разглашать результаты диагностики , использовать их только с целью оказания помощи ребенку в процессе обучения и для сохранения его здоровья.

Ф. И. О. ребенка _______________________________________________________________________


  

1. Отметьте наиболее подходящий Вашему ребенку  вариант:    

 1.Какие игры любит ребенок:

а) тихие,  спокойные. Может долго играть в одиночестве;

б) предпочитает тихие игры, но  все время отвлекается и быстро устает;

в) очень любознателен  и  любит подвижные игры;

г) Выбирает подвижные, шумные игры,  нуждается в новых впечатлениях и зрителях.

2. Реакция ребенка на  критику взрослых:

а) Молча, спокойно соглашается с  тем, что виноват;

б) Обеспокоен,  обижается, плачет;

в) Обещает, что больше не будет поступать подобным образом, но, тут же забывает свое обещание и делает тоже самое;

г) Кричит в ответ, злится, возмущается, может топать ногами, бросить что-то и все равно поступит по-своему.

3. Общение  со сверстниками:

а) Говорит  спокойно без лишних эмоций, неспешно, но отчетливо;

б) Очень нерешительный - предпочитает оставаться в тени;

в) Четко, внятно, быстро. Но при этом слушает, что говорят другие и прислушивается к их мнению;

г) Громко, быстро, возбужденно, иногда с раздражением. При этом не учитывает мнение окружающих.

4. Принятие решений:

а) спокойно, сосредоточенно, даже хладнокровно;

б) очень робко, нерешительно;

в) Действует быстро, любые задачи старается решить мгновенно;

г) Начинает с азартом, энергично, инициативно. Но потом, так же быстро может «угаснуть».

5 .Место в обществе:

а) Спокойно присматривается к непривычной обстановке, интерес проявляет очень сдержанно;

б) нерешителен, скован, смущен;

в) Быстро приспосабливается к новым обстоятельствам, ведёт себя оживлённо, проявляет интерес к окружающему;

г) активно, быстро возбуждается, нервничает.

2. Выберите наиболее подходящий Вашему ребенку  вариант и проставьте баллы рядом с номером вопроса:    

 «да» - 2 балла, «иногда» — 1 балл, «никогда» - 0.
          1. Ребенок передразнивает взрослых в их присутствии?_______
         2. Ваш малыш непоседа? Он вертится, когда его просят посидеть спокойно?_______
         3. Малыш хорошо идет на контакт с другими детьми?_______
         4. Ребенка раздражает, когда дома гости?_________
         5. Ребенок любит рассказывать о себе?_________
         6. Малышу скучно сидеть дома, когда он долго болеет?_________
         7. Ребенку удается оживить скучную компанию?_________
         8. Малыш — болтун?_________
         9. Ребенок любопытен?___________
        10. Он говорит очень быстро?________
        11.  Ребенок боится грозы, грома, молнии?________
        12. У ребенка много приятелей?___________
         13. Малыш размахивает руками при ходьбе?__________
         14. Ребенка легко разжалобить?___________
         15. Малыш любит кричать на улице?____________

Спасибо за участие!

Приложение 2

Информация по теме

 «Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника»

Ребенок отличается от взрослого не просто количественными показателями роста и веса, но и особенностями строения организма, его отдельных органов, которые существенно меняются в зависимости от различных периодов жизни человека.

Каковы же анатомо-физиологические и психические особенности ребенка семи-одиннадцати лет?

Рассмотрим лишь некоторые из них.

Костно-связочный аппарат ребенка 7-и лет отличается сравнительно большей, чем у взрослого, гибкостью и податливостью к различным воздействиям. В костях ребенка имеется большое количество хрящевой ткани, процесс окостенения еще не закончен. Только в возрасте 9-11 лет у детей заканчивается окостенение костей запястья, пясти и фаланг пальцев руки.

В силу этих особенностей при неправильной посадке учащегося во время работы, при использовании мебели, не соответствующей его росту, при физической нагрузке, превышающей возможности ребенка, у него может возникнуть искривление позвоночника.

Для правильного протекания процесса окостенения ткани ребенку необходимо обеспечить полноценное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, привлекать его к посильному физическому труду.

Мышечная система развивается вместе с костной, они совместно участвуют в движении. Движение в свою очередь влияет на все важнейшие физиологические процессы - кровообращение, обмен веществ, а также и на развитие психики ребенка.

При организации физических упражнений (спортивных занятий, физического труда) следует считаться с возрастными возможностями ребенка. Чрезмерно большое мышечное напряжение вредно отражается на жизнедеятельности всего организма, недостаточная работа отдельных мышечных групп ведет к нарушению условий нормального физического развития.

Большую роль в обеспечении жизненных функций организма имеют органы дыхания. Глубокое дыхание обеспечивается при хорошо развитой мускулатуре грудной клетки. Поэтому гимнастика, физический труд - необходимые условия для правильного развития ребенка.

Особенности развития сердечно-сосудистой системы, ее несовершенство, несоответствие в развитии сердца и сосудистой системы опять-таки требуют практиковать физический труд, подвижные игры на свежем воздухе.

Большого внимания родителей и воспитателей заслуживает нервная система. Она регулирует жизнедеятельность всего организма. Высший отдел центральной нервной системы - головной мозг.

Большие полушария головного мозга, и особенно кора больших полушарий, являются основным аппаратом психической жизни человека, его сознания, мышления.

В коре головного мозга непрерывно происходит процесс возбуждения и торможения нервных клеток. Чем моложе ребенок, тем больше у него выражено преобладание процессов возбуждения над процессами внутреннего активного торможения. Возбуждение и торможение у детей очень легко распространяются по коре больших полушарий. Этим объясняется меньшая устойчивость внимания у детей младшего школьного возраста.

У каждого человека, в том числе и у каждого ребенка, имеются индивидуальные различия в протекании процессов возбуждения и торможения (по силе, уравновешенности и подвижности нервных процессов). Вот почему мы говорим о необходимости индивидуального подхода к детям в учебной и воспитательной работе.

В процессе усвоения учебного материала у ребенка обогащается и совершенствуется память. В этом возрасте у детей более развита наглядно-образная память, чем логическая, они лучше запоминают конкретный материал. Ребенку самому трудно оценить, насколько хорошо он приготовил урок. Поэтому особое внимание чадо уделять развитию логического мышления и памяти, способности критически относиться к своей работе.

Дети этого возраста очень впечатлительны и эмоциональны.

Мир чувств младшего школьника значительно богаче, чем дошкольника. Он особенно восприимчив к красоте окружающих его предметов, природы, человеческих отношений. Осознаннее становятся такие понятия, как ответственность за свои дела и поступки, долг перед семьей, классом, товарищем. Мышление ребенка развивается вместе с речью, поэтому важно развивать речь, расширять запас слов, следить за чистотой и правильностью речи.

Мозг ребенка быстро утомляется. Утомление наступает вследствие начинающегося истощения - снижения работоспособности клеток коры головного мозга. Первый признак утомления организма - ощущение потребности в отдыхе, снижение работоспособности. Утомление снимается во время отдыха.

Приложение 3

Предлагаем 20 утверждений на которые нужно ответить да» (если вы согласны с этим утверждением) или «нет» (если придерживаетесь другого мнения).

1. Девочки более послушны, чем мальчики.

2. Девочки лучше относятся к слабым и больным людям, животным, растениям.

3. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически.

4. Мальчики испытывают большее желание отличиться.

5. Мальчики больше одарены в математике.

6. Девочки более чувствительны к среде, обстановке, в которой живут, тяжелее переносят боль, страдание.

7. Девочки умеют лучше выразить свои мысли.

8. У мальчиков лучше развита зрительная память, а у девочек - слуховая.

9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве.

10. Мальчики агрессивнее.

11. Девочки менее активны.

12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.

13. Девочки более ласковы.

14. Девочки легче подпадают под чужое влияние.

15. Мальчики более предприимчивы.

16. Девочки более трусливы.

17. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.

18. Девочки реже соперничают между собой.

19. Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.

20. У мальчиков больше склонности к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.

Приложение 4

  1. В раннем детстве девочки действительно более послушны.
  2. Пока не установлено фактов, дающих повод утверждать, что девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых. Разве что в возрасте 6-9 лет.
  3. Это не так. Девочки могут решать сложные задачи (проблемы) не хуже мальчиков.
  4. До 10-12 лет девочки развиваются быстрее и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников. Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.

Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит от того, как мы их ориентируем. Считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Но когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим большой разницы.

  1. Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды, домашней обстановки и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Они более чувствительны к боли, страданию. Мальчики лишь делают вид, что им не больно, поскольку их учат, что мужчина не должен плакать.
  2. До 10-13 лет разница незначительна, затем в большинстве случаев девочки устно и письменно высказывают свои мысли более четко, чем мальчики.
  3. Исследования показали, что на протяжении всей жизни эти способности у мальчиков и девочек одинаковы. Если и есть разница, то только индивидуальная.
  4. До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается. Исключения только подтверждают правило.
  1. Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в два-три года, когда начинает формироваться их личность.
  2. Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более шумно и очевидно (в драках, например). В то же время девочки не столь шумливы, но не менее целенаправленны.
  3. Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию. Мальчики же склонны к коллективным играм, собираются в более крупные группы. Это положение сохраняется и когда они вырастают.
  4. До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы. Мальчики в определенный период тоже требуют ласкового обращения.
  5. Напротив, мальчики скорее склонны принимать «на веру» мнение компании, при их воспитании это надо непременно иметь ввиду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.
  6. В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А в период полового созревания они уступают в этом юношам. Быть может, сознательно.
  7. Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В действительности они могут быть решительнее мальчиков, легче преодолевать страх.
  8. Не больше мальчиков. Девочки лучше «вооружены» по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспосабливаться. В большинстве случаев они более самостоятельны.
  9. В этом отношении ни у кого нет преимуществ. Все зависит от личности. Соперничать и «мериться силами» друг с другом могут и мальчики и девочки.
  10. Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаше стоят на своем. Они более самоуверенны.
  11. В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого-то больше творческих способностей, у кого-то меньше, полздесь не имеет значения.

С помощью этого теста вы определите, насколько ваши представления о мальчиках и девочках совпадают с мнением психолога. Вероятно, каждый убежден, что прав именно он. Но учтите лишь то, что у психолога за многие годы работы было куда больше возможности изучить детей.

Приложение 5

Типы темперамента (для работы в микрогруппах)

Ребенок-Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный)

В качестве примера этого типа темперамента у ребенка можно привести всем известного Винни-Пуха.

Позитивный, активный, легкий в общении. Ему до всего есть дело, легко приспосабливается к любой ситуации, разрешает конфликты. Легко включается в любую деятельность, но также легко переключается на что-то другое.

Легко осваивает возрастные навыки. Движения – уверенные, точные. Речь – выразительная, живая, с мимикой и жестами. Редко и недолго грустит. Среди сверстников обычно занимает положение лидера.

Ребенок-Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный)

Пример этого типа темперамента у ребенка– Сова из того же «Винни-пуха».

Спокойный «копуша», не выносит спешки. Все делает неторопливо, с толком, с расстановкой, проверенными способами. Вполне способен долго и нудно делать что-то одно, не испытывая при этом утомления. Упорно идет к своей цели, преодолевая все препятствия.

Свои решения он не меняет, его сложно переубедить. Такой ребенок невероятно устойчив к внешним раздражителям. Он всегда сдержан, и кажется малоэмоциональным, но если к кому-то привязался, ни за что не предаст. Все возрастные навыки формируются у флегматика долго и с трудом, но зато надолго и качественно.

Речь спокойная, неторопливая, без жестов и всплесков эмоций, часто встречаются паузы, хоть словарный запас и в норме.  Медленно и не без труда привыкает к новой обстановке, не любит перемен.

Ребенок-Холерик (сильный неуравновешенный, с преобладанием возбуждения)

Пример этого типа темперамента у ребенка – поросенок Пятачок.

Всегда яркий, колоритный, всегда «чересчур». Подвижный, заводится с пол-оборота, его энергия неиссякаема и шалости неизмеримы. Борец, задира, несмотря на неудачи и трудности, после каждого падения встает и снова движется к своей цели, если ему это необходимо, но не всегда доводит начатое до конца, может бросить все ради чего-то другого, не менее интересного. По натуре командир, часто конфликтует со сверстниками, хотя не может без них жить.

Речь холериков отрывиста, быстра, они часто глотают слова и окончания, однако говорят очень эмоционально и громко. Настроение легко меняется, в зависимости от обстоятельств. Такие дети легко приспосабливаются к новой обстановке, но с трудом – к новым правилам. Спокойно воспринимают словесные наказания, но не переносят ограничения свободы.

Ребенок-Меланхолик (слабый)

Пример этого типа темперамента у ребенка – ослик Иа-иа.

Такие дети на редкость чувствительны и ранимы, хотя при этом добры и отзывчивы. Легко отвлекаются, быстро устают. Чутко реагируют на громкие звуки, окрики… Чуть что – в слезы. Всего боятся, особенно чего-то нового, смены обстановки, новых людей. Застенчивы, робки, нерешительны. «Зацикливаются» на собственных неудачах, воспринимают наказания как трагедию. Легко и часто обижаются.

Речь их тихая, но интонационно выразительная, движения неуверенны, бедны и часто суетливы. Возрастные навыки усваивают своевременно, но склонны к регрессу во время адаптации к новым условиям. Но в знакомой обстановке способны превзойти себя и достичь значительных результатов.

Приложение 6

Тест для родителей «Какой у вас психологический тип?».

Вы относитесь к экстравертам, если:

1. В один и тот же день вы можете посмотреть два фильма, спектакль, читать в транспорте, назначить несколько встреч, успев только на одну-две из них.

  1. Вы в плохом настроении, если телевизор или радио не работают; чувствуете себя удрученным и одиноким, если телефон отключен.
  2. Число ваших близких знакомых растет с каждым днем.
  1. Вы легко запоминаете лица, случаи, биографии, труднее -формулы и чужие мысли.
  2. Вы любите веселиться в компании. Избегаете одиночества. Зы оптимист, избегаете мрачных, замкнутых людей.
  3. Вы любите острить, рассказывать анекдоты. У вас уживчивый, покладистый характер.
  4. Вы любите выступать с речами, произносить тосты; за столом, в компании обычно усаживаетесь на такое место, с которого можно было бы легко за всеми наблюдать.
  5. Вы знаете, где и что происходит.
  6. Вы быстро находите контакт с незнакомыми людьми, хорошо ориентируетесь в незнакомой компании и обстановке. Легко находите выход из сложной ситуации.
  1. Вы быстро принимаете решения, иногда даже предполагая, что они не совсем удачны. Поездки в другие города доставляют зам удовольствие, вы соглашаетесь на них с радостью.
  2. В сложной ситуации вы способны как следует все обдумать.
  3. У вас много планов, проблем и идей, но вы в состоянии осуществить только часть из них.
  4. Вам не очень нравятся те люди, которые постоянно беспокоятся о вашем здоровье, даже если вы их об этом не просите.
  5. Вам важно то впечатление, которое вы производите на окружающих.

Вы относитесь к интравертам, если:

  1. Даже незначительное событие может повлиять на важное для вас решение.
  2. Вы нередко «уходите в себя», предаетесь воспоминаниям. Вы можете очень долго находиться под впечатлением от хорошего спектакля, фильма.
  3. У вас немного друзей, вы с трудом сходитесь с людьми, незнакомыми компаниями. У вас один-два близких друга.
  4. Вы лучше запоминаете какую-то ситуацию в целом, чем подробности, детали.
  5. Вам не нравится шум магнитофонов, транзисторов, громкий смех, разговоры в компаниях.                                                               
  1. Вы предпочитаете иметь немного вещей, но только те из них, которые, как вы считаете, вам подходят.
  2. Вы любите фотографироваться, вам нравятся сувениры, золотые или какие-то другие украшения.
  3. Вы любите готовить.
  4. Вы лучше чувствуете себя в большой компании, где можно остаться незамеченным (уединиться), в отличие от компании маленькой, где все на виду.
  1. Вы трудно приспосабливаетесь к новой обстановке, ситуации, коллективу.
  2. Вы упорно отстаиваете свои принципы.
  3. Вы слишком мнительны в отношении своего здоровья; вы все время думаете, что оно у вас «не на высоте», и это вас угнетает.
  4. Вы способны долго заниматься волнующей вас проблемой, прежде чем принять какое-то решение.
  5. Иногда вам говорят, что вы видите мир не таким, какой он есть. Но вы не верите, что это так.

Вы относитесь к той группе, в которой у вас большее число ответов «да». Если оказалось, что признаков «экстраверта» и «интраверта» у вас поровну (допустим, 5 и 5, 6 и 6 и т. д.), то вы амбаверт — двойственная натура, для которой характерны и те и другие признаки. К этой группе, кстати, и относится большинство людей.

Типы контактности

Экстраверт. Открытый ребенок, словоохотливый, любит шутки, может задавать много вопросов. Любому незнакомому человеку может рассказать о себе все, вплоть до домашнего адреса.  Ребенок прекрасный импровизатор. У него многие вещи получаются естественно и непринужденно. Но малыш необязателен, часто не сдерживает данного слова, может без зазрения совести и всякого последующего раскаяния обмануть.  Он не любит контролировать эмоции, несдержан в предъявляемых требованиях. По типу темперамента он, скорее холерик, реже — сангвиник или сангвинико-флегматик.
            Амбаверт. Малыш серьезно относится к своим обязательствам. Взяв на свою совесть выполнение какого-либо поручения, обязательно доводит дело до нужного уровня. Отношения со сверстниками у него спокойные. Он справедлив, не станет первым затевать ссору. В решениях он рассудителен, не потакает эмоциям, старается контролировать чувства. По темпераменту в основном сангвиник или меланхолик с временными холерическими перепадами.
              Интроверт. Этот тип, обращенный внутрь самого себя. Ему свойственно самокопание. Он скрытный, некомпанейский. Хорошо знает, что хочет, но не пытается делиться этим со всеми подряд. Любит чтение, предпочитает, чтобы все было по правилам. Он несколько застенчив. Старается не возлагать на себя непосильных обязанностей, а надо заметить, что все обязанности кажутся ему непосильными. Старается быть незаметным в обществе. Широкий спектр темпераментов, но они, как правило все промежуточные: от холерико-сангвиника до меланхолика, переходящего местами во флегматика.

Экстраверты. Природа экстраверта  подталкивает его на поиски свежих и ярких впечатлений, легко загорается энтузиазмом, но так же легко остывает.  Исполнение обыденных, рутинных процедур быстро начинает его тяготить.  Главным мотивирующим фактором для экстраверта выступают внешние стимулы — поощрения, награды, похвалы. Не получая одобрения окружающих, он быстро опускает руки. Экстраверт не силен в долгосрочном планировании.  Склонен к излишнему риску.

 Общительность экстраверта — зачастую поверхностная, у него полно приятелей, но может вовсе не быть по-настоящему близких людей.

Экстраверту:

Помогать  освоить  приемы самодисциплины и организации  труда. Ежедневно выполнять хотя бы одно дело , которое хоть и не вызывает  энтузиазма, но обещает хороший результат.

 Уроки должны запоминаться яркими впечатлениями. Новые  впечатления – это важно для экстраверта.

Интроверты. Интроверт способен горы свернуть, если проникнется важностью стоящей перед ним задачи, но если этого не произошло.. С другой стороны, он обладает высокой устойчивостью против психологического манипулирования.

 Интроверт нередко эгоцентричен, т. е. не способен понять мотивы и интересы других. Дела, требующие коммуникативных навыков, даются ему с трудом.  Боится рисковать. Не будет торопиться с ответом, если не уверен в нем.

Интроверту:

Помогать развивать чувство уверенности, давать  возможность попробовать себя в новом деле, обязательно поддержать в начинании. Постепенно приучать к коллективной работе, т.к. стесняется озвучивать неправильный ответ. В отличие от неугомонных экстравертов, интровертам особенно необходимы этапы покоя и внутреннего сосредоточения, которые желательно проводить в привычной комфортной атмосфере

Приложение 7

Памятка для родителей «Воспитываем ребенка по типу темперамента»

Как воспитывать Сангвиника:

  • Стремиться выработать у него устойчивые интересы.
  • Учить упорству, терпению, умению доводить начатое до конца.
  • Искоренять небрежность и поверхностность при выполнении заданий.
  • Учитывать, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника могут стать источником его легкомыслия и непостоянства.

Как воспитывать Флегматика:

  • Вырабатывать любознательность, побуждать сообразительность и воображение, поощрять его инициативу.
  • Учить правильно распределять внимание и время при выполнении различных заданий.
  • Учить полнее выражать свои чувства: как быть добрым, как жалеть кого-то, радоваться, огорчаться, прививать навыки общения и развивать коммуникабельность.
  • Не раздражаться черепашьим темпам, а ускорять их, применяя игровую деятельность, хотя бы игры наперегонки.

Как воспитывать Холерика:

  • Направить бьющую ключом энергию на нужные, полезные дела.
  • Учить обдумывать свои решения, оценивать возможности.
  • Воспитывать настойчивость и сдержанность, учить владеть собой, гасить в зачатке агрессию
  • Подбирать такие игры, которые укрепляют процессы торможения: спокойные, где все зависит от внимания и нужен минимум эмоций.
  • Учить вежливости и учитывать, что непосредственность холерика нередко выливается в бестактность.
  • Не уговаривать, холерик не воспринимает уговоры, в отличие от требований.

Как воспитывать Меланхолика:

  • Быть с ним поласковее, помягче. Не требовать, а просить. Поддерживать и одобрять.
  • Нацеливать его только на выполнимые задания, помогать их вовремя исполнить.
  • Поддерживать его самостоятельность, учить преодолевать застенчивость, искоренять неуверенность в себе.
  • Помогать и учить избавляться от страхов и ни при каких обстоятельствах не запугивать специально.
  • Не требовать от меланхолика того, что для него невыполнимо.

Общие правила воспитания

Кроме того, можно выделить и общие правила, которые необходимо учитывать при взаимодействии со всеми детьми, вне зависимости от типа их темперамента, особенно если тип темперамента у родителя и у ребенка отличается, и ребенок вечно ведет себя «не так»:

  • Не подавлять ребенка, а управлять его темпераментом
  • Учитывать не только минусы, но и плюсы типа темперамента ребенка
  • Не раздражаться оттого, что ребенок «не такой», не ругать ребенка за его темперамент
  • Стараться все-таки научить ребенка тому, чего ему не хватает

Приложение 8

Памятка учителю по взаимодействию с детьми различных темпераментов

Свойства темперамента, проявляющиеся в поведении ребенка

Ситуации проявления

сангвиник

холерик

флегматик

меланхолик

Когда нужно действовать быстро

Легко включается в работу

Действует со страстью

Действует спокойно, без лишних слов

Действует неуверенно, робко

Реакция на замечание учителя

Говорит, что больше не будет, но опять делает то же самое

Возмущается, что ему делают замечания

Выслушивает и реагирует спокойно

Молчит, но обижен

Обсуждение вопросов, которые очень волнуют

Быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других

Быстро, со страстью, но других не слушает

Медленно, спокойно, но уверенно

С большим волнением и сомнением

Нужно сдать контрольную работу, но она не закончена или есть ошибка

Легко реагирует на создавшуюся обстановку

Торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибки

Работает спокойно, пока учитель не возьмет работу, про ошибки не говорит

Сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность

Если сразу не получается выполнение трудного задания

Бросает, потом опять продолжает решать

Решает упорно и настойчиво, но выражает свое возмущение

Спокойно

Проявляет растерянность, неуверенность

Если спешит домой, но нужно остаться в школе

Быстро соглашается

Возмущается

Останется, не говоря ни слова

Проявляет растерянность

В незнакомой обстановке

Проявляет активность, легко и быстро ориентируется, быстро принимает решения

Проявляет активность в одном направлении, из-за этого не получает нужных сведений, быстро реагирует

Спокойно присматривается, с решением не спешит

Робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: « Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника»

Цели: • Познакомить родителей с понятием "темперамент"; • Показать родителям необходимость индивидуального подхода в обучении и воспитании детей; • Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенно...

Родительское собрание по теме"Возрастные особенности третьеклассников"

Родительское собрание проводится в 1 четверти. В ходе собрания освещаются особенности развития , поведенческие отклонения ученика 9-10 летнего возраста....

Родительское собрание на тему «Возрастные особенности третьеклассников»

Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию и в этот период начинают анализировать свои поступки и поступки других ...

План-конспект родительского собрания"Новые методы и технологии в обучении младших школьников"

План-конспект предназначен для проведения родительского собрания в 1 классе. Его основная цель :знакомство родителей с новыми методами и технологиями обучения. Учитель в краткой обзорной форме рассказ...

Родительское собрание на тему "Возрастные особенности младших школьников"

В данной презентации озвучиваются возрастные особенности младших школьников...

Родительское собрание на тему: "Возрастные особенности третьеклассников"

 Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию и в этот период начинают анализировать свои поступки и пос...

План-конспект родительского собрания "Новые методы и технологии в обучении младших школьников"

Конспект родительского собрания в 1-4 классе. Знакомство родителей с новыми методами и технологиями в обучении....