"Формирование мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья"
методическая разработка (4 класс) на тему

Липецкая  Светлана  Владимировна

В  данной  методической  работе  рассказывается  о  коррекционно-педагогической  деятельности с обучающимися  с  ограниченными  возможностями  здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мышление - это  активный  поиск  связей  и  отношений  между  разными  событиями,  явлениями,  предметами.

В  основе  коррекционно – педагогической  работы  с  детьми с  ограниченными  возможностями  здоровья  реализовано  фундаментальное  положение  отечественной  психологии  о  генетической  связи  разных  форм  мышления.

В  младшем  школьном  возрасте  тесно  взаимодействуют 3  основные  формы:

- наглядно-действенное;

- наглядно-образное;

- словесно-логическое.

Важный  этап в  развитии  мышления  связан  с  овладением  ребенком  речью.  В  процессе  действий  с  предметами  у  ребенка  появляется  побудительный  мотив  для  собственных  высказываний:  фиксация  выполненного  действия,  рассуждение,  умозаключения.  Использование  разработанной  системы  занятий  позволяет  сформировать  у  детей  с  ОВЗ  взаимосвязь  между  основными  компонентами  познания:  действием,  словом,  образом.  Обучение,  направленное  на  развитие  мышления,  оказывает  большое  влияние  на  речевое  развитие  ребенка:  способствует  запоминанию  слов,  формированию  основных  функций  речи (фиксирующей,  познавательной,  планирующей).

                           Формирование  наглядно-действенного  мышления.

Наглядно-действенное  мышление  возникает  там,  где  человек  встречается  с  новыми  условиями  и  новым  способом  решения  проблемной  практической  задачи. С  такими  задачами  ребенок  встречается  на  протяжении  всего  детства  в  бытовой  и  игровой  ситуации.

У  детей  с  ОВЗ  наглядно-действенное  мышление  характеризуется  отставанием  в  темпе  развития.  В  отличие  от  нормально-развивающихся  сверстников, они  не  могут  ориентироваться  в  условиях  проблемной  практической  задачи,  не  анализируют  эти  условия.  У  детей   с  ОВЗ  наблюдается  слабая  взаимосвязь  между  основными  компонентами  мыслительной  деятельности:  действием,  словом,  образом.  Мышление  ребенка  формируется  в  процессе  различных  видов  предметной  и  игровой  деятельности,  общения  в  единстве  с  процессом  овладения  речью.

                           Формирование  наглядно-образного  мышления.

У   проблемных  детей  появляется  возможность  решать  наглядно-образные  задачи,  благодаря  целенаправленной  коррекционной  работе  по  развитию  восприятия  и  наглядно-действенного  мышления.  Важное  место  занимает  формирование  тесной  связи  между  их  практическим,  жизненным  опытом  и  наглядно-чувственными  представлениями,  а  также  отражение  этой  связи  в  речевых  высказываниях,  фиксирующих  этот  опыт  и  обобщающих  его  результаты.

 Используются  следующие  педагогические  приемы:                                                                                           - специально  созданная  практическая  ситуация  и  фиксация  практических  действий  в  речи  ребенка;

- наблюдения  за  действиями  сверстников,  а  затем    словесный  отчет  о  последовательных  действиях;

- прием  припоминания;

- организация  целенаправленных  наблюдений  за  явлениями  природы;

- беседа;

- сюжетно-ролевые,  подвижные  и  дидактические  игры;

- выбор  и  соотнесение  иллюстрации  с  содержанием  прочитанного  текста;

- составление  рассказа  по  серии  сюжетных  картинок;

- отгадывание  загадок.

Важно  формировать  у  детей  умение  воспринимать  изображенную  на  картинке  ситуацию  как  целостную,  умение  воспринимать  в  знакомых  ситуациях  мысленное  оперирование  образами-представлениями,  опираясь  на  свой  реальный  практический  опыт.   Заданиями,  направленными  на  формирование  предпосылок  для  перехода  от  решения  задач  в  наглядно – действенном  плане  к  наглядно-образному  мышлению  являются: «Достань  мяч!»,  «Напои  птичку»,  «Полей  цветок»,  «Достань  ключик,  «Помоги  украсить зал»,  «Как  построить  поезд ?».

                   Задание  «Достань  ключик».

Оборудование: сюжетная  картинка:  в  комнате  стоит  мальчик,  в  руках  у  него  игрушка,  напротив,  на  гвоздике,  высоко  висит  ключик,  недалеко  от  мальчика  стоят  две  лавки - большая  и  маленькая.

Ребенку  предлагается  рассмотреть  картинку  и  говорят:  «Мальчик   хочет  завести  игрушку,  но  не  знает,  как  достать  ключик?»  В  случае затруднения  ребенку  задают  уточняющие  вопросы:  «Что  хочет  достать  мальчик?»,  «Что  ему  нужно  взять,  чтобы  достать  ключик?», «Почему  ему  нужно  взять  большую  лавку?»,  «Куда  он  ее  поставит?»,  «А  теперь  расскажи  все  по  порядку,  что  мальчику  нужно  сделать,  чтобы  достать  ключик».

При  выполнении  заданий  на  формирование  понимания  внутренней  логики  действий  в  сюжете,  в  котором  предполагается  динамическое  изменение  объектов,  важно  научить  ребенка  устанавливать  связь  между  предметами,  изображаемыми  на  картинках,  определять  необходимость  использования  отсутствующего  предмета,  с  помощью  которого  можно  преобразовать  ситуацию  соответственно  условиям  задачи.

   Формирование  обобщенных  представлений  о  свойствах  и  качествах  предметов,  овладение  действиями  замещения  и  моделирования.

В  процессе  проведения  игр  дети  учатся  ориентироваться  в  пространстве  и  создавать  новые  образы  предметов  и  ситуаций,  а  также  комбинации  отдельных  образов,  выстраивать  целостные  сюжеты  в  наглядном  и  словесном  плане.

Игры-упражнения  на  формирование  обобщенных  представлений  о  свойствах  и  качествах  предметов.

Игра  «Найди  пару».

Оборудование:  цветные  ленточки,  шарики,  обручи  (красного,  синего,  зеленого,  оранжевого,  желтого,  голубого  цветов,  поднос).

Ход  занятия:

Цветные  обручи  раскладываются на одной стороне комнаты. Педагог  раздает  одним  детям  цветные шарики, а другим – цветные ленточки. Затем объясняет:«Вы будете  бегать

по  комнате,  кто  куда  хочет,  а  когда  я  скажу: «Найди  себе  пару!»,  вы  будете  искать  того,  у  кого  ленточка  того  же  цвета,  что  и  ваш  шарик.  Затем  надо  надуть  шарик  и  привязать  к  нему  ленточку.  После  этого  надо  найти  свой  «домик» - обруч  такого  же  цвета, как  шарик,  войти  в  него. После  того,  как  дети  найдут  свои  «ДОМИКИ»,  педагог  уточняет  правильность  выполненного  задания.  Каждая  пара  детей  проверяет  цвет  домика,  шарика,  ленточки  и  называет  цвет.  В  конце  игры  педагог  проверяет  правильность  выполненного  задания.  В  случае  затруднения  помогает  детям  найти  свою  пару,  используя  прием  сличения.  (Например,  шарик  желтого  цвета,  ленточка  желтая,  домик  такой  же  желтый,  как  шарик).

Игра  «Найди  похожие».

Оборудование:  на  каждого  играющего – мешочек  с  игрушками:  ежик,  неваляшка,  ракета,  машинка,  божья  коровка,  мышка,  поднос.

Ход  занятия.

Дети  садятся  вокруг  столов,  и  каждому  ребенку  дают  мешочек  с  одним  предметом  (ежик,  неваляшка,  ракета,  машинка,  домик,  божья  коровка,  мышка). Педагог  говорит,  что  у  каждого  ребенка  в  мешочке  лежит  предмет  определенной  формы.  К  этому  предмету  надо  подобрать  предметы  или  игрушки,  похожие  по  форме  на  предмет,  который  находится  в  мешочке.  Дети  смотрят  и  запоминают,  что  у  них  лежит  в  мешочке.  Затем  они  ходят  по  группе,  и  каждый  самостоятельно  подбирает  предметы  или  игрушки  и  кладет  их   в  свой  мешочек.  После  того,  как  дети  найдут  несколько  предметов  (не  менее  5),  каждый  должен  высыпать  их  на  поднос  и  рассказать  о  том,  чем  подобранные  им  игрушки (предметы)  похожи  на  тот,  который  был  в  мешочке, т.е.  обосновать  в  речи  свой  выбор  и  свои  действия.  В  случае  затруднения  педаог  помогает  ребенку  выделить  форму  в  его  предмете,  называет  словом  эту  форму  и  вместе  с  ним  подбирает  2-3  предмета.  Затем  педагог  предлагает  ребенку  самостоятельно  выбрать  2  предмета  определенной  формы.

  Формирование  соотношения  между словом  и  образом.

Умение  правильно  представить  ситуацию  по  ее  словесному  описанию  является  необходимой  предпосылкой  развития  образных  форм  мышления  и  речи  ребенка.  Оно  лежит  в  основе  формирования  механизма  мысленного  оперирования  образами  воссоздающего  воображения.  В  дальнейшем  это  позволяет  совершать  адекватные  действия  по  инструкции,  решать  интеллектуальные  задачи,  планировать.

Именно  взаимосвязь  между  словом  и  образом  составляет  основу  для  развития  элементов  логического  мышления.  Задания  на  формирование  умений  находить  игрушку  или  предмет  по  словесному  описанию,  закрепление  представлений  об  окружающем.

Задание  «Отгадай».

Педагог  показывает  детям  красивую  коробку  и  говорит: «Давай  рассмотрим,  что  там  лежит?»  Педагог  рассматривает  с  детьми  все  игрушки  и  просит  их  запомнить.  Затем  он  закрывает  игрушки  салфеткой  и  говорит: «Сейчас  я  расскажу  про  какую-то  одну  игрушку,  а  вы  отгадаете,  о  какой  игрушке  я  говорю».  Педагог  рассказывает  стихотворение: «Круглый,  резиновый  катится,  его  бьют,  а  он  не  плачет,  только  выше-выше  скачет».  В  случае  затруднения  он  открывает  салфетку  и  повторяет  описание  игрушки  при   непосредственном  восприятии  ее  детьми.  После  того,  как ребенок  выберет  игрушку  по  описанию,  его  просят  рассказать  о  ней:  «Расскажи  об  этой  игрушке,  какая  она?»

Занятие  продолжается,  педагог  рассказывает  о  других  игрушках: «Деревянная,  одета  в   платочек  и  сарафан,  у  нее  есть  подружки,  они  похожи  друг  на  дружку,  а  всего  одна  игрушка.  Растет  в  лесу  зеленая,  колючая,  на  Новый  год,  на  праздник  к  нам  в  комнату  придет.  Колючий,  на  спине  много  иголок,  живет  в  лесу,  любит  грибы  и  яблоки.  Летом  серый,  зимой  белый,  никого  не  обижает,  а  сам  всех  боится,  живет  в  лесу,  любит  морковку.  Серенькая,  маленькая,  с  ушками  и  длинным  хвостом,  живет  в  норке  и  боится  кошки».

Ребенок  отгадывает  игрушку,  обосновывает  свой  выбор.

В  случае  затруднения  педагог  повторяет  описание  игрушки  и  задает  ребенку  вопросы: «Какие  слова  ты  услышал  и  догадался,  что  это  зайчик?  Какой  зайчик?»  

Задание  «Кто,  где  живет?»

Оборудование:  2  большие  картинки,  на  первой - домашний  двор,  на  котором  нарисованы  места  проживания  животных,  на  второй – лес,  где  также  изображены  места  проживания  диких  животных,  трафареты  с  изображением  диких  и  домашних  животных,  конверты..

Ход  занятия:

Перед  каждым  ребенком  кладут  конверт.

Педагог  предлагает  детям  поиграть – надо  отгадать,  какая  фигурка  лежит  в  каждом  из  конвертов. Каждый  играющий  смотрит  в  свой  конверт,  но  не  говорит  вслух,  какое  у  него  животное.  Надо  рассказать  об  этом  животном,  каков  размер,  какая  шерсть,  чем  питается,  где  живет. Остальные  дети  должны  отгадать,  кто  это  и  вставить  трафарет  на  картинку.  Первым  рассказывает  педагог:  «У  меня  тут  рыжий,  с  ушками,  с  усами,  у  него  четыре  лапки,  хвост,  пьет  молоко,  ловит  мышей,  живет  дома.  Кто  это?»  После  того  как  дети  отгадали,  педагог  ставит  трафарет  на  большую  картинку  с  изображением  домашнего  двора.  Дети  по  очереди  рассказывают  о  своих  животных:  «Большая,  у  нее  есть  рога,  травку  жует,  деткам  молоко  дает,  кричит:  «Му  да  му,  молока  кому?  Кто  это?  «Рыжая,  хитрая,  хвост  большой,  пушистый,  в  лесу  живет,  в  деревне  кур  крадет.»  Кто  это?

«Большой,  лохматый,  шерсть  бурая  (коричневая),  зимой  лапу  сосет,  в  берлоге  живет,  а  летом  ягоды  и  мед  ест.»  Кто  это?

«Летом  серый,  зимой  белый,  уши  длинные,  хвост  короткий,  любит  морковку,  живет  в  лесу».  Кто  это?

«Под  соснами,  под  елками  лежит  клубок  с  иголками,  любит  грибы,  яблоки».  Кто  это?

«С  хозяином  дружит,  дом  сторожит,  живет  под  крыльцом,  хвост  кольцом».  Кто  это?

«Живет  в  лесу,  в  дупле,  летом  рыжая,  а  зимой  серая,  любит  орешки  и  грибы». Кто это?

Задания  на  формирование  умений  сопоставлять  и  соотносить  словесный  текст  с  соответствующей  иллюстрацией.

Задание  «День  рождения».

Оборудование:  три  сюжетные  картинки,  на  двух  первых – сюжеты  не  соответствуют  содержанию  прочитанного  рассказа.  На  первой – лесная  полянка.  На  второй – улица   города.  На  третьей – сюжет,  соответствующий  прочитанному  рассказу:  девочка  протягивает  руки  к  игрушкам – мама  дает  ей  куклу,  мальчик – кубики,  а  девочка – воздушный  шарик.

Ход  занятия:

Педагог  читает  детям  рассказ: «У Маши  был  день  рождения.  К  ней  в  госи  пришли  друзья.  Они  принесли  ей  подарки.  Наташа  принесла  ей  воздушный  шарик.  Петя  принес  кубики,  а  мама  подарила  куклу.  Затем  педагог  раскладывает  три  картинки  перед  детьми  и  предлагает  выбрать  ту,  которая  соответствует  прочитанному  рассказу.  При  этом  дает  инструкцию:  «Найди  картинку,  где  нарисовано  то,  о  чем  я  рассказал (а)?»  После  выбора  картинки  педагог  спрашивает:  «Почему  ты  решил,  что  эта  картинка  подходит  к  тому,  что  я  прочитал (а)?»  В  случае  затруднения  повторное  чтение  текста  педагог  сопровождает  рассматриванием  детьми  иллюстрации,  затем  спрашивает:  «Покажи,  где  нарисован  праздник  у  Маши.  Кто  к  ней  в  гости  пришел?  Что  подарили  Маше  на  день  рождения?»  Далее  картинка  закрывается,  и  ребенка  просят  рассказать  содержание  текса.  Если  ребенок  не  справляется  с  заданием,  ему  предлагается  рассказать  текст  с  опорой  на  картинку.

Формирование  элементов  логического  мышления

В  процессе целенаправленной  коррекционно – педагогической  работы  ребенок  учится  устанавливать  временные,  причинно – следственные  связи  и  зависимости,  обучается  рассуждать,  выделять  существенное,  второстепенное,  объединять  предметы  на  различных  основаниях,  видеть  в  предметах  разные  их  свойства,  видеть  относительность  границ  между  отдельными  группами  явлений  и  объектов.

В  ходе  занятий  используются  различные  методические  приемы,  способствующие  развитию  логического  мышления:  сравнения,  обобщения,  противопоставления,  аналогии,  установление  связей  между  явлениями  и  объектами  природы,  классификация  и  систематизация  известных  фактов,  формулирование  выводов  в  виде  суждения  и  умозаключения.

Задания  на  формирование  умений  выполнять  классификацию.

Цель:  учить  детей  выделять  существенное  и  второстепенное,  объединять  предметы  по  различным  основаниям  в  одну  группу  на  основе  общих  признаков.

Игры  и  задания «Группировка  предметов  (картинок)»  без  образца  и  без  обобщающего  слова.  Цель:  учить  детей  пользоваться  наглядной  моделью  при  решении  элементарных  логических  задач  на  классификацию

Игра  «Разложи  игрушки»

Оборудование:  набор  игрушек  разных  по  величине (по  три):  матрешки,  колокольчики,  вазочки,  домики,  елочки,  зайчики,  ежики,  машинки,  три  одинаковые  коробочки.

Ход  занятия.

Педагог  показывает  детям  игрушки  и  говорит:  «Эти  игрушки  надо  разложить  в  три  коробочки.  В  каждой  коробочке  должны  быть игрушки,  похожие  чем – то  между  собой.  Подумайте,  какие  игрушки  вы  положите  в  одну  коробку,  какие – в другую,  а  какие – в третью».  Если  ребенок  раскладывает  игрушки  в  произвольном  порядке,  педагог  оказывает  ему  помощь: «Какие  игрушки  похожи  между  собой,  выбери  их (например,  матрешки).  Чем  эти  матрешки  между  собой  различаются?  Разложи  их  о  коробочкам».  Затем  педагог  дает  ребенку  колокольчики  и  просит  раздать  их  матрешкам.  «Подумай,  какой  колокольчик  ты  дашь  самой  большой  матрешке?»  Далее  ребенок  раскладывает  игрушки  сам  и  обобщает  принцип группировки.  Педагог  просит:  «Расскажи,  какие  игрушки  ты  положил  в  первую  коробку,  какие – во  вторую,  какие – в третью».  В  случае  затруднения  сам  обобщает:  «В  одной  коробке – самые  маленькие  игрушки,  в  другой – побольше,  а  в  третьей – самые  большие».

Задания  на  формирование  умений  выполнять  систематизацию

Цель:  учить  детей  сравнивать  предметы,  видеть  в  предметах  разные  их  свойства,  располагать  предметы  в  определенном  порядке,  выделив  при  этом  существенный  признак.

Рассказы – задачи.

«Помоги  поставить  по  росту».

Ход  занятия.

Педагог  рассказывает:  «У  девочки  Ани  был  день  рождения.  Ей  подарили  матрешку.  Аня  ее  раскрыла  и  увидела  там  целых  пять  матрешек.  Она  захотела  их  поставить  по  росту,  но  перепутала.  Расскажи  Ане,  как  ей  расставить  матрешек  по  росту».  В  случае  затруднения  педагог  начинает  говорить:  «Надо  вначале  на  первое  место  поставить  большую  матрешку,  а  потом  какую?»  Ребенок  продолжает:  «На  второе  место -  немного  поменьше  матрешку,  а  на  третье  место,  посередине,  поставить  среднюю.  На  четвертое  место – еще  меньшую,  а  на  пятое – самую  маленькую».  После  того,  как  ребенок  расскажет  сам,  ему  предлагают  рассказать  Ане,  как  можно  расставить  матрешек  по-другому:  от  маленькой  до  самой  большой («Какую  матрешку  надо  поставить  на  первое  место?  А  на  второе?  и  т.д.)  В  случае  затруднения  ребенку  надо  дать  пятиместную  матрешку,  предложить  расставить  матрешек  по  росту,  а  потом  помочь  рассказать,  какая  матрешка  на  каком  месте  стоит.

Задания  на  формирование  количественных  представлений.

Задачи:

1)  Во  дворе  гуляло  четверо  детей,  половина  мальчиков,  а  другая  половина  девочек.  Сколько  было  мальчиков?

В  случае  затруднения  педагог  предлагает  ребенку  решить  задачу  с  использованием  палочек:  «Возьми  четыре  палочки.  Теперь  возьми  из  них  половину.  Сколько  это?  Значит,  сколько  было  мальчиков?»

2)  На  столе  в  тарелке  лежало  пять  яблок.  Вошло  пятеро  детей,  и  все  взяли  по  одному  яблоку.  Сколько  яблок  осталось  на  тарелке?

В  случае  затруднения  задачу  можно  решить  с  опорой  на  пальцы  или  палочки.

3)  В  коробке  лежало  пять  карандашей.  Два  из  них  синие,  а  остальные – красные.  Сколько  было  красных  карандашей?

Загадки.

1. На крыльце  сидит  щенок,

    Греет  свой  пушистый  бок.

    Прибежал  еще  один

    И  уселся  рядом  с  ним.  (Сколько  стало  щенят?)

2.  Ежик  по  лесу  шел,

     На  обед  грибы  нашел –

     Два  под  березой,  один  у  осины.

     Сколько  их  будет  в  плетеной  корзине?

3. Карандаш  один  у  Миши,

    Карандаш  один  у  Гриши.

    Сколько  же  карандашей  

    У  обоих  малышей?

Задания  на  формирование  понимания  скрытого  смысла  понимания  юмора,  развития  адекватных  реакций  на  юмор

Словесные  игры.

Игра  «Бывает – не бывает.

Ход  занятия.

Ребенок  должен  наглядно  представить  себе  ситуацию,  выраженную  в  слове,  и  решить,  бывает  данная  ситуация  в  жизни  или  нет:  «Собака  на  крыше  гуляет» - так бывает? (Собака у конуры  сидит.  Кошка  на  цепи  сидит.  Цыплята в аквариуме плавают. Кошка мышей ловит. Мыши кошку ловят. Трактор землю пашет. Трактор по небу  летит.  Мальчик  по  снегу  плывет.  Собака  под  дверью  мяукает.)  и  т.д.

Игра  «Закончи  предложение».

Ход  занятия.

Педагог  говорит  детям  несколько  слов  из  предложения,  а  дети  дополняют  его  новыми  словами,  чтобы  получилось  законченное  предложение,  например:  «Я  надела  теплую  шубу,  чтобы…»   Дети  говорят:  «Чтобы  не  замерзнуть,  чтобы  пойти  гулять,  чтобы  было  тепло».  Педагог  заранее  готовит  предложения,  например:  «Мы  зажгли  свет,  потому  что…» «Дети  надели  панамки,  потому  что…»  «Мы  полили  цветы,  чтобы…»  «Сегодня  Маше  подарили  подарок,  потому  что…»  и т.д.

Использованная  литература.

1. Е.А.  Стребелева  «Формирование  мышления  у  детей  с  отклонениями  в  развитии»,  гуманитарный  издательский  центр  «Владос»,  Москва – 2005.

2.  С.Г.  Шевченко,  Г.М.  Капустина  «Предметы  вокруг  нас»,  пособие  для  индивидуальных  и  групповых  коррекционных  занятий,  ООО  издательство  «Ассоциация  ХХ1  век»,  Смоленск – 2000.

3.  Н.А. Касаткина  «Занимательные  материалы  к  урокам  обучения  грамоте  и  русскому  языку  в  начальной  школе»,  издательство  «Учитель»,  Волгоград – 2005.

4.  Л.В.  Лазуренко  «Учим,  играя»,  издательство  «Учитель»,  Волгоград – 2005.

5. Л.М. Шипицына  «Необучаемый  ребенок  в  семье  и  в  обществе».  Социализация  детей  с  нарушениями  интеллекта,  Санкт-Петербург,  издательство  «Дидактика Плюс» - 2002.