Роль родителей в формировании Образа Я школьника 8-9 лет.
статья (2 класс) на тему

Максимова Наталья Анатольевна

В статье приведены результаты исследования на тему формирования Образа Я школьника 8-9 лет и роли родителей в этом процессе. Сделана попытка показать как через присвоение Образов и представлений родителей происходит формирование Образа Я ребёнка.

Статья опубликова на журнале "Психология и школа ", № 3 за 2015г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_maksimovoy_n.a.docx111.75 КБ

Предварительный просмотр:

Максимова Наталья

Роль родителей в формировании Образа Я школьника 8-9 лет.

        Настоящая статья подготовлена по результатам дипломного исследования на тему: «Психологические особенности Образа Я у детей 5-9 лет», проведённого мною в Высшей Школе Психологии (г. Москва), под руководством к.пс.н., доц. Е.А.Пуртовой и М.А.Алексеевой.

        Школьные психологи, педагоги, логопеды, дефектологи и др. специалисты, чья работа связана с детьми младшего школьного возраста, в своей работе сталкиваются с тем, что восприятие ребёнком окружающего мира, его отношение к процессу обучения, выстраивание отношений с родителями, взрослыми, сверстниками происходит в преломлении через отношение к себе и восприятие себя. В общем виде, можно выразить это, как выстраивание ребёнком отношений с миром через Образ себя в этом мире. Образ Я ребёнка накладывает отпечаток и на весь спектр деятельности, в которую он включён. Поэтому, целостный и непротиворечивый Образ Я способствует гармоничному развитию и, напротив – если Образ Я  наполнен амбивалентностью и недостаточно структурирован, то это препятствует процессам обучения, развития и формирования идентичности.  Кто Я? Какой Я? В более патологичном варианте – существую ли Я? Вот вопросы, на которые ищет ответ ребёнок и на которые помогает ему ответить взрослый. А что педагог или психолог знает о том, как формируется Образ Я ребёнка в процессе взросления? Как увидеть на практике становление личностных структур? Можно ли понять соответствует ли то, как ребёнок воспринимает себя возрасту? Каким образом близкие участвуют в процессе формирования Образа Я ребёнка? Вот основные вопросы, которые мы задавали себе в процессе работы. Для целей исследования нами был выбран возраст до 8-9 лет, т.к. с его достижением, ребёнок преодолевает важнейший этап психического развития, связанный с формирования личностных структур. За основу был взят термин «Образ Я», включающий в себя когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты.

Теоретический обзор.

Подходы к изучению Образа Я в зарубежной психологии.

Впервые термин «Образ Я» применила Карен Хорни. Она представляла Образ Я состоящим из знания о себе и отношения к себе. Более общее понятие «Я» К.Хорни называла трудноуловимым. Вот что она писала по этому поводу: «Что я имею здесь ввиду, пожалуй лучше всего выражено Уильямом Джемсом в понятии «реального Я», противопоставленного материальному Я и социальному. Говоря простым языком, оно относится к тому, что я действительно чувствую, чего я действительно хочу, во что я действительно верю и что я действительно решаю. Это есть, или должен быть, главный действующий центр психической жизни». [20, с.524] К.Хорни также считала, что говорить о нормальном развитии можно только в том случае, если совпадают «Я-реальное», «Я-идеальное» и «Я в глазах других людей». Если «Я-идеальное» отличается от реального, то это вызывает тревогу, напряженность, неуверенность в себе и является основой невротизации. К неврозу ведет и несовпадение «Я-реального» и  «Я в глазах других людей». Причем в данном случае не важно, думают ли окружающие о человеке лучше или хуже, чем он думает о себе сам.

Таким образом, негативное отношение к ребенку, пренебрежение им и чрезмерное восхищение ведут к развитию тревоги, так как и в том и в другом случае мнение других не совпадает с его реальным Образом Я.

Карл Р. Роджерс описывал Я-концепцию как «…структурированный непротиворечивый гештальт, состоящий из представлений свойств «Я» как субъекта (I) и «Я» как объекта (me), а также из восприятия отношения (I) или (me) к другим людям и различным сторонам жизни. Гештальт включает также оценки, связанные с этими представлениями».[16, с.11]

«Я» у Роджерса - это дифференцированная часть поля восприятия человека, которая состоит из осознаваемого восприятия и ценностей. Я-концепция отражает характеристики, которые человек воспринимает как самого себя. Также, в неё включён компонент, отражающий то, каким индивид, полагает, что  должен и хотел бы быть. Это - “Я-идеальное”, отражающее те качества, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет, которые ценит больше всего и к  которым стремится.

Структура “Я” формируется через взаимодействие со значимыми другими и ближайшим окружением. По мере того, как ребёнок становится социально восприимчивым и развиваются его способности (когнитивные, перцептивные), его Я-концепция усложняется и всё больше дифференцируется. Следовательно, содержание Я-концепции , в значительной мере является продуктом процесса социализации.  

Отделял понятие Образа Я от Я-концепции Р.Бернс. В представлении Р.Бернса Я-концепция это -  «…совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжённая с их оценкой».[2, с.30] Образ Я - когнитивная составляющая Я-концепции. Развивается она “…под действием сенсорной информации, поступающей изнутри и извне и интерпретируемой мозгом.” [2, с. 94] В своей работе “Развитие Я-концепции и воспитание” Бернс пишет о том, что когда ребёнок становится способен определять отношения с другими людьми и понимать, как другие оценивают его, Я-концепция становится отчётливым новообразованием психики. Признаком невротизма и неадаптивности является расхождение между реальным и идеальным Я. В своих заключениях Бернс ссылается на исследования Стотта, касающиеся влияния типа семейной ситуации на Я-концепцию,  а также Куперсмита об условиях формирования уровня самооценки. Также, им описано исследование Мединуса и Куртиса, установившее, что дети, как правило, имеют с матерью одинаковый уровень самооценки. Таким образом, важнейшую роль в формировании Я-концепции играют значимые другие и процесс идентификации с ними.

Во всех описанных концепциях важная роль в процессе формирования Образа Я ребёнка отводится значимым другим и процессу идентификации. Ж.Лапланш и Ж.-Б.Понталис описывают термин «идентификация», «отождествление», как процесс присвоения субъектом качеств и свойств другого человека. Субъект «преобразует себя-целиком или частично-по его образу. Посредством ряда идентификаций строится и обособляется личность».[9, с. 181]

О.Кёрнберг, указывая на нечёткость терминологии, касающейся Эго и концепций Я в психоаналитической литературе, предлагает Я, связанное личностью и понимаемое, как единство поведения и взаимодействия, а также как психосоциальное единство, заменить на понятие «характер». Словом «Я» он предлагает обозначать общую совокупность Я-репрезентаций, тесно связанных с общей совокупностью объект-репрезентаций, происходящую из Эго и неотъемлемо с ним связанную. «Либидинальные инвестиции Я, определённые таким образом, связаны с либидинально-инвестированными репрезентациями значимых других, а либидинальное отношение к своей личности соответствует либидинальному отношению к другим (внешним объектам). Все эти отношения взаимосвязаны и усиливают друг друга».[7, с. 291]

Т.о., по мнению зарубежных психологов, Образа Я представляет из себя то, как человек воспринимает и оценивает себя. На формирование Образа Я ребёнка оказывает влияние его ближайшее окружение, т.е., те люди, с которыми ребёнок себя идентифицирует. Я, зачастую понимается, как совокупность Я-репрезентаций и Объект-репрезентаций. Также, некоторые авторы выделяют такие понятия, как Я-реальное, Я-идеальное, Я в глазах других людей и описывают то, насколько важно их соотношение для формирования непротиворечивого Образа Я.

Подходы к изучению Образа Я в отечественной психологии.

И.С.Кон приравнивал значения термина «Я» и самости. Он определял самость, как целостность, на основании которой индивид отличает себя от других людей и внешнего мира. «Самость – это единство «реальной» идентичности индивида и его самосознания».[8] Он выделял рефлексивное и действующее Я и обращал внимание на регулятивные функции самосознания, которые проявляются в особенностях стиля жизни и социального поведения. И.С.Кон придерживался теории социальной установки и рассматривал Образ Я, как социальную установку, включающую три компонента:

1.  когнитивный - знание о себе, представление о своих свойствах и качествах;

2. аффективный – оценка этих качеств, чувства самолюбия и самоуважения, связанные с ней;

3. поведенческий – производное от первых двух компонентов, практическое отношение к себе.

Эти компоненты составляют трёхуровневую модель Образа Я. Нижний уровень – неосознанный установки, которые ассоциируются в психологии с самочувствием и эмоциональным отношением к себе. Выше расположены самооценка и осознание определённых отдельных свойств и качеств. Затем, частные самооценки складываются в целостный образ. «Сам этот «Образ Я» вписывается в общую систему ценностей и ориентаций личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей».[8]

Различие содержания Образа Я, Я-концепции и самоотношения описывается в концепции В.В.Столина. Самоотношение у него – устойчивое чувство, пронизывающее самовосприятие и Образ Я. В.В.Столин, в содержании Образа Я, выделяет две составляющие:

  1. знание об общих характеристиках и чертах, которые объединяют субъекта с другими людьми, а также система самоидентичности, образующая Я-концепцию;
  2. знания, выделяющие субъекта по сравнению с другими людьми – дифференцирующая составляющая Я-концепции, что придаёт субъекту чувство собственной уникальности, неповторимости.

Также, В.В.Столин рассматривал такие проблемы Я-образа, как «асоциальное Я», мистифицированный Я-образ, «спутанную идентичность». В.В.Столин выделял проблему расщеплённости самосознания личности («потерянного Я», «неоправданного Я», «фальшивого Я», «беспомощного Я»), причиной которой может быть разъединённость мотивационной сферы.

Трёхкомпонентная модель самосознания описана И.И.Чесноковой. Формирование самосознания, по её мнению, происходит в онтогенезе и содержит:

  1. Самопознание – «особо важный процесс опосредствованного познания себя, развёрнутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование – в понятие своего собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов»;[21, с. 89]
  2. Эмоционально-личностное отношение личности к себе – эмоциональные переживания личности в отношении того, что она узнаёт относительно самой себя, т.е. её разнообразные самоотношения;
  3. Саморегулирование как процесс организации личностью своего поведения.

 «В том, как личность представляет своё Я, отражается мера её осознания себя…».[21, с.4]

Образ Я описан и А.В. Захаровой. «Особый психологический феномен самооценка» [6, с.7] лежит в основе её трёхуровневой модели.  Она считала, что именно самооценка является средством и условием формирования Образа Я и Я-концепции. Образ Я - это система знаний субъекта о себе, которые имеют разную степень осознанности, обобщённости, дифференцированности и функционируют в неразрывном единстве. Я-концепция – сложившаяся, обобщённая, устойчивая, организованная система, имеющая динамических характер и определяющая общее самочувствие личности. Самооценка, по мнению А.В.Захаровой «охватывает мир нравственных ценностей личности, отношений, возможностей. Целостная самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон её психического мира… Самооценка различных компонентов личности может находиться на разных уровнях её устойчивости, адекватности, зрелости».[6, с. 76]

А.В.Семенович называет формирование «образа Я» через ассимиляцию «внутреннего образа мира», то есть адаптацию себя к социуму и обратно, главной целью онтогенеза. [17, с.136]

Е.Т.Соколова рассматривает самосознание, в основе которого лежат два компонента – образ физического «Я», как когнитивная составляющая и самооценка-аффективное образование.

Алматинская школа Ж.И.Намазбаевой предлагает рассматривать пять составляющих самосознания: рефлексию, саморегуляцию, идентификацию, самооценку и самоконтроль. Главным компонентом самосознания, по мнению Ж.И.Намазбаевой является самооценка, которая позволяет при помощи рефлексии и идентификации реализоваться самоконтролю и саморегуляции. Особая роль здесь отводится взрослому, который играет важную роль в формировании личности ребёнка.

С.М.Петрова предложила «Образно-регулятивную модель самосознания», в которой попыталась объединить множество концептов. Она рассматривает самосознание, как «центральное интегративное образование, как совокупность устойчивых системообразующих связей. Структура самосознания обеспечивает сохранение основных свойств образов, но не является статичной, так как обусловлена всей совокупностью процессов жизнедеятельности индивида».[13]

Некоторые отечественные авторы считают, что формирование образа Я, самооценки и самосознания связано со значимыми взрослыми. Важность взаимоотношений ребенка с близким взрослым для формирования личности подчёркивалась и такими отечественными психологами, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина и др.

«Формирование самосознания и самооценки может рассматриваться как результат усвоения ребёнком определённых параметров отношения к нему родителей», [18] пишут Е.Т.Соколова и И.Г.Чеснова. Позитивный или негативный Образ Я, по их мнению, внушается родителями ребёнку в зависимости от того, воспринимается ребёнок как обладающий определённым набором качеств и интересов, или нет. «Образ ребёнка искажается под воздействием неблагоприятных ожиданий матери, страха, что ребёнок повторит черты нелюбимого человека (мужа, матери) или в ребёнке воплотятся собственные нежелательные качества, которые бессознательно проецируются на ребёнка. При этом, чем старше становится ребёнок, тем очевиднее конфликт между потребностью в самоутверждении, уважении и признании права на самостоятельность и навязываемом ему обесцененным Образом Я. Этот конфликт усугубляется ещё и тем, что ребёнок всегда стремится к согласию с родителями, удовлетворяя таким образом потребность в присоединении, эмоциональном «мы», причём нередко ценой за ощущение своей защищённости является отождествление собственной Я-концепции с искажённым, внушаемым образом».[18]

Е.Т.Соколова и И.Г.Чеснова изучили зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей и описали несколько вариантов самооценок: феномен «эхо», когда самооценка ребёнка есть прямое воспроизведение оценки матери; смешанная оценка; воспроизведение точек зрения родителей на себя, но оценивание себя по-другому; активная борьба против оценок и мнений родителей; защитный вариант самооценки, при котором подросток как бы, не замечает негативной оценки и образа у родителей. Также, они установили, что существует тесная связь между самоотношением и родительским отношением на когнитивном и аффективном уровнях.

Самоотношение ребёнка во взаимосвязи с общением рассматривала М.И.Лисина. Она считала, что личность ребёнка формируется в общении. «Потребность в самопознании не пустая прихоть: индивид не смог бы существовать без правильного представления о том, на что он способен. Видимо, поэтому данная потребность так прочна в каждом из нас и порождает неутолимый интерес к тому, чтобы понять и оценить себя. Главный источник, из которого мы черпаем знания о себе, – опыт, рождающийся в активной деятельности, при этом коллективной. В ходе совместной с другими людьми практики человеку открываются наилучшие возможности для понимания своих способностей».

Е.В.Пупырева, используя концепцию М.И.Лисиной исследовала эмоциональную привязанность ребёнка к матери и её влияние на становление автономии (самостоятельности). Она считает, что для лучшего понимания себя и своих способностей необходима совместная коллективная деятельность. Общение и отношения между людьми, который складываются в процессе этого общения являются инструментом самопознания. В своём исследовании, проводимом с  детьми младшего школьного возраста, Е.В.Пупырева установила, что младшие школьники «воспринимают матерей как источник помощи и поддержки, обнаруживают высокую потребность во взаимодействии с матерью даже вне дома, испытывают выраженную потребность в присутствии своих матерей».[14]

Т.о., в отечественной психологии отношение к изучению Образа Я характеризуется стремлением к структурированию и выделению различных компонентов этого образа. Различными авторами описывается от двух до множества компонентов Образа Я. Кроме восприятия и оценки себя описываются: поведение, идентификация, самоконтроль, рефлексия, а также предпринимаются попытки объединить множество разноплановых характеристик в одно интегративное образование. Особая роль в формировании Образа Я отводится социальному контексту и значению общения. Также, в отечественной психологии проводились исследования, направленные на изучение взаимосвязи между самосознанием подростка и определёнными параметрами отношения к нему родителей.  

Формирование Образа Я в контексте объектных отношений.

Доннальд В.Винникотт писал, что ребёнок не может существовать отдельно. «Под этим подразумевается то, что говоря о ребёнке, мы непременно имеем ввиду ребёнка и кого-то ещё…и это важнейшая часть его отношений с матерью».[5,с. 89]

Эрих Фромм говорил, что «…Младенец после рождения во многих отношениях всё ещё остаётся частью, частью матери, а его рождение в качестве независимой личности– это процесс, который занимает многие годы, на самом деле-даже всю жизнь. Обрезание пуповины-не в физическом, но в психологическом смысле-это серьёзный вызов человеческому развитию и его самая главная задача».[19, с.105]

Ранние процессы, способствующие отделению Себя от Другого глубоко исследовались М.Малер. Описывая процесс сепарации-индивидуации, она утверждала, что «биологическое рождение человеческого младенца и психологическое рождение индивидуума не совпадают по времени. Первое – это яркое, наблюдаемое и имеющее чёткие границы событие, а второе - медленно разворачивающийся внутрипсихический процесс».[12, с. 21]  Психологическое рождение индивидуума это установление чувства собственной отдельности, формирование отношений с миром, собственным телом и первичным объектом любви. Главные действия этого процесса происходят в период с 4-5 месяцев до 30-36 месяца. Отголоски этого наблюдаются на протяжении всей жизни и, как любой внутрипсихический процесс, сепарация-индивидуация не заканчивается никогда.

В психическом развитии ребенка М.Малер выделила следующие фазы и субфазы:

  1. фаза «нормального аутизма» (0–1 мес);
  2. фаза симбиоза (1–5 мес);
  3. фаза сепарации-индивидуации (5–36 мес):

- субфаза дифференциации (5–9 мес);

- субфаза практики (9–15 мес);

- субфаза воссоединения (15–24 мес);

- субфаза консолидации объектов.

 Задачей первой фазы является «достижение гомеостатического равновесия организма в условиях внешнего мира при помощи в основном соматопсихических, физиологических механизмов».[12, с. 75]

Вторая фаза характеризуется «галлюцинаторным двуединством». Мать идентифицирована с ребёнком, воспринимает его, как часть себя, своими фантазиями и чувствами подкрепляет его симбиотические ощущения.

На третьей фазе происходит поэтапное разворачивание двух процессов: сепарации и индивидуации. Индивидуация - это развитие внутрипсихической автономии, познания, памяти, восприятия, тестирования реальности. Сепарация происходит одновременно с дистанцированием, дифференциацией, формированием границ, разъединением с матерью. Кульминацией этих процессов является обретение Я-репрезентаций ребёнка, от внутренних репрезентаций объекта.

Концепция Я, развивающегося вследствие интегрирования Я-репрезентаций описана у О.Кёрнберга. Она включает 5 стадий:

  1. нормальный аутизм или недифференцированная первичная стадия (0-1мес.);
  2. нормальный симбиоз или стадия первичных недифференцированных представлений об объектах и себе (2 – 6-8 мес.);
  3. стадия дифференцированных представлений об объектах и себе (8-6 – 18-36 мес.);
  4. стадия интеграции представлений об объектах и себе, развитие зрелых интрапсихических структур (36 мес. и далее);
  5. стадия консолидации Эго и Супер-Эго.

Кёрнберг рассматривает следующие уровни процессов интериоризации:

- интроекция – фиксация взаимодействия с окружающим миром посредством формирования следов памяти. Интроекция содержит образ объекта и положительный или отрицательный аффект (хорошесть-плохость), который с ним связан;

- идентификация – интроекция более высокого уровня. Ребёнок, обладая определённым уровнем когнитивной компетенции, может различать ролевые аспекты взаимодействия. Я-репрезентации и репрезентации объектов включают более дифференцированные аффекты и роли;

- Эго-идентичность – консолидация структуры Эго. Возникает согласованная концепция «мира объектов», происходит осознание влечений. В ходе этих процессов интериорезированные объекты деперсонализируются и интегрируются в структуры Эго и Супер-Эго. Образы объекта, которые не структурировались остаются в неизменном виде в бессознательном. Под влиянием Эго-идентичности происходит процесс индивидуализации, который характеризуется превращением примитивных идентификаций в сублимированные. Объектные отношения являются существенным фактором организации Эго.

Т.о., формирование Образа Я связано с ранними процессами психической индивидуации и сепарации ребёнка от матери. Большую роль в обретении идентичности играет формирование личностных структур через интериоризацию аспектов взаимодействия с объектами и внешним миром.

 

Возрастные особенности детей 8-9 лет.        

Согласно психодинамической теории З. Фрейда, примерно с 6-7 лет и до подросткового возраста ребёнок, в своём психосексуальном развитии, проходит Латентный период. В этом возрасте происходит реализация достижений предыдущей Фалической стадии, которая охватывает период между тремя и шестью годам. Доминирующий конфликт Фалической стадии– Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек, который характеризуется конкуренцией с родителем своего пола за обладание родителем противоположного пола. К семи годам Эдипов комплекс разрешается путём вытеснения из сознания влечения к родителю противоположного пола и идентификацией с родителем своего пола. Такая идентификация позволяет получить символический доступ к объекту любви заместительным путём, приобретая ценимые им качества.

Эдипов комплекс играет ключевую роль в формировании таких интрапсихических структур, как Я, Сверх-Я и Идеал Я. Сверх-Я, как и Я берёт своё начало в Оно, и структурируется благодаря процессам идентификации с родителями, интериоризации всех актуальных и прошлых запретов. Причём, интериоризируется Сверх-Я идеализированных родителей. Идентификация имеет целью привести Оно к отказу от объекта любви и он, будучи интериоризированным в Сверх-Я, восстанавливает энергию, которую Оно ранее инвестировало в эту репрезентацию для возможности инвестирования её в другие объекты. Определяющим для обоих полов является отцовское Сверх-Я, как источник решающей фрустрации. Сверх-Я выполняет три функции:  самонаблюдения, морального сознания, цензуры.

Инстанцией, ответственной за чувство самоуважения и связанной со Сверх-Я, является Идеал-Я. Эта структура является моделью, которой ребёнок желает следовать.

В Латентном периоде, посредством сублимации, энергия либидо направляется в виды деятельности, не связанные с сексуальностью – учёбу, спорт, отношения со сверстниками. Любовь к объекту вожделения заменяется сублимированными выражениями: уважением, нежностью. Свободная энергия влечения канализируется в социальную активность, игры, что приводит к настоящей смене объекта. Ребёнок сближается со сверстниками, устанавливаются дружеские отношения, становится способен воспринимать влияние не только родителей, но и других взрослых.

Дальнейшим систематическим развитием идей Фрейда считал свою теорию эпигенетического развития Э.Эриксон. У Э.Эриксона возраст 8-9 лет относится к четвёртой стадии. 6-12 лет- школьный возраст: трудолюбие-неполноценность. Ребёнок в начале этого периода, обучаясь в школе осваивает элементарные культурные навыки. Возрастают его способности к самодисциплине, логическому мышлению, а также ко взаимодействию со сверстниками в соответствии с определёнными правилами. В этом возрасте, обычно уже сублимировались любовь ребёнка к родителю противоположного пола и соперничество с родителем своего пола, теперь это выражается в стремлении к освоению новых навыков и успеху.        Основной термин данного периода «трудолюбие», поскольку дети поглощены тем, что узнают что из чего получается и как действует. «Я-то, чему я научился», так теперь выражается Эго-идентичность.

Опасность в этот период кроется в возможном появлении чувства неполноценности, или некомпетентности. Ребёнок может потерять уверенность в своей способности эффективно функционировать. Чувство компетентности и трудолюбие ребёнка сильно зависят от школьной успеваемости. Компетентность является основой для эффективного участия в экономической, политической, социальной жизни.

По Л.С.Выготскому, возраст 8-9 лет относится к посткризисному Школьному возрасту (8-12 лет). Происходит утрата детской непосредственности из-за дифференциации внутренней и внешней жизни. Появляется самооценка. Возникают обобщения, логика. Чувства и переживания приобретают смысл.

Согласно Д.Б.Эльконину этот возраст, как и предыдущий, относится к Эпохе Детства и следующему периоду: Младшему школьному (7-11лет). Ему соответствует социальная ситуация «Ребёнок-близкий взрослый» и «Ребёнок-социальный взрослый». Ведущей деятельностью является учёба. Центральная линия-интеллектуализация. Сфера развития – познавательная.

Т.о., главной характеристикой возраста 8-9 лет, как в отечественных, так и в зарубежных возрастных периодизациях является деятельность, связанная со школой. Здесь, мы рассмотрели и вопросы формирования интрапсихических структур: Я, Сверх-Я, Идеал-Я и связанные с ним процессы формирования таких психических защит, как вытеснение и сублимация, а также перенаправление энергии либидо на свойственные этому возрасту объекты и виды деятельности.

Описание исследования.

Определив, что Образ Я включает в себя когнитивный, аффективный, поведенческий компоненты и вслед за авторами, на которых ссылались в теоретическом обзоре (З.Фрейд, У.Джемс, К.Хорни, К.Роджерс, Р.Бернс, М.Малер, Э.Фромм, О.Кёрнберг, И.С.Кон, В.В.Столин, И.И.Чеснокова, А.В.Захарова,  Е.Т.Соколова, И.Г.Чеснова, Ж.И.Намазбаева, С.М.Петрова, и др.), мы полагаем, что невозможно рассматривать процесс формирования Образа Я у ребёнка в отрыве от семейного и социального контекста, в частности от того вклада, который вносят в этот процесс родители. Поэтому, наряду с другими компонентами Образа Я, мы изучили связь представлений младшего школьника 8-9 лет о себе с Образом себя (как родителя) и ребёнка у родителей. В виде одной из независимых переменных мы использовали качество привязанности.

С целью составить представление об особенностях Образа Я у детей до и после формирования личностных структур, способом случайного подбора мы сформировали 2 группы детей из учеников средних школ и воспитанников детских садов двух городов Московской области:

  1. 5-6 лет, численностью 24 чел.;
  2. 8-9 лет, численностью 29 чел.

Также, в исследовании приняли участие родители испытуемых в количестве 28 человек.

Цель: исследовать особенности Образа Я у детей 5-9лет.

Предмет: составляющие Образа Я у детей 5-9 лет;

Объект: Образ Я у детей 5-9 лет;

Гипотезы:

  1. оценочная составляющая Образа Я у детей 8-9 лет более дифференцирована и включает большее количество характеристик, чем у детей 5-6 лет;
  2. Образ Я школьника 8-9 лет связан с Образом школьного детства родителя, активно участвующего в его воспитании;
  3. происходит ослабление связи между Образом Я у детей и Образом ребёнка у их родителей от 5-6 лет к 8-9 годам.

Для сравнительного и корреляционного анализа применялись: U-критерий Манна-Уитни и коэффициент ранговой корреляции Спирмана.

        Все гипотезы подтвердились.

В исследовании были использованы следующие методики:

  1. для проверки гипотезы №1:

- Методика «Какой Я» Р.С.Немова;

- проективная методика «Дом, дерево, человек» Дж.Бука с выделением симптомокомплексов по Р.Ф.Беляускайте;

- Методика изучения фрустрационных реакций С.Розенцвейга;

- Методика «Опиши себя 10-тью словами».

Критериями подтверждения гипотезы являлись следующие результаты методик:

  • различия между группами детей 5-6 и 8-9 лет в значении суммарной оценочной составляющей Образа Я по методике «Какой Я»;
  • более низкие (реалистичные) показатели в оценке качеств, предлагаемых методикой «Какой Я» у детей 8-9 лет, по сравнению с детьми 5-6 лет;
  • более высокие показатели у детей 8-9 лет по таким симптомокомплексам, как тревожность и конфликтность (фрустрация) в методике «Дом, дерево, человек»;
  • наличие изменений в направленности ответов по тесту Розенцвейга у детей 8-9 лет, по сравнению с детьми 5-6 лет;
  • по методике «опиши себя 10-тью словами» различия в сторону усложнения самоописаний у детей 8-9 лет, по сравнению с 5-6-тилетними.
  1. для проверки гипотезы №2:

- Личностный дифференциал адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева;

-  ЦТО Е.Ф.Бажина, А.М.Эткинда;

Критериями подтверждения гипотезы было наличие взаимосвязей между такими компонентами, как Я  у детей и Я в возрасте своего ребёнка у родителей в методике «Личностный дифференциал»; наличие бессознательных идентификаций Образа Я с Образом родителей, а также пересечение цветовых ассоциаций по другим значимым понятиям, связанным со школой, школьной жизнью, учёбой у детей и их родителей.

  1. для проверки гипотезы №3:

- ЦТО Е.Ф.Бажина, А.М.Эткинда;

- Личностный дифференциал адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева;

- Тест Е.Д.Антони и Е.Бене, адаптированный А.Г.Лидерсом, И.В.Анисимовой;

- Опросник на оценку типа привязанности к матери Е.В.Пупыревой.

Критериями подтверждения гипотезы мы считали: увеличение расхождения в идентификациях Образа Я с родителями у детей от 5-6 к 8-9 годам по ЦТО; ослабление связи между Образом Я у детей и Образом ребёнка у родителей по Личностному дифференциалу; снижение эмоциональной нагруженности родителей по тесту Бене у детей 8-9 лет, по сравнению с детьми 5-6 лет. Также изучили особенности протекания этих процессов в связи с нарушениями привязанности.

        В настоящей статье описаны результаты по ЦТО Е.Ф.Бажина, А.М.Эткинда, Личностному дифференциалу, адаптированному в НИИ им. В.М.Бехтерева, а также Опроснику на оценку типа привязанности к матери Е.В.Пупыревой.

Связь Образа Я школьника 8-9 лет с Образами себя и ребёнка у родителей.

Школьное детство является большим испытанием как для детей, так и для их родителей. В начальной школе происходит не только перестройка привычного жизненного уклада, возрастают нагрузки на детей и требования, но и родитель сталкивается с тем, что его отношение к ребёнку преломляется через школьную действительность. Наступает момент, когда ребёнок предъявляется обществу и от того, какую обратную связь родитель получает от общества, в лице педагогов, других родителей, ближайшего окружения в связи с этим, во многом зависит его проживание Образа себя, как родителя и его самооценка. Сознательно или бессознательно, родитель производит сравнение успехов ребёнка со своими собственными школьными успехами и ожиданиями. Причём, происходит это независимо от того, какая внутренняя установка присутствует у родителя: «будь, как я» или «не будь, как я».

Но, не смотря на то, что младший школьный возраст – это новый этап в жизни ребёнка и родителя, нужно помнить о том, что этап этот является продолжением процессов, протекавших в более раннем периоде. Характеристики нашего исследования позволяют нам продемонстрировать формирование Образа Я в развитии, поэтому некоторые данные приводятся и выводы делаются в сравнении возрастов 5-6 и 8-9 лет.

Для целей настоящего исследования, под Образом Я школьника мы понимаем осознаваемое и неосознаваемое представление ребёнка о себе, включённом в процесс школьного обучения, включая эмоциональное отношение к школе, школьным успехам, школьным занятиям.

Под Образом школьного детства родителя мы понимаем осознаваемое и неосознаваемое представление родителя о своём школьном детстве, которое влияет на его отношение к ребёнку, а также воспоминания о себе в этом возрасте.

Наиболее включённым в воспитание ребёнка родителем мы считаем родителя, который принимал участие в исследовании, т.к. это участие было добровольным, бескорыстным, а также необходимо было затратить личное время на заполнение бланков методик.

Результаты исследования.

1. Результаты методики Личностный дифференциал.

1.1. По методике Личностный дифференциал мы сопоставили несколько показателей. Образа Я родителя и его Образа себя в возрасте ребёнка. Данные представлены в Диаграмме № 1.

Тогда, как показатели Оценки и Активности отличаются друг от друга незначительно -  Оценка себя в возрасте ребёнка выше в 1,03 раза Оценки «Я», а Активность «Я» выше «Я в возрасте ребёнка» в 1,16 раза, показатели Силы «Я» выше аналогичных «Я в возрасте ребёнка» в 2,54 раза. Т.е. родители воспринимают себя в возрасте ребёнка значительно более слабыми, неуверенными в своих силах, зависимыми, чем в настоящем.

Диаграмма 1  - Образ Я родителя и Образ себя в возрасте ребёнка у родителей

детей 8-9 лет

Кроме того, существует тесная связь между показателями Оценки, Силы, Активности «Я» и такими-же показателями «Я в возрасте ребёнка» (Приложения №№ 1,4).

1.2. Также, по методике Личностный дифференциал мы исследовали внутренние составляющие Образа Я детей 8-9 лет по таким структурам, как Я-реальное и Я-идеальное (обследование детей 5-6 лет по этой методике не производилось). Показатели Оценки Я-реального у детей 8-9 лет в 1,3 ниже, чем Я-идеального. Значения Силы – в 1,7, тогда как Активности практически не отличаются друг от друга. У родителей детей 8-9 лет показатели Оценки по конструкту «Я в возрасте своего ребёнка» в 1,14, а по показателю Силы в 3,8 раза, Активности – в 1,6 выше таковых у родителей детей 5-6 лет. Результаты графически представлены в Диаграмме № 2; Приложениях №№ 1,2.

Диаграмма 2 – Соотношение Образа Я-реального и Образа Я-идеального у детей 8-9 лет

        

Активный компонент Я-реального (9,14), Я-идеального (8,64) у детей и Я в возрасте ребёнка (8,46) у родителей находятся примерно на одном уровне. Это может быть связано с тем, что Активность, как показатель внешних проявлений Образа Я, внутреннее отражение социального контекста, включённость в общение со сверстниками в возрасте 8-9 лет воспринимается ребёнком достаточно реалистично и соотносится с личными темпераментальными особенностями. Интересно, что разница в оценках родителями своей активности в возрасте ребёнка и идеальное представление ребёнка о своей активности находится в рамках статистической погрешности, а активность Я-реального ребёнка несколько выше. Так, будто ребёнок под давлением своего Сверх-Я вынужден корректировать свою активность сообразно реальности.

1.3. Сопоставив показатели Оценки, Силы, Активности по конструктам Я-реальный, Я-идеальный у детей и Я в возрасте своего ребёнка (у их родителей детей 8-9 лет), мы обнаружили, что Образ Я ребёнка связан с Образом родителя в его возрасте не напрямую, а опосредованно, через такую структуру, как Я-идеальное ребёнка. Получены следующие корреляционные плеяды (все связи строгие):

         

-

                

где:

        Я в возрасте своего ребёнка (родитель), (Активность);

      Я в возрасте своего ребёнка (родитель), (Оценка);

        Я – идеальный (ребёнок), (Сила);

        Я – реальный (ребёнок), (Сила);

        Я – реальный (ребёнок), (Оценка);

        Я – идеальный (ребёнок), (Оценка);

Приложения №№ 1,2.

Мы считаем, что эти связи свидетельствуют о том, что проекции и ожидания родителя участвуют в формировании образа Я-идеального ребёнка. Это идеальное представление во многом определяет Я-реальное и является мотиватором внутреннего развития.

1.4. С использованием методики Личностного дифференциала мы также сравнили представления родителя о своём ребёнке и о себе в возрасте ребёнка. Производя качественный анализ и используя анализ корреляционных связей, мы рассчитывали получить доказательства того, что вложение родителей в детей 5-6 лет преимущественно нарциссическое, а у родителей детей 8-9 лет наряду с нарциссическим, присутствует объектный компонент. Мы посчитали, что можно увидеть это, сопоставляя Образ ребёнка у родителей с Образом себя, как родителя и  Образом себя в возрасте ребёнка. Были получены результаты (Приложения №№ 1,3,4), которые представлены в Диаграмме № 3.

Диаграмма 3 – Результаты методики Личностный дифференциал родителей детей 5-9 лет.

1.4.1. По оценочной характеристике конструкта «Мой ребёнок» значения у родителей детей 8-9 лет незначительно (в 1,08) раза выше, чем у родителей детей 5-6 лет. Этот показатель у родителей детей 5-6 лет связан только с конструктом Оценки «Я в возрасте ребёнка», значение которого ниже, чем Оценка по конструкту «Мой ребёнок» в 1,06 раза. В отличие от родителей детей 5-6 лет, Оценка по конструкту «Мой ребёнок», имея примерно такие же значения, у родителей детей 8-9 лет связана с характеристикой Сила «Я в возрасте ребёнка» и Силой конструкта «Я родитель». Т.е., ребёнок возраста 5-6 лет воспринимается родителем в большей мере, как своеобразное «воплощение» себя самого в возрасте ребёнка (родитель, в большей мере, отождествляет себя с ребёнком). В то же время, родитель ребёнка 8-9 лет рассматривает ребёнка, как отдельный субъект и сравнивает с собой (он-такой-же, как я, сильнее или слабее). Иными словами, если родитель ребёнка 5-6 лет производит оценку ребёнка исходя из представлений о самом себе в возрасте ребёнка, то родитель ребёнка 8-9 лет сравнивает своего ребёнка с собой в этом же возрасте. Т.о., Образ ребёнка 8-9 лет отделён от Образа себя родителя в детстве в большей мере, чем у родителей 5-6-тилетних детей и связан с вложением матери, как родителя.

1.4.2. Активность конструкта «Мой ребёнок» у родителей детей 5-6 лет не связана ни с одним другим конструктом. Отдельного, активного ребёнка, как-бы не существует. Тогда как такая же характеристика у родителей детей 8-9 лет имеет связи с компонентами Силы и Активности конструкта «Я родитель» и Активностью конструкта «Я в возрасте своего ребёнка». Как будто, «он похож на меня и я его воспитываю». Причём, активный компонент конструкта «Мой ребёнок» у родителей детей 5-6 лет в 1,44 выше, чем у родителей 8-9-тилетних детей. А по конструкту «Я в возрасте своего ребёнка» в 1,59 раза -соответственно. Если сравнить Активность по характеристике «Мой ребёнок» с Активностью по конструкту «Я в возрасте своего ребёнка», то мы увидим, что в отличие от родителей детей 8-9 лет, у которых разница по этим показателям практически отсутствует, родители детей 5-6 лет оценивают своих детей более активными, чем себя в их возрасте, в 2,3 раза. Это, на наш взгляд, является ещё одним подтверждением наших предположений относительно ослабления связей между Образом Я у детей и Образом ребёнка у их родителей от 5-6 лет к 8-9 годам.

1.4.3. Самая тесная связь (0,81) между значениями «Я-родитель (Сила)» и «Я в возрасте ребёнка (Активность) у родителей детей 5-6 лет. Вместе с тем Оценка своего ребёнка тем выше, чем выше Оценка себя в возрасте ребёнка (коэффициент корреляции равен 0,77). У родителей детей 8-9 лет таких связей не наблюдается. Т.е., чем более сильными родителями они себя ощущают в настоящем, тем активнее себя в возрасте ребёнка оценивают родители детей 5-6 лет. Складывается ощущение, что родители, как бы воспринимают себя родителями самих себя и оценивают себя, как родителя с позиции ребёнка, а своего ребёнка, как «продолжение» самих себя. В свою очередь,  самая тесная связь (0,8) между значениями «Я в возрасте ребёнка (Сила)» и «Я-родитель (Активность)» у родителей детей 8-9 лет. Активность конструкта «Мой ребёнок» связана с Активностью конструкта «Я в возрасте ребёнка». Подобной связи у родителей детей 5-6 лет нет. Т.е., чем сильнее оценивает себя родитель 8-9-ти летнего ребёнка в возрасте ребёнка, тем выше его активность, как родителя. И, ребёнок воспринимается родителем уже не как «продолжение» себя, а как отдельный субъект. Всё это, является ещё одним подтверждением того, что родители детей 8-9 лет в большей мере ощущают свою отделённость от детей и значимость своей родительской роли, чем родители детей 5-6 лет.

Тем не менее, примечательным фактом оказалось наличие множества других значимых корреляционных связей между результатами тестирования детей 8-9 лет и их родителей (Приложения №№ 1,2). При случайном расположении данных детей и родителей, т.е. при попытке выявить наличие корреляционных связей между данными детей и «чужих» родителей не было выявлено ни одной. Т.е., несмотря на ослабление связей между родителями и детьми, Образ Я ребёнка связан с Образом ребёнка у родителя у детей 8-9 лет значимо.

1.4.4. Интересно, что показатель Силы Образа Я в возрасте ребёнка у родителей находится на крайне низком уровне как у родителей детей 5-6, так и родителей детей 8-9 лет. Стоит отметить, что у родителей детей 5-6 лет он приближается к 0 и, даже низкий уровень Силы этой характеристики у родителей детей 8-9 лет в 3,81 раза выше. Наличие связи между показателями Силы в конструктах «Мой ребёнок» и «Я в возрасте ребёнка» говорит о компенсаторном характере этой особенности.  Подобная связь отсутствует у родителей детей 8-9 лет. Вероятно, родители детей 5-6 лет в большей мере склонны воспринимать своих детей в виде своего нарциссического расширения, чем родители детей 8-9 лет. Подобные выводы можно подтвердить тем фактом, что родители детей 5-6 лет оценивают своих детей в 12,9 раза сильнее, чем себя в возрасте детей и в 1,46 раза сильнее, чем себя, как родителей, а также наличием взаимосвязи между показателями «Мой ребёнок» Сила и активным компонентом характеристики «Я родитель».

Примечательно, что у родителей детей 8-9 лет показатель Силы «Я в возрасте ребёнка» связан с такими конструктами, как Оценка по конструкту «Мой ребёнок», Силы и Активности «Я-родитель». Т.е., чем более сильным себя оценивает родитель себя в возрасте ребёнка, тем выше он оценивает своего ребёнка и тем выше у него показатели силы и активности себя, как родителя.

2. по ЦТО Е.Ф.Бажина, А.М.Эткинда:

2.1. Мы обнаружили, что у 28,57 % детей 8-9 лет имеется пересечение цветовых ассоциаций по конструктам «Я» и «Мама», т.е. существует бессознательная идентификация с матерью, причём родители не идентифицируют себя с детьми. Т.е., дети стараются быть, как родители.

Также, мы изучили связь цветовых ассоциаций у детей и родителей по важным понятиям, связанным со школьной жизнью, такими как: школа, уроки, школьные успехи. Оказалось, что самым важным понятием является школа, т.е. существует тесная связь между бессознательным отношением родителей к этому конструкту и их детей (Приложения №№ 5,6,7).

2.2. В пересечении цветовых ассоциаций по ЦТО,  в конструктах «Я» у детей и «Мой ребёнок» у родителей происходит снижение с возрастом числа связей с 25 до 14%%. По конструктам «Мама» у детей и «Я-родитель» также уменьшается количество связей  – с 16,67 до 7 %%. Данные наглядно представлены в Диаграмме № 4.

Диаграмма 4 – Пересечение цветовых ассоциаций по конструктам «Я» у детей 5-9 лет и «Мой ребёнок» у их родителей, конструктам «Мама» и «Я-родитель»

Наряду с показателями пересечения цветовых ассоциаций мы также производили расчёты показателей амбивалентности и тревоги. По ним были получены интересные результаты (Диаграмма № 5, Приложения №№ 7, 8):

2.2.1. амбивалентность:

- обнаружена взаимосвязь между показателями амбивалентности в конструктах «Я» (у ребёнка) и «Мама» (у ребёнка) у детей 8-9 лет, у детей 5-6 лет подобной связи не выявлено. Это означает, что к 8-9 годам способность совмещать противоположные чувства по отношению к себе и матери увеличивается, противоречивые тенденции в отношении себя и интроецированного материнского объекта корректируются параллельно, в отличие от детей 5-6 лет, у которых интрапсихические структуры ещё находятся в процессе формирования.

- в ходе исследования значимых различий по показателю амбивалентность по отношению к себе и матери выявлено не было, однако у детей 8-9 лет амбивалентность по отношению к матери на 30,88%, а к себе на 24,08% ниже, чем у детей 5-6 лет. Это говорит о том, что по мере взросления амбивалентность к себе и матери понижается.

        Снижение амбивалентности у детей 8-9 лет, по сравнению с детьми 5-6 лет вероятно отражает внутреннюю направленность на интегрированность. Поскольку у 8-9-летних детей уже сформированы более зрелые защитные механизмы и внутриличностные структуры, это позволяет более устойчивым образом переживать отношения с родителями.

Диаграмма 5 – Показатели амбивалентности в ЦТО по конструктам «Я» и «Мама» у детей 5-9 лет

        

2.2.2. Тревога:

результаты представлены в Диаграмме № 6, Приложении № 9).

Диаграмма 6 – Тревога у детей 5-9 лет и их родителей

У детей 8-9 лет и их родителей показатели тревоги ниже, чем у детей 5-6 лет и их родителей в 1,83 и 1,78 раза соответственно. Причём значения этих показателей у детей 8-9 лет и их родителей равны, а у детей 5-6 лет и их родителей различия статистически не значимы. Можно объяснить это тем, что с развитием защитных механизмов, дети меньше провоцируют своих родителей на тревогу и родители, тоже реагируют более зрело. Иными словами, родители постоянно, как-бы со-настроены с детьми и готовы контейнировать травматичные переживания. По мере взросления и совершенствования защитных механизмов психики ребёнка, его тревога снижается, а вместе с ней и необходимость в родительском преобразовании психотравмирующих элементов.

3. По Опроснику на оценку типа привязанности к матери Е.В.Пупыревой мы произвели разделение детей на группы. В качестве независимой переменной выступил характер привязанности – надёжная/ненадёжная, т.к. из-за небольшого числа детей с ненадёжной привязанностью дальнейшее деление по типам мы сочли нецелесообразным. Далее, был произведён сравнительный анализ полученных групп по показателям оценочной составляющей Образа Я, амбивалентности. Получены следующие результаты:

3.1. существенных различий в оценочной составляющей Образа Я не выявлено;

3.2. выявлена существенная разница в показателях амбивалентности по отношению к себе по ЦТО у детей 8-9 лет (у детей 5-6 лет различий не выявлено), наглядно данные представлены в Диаграмме № 7; Приложениях №№ 10, 11.

        В то время, как у детей, в основном, к 8-9 годам уровень амбивалентности существенно снижается, у детей с нарушенной привязанностью показатели амбивалентности существенно увеличиваются.

Диаграмма 7 – Амбивалентность по конструкту «Я» у детей 8-9 лет (по ЦТО)

Выводы.

Часто родители рассказывают о том, что общаются со своими детьми, как со взрослыми. Они преподносят это, как нечто, говорящее об их особом воспитательском таланте и так, как будто подобное общение характеризует их детей, как очень развитых и смышлёных. Исследование показало, что своих детей родители представляют гораздо более сильными, чем себя в их возрасте. Себя в возрасте своих детей, родители отнюдь не воспринимают, как обладателей приписываемых своим детям качеств, а напротив, представляют, как очень слабых, нуждающихся в защите и опеке. Однако, если уйти с осуждающей позиции, то можно посмотреть на этот факт с другой стороны. В ходе исследования мы выяснили, что вложение родителей в детей 5-6 лет преимущественно нарциссическое, а у родителей детей 8-9 лет наряду с нарциссическим, присутствует объектный компонент. Но, несмотря на ослабление связей между родителями и детьми, Образ Я ребёнка связан с Образом ребёнка у родителя у детей 8-9 лет значимо. Иными словами, несмотря на появляющуюся объектность, своих детей родители воспринимают в значительной мере, как «продолжение» самих себя, причём чем младше ребёнок, тем ярче это выражено. Себя же родитель ощущает отделённым от матери и, вероятно вспоминает о себе, как ребёнке исходя из этой отделённости. Этим и могут объясняться крайне низкие значения по критерию Силы у родителей, когда они оценивали себя в возрасте ребёнка в методике Личностного дифференциала. Другими словами можно сказать, что родитель, оценивая Силу своего ребёнка описывает ребёнка, защищённого и опекаемого лично. А оценивая себя в возрасте ребёнка, родитель уже не учитывает факта наличия защиты и опеки со стороны своих родителей, и поэтому оценки Силы столь низки. Примечательно, что чем более сильным считает себя родитель 8-9-ти летнего ребёнка в возрасте ребёнка, тем выше его сила и активность, как родителя в настоящем, и тем выше он оценивает своего ребёнка. Можно предположить, что чем большую родительскую заботу получал родитель, будучи в возрасте ребёнка, тем увереннее он ощущает себя в роли родителя и тем выше оценивает своего ребёнка.

Изучая соотношение Образа Я-реального и Я-идеального у детей, мы обнаружили, что по показателю Оценка имеется некоторое расхождение в представлении о себе реальном и идеальном у детей. Однако, не смотря на более высокие значения по Оценке и Силе, Я-идеальное так же, как и реальное находится в области средних значений и поэтому не должно вызывать у детей серьёзного внутреннего конфликта из-за своей недостижимости. Помимо этого, такая разница является необходимым условием стремления к личностному росту и развитию. Фактор Силы Я-реального, т.е. осознавание наличия у себя волевых качеств, уверенности в себе, способности к преодолению жизненных трудностей находится на уровне ниже среднего, тогда как показатель Силы Я-идеального находится в среднем диапазоне. Это связано с реалистичными представлениями детей о своих ограничениях, связанных со свойственной возрасту зависимостью от родителей и значительным расхождением в своих желаниях и возможностях. Причём показатель  Силы Я-реального прямо связан с Оценкой Я-реального, т.е. чем выше Сила Я-реального, тем выше и его Оценка. Стоит отметить, что Активность Я-реального ребёнка несколько выше, чем такой-же показатель Я-идеального. Так, будто ребёнок под давлением своего Сверх-Я вынужден корректировать свою активность сообразно реальности.

Интересно, как же формируется Образ идеального представления о себе, к которому стремится ребёнок? К.Хорни говорила о доминирующем влиянии ближайшего окружения на развитие личности. Мы попытались выявить эту связь, в частности в области представлений о школьном детстве у детей и их родителей. Выяснилось, что компонент Силы Я-реального у детей связан с Оценочными факторами как Я-реального, так и Я-идеального. Также, Сила Я-реального находится в тесной связи с компонентом Силы Я-идеального, который, в свою очередь, связан с сознательными представлениями родителей о своём школьном детстве. Таким образом, воспоминания и представления родителей о себе в возрасте своего ребёнка находятся в тесной связи с идеальными представлениями о себе детей, к которым стремится Я-реальное ребёнка.    Образ Я родителей связан с Образом их школьного детства, что естественно. В школьном возрасте человек начинает постепенно осознавать свои способности, желания, соотносить эти представления с реальностью и на этой основе, строит свои жизненные перспективы, учится находить применение своим способностям. Этот образ связан и с Образом Я ребёнка. Интересно, что связь эта не прямая, а опосредуется через Образ Идеального Я ребёнка, через его ориентиры и соотнесение с ними своих возможностей. Вероятно, что именно в Образе Я-идеального находят отражение ожидания и проекции родителей. Это идеальное представление о себе во многом определяет Я-реальное и является мотиватором и ориентиром внутреннего развития для школьника 8-9лет.

Бессознательные идентификации с родительскими представлениями по отношению к такому важному понятию, как школа являются ещё одним подтверждением сказанного. Ребёнок, приходя в школу уже имеет достаточно чёткое представление о том, что он там должен делать, как учиться, как строить своё взаимодействие со сверстниками и чем оно отличается от взаимодействия с учителями и другими взрослыми. Далеко не всё из названного усваивается непосредственно из опыта. Конечно, в школьном возрасте уже достаточно развиты психические процессы и это позволяет ребёнку справляться со школьными нагрузками. Но многое из отношения к школьной реальности приобретается ребёнком в принятии родительских Образов и представлений.

Также мы выяснили, что существует бессознательная идентификация ребёнка 8-9 лет с матерью и то, что ребёнок к 8-9 годам, в большей мере, чем ребёнок 5-6 лет способен совмещать противоположные чувства по отношению к себе и матери. Причём, противоречивые тенденции в отношении себя и интроецированного материнского объекта корректируются параллельно. Процесс снижения амбивалентности протекает на фоне появления более зрелых психических защит, таких как вытеснение, интеллектуализация и др., а также созревания интрапсихических структур: Я, Сверх-Я, Идеал-Я. Всё это позволяет ребёнку более устойчивым образом переживать отношения с родителями, а также, вероятно, отражает внутреннюю направленность на интегрированность процесса формирования Образа Я.

Важно, что в то время как, в основном, к 8-9 годам уровень амбивалентности существенно снижается, у детей с нарушенной привязанностью показатели амбивалентности существенно увеличиваются.

В настоящее время в литературе встречаются данные о том, что уровень тревожности заложен генетически, поэтому, рассчитав показатель «Тревога» по ЦТО мы были удивлены полученным результатом. Интерпретируя его, мы рассуждали так, что к 8-9 годам у детей вырабатываются более зрелые защитные механизмы от тревоги. И они уже меньше провоцируют своих родителей на тревогу, то есть родители тоже реагируют более зрело. Или, описывая это в терминах контейнирования и контейнируемого содержания, можно сказать, что будучи со-настроенным с ребёнком, родитель готов контейнировать тревогу ребёнка. По мере взросления, личные защитные механизмы психики ребёнка становятся более совершенными и он сам может справляться с собственной тревогой. Необходимость в контейнировании постепенно снижается, а вместе с ней и тревога родителя.

Заключение.

В ходе исследования мы подходили к вопросу формирования Образа Я школьника 8-9 лет исходя из трёхфакторной модели этого понятия, включающей в себя когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Особый упор был сделан на взаимосвязи Образа Я детей с родительскими представлениями и внутренними Образами.

Наличие этих связей очень важно, т.к. подтверждает, что мы не можем рассматривать ребёнка 8-9 лет, как совершенно отделённого от родителей и вне контекста отношений с родителями.

Также мы изучили связь Образа Я школьника 8-9 лет с Образом школьного детства его родителей. Оказалось, что этот Образ в значительной мере связан с представлениями родителей. Это касается также и эмоционального отношения к школе и понятиям, с нею связанным.

Было бы хорошо, если бы школьные психологи, педагоги, особенно учителя начальных классов, учитывали это в своей работе как с детьми, так и во взаимодействии с родителями. Зачастую родитель в начальной школе воспринимается, как человек, оказывающий материальную помощь школе, а также, как соглядатай при выполнении ребёнком домашнего задания. И это существенно осложняет позицию младшего школьника, который рассматривается как совершенно отделённый от родителей, каковым не является. Иными словами, вероятно, правильнее было бы рассматривать школьника 8-9 лет, как представителя своей семьи, имея ввиду группу, объединённую множественными связями, в том числе бессознательными, проекциями и идентификациями. Если в контексте школы,  принимать во внимание не отдельно взятого ребёнка 8-9 лет, а учитывать то, что он очень связан внутренне со своими родителями, зависим от них, его отношение к школе, школьным урокам и другим понятиям, связанным со школой, часто усвоено им из общения с родителями и интроецировано, то легче будет понимать причины различных проблем, связанных со школьным обучением и пути их преодоления. Такими проблемами могут быть, как школьная дезадаптация, неконструктивное поведение и пр., так и сложности в выстраивании коммуникации с педагогами, сверстниками, родителями.

Надеюсь, что эта статья будет полезна для специалистов, чья профессиональная деятельность связана со школой, а полученные результаты будут использоваться на практике, подвергаться проверке и переосмыслению. Особенно важно было бы услышать мнение коллег, рассуждающих в понятиях других психологических школ и направлений.

Выражаю свою глубокую и искреннюю признательность своим научным руководителям Е.А.Пуртовой и М.А.Алексеевой, а также Т.Н.Савченко за помощь в расчётах и А.В.Скавитиной - за помощь в интерпретировании полученных результатов.

 

Список литературы.

1. Андронова О.Е., Проблема компонентов, характеристик и основных типов самосознания в психологии.// Вестник Томского государственного университета. 2007.№305

2.Бернс Р., Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.

3.Бодалёв А.А. Столин В.В. Аванесов В.С., Общая психодиагностика.-СПб.: Речь, 2006.-440с.

4.Бриш Карл Хайнц, Терапия нарушений привязанности. От теории к практике.-М.: Когито-Центр, 2012.-319с.

5.Винникот Дональд В., Ребёнок, семья и внешний мир.-М.: ИОИ, 2015.-255с.

6.Захарова А .В., Психология формирования самооценки. - Минск, 1993.-97c.

7.Кернберг Отто, Тяжёлые личностные расстройства.-М.: Класс, 2014.-460с.

8.Кон И.С., Категория «Я» в психологии.// Психологический журнал. 1981.№3

9.Лапланш Жан, Понталис Ж-Б, Словарь по психоанализу.-СПб-М.: ИОИ, 2010.-751с.

10.Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А., Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии.-СПб.: Речь, 2006.-336с.

11.Мастицкий С.Э., Методическое пособие по использованию программы STSTISTICA при обработке данных биологических исследований.-Минск: РУП «Институт рыбного хозяйства», 2009.-76с.

 12.Малер Маргарет С., Пайн Ф., Бергман А., Психологическое рождение человеческого младенца. Симбиоз и индивидуация.-М.: Когито-Центр, 2011.-412с.

 13.Петрова С.М., Теоретическое обоснование интегративной образно-регулятивной модели самосознания// Вестник Псковского государственного университета. 2008. №3

 14.Пупырева Е.В., Эмоциональная привязанность к матери как фактор становления автономии личности в младшем школьном возрасте: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук.-М.: МГУ, 2007.

 15.Райгородский Д.Я., Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия.- Самара: Бахрах-М, 2008.-655с.

 16.Роджерс Карл Р., Взгляд на психотерапию. Становление человека.-М.: Прогресс Универс, 1994.-479с.

 17.Семенович А.В., Введение в нейропсихологию детского возраста.-М.: Генезис, 2005.-268с.

 18.Соколова Е.Т., Чеснова И.Г., Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей//  Вопросы психологии. 1985.

19.Фромм Э., Психоанализ и религия.-М.: АСТ, 2010.-154с.

20.Хорни Карен, Собрание сочинений. В 3т. Т2. Новые пути в психоанализе; Самоанализ.-М.: Смысл, 1997.-544с.

 21.Чеснокова И.И., Проблема самосознания в психологии.-М.: Наука, 1977.-142с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Тема: «УУД как основа результатов реализации ФГОС НОО. Роль родителей в формировании УУД младшего школьника».

Родительское собраниеТема: «УУД как основа результатов реализации ФГОС НОО. Роль родителей в формировании УУД младшего школьника» поможет родителям разобраться с понятием УУД, а так же поможет узнать ...

Родительское собрание . Тема: «Роль родителей в формировании УУД младшего школьника"

Цель:• оказание помощи родителям в формировании УУД младшего школьникаЗадачи:   • расширить объем знаний родителей о ФГОС, о формах и методах решения возникших проблем с деть...

Роль родителей в формировании позитивной самооценки школьника

Самооценка в идеале – это динамический процесс, который развивается вместе с внутренним миром человека...

Презентация для родительского собрания Тема:" Роль родителей в формировании УУД младших школьников"

  В стандартах нового поколения во главу угла ставятся не ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно.  Главная цель: развитие лично...