Выступление на родительском собрании "Возрастные кризисы"
методическая разработка по теме

Пузикова Дарья Леонидовна

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_krizisy.docx30.13 КБ
Файл vozrastnye_krizisy.pptx371.59 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы для проведения  родительского собрания по теме «ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ»

Цель – познакомить родителей с психологическими особенностями поведения, эмоционального состояния детей, с возникающими трудностями и проблемами в период возрастных кризисов.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с особенностями поведения, с трудностями и проблемами, возникающими в период возрастных кризисов;
  2. Раскрыть понятия «Кризис 6-7 лет», «Кризис 11-12 лет», «Кризис 14-15 лет»;
  3. Дать рекомендации по преодолению трудностей и проблем в период возрастных кризисов.

Введение

Здравствуйте, уважаемые родители! К огромному сожалению, мы так устроены, что каждый этап психологического развития человека не проходит незаметно. То вдруг, откуда ни возьмись мы становимся раздражительными, не можем справиться с приступами агрессии или же, наоборот, впадаем в глубокую депрессию, и ничто нас уже не радует. Всему виной возрастные кризисы, которые и заставляют нас понервничать. Иногда даже взрослые не в состоянии понять, что с ними происходит, а что же говорить о детях!  

(1 слайд) Хотелось бы рассказать вам об особенностях возрастных кризисов помочь пережить себе и ребенку это не простое время.

(2слайд) Возрастные кризисы – особые, относительно недолгие периоды в жизни человека, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Это нормальные процессы, необходимые для нормального постепенного хода личностного развития.

Причиной возникновения кризиса является неудовлетворение новых потребностей ребенка. Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания,  нарушения в поведении детей и в их взаимоотношениях.

Форма, длительность и острота протекания кризиса зависят от индивидуальных особенностей, условий среды и окружения, в которых находится человек.

(3 слайд)Таких кризисов в период развития ребенка в психологии выделяют шесть:

  1. Кризис 1 года.
  2. Кризис 3 лет. Его называют «Я сам».
  3. Кризис 6-7 лет. Ребенок идет в школу.
  4. Кризис 11-12 лет Переход в подростковый возраст.
  5. Кризис 14-15 лет Подростковый кризис
  6. Кризис 17 лет юношеский возраст.

( 4 слайд) Кризис 6-7 лет - это переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого. Один из главных симптомов кризиса семи лет - кривляние, манерность, непослушание. Ребенок становится неуправляем, он не реагирует на замечания родителей, делает вид, что не слышит их или идет на открытый конфликт.

Обычные бытовые правила, установленные родителями становятся для ребенка воплощением "детского" мира, от которого он скорее хочет отойти. Ребенок чувствует острую потребность быть "взрослым", вести себя как взрослый, соответственно одеваться, принимать самостоятельные решения. Психологический смысл кризиса семи лет в том, что потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу в наличной ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность его психической жизни. Он начинает понимать и осознавать свои переживания, возникает "логика чувств". Кроме того появляется способность к обобщению собственных переживаний (только теперь ребенок, полностью отдавая себе отчет, может сказать "это мне нравится, а это нет", не ориентируясь на предпочтения значимого взрослого).

За счет вовлечения в школьную жизнь, расширяется круг интересов и социальных контактов ребенка; общение с взрослыми и со сверстниками становится произвольным, "опосредствованным" определенными правилами.

 (5 слайд) Важные психические особенности детей 6-7 возраста

  • Появляется новый уровень самосознания - осознание себя не только как мальчика, сына, партнера по игре, но и как друга, ученика, одноклассника. У ребенка появляется осознание своего социального Я, то есть себя в обществе. Ему важно, как он общается с окружающими и как они общаются с ним.
  • Формирующаяся личность 7-летнего малыша приобретает так называемую внутреннюю позицию, которая сохраняется на всю жизнь и определяет поведение человека, его деятельность, а также его отношение к окружению и самому себе. Внутренняя позиция формируется в зависимости от того, каков сам ребёнок, какое место он занимает в окружении, и какое это окружение.

Многие дети не хотят идти в школу. Почему?

  • Дети не хотят учиться, потому что боятся трудностей. А откуда они узнали, что в школе трудно? Из разговоров родителей: "Какую школу выбрать? Сколько там учат иностранных языков? Есть ли там программирование, логика? Нет?! Тогда мы в такую школу не пойдём."
  • Многие дети уже в детском саду начинают достаточно серьёзно учиться. Таким образом, мотив "хочу научиться читать и писать" у них уже частично удовлетворяется. Но всему своё время. Потому, что учёба (а не игра) как ведущая деятельность характерна для семилетки только теоретически. На протяжении всего периода младшей школы учёба только пытается стать для ребёнка другом.

(6 слайд)Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис семи лет - способность и потребность в социальном функционировании. Ребенок стремиться получить определенную социальную позицию - позицию школьника.

( 7 слайд) Психологи дают следующие рекомендации, чтобы период адаптации ребёнка к школе прошёл спокойнее:

  1. Быть главным помощником ребенка в том, чтобы адаптация к школе прошла спокойнее.
  2. Не торопитесь с походом в школу, если замечаете, что у ребенка игровой интерес значительно преобладает над познавательным.
  3. Выстроите режим ребенка таким образом, чтобы оставалось время на отдых, игры и прогулку.
  4. Важно помогать ребенку освоить новый для него уровень самостоятельности, предоставляя ему больше свободы.
  5. Помните, что оценки в адрес ребенка создают его представление о себе, влияют на его самооценку.
  6. Еще до того, как ребенок пойдет в школу, осознайте, что успехи или неудачи ребенка в процессе учебы не есть показатель его успешности в будущем.

(8 слайд) Кризис 11-12 лет (переход в подростковый возраст)

Младший школьный возраст

Это важный период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность.
В процессе учебной деятельности ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством. Вторая особенность этой деятельности — приобретение ребенком умения подчинять свою работу на различных занятиях  обязательным  для всех правилам.Подчинение правилам формирует у ребенка умение регулировать свое поведение и тем самым более высокие формы произвольного управления им.

(9 слайд)Учебная деятельность имеет следующую структуру:

  • Учебные задачи;
  • Учебные действия;
  • Действие контроля;
  • Действие оценки

Эта деятельность связана, прежде всего, с усвоением младшими школьниками теоретических знаний, т. е. таких, в которых раскрываются основные отношения изучаемого учебного предмета. При решении учебных задач дети овладевают общими способами ориентации в таких отношениях. Учебные действия направлены на усвоение детьми именно данных способов.

Важное место в общей структуре учебной деятельности занимают еще действия контроля и оценки, которые позволяют школьникам тщательно прослеживать правильное выполнение только что указанных учебных действий, а затем выявить и оценить успешность решения всей учебной задачи.

(10 слайд)Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей; так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим. Благодаря такому мышлению, памяти и восприятию дети способны в последующем успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими.

Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что является важным качеством личности ребенка. 

(11 слайд) Психологи дают следующие рекомендации, как правильно вести себя, чтобы сгладить конфликты и сохранить хорошие отношения с ребенком.

  1. Будьте терпеливы.
  2. Общение должно быть в виде диалога, где существует равенство позиций взрослого и подростка.
  3. Устанавливайте границы дозволенного;
  4. Помните, что подросток – личность, претендующая на равные со взрослыми отношения и права.
  5. Избегайте оценок личности, высказывайте отношения к поступкам и поведению.
  6. Развивайте самосознание – спрашивайте о смыслах поступков, о намерениях.

(12 слайд) Кризис 14-15 лет (подростковый кризис)

Подростковый кризис - это переходный этап между детством и взрослой жизнью.

(13 слайд) В подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится общение.

Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания подросток готов на многое (например, занятия паркуром). Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многие факты нарушения норм и правил поведения.

Подросток, по сравнению с младшим школьником, более чутко относится к мнению коллектива. Если младшего школьника удовлетворяет похвала учителя, то подростка больше затрагивает общественная оценка. Он болезненнее и острее переживает неодобрение коллектива, чем неодобрение учителя. Вот почему подросток бурно реагирует на нетактичные замечания, которые ему делает учитель в присутствии одноклассников. Не следует упрекать, поучать, стыдить подростка в присутствии других детей. Это может вызвать острый конфликт. Потерять авторитет в глазах одноклассников, уронить свое достоинство – это самая большая трагедия для подростка.

Самооценканачинает проявляться в младшем школьном возрасте, но там она отличается исключительной неустойчивостью, в то время как у подростка она носит относительно устойчивый характер.

Оценивая себя, подростки отмечают в себе не только отрицательные, но и положительные черты, но в их оценках наблюдается явное преобладание отрицательных черт и форм поведения. Некоторые подростки особо подчеркивают, что недостатков у них много, а нравится в себе “только одно”, “единственная черта”, т.е. характеристикам младших подростков присущ отрицательный эмоциональный фон. При этом у детей четко обнаруживается острая потребность в самооценке и в то же время переживание неумения оценить себя.

Подростковый кризис, помимо прочих факторов, усугубляется половым созреванием ребенкаПомимо психологических механизмов в дело вступают физиологические. Как говорится - "гормоны бушуют". Подросток может стать как неуравновешенным и импульсивным, так и апатичным и быстро устающим. Происходящие с подростком перемены (как внутренние, так и внешние), первое не совсем осознанное половое влечение - все это тревожит ребенка, заставляет его переживать и может стать причиной подростковых комплексов.

( 14 слайд) Подростковый возраст отличается и массой положительных факторов:

  • Возрастает самостоятельность ребенка;
  • Более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми;
  • Значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности;
  • Развивается ответственное отношение к себе, к другим людям и т.д.

( 15 слайд)Новообразования подросткового возраста

  1. Чувство взрослости.
  2. Своя позиция.
  3. Стремление к самостоятельности.

( 16 слайд)Психологи дают следующие рекомендации, как правильно вести себя, чтобы сгладить конфликты и сохранить хорошие отношения с ребенком?

  1. Запаситесь терпением.
  2. Постарайтесь «ослабить поводок», на котором вы держали своего ребенка, и предоставить ему самостоятельность.
  3. Если подросток настойчиво что-то требует, обсудите с ним эти требования.
  4. Если ребенок чем-то хочет с вами поделиться – не отмахивайтесь от него, даже если его проблемы кажутся вам смешными.
  5. Потеряв доверие ребенка, очень сложно обрести его снова – ребенок замыкается в себе.
  6. Во время ссор подросток может вам наговорить гадостей, помните, что на самом деле он так не думает.
  7. Ребенку нужна ваша поддержка, любовь, понимание и советы.

Подростковый кризис - непростое время и для ребенка, и для родителей, но его негативные проявления можно и нужно сгладить.

Заключение

Все эти кризисные периоды характеризуются изменениями в отношенииребенка к окружающему миру, людям, а также скачком  физическом и психическом развитии. Меняется ведущая деятельность (та, что играет наибольшую роль в жизни ребенка). Хочу напомнить Вам, что кризис - это явление временное. Нельзя миновать эти кризисы, т.к. без них невозможно дальнейшее развитие личности. Эти периоды как ворота в следующий возраст.

Будьте семьёй оптимистов, тогда любые проблемы и кризисы развития вам не по чём. Ведь вы вместе!

ЛЮБИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Карповская средняя общеобразовательная школа» Уренского муниципального района Нижегородской области ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ Педагог-психолог Пузикова Д.Л.

Слайд 2

ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ – это особые, относительно недолгие периоды в жизни человека, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Это нормальные процессы, необходимые для нормального постепенного хода личностного развития.

Слайд 3

В ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ: Кризис 1 года Кризис 3 лет «Я сам» Кризис 11-12 лет Переход в подростковый возраст Кризис 6-7 лет Ребенок идет в школу Кризис 17 лет Юношеский возраст Кризис 14-15 лет Подростковый возраст

Слайд 4

КРИЗИС 6-7 ЛЕТ РЕБЕНОК ИДЕТ В ШКОЛУ Симптомы

Слайд 5

ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ВОЗРАСТА

Слайд 6

Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис 6-7 лет – способность и потребность в социальном функционировании. Ребенок стремится получить определенную социальную позицию школьника

Слайд 7

Памятка для родителей Быть главным помощником ребенка в том, чтобы адаптация к школе прошла спокойнее. Не торопитесь с походом в школу, если замечаете, что у ребенка игровой интерес значительно преобладает над познавательным. Выстроите режим ребенка таким образом, чтобы оставалось время на отдых, игры и прогулку. Важно помогать ребенку освоить новый для него уровень самостоятельности, предоставляя ему больше свободы. Помните, что оценки в адрес ребенка создают его представление о себе, влияют на его самооценку. Еще до того, как ребенок пойдет в школу, осознайте, что успехи или неудачи ребенка в процессе учебы не есть показатель его успешности в будущем.

Слайд 8

КРИЗИС 11-12 ЛЕТ ПЕРЕХОД В ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ Ведущая деятельность - учебная

Слайд 10

Основные новообразования младшего школьного возраста: Отвлеченное словесно – логическое и рассуждающее мышление; Память становится мыслящей, восприятие – думающим; Умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им.

Слайд 11

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Будьте терпеливы. Общение должно быть в виде диалога, где существует равенство позиций взрослого и подростка. Устанавливайте границы дозволенного; Помните, что подросток – личность, претендующая на равные со взрослыми отношения и права. Избегайте оценок личности, высказывайте отношения к поступкам и поведению. Развивайте самосознание – спрашивайте о смыслах поступков, о намерениях.

Слайд 12

КРИЗИС 14-15 ЛЕТ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ – это переходный этап между детством и взрослой жизнью.

Слайд 13

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕНИЕ

Слайд 14

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Возрастает самостоятельность ребенка; Более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми; Значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности; Развивается ответственное отношение к себе и другим людям.

Слайд 15

Новообразования подросткового возраста Чувство взрослости. Своя позиция. Стремление к самостоятельности.

Слайд 16

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Запаситесь терпением. Постарайтесь «ослабить поводок», на котором вы держали своего ребенка, и предоставить ему самостоятельность. Если подросток настойчиво что-то требует, обсудите с ним эти требования. Если ребенок чем-то хочет с вами поделиться – не отмахивайтесь от него, даже если его проблемы кажутся вам смешными. Потеряв доверие ребенка, очень сложно обрести его снова – ребенок замыкается в себе. Во время ссор подросток может вам наговорить гадостей, помните, что на самом деле он так не думает. Ребенку нужна ваша поддержка, любовь, понимание и советы.

Слайд 17

Нельзя миновать возрастные кризисы, так как без них невозможно дальнейшее развитие личности. Это периоды как ворота в следующий возраст.

Слайд 18

Будьте семьей оптимистов, тогда любые проблемы и кризисы вам не по чем. Ведь вы вместе! Любите своего ребенка таким, какой он есть!

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Кризис 7 лет"

Кризис 7 лет не первый: в своём развитии ребёнок прошел несколько подобных кризисов  -  кризис новорожденности, кризис 1 года и трех лет. Однако, тема кризиса 7 лет является актуальной пробл...

Родительское собрание "Кризисы взросления младшего школьника"

Родительское собрание "Кризисы взросления младшего школьника"...

Родительское собрание "Кризисы взросления младшего школьника"

Презентация для родительского собрания....

Родительское собрание Кризисы младшего школьника

Данный материал поможет родителям выбрать правильные методы воспитания детей...

Родительское собрание "Кризисы взросления младшего школьника"

Цель: Формирование у родителей знаний о психологии кризиса подросткового возраста.Обучение их приемам общения с ребенком в кризисный период....

Родительское собрание "Кризисы взросления младших школьников"

Цели•              Формирование у родителей знаний о психологии кризиса подросткового возраста;•...