Особенности детей с умственной отсталостью
презентация к уроку на тему

Чернова Ирина Сергеевна

Хочется сделать особый акцент на словах великого дефектолога Льва Выготского, который в свое время предложил «найти то здоровое, нетронутое, сохранное, что есть у каждого умственно отсталого ребенка, и на основе этого осуществлять коррекционно-педагогическую работу». Ведь каждому человеку Богом даны определенные задатки, которые необходимо найти и развить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_detey_s_umstvennoy_otstalostyu.pptx89.04 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Слайд 2

Познавательная активность низкая, поэтому он не желает ничего знать. Плохо развита моторика. Наблюдается недоразвитость всех видов речи: неправильно произношение слов, невозможность построения предложений, бедный словарный запас и т.д. Замедленные мыслительные процессы, а зачастую и их полное отсутствие. Как результат, у ребенка не формируется абстрактное мышление, ему не под силу проделать логическую операцию, обобщение проводит только элементарное. Продуктивная деятельность заключается в подражании, поэтому все игры элементарные. Предпочтение отдает легкому труду, так как волевые усилия могут отсутствовать. Эмоционально-волевая сфера инфантильна, возможны резкие изменения настроения без каких-либо причин. Возбудимость довольно высокая или, наоборот, низкая. В восприятии мира наблюдаются значительные трудности, что обусловлено тем, что такие дети не могут выделить главное, не понимают процесса составления целого из частей, которые размещены внутри. Им тяжело представлять. Поэтому они плохо ориентируются в пространстве. Концентрация внимания не продолжительная, переключаемость на другие предметы и операции замедленная. Память произвольная. Больше сосредоточена на внешних признаках предмета, чем на внутренних.

Слайд 3

По времени проявления признаков умственной отсталости определяют две формы болезни: олигофрения; деменция.

Слайд 4

Олигофрения – это поражение коры головного мозга в пренатальный , натальный и постнатальный (только до 3-летнего возраста) периоды, в результате которого наступает психическое или умственное недоразвитие. Причинами олигофрении считаются: перенесенные матерью инфекционные заболевания во время беременности; асфиксия (родовая травма); умственная отсталость родителей или хотя бы одного из них; несовместимость крови по резус-фактору ребенка и матери; употребления родителями алкоголя, наркотиков.

Слайд 5

Деменция – органическое поражение головного мозга в результате перенесенного заболевания или травмы после периода нормального развития ЦНС. У ребенка нарушается память, внимание, скудеют эмоции, нарушается поведение. Причинами деменции являются: травмы мозга; шизофрения; менингит; эпилепсия и др.

Слайд 6

Умственная отсталость классифицируется не только по времени проявления, но и по глубине поражения. Также имеет значение и место поражения мозга. Итак, на степень умственной отсталости, по мнению многих ученых, влияет: ВРЕМЯ ПОРАЖЕНИЯ – МЕСТО ПОРАЖЕНИЯ – ГЛУБИНА ПОРАЖЕНИЯ Выходя из этого, существуют такие степени умственной неполноценности: идиотия ; имбецильность ; дебильность.

Слайд 7

Идиотия – это тяжелая (глубокая) форма умственной отсталости. Такие дети не могут осмыслить окружающий мир. Речевые функции у них довольно ограничены. У таких детей наблюдаются нарушения: координации движений; моторики; поведения; эмоций.

Слайд 8

У них желания связаны только с удовлетворением своих физиологических потребностей. Такие дети необучаемые. Главное задание – это научить их элементарным навыкам самообслуживания. В поведении таких детей наблюдается вялость, заторможенность, иногда возможно двигательное беспокойство. Идиотия бывает 3 видов: полные (лежачие, глубокие) идиоты ; типичные идиоты ; речевые идиоты .

Слайд 9

Имбецильность – это умеренная степень умственной отсталости. Дети с таким диагнозом: понимают обращенную к ним речь; могут овладеть определенными наипростейшими трудовыми навыками; могут повторять автоматические действия после продолжительного обучения; имеют относительно развитую речь.

Слайд 10

При этом у них довольно неустойчивое внимание, наблюдаются значительные нарушения в поведенческой сфере. Такие дети практически не обучаемы. Они безразличны к результатам своей работы, так как не понимают, в чем её смысл. Очень привязываются к людям, которые их воспитывают. Таких детей можно научить: Правильно себя вести. Элементарным посильным трудовым действиям. Самообслуживанию в меру их возможностей. Ориентировке в быту.

Слайд 11

Большое внимание необходимо уделять развитию у таких детей психических функций, а также познавательной деятельности насколько это будет возможно. Поэтому коррекционные занятия – это основа их обучения, в результате которых некоторые дети овладевают элементарными навыками чтения, счета и письма, знаниями о себе и об окружающем их мире. Обучаются такие дети (с согласия родителей) в специальных детдомах. Являются недееспособными.

Слайд 12

Дебильность — это легкая умственная отсталость. Дети с таким диагнозом характеризуются: конкретным наглядно-образным мышлением; наблюдательностью; упрямостью ; неумением обманывать; довольно развитой фразовой речью.

Слайд 13

При этом лексический запас бедный, письменная речь, как и мелкая моторика, нарушена, плохо ориентируются в пространстве, не всегда понимают по часам, психические процессы приторможены, выполняют только подобные действия, эмоционально-волевая сфера бедная.

Слайд 14

Дебильность бывает: неосложненной ; осложненной нарушениями разных анализаторов; осложненной нарушениями нейродинамики ; с выраженной лобной недостаточностью; с психопатоподобными формами поведения.

Слайд 15

Дети с таким диагнозом, как дебильность, обучаются в школе по специальной программе. Основным заданием является: обучение их чтению, письму, счету; расширение знаний об окружающем мире; обучение выполнения элементарных трудовых действий; проведение коррекционных занятий, которые призваны развивать у них познавательные интересы соответственно интеллектуальным возможностям.

Слайд 16

Неосложненная дебильность Ребенок спокойно овладевает программой вспомогательной школы (общая ему не под силу), работоспособен, социально адаптируется легко. В комфортной среде всегда добродушен, нервные процессы уравновешены, эмоционально-волевая сфера сохранна. Дебильность, осложненная нарушениями разных анализаторов Развитие ребенка затруднено как в результате умственной отсталости, так и вторичного дефекта. Социальная и трудовая адаптация довольно ограничены. Жизненных перспектив мало. Дебильность с выраженной лобной недостаточностью Дети, как правило, вялые, беспомощные, неактивные, не любят работать. У них наблюдается нарушение моторики. Речь многословная, но бессодержательная. Развитие познавательных процессов проходит очень медленно. Дебильность с психопатоподобным поведением У таких детей эмоционально-волевая сфера не устойчивая. Личностные компоненты недоразвиты. Подвержены постоянным непредсказуемым действиям. Такие дети стремятся куда-то убежать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности эмоционального развития детей с умственной отсталостью в коррекционной школе на уроках развития речи.

В материале отражены особенности эмоционального  развития детей с умственной отсталостью. Определены основные моменты на уроках развития речи...

Особенности психологического развития детей с умственной отсталостью

В дошкольном возрасте многие особенности развития ребенка имеют латентный характер. С одной стороны, некоторые проявления оказываются временными и постепенно, по мере взросления, ребенок теряет их, а ...

Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Данный материал будет полезен учителям, работающим с детьми с интеллектуальными нарушениями....

Статья "Особенности мыслительных операций умственно отсталых детей"

Статья "Особенности мыслительных операций умственно отсталых  детей"...