Конспект тренингового занятия "Я смогу!"
план-конспект на тему

Горюшина Мария Линовна

Цель занятия : создать условия для формирования навыков преодоления стресса и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу и страх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл treningovoe_zanyatie_ya_smogu.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие «Я смогу!»

Форма: занятие с элементами тренинга

Пояснительная записка.

Совсем недавно не было и речи об асоциальном поведении школьников. Обычные шалости, школьные нарушения не представляли никакой социальной опасности. Но с тех пор, как в школы и даже детские сады стали вызывать милицейские наряды, стало понятно, что общество столкнулось с новой проблемой — асоциальным поведением детей. Детская преступность в последние годы очень стала актуальной и «модной». Асоциальное поведение школьников — закономерный результат деформированной социально-экономической системы, недостатков в воспитательной системе, а также без духовности и низкого культурного уровня семьи.

Какие отклонения в поведении детей можно отнести к асоциальным? Их очень много: грубость, сквернословие, неуважение к старшим, воровство, хулиганство, бродяжничество, курение, употребление алкоголя, наркотиков.  Но важно заметить, что эти проявления не «одиночны» и чаще всего они проявляются в комплексе, и тогда ребенка, пораженного ими, называют трудным, а потом асоциальным. Асоциальный — значит, почти граничащий с антисоциальным. Схема падения от трудного к асоциальному примерно такая: сначала появляются отдельные искажения, затем —«шатающаяся» ориентация, которая может перейти в отрицательную, и, наконец, может сформироваться устойчивая антиобщественная направленность личности.

Причины асоциального поведения школьников можно перечислять огромное количество и необходимо так же рассматривать в комплексе. Это взаимодействие с родителями и  неблагополучная обстановка в семье, школа и одноклассники. Часто школьные неуспехи - это признак глубокого душевного разлада самого подростка, зависимого от его отношений с родителями. Чувство уверенности, которое ребенок получает в семье, вероятно, одна из лучших гарантий школьных успехов.

Важными причинами асоциального поведения школьников являются психологические причины. Они включают чувство уверенности в себе, физические и умственные недостатки ребенка, его собственный ритм, мотивацию, успехи и поражения, степень стабильности семейного очага, через которые он уже прошел. Все это вызывает у школьников чувство стресса, которое школьнику с каждым днем трудно преодолевать.

Цель занятия : создать условия для формирования навыков преодоления стресса и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу и страх;

Задачи:

  • раскрыть понятия «тревожность» и «стресс»;
  • познакомить учащихся со «здоровыми» способами преодоления тревожности и упражнениями на расслабление;
  • обучить навыкам саморегуляции, прогнозирования и преодоления жизненных преград;
  • повышение уверенности в достижении жизненных целей.

Форма проведения: занятие с элементами тренинга.

Аудитория: учащиеся 7-9 классов.

Место: класс.

Материалы и оборудование: листы для записей, ладошки из бумаги трех цветов (красная, желтая и синяя), старые газеты, спокойная музыка для релаксации.

Иллюстративный материал: презентация на тему «Стресс. Способы его преодоления

План- конспект занятия.

Этап занятия.

Содержание деятельности психолога (ведущего)

Время

1.Организационный.

Приветствие участников занятия. Знакомство с темой занятия.

Работа с эпиграфом урока «Живя, умей все пережить, печаль, и радость, и тревогу»

Ф.И.Тютчев.

3 минуты

2. Основной.

Психолог. «Ребята, как вы думаете, что такое тревожность?» (Выслушиваю предположения ребят). (Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного).

Психолог «Как выглядит тревожный человек?» (Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение.)

Психолог «Как вы думаете, какие физиологические изменения происходят в его организме? (Учащение сердцебиения, и дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги, неприятные ощущения в животе и т.п.)

Упражнение «Что такое стресс?» (мозговой штурм. (Учащиеся выписывают на листы ватмана свои предположения)

 Информирование. Что такое «стресс», причины возникновения стрессов.

Упражнение «Я и мой стресс». Цель: работа с эмоциональными реакциями, возникшими у участников группы

Психолог: «Я прошу вас сейчас вспомнить наиболее яркое, запомнившееся стрессовое состояние, можно и то которое вы испытали сейчас. Что вы чувствовали в это время? Вспомните как можно точнее тот момент вашей жизни. Изобразите на бумаге в любом образе это переживание. Это может быть любой цвет, любая фигура, изображение животного, предмета, явления природы. Всё с чем ассоциируется пережитое вами состояние»

Обсуждение. Рисунки демонстрируются друг другу. Высказывается тот, кто пожелает.

Важно прийти вместе с участниками к мысли, что в жизни стрессовых ситуаций избежать невозможно, поэтому необходимо знать и уметь применять разные способы выхода из стрессовых ситуаций.

Упражнение «Как можно преодолеть стресс?»

Психолог: «Ребята, подумайте, как можно преодолеть стресс и тревожность? Я попутно буду записывать все, о чем вы сказали, и вносить на нашу доску.

– Какие еще способы преодоления тревожности вы можете подметить?

 Учащиеся указывают способы, которыми пользуются они, а также могут указать и способы, которые используют их старшие братья, сестры, родители. Учитель вносит записи в две колонки. (Сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями – здоровые способы; переедание, ругань, курение, вино,– в нездоровые…)

 – Итак, у нас получилось 2 колонки.

 – Все ли перечисленные способы преодоления тревожности здоровые?

 – Как вы понимаете смысл выражения нездоровые способы?

 Итак, в одну из колонок мы определили здоровые способы преодоления напряженного состояния (учитель подписывает колонку, а другую колонку предлагает назвать нездоровыми способами).

 – Какие способы более эффективны здоровые или нездоровые? Почему?

 Вывод: Необходимо использовать только здоровые способы, так как вторые возможно и снимают тревожность, но ценой в здоровье. Употребление ПАВ (психоактивных веществ – веществ, влияющих на головной мозг и вызывающих привыкание) создает иллюзию по снятию тревожности. Через небольшое количество времени человек понимает, что все осталось по-прежнему. (Учитель также объясняет, что переедание вредно для здоровья, а ругань и брань может разрушить отношения и человека изнутри).

Игра «Кричалки – шепталки – молчалки». Цель: саморегуляция, снятие страсса.

 Из разноцветного картона изготавливаются три ладони: красная, желтая и синяя. Это – сигналы. Когда учитель поднимает красную ладонь – «кричалку» - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую ладонь – «шепталку» - можно тихо передвигаться и общаться шепотом; синюю – «молчалку» - дети должны замереть на месте и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой».

Упражнение «Ёжик». Цель: саморегуляция, снятие стресса.

 Участники располагаются по кругу. Игру начинает учитель, он тихим шепотом, еле слышно зовет: «Ежик!» Далее в строгой последовательности ученики должны незначительно повышать голос, причем каждый следующий должен сказать немного громче предыдущего, пока последний не дойдет до громкого крика. Игра проходит несколькими кругами. [Бурмистрова Е.В.. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): Методические рекомендации для специалистов системы образования. — М.: МГППУ,2006.]

Упражнение «Дотянись до звезд». Цель: повышение уверенности и собственной ответственности в достижении жизненных целей. Упражнение выполняется под медитативную музыку.

Психолог «Закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую- нибудь особенно яркую звезду, которая связывается у вас с мечтой, желанием или целью. Дайте ей название. Теперь протяните руки к небу и постарайтесь дотянуться до звезды. Старайтесь изо всех сил. А теперь сорвите ее с неба и положите в карман. Можно сорвать несколько звезд.» Обсуждение.

[Г.И. Макартычева «Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения»]

2 минуты

5 минут

5 минут

5 минут

10 минут

5 минут

5 минут

12 минут

3.Рефлексия.

4. Заключительный этап.

Психолог: «Закончите, пожалуйста предложения:

Во время занятия я понял, что….

Самым полезным для меня было…»

Обсуждение, подведение итогов.

5 минут

Список использованной литературы.

  1. Гринберг Дж. «Управление стрессом». 7-е изд. — СПб.: Питер, 2002.
  2. Бурмистрова Е.В.. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): Методические рекомендации для специалистов системы образования. — М.: МГППУ,2006
  3. Макартычева Г.И. «Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения»- СПб.:Речь,2008.]
  4. Монина Г.Б., Раннала Н.В. «Тренинг: ресурсы стрессоустойчивости»-Спб.2009.
  5. http://www.vashpsixolog.ru
  6. http://psyfactor.org/lib/stress2.htm
  7. http://www.b17.ru/article/2756/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие с элементами игры "Личностный рост"

Тренинговое занятие с элементами игры проводится с целью приобретение опыта совместной работы всей группы над поиском новых ощущений, восприятий, способов поведения через понимание себя и других. Чере...

Тренинговое занятие "Учимся дружить"

Тренинговое заняие "Учимся дружить"...

тренинговое занятие для детей из детского дома

тренинговое занятие для детей из детского дома направлено на формиоравание и развитие коммуникативных навыков....

Конспект тренингового занятия в 3 классе " Я забочусь о своем здоровье и о здоровье других"

Тема занятия «Я забочусь о своем здоровье и берегу здоровье других».Цели занятия: 1)     Снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности;2)...

План – конспект тренингового занятия «Будем дружны!».

Тема: Сплочение коллектива.Цель: Содействие в нормализации отношений между учащимися.Задачи: Провести игры и упражнения на сплочение и взаимодействие.Участники: учащиеся 3 – 4 классов...

Конспект тренингового занятия «Я и другие»

Тема: Межличностные отношенияЦель: Формирование коммуникативных навыковЗадачи: 1. Создать ситуацию сотрудничества   2. Создать предпосылки для формирования интереса к другим людям...

План-конспект тренингового занятия: "Путешествие на остров «Дружба»"

Цель и задачи: создать условия для взаимодействия детей друг с другом, способствующие формированию навыка сотрудничества, положительного отношения друг к другу, предоставить возможность проявлени...