Научим детей общаться.
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Этот материал поможет педагогам найти ответ на актуальный вопрос в современном мире. Как научить детей общаться? С чего начать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchim_detey_obshchatsya.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Научим детей общаться.

Тайна человеческого общения состоит в том, чтобы догадываться о несказанном, уметь воспринимать услышанное. Как важно внушить ребенку , что он кому-то нужен, что он личность. Одиночество дома, одиночество в классе приводит детей к нервному расстройству. Как научить их полноценному  общению? С чего начать?

Прежде всего в приобщении детей  к культуре общения должна присутствовать игра, новизна, стимул. В нашей работе с детьми при подборе форм обучения, тренинга, акцент делается на развитие внимания, эмоционального  контакта. Способность к перевоплощению, к «вчувствованию»в другого человека формируется с детства. Как развить в себе эту способность? На помощь приходит детское воображение.

Я проводила с детьми специально подобранные упражнения. Вот несколько из них.

«Робот». Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу, один из играющих делает замедленные движения руками, головой, всем телом. Задача других- в точности копировать движения, быть из «зеркальным отображением». Движения дети предлагают самостоятельно.

«Шеренга» Выстроившись в шеренгу на расстоянии шага друг от друга, участники встают лицом  к одной из стен помещения. Все закрывают глаза и о хлопку ведущего подпрыгивают, делая в прыжке поворот вокруг совей оси. Поворачиваться можно р вправо, и влево, но обязательнотаким образом, чтобы после приземления оказаться лицом к одной из стен.(т.е. повороты будут на 90, 180, 270, 360 градусов). Задача участников -после каждого хлопка совершить синхронные повороты и всем приземляться повернутыми лицом в одну и ту же сторону. Как правило задача для группы трудно выполнима, цель достигается путем тренировки.

«Слово» Эта игра рассчитана на двоих. Каждой паре нужно семиклеточное игровое поле и фишка. Фишка устанавливается на центральной клетке игрового поля. По сигналу играющие начинают в унисон и нараспев произносить : са-мо-.. Третьим слогом может быть кат ( самокат) или  лет ( самолет). Третий слог участники должны произнести строго одновременно. Задача одного – добиться совпадения своего слога с третьим слогом товарища. Задача другого участника – уходить от подстройки, добиваясь несовпадения. После каждого такта игры фишка перемещается на одну клетку в сторону победившего в этом такте игрока. Победа за тем , кому удаться перетянуть фишку на свой конец игрового поля.

«Выбор» Несколько игроков рассаживаются в круг. По  команде ведущего каждый  из них должен указать пальцем на одного из сидящих товарищей, с кем бы он, допустим, хотел составить пару в другой игре. Цель- добиться хотя бы в одной из попыток такого набора, при котором группа распалась бы на пары взаимно выбывших друг друга участников. Когда число участников непарное, ведущий становится играком.

В поведении человека всегда присутствуют два аспекта -внешний, воспринимаемый нами , и внутренний –то, что связано со смыслом его поведения, мотивацией, целенаправленностью. Без понимания этого внутреннего смысла нельзя объяснить поступки и поведения человека. Внутренняя сторона поведения человека обнажается в так называемом «открытом» общении.

В классе детям было предложено обсудить некоторые правила поведения, нарушение которых в случае их принятия определяет меру наказания, причем в большинстве случаев ее определяет сам  нарушитель. Система  наказания действует по принципу «горячей печки»: предупреждение( сам знал, что горячая-«нельзя»)  и включение самооценки ( сам виноват, знал, что..)

Итак , вот некоторые  из этих правил:

Разрешается :    

Улыбаться друг другу.

Помогать, уважать…

Дружить, выручать…

Быть добрым, веселым…

Стараться хорошо учиться..

Запрещается:

-хамить, грубить

-пускать в ход кулаки, обижать

-бездельничать и мешать товарищам, говорить друг другу обидные слова

Эти правила каждый записал на отдельном листочке и хранил в дневнике. Допускалось три нарушения, за каждое из которых нарушитель сам ставил себе черную точку(дырку). При наличии трех дырок принималось соответствующее решение.

В классе завели тетрадь «Ах-ах-ах! Ой-ой-ой!», куда можно «поплакаться» , анонимно написать , чего боюсь, с чем не согласен, что предлагаю, что волнует, чего не понимаю. Дети охотно вели эту тетрадь, записывая  в нее свои радости и огорчения. Раз в неделю тетрадь  я просматривала  и там же в письменной форме давала советы.

Что дают такие игры, формы работы учителю?

Во-первых, помогают перевести конфликтные ситуации в плоскость конструктивного обсуждения с детьми волнующих их проблем. Кроме того, это ведет к изменению самочувствия ребят, развивается чувство восприятия товарища как равноценного себе. И, конечно же, происходит перемена в восприятии внешнего мира, приобретается умение вести диалог.

Что хочется пожелать себе и коллегам в работе с детьми? Принять как закон: каждый день, общаясь с детьми, начинать его надо радостно и заканчивать миром.

В подборке упражнений использован материал  книги:

Цен Н.В., Пахомов Ю.В. Психологические игры в спорте. – М. Физкультура и спорт